Михаил Булгаков
Подготовила
ученица 11 класса «Б»
2003 г.
он в 1909 году поступил на медицинский факультет Императорского университета св. Владимира. Ещё на втором курсе ,в 1913 году, он женился на Татьяне Николаевне Лаппа. В молодости Булгаков был большой любитель развлечений – обожал дружеские вечеринки, рестораны и театры. Учёбой он себя не переутомлял и из-за академической задолженности 3 года оставался на 2-ом курсе. Однако когда встал вопрос о его отчислении, он «взялся за ум», стал усидчиво заниматься и в 1916 году закончил университет, «весьма удовлетворительно выдержав установленные испытания». Шёл 3-ий год войны. Булгакова немедленно призвали в армию, и в течение нескольких месяцев он был военным врачом в Каменец-Подольске и Черновцах.
Вскоре, однако, его фронтовая служба кончилась. Летом 1916 года Булгакова откомандировали в распоряжение Смоленского губернатора, и он получил назначение в качестве земского врача в один из самых глухи уголков Смоленской губернии- в село Никольское Сычевского уезда. Этот период своей жизни Булгаков позже описал в «Записках юного врача». Время это было ля него очень трудное. Лечась от дифтерита, он пристрастился к морфию и в течение нескольких лет страдал от наркомании. Ещё более угнетала его глушь и страшное невежество населения. Осенью 1917 года Булгакову удалось перебраться в Вяземскую городскую земскую больницу, а в феврале 1918 года он был уволен с военной службы и вернулся вместе с женой в Киев (всего за несколько дней до этого отбитый частями Красной Армии у Центральной Рады).
Киев находился тогда в самом эпицентре бурных событий Гражданской войны. Уже в марте город был занят немцами, которые передали власть гетману Скоропадскому. В это время Булгаков начал практиковать как частный врач-венеролог. (В родном городе он воспрял духом и смог постепенно избавиться от страшной привязанности к наркотику.) В декабре, после ухода немцев, Киев отбили войска Директории (петлюровцы). В феврале 1919 года сюда вошли красные , установившие в городе жесточайший террористический режим (за неполных 7 месяцев было расстреляно около 7 тысяч человек). В конце августа красные были выбиты наступающей армией Деникина. Незадолго до этого Булгаков был мобилизован в Красную Армию и вместе с ней покинул город. Дальнейшие события его биографии известны недостаточно хорошо. Кажется, во время штурма Киева красными 14 октября Булгаков перешёл на сторону белых и был направлен ими на Кавказ - сначала в Грозный, потом во Владикавказ, где работал в местных военных госпиталях. В это время появляются его первые фельетоны, которые публиковались в белогвардейских газетах. В феврале 1920 года Булгаков навсегда оставил медицину и сделался штатным журналистом ведущей местной газеты «Кавказ». Жизнь его на юге стала понемногу налаживаться, но вскоре белые потерпели окончательное поражение. Во время их отступления Булгаков, больной тифом, не смог уехать из Владикавказа.
При новой власти он сколько возможно старался заниматься литературой – в апреле стал работать заведующим литературной секцией политотдела искусств во ВЛАДИКАВКАЗСКОМ ревкоме и заведовал театральной секцией: организовывал литературные вечера, концерты, спектакли, диспуты, написал и поставил несколько своих (весьма слабых) пьес. В мае 1921 года, когда во Владикавказе усилились репрессии против бывших белогвардейцев, Булгаков посчитал за лучшее переехать сначала в Тифлис, а потом в Батум. Но здесь, несмотря на все усилия, он не смог найти работы и страшно бедствовал без малейшей надежды на литературный заработок. В конце сентября Булгаков с женой переехал в Москву.
Жизнь в столице Булгаковым пришлось начинать с нуля. Друзья устроили их в Тихомировском студенческом общежитии. Потом они жили в большой коммунальной квартире на Большой Садовой. (Только в середине 30-х гг. Булгакову удалось обзавестись собственной квартирой.) В Москве в то время было очень голодно, свирепствовала безработица. Булгаков перебирался случайными заработками и сменил несколько мест работы. Он работал за ничтожное жалованье в одном из издательств, подрабатывал в труппе бродячего театра, а в марте работал репортёром в газете «Рабочий», в следующем месяце поступил обработчиком писем в газету «Гудок».
Но постепенно, установив связи с различными газетами, Булгаков стал подрабатывать писанием фельетонов и репортажей. Он написал их за это время множество – больше сотни. Часть своих работ он помещал в эмигрантской газете «Накануне», выходившей в Берлине. (Здесь в июне 1922 года было напечатано несколько глав его повести «Записки на манжетах».) Первые значительные произведения Булгакова в Советском Союзе появились только в 1924 году, когда ему было уже 33 года. Были опубликованы его повесть «Дьяволиада», первая часть повести «Записки на манжетах» и первая часть романа «Белая гвардия». В октябре 1925 года появилась повесть «Роковые яйца» - первая вещь, на которую обратила внимание критика. Повесть была расценена как острая сатира на советскую власть.
В том же 1925 году Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», которая при его жизни так и не была напечатана, поскольку сатира её на советскую действительность была слишком очевидна. В том же году была напечатана вторая часть «Белой гвардии».Однако окончания этого романа современники Булгакова так и не увидели и поэтому не смогли оценить его.
становилось всё более известным, произошли перемены в его личной жизни. В начале 1924 года он познакомился с Любовью Евгеньевной Белозерской, женой журналиста Василевского (она уже не жила тогда со своим мужем и разводилась). Между ними начался бурный роман. В апреле Булгаков развёлся со своей первой женой. Через год они с Белозерской поженились.
Главным результатом публикации «Белой гвардии» для Булгакова стало то, что на роман обратил внимание МХАТ, остро нуждавшийся в современном репертуаре. В апреле 1925 года режиссёр МХАТа Вершилов предложил Булгакову написать на основе «Белой гвардии» пьесу. Булгаков охотно согласился. Постепенно в ходе работы над пьесой (которая в окончательном варианте получила название «Дни Турбиных") он довольно сильно отошёл от сюжета романа и убрал многих героев. В результате действие стало динамичнее, а главная идея – трагедия личности, попавшей в жестокое горнило революции, - выступила резче и рельефнее. Премьера состоялась в октябре 1926 года. «Дни Турбиных" имели необыкновенный успех – уже в первом сезоне МХАТа 1926/27 г. они ставились более 100 раз. Вообще 1928 – 1929 гг. стали коротким периодом относительного процветания для Булгаковых. Одновременно в разных театрах шли сразу 3 его пьесы, то обеспечивало вполне сносное существование. И в то же время, несмотря на враждебность критики, он чувствовал общественное признание своего таланта.
В конце 20-х гг., с ужесточением советского режима, над головой Булгакова начали сгущаться тучи. В октябре 1928 г. в «Известиях» появилась статья с призывом «ударить по булгаковщине». Вскоре была запрещена к постановке булгаковская пьеса «Бег» (также посвящённая белому движению), которую уже начали репетировать артисты МХАТа. 2 февраля 1929 г. своё слово по отношению к «Бегу» высказал Сталин. В своём ответе драматургу Билль – Белоцерковскому генсек расценил «Бег» как «проявление попытки вызвать жалость, если даже не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигратщины» и тем самым «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». После такого отзыва судьба пьесы была решена. Снятие «Бега» имело роковые последствия и для других булгаковских пьес – все они в марте 1929 г. были сняты с репертуара по решению Главреперткома, а Булгаков остался совершенно без средств к существованию. Несколько раз он пытался получить разрешение на выезд за границу, но неизменно получал отказ. Тогда в июле он написал письмо к Сталину. Никакого ответа на это письмо Булгаков не получил. В августе он писал брату Николаю, который находился в Париже: «В 1929 г. совершилось моё писательское уничтожение…Вокруг меня уже ползёт змейкой слух о том, что я обречён во всех смыслах…»
В этот тяжёлый момент Булгаков начал работу над главным своими произведениями: пьесой «Мольер», «Театральным романом» и романом «Мастер и Маргарита». «Мольер» - трагическое произведение, посвящённое вечному вопросу взаимоотношения Художника и Власти. В марте 1930 г. Главрепертком запретил «Мольера». В ОТЧАЯНИИ 28 марта Булгаков пишет новое письмо Правительству. В этом знаменитом послании он откровенно объявил, что никогда не сможет стать лояльным коммунистическим писателем, так как, во-первых, главным в своём творчестве он считает «борьбу с цензурой, какая бы она не была и при какой бы власти не существовала», во-вторых, он сатирик, а при теперешнем положении вещей «всякий сатирик в СССР посягает на советский строй», наконец, он по духу мистический писатель, пишет «чёрными мистическими красками» и не может относиться к «революционному процессу», происходящему в стране, иначе, как с «глубоким скепцизмом». В связи с этим Булгаков просил либо отпустить его за границу, либо дать работу режиссёра в Художественом театре. Письмо было размножено и отправлено по семи адресам: Сталину, Молотову, Кагановичу, Калинину, Ягоде, Бубнову и Кону. Ответ на него был неожиданным. 18 апреля на квартиру Булгакову позвонил сам Сталин. Когда генсек спросил о желании писателя уехать за границу, Булгаков ответил: «Может ли русский писатель жить вне родины?!» Через полчаса после этого памятного разговора Булгакову позвонили из Художественного театра и пригласили на работу ассистентом режиссёра.
Его дебютом на новом месте стала инсценировка «Мёртвых душ» Гоголя, которые затем шли с большим успехом в МХАТе в течение многих лет. Вскоре последовало разрешение возобновить «Дни Турбиных". Сталин очень любил эту пьесу. Но в отношении других булгаковских пьес позиция советских властей оставалась неизменной. В 1931 г. театр Вахтангова отказался ставить булгаковскую пьесу «Адам и Ева». Та же судьба постигла в 1935 г. замечательную комедию Булгакова «Иван Васильевич», написанную для театра Сатиры. В октябре 1936 г. Булгаков ушёл из МХАТа (который он называл «кладбищем моих пьес») и поступил либреттистом – консультантом в Большой театр с обязательством сочинять по одному либретто ежегодно. Но и в амплуа либреттиста Булгакова преследовали неудачи.
Вынужденный писать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер и Маргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды. В октябре 1932 г. Булгаков развёлся со своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. В ней он обрёл свою последнюю возлюбленную и с неё списал главные черты своей Маргариты. «Мастер и МАРГАРИТА» - гениальное и самое неоднозначное из всех произведений Булгакова.
Исполненный глубокой философской грусти финал романа был в чём-то схож с концом самого автора. В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг – нефросклероз. В последний год жизни он написал к юбилею Сталина пьесу «Батум» о революционной деятельности молодого вождя. Говорят, что Сталин, ознакомившись с пьесой, нашёл её хорошей, но не разрешил ни ставить, ни публиковать. Этот холодный запрет тяжело поразил писателя. Состояние его резко ухудшалось. В последние месяцы жизни он ослеп. В марте 1940 г. Булгаков скончался.
Михаил Афанасьевич Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. До начала 50-х гг. на его могиле не было ни креста, ни памятника. Елена Сергеевна не раз захаживала в прикладбищенскую мастерскую в поисках надгробной плиты и однажды заметила в яме среди обломков мрамора огромный чёрный камень. «Что это?» - поинтересовалась у гранильщиков. – «Да Голгофа». – «Как Голгофа?» Ей объяснили, сто на могиле Гоголя стояла Голгофа с крестом, пока к юбилею не поставили новый памятник. Камень этот, по преданию, выбрал в Крыму Иван Аксаков и привёз в Москву на лошадях. «Покупаю»,- не раздумывая сказала Елена Булгакова. Так гоголевская Голгофа стала надгробным памятником Булгакова.
Когда-то Михаил Булгаков писал Павлу Попову, вспоминая Гоголя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». По слову и сбылось.
Используемая литература:
1) 100 великих россиян/ К.В.Рыжков/москва - «Вече», 2000
2) 100 великих писателей: Михаил Булгаков/Л.С.Калюжная/Москва-«Вече», 2000