Мировая экономика (шпаргалка)

История международных торговых отношений

Международная торговля по своим масштабам и функциям в общем комплексе международных экономич-х отнош-ий сохраняет фундаментальное знач-е. В историческом плане национализация хозяйственной жизни началась именно со сферы товарного обращения. Развитие шло от меновой торговли к формированию локальных рынков. В 16-17 веках, в эпоху первоначального накопления капитала, произошло стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок. Попытки разработки последовательной экономической концепции, объясняющей причины внешней торговли и ее место в хозяйственной жизни страны начали предприниматься в эпоху разложения феодальных отношений. Повышение потребности в драгоценном металле определили направленность теоретических разработок меркантилистов. Меркантилисты исходили из положения, что источником богатства является сфера обращения. Богатство они отождествляли с денежным капиталом. Благосостояние любого государства зависит от возможно большего накопления в стране золота и серебра, должно быть преобладание вывоза товара над ввозом их в страну. Внешняя торговля должна быть ориентирована только на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой суммой. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление гос. вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Рекомендации в области торговой политики: необходимо стимулировать экспорт и всячески ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и, получая за свои товары золото и серебро. Постепенно у торгующих стран возникали торговые диспропорции. Т.к. страна, импортирующая какие-либо товары, постепенно начинает испытывать недостаток золота. Импорт прекращается, что приводит к производственному кризису в стране экспортере. Эти обстоятельства способствовали развитию национализма (насильственное стремление получить как можно больше преимуществ за счет других стран). Всё это привело к появлению непрерывных войн. Международная торговля разделилась на зоны, удовлетворяющие интересы метрополий и связанных с ними колониальных стран.

Основы международной торговли

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами производственной деят-ности между покупателями разных стран.

Внешняя торговля отдельных государств и регионов выступает составным элементом международной торговли.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют 3 важным элемента: 1)Товарооборот; 2)Товарная структура; 3)Географическая структура. Товарооборот – сумма стоим-ти экспорта и импорта той или иной страны. При этом различают стоимостный и физический объёмы внешней торговли. Стоимостный объем – исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять ее реальную динамику. Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств (выражаемых в долл. США). В 2000 г. объем международной торговли составил 4,4 трлн. долл. Учет экспорта осуществляется в ценах ФОБ, учет импорта – в ценах СИФ. Во внешней торговле различают несколько видов экспорта товаров в зависим-ти от их происхождения и назначения: 1)Классический экспорт (простое перемещение товара из страны в страну; 2)Толлинг (значение в современных условиях приобретает вывоз отечественных товаров (особенно сырья и полуфабрикатов) для переработки заграницей под таможенным контролем с последующим возвращением). 3) Реэкспорт. (вывоз товаров раннее ввезенных из-за границы без доделки и переработки). 4)К экспорту относится в случае временного вывоза заграницу товаров (выставки, ярмарки, научн. конференции) с последующим их возвращением. 5)Экспорт в рамках ТНК.

Виды импорта: 1)Классический импорт; 2)Реимпорт (продажа ранее вывезенного товара из заграницы); 3)Импорт товаров (сырья, узлов, деталей) для переработки внутри страны с последующим вывозом за границу. 4)Временно-ввозимые товары; 5)Импорт в рамках ТНК.

Теорема Рыбчинского

Теорема Рыбчинского заключается: при неизменных ценах и наличии в экономике  только 2х секторов, рост одного из факторов производства ведет к сокращению выпуска одного из товаров.

Последствия неравномерного роста фактора производства приводит к тому, что определенный рост одного из них не только повышает удельный вес сектора, где он используется, но и делает его доминирующим. При неизменных мировых ценах это приводит к сокращению выпуска товаров, услуг в др-х отраслях экономики. Так происходит потому, что каждый раз сектор, где наиболее интенсивно используется подешевевший фактор производства переманивает к себе у альтернативной отрасли мобильные факторы производства.

Теория жизненного цикла продукта

Является альтернативной теорией, которая была создана по ряду причин. В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, универсальное объяснение которым классические теории дать не могут. Это побуждает к дальнейшему развитию уже существующих теорий и к разработке альтернативных теоретических концепций по ряду причин: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговле; 2) Резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю; 3) Возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства.

Суть теории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов их жизни, т.е. периода времени, в теч-е которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.

На 1ой стадии а) происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны; б)производство нового продукта носит мелкосерийный характер; в) требует высокой квалификации рабочих; д) концентрируется в стране нововведения, лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста а) спрос на продукт растет; б) его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны; в) продукт становится более стандартизированным; д) увеличивается конкуренция между производителями; е) расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно а) крупносерийное производство; б) в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор; в) начинается перемещение производства в развивающиеся страны.

По мере того, как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка а) спрос в развитых странах сокращается; б) производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах; в) страна нововведения становится частым импортером.

Недостатки: Сущ-ют товары, кот-ые не вписываются в теорию жизненного цикла (товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющее значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей. Т.о. образом теория не явл-ся универсальным объяснением тенденции развития международной торговли.

Теория эффекта масштаба.

Является альтернативной теорией, которая была создана по ряду причин. В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, универсальное объяснение которым классические теории дать не могут. Это побуждает к дальнейшему развитию уже существующих теорий и к разработке альтернативных теоретических концепций по ряду причин: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговле; 2) Резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю; 3) Возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства.

В начале 80-х гг. П.Крюгман, Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции (возникает экономия, обусловленная массовым производством).

Согласно этой теории многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим ёмкий рынок.

Недостатки:  Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, т.к. связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК.

Коммерческие формы связи науки с производством

Одним из важнейших факторов размещения производства с эпоху НТР становится тяготения к центрам науки и образования. Это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, т.е. в эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы.

 ТЕХНОПОЛИС - одна из форм свободных экономических зон, создаваемых для активизации, ускорения инновационных процессов, способствования быстрому и эффектному применению технико-технологических новшеств. Ядро технополиса образует региональный центр разработки и освоения производства высокотехнологичной продукции мирового класса. Программа деятельности технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных исследований с последующим продвижением их результатов в производство. Технополисы пользуются государственной поддержкой.

ТЕХНОПАРКИ – это центры сосредоточения передовых знаний и технологий с быстрым внедрением последних в производство. Это коммерческие научно-исследовательские центры с развитой инфраструктурой, современными средствами для НИОКР.

Стратегия развития и основные черты НТР

НТР – это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину 20 веку и уже к 70м годам она увеличила экономический потенциал М.Х. в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, кот-ые превратили их в ускоритель НТП.

Наиболее важными чертами НТР являются:

1) исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу (чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР. Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. В России расходы на НИОКР значительно ниже, что явл-ся следствием низкого технического уровня производства

2) Коренные преобразования в технической базе производства (речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрений новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышение эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3)НТР влияет на отраслевую структура материального производства (резко увеличивается доля промышленности, с/х приобретает индустриальный характер.

4) Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством (управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии производства. Этим занимаются менеджеры).

В ходе НТР меняются технологические методы производства. Механическая технология обработки предмета труда, занимавшая доминирующее положение в материальном производстве вытесняется более эффективными методами. При них изменяется не просто форма предмета, но и молекулярная  и атомная структура вещества. Происходит его преобразование с заданными свойствами. Такова химическая технология производства синтетических материалов, методы производства атомной энергии, использования плазмо-химических процессов, лазеров, биохимические и биофизические методы воздействия, применяемые в с/х, легк. пром-ти, медицине.

Компонентная структура механизма НТП,

Составными частями являются: наука, техника, технология, производство, управление.

Наука – производство становится всё более наукоёмким. Наукоемкость измеряется уровнем затрат на НИОКР. Различие в затратах на науку между экономически развитыми странами (составляет 2-3% ВВП) и развивающимися странами, (составляет доли процента ВВП) очень существенны.

 Техника и технология – воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель – повышение эффективности производства, производительности труда. Развитие техники и технологии имеют 2 пути: эволюционный и революционный. Коренные преобразования в технической базе производства связаны с широким применением ЭВМ, роботов, внедрением новых технологий и интенсификацией старых методов и технологий, открытием и использованием новых источников и видов энергии, повышением эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

Производство – развивается по 6 направлениям: - электронизация, - комплексная автоматизация, - перестройка энергетического хозяйства, - производство принципиально новых материалов, - ускоренное развитие биотехнологии, - управление.

Управление - Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством (управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии производства. Этим занимаются менеджеры).

В ходе НТР меняются технологические методы производства. Механическая технология обработки предмета труда, занимавшая доминирующее положение в материальном производстве вытесняется более эффективными методами. При них изменяется не просто форма предмета, но и молекулярная  и атомная структура вещества. Происходит его преобразование с заданными свойствами. Такова химическая технология производства синтетических материалов, методы производства атомной энергии, использования плазмо-химических процессов, лазеров, биохимические и биофизические методы воздействия, применяемые в с/х, легк. пром-ти, медицине.

Лизинг

Лизинг появился и стал бурно развиваться в 50-х —  начале 60-х годов в США.         лизинг - сдача в аренду предметов длительного пользования: зданий, машин, самолетов, автомобилей, компьютеров. —  это предоставление права на пользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владение на определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемую компенсацию.

         Это трехсторонний комплекс отношений, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.

Существуют различные формы и виды лизинга.

     По объекту сделки лизинг подразделяется на лизинг потребительских товаров длительного пользования и лизинг инвестиционных товаров;

Арендаторами при лизинговой сделке могут быть как частные лица, так и предприятия. Арендодателями – промышленные предприятия. По характеру различают  финансовый (капитальный) лизинг и операционный. Финансовый – напоминает покупку товара в рассрочку. Получатель (арендатор) обязуется производить периодические платежи кредитному банку или лизинговой компании. Операционный – можно сравнить с ссудой, которая может аннулирована в любой момент времени и позволяет арендатору кратковременно использовать машины и оборудования.

Сущ-ет также лизинг с предоставлением всех услуг. Здесь арендодатель выполняет ремонт, страхование и выплату налогов, сделки же, при которых все эти обязанности числятся за арендодателем, они называют «чистым» лизингом.

Лизинг может финансироваться как напрямую, так и косвенно, поэтому различают прямой и косвенный лизинг.