Основные причины и закономерности появления государства и права

          

Министерство Образования России

Севастопольский филиал Академия Труда и Социальных Отношений

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Тема: «Основные причины и закономерности появления государства и права»

Юридический факультет

                                                                                                                                               Выполнил: студент 1 курса

Николаев Денис Игоревич

Руководитель: доцент

Чекмезов Владимир Ильич

Результат защиты____________________

<<____>>____________________________

г. Севастополь

2001 год

План

Введение…………………………………………………………………………………3

Основные принципы и закономерности появления государства……………………4

Возникновение государства……………………………………………………………9

Теории происхождения права……………………………………………………..….15

Причины и закономерности возникновения права…………………………….……17

Заключение………………………………………………………………………….…20

Список литературы……………………………………………………………………21

 

Введение.

Теория Государства и права – это основная обще юридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Вопрос о происхождении государства и права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях появления государства и права, выявляя причины происхождения государства и права, исследуя их  развитие. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии.

 Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин  при этом  тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации. В истории известны следующие типы государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Основные принципы и закономерности появления государства.

1.       Теории происхождения государства.

Существует множество теорий происхождения государства и права, они неразрывно связаны с историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира и другими причинами. Коротко останавливаясь на каждой теории можно заметить множество сходств и столько же различий, но выделим  основное.

1.      Теологическая теория происхождения государства.

Данная теория была одной из первых теорий происхождения государства. Её представителями были  многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы. Это Фома Аквинский –13 век, в дальнейшем эту теорию развили представители ислама и современной католической церкви – это Жак Маритен, Мерсье. Государство, по мнению представителей данной теории, – это продукт божественной  воли. Теория показывает, что государство вечно и незыблемо, и все должны подчинятся государственной воле – воле Бога. Которая в государстве реализуется через представителей церкви и другие религиозные организации.

Данная теория в принципе недоказуема, так как построена на вере людей в Бога как высшего разума. К недостаткам данной теории можно отнести то, что она не позволяет определить, как совершенствовать формы государства, государственное устройство общества, право и многое другое.

2.      Патриархальная теория происхождения государства.

Эта теория также возникла в древности. Основателем ее был  Аристотель (3 век до нашей эры), его идеи  подхватили Фильмер, Михайловский и другие представители более современного периода. Смысл данной теории состоит в том, что государство – это разрастающаяся из года в год семья. Во главе этой семьи стоит монарх – глава государства – отец семейства, заботившийся о членах своей семьи, в руках которого сосредоточена вся государственная власть.

В данной теории упрощен процесс происхождения государства, по мнению историков, нет ни одного исторического свидетельства такого способа возникновения государства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в результате разложения первобытнообщинного строя.

3.      Патримониальная теория происхождения государства.

Гаммер. Государство произошло от права собственности на землю                             (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на данной земле.

4.      Органическая теория происхождения государства.

Эта теория возникла во второй половине 19 века, это было связано со значительными  успехами в естествознании, которые коснулись и общества в целом. Представителями данной теории были Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие. Государство – это биологический организм, в  котором правительство выполняет функцию мозга, управляет всем организмом (подданными). Государство согласно данной теории подобно живому организму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только сильные государства в процессе естественного отбора, войн, борьбы. Из этого следует, что полностью отрицать данную теорию нельзя, так как люди являются не только биологическими организмами, но и одновременно социальными. Однако нельзя проблемы социальные сводить только лишь к биологическим. Они, вместе взятые, отражают различные уровни жизни общества.

5.      Психологическая теория происхождения государства.

Представителями данной теории были Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд. Они объясняли, что государство возникло на основе свойств человеческой личности, его психики и потребности людей жить в коллективе, подчинятся авторитетам, указаниями которых можно руководствоваться в повседневной жизни, подражать. Обосновывая данную теорию её сторонники опираются на исторический опыт зависимости людей, их сознания от авторитетов вождей, жрецов, шаманов, царей, религиозных и  политических деятелей. Государство, по мнению сторонников этой теории, – это продукт психологических противоречий между двумя типами личности: активными, способными к принятию решений и пассивными, способными выполнять данные решения, а иногда и подражать.

Бесспорно, психологический фактор в образовании государства отрицать полностью нельзя, так как человеческая психика формируется под влиянием определённых условий, таких как экономические, социальные, военные, политические и др.

6.      Теория общественного договора.

Основоположники этой теории Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локка, Ж–Ж. Руссо, А. Радищев. Государство возникло на основе заключения между людьми договора о создании государства, при этом люди добровольно передают государству часть своих прав.

Так в декларации независимости США (1776 г.) говорится: ”Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечению этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых”.[1]

Государство обязуется отстаивать интересы общества, защищать права человека, его собственность, принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, защищать свою территорию, однако если условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию, то есть смену общественного строя

Эта теория позволила расширить знания о государстве и правах человека, она  обосновала право народа на свержение власти неугодного правителя вплоть до революции или восстания.

7.      Демографическая теория.

Она утверждает, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, обусловлено ростом населения.

8.      Теория насилия. 19 век.

Основоположники Е.Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович. По их теории государство это результат войн, насилия, т.е. завоевание одних племен другими, принуждение их для управления завоеванными народами и территориями. Войны способствовали образованию классов, завоеватели превращали пленников в рабов. Данная теория была использована нацистской Германией в качестве основной идеологии.  Опираясь на исторические данные эту теорию, полностью отвергать нельзя, следовательно, насилие это одно из причин возникновения государства.

-          Марксистская теория возникновения государства.

(Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс.)

            Государство возникает как результат естественного развития первобытного общества. В основу теории положено экономическое развитие общества, обеспечивающее материальные условия возникновения государства, а также социальные изменения в обществе, способствующие возникновению государства.

            Государство этот продукт образования классов, подавления господствующим классом других классов, продукт классовой борьбы между ними. Эта теория охватила многие социальные и экономические стороны государства, классовые противоречия в обществе, однако в стороне остались такие вопросы как национальные, религиозные, психологические, военно-политические и другие, влияющие на процесс образования государства.

            На основе вышеизложенных теорий можно определить основные причины возникновения государства: 

·        Божественная сила  (Теологическая теория).

·        Сила разума, сознания (Договорная теория).

·        Факторы психики (Психологическая теория)

·        Биологические факторы (Органическая теория).

·        Социально-экономические факторы (Марксистская теория)

·        Военно-политические факторы (Теория насилия).

            Данные теории послужили фундаментом  для становления современной теории государства и права, основанной на объективных законах развития общества,

 на основных закономерностях возникновения, развития, видоизменения и совершенствования государства и права.

                Теория государства и права, используя знания предшествующих теорий, стала фундаментальной юридической наукой, включающая в себя:         

·       

·           

·        Первоначальные знания в правоведении.

·       

Возникновение государствА.

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества.

Первобытный строй – первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

·      Первобытное стадо (каменный век)

·      Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род (поздний неолит, 5 – 7 лет назад)

·      Разложение родовой общины

Первобытнообщинному строю были свойственны:

-         Общественная власть  (род, племя, союз племен)

-         Общая собственность  (орудия и средства производства)

-         Коллективный труд

Один человек не мог противостоять природным условиям, причём труд был разделён между мужчинами и женщинами. Не было публичной власти.

При первобытнообщинном строе люди работали сообща всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством – то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.

Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производственности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи. И это накопление продукта приводит к  первому крупному разделению труда: отделение скотоводства от земледелия, отсюда следует первое разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Второе крупное разделение труда – это  отделение ремесла от земледелия. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления.  Возникает частная собственность на землю. Расслоение общества на бедных и  богатых. «Различие между богатыми и бедными, выступают наряду с различием между свободными и рабами». [2]

 Далее произошло выделение купцов – людей знатных только обменом продуктов – это послужило третьему крупному разделению труда.

Три крупных общественных разделения труда дали толчок в образовании государства, при этом собственность разделилась на частную и общественную.

 Эксплуатация соплеменников, пленных рабов, имущественное раслоение

членов племен, рода, на бедных и богатых способствовала образованию классов. На смену первобытнообщинного строя приходит новая организация людей – государство.

            Основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

-         Три крупных  общественных разделения труда.

-         Отделение человека от мира  животных.

-         Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем

-         Возникновение семьи (матриархат» патриархат).

-         Появление частной собственности на орудия труда и средства производства.

-         Раскол общества на классы.

-         Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением  людей обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества.

Процесс формирования государства в разных странах протекал по-разному. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделял три основных формы возникновения государства:

-         афинская

-         древнегерманская

-         древнеримская

            Возникновение государства в Афинах шло классическим путём: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ:

Реформы Тессея – (в течение нескольких веков до восьмого века до н. Э.)

Это объединение племён  в единый афинский народ, Тессей при этом  поделил все население Афин на три класса:

                        Эвпатридов   (благородных)

                        Геаморов  (земледельцев)

                        Демиургов  (ремесленников)

            Эвпатриды –родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

            Геаморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

            Следующий этап реформ – реформы Соломона – он разделил граждан на четыре класса по имущественному признаку: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три

первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс – бедняки  - участвовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность

 бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу – выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено

требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

            Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен – это реформы в 509г. до н. Э. Ликвидировали в Афинах полностью родовой строй Атика разделилась на 100 самостоятельных общин – во главе их стояли старейшины.

            Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью – патрициями и бедняками – плебеями, живших вне римских городов – они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме.

            Возникновение государства у Древних германцев – завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии).

Государства создавались и в виде городов Месопотамии, Месоамерики, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

            Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая –образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

            На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государства явились:

1)     разделение труда

2)     частная собственность

3)     борьба противоположных классов

4)     появление прибавочного продукта (излишка)

5)     внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

6)     территориальное разделение населения

При всём многообразии форм возникновения государства они имеют ряд общих черт отличия от первобытнообщинной власти родового строя.

Государство – это соединение некоторого множества людей под господством права (И. Кант).

Государство есть продукт общества на известной ступени развития (К. Маркс и Ф. Энгельс).

 Государство – такая организация внутри общества, которая владеет монополией на законное насилие  (М. Вебер).

Рассматривая два пути возникновения государства можно выделить основные различия между восточным (азиатским путем) и западным, это:

Восточный путь возникновения государства характеризуется совершенствованием аграрно – индустриальной сферы общества. Это было связано с использованием и совершенствованием орудий труда, скотоводства, земледелия, строительством ирригационных сооружений, необходимостью объединения в этих целях больших

масс людей и территорий, а так же единого централизованного руководства этими массами людей. Появился избыточный продукт, что обусловило появление внутри

общины должностных лиц, выполняющих функцию должностных администраторов, казначеев, они стремились укрепить свои права, закрепляя при этом право на наследование должностей.

 Так складывался аппарат государственной власти,который контролировал экономические, политические, военные сферы деятельности государства и осуществлял полное управление ими. В результате этого возникла определенная структура управления: наверху вместо вождя – неограниченный монарх, ниже вместо совета старейшин и вождей – советники, далее чиновники, и т д. Все стало государственной собственностью и земля, и люди во главе с абсолютным монархом. Восточные государства крайне отличались друг от друга, в одних, например, в Китае рабство носило семейный характер, в других в Египте – было много рабов, которые были собственностью фараонов или храмов. Восточный тип государства охватил не только земли Азии, Восточной Европы, но и Африку, Америку. Общее этих государств – это то, что они были абсолютными монархиями, обладали мощным чиновничным аппаратом, в основе их экономики лежала государственная форма собственности, а частная имела второстепенное значение.

В ряде государств восточный путь развития дожил до начала 20 века, менялись царственные династии, однако общество в основном оставалось неизменным.

Западный путь возникновения государства характеризовался проведенной в этих государствах научно – технической революцией. В результате классовой борьбы в обществе, в данных государствах, при переходе из родоплеменного общества к государству  постепенно сформировалась частная собственность, которая стала фундаментом для утверждения господства имущих классов и исполь зования публичной власти в своих интересах – Афины классическая форма возникновения государства.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство между людьми: у аристократов земельных наделов и рабов было больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством появляется наемный труд, растет влияние экономически сильной группы, укрепление частной собственности. Ослабевает роль народного собрания, власть переходит в руки сильнейших. В итоге наиболее богатые собственники заняли ответственные государственные должности,  господство родовой знати было ликвидировано. 

Процесс образования государства в Риме был таким же  как и в Афинах. Борьба патрициев с плебеями стала главной в возникновении государства в Риме.

В Германии становление государства шло своим путем. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых. Полукочевое земледелие способствовало сохранению коллективной формы общественно – хозяйственной деятельности. Расслоение общества, неспособность управлять завоеванными территориями способствовало образованию государства в Германии. Таким путем шло развитие государства на территориях  Европы, Древней Руси, Ирландии итд. 

   Теория происхождения права.

          Теория естественного права.

            Кроме позитивного права, создаваемого государством, существует общее естественное право, стоящее над позитивным. Данное право исходит от самой природы вообще, от природы человека, природы вещей.

            Право по Канту, - “это соввокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы”.[3]

            По Ггелю право означает осуществление свободы свободной воли или “наличное бытие свободы”.[4]

        Это свидетельствует о том, что существуют высшие, постоянно действующие нормы, принципы, такие как: разум, справедливость, мудрость, определенные ценности, свобода, стоящие выше позитивных государственных.

        Историческая школа права.

        Право, как выражение духа народа которое складывается подобно языку в процессе исторического развития. Право – это продукт народного духа.

            Реалистическая школа права.

            Право возникает, развивается под воздействием определенных внешних

Факторов. Интересы, двигающие человеком, заставляют его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

            Социологическое право.

            Идея данной теории – это изучение живого права, складывающейся из определенной системы правоотношений и поведения людей в сфере права. Право, согласно данной теории это уравновешенная сила в жизни общества. Право следует искать не в нормах, а в самой жизни.

            Психологическая теория права.

            Право – это результат человеческой психики, связанной с переживаниями людей.

            Материалистическая теория права.

Право – это продукт классового общества, это выражение и утверждение воли и интересов  экономически господствующего класса.

ПРИЧИНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА.

            Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы  морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

М. Рейснер писал: «мы нашли наличность права в доклассовом обществе как права международного, которое покоилось на началах мести и было направлено к  ограждению целого живого состава и неприкосновенности областей владения со стороны многочисленных групп. В сфере самого родового образования мы права не нашли, но по мере развития рода и его различных форм оно растет и развивается во внутриродовое право, которое регулирует в высшей степени сложные отношения родства как естественного так и искусственного, связанного с ним участия во владении родовым имуществом». [5]

Согласно Рейснеру «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти» [6].

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства. Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были:   экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное раслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидумомом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

·        Право выражает волю экономически господствующего класса.

·        Право является средством навязывания этой воли всему населению.

·        Право направлено на обеспечение классового господства и

поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

·        Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве

·        Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.                                                                                                                               

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, Право также является выражением воли и интересов общества, оно получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

        Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство – наличием публичной власти. Право как и государство возникает для необходимости управления в государстве.

            Если “форма”, -отмечал К.Маркс,- просуществовала в течении известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как  положительный закон”.[7]

            Можно выделить два пути развития права:

·        Государства, в которых приоритетным является государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в масульманских странах, законы Ману в Индии).

·        Государства, в которых приоритетным является частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

В таких государствах создавалось более высокое законодательство, в том числе гражданское, регулирующее имущественные общественные отношения.

Частное Римское право дожило и до сегодняшних дней. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к развитию права и наоборот.

Заключение.

            Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, наряду с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

            Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Государство выступает и как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует

уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

            Демократические государства опираются на пра во, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридичечских норм, выражающих интересы общества.

            Государство офицально устанавливает право,обеспечивает его выполнение.Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      

2.         «Полное собрание сочинений», т. 39; «Государство и революция», т.33

3.      

4.      

5.      

6.      

7.      

8.      

9.      

10.   

11.   

12.   

13.   

14.   

15.   


[1]  Декларация Независимости США 1776 год

[2]  Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности, государства». М. 1985 г.

[3]  Кант И. Соч. – Т 4 – Ч 2 с. 139

[4]  Гегель. Философия права. М. – Л , 1934 г. – с. 54

[5]  М. А. Рейснер. «Наше право, чужое право, общее право» – М. – Л. Госиздат 1925 г. с. 276

[6]  М. А. Рейснер. «Наше право, чужое право, общее право» – М. – Л. Госиздат 1925 г. с. 245

[7]  К. Маркс. Соч. Т. 4