Аудит

1.Фин-экон контроль.

Пост наблюд со стор гос-ва, обществ организ и работников за производственно-фианс д-тью предпр, за д-тью должностных иц этого предпр, с целью соблюд ими действ законод актов и правовых норм, регулирующих их д-ть. Сис-ма фин контроля в РФ подразд на: 1. гос-фин контроль – осущ гос ор-ны власти(счетная палата РФ, контрольно ревизионный аппарат, мин фин, мин по налогам и сборам, ор-ны фед казначейства, ЦБ РФ и т.д.)

2. общественный контроль – реализ на осн обществ институтов и законов, обязывающих ор-ны исп власти предост информацию всем заинтересованным лицам. Здесь большую роль играют ср-ва массовой инфорации.

3. аудит (независимый контроль). В соотв с ФЗ аудит это предпр д-ть по независимой проверке бух учета и фин отчетности организаций и инд предпр.

Понятие аудита знач шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудит обеспеч проверку не только достоверностифин показ, но и разработку предлож по оптимизации хоз д-ти с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит отлич и от суд-бух экспертизы. Отличие сост в том, что аудит это независимая проверка, а суд-бух экспертиза осущ по реш судебных ор-в.

2. для осущ фин контроля и аудиторских проверок м использ различные виды, методы и приемы контроля. Они различ по следую признакам: 1. по субъектам проведения ыдел.: гос контроль, ведомственный (проводится мин, департаментами и др ор-ми гос управл за д-тью ведомственных предприятий), вневедомственный, аудиторский контроль, внутрихоз контроль (созд в рамках предпрслужбы внутр контроля. Организ по желанию и усмотрению рук-ва предпр и осущ за д-тью подразделений данного предпр)

2. в зависимости от вр провеления: предварительный (пров до принятия управленч реш и совершения хоз операций. Цель-предупр незаконные д-вия должностных лиц, текущий контроль (организ в проц-се соверш хоз операций), последующий контроль (осущ после соверш хоз операции. Проводится ор-ми гос кнтоля)

3. в зависимости от источников информации выдел.: - документальный контроль- т.е. использ  первичных док-в для уст законности и достоверности совершения хоз операций

- фактический – контоль, при кот количественные и качественные сост уст путем обследования взвешивания. Пересчета и т.д.

С помощью указ выше методов контроля м провести проверку в форме ревизии, аудита, в форме тематичской проверки, следствия , служебного расследования.

4.сущность аудита.

Аудит – это независимая проверка и выражение мнения о фин отчетности предпр. 5. Осн цель аудита – это выражение мнения о достоверности фин отчетности аудируемых лиц, соответств порядка ведения бух уч.

7. Виды аудита: внеш удит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или инд аудиторами с целью объективной оценки, достоверности бух уч и отчетности.

Внутр аудит – независимая д-ть в организ по проверке и оценке ее раб в интересах руководителей. Цель-помочь сотрудникам предпр эффективно вып свои функции. Внутр аудит м провод аудиторы, а в случае их отсутств члены ревизионной комиссии.

Кроме того выдел по обязательности проведения инициативный (добровольный) и обязательный аудит.

8. Обязательный аудит в соотв с ФЗ об аудиторской д-ти осущ: 1. если организ явл кредитной организ (банки), страховой, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, источником образ которого сужат отчисления юр и физ лиц.

2. орагниз, созд в форме АО открытого типа

3. если объем выручки организации или ИП от реализации продукции за 1 год превыш в 500 т раз мин размер оплаты труда или сумма активов баланса превыш на конец отчетного года в 200 тыс раз мин размер опаты труда.

Аудит по аудиторским заданиям проводится при проверке отд статей бух отчетности. По объекту изучения принто выдел 3 вида аудита: 1. финансовый аудит – предусматр оценку достоверности фин информации

2. аудит на соответствие – предназначен для выявл соблюдения предпр конкретных правил, норм, законов, инструкций, кот оказ возд-е на рез хоз д-ти и бух отчетности.

3. операционный аудит – исп для проверки процедур и методов функционирования предпр для оценки производительности и эффективности (показ как наиб эффективно исп ресурсы)

По периодичности осуществл аудита различ: 1. первонач аудит – аудит, кот впервые пров на данном предпр.

2. периодический аудит – аудит, кот проводится ежегодно.

.

9.Правовые основы аудита в РФ.

Сис-ма правового регулир а д в нашей стране включ 4 осн уровня: 1. представл ФЗ об а д №119 от 7.08.2001. данный закон оперд место аудита в фин-хох д-ти субъектов эк-ки. Согласно этому закону а д им право заниматься федеральные юр лица, в т ч иностранные. При этом аудиторские организ м б созданы в любой форме за исключ ОАО. Согласно данному ФЗ в штате аудиторской организ д сост не менее 5 квалифицир аудиторов, также аудит м осущ инд аудиторы

2. уровень нормативного регулирования.

К док 2-го уровня относ фед правила (стандартные). Они опред общ вопросы регулир а д, обязательны для исп субъектами рынка

3 уровень – охват внутр стандарты проффес аудиторсих обязанностей, а также нормативные акты мин и ведомств, устанавливающ правила организ аудит д-ти и проведение аудита прим к конкр отраслям, организациям и по отд вопросам налогооблож, финансов, ух уч, хоз права.

4. включ внутр стандарты а д, кот разраб сами аудит организ на базе фед правил и практики аудита.

Гос регулир а д осущ: 1. фед ор-ми гос регулир а д

2. центральная аттестационно-муниципальная комиссия мин фин РФ.

10.Лицензирование а д.

В соответств с ФЗ об а д аудит подлежит лицензированию. Лиценз-ми треб-ми при осущ а д явл: 1. наличие у инд аудитора или у аудиторов аудит организ квалиф аттестатов аудита.

2. наличие в штате аудит организ не менее 5 аудиторов

3. осущ предприн д-ти только в виде провед аудита и оказ сопутствующ аудит услуг.

4. обеспечение сохранности сведений составл аудиторскую тайну

5. соблюд правил внутр контроля кач-ва проведенных аудит проверок.

11. Для получ лицензии соискатель предоставл в лицензирующий органи: 1. заявление, копию св-ва о постановке соискателя  налоговый орган, копия учред док-в, копия св-ва о гос регистрации, копия всех имеющихся квалифицир аттестатов аудиторов, кот нах в штате данной организ, док-т подтверждающий уплату лицензионного сбора, сведения о руководителях аудиторской организ.

В теч 60 дн лицензирующий ор-н рассматр указ док-ты и выносит реш о выдаче либо отказе лицензии. Лицензия выдается на срок 5 лет и м б продлена на тот же срок неогр кол-во раз.

12.Система аттестации аудиторов.

Выс уровень профессиоализма аудиторов – это залог того,что провед аудит проверок и оказание иных а д услуг б осущ на самом выс уровне, поэтому гос-во в лице мин финна РФ осущ регулирование а д и предъявл выс требования как к лицам только изъявившим желание заниматься аудитом, так и к уже имеющим статус аудитора.

Требования к уровню профессинализма аудиторов опред временным положением по сис-ме аттестации, обучения и повыш квалификации аудиторов в РФ. В соотв с данным положением осн требованиями к проф уровню аудиторов явл: 1. базовое образ (высшее экономическое или юридич образ в вузах с гос аккредитацией)

2. практич опыт опред стажем работы не менее 3х лет в кач-ве аудитора или специалиста а д организ, бухгалтера, ревизора.

3. свободное владение деловым рус яз

Организ повыш квалификации и аттестации аудиторов возлагается на мин фин.

В сис-ме аттестации аудиторов различ обучение и повыш квалификации, предшествуюее прохождению аттестации и последующее обучение. Непосредственное обучение и повышение квалиф осущ на базе учебно-методич центров, аккредитованных в мин фин. Док-ты необх для получ квалификац аттестата: заявление, заверенная копия диплома о высшем экон или юр образ, копия трудовой книжки, копия платежного док-та за проведаттестации, копия св-ва о постановке на учет в налоговом ор-не, св-во мин образ о признании эквивалентности иностранного док-та образования.

На осн указанного пакета формир списки для сдачи квалификац экзамена. Лица успешно сдавшие квалификац экз, получают квалификац аттестатбез ограничения срока д-вия, при этом выдел аттестаты неск типов: 1. в обл общ аудита,  2 аттестат в обл аудита бирж внебюдж фондов, 3 аттеста в обл аудита страховых организ и обществ взаимного страхования, 4 аттеста в обл аудита кредитных организ. Банковских групп и банковских холдингов.

Аудитор, имеющий квалификац аттетат, обязан в теч каждого календарного года проходить обучение по программе повыш квалификации.

13. Юридическая ответственность аудита.

Орган, выдающий лицнзию по собств инициативе, по заявл экон субъекта или по предложению прокуратуры м назнач проверку кач-ва а д закючения и в случае обнаружения неквалифиц проведения а д проверки, приведшей к убыткам с аудитора м б взыскано на осн решения суда: 1 – понесенные убытки в полном объеме, 2- расходы на проведение перепроверки, 3- штраф, зачисляемый в доход субъекта федерации до 100 мин размеров оплаты труда с инд аудитора, и от 100 до 500 с а д организ.

В соотв с УК статья 202 аудитор м привлекаться к уголовной ответственности. Данная статья вступ в силу если последствием нарушения явл нанесение вреда гражданам и общ-ву или же в целом гос-ву, а также извлечение выгод для себя и др лиц. Штрафные санкции и меры наказания: 1- штраф от 500 до 800 мин размеров оплаты труда, 2- арест от 3 до 6 мес, 3- лишение свободы на срок до 3х лет, 4-лишение права заним опред должность  или заниматься опред деят-ю до 3х лет. Если а д осущ без соотв лицензии это влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 мин размеров оплаты труда.

15.Письмо-обяз-во аудитора пере клиентом.

До заключ договора на проведение аудита официальным ответным док-том на предложение клиента явл письмо-обяз-во аудиторской организ о согласии на проведение аудита. Осн содержание письма-обяз-ва: 1. описание объекта аудита и его маштаб; 2. ответственность организ за предост достоверных данных; 3. опред сроков проведения аудита, его границ, включая ссылки на нормативные док-ты или рекомендации профессиональных аудиторских объединений; 4. вид заключения, формы отчетности и обобщения рез-в аудита; 5. определение риска невыявленных существенных ошибок в учете из-за несовершенства сис-мы внутр контроля; 6. обеспечение свободного доступа ко всей документации и любой информации, используемой при аудите; 7. обяз-ва аудитора по соблюдению коммерч тайны; 8. условия оплаты выполненной работы.

16.Этапы проведения аудита.

1. опред объема аудита. На этом этапе опред сост  а д бригады и уровень оплаты, аудиторы д получить достаточное представление о всех сторонах фин-хоз д-ти объекта.

2. планирование аудита. Предполаг подготовку общего плана аудита и сост программы аудита. При подготовке общего плана необх опред конкретный объем работ, продолжительность и сроки выполнения, способы и приемы, прим при аудите, разраб-ку графиков и ответственных аудиторов за различные участки а д проверки.

В программе описываются все процедуры проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки. В прогр пред последовательность, график и содержание работы каждого аудитора и ассистента, сроки обраб-ки и предост материалов для сост а д заключ.

3. оценка сис-мы бух уч и внутр контроля.

4. сбор а д доказательств.в ходе проверки аудитор собирает факты хоз д-ти, кот подтверждают, что фин отчетность предпр сост в соотв с законодательством.

5. а д документация. Наиб важные а д доказ-ва д б оформены соответствующим образом. При необх аудитор м сост ведомости, таблицы, графики, схемы. Им право ксерокопировать первичные док-ты. Вся а д документация явл собственностью аудитора.

6. подготовка а д заключения  или а д отчета.

17.Оценка сис-мы бух учета и внутр контроля.

В ходе обследования сис-мы бух уч аудитор особо обращ внимание на установление строгости, соблюдение проверяемой организ требований ФЗ о бух учете, ПБУи др нормативных актов. Во-первых аудитор проверяет структуру и объем учетной раб в бухгалтерии, опред штат работников, кол-во отделов в составе бухгалтерии, проверяет наличие и соблюдение должностных инструкций отдельными бухгалтерами и т.д. во-вторых аудитор проверяет соблюдаются ли требования по оформлению первичной документации. Аудитор рассматр ведение учетных регистров, устанавливает, какая форма бух учета прим на данном предпр. После такого обследования аудитор м сделать опред выводы, т е позволяет ли сис-ма бух уч гарантировать, что хоз операции своевременно и верно отражены на счетах бух учета, ограничена возможность появл умышленных нарушений и злоупотреблений. Рез-ты оценки эффективности сис-мы бух уч оформляет виде справки, рекомендации или разраб-ки проекта постановки организации бух уч. Кроме того аудитор оценивает сис-му внутрихоз контроля (при ее наличии). Поэтому аудитор д адекватно оценить  сис-му внутр контроля и дать рекомендации по его совершенствованию.

3. Ревизия – сис-ма контрольных д-вий, осущ ревизионной группой ли ревизором за д-тью подведомственных предпр, при кот уст законность, достоверность и целесообразность совершенных хоз операций.

Тематическя проверка – проверка опред темы, производственной или фин д-ти предпр.

Следствие – представл собой процессуальную д-ть, в ходе кот уст виновность отд лиц в соверш  тех или иных нарушений.

Служебное расследование – предусматр проверку соблюдения раб предпр должностных обязанностей, а также соблюд организационных док-тов предпр, регулирующих производственные отнош.

Аудит-независимая проверка и выражение мнения о фин отчетности предприятия.

6. Сопутствующие услуги.

К ним относ: 1. постанова, восстановление и ведение бух.уч, сост фин отчетности, бух консуьтирование.

2. налоговое консультирование

3. анализ фин-хоз д-ти, экон и фин консультирование

4. управленческое консультирование

5. правовое консультирование, представительство судебных и налоговых ор-в по налоговым и таможенным сборам.

6. автоматизация бух учета и внедр информац технологий

14. Особенности договора на оказ а д услуг.

Договор на оказ юр услуг явл официальным док-том, регламентирующим взамоотнош аудитора и клиента. м\у договором на оказ юр услуг и прочими договорами есть существенное отличие – это интерес 3-ей стороны-пользователи фин отчетности. Перед составлением оговора аудитору необх более четко уяснить для себя желания клиента и помочь ему правильно сформулировать свой заказ, т к от этого зависит кач-во проведения а д проверкию для того чтобы аудитор б независим еобх предусмотреть в договоре либо 50% либо 100% оплату аудитора, также предусмотр обязанности клиента при оказ помощи аудитору.

25. Этические и профессиональные нормы аудита.

Этика – сис-ма норм нравственного поведения человека или профессиональной группы людей. В РФ сущ кодекс профессиональной этики аудитора. В соотв с данным кодексом выдел следующ этич принципы повед аудитора: 1-независимость – заключ в отсутствии фин, имущественной, родственной либо иной заинтересованности в делах клиента; 2-честность;  3-объективность – непредвзятое и беспристрастное мнение о фин хоз д-ти  клиента; 4-проф компетентность; 5-конфиденциальность-принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор обязан сохранять коммерч информацию своего клиента без ограничения во времени; 6-ответственность – подраздел на ответственность за фин отчетность клиента и ответственность за а д заключение. В соотв с этич кодексом сущ прав, определяющие взаимоотнош с клиентом: 1-м\у аудитором и клиентом отношения строятся на осн договора; 2-клиент им право выбирать аудиторскую фирму или аудитора; 3-аудитр м отказать клиенту в выдаче а д заключения до исправления отмеченных недостатков; 4-невозм-ть провед а д проверки при наличии родственных или деловых отнош с клиентом превыш договорные отношения по поводу аудита.

18.Методика провед а д проверок.

Разраб специалистами а д организ и сост их коммерч тайну. В наст вр выдел 4 осн подхода к созданию методик аудита:1. бухгалтерский – заключ в разраб методик проверки по различным разделам бух уч. напр: аудит кассовых операций, аудит по расчетам с персоналом по з\п и т д. В стандартах а д д-ти методики, разраб в рамках бух подхода наз методиками проверки оборотов и сальдо по сч бух уч.

2. юридический – включ в себя разраб методик проверки различных вопросов с юрид точки зрения. К таким методикам м отнести методику аудита уставного кап, экспертизу соблюд трудового зак-ва, аудит заключенных договоров.

3. специальный – включ в себя разраб методик проверки групп экон субъектов,облад общими специальными признаками (аудит предпр с иностр кап, аудит субъектов малого предприн)

4. отраслевой – разраб методики провед аудита экон субъектов в зависимости в зависимости от вида д-ти, отраслевой принадлежности.

Прим перечисл подходы необх использ и совр инструментальные ср-ва и приемы, облегчающие раб аудиторов и их ассистентов. При провед проверки аудитор пользуется приемами документального и фактич контроля.

20.Приемы документального контроля.

1.формальная проверкадок-тов – это проверка соблюдения действующих форм док-в,правильности и полноты заполнения реквизитов и наличие соответств подписей.

2.Арифметическая проверка.

3.Экспертная проверка – напр на  выявл подделок док-в.

4.Логическая проверка док-в – провд путем сопост данных, представленных в док-те и реально совершенных фактов.

5.Нормативно-правовая проверка – уст соответствие совершенных операций действующим правилам.

6.Сопоставление док-в – встречная сверка док-в относящихся к одним и тем же или взаимосвяз хоз операциям.

7.Письменный запрос.

8.Проверка док-в по кор счетам – позв выявить несоответствие записей в регистрах бух уч, отсутствие бух проводок, необоснованные док-ми старнировочные или доп записи.

9.Экономич анализ.

Приемы фактич контроля.

1.инвентаризация, лаб анализ, экспертная оценка, учетный опрос, обследование – включ фотохронометраж, анкетирование раб и наблюд за процессами вып работ, контрольная проверка.

 

21.Рабочая документация аудитора.

С целью подготовки доброкач а д заключ и получения навдежного инструментария для аргументации своих выводов аудитору следует правильно оформлять рез-ты проверки. Под термином документация понимаются раб док-ты и материалы, подготавливаемые аудитором в связи с проведением аудита. Раб док-ты м б представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке или в электронном док-те.

Состав раб документации: 1. Выдержки из учердит док-в

2. информация относительно организационно-правовой формы экон субъекта.

3. юр документация – протоколы, приказы.

4. учетная политика клиента

5. данные об акционерах и учредителях

6. сведения о  счетах в банке

7. информация о структуре управления и видах д-ти клиента.

8. копии бух док-в

1.        план и программа а д проверки.

Аудитор д сост раб док-ты в достаточно полной и подробной форме необх для обеспеч общего понимания аудита. Это м б отражено в форме описи, заполненных опросников, в виде таблиц, в виде расчетов по соответствующим формулам, в виде копий переписки с др организациями, справки клиента, проекты, постановки и восстановления бух уч.