Мое отношение к литературе на военную тему

Шульгин Антон

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРЕ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ

Каждому русскому человеку особенно дорого Праздник Победы. Дорог памя­тью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех почти совсем девчонках из повести Бо­риса Васильева «А зори здесь тихие», которые смело смотре­ли смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им, таким хрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы? Конечно, нет. Но они смело пошли навстре­чу фашистам, чтобы не дать врагам возмож­ности пройти к Беломорско-Балтийскому каналу, юные де­вушки не испугались и не растерялись. Они выполнили свой долг перед Родиной.

Особенно меня восхищает подвиг Жени Комельковой. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, она уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сра­жается с фашистами до последнего. Женя была прекрасна и в жизни и в смерти. Фашисты, разглядывая убитую, конеч­но же, не смогли понять, почему эта красивая девушка пошла сражаться с ними. Смерть невластна над такими людьми, потому что ценой свой жизни они отстаивали свобо­ду, правду.

Бессмертен и подвиг тех солдат, которые защищали Ста­линград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в ро­мане «Горячий снег». Понимая, какое значение имеет Ста­линград для нашей страны, генерал Бессонов дает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Выбивать танки. Сражаться до последней крови!» И солдаты выполнили приказ. В живых ос­талось только четыре артиллериста и два пулеметчика. Бессо­нов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь; плакал оттого, что советские воины выстояли, не пустили фашист­ские танки в Сталинград. Сражение было ужасное, но они все-таки победили. Горело все: и танки, и люди, казалось даже что горит снег. Эти люди погибли, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя свободы, во имя будущих счас­тливых поколений.

Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. Проза и поэзия о Великой Отечественной войне представлены именами А. Твардовского («Василий Теркин»), В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), Ю. Бондарева («Горячий снег»), В. Быкова («Сотников») и другими. Основная тема этих про­изведений – народ и личность на войне, восходящая к эпопее «Война и мир». Влияние Л. Н. Толстого пережили почти все без исключения писатели, коснувшиеся темы Великой Отече­ственной войны, и это не случайно: война пробудила в народе и в каждом человеке чувства, схожие с переживаниями толс­товских героев. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется расцвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы — тема подвига.

В повести Василья Быкова «Сотников» есть два персона­жа -  Сотников и Рыбак. Рыбак – один из лучших бойцов в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение при­способиться к любым обстоятельствам в условиях нормаль­ной жизни партизанского отряда оказываются бесценными. Его противоположность – Сотников. Он не умеет воевать. Интеллигент по происхождению, он с трудом вписывается в партизанское житье-бытье, совершает массу ошибок, часто ведет себя рискованно и глупо. Но вот оба героя попали в экстремальные обстоятельства, в плен. Рыбак струсил и стал предателем. Сотников принял честную смерть. Плохой боец Сотников оказался мужественнее умелого бойца Рыбака. Ис­точник подвига лежит не на поверхности, а внутри человека. Он зависит не столько от его каждодневного бытового пове­дения, сколько от его глубокого нравственного скрытого стержня. Но Рыбак после того, как увидел казнь Сотникова не мог уже жить спокойно и он поканчивает с собой.

Иначе смотрит на подвиг писатель Виктор Курочкин. В по­вести «На войне как на войне» показан молодой лейтенант Саня Малешкин – командир самоходной установки. Главное в образе Малешкина – его естественность. Он искренен в каждый момент, воюет не умом, а порывом. Он совершает подвиг как бы случайно, сам того не желая: неожиданно ока­завшись на своей самоходке в деревне, занятой немцами, по­могает одержать победу в крупной военной операции. И поги­бает Саня так же неожиданно и просто, как бы случайно. Его смерть напоминает гибель Пети Ростова. Курочкин отказыва­ется от логического обоснования подвига, считает его естест­венным на войне.

Новую страницу в историю литературы о войне вписал Ва­силий Гроссман романом «Жизнь и судьба». Он попытался обосновать философский и исторический смысл Отечественной войны. Рисуя картины Сталинградской битвы, Гроссман в то же время рассуждает о смысле происходящих событий. По мнению Гроссмана, война и победа явились точкой наивысше­го морального подъема народного духа, не сломленного тота­литарным государством.

В своем романе «Война и мир» Л. Н. Толстой изображает войну, которая объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Для любимых героев писателя Отечествен­ная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Ярче всего народная война раскрывается в изображе­нии партизанской войны. Толстой показывает сочетание гроз­ной силы, героического терпения, мужества и доброты, вели­кодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. «И благо тому народу, который в минуту испытания... с про­стотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и грозит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Друзья-однопол­чане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но ведь де­вятого мая они обязательно придут – или в Сокольники, или к обновленному скверику у Большого театра. Соберутся все вместе, с медалями и орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях. Будут, об­нявшись, стоять и петь любимые, не позабытые песни военных лет. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не смо­жет нам передать это великое и трагическое событие - Вели­кую Отечественную войну.