Моё отношение к "Слову о полку Игореве"

 

                                                                                                            Сочинение

                                                                                                          по литературе

                                                                                                    ученика 8 «Б» класса

                                                                                                          Туркота Игоря

 

План:

I) Слово о полку Игореве – это величайший памятник древнерусской  литературы.

II) Моё отношение к “Слову о полку Игореве”.

1)    Чем мне нравится “Слово о полку Игореве”.

А)  Правдивое изображение исторических событий.

Б)  Автор и основной смысл “Слова о полку Игореве”.

             В)  Духовная красота и патриотизм русских людей.

          2)   Ярославна

          3)   Значение “Слова о полку Игореве.”

      III)  Писатели о “Слове о полку Игореве”.

     «Слава всем, кто, не жалея сил

За христиан полки поганых бил!»

Н.Заболоцкий “Слово о полку Игореве”

      "Слово о полку Игореве" является величайшим историческим памятником древнерусской литературы. Автор “Слова …” неизвестен,  однако на протяжении столетий эта «величайшая патриотическая поэма», как выразился академик Д.С.Лихашов, продолжает  вызывать восхищение и вдохновлять на творчество писателей, поэтов, художников.

       Мне очень понравился сюжет «Слова…» Переплетение реальных исторических событий и волшебно –фантастических, несмотря на сложный для современного человека язык произведения превратило чтение в увлекательное путешествие . Я, читая это произведение, переживал в месте с героями. Горечь поражения, боль за родную землю, любовь к Родине эти чувства переданы автором так ярко, что не могут оставить читателя равнодушным.

       "Слово о полку Игореве"  для нас не только литературное произведение, но и важный источник исторических знаний. Меня поразила правдивость изложения исторических событий.  Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок.  Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.

      “Словом о полку Игореве” нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Автор описал разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие народа стремлению князей к обособлению. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.   

       В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.    

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: ”Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,- там лежат поганые половецкие головы”.                          

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю.  Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Сама природа предвещает тяжелую развязку:

“На другой день  кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого”

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.  Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве.  Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь.  Разлилась печаль по русской земле:”...стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.

       Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

      Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.  И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

         Главная идея  “Слова о полку Игореве”  в том, что вся Русь должна  быть  единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая  раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой  гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

       “Слово о полку Игореве” заложило традиции русской литературы и стало источником вдохновения для многих писателей и поэтов. Мотивы “Слова …” звучат в стихотворениях И.А. Бунина “Ковыль”  и И. Северянина “Игорь и Ярославна”, М.Волошина “Гроза”. Поэты В.А.Жуковский, И.И.Козлов, Н.А.Заболоцкий являются авторами поэтического перевода этого прекрасного произведения.