Основные принципы организации территорий поселений

 

 Тема 1.1 Основные принципы организации территорий поселений

Требования к территории поселений.

Предварительно расположение населенного пункта устанавливается на основании районной планировки, учитывая ряд факторов, н-р наличие полезных ископаемых, ж/д и автомобильные дороги т.д. Эти факторы определяют расположение промышленных предприятий, мощность, потребность в кадрах определяет размеры селетебной зоны.

Окончательное месторасположение принимается с учетом местных природных условий на основе сравнения нескольких вариантов архитектурно-планировочных решений.

Природные факторы оказывают существенное влияние на градостроительное проектирование и определяют архитектурно-планировочные решения.

Данные о климатических условиях необходимы для установления высотного расположения населенных мест, их размещения по отношению к водным бассейнам и зеленым массивам, определяя расстояние от жилых районов до промышленных предприятий с различной степенью вредности, планировки сети улиц, выбора типов застройки и характера ее расположения, определение условий водоотвода и снегоудаления с городских территорий и т.д.

Необходимы метеорологические данные: осадки-снег, дождь(естественные условия водоотведения), сила и направление ветра (располагаются пром. предприятия с наветренной стороны), густота и повторяемость тумана, солнечная инсоляция (недостаток или избыток солнечного освещения).

Топографические условия отражают на геодезических картах с изображением рельефа, природных объектов с краткими характеристиками.

Геологические условия с выявлением наименования и характеристик грунтов. Половина территории (47%) России представлена многолетнемерзлыми грунтами, 44% площади составляют просадочные, закарстованные грунты, до 40% занимают заболоченные территории и т.д.

Гидрогеологические- характер залегания, минерализации, режим грунтовых вод с выяснением их влияние на постройки и возможности использования для водоснабжения. Характеристики рек, озер и т.д.

Геоморфологические с выяснением сейсмичности, просадочности и т.д.

Выбор пригодных территорий. Недоучет каких-либо факторов ведет к удорожанию строительства, не благоприятным условиям проживания и т.д.

Все территории разделили на благоприятные, не благоприятные, особо неблагоприятные по природным условиям.

Факторы

Благоприятные

Не благоприятные

Особо не благоприятные

Грунты

пески, супеси, суглинки

тяжелые суглинки,

глины

просадочные, плывуны

Сопротивление сжатию грунтов, Мпа

более 0.15

0.1-0.15

менее 0.1

Овраги

неразвивающиеся

 не или слаборазвивающиеся

развивающиеся

Крутизна склонов

пологие

крутые

крутые

Глубина оврагов, м

менее 3

3-10

свыше 10

Заболоченность

отсутствует

менее 2

более2

Затопляемость и повторяемость

незатопляемые или 1раз в 100 лет

1 раз в 25 лет с горизонтом не более 0.6 м над уровнем земли

чаще с катастрофическими последствиями

Оползни

отсутствуют

отдельные оползневые склоны

сплошные или многочисленные оползневые склоны

Размыв берегов-зона их переработки по ширине, м

   отсутствует

менее 10

более 10

Карсты-наличие воронок

            отсутствуют

отдельные воронки

много глубоких воронок

 

Функционально-планировочная структура поселений.

В соответствие с проектной численностью населения поселения делятся на:

·        города с населением (тыс. чел)-малые до 50, средние 50-100, большие 100-250, крупные 250-500, крупнейшие более 1000, сверхкрупные более 3000

·        поселки: крупные- более 10, большие-5-10, средние -3-5, малые- до 3;

·        сельские населенные пункты: крупные- более 5, большие 2-5, средние- 1-2, малые до1.

При разработки проектов застройки городов или поселков должно обеспечиваться зонирование территории по функциональному назначению с учетом обеспечения благоприятных условий проживания и удобной связи мест работы и мест отдыха.

По функциональному назначению территория делится на селитебную, рекреационную и промышленную зону.

Селитебная предназначена для размещения жилого фонда, общественных зданий, отдельных коммунальных и промышленных предприятий, не требующих устройств санитарно-защитных зон, устройств путей городского сообщения, улиц, площадей, бульвары, скверы и т.д.

Рекреационная зона- городские сады, лесопарки, водоемы, земли с/х использования.

Промышленная предназначена для размещения промышленных, коммунально-складских объектов, очистных сооружений и т.д.

Селитебная территория города делится на жилые районы (площадью 10-80га), районы на несколько микрорайона (площадью 3-10 га) или укрупненных кварталов.

По своей организации микрорайон обеспечивает полную систему культурно-бытового обслуживания. На территории микрорайона располагают жилые и общественные здания (школы, магазины, детские сады). Размещение учреждений в микрорайоне производит исходя из условий пешеходной доступности: до школ, остановок городского транспорта- не более 500 м., до детских садов- не более 300м.

Сеть микрорайонных проездов, тротуаров должна составлять единую систему, обеспечивающую безопасность движения пешеходов и транспорта, исключающих вредное воздействие городского транспорта на жилую зону. Внутри микрорайона не допускается городское транспортное движение.

Комфортные условия проживания зависят от степени благоустройства, озеленения (д.б не менее 40-45 %), расположения и ориентации. Инсоляция помещений, проветривание обеспечивается правильной ориентацией по сторонам света, санитарными и противопожарными нормами разрывов между зданиями.

                Проектирование генеральных планов.

Одним из важных этапов проектирования зданий и сооружений является генеральный план, который представляет собой горизонтальную проекцию участка, на котором располагается проектируемый объект или группа объектов. В составе рабочих чертежей разрабатывают ген.планы (М 1:500; 1:1000) с изображением сооружений, проездов, дорожек, озеленение, благоустройства с учетом функциональной или технологической связи, их ориентации, а также привязка здания к рельефу, выраженному горизонталями, подводке инженерных коммуникаций.

Экономичность решений зависит от целесообразности использования территории, определения количества жилой площади, включая детские сады, школы, спортивные сооружения. Санитарно-технические условия проживания характеризуются плотностью застройки, определяющейся как отношение площади застройки к жилой территории, в%.

В основу разработки ген. плана промышленного предприятия закладывают схемы подачи сырья и вывоза готовой продукции, исключая их встречи. Здания и сооружения размещают с учетом минимальной протяженности наружных коммуникаций, но соблюдая требования СНиПов. Взаимно располагают здания, учитывая розу ветров и выделяемые вредные примеси. Так предприятия с вредными выбросами располагают с подветренной стороны и внизу по течению, их отделяют от селетебной зоны санитарно-защитная зона, размер которой зависит от категории вредности (1000 м. для 1 класса и 50 м. для пятого). Разрывы между зданиями минимальные (не менее 6м.), исходя из условий размещения проезжей части и санитарно-противопожарных требований.

Обязательно предусматривается озеленение территории в виде газонов, деревьев, кустарников и т.д. на магистральных проездах, используемые для массового прохода рабочих , применяют рядовую посадку деревьев и кустарников, шириной 3-5 м.

Предпочтение отдается групповой постройке предприятий с общими коммуникациями и вспомогательными производствами, единой системой обслуживания,  чем отдельно стоящих предприятий.

Элементы городских улиц и дорог.

Улицей называется полоса территории города, ограниченная застройкой и предназначенная для движения транспорта и пешеходов. Городские дороги служат для движения транспорта районами, для связи улиц с загородными дорогами и т.д., в зависимости от назначения улицы и дороги подразделены на категории. Городские транспортные площади являются узловыми пунктами городского движения и располагаются на пересечениях и слияниях магистральных улиц.

Категории:

·        Городские скоростные дороги - автомагистрали высшего класса предназначены для пропуска транзитных потоков, транспортная связь селитебных, промышленных районов, с аэропортами, загородными зонами отдыха и т.д. скоростные дороги располагаются на специальных полосах по селитебной зоне, между защитными полосами озеленения, также на эстакадах, в выемках, тоннелях, на территории внешнего транспорта ( в полосе ж/д дорогах), на резервных селитебных территориях. Проектируются в полной изоляции от пешеходных дорожек, местного движения транспорта.

·        Магистральные улицы и дороги: а) общегородского значения - транспортная связь между жилыми, промышленными районами. с центром, с вокзалами, парками, стадионами, с скоростными и т.д. б) районного значения (разделяет на микрорайоны)- местная транспортная связь в пределах районов, связь с магистральными дорогами общегородского значения.

Магистральные дороги устраивают с пересечением с другими дорогами в одном уровне  с регулируемым движением не чаще чем через 0,5 км. и в разных уровнях.

·        Улицы и дороги местного значения: а) жилых районов- транспортная и пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными дорогами. б) промышленных и складских районов- связь отдельных предприятий и складов с магистральными дорогами

·        Проезды - связь внутри микрорайона с улицами местного движения, подъезды к отдельным объектам.

Ширину улиц в пределах красной линии следует принимать не менее:

-магистральные общегородского значения-45 м., к-во полос-4, ширина полосы-3.5-3.75 м.

-………………             районного значения-35 м., …………..-4…………………...3.5 м.

-улиц местного движения при многоэтажной застройки- 25 м., к-во полос -2, ширина полосы-3 м.

-……………………………при малоэтажной …………..-15 м., …………….-2,…………………2,5 м.

В состав улицы входит наземное и подземное хозяйство. К наземной относят: дорожные одежды проезжей части и тротуаров,  конструктивные элементы освещения,  связи и городского электрического транспорта, указатели остановок транспорта, устройства и знаки регулирования  уличного движения, киоски, зеленые насаждения и т.д. Подземное хозяйство состоит из сети трубопроводов и кабелей различного назначения. Тема 1.2 Инженерная подготовка территории поселений.

Вертикальная планировка- элемент инженерной подготовки территории и представляет собой процесс искусственного изменения естественного рельефа для приспособления его к требованиям градостроительства.

Задачи вертикальной планировки придание проектируемым поверхностям уклонов, обеспечивающих:

-отвод дождевых, талых вод по открытым лоткам в водосточную сеть и далее в естественные водоемы;

-безопасные и благоприятные условия движения транспорта и пешеходов;

-подготовка осваиваемой территории под застройку, прокладка подземных сетей и благоустройства;

-организация рельефа при наличии неблагоприятных физико-геологических процессах (затопление территории, оврагообразование и т.д.);

-придание рельефу архитектурно-композиционной выразительности

Важным условием проектирование вертикальной планировки является минимальный объем земляных работ и возможность баланса перемещаемых масс, т.е. равенство выемок и насыпей.

При разработки проектов вп необходимо стремиться к максимально возможному сохранению существующего рельефа, растительности, почвенного покрова. Поэтому вп осуществляют на территории занятой зданиями, улицами, дорогами, площадями. Сплошную вп выполняют применяют на территориях общественных центров при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности их дорогами, инженерными сетями.

Естественно сложившийся растительный слой земли является золотым фондом и используется в дальнейшем в благоустройстве. Поэтому в СНиПах указано, что в проектах вп необходимо предусмотреть места временного складирования снятого слоя, меры по защите от загрязнения при выполнения строительных работ.

В сложных условиях подготовки территории размещения земляных масс не должны вызывать оползневые, просадочные явления, нарушение поверхностного стока, режима грунтовых вод, заболачивание территории и т.д.

Работы по вп осуществляют до начало строительства.

Рельеф имеет большое значение при разработке проекта вп. Недоучет или неправильное использование особенностей рельефа приводит к усложненным решениям , удорожанию работ и созданию неблагоприятных условий проживания и т.д. рельеф обычно и определяет внешний облик города.

Различают рельефы: -равнинный- слабовыраженная пологая поверхность земли без оврагов и холмов.

-средний- с холмами, небольшими долинами и котлованами.

-сложный( горный)- с резко выраженными крутыми скатами и холмами.

Рельеф определяется геодезической съемкой и изображается на плане в горизонталях, представляющих собой условные линии проекции пересечения поверхности горизонтальными плоскостями, расположенными на равных расстояниях одна от другой. На горизонталях надписываются их высотные (абсолютные) отметки, отсчитывающие от абсолютного нуля. При отсутствие таких данных поверхность нивелируют от условно принятого уровня и отметки называют относительными. Разность между соседними по высоте горизонталями называют высотой сечения рельефа или шагом горизонталей, а расстояние между ними в плане-заложением.

Условия рельефа местности характеризуются уклонами и их направлением.

Уклон- это их отношение разности высот между двумя отдельно взятыми точками к расстоянию между ними  i=