Основные ремесла Казахстана в начале 20 века

I. Введение

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических отноше­ний, с другой, вызвали к жизни ранее не известные виды человечес­кой деятельности. Углубление общественного разделения труда объ­ективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа. В услови­ях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов России, Анг­лии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышленно-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Наиболее просвещенные представители народа добровольно взя­ли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроиз­водства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно огра­ничены, но в тоже время появились новые социально-культурные ценнос­ти и ориентиры.

За несколько лет до первой мировой войны роль ремесленно-кустарных изделий значительно уменьшилась, так как фабрично-заводские метало товары, вытеснили их. С 1918 г. вновь огромное значение в жизни населения приобретают вытиснившиеся за последние предвоенные годы металлоизделия, так как почти вся потребность сельского хозяйства удовлетворялась за счет ремесленников-металлистов, красота девушек зависело от мастерства ювелиров.           Материалы изучения ремесленно-кустарных металлоизделий дают основание полагать, что этот вид производства имел устойчивое положение на рынке сбыта. Оно обусловлено тем, что для обработки хлопка, огородных и других трудоемких культур использовались специальные  земледельческие орудия.  Фабрично-заводские предприятия не могли удовлетворить спрос на установившиеся веками стандарты этих орудий (кетменей, серпов) и не проявляли интереса к выделке домашней утвари, соответствующей вкусам и привычкам коренного населения (тазы, ножи, подковы, запоры и т.д.), и даже те металлоизделия,   которые   вполне   удовлетворяли   требованиям народа, ввозились в недостаточном количестве.

Прежние ремесла, которыми пользовались весь казахский народ, а позже и русские переселенцы не могли быть забыты и заменены новыми приходящими технологиями.

Главная задача моей курсовой работы какие виды ремесла взаимодействовали в Казахстане в начале 20 века.

II. Основные ремесла:

II. 1. Ювелирное искусство

В конце XIX и начале XX вв. одну из развитых отраслей ремесла представляла   обработка   драгоценных   металлов.   Изготовление ювелирных изделий издревле было одной из   наиболее развитых отраслей ремесленного производства Казахстана.           С. Мадуанов в своей работе отмечает о взаимовлиянии между казахами и узбеками в ювелирном производстве: "Казахские мастера переняли у узбекских зергеров отдельные приемы ювелирного дела и инструменты,  некоторые  элементы  орнаментального  искусства.  Узбекские специалисты под влиянием ювелирного искусства казахов, в свою очередь совершенствовали орнамент своих изделий".                 Ювелирные украшения создавались в основном из серебра, которое мастера приобретали у местных торговцев. Ювелирные изделия весьма разнообразны. Изделия народных ювелирных мастеров- зергеров - широко внедрялись в быт в виде всевозможных женских серебренных украшений, мужских и женских поясов, а также седел и конской сбруи .  Особенно много, производилось женских серебренных украшений, таких как серьги (сырга), браслеты (билезик),  накосные украшения (шолпы, шашбау), перстни (жузик), кольца (сакина), нагрудные украшения (алка), женский головной убор (саукеле), оправленный серебром, позолоченный и украшенный разными драгоценными камнями и т.д. Саукеле - женский головной убор с накидкой в виде платка, который казахские женщины носили со дня свадьбы и до рождения первого ребенка. Спереди шапку украшали рядами кораллов, бус и серебряных бляшек. Формы  блях для саукеле были довольно разнообразны, от простых штампованных фигур в виде квадратов, лепестков до объемных позолоченных пластин сложной конфигурации со вставками сердолика. К нижнему краю саукеле прикрепляли два ряда металлических позолоченных фигурных блях с ниткой коралловых бус между ними.                                    Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески, прикрепляемые по бокам убора, доходящие до пояса девушки. Они состояли из нитей кораллов, бирюзы, серебряных, иногда позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей и т.д. Число и длина этих подвесок зависели от имущественного положения родителей девушки.                В исследуемый период были распространены ювелирные нагрудные украшения (алка, тумарша, бойтумар), которые носили девушки и надевали их в торжественных случаях. Ониржиек состоит из трех подвижных соединенных по вертикали цепочками серебряных пластин прямоугольной формы, реже овальной, к пластинам на ажурных цепочках прикреплялись подвески.               Распространенным украшением женского костюма были серебряные застежки с крючками и петлей. Чаще всего их   украшали штамповкой, вставными камнями - сердоликом, бирюзой, реже чеканкой, филигранью, гравировкой, сквозной резьбой. У казахов наибольшее распространение имели украшения для кос - шолпы и шашбау. Это подвески к косам, которые делали из серебряных блях и пластинок ювелирной работы со вставками из камня или стекла, иногда из монет разной величины. Женские украшения - кольца, серьги, браслеты, перстни - были литые, ажурные, кованые, украшенные чернью, гравировкой, чеканкой, штампованным, узором, вставками из камней и стекол, зернью и т.д. Таким образом, казахские ювелиры создавали великолепные изделия из металла. Ювелирные инструменты переходили из поколения в поколение. Каждый ювелир имел весы. Однако, ювелирное ремесло не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, ввозимыми из России, в начале XX века пришло в упадок. Еще в 1901 г. газета "Туркестанские ведомости" писала, что ювелирный промысел "падает, так как многие туземные изделия начинают вытесняться нашими". И лишь благодаря творческой энергии искусных мастеров-ювелиров не угасла древняя традиция этого художественного ремесла.

II. 2. Бытовое ремесло

          

А) Ножовщики

Металлообрабатывающий промысел занимал значительное место в жизни населения Южного Казахстана. Кузнечное дело - один из широко распространенных видов занятий. Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей, необходимые в быту вещи, а также некоторые виды сельскохозяйственных орудий.                 Ножовщики выделывали ножи особой формы, вкладывавшиеся в кожаные ножные. Потребность в таких ножах  была велика, неотъемлемым   атрибутом   национального   костюма   коренного населения, был и ремесло ножовщиков процветало. Помимо темир-уста  (кузнец)  обеспечивал  инструменты  и  инвентарем многочисленные отрасли ремесла, строительные промыслы. Из железа изготавливались серпы нескольких типов, железные подковы, ил кольца от цепей, крючья, гвозди, топоры-шоты, для крепления которых к рукоятям делали специальные зажимы. В исследуемый период  кузнечное дело оставалось самым  распространенным из ремесел,  производящих металлические изделия. Значительное развитие получило производство кетменей.

В) Ремесло кетменщика

 Ремесло кетменщика, как и другие профессии, переходило по наследству отца к сыну. Существовали крупные и мелкие мастерские, где работали только члены семьи. Они сохраняли характер ремесленных заведений и производили изделия по заказу. В крупных же мастерских использовался труд наемных мастеров. В кетменных мастерских изготавливались также сошники для плугов, серпов, ножи для рубки тутовника, для обработки садов, виноградников и др. Железную руду обрабатывали на местах добычи, здесь же  производили плавку металла. В кузницы железо попадало в виде заготовок и железного лома. Существовали крицы двух вид, так называемая спецкрица, неоднородная по составу. Сильно загрязненный шлаками пористый слиток металла - это еще сырой материал. Такую крицу необходимо дополнительно обработать - выжать шлак, сварить железо в монолитный кусок, поддающийся ковке, т.е. получить вторичную крицу, из которой уже можно делать полуфабрикаты: пруты, бруски-заготовки будущих изделий. Всё это входило в производство кетменщика зачастую кетменщики строили железную дорогу т.к знали из чего состоит железо и какого качества оно бывает.

С) Посуда и её производство

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к под­вижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.

^

Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур круп­ного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях.

Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости. Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел (казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическая посуда.

III. Военное ремесло

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной нако­нечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожа­ных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись. Оружие было резное и позалочено часто вырезали рисунки охоты или национальный орнамент. Работа была ручной работы и долгой поэтому стоило очень дорого и позволить такую роскошь мог себе бай или приезжие иностранцы. 

IV. Заключение

Сделав анализ всей курсовой работы, Я и надеюсь многие, поняли, что культура Казахстана очень богата и строилась долгими и тяжелыми веками. Но что-то приходит, а что-то уходит главное чтобы уходящее приносило нам радость и гордость за наших предков.

         Ювелирные изделия продолжают потрясать наше воображение по сей день, как простой человек наделенный талантом делал шедевры в те далекие года, которым нет равных в наше время без машин и спец аппаратов. Качество и мастерство в создании ружей и посуды, ставшими антиквариатным  образцом.

         Вникая во всё произошедшее 100 лет назад осознаешь как раньше все люди зависели друг от друга и нуждались друг в друге. А главное каждый выполнял свою работу с душой и знал своё предназначение в этом мире и это вызывает уважение всех достойных людей.