Основные самолеты дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
────────────────────────────────────────────
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ,ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
С.В.МЫЗНИКОВ
Основные самолеты
дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации
Военно-воздушных сил
Вооружнных сил Российской Федерации
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
Часть I. Основные самолеты дальней авиации
Военно-воздушных сил Вооруженных сил
Российской Федерации
I.6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЕТА 3МС-2
Москва
ББК. 68.65
М 94
УДК 623.746.4
Рецензенты: к.т.н. доц. В.Н. Луценко, офицер службы ГШ ВВС
С.Н.Чуйков. Эксперт к.т.н. доц. В.С.Мартьянов
М 94 С.В. Мызников Основные самолеты дальней,
военно-транспортной и фронтовой авиации Военно-воздушных сил
Вооруженных сил Российской Федерации. Kраткий справочник.
Общая характеристика самолета ЗМС-2 :
Учеб.-справ. пособие / Моск. гос.ин-т радиотехники, электроники
и автоматики (техн.ун-т). Военная кафедра (цикл 1) - М.,1994. -22 с.
ISBN 5-7339-0001-6
В учебно-справочном пособии даны общие вид и характеристика
стратегического самолета-дозаправщика дальней авиации 3МС-2.
Пособие предназначено для обучения военнообязанных студентов
2-5 курсов дневной (очной) формы обучения всех факультетов
(специальностей) по программе военной подготовки офицеров запаса
для резерва Военно-воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации.
Кроме того пособие может использоваться слушателями,
курсантами, воспитанниками спецшкол ВВС и ОСТО, всеми обучаемыми
при подготовке к учебным занятиям по военно-авиационным
специальностям, а также читателями, интерисующимися новейшей
историей и современным состоянием авиации всех видов
Вооруженных сил Российской Федерации.
Табл.6. Сх.1 Ил.1. Библиогр.: 28 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета (группы)
Московского государственного института радиотехники, электроники
и автоматики (технического университета), Военной кафедры (циклa 1).
1305040000 - 31
M ─────────────── Без обьявл. ББК 68.65
I К 8 (03) - 94
ISBN 5-7339-0001-6 (С) С.В.Мызников, 1994
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-справочное пособие "Основные самолеты дальней, военно-
транспортной и фронтовой авиации Военно-воздушных сил Вооружнных сил
Российской Федерации. Kраткий справочник. Часть I. Основные самолеты
дальней авиации Военно-воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации.
I.6. Общая характеристика самолета ЗМС-2" является частью I.6. краткого
справочника "Основные самолеты дальней, военно-транспортной и фронтовой
авиации Военно-воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации.
Часть 1. Основные самолеты дальней авиации Военно-воздушных сил
Вооруженных сил Российской Федерации."
В пособии дан общий вид и рассмотрена общая характеристика самолета,
содержащая определение, предназначение, кодовое наименование NATO,
основные летно-тактические (технические) характеристики (ЛТХ),
дополнительные данные, проекты и модификации стратегического самолета-
дозоправщика дальней авиации 3МС-2.
Учебные занятия по изучению общей характеристики основных самолетов
дальней авиации (ДА) (ТУ-160,-95,-22,-16; М-17,ЗМС-2; ИЛ-78; ТУ-134 УБЛ)
с использованием данных пособий проводятся в часы самоподготовок под
руководством преподавателей военной кафедры (ВК).
В ходе учебных занятий студенты 2-5 курсов изучают и конспектируют
текстовой материал пособий, а также анализируют и вычерчивают в рабочих
тетрадях таблицы с ЛТХ, схемы проектов и модификаций, указанных выше
самолетов ДА.
Основное внимание при работе с материалами пособий следует обратить
на изучение радиоэлектронного оборудования (РЭО) самолетов и ,в особенности,
их средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) радиоэлектронным
средствам (РЭС) комплексов противовоздушной обороны (ПВО) "условного"
противника.
В пособии приведены перечни основных сокращений, контрольных вопросов
по данной теме учебного занятия,источников информации, для улубленного
самостоятельного изучения особенностей общей характеристики самолета ЗМС-2,
раздел "Для заметок".
В целом, пособие "Основные самолеты дальней, военно-транспортной и
фронтовой авиации Военно-воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации.
Краткий справочник. Часть I. Основные самолеты дальней авиации военно-
воздушных сил Вооруженных сил Российской Федерации" состоит из 8-ми частей:
I.I. Общая характеристика самолета ТУ-160.
I.II. Общая характеристика самолета ТУ-95.
I.III. Общая характеристика самолета ТУ-22.
I.IV. Общая характеристика самолета ТУ- 16.
I.V. Общая характеристика самолета ТУ- 17.
I.VI. Общая характеристика самолета ЗМС- 2.
I.VII. Общая характеристика самолета ИЛ- 78.
I.VIII. Общая характеристика самолета ТУ-134 УБЛ.
Пособие подготовлено к 80-летию дальней авиации Военно-воздушных сил
Вооруженных сил Российской Федерации (10.12.1914 - 10.12.1994 гг.).
Автор составитель выражает благодарности Д.А.Горечкину за выполнение
набора текста и изготовление оригинал-макета и сигнального экземпляра
и А.К.Карасеву (члену корреспонденту Международной Академии информатизации)
за выполнение иллюстрации, а также студентам . . .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОЛЕТА ЗМС-2 (3"Мясищев"С-2)
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ (общий вид, определение,
предназначение, кодовое наименование NАТО)
1.1. Общий вид самолета ( приведен на рис 1.)
- 5 -
1.2. Определение
ЗМС-2 стратегический самолет-дозапрaвщик ДА.
1.3. Предназначение
Он предназначен для дозаправки авиатопливом в полете стратегических
(дальних) ракетоносцев-бомбардировщиков (разведчиков) и др. самолетов ДА.
1.4. Кодовое наименование NАТО
"Bison" ['baisn]- "Бизон"
2. ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Тактические характеристики систем, данные об экипаже, летные
характеристики приведены в таблицах 1 - 5.
2.1. Характеристика самолета.
Самолет ЗМС-2 - отечественный серийный стратегический самолет-дозаправщик
с четырьмя авиационными турбо-реактивными двигателями, стреловидными
крылом (большого удлинения) и стабилизатором. Самолет по аэродинамической
схеме - цельнометаллический моноплан.
Фюзеляж - обтекаемой сигарообразной формы - разделен на семь отсеков,
в которых размещены кабины для членов авиаэкипажа, различные агрегаты,
системы и топливные баки. Для выполнения самолетовождения на самолете
установлена, например, обзорная навигационная радиолокационная станция,
автопилот.
Шасси оригинальной конструкции (велосипедного типа) состоит из
передней основной опоры (две тележки, четыре колеса), оснащенной механизмом
поворота колес и автоматом "вздыбливания" для улучшения условий взлета, и
задней основной опоры (две тележки, четыре колеса), а также подкрыльных
(вспомогательных) опор (у каждой по два колеса меньших размеров). При
посадке для торможения используется парашютная тормозная система.
Таблица 1
┌──────┬─────────────────┬──────────┬──────┬────────────┬──────────────────┐
│ N/N │ Наименования │ Условные │ Ед. │ Численные │ │
│ │ характеристик │ обоз- │ изм. │ значения │ Примечания │
│ пп │ │ начения │ │ │ │
├──────┼─────────────────┼──────────┼──────┼────────────┼──────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├──────┼─────────────────┼──────────┼──────┼────────────┼──────────────────┤
│ │ │ │ │ │ │
Данные самолета
1 Длина 1с м 48-76 Без штанги до-
заправки авиа-
топливом в воздухе
└──────┴─────────────────┴──────────┴──────┴────────────┴──────────────────┘
- 6 -
Таблица 1 (продолжение)
┌──────┬─────────────────┬────────┬────────┬──────────┬──────────────────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├──────┼─────────────────┼────────┼────────┼──────────┼──────────────────┤
│ │ │ │ │ 51.3 │ Со штан- │
│ │ │ │ │ │ гой │
│ 2 │ Высота │ hc │ м │ 11.5 │ │
│ │Данные планера са│ │ │ │ │
│ │молета(фюзеляжа, │ │ │ │ │
│ │крыла,оперения) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │Данные фюзеляжа │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1 │Диаметр(макс.) │ de │ м │ 3.50 │ │
│ │(миделево сечение) мах │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Данные крыла │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 1 │ Длина(размах) │ 1кр │ м │ 53.14 │ │
│ 2 │Угол стреловиднос│ %кр │ гр. │ 34 48 │ │
│ │ти │ (ХИ) │ │ │ │
│ 3 │ Площадь │ Sкр │ м2 │ 351.78 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Данные шасси са-│ │ │ │ │
│ │молета │ │ │ │ │
│ 1 │ Ширина колеи │ b │ м │ 60 │ По коле- │
│ │ │ │ │ │ сам под- │
│ │ │ │ │ │ крыльных │
│ │ │ │ │ │ опор │
│ │ Массовые данные │ │ │ │ │
│ 1 │ Масса самолета │ │ │ │ │
│ │ (пустого) │ Мс │ т │ 82 │ │
│ 2 │ Масса самолета │Мc │ │ │ │
│ │взлетная(макс.) │ взл │ т │ 190 │ │
│ │ │ мах │ │ │ │
│ 3 │ Масса самолета │ Мс │ т │ 105 │ │
│ │посадочная(норм.)│ пос │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
└──────┴─────────────────┴────────┴────────┴──────────┴──────────────────┘
2.2 Характеристика силовой установки
В начале на самолете ЗМС были установлены
ТРД-РД-7Б, позже получившие обозначения ВД-7Б в честь их конс-
труктора В.А.Добрынина.
Силовая установка самолета состоит из четырех авиационных ТРД,
"утопленных" в корневой части крыла попарно. Самолет оборудован системой
дозаправки авиатопливом в воздухе по системе "шланг-конус штанга". Топливоприемник
системы (выдвижная штанга) распологается в носовой части фюзеляжа, конус
для отдачи авиатоплива подается из отсека с люком в нижней части фюзеляжа.
Таблица 2
┌────┬────────────────────┬─────────────┬───────────┬───────────┐
│ N │ Наименования │ Условные │ Единицы │ Численные │
│ пп │ характеристик │ обозначения │ измерения │ значения │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │ Тип авиадвигателей │ ТРД │ │ ... │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 2 │ Обозначение │ БД-7Б │ │ ... │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 3 │ Количество │ nтрд │ ед. │ 4 │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 4 │ Тяга авиадвигателя │ pтрд │ тс │ 13 │
│ │ │ │ кН │ 127.48 │
│ │ │ │ даН │ 9500 │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 5 │ Масса авиатоплива │ mдоз │ т │ 40 │
│ │ дозаправки (макс.) │
мах │ │ │
├────┼────────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┤
│ 6 │ Количество точек │ nт-к │ ед. │ 1 │
│ │ дозаправки │
доз │ │ │
└────┴────────────────────┴─────────────┴───────────┴───────────┘
2.3. Характеристика авиационного иооружения (артиллерийского,
ракетного, бомбардировачного)
ОАВС, кроме средств поражения, включает прицельные устройства,
например, радиолокационный стрелковый прицел (прицеливание выполняет командир
огневых установок и кормовой стрелок). Кроме того, есть еще станция предупреждения
об облучении радиолокационными станциями противника и автомат сброса источников
пассивных РЛ помех.
Таблица 3
┌────┬────────────────┬─────────────┬───────────┬───────────┬────────────┐
│ N │ Наименования │ Условные │ Единицы │ Численные │ Примечания │
│ пп │ характеристик │ обозначения │ измерения │ значения │ │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ 1 │ Оборонительное │ ОАВС │ │ │ │
│ │ авиационное │ │ │ │ │
│ │ вооружение │ │ │ │ │
│ │ самолета: │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ артиллерийское │ ААВ │ │ │ │
│ │ авиационное │ │ │ │ │
│ │ вооружение │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ авиационные │ АП │ │ │ Двуство- │
│ │ пушки: │ │ │ │ льные, в │
│ │ │ │ │ │ трех │
│ │ обозначение │ АМ-23 │ │ │ башенных │
│ │ │ │ │ │ установках │
│ │ количество │ nап │ ед. │ 6 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ калибр │ кап │ мм │ 23 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ боекомплект │ БК (nсн) │ ед. │ ... │ │
│ │ (количество │ │ │ │ │
│ │ авиационных │ │ │ │ │
│ │ снарядов) │ │ │ │ │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ 2 │ Средства РЭБ │ ... │ ед. │ ... │ Пассивные │
└────┴────────────────┴─────────────┴───────────┴───────────┴────────────┘
2.4. Данные об экипаже
Таблица 4
┌────┬────────────────┬─────────────┬───────────┬───────────┬────────────┐
│ N │ Наименования │ Условные │ Единицы │ Численные │ Примечания │
│ пп │ характеристик │ обозначения │ измерения │ значения │ │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ │ Экипаж │ эк. │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Количество л/с │ nл/с │ чел. │ 7 │ │
│ │ экипажа │
эк │ │ │ │
├────┼────────────────┼─────────────┼───────────┼───────────┼────────────┤
│ │ Состав экипажа │ │ │ │ │
│ │ (наименование │ │ │ │ │
│ │ должностных │ │ │ │ │
│ │ лиц): │ │ │ │ │
└────┴────────────────┴─────────────┴───────────┴───────────┴────────────┘
- 9 -
Таблица 4 (продолжение)
┌────┬─────────────────────┬─────────────┬───────────┬─────────┬───────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────┼─────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│ │ -командир корабля │ КК │ чел. │ 1 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -помощник командира │ ПКК │ чел. │ 1 │ │
│ │ корабля │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -штурман корабля │ ШК │ чел. │ 1 │ │
│ │ (первый штурман) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -штурман-оператор │ ШО │ чел. │ 1 │ │
│ │ (второй штурман) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -старший борттехник │ СБТ │ чел. │ 1 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -старший воздушный │ СВСР │ чел. │ 1 │ │
│ │ стрелок-радист │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ -командир огневых │ КОУ │ чел. │ 1 │ │
│ │ установок │ │ │ │ │
└────┴─────────────────────┴─────────────┴───────────┴─────────┴───────┘
2.5. Летная характеристика
Таблица 5
┌───┬────────────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬────────────┐
│ N │ Наименование │Условные │ Ед. │Числ.│ Примечания │
│ пп│ характеристик │обознач. │ изм. │знач.│ │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────┼─────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────┼─────┼────────────┤
│ 1 │ Скорость взлетная │ Vотр │ км/ч │ 310 │ │
│ │ (скорость орыва) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2 │ Перегрузка эксплуатационная│ Nэмах │ ед. │ 2 │При Мс=140т.│
│ │ максимальная │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3 │ Скорость полета │ Vкрейс │ км/ч │ 800 │ │
│ │ крейсерная │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 4 │ Скорость полета │ Vмах │ км/ч │ 910 │ │
│ │ максимальная │ │ │ │ │
└───┴────────────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴────────────┘
- 10 -
Таблица 5 (продолжение)
┌───┬────────────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬────────────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───┼────────────────────────────┼─────────┼──────┼─────┼────────────┤
│ 5 │ Качество самолета │ Каэр │ ед. │ 18 │ │
│ │ аэродинамическое │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ 6 │ Дальность полета │ Дмах │ км │9440 │ │
│ │ максимальная │ │ │4000 │С отдачей │
│ │ │ │ │ │топлива в │
│ │ │ │ │ │полете │
│ │ │ │ │ │(Мтдоз=40т) │
│ │ │ │ │ │ │
│ 7 │ Практический потолок │ Нпр │ км │12.25│При Мс │
│ │ │ │ │ │
взлнор│
└───┴────────────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴────────────┘
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Стратегические самолеты-дозаправщики 3МД (3МС, 3ММ-2) были спроектированы
и построены коллективом ОКБ под руководством В.М.Мясищева в период с середины
1950-х годов до середины 1980-х годов на базе стратегического бомбардировщика
3М.
В 1955 году на базе стратегического бомбардировщика 3М был создан
стратегический самолет-дозаправщик 3МД, в 1970-е годы на базе 3МС был
создан 3МС-2, который состоит на вооружении до настоящего времени.
Таким образом, самолеты-дозаправщики 3МД, 3МС, 3МС-2 создавались
на базе выводимых в резерв стратегических бомбардировщиков 3М и предведущих
самолетов-дозаправщиков.
В середине 1950-х годов опытное конструкторское бюро В.М.Мясищева
была поставлена задача создать модифицированный стратегический бомбардировщик.
Самолет М4, который предназначался для нанесения бомбовых ударов по объектам
противника в стратегической глубине и имел Дпол с полной боевой нагрузкой
лишь
ВВС. Кроме того, на базе тяжелого стратегического бомбардировщика М4 впервые
был создан опытный самолет-дозаправщик также в ОКБ В.М.Мясищева. В 1951
году начались работы по программе бомбардировщика 103М, первый полет опытного
экземпляра которого состоялся 20 января 1953 года, а в 1954 году началось
его серийное производство.
Тяжелый стратегический бомбардировщик М4 (103М) был первым отечественным
реактивным самолетом такого класса. После 40-тонных самолетов ДА ОКБ В.М.Мясищева
дало сразу 200-тонные, которым небыло аналогов в мире. Ни у нас в стране,
ни за рубежом подобных самолетов в тот период времени не было. Выпуском
самолета М4 было открыто новое направление в ДА ВВС.
Достаточно сказать, что зарубежные авиастроители были удивлены
видом и мощью самолета, когда увидели его в 1954 году над Красной площадью
на воздушном параде в честь первомайского праздника.
В сенате Соединенных Штатов Америки неоднократно заводили речь об этом
самолете, выражали недовольство и опасались. На западе самолет назвали
"Hammer" - "Молот".
Впервые самолет был поднят в воздух 20 января 1953 года экипажем
во главе с летчиком-испытателем Ф.Ф.Опадчим.
Самолет отличался и оригинальной компановкой - устремленным вперед
фюзеляжем, скошенным назад и слегка опущенным крылом. Его внешний вид
отличала целесообразность и красота.
Особенностями самолета являлись и размещение ТРД на стыке крыла
с фюзеляжем, и большие размеры бомбоотсека, шасси "велосипедного" типа,
вместительные гермокабины и многое другое.
Самолет являлся неожиданной новинкой в мировой практике
самолетостроения. Через некоторое время М4 модернизировали. На нем установили
носовую штангу для дозаправки топливом в воздухе и ТРД АМ-3М с Ртрд=93.2
кН, что нескольно улучшило его летно-технические характеристики. Самолет
получил название М4А.
Основные ЛТХ самолета М4 (М4А) были следующими:
Lc
..............
Hc ..............
Lkp .............
Skp .............
Nтрд ............ 4 (АМ-3Д с Ртрд=85.6 кН - М4;
АМ-3М с Ртрд=93.2 кН - М4А).
Nап ............. 6 (c Кап=23 мм).
Мбн ............. 12-40 т.
Nл/сэк .......... 6-8 чел.
Мс .............. 82 т.
Мс .......... 181 т. (190 т. с ТРД АМ-3М-М4А).
взлмах
Vmax ............
с Мс=135 т. - М4А).
Vкрейс ..........
Нпр .............
Дмах ............
с дозаправкой в воздухе - М4А).
Задача по созданию более совершенного тяжелого стратегического бомбардировщика
вскоре была выполнена. В ОКБ В.М.Мясищева был создан самолет 201М, который
вскоре был запещен в серийное производство и получил обозначение 3М.
Впервые широкой публике самолет был показан на воздушном параде в
Тушино в августе 1956 года.
На западе самолет назвали "Bison"-"Бизон".
Основные ЛТХ самолета 3М были следующими :
Lc ..............
48.7-
Hc ..............
Lkp ............. 49-52--
Skp .............
Nтрд ............ 4 (ВД-7 с Ртрд=127.48 кН). АМ-3М с Ртрд=93.2 кН - М4А).
Мт .............. 106 т.
Nап ............. 6 (c Кап=23 мм).
Мбн ............. 5-12-18-40 т.
Nл/сэк .......... 6-7-8 чел.
Мс .............. 82 т.
Мс .......... 190-210 т.
взлмах
Vmax ............
930-
Vкрейс ..........
Нпр .............
12.75-
Дмах ............
11050-
В сентябре1959 года на самолете 103М (М4А) экипажи Н.Горшкова и Б.Степанова
установили 10 мировых авиационных рекордов (авиарекордов).
В октябре
несколько мировых авиарекордов для самолетов такого класса. Например,
29 октября самолет достиг Нпол=13.121км с полезным грузом массой Мгр=55.22т.
Причем в этом полете были превышены семь мировых авиарекордов по подъему
Мгр=30,35,40,50,55 т на Нпол=2 км.
30 октября в одном полете было установлено еще 7 мировых авиарекордов.
Например, на дистанции (Lпол) в
(Vср) полета
Всего на самолетах 201М было установлено по 19 мировых авиарекордов.
Было решено одновременно с созданием модифицированного стратегического
бомбардировщика 3М с более экономичными двухконтурными ТРД и новым крылом
разработать специализированный самолет для дозаправки бомбардировщиков
в воздухе.
Бомбардировщик 3М и самолет-дозаправщик должны были иметь одинаковую
конструкцию и ЛТХ для удобства их эксплуатации в строевых частях и, в
частности, взаимодействия в совместных полетах, особенно при дозаправке
топливом в воздухе.
В 1955 году был создан модифицированный стратегический бомбардировщик
3М, а несколько позже и унифицированный с ним самолет-дозаправщик 3МД
(дозаправщик), отличавшийся от него наличием в бомбоотсеке заправочного
оборудования.
Это позвлило выполнять дозаправку самолетов ДА по системе "шланг-конус
штанга", когда дозаправляемый самолет и дозаправщик сближаются до нескольких
десятков метров и устанавливают скорость полета (Vпол) в пределах 500-650
км/ч.
После чего дозаправляемый самолет вводит штангу в воронку, помещенную
на конце гибкого шланга (длинна шланга (Lшл) равна примерно
самолетом-дозаправщиком.
Кроме 3МД на базе самолета 3М разрабатывался тяжелый военно-транспортный
самолет (ТВТС) М28, который был бы двухпалубным и с грузовой рампой.
Самолет М28 не был построен.
Разрабатывался также и высотный вариант самолета 3Мю
Однако в 1960 году было принято необоснованное решение о закрытии
ОКБ В.М.Мясищева, как бесперспективного. Это решение нанесло серьезный
ущерб обороноспособности государства, так как привело к прекращению всех
необходимых перспективных работ по ряду важнейших направлений развития
отечественной ДА.
Стратегические бомбардировщики 3М состояли на вооружении ДА ВВС
до конца 1980-х годов и были сняты с вооружения в соответствии с договором
между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических
Республик о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)
К сожалению, данный договор, как и в 1960-е годы, был, в основном,
для нашего государства односторонним, что опять отрицательно сказалось
на оборонительной способности (обороноспособности) нашего государства,
в то время как США продолжали увеличивать боевую мощь САК ВВС за счет
введения в строй новых СЗ тяжелых стратегических бомбардировщиков В-1А
и ДЗ - В-2, а также СЗ КР ALCM и ДЗ - SRAM.
Еще в 1970-е годы в Центральный авиационный музей ВВС, расположенный
в поселке городского типа (ПГТ) Монино был доставлен один из тяжелых стратегических
бомбардировщиков М4, что позволило сохранить его для истории. К сожалению,
большая часть самолетов была просто разломана на части и разбросана на
большой площади как бы для контроля американским разведывательным искусственным
спутникам Земли (РИСЗ).
В июле 1986 года в Монинский музей был передан один из стратегических
бомбардировщиков 3М, который стал 131-м крылатым экспонатом. 3М выполнил
перелет и посадку посадку на
ВПП длинной (Lвпп) около
1991 года в Монино прибыл стратегический дозаправщик 3МД. Самолеты В.М.Мясищева
выпускались на АСЗ в городе Казань.
Самолет ВМ-Т "Атлант"
В 1979 году была проведена большая работа по модификации трех
самолетов 3МС-2 с целью создания на их базе специальных тяжелых военно-транспортных
самолетов (СТВТС) для доставки воздушным путем крупногабаритных конструкций
универсальной ракетно-космической военно-транспортной системы (УРКВТС)
"Энергия"-"Буран".
К этому времени уже все бомбардировщики 3М были переделаны в дозаправщики,
поэтому работа велась с самолетом 3МС-2, имесшим большой запас прочности.
Три самолета 3МС-2 прошли глубокую модификацию, у них, например,
изменили форму носовой части, удлинили фюзеляжи на
образом перестроили вертикальное хвостовое оперение, сделав его двехкилевым,
были изготовлены новые панели фюзеляжей и крыльев, обновили каркас фюзеляжей.
Всего в этой работе было задействовано 10 заводов.
Три самолета-дозаправщика прошли ресурсные испытания в Сибирском
научно-исследовательском институте авиации имени С.А.Чаплыгина (Сиб НИИА).
Один из них прошел статические испытания (статиспытания) на прочность
в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в г. Жуковском, два
других - летные испытания.
После модернизации самолетов их аэродинамическое качество (Каэр)
уменьшилось с 18 до 12, что было приемлемым для транспортных самолетов.
В 1980 году экипаж летчика-испытателя А.П.Кучеренко поднял в воздух
один из новых СТВТС, получивших обозначение ВМ-Т (Владимир Мясищев - транспортный)
и название "Атлант".
ВМ-Т имел необратимое бустерное управление, Мсвзл=140 т и мог
перевозить на верхней части фюзеляжа монолитные грузы массой до 50 тонн.
В январе 1982 года состоялся 1-й испытательный полет ВМ-Т с центральным
водородным блоком 2-й ступени ракетной системы, имевшим размерыЖ длину
Самолет был загружен с помощью специального подъемно-козлового
устройства (ПКУ-50) грузоподъемностью до 50 тонн, имевшего два пантографа-захвата
и способного прецизионными движениями вдоль рельсорых путей и поперек
оси груза устанавливать грузы, имеющие большую "парусность", точно совмещая
элементы крепления на грузе и на самолете при скорости сетра (U) до 15
м/с.
В марте 1982 года были выполнены полеты ВМ-Т по вариантам транспортировки
каждого из 4-х блоков 1-й ступени ракеты-носителя "Энергия" и аппаратного
отсека.
Сложнейшая транспортная операция по доставке основных элементов
УРКВТС "Энергия"-"Буран" на аэродром Байконур вскоре была успешно выполнена.
Позже самолет ВМ-Т был модифицирован, в частности, на нем в носовой
части физюляжа была установлена штанга для дозаправки авиатопливом в воздухе.
Он получил обозначение ВМ-ТА "Атлант-А".
20 августа 1989 года самолет ВМ-Т был впервые показан в полете
с макетов водородного блока на воздушном параде в Тушино. Летом 1992-1993гг.
самолет ВМ-Т был показан на авиационных праздниках "Мосаэрошоу"-92,-93.
За длительный период полетной эксплуатации самолеты В.М.Мясищева
и, в частности, 3МС-2 неоднократно модифицировались (схема 1), что позволяло
им выполнять сложные и непривычные учебно-боевые задачи в любых условиях
полетной обстановки.
Таким образом, самолеты 3МС-2 состоят на вооружении специальной
авиации (СпА) ДА ВВС с середины 1980-х годов до настоящего времени.
4.ПРОЕКТЫ И МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТОВ В.М.МЯСИЩЕВА
- 15 -
Схема 1.
┌──────┬───────────┬────────────┬────────────┬──────────────┐
│ ┌──┴───┐ ┌─────┴──────┐ ┌──┴───┐ ┌──────┴─────┐ ┌─────┴────┐
│ │Ли-2 │ │ДВБ-102 (М2)│ │Пе-2Б │ │ДИС-28К-107А│ │пр."РБ-17"│
│ │1936г.│ │ 1941г. │ │1943г.│ │ 1944г. │ │ 1945г. │
│ └──────┘ └────┬───────┘ └──┬───┘ └────────────┘ └──────────┘
│ ┌───────────────┤ └───┬──────────────┐
│ │ ┌─────────┐ │ ┌────────────┐ │ ┌─────────┐ │ ┌─────────┐
│ │ │пр."ВМ-1"│ │ │пр."ДВБ-109"│ │ │ Пе-2Р │ │ │ Пе-3М │
│ ├─┤1940-е г.│ ├──┤ 1944г. │ ├──┤1940-е г.│ ├──┤1940-е г.│
│ │ └─────────┘ │ └────────────┘ │ └─────────┘ │ └─────────┘
│ │ ┌─────────┐ │ ┌────────────┐ │ ┌─────────┐ │ ┌──────────┐
│ │ │пр."ВМ-4"│ │ │пр."ДВБ-202"│ │ │ Пе-2М │ │ │ Пе-2 │
│ ├─┤1940-е г.│ ├──┤ 1944г. │ ├──┤1940-е г.│ ├─┤"Параван" │
│ │ └─────────┘ │ └────────────┘ │ └─────────┘ │ │ 1940-е г.│
│ │ │ │ │ └──────────┘
│ │ ┌───────┐ │ ┌────────────┐ │ ┌─────────┐ │ ┌───────┐
│ │ │ДБВ-108│ │ │пр."ДВБ-303"│ │ │ Пе-3 │ │ │ Пе-2И │
│ └─┤ 1944г.│ └──┤ 1944г. │ └──┤1940-е г.│ └───┤1944 г.│
│ └───────┘ └────────────┘ └─────────┘ └───────┘
├───────┬────────┬─────────────┬────────────────┬────────────┐
│ ┌──┴───┐ ┌──┴───┐ ┌──────┴───────┐ ┌──────┴──────┐┌────┴────┐
│ │103 М │ │ М 50 │ │пр."40""Буран"│ │ М-17 ││ "Гжель" │
│ │1953г.│ │1960г.│ │ 1979-е г. │ │"Стратосфера"││1990-е г.│
│ └──┬───┘ └──┬───┘ └──────┬───────┘ │ 1980-е г. │└─────────┘
│ ┌───┘ │ ┌─────┴─────┐ └──────┬──────┘
│ │┌──────┐ │ │пр.изд."48"│ ┌─────┴─────┐
│ ││ М4 │ │ │ 1970-е г. │ │ М-55 │
│ ├┤1954г.│ │ └───────────┘ │"Геофизика"│
│ │└──────┘ └─────────────────┐ │ 1980-е г.│
│ │┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌────┴────┐ └───────────┘
│ ││ М-29 │ │пр.3М-ВВ │ │ пр."52" │
│ ├┤1950-е г.│┌┤1950-е г.│ │1960-е г.├┐
│ │└─────────┘│└─────────┘ └─────────┘│
│ │┌───────┐ │┌───────┐ │┌─────────┐ ┌─────────┐
│ ││ М4А │ ││пр."25"│ ││ пр."53" │ │пр."55А" │
│ ├┤ 1954г.│ ├┤ 1952г.│ ├┤1960-е г.│┌┤1960-е г.│
│ │└───────┘ │└───────┘ │└─────────┘│└────┬────┘
│ │┌────────┐ │┌─────────┐ │┌─────────┐│┌────┴────┐
│ ││201М(М6)│ ││ пр.М28 │ ││ пр."56" │││пр."55Б" │
│ └┤ 1955г. │ ├┤1950-е г.│ ├┤1960-е г.│││1960-е г.│
│ └───┬────┘ │└─────────┘ │└─────────┘│└────┬────┘
│ ┌───┴───┐ │┌───────┐ ┌───────┐ │┌─────────┐│┌────┴────┐
│ │ 3М │ ││ СДР │ │ М-12 │ ││ пр."55" │││пр."55В" │
│ │1955 г.├──┴┤1967 г.├──┤1967 г.│ └┤1960-е г.├┘│1960-е г.│
│ └───┬───┘ └───────┘ └───────┘ └─────────┘ └─────────┘
│ ┌───┴───┐┌─────────┐┌───────┐┌─────────────┐┌────────────────┐
│ │ 3МД ││ 3МС ││ 3МС-2 ││ВМ-Т "Атлант"││ВМ-ТА "Атлант-А"│
│ │1955 г.├┤1970-е г.├┤1980 г.├┤ 1980-е г. ├┤ 1980-е г. │
│ └───────┘└─────────┘└───────┘└─────────────┘└────────────────┘
│ ┌─────────┐
│ │Дирижабль│
└────┤1990-е г.│
└─────────┘
- 16 -
Перечень контрольных вопросов
Контрольные вопросы предназначены для самостоятельной проверки
знаний (самоконтроля), полученных студентами после изучения ими данного
учебного учебного материала на самоподготовках перед написанием контрольных
работ и сдачей семестрового по к.40 и выпускного экзаменов по военной
подготовке.
Вопросы подразделяются на основные (обязательные для ответов)
и дополнительные (для желающих ответить).
Основные вопросы
1.Определение, предназначение, кодовое наименование NATO самолета
3МС-2.
2.Общая характеристика конструкции самолета 3МС-2.
3.Основные составные части самолета 3МС-2, их предназначение.
4.Основные характеристики основных частей самолета 3МС-2 (планера,
шасси).
5.Данные об экипаже самолета 3МС-2 (состав, размещение, обязанности).
6.Основные характеристики силовой установки самолета 3МС-2.
7.Предназначение и состав вооружения самолета 3МС-2.
8.Основные ЛТХ самолета 3МС-2.
9.Проекты самолета 3МС-2 и его модификации.
Дополнительные вопросы
1.Опыт проектирования, моделирования, постройки и испытаний самолета
3МС-2.
2.Американский (NATO) аналог самолета 3МС-2.
3.Участие самолета 3МС-2 в показах (аэрошоу).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения материала пособия студенты должны
знать:
-внешний вид;
-определение;
-предназначение;
-кодовое наименование NATO;
-основные ЛТХ (данные самолета в целом, его основных частей -
планера (фюзеляжа, крыла, оперения), шасси и силовой установки);
-ответы на основные контрольные вопросы.
изучить:
-данные об оборудовании самолета;
-данные об авиационном вооружении;
-данные об экипаже;
- 17 -
- летные характеристики самолета.
Ознакомиться:
- с перечнем основных сокращений (обозначений, индексов);
- с дополнительными данными;
- с проектами самолета и его модификациями;
- с дополнительными контрольными вопросами.
После изучения материала пособия по общей характеристике самолета
3МС-2 студенты приступают к изучению материала пособия по общей характеристике
самолета Ил-78.
Таблица 6
┌──────┬───────┬──────────────────────────────────────────┬────────────┐
│ N │ Усл. │ Основные понятия │ Прим. │
│ пп │ сокр. │ │ │
├──────┼───────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────┼───────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ │ │ А │ │
│ 1 │ ААВ │ Артиллерийское авиационное вооружение │ │
│ 2 │ АБ │ Авиационная бомба │ │
│ 3 │ АП │ Авиационная пушка │ │
│ 4 │ АСЗ │ Авиастроительный завод │ │
│ 5 │ аэ │ Авиационная эскадрилия │ │
│ │ │ Б │ │
│ 6 │ БА │ Бомбардировочная авиация │ │
│ 7 │ БК │ Боекомплект │ │
│ 8 │ БЧ │ Боевая часть │ │
│ │ │ В │ │
│ 9 │ ВВС │ Военно-воздушные силы │ │
│ 10 │ ВКК │ Высотно-компенсирующий костюм │ │
│ 11 │ ВМФ │ Военно-морской флот │ │
│ 12 │ ВПП │ Взлетно-посадочная полоса │ │
│ 13 │ ВПХ │ Взлетно-посадочные характеристики │ │
│ 14 │ ВС │ Вооруженные силы │ │
│ 15 │ ВСУ │ Вспомогательная силовая установка │ │
│ 16 │ ВТА │ Военно-транспортная авиация │ │
│ 17 │ ВТО │ Высокоточное оружие │ │
│ │ │ Г │ │
│ 18 │ г. │ Год, город │ │
│ 19 │ ГВ │ Гражданский вариант │ │
│ 20 │ гг. │ Годы │ │
│ 21 │ гр. │ Градус │ │
│ │ │ Д │ │
│ 22 │ ДА │ Дальняя авиация │ │
│ 23 │ дБ │ Децибелл │ │
│ 24 │ ДБА │ Дальняя бомбардировочная авиация │ │
│ 25 │ ДД │ Дальность действия │ │
│ 26 │ диам. │ Диаметр │ │
└──────┴───────┴──────────────────────────────────────────┴────────────┘
- 18 -
Таблица 6 (продолжение)
┌──────┬───────┬───────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────┼───────┼───────────────────────────────────────────┼───────────│
│ 27 │ ДЗ │ Дозвуковой (-ая,-ое,-ые) │ │
│ 28 │ ДК │ Двухконтурный │ │
│ 29 │ др. │ Другой (-ая,-ое,-ие) │ │
│ │ │ Е │ │
│ 30 │ ед. │ Единица │ │
│ │ │ З │ │
│ 31 │ ЗШ │ Защитный шлем │ │
│ │ │ И │ │
│ 32 │ ИАС │ Инженерно-авиационная служба │ │
│ 33 │ им. │ Имени │ │
│ 34 │ ИПМ │ Исходный пункт маршрута │ │
│ 35 │ ИСЗ │ Искусственный спутник Земли │ │
│ 36 │ ИТС │ Инженерно-технический состав │ │
│ │ │ К │ │
│ 37 │ К,кал.│ Калибр │ │
│ 38 │ кг │ Килограмм │ │
│ 39 │ кг/с │ Килограм/секунда │ │
│ 40 │ кг/ч │ Килограм/час │ │
│ 41 │ КИП │ Командно-измерительный пункт │ │
│ 42 │ КИС │ Крыло изменяемой стреловидности │ │
│ 43 │ КК │ Командир корабля │ │
│ 44 │кл"В-П"│ Класса "воздух-поверхность" │ │
│ 45 │ км │ Километр │ │
│ 46 │ КМ │ Кислородная маска │ │
│ 47 │ км/ч │ Километр/час │ │
│ 48 │ КОУ │ Командир огневых установок │ │
│ 49 │ КП │ Командный пункт │ │
│ 50 │ КПН │ Конструктивно-производственный недостаток │ │
│ 51 │ КР │ Крылатая ракета │ │
│ │ │ Л │ │
│ 52 │ л │ Литр │ │
│ 53 │ л/с │ Летный (личный) состав │ │
│ 54 │ ЛТХ │ Летно-тактические (-технические) │ │
│ │ │ характеристики │ │
│ 55 │ ЛХ │ Летные характеристики │ │
│ │ │ М │ │
│ 56 │ м │ Метр │ │
│ 57 │ М │ Маха Число │ │
│ 58 │ МВ │ Маловысотный (-ая,-ое,-ые) │ │
│ 59 │ мин. │ Минута │ │
│ 60 │ мм │ Миллиметр │ │
│ 61 │ МО │ Министерство обороны │ │
│ 62 │ м/с │ Метр/секунда │ │
│ │ │ Н │ │
│ 63 │ НАТО │ Организация Северо-Атлантического договор │ │
│ │(NATO) │ (Noth Atlantic Treaty Organization) │ │
│ 64 │ НИИ │ Научно-исследовательский институт │ │
│ 65 │ НК │ Навигационный комплекс │ │
│ 66 │ НПО │ Научно-производственное объединение │ │
└──────┴───────┴───────────────────────────────────────────┴───────────┘
- 19 -
Таблица 6 (продолжение)
┌──────┬───────┬──────────────────────────────────────────┬────────────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────┼───────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 67 │ НЦ │ Наземная цель │ │
│ │ │ О │ │
│ 68 │ ОАВС │ Оборонительное авиавооружение самолета │ │
│ 69 │ оз. │ Озеро │ │
│ 70 │ ОКБ │ Опытно-конструкторское бюро │ │
│ 71 │ ОК РЭБ│ Оборонительный комплекс радио- │ │
│ │ │ электронной борьбы │ │
│ 72 │ ОСП │ Особый случай в полете (обычные │ │
│ │ │ средства поражения) │ │
│ 73 │ ОСТО │ Оборонная спортивно-техническая │ │
│ │ │ организация │ │
│ │ │ П │ │
│ 74 │ ПГТ │ Поселок городского типа │ │
│ 75 │ ПВО │ Противовоздушная оборона │ │
│ 76 │ ПКК │ Помощник командира корабля │ │
│ 77 │ ПКР │ Противокорабельная ракета │ │
│ 78 │ ПКУ │ Подъемно-козловое устройство │ │
│ 79 │ ПЛАРБ │ Подводная лодка атомная с ракетами │ │
│ │ │ баллистическими │ │
│ 80 │ ПНС │ Пилотажно-навигационная система │ │
│ 81 │ ППМ │ Поворотный пункт маршрута │ │
│ 82 │ ППС │ Передняя полусфера │ │
│ 83 │ пр. │ Проект │ │
│ 84 │ ПРЛР │ Противорадиолокационная ракета │ │
│ 85 │ ПУ │ Пусковое устройство │ │
│ │ │ Р │ │
│ 86 │ РАВ │ Ракетно-артиллерийское вооружение │ │
│ 87 │ РВСН │ Ракетные войска стратегического │ │
│ │ │ назначения │ │
│ 88 │ РЗП │ Разрешенная зона пуска │ │
│ 89 │ РЛ │ Радиолокационный (-ая,-ое,-ые) │ │
│ 90 │ РЛС │ Радиолокационная станция │ │
│ 91 │ РП │ Руководитель полетов │ │
│ 92 │ РУД │ Рычаг управления двигателем │ │
│ 93 │ РФ │ Российская Федерация │ │
│ 94 │ РЭБ │ Радиоэлектронная борьба │ │
│ 95 │ РЭО │ Радиоэлектронное оборудование │ │
│ 96 │ РЭП │ Радиоэлектронное подавление │ │
│ 97 │ РЭС │ Радиоэлектронные средства │ │
│ │ │ С │ │
│ 98 │ с │ Секунда │ │
│ 99 │ САСРМ │ Система автоматического следования │ │
│ │ │ рельефу местности │ │
│ 100 │ САУ │ Система автоматизированного │ │
│ │ │ управления │ │
│ 101 │ СБТ │ Старший борттехник │ │
│ 102 │ СВЖ │ Самолетовождение │ │
│ 103 │ СВСР │ Старший воздушный стрелок радист │ │
│ 104 │ СЗ │ Сверхзвуковой (-ая,-ое,ые) │ │
│ 105 │ СК │ Стартовый комплекс │ │
│ 106 │ СРБ │ Стратегический ракетоносец- │ │
│ │ │ бомбардировщик │ │
│ 107 │ СССР │ Союз советских социалистических │ │
│ │ │ республик │ │
└──────┴───────┴──────────────────────────────────────────┴────────────┘
- 20 -
Таблица 6 (продолжение)
┌──────┬───────┬──────────────────────────────────────────┬────────────┐
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├──────┼───────┼──────────────────────────────────────────┼────────────┤
│ 108 │ СТВТС │ Специальный тяжелый военно- │ │
│ │ │ транспортный самолет │ │
│ 109 │ США │ Соединенные Штаты Америки │ │
│ │ │ Т │ │
│ 110 │ т │ Тонна │ │
│ 111 │ т.к. │ Так как │ │
│ 112 │ ТРДДФ │ Турбореактивный двигатель двухконтурный │ │
│ │ │ форсированный (турбовентиляторный) │ │
│ 113 │ т/с │ Тонна/сила │ │
│ 114 │ ТТХ │ Тактико-технические характеристики │ │
│ 115 │ Ту-160│ "Туполев"-160 (обозначение самолета) │ │
│ 116 │ ТХ │ Технические характеристики │ │
│ │ │ У │ │
│ 117 │ УАВС │ Ударное авиавооружение │ │
│ 118 │ УАР │ Управляемая авиаракета малой │ │
│ │ МДД │ дальности действия │ │
│ 119 │ УКАР │ Управляемая крылатая авиаракета │ │
│ │ БДД │ большой дальности действия │ │
│ 120 │ УКАР │ Управляемая крылатая авиаракета │ │
│ │ │ средней дальности действия │ │
│ 121 │ УР │ Управляемая ракета │ │
│ 122 │ УРКВТС│ Универсальная ракетно-космическая │ │
│ │ │ военно-транспортная система │ │
│ │ │ Ф │ │
│ 123 │ ФА │ Фронтовая авиация │ │
│ │ │ Ц │ │
│ 124 │ ЦАГИ │ Центральный аэрогидродинамический │ │
│ │ │ институт │ │
│ │ │ Ч │ │
│ 125 │ ч. │ Час │ │
│ 126 │ чел. │ Человек │ │
│ │ │ Ш │ │
│ 127 │ шир. │ Ширина │ │
│ 128 │ ШК │ Штурман корабля │ │
│ 129 │ ШО │ Штурман оператор │ │
│ │ │ Э │ │
│ 130 │ ЭВМ │ Электронно-вычислительная машина │ │
│ 131 │ эк. │ Экипаж │ │
│ 132 │ ЭЛТ │ Электронно-лучевая трубка │ │
│ 133 │ ЭПР │ Эффективная поверхность рассеяния │ │
│ │ │ Я │ │
│ 134 │ ЯО │ Ядерное оружие │ │
└──────┴───────┴──────────────────────────────────────────┴────────────┘
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Источники открытой информации
1. Авиация : Энциклопедия / Гл.ред. Г.П.Свищев. -
М. : Большая Российская Энциклопедия (БРЭ), 1994. - 736 с.
- 21-
2.Андреев И.А. Боевые самолеты/Иллюстрации Захаров А.Н.-
М.:А/О Книга и бизнес, ООО Прострекс,А/О Кром,1992.,-160с.
3.Зуенко Ю.А.,Коростелев С.Е. Боевые самолеты России.-м.:
Элакос,1994.-192с.,ил.
4.Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчес-
тва.-М.:Наука,1988.-248с.
5.Андрей Николаевич Туполев.Жизнь и деятельность.-М.: Изд.
отдел ЦАГИ,1991.-400с.
6.Пономарев А.Н.Советские авиационные конструкторы. Моно-
графия.-3-е изд.,испр. и доп.-м.:Воениздат,1990.-320с.
7.Развитие самолетов мира/Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев.
-М.:Ма шиностроение.1991.-384с.
8.Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.: Справоч-
ник./Под ред.Карпенко А.В. СПб.: ПИКА LТD,1993.-180С.
9.Самолеты конструкторского бюро имени А.Н.Туполева."ТУ"-
М.,1989,:Изд.N6/189591-П89.-24c
10.Советская авиация 92.Настенный перекидной календарь.
Авт.фотогр.:Ю.Бродовский,В.Волков,В.Гребнев,Р.Денисов,
В.Карпий,В.Козловский,А.Кремко,И.Попов,А.Пушкарев,С.Скри-
пников,Ю.Шифрин,Ю.Шогин,В.Яцина. Художники Голубев С.Н.,
Лебедев В.В.-М.:Машиностроение,1991.
11.Творцы отечественной авиации.32 открытки. Автор вступ.
ст. И.М.Буров.Худ. А.Г.Кручина.-М7.:Изобразительное искус-
ство,1989.
12.Сосhran T.В.& other.Soviet nuclear weapons. Harper &
Row,Publisher,New-York,1989,-461 p.
13.Green,William:Observer's Aircraft.
N 1 WARNE -
1984.-256p.
14.Kopennaqen,Wilfred und Dr.Rolf Nenstedt:Das qrobe Fin-
qzenqtypenbnch.-VEB.Verbaq fur VerRenrsutesen.Berlin,1977,-624s.
15.Kopennaqen,Wilfred:Sowjetische Bomden-fluqzenqe.-1.Aufl.
16.Modern soviet weapons.Edited by Ray Bonds. London-New-
York.1986,-480p.
Источники оперативной информации.
Журналы
1.//Авиация и космонавтика.-1991,-NN 2,10-12;1992.-NN 1-7,
9,11,12;1993.-NN 1-7,9,10; 1994.-NN 3,4.
2.//Гражданская авиация.-1994.-N 7.
3.//Крылья Родины.1991.- NN 1-3,5,7,12; 1992.-NN 1-4,6,8;
1993.-NN 1,2,7,8,11,12;1994.-N 7.
4.//Проблемы авиационной и космической техники (ПАКТ).
-1993.NN 1;1994.N 1.
5.//Техническая информация.-1991.-NN 23,24.
6.//"AIR ET COSMOS".-1991.8-14.VII. N 1339.
7.//PRZEGLAD KONSTRUKCJI LOTNICZYCH N 17(5/93) Tu-160.War-
szawa.1993.
Газеты
1.//Авиатор.-1994. N 6.
- 22-
2.//Воздушный транспорт .-1992.-NN 16,18,45,47,49;1993.-N 8;
1994&-Т 43.
3.//День.1993.-N 16.
4.//Красная звезда.- 1977.-27.09; 1985.-17.07;1986.-05.04,
24.06,23.08,31.12; 1987.-24.01,31.01,13.08,16.08,10.09;
1988.-25.02,19.03; 1989.-12.04,29.04,23.07,19.08,22.08,
17.09,10.10,11.11,16.12; 1990.-01.05,28.06; 1991.- 31.07,
13.08,06.09,14.09,02.10,26.10,20.12; 1992.-20.02,27.02,07.03,
27.03,14.04606.05,19.06,27.07,28.07,04.08,05.08,15.08,
09.10,23.10,27.10,15.12; 1993.-10.01,13.01,13.03,17703,17.04,
16.05,20.05,21.05,27.05,01.07,07.07,22.07,29.07,22.09,24.09,
06.10,21.10,26.10,22.11; 1994.-NN 18,20-22,32,91,92,109,169,
174,188,190-192,226,227,237.
5.// Правда.- 1989.-N 230.
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист ........................................... 1
Входные данные ........................................... 2
Введение ................................................. 3
1.Общие данные(общий вид,определение,предназначе-
ние,кодовое наименование NАТО) ......................... 3
1.1.Общий вид .......................................... 3
1.2.Определение ........................................ 5
1.3.Предназначение ..................................... 5
1.4.Кодовое наименование NАТО .......................... 5
2.Основные летно-тактические(технические)характе-
ристики ................................................ 5
2.1.Характеристика самолета ............................ 5
2.2.Характеристика силовой установки ................... 6
2.3.Характеристика авиационного вооружения ............. 7
2.4.Данные об экипаже .................................. 8
2.5.Летная характеристика .............................. 9
3.Дополнительные данные ................................ 10
4.Проекты и модификации самолета 3МС-2 ................. 14
Перечень контрольных вопросов ........................ 16
Заключение ........................................... 16
Перечень основных сокращений ......................... 17
Перечень источников информации ....................... 20
Содержание ........................................... 22
Выходные данные ...................................... 23
Для заметок ......................................... 24