Основы предпринимательства. Развитие предпринимательства на Украине

План курсовой работы:

                                                                                                                                     

                                                                                                                                        с.

Введение………………………………………………………………………………2                       

1.Предпринемательство центральная фигура экономического

    процесса  …………………………………………………………………………..3

   1.1.Предпринемательские способности как фактор производства…………3

   1.2.Предпринемательство: сущность , виды , субъекты……………………...7

2. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм ……………………………………………………………………15

  2.1. Основные цели предприятия……………………………………………….15

   2.2. Организационно-правовые формы предприятий……………………….18

   2.3. Принципы функционирования  организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………………..22

3.Особенности развития предпринимательства наУкраине …………………26

3.1. Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины……………………………………………………………………………..26

3.2. Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства……………………………………………………………..29

3.3. Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике ……………………………………………………………31

Заключение………………………………………………………………………….35

Список используемой литературы………………………………………………36

  Приложение А: Виды предпринемательской деятельности………………..37

Введение .

Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей. Но любая нация и каж­дый ее отдельный представитель гордятся и своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

К сожалению, на Украине ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного раз­вития всегда базировалась на необходимости подавления пред­принимательского духа в обществе и предпринимателя как но­сителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактиче­ски мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже до­статочно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провоз­гласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивитель­ное дело — разрешение получено, а "предпринимательского бу­ма" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осу­ществлять значительные предпринимательские проекты?

 Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством на Украине будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя , чтобы в последствии не допускать ошибок , сделанных  ранее . Далее я попытаюсь изложить материал о  предпринимательстве  , о его сущности , видах , субъектах , развитии , гос. поддержке  .

1.Предпринематель центральная фигура экономического процеса.

1.Предпринемательские способности как фактор производства.

Феномен предпринимательства выступает в качестве не­отъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предпринима­тель» в экономическую теорию. По Кантильону, предпри­ниматель -— это человек с неопределенными, нефиксиро­ванными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличи­тельная черта предпринимателя, а его основная экономи­ческая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реа­лизации какой-то коммерческой идеи и получения прибы­ли. Он сам планирует и организует производство, распоря­жается его результатами и т. п.

Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный француз­ский экономист конца XVIII — нач. XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские спо­собности.

Крупный вклад в разработку теории предприниматель­ства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость)» организатор» (уме­ние соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выде­ляет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невоз­можно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, бе­рущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономиче­ское развитие. При этом Шумпетер считал, что предпри­ниматель не обязательно является собственником произ­водства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

По существу, объединение в одном лике собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период по­явления кредита[1] . Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в обо­рот. Как правило, его собственность распространяется на уставный фонд, который может представлять собой отно­сительно небольшую величину.

Наиболее зримо отделение предпринимательства от соб­ственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собст­венность как юридический факт утрачивает свои распоря­дительные прерогативы. Власть на производстве перемеща­ется от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физиче­ских предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предприни­мателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за резуль-, таты деятельности корпорации. Такую ответственность не­сут менеджеры.

Таким образом, развитие кредитных отношений и пере­ход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.

Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предприниматель­ство в своей основе не является функцией только собст­венника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной лите­ратуре предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления».

Для характеристики предпринимательства как экономи­ческой категории центральной проблемой является установ­ление его субъектов и объектов. Субъектами предпринима­тельства могут быть прежде всего частные лица (организа­торы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осу­ществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятель­ность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предприниматель­ства выступают акционерные общества, арендные коллек тивы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его Соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отли­чают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неиз­вестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использова­ния уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения ре­организации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой (Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. С. 169-170)

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность и независи­мость хозяйствующих субъектов, наличие у них определен­ной совокупности свобод и прав — по выбору вида пред­принимательской деятельности, по формированию произ­водственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указы­вающего, что производить, сколько тратить, кому и но какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Вторым условием предпринимательства является ответ­ственность за принимаемые решения, их последствия и свя­занный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенно­стью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ори­ентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является  самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохра­нения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реали­зуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринима­тельство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обла­дать особым воображением, даром предвидения, постоян­но противостоять давлению рутины. Нужно быть способ­ным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процесы определять»

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. Он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать мно­го различных вариантов достижения своей цели и пре­даваться долгим колебаниям.

В нашей отечественной литературе предпринимательст­во также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчест­ва, свободного проявления инициативы, новаторства, го­товности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода «ис­кусство возможного». Тем более, что речь идет об управле­нии и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.

1.2. Предпринемательство: сущность , виды , субъекты.

,,Предпринимательство — это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица, а также владение корпоративными правами не являются предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством”[2].

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия[3].

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общеприня­тая экономическая теория предпринимательства , хотя потреб­ность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была свя­зана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предприниматель­ства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной си­туации, самостоятельность в выборе и принятии решений, на­личие управленческих способностей) и на роли предпринима­тельства как регулирующего начала в уравновешивающей эко­номической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление кото­рой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с пе­реходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

В настоящее время в теоретических исследованиях уделя­ется внимание не только предпринимательству как способу ве­дения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внут­рифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и дру­гой термин, производный от первого, — "интракапитал".

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. По­скольку предпринимательство предполагает обязательное на­личие свободы творчества, то подразделения целостных про­изводственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие и н т р а к а п и т а л а — ка­питала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства[4].

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее.

 Экономическая активность представляет собой форму уча­стия индивида в общественном производстве и способ получе­ния финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ­циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа­ет в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен­ду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (то­карь на заводе, учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми­лиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

Государство

Партнер

Предприниматель

Потребитель

Наемный работник (работники)

 

Рисунок  SEQ Рисунок \* ARABIC 1   Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отно­шений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприни­матель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые поку­пательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость "завоевать' потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

•позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматривае­мой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает "взрыв" предпринима­тельской активности и приводит к "буму" предпринима­тельства).

Каковы же функции государства как ускорителя пред­принимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образователь­ные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во вни­мание принимается тот факт, что осуществление предприни­мательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в прак­тической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) зна­ний;

в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты примени­тельно к любой планируемой сделке или операции, а также уме­ния предусмотреть движение средств на счетах своего предпри­ятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансо­вом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные програм­мы поддержки предпринимателей, в которых учитываются ме­ры по льготному кредитованию. Особые льготы предоставля­ются тем, кто берется за реализацию каких-либо предприни­мательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на се­бя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпри­нимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной ре­ализации проектов. Государство обычно снабжает предприни­мателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информаци­ей, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предо­ставлением их результатов предпринимателям на безвозмезд­ной или льготной основе. Государство также стремится к учреж­дению консультационных, юридических и иных фирм, облег­чающих деятельность предпринимателей, а также берет на се­бя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского про­цесса. Именно от него зависит эффективность и качество реали­зации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свой­ственны свои собственные интересы. Что касается предприни­мателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и состав­ляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпри­нимательского процесса.

В рамках таких взаимоотношений предприниматель обо­значает для себя определенные проблемы в своей повседнев­ной деятельности и старается разрешить их с наибольшим эф­фектом. Какие же это проблемы?

Прежде всего, подбор кадров нужной специализации и требуемого у ровня квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

• подготовка таких кадров на собственной информацион­ной и финансовой базе (но такой путь не всегда эффекти­вен по понятным причинам);

• привлечение кадров, занятых в других предприниматель­ских или производственных структурах , для чего требуется создание для ра­ботников лучших, более привлекательных .

Другой проблемой выступает необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структу­ры. При этом различают две формы:

• вовлечение наемного работника в производственный ин­терес предпринимательской структуры;

• вовлечение наемного работника в коммерческий интерес фирмы.

Первая форма свойственна европейской системе органи­зации труда, когда каждый наемный работник точно знает свои производственные функции и выполняет их с присущей ему умелостью.

Вторая форма характерна для японо-американской систе­мы организации труда, когда каждый наемный работник заин­тересован не только в должном исполнении своих производ­ственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предпринимательской структуры. Эта форма вовле­чения работника является, конечно, более эффективной по срав­нению с первой и наиболее привлекательной как с точки зре­ния предпринимателя, так и с точки зрения общества.

Форма вовлечения наемного работника в интерес предпри­нимательской структуры зависит от используемой предприни­мателем системы оплаты труда. На сегодняшний различают следующие :

*                    Твердая гарантированная заработная плата.

*                    Твердая гарантированная заработная плата с ежемесяч­ной (ежеквартальной или ежегодной) премией,

*                    Сдельная заработная плата.

*                    С использованием коэффициента эффективности.

*                    Сдельно-премиальная заработная плата.

*                    Тарифная заработная плата.

*                    Почасовая заработная плата.

Правда, все эти формы оплаты труда способствуют вовле­чению работника лишь в производственный (но не в коммер­ческий) интерес фирмы. Для работника в такой ситуации глав­ное — выполнить надлежащим образом свои обязанности а ка­ков будет общий результат деятельности фирмы, предприятия, коллектива, для него не так важно.

Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно бу­дет заинтересован как в своих личных результатах, так и в ре­зультатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с други­ми предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эф­фективных партнерских связей, в ходе которого предпринима­тель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый пред­приниматель при планировании своей деятельности, при раз­работке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходи­мое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской де­ятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факто­ров. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

1. Долговременные (или постоянные).

2. Кратковременные (или на определенный срок).

3. Случайные.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимо­отношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

2. Механизм функционирования предприятий различных организационно-правовых форм

 

 2.1 Основные цели предприятия

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью фирмы любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

— увеличение объема продаж;

— достижение более высоких темпов роста;

— увеличение доли рынка;

— увеличение прибыли по отношению к вложенному ка­питалу;

— увеличение дохода на 'акцию компании (если это акци­онерная компания);

— увеличение рыночной стоимости акций (если это откры­тое акционерное общество);

— изменение структуры капитала.

Характер целевых установок предприятия определяется со­стоянием экономики в целом, тенденциями развития конкрет­ной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производ­ственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответ­ствует рост курсов акций и прибыли, увеличение доходов соб­ственников капитала. Главное место занимает борьба за удер­жание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли; на этой стадии единственной целью пред­приятия является выживание (сохранение жизнеспособности), •г. е. продолжение его операций в течение определенного пе­риода времени, зачастую не столько ради достижения опреде­ленного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. Минимизация убытков является оборотной стороной конеч­ной цели деятельности предприятия, а именно максимизации прибыли. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Будучи .ориентировано на высокий положительный результат, в краткосрочном плане предприятие может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Пред­принимательский риск, собственно, и определяется как веро­ятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится как недополучение прибыли по сравнению с про­гнозируемой величиной, так и возникновение убытков. Процветающее предприятие — это пред­приятие, получающее устойчивую при­быль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в меж­дународной теории и практике бизнеса концепции, через со­здание системы ценностей для трех общественных групп: вла­дельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продук­ции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собст­венных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики за­интересованы в стабильности предприятия, в развитии с ним долгосрочных отношений, в благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене.

Создание ценностей и есть основополагающая функция предприятия. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного при­знания своей деятельности. Общественное признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж и в конечном счете увеличивать прибыль.

 Основной рабочий инструмент в реализации целевой фун­кции предприятия — это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что отличает данное конкретное предприятие от его конкурентов и обеспечивает устойчивое положение на рынке. Конкурентные преимущества связаны либо с качественными характеристиками товаров (ус­луг), либо с более низкими ценами на продукцию предприятия. В международной теории и практике бизнеса различают три основных вида рыночной стратегии предприятия, анализу ко­торых посвятил свои исследования американский экономист Майкл Портер. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны продавать товары или предоставлять услуги либо по более низкой цене, чем их конкуренты (конкурентоспособные цены), либо с такими качественными характеристиками, ко­торые ставят их вне конкуренции (дифференциация продукта);

либо придав им особые свойства, которые удовлетворяют по­требности узкого круга потребителей (глубокая специализация) (рис.1 ).

Ценность для потребителей

-          ;

-          ;

-          ;

-          ;

-          ;

-         

-          ;

-         

-          ;

Конкурентноспособные цены

Дифференциация продукта

Глубокая специализация

Конкурентное приемущество

Рисунок 1. Фомирование конкурентного преимущества предприятия

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать соответ­ственно одну из трех стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью производственных ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности.

После того как конкурентная рыночная стратегия опреде­лена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия.

 Первый этап планирования — анализ внешней среды, т.е.  экономической и политической ситуации в стране (экономи­ческая политика государства, политическая стабильность, куль-турые особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, меж­дународные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернатив­ные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчи­вость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).

Второй этап планирования — оценка возможностей (прежде всего, с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возмож­ностями самого предприятия, выработать обоснование произ­водственной программы и поведения на рынке, а также обес­печить принятие грамотных управленческих решений.

Третий этап – выбор вариантов развития предпрития.

2.2. Организационно-правовые формы предприятий.Преимущества и недостатки основных типов предприятий.

Инструментом предпринимательской деятельности яв­ляется прежде всего предприятие. С правовой точки зре­ния, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

«Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйст­венной единицы -- это комплекс правовых норм, опреде­ляющих отношения участников предприятия со всем ок­ружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.

В мировой практике используются различные организа­ционно-правовые формы предприятий, которые определя­ются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйст­венном суде и третейском суде от своего имени.

По действующему украинскому законодательству, на се­годняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

— государственное предприятие;

— частное предприятие (индивидуальное);

— товарищество, в т. ч.

с полной ответственностью (полное товарищество);

со смешанной ответственностью (смешанное товарище­ство);

с ограниченной ответственностью (ограниченное това­рищество);

- акционерное общество, в т. ч.

- открытого типа;

-          закрытого типа.

Теперь более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.

Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;

Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;

Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельногогражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприя­тия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной са­мостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюд­жет.

Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответст­вующими государственными органами и наряду с осталь­ным персоналом считаются государственными служащи­ми. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.

Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации  в целом , но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности). 

Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:

в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;

в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;

в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;

в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;

в розничной торговле - до 15 лиц.

Законодательство Украины предусматривает некоторые особенности деятельности МП (государство может предоставлять им льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создавать фонды развития МП и др.).

Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся:

-          акционерные общества;

-          общества с ограниченной ответственностью;

-          общества с дополнительной ответственностью;

-          полные общества;

-          командитные общества.

Акционерным обществом (АО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов:

открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)

называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере ко взносу каждого участника).

Полным обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Командитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в командитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.

Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине, - это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса.

Основные законодательные нормы создания и функционирования предприятий в Украине регулируются Законами Украины:

"О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. №887-XII;

"О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. №1576-XII;

"О предпринимательстве" от 07.02.1991 №698-12.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной ры­ночной экономике характер «смешанной экономики». Та­кая экономика доказала неоспоримые преимущества по сравнению с «одноклеточной» экономикой, поскольку в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлет­ворение разнообразных потребностей членов общества. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, пере­живающей тяжелые времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства.

2.3. Принципы функционирования  организационно-хозяйственного механизма предпринимательства

Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо как вне действия его само регуляторов, так и без внешних регулирующих влияний. Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему и есть таким образом, что может быть названо «организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства», обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.

Анализируемый механизм соответственно включает два блока: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями и систему государственного регулирования, адекватную требованиям законов рынка. Каждая их рассмотренных форм- крупное и малое предпринимательство- нуждаются  в обоих блоках организационно -хозяйственного обеспечения. Однако более целесообразно рассматривать проблему государственного регулирования применительно к малому, а тему внутрифирменного хозяйствования – к крупному предпринимательству.

Государственное регулирование деятельности малого предпринимательства представляет  собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Причем эта система базируется на ряде принципов, исходным и общим из которых является протекционизм. Он , как показывает практика, характерен для всех стран развитой рыночной экономики. Например, в США еще в 1953г принят закон, по которому правительству предписано оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство. На Украине этот принцип также находит свое отражение, но к сожалению не в том объеме как хотелось бы. Принята программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на Украине» и образован Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Другой важнейший принцип связан с осуществлением программно-целевого подхода, в части поддержки предпринимательства на уровне регионов, областей, городов.

Еще один принцип государственного регулирования малого предпринимательства – дифференцированность поддержки: на государственном уровне следует поддерживать не любых предпринимателей, а действительных субъектов малого предпринимательства и лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ или функционируют в регионах с устойчивым бюджетным дефицитом.

Тесно связанный с предыдущим принцип – мотивационная направленность. На Украине, как ни где, нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций в сферу не просто малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство. Ясно, что господдержка должна носить селективно - стимулирующий характер.

Следующий принцип – обусловленной гарантированности и ответственности. Поддержка должна осуществляться на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектами малого предпринимательства с взаимной ответственностью договаривающихся сторон. Государство и предприниматель обязаны выполнять определенный обязательства.

Очередной принцип -  учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Владельцы малых предприятий перестают быть предпринимателями, коль скоро прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью и получать предпринимательский доход; предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентное воспроизводство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов для государственной поддержки.

Таким образом, необходим системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства.  Формируя этот механизм и определяя направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, следует комплексно учитывать все охарактеризованные выше принципы. 

К элементам системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства относятся: правовое обеспечение, финансовая поддержка, информационное обеспечение, технико-технологическая поддержка, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и работников, содействие внешнеэкономической деятельности предпринимателей.

Говоря о микроэкономическом аспекте предпринимательства, следует выделить концепцию внутри корпоративных отношений крупного предпринимательства как органической части его организационно-хозяйственного механизма. Сложность этой концепции состоит в том, что для разработки единого подхода в этом вопросе требуется анализ   и обобщение опыта развития новых форм организации внутрихозяйственных отношений, но отечественная практика этого дать не может. Поэтому в этой проблеме надо ориентироваться на зарубежный опыт. Последний исходит из того, что корпорация – это сложная целостная хозяйственная система со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается путем налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений. Принципы организации внутри корпоративных отношений многочисленны, однако основными являются следующие:

·    задействование в отношениях структурных подразделений корпорации предпринимательских начал;

·    направленность этих отношений на инновационный тип воспроизводства.

Первый из указанных принципов представляет собой требование того, что каждое подразделение корпорации превращалось в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились соучастниками предпринимательской деятельности.  Реализация этого принципа предполагает наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов (придание им большей экономической свободы), создание внутри корпоративных рыночно -инфраструктурных формирований ( маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных центров), должны развиваться специфические внутренние формы предпринимательства (дочерние акционерные общества).

Реализация второго принципа, а именно направленность корпорации на инновационное производство, во многом зависит от внешней для корпорации среды: общего уровня научно- технического и технологического процесса, состояния и тенденций рынка, экономической политики государства. И все же главными в этом плане являются внутри корпоративные факторы: технико-технологический, финансовый и кадровый потенциал фирмы, способность его акционеров, менеджеров, специалистов и персонала разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии.

Из описания некоторых из принципов организации внутри корпоративных отношений предпринимательского типа следует, что эти принципы реализуются в определенной организационной структуре, которая является неотъемлемым элементом механизма внутри корпоративного хозяйствования. При разработке таких структур следует учитывать схемы, эффективно применяемые в лучших корпорациях США, Японии и Западной Европы Принимая во внимание мировой и отечественный опят развития внутри корпоративных отношений  можно предложить некую абстрактную  схему организационной структуры корпорации с предпринимательской «окраской» внутрифирменных отношений (см. Приложение Е).

Важнейшим элементом рассматриваемого вопроса служит система управления. После перестройки предприятий на новый лад, отечественный крупный бизнес сохранил жесткую централизацию управления, при которой низшие звенья обладают недостаточной самостоятельностью. Это является тормозом для  развития предпринимательства в корпорациях. В этой связи необходим переход  от административной к органически –клеточной системе управления, реализующей потенциал каждого подразделения и работника в частности. Целесообразен переход от линейных  и линейно- функциональных принципов управления к матричным управленческим системам, характерным для западных корпораций, звенья которых обладают большей самостоятельностью.

Таким образом, становление действенного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства в крупных корпорациях параллельно с формированием широкой сети эффективно регулируемого государством малого предпринимательства – важнейший фактор предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования и залог вывода украинской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

3.      Особенности развития предпринимательства на Украине.

3.1. Этапы развития предпринимательства на территории современной Украины

Предпринимательские отношения заложены в украинском народе генетически. На протяжении всего процесса развития всех сторон общественной жизни степень развития предпринимательства, экономическая свобода и другие факторы, стимулирующие возрастание инициативности субъектов экономики играли важную роль. И на сегодняшний день формирование эффективной, конкурентоспособной, социально-ориентированной экономики составляет стратегический курс государственной политики. Начиная раздел, посвященный предпринимательству на Украине, представляется необходимым выделить этапы развития, основные направления  и проблематику, связанные с предпринимательством, а именно с малым бизнесом.

Особое значение малого и среднего бизнеса выявляется во время переходного  к рыночной экономике периода, заключающееся в стимулировании структурной перестройки экономики и обеспечении стабильности общества и гарантий на пути к организованному рынку. В условиях формирования ориентированного рынка, ускорения институциональных преобразований в экономике Украине проблема становления рыночных механизмов предпринимательства является приоритетной.

Процесс развития малого предпринимательства на Украине имеет свои исторические корни и на стадии перехода к рынку имеет продолжение. Для всестороннего утверждения принципов предпринимательства необходимо использовать отечественный опыт, достаточной богатый и обширный.

Предпринимательство в Украине родилось еще во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Начинателями предпринимательской деятельности были купцы. Основываясь на своем имуществе и интуиции,  на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой и Европой.

В пятнадцатом веке начали формироваться торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переноситься на украинскую территорию и начинает внедряться во внутрихозяйственные отношения, сначала в торговые, а затем  и производстве.  Годы правления Петра ( конец 17-18вв) можно назвать периодом становления предпринимательства. Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве, им был дан государственный заказ на развитие отраслей промышленности.

Переломным моментом в становлении предпринимательства считаемся начало 19 века. Александр 1 издал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей.

Мощным стимулом в развитии предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот период времени приходятся величайшее событие – промышленный переворот. К 1808г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности и привлечением иностранного капитала. В 1870г. состоялся Первый всероссийский съезд предпринимателей, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. В 90-е годы 19 века сложилась достаточно мощная  индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С.Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым. В Россию усилился приток иностранного капитала.

В начале 20-го века в России создаться картели, синдикаты, тресты.  В первом десятилетии 20-го века предпринимательство в России становиться массовым явлением, а к 1914г. ступает в стадию устойчивого развития. Однако это развитие было прервано сначала Первой мировой войной, затем Гражданской и «военным коммунизмом».

В годы НЭПа свободное предпринимательство стало возрождаться.  На долю частного сектора в те годы приходилась ? промышленного производства и ? розничной торговли. В дальнейшем, с 1929г., свободное предпринимательство было свернуто и объявлено  нелигитимным, произошло полное огосударствление экономики. И уже на рубеже 2-ой половины 80-х годов, и особенно после 1991г. предпринимательство, уже в рамках суверенной пост тоталитарной Украины, зарождается вновь.

Реальный сектор малого бизнеса начал формироваться с 1986 по 1988г., после принятия постановления, а затем и Закона  «О кооперативах». Он и положил начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства, в таким образом время, когда крупные предприятия находились в руках государства. Ряд аспектов деятельности малого предпринимательства был определен Постановлением Совета Министров УССР от 22 сентября 1990г. « О мерах по созданию и развитию малого предпринимательства».

В дальнейшем в ходе приватизации и предприятия, принадлежавшие ранее государству переходят в частную и частноколлективную собственность и на сегодняшний день можно говорить   о сложившейся предпринимательской структуре в отечественной экономике, регламентируемой рядом нормативных актов, таких как Закон Украины « О собственности», «О предпринимательстве» , « О предприятиях» , «О хозяйственных обществах» и других.  

Анализ состояния малого предпринимательства, осуществленный по данным официальных отчетов, свидетельствует, что сегодня в этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. человек, около 4,7 тыс. совместных предприятий с  прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. человек, 35,5 тыс. фермерских хозяйств  с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В целом в малых предприятия занято свыше 2,1 млн. человек, а доля производства малых предприятий в ВВП составляет коло 7%.

Рыночные трансформационные процесс в экономике Украины способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1991г. доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 % до 2 %. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 70 %, а частной – осталась на уровне 32 %.

По отраслевым признакам малые предприятия преимущественно сосредоточены в торговле, общественном питании – 51 % (промышленность – 15%, строительство – 10, бытовое обслуживание – 5, прочие отрасли – 19 %). В 1998г.  предприятиями малого бизнеса всех форм собственности произведено продукции на 12,5 млрд. грн.

Унаследованная от СССР экономика Украины все еще остается высокомонополизированной. В ее структуре предпринимательство занимает незначительное место. Для реализации политики рыночной трансформации экономики Украины необходимо образовать 500 тыс. малых и средних предприятий. В действительности мы имеем показатель, значительно меньше этого. Весь возможный потенциал развития предпринимательства не исчерпан, поскольку имеются необходимые ресурсы в достаточном размере. Однако предпринимательство на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем и трудностей.

    3.2. Трудности и противоречия периода становления отечественного малого предпринимательства

Реформы последних лет открыли возможность легально заниматься частным бизнесом, получать прибыль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Приход в малый бизнес стал более массовым и предприниматели столкнулись с серьезными проблемами, которые характерны для всех стран мира, но в украинском варианте приобрели гипертрофированный характер. Набор этих трудностей известен: в прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует список примерно из двух десятков причин, препятствующих развитию бизнеса, с том числе малого, в Украине или затрудняющих его.

В типичный перечь входят такие причины, как несовершенство законодательства и часто меняющиеся правила; чрезмерные налоги; недостаточность источников финансирования; неравные возможности в отношении конкуренции с номенклатурным крупным бизнесом; всеобъемлющая коррупция и рэкет; отсутствие поддержки, а таким образом и препятствия со стороны государства ( его органов); неразвитость инфраструктуры (банковской и коммуникационной систем обеспечения); профессиональная неподготовленность самих предпринимателей. К этому можно добавить также экономическую депрессию, инфляцию и отсутствие до недавнего времени твердой национальной денежной единицы, что влияет не только на малый бизнес, но и на других хозяйственных субъектов, являясь неизбежным сопровождением переходного периода.

  Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие.

Трудности с регистрацией открытия собственного дела занимают с списках проблем не последнее место. Многие желающие начать бизнес уже располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в органах регистрации, у консультантов -индивидуалов или в специализированных формах образцы документов и необходимые советы. Тем не менее, по затратам времени, денежных средств, нервных усилий, действующая в Украине процедура регистрации предпринимателей все еще остается громоздкой и излишне усложненной, особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.

Другой проблемой предпринимателя является дефицит финансов. Собственных капиталов большинство не имеет, банковский кредит дается на 2-3 месяца и с высокой кредитной ставкой, а других массово доступных источников финансовой поддержки малого бизнеса в Украине нет. Частные благотворительные фонды отсутствуют, союзы и ассоциации предпринимателей не располагают средствами для кредитования малого бизнеса. Известно лишь 4 потенциально доступных источника выделения финансов: Украинский Фонд поддержки предпринимательства, государственный инновационный фонд, средства выделенные местными органами власти для организации своего бизнеса безработным; средства местных органов власти, которые образуются из отчислений от стоимости приватизированных объектов. Но все эти источники крайне не действенны. Что касается получения кредитов в коммерческих банков, в качестве их клиентов могут выступать торговые и посреднические организации, имеющие имущество для залога. В последние годы расширяют масштабы деятельности в Украине зарубежные и международные финансовые фонды и программы, но они охватывают локальные зоны и поэтому не оказывают существенного влияния на поддержку малых предприятий.

Необходимо выделить проблемы доступа к  помещениям и оборудованию, дефицит информации и недостатка квалифицированного персонала. Этот набор проблем типичен для всей Украины.

Действующие бизнесмены отмечают такие проблемы, как трудности с реализацией продукции и доступе к сырью и материалам. Очень часто имеющееся сырье не отвечает двум факторам, а именно 0 ценовому и качественному.  Предприниматели выделяют еще две проблемы, которые по их мнению имеют сугубо местное происхождение. Это отношение с налоговой администрацией и чиновниками. Они отмечают некомпетентность служащих многих уровней, порождающую необоснованные претензии, а также неправильное понимании сущности того, каким должен быть характер взаимоотношений с предпринимателями. Из-за этого они вступают в конфликты.

Немаловажной проблемой является недостаточное собственная подготовленность к бизнесу. Это и понятно: ведь сфера подготовки предпринимательства находиться в Украины в зародышевом состоянии. Бизнесмены жалуются на трудности получения информации и отсутствие литературы по бизнесу. 

3.3. Направления оздоровления малого и среднего предпринимательства в украинской экономике

Анализ сложившейся ситуации  в предпринимательстве и выявлении основных причин, тормозящих развитие предпринимательской деятельности, позволяют сформулировать   ряд основных направлений оздоровления этого сектора эконо

мики.

Прежде всего, фундаментом для осуществления эффективного контроля за предприятиями, является построение определенной системы права собственности, предполагающей полную ответственность имуществом за взятые обязательства. Права и обязанности, вытекающие из собственности, должны иметь силу для всех без исключения участников экономической жизни общества (государства, потребителей, производителей). Чтобы не только формально, но и на практике утвердить права собственности, создать основу для рыночных отношений необходимо претворить в жизнь следующие принципы.

Во-первых, необходим механизм выведения предприятий из экономического процесса. Т.е. необходима отлаженная процедура банкротства отдельных предприятий.

Во-вторых, необходимо создать такие рыночные условия, которые будут стимулировать создание новых предпринимательских структур. В процветающей рыночной экономике создание и приумножение имущества частных предприятий благодаря основанию новых фирм составляет движущую силу структурных преобразований и динамики экономического роста. После ликвидации двух главных препятствий на пути основания новых фирм  и предприятий -  регистрации и сложной системы налогообложения необходима публичная поддержка  правительством новых предпринимательских структур. В данном случае речь идет о ликвидации препятствий со стороны чиновников на местах.

В-третьих, оздоровлению предпринимательства будет способствовать отмена государственных льгот (дотаций и субсидий) для отдельных отраслей, так как это превосходит финансовые возможности государства, усиливает возможности для коррупции, создает неравные условия для конкуренции, препятствует возникновению и функционированию рынков в целом. В этой связи необходимо произвести инвентаризацию выданных ранее субсидий и дотаций, сократить число институтов, распределяющих финансовые средства, отменить налоговые льготы для отдельных секторов экономики.

В-четвертых, к числу первоочередных задач относится увеличение прозрачности в деятельности государства. В частности сделан шаг к прогрессу в области  совершенствования бухгалтерского учета на украинских предприятиях. Осуществлен перевод к новым стандартам бухгалтерского учета и отчетности. Но кроме этого необходимы такие мероприятия:

·       Годовой коммерческий отчет, счет прибылей и убытков должны предоставлять и государственные предприятия;

·       Проверять имеет ли руководство предприятия долевое участие в капитале фирм, которые связаны с данным предприятием деловыми отношениями;

·       Укреплять права Счетной палаты, Антимонопольного комитета;

Способствует оздоровлению предпринимательской деятельности также ускорение процессов приватизации крупных предприятий и предприятий «стратегического» сектора. Выбирая методы приватизации, следует отдавать предпочтение стратегическим инвесторам перед ваучер ной приватизацией.

Первоочередной задачей государства в процессе реформирования предприятий состоит в том, чтобы наряду с создание правовых предпосылок усилить функциональные возможности тех институций, которые должны гарантировать дееспособность рынка. В первую очередь антимонопольный комитет, агентство по банкротству, Счетная палата и Фонд государственного имущества.  Эти институты должны заботиться о том, чтобы независимо от правовой формы предприятия и фирмы работали в равных условиях, чтобы деятельность государства и рынка приобрели прозрачность, чтобы возможным стал общий контроль над этой деятельностью. Только если все это будет обеспечено, у населения появиться доверие к рыночным механизмам и благодаря этому  - к политике реформ.

Заключение

В ходе проведенного исследования, посвященному сущности предпринимательской деятельности,  было изучен ряд вопросов на основании которых можно сформулировать следующие выводы:

·         Определение понятий «предприниматель» занимает одно из главных мест в работах классиков экономической мысли. Предприниматель – это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь  полной экономической  ответственности, идти на риск  и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход;

·         функционирование предпринимательства не может протекать без совокупности взаимосвязанных правовых, экономических и социальных условий, складывающихся в экономической системе;

·          Предпринимательство отличается многообразием различных форм и правильность их выбора зависит от специфики государства и задач, которые она решает. Так, по организационно – экономическим формам предпринимательства выделяют – картели, синдикаты, тресты, ассоциации. По организационно – правовым формам предпринимательство разделяют в зависимости от механизма организации предприятия, в частности их делят на акционерные общества, обществ ас ограниченной ответственностью, полные и коммандитные общества;

·         значение предпринимательства для экономики заключается в том, что оно позволяет мобилизовать ресурсы, ускорять экономический рост, создавать базу для повышения благосостояния и процветания общества;

·         по масштабности предпринимательство разделяют на малое и корпоративное. Каждое из тих видов имеет свои преимущества и недостатки, заключающиеся в способности предприятия аккумулировать финансовые ресурсы, внедрять достижения научно-технического прогресса,  обладать наиболее эффективной системой управления, долговечности существования и т.д.

·         успех деятельности малых предприятий зависит от масштабов поддержки их со стороны государства, предоставления последним налоговых льгот, проведения программ по повышению квалификации предпринимателей, предоставлению кредитов на льготных условиях. Повышение эффективности функционирования крупных предприятий может быть осуществлено за счет налаживания внутри корпоративных связей управления и организации производства;

·        предпринимательство находиться на начальном пути своего развития, и процесс становления предпринимательства сопряжен с рядом трудностей и противоречий. В частности к ним относятся несовершенство законодательства, отсутствие традиций предпринимательского дела, нестабильность экономической ситуации, отсутствие финансовых ресурсов для развития производства, слабая поддержка со стороны государства. Но в будущем, при решении этого ряда проблем возможно полномасштабное утверждение принципов предпринимательства. Когда наступит это время, можно будет говорить, что отечественная экономика стала подлинно рыночной.

                                                   


[1] Феномен отделения управленческих функций предпринимательства от собственности наблюдался и до возникновения кредита, в той или иной мере он также имел место в феодальном и рабовладельческом обществах, но в широких масштабах проявился при капитализме.

[2] Закона Украины «О предпринимательстве» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 14, ст. 168)

[3] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.

[4] *Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993, с. 28. **См.: Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20.