Основы рыночной экономики

КОЛЛЕЖД "БАКАЛЯР"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ОСНОВАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Студента 1 курса

отделения лингвистики и права колледжа "БАКАЛЯР"

РЫЖОВА Сергея Евгеньевича

Сумы   1999 год.

ПЛАН:

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

3. Список использованной литературы.

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

Монополия - исключительное право производ­ства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присут­ствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монопольная деятельность - действия (бездеятельность) субъектов ведения хозяйства при условии монопольного положения на рынке одного субъекта ведения хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые направлены на недопущение, существенное ограничение устранение конкуренции.

В условиях монополии, производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность про­давца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

1.      Единственный продавец (монополист). — Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

2.      Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

3.      Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии».

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой дол­госрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение вы­пуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны мо­нополии, базирующиеся на владении уникальными природ­ными ресурсами.

К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с мас­штабом производства, — эффектом экономии ресурсов в ре­зультате укрупнения производства. Известно, что крупное про­изводство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности круп­ного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной за­щиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой про­дукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Дру­гими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные барьеры для предотвращения проникнове­ния на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Лицензия — это право фирмы на исключительное осущест­вление определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распростране­ние оригинального произведения в интересах его автора (кни­ги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в тече­ние 50 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки — это специальные символы, позволяю­щие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, пу­тающие потребителя.

Патент — свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (техноло­гией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производ­ство данного товара другими фирмами в течение срока дейст­вия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Монопольная цена - цена, которая устанавливается субъектом ведения хозяйства, который занимает монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции или нарушению прав потребителей.

Монополия чистая (абсолютная) — ситуация, когда на конк­ретном товарном рынке выступает всего один продавец.

Монополия в чистом виде — явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее эко­номическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (на­пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скры­тую конкуренцию, предлагая качественные заменители теле­фонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных произво­дителей товаров.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рын­ке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупате­ля.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые пред­почтения» (политические, эстетические, физиологические). В ус­ловиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репута­цией).

На рынке монополистической конкуренции продукция мо­жет быть дифференцирована также и по условиям послепро­дажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Та­ким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференци­ации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых кон­курентов на рынок является важной характеристикой монопо­листической конкуренции. Производители, работающие на та­ком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описыва­ет множество реально существующих рынков. Его характерис­тики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу бан­ковских услуг, в производящих отраслях — это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вы­числительной техники, компьютеров).

Олигополия является преобладающей формой современ­ной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют не­сколько фирм, отдельные из которых контролируют значитель­ную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производи­мая фирмами, может быть как однородна, так и дифференци­рована. Однородность преобладает на рынках сырья и полу­фабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями вхо­да на данный рынок. Одно из них — необходимость значитель­ных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Не многочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях яв­ляется более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что при­ведет к падению доходов.

Война цен - повторяющееся и долговременное снижение цен на продукцию фирм олигополистической отрасли, посредством которого, фир­мы рассчитывают увеличить объемы продаж и доходов, но которое редко приносит им выгоды.

Поэтому вместо ценовой конкурен­ции, которая будет результативна в условиях совершенной кон­куренции, «олигополисты» используют неценовые методы борь­бы: техническое превосходство, качество и надежность изде­лия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гаран­тий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономичес­кий шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».

Картель представляет собой соглашение нескольких пред­приятий, устанавливающее для всех участников объем произ­водства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каж­дого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой дея­тельности участников.

Невозможность полностью и постоянно использовать кар­тель для взаимодействия олигополистических фирм, вынужда­ет их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграни­чения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразова­нии», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).

Жесткость цен — так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменении издер­жек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войну цен».

Лидерство в ценах означает практику, когда при форми­ровании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером — чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это де­монстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не доказано.

Патентные пулы — это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум — объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместно­го строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются ба­зой для организации сговора о дележе рынка.

Антимонопольная политика - одно из направ­лений государственного регулирования экономики, представ­ляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечиваю­щих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и уп­равления.

Основные задачи антимонопольного законодатель­ства: а) обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; б) снятие всех преград на пути активизации конку­ренции на правовой основе, позволяющей исключить монополь­ные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; в) определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции; г) за­щита интересов малого и среднего предпринимательства от про­извола крупного бизнеса; д) создание условий для развития национального хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается воз­действовать на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. Оно ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, ока­зывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций.

Конкретная программа антимонопольных действий разрабатыва­ется и проводится находящимся у власти правительством. Сле­довательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отра­жать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю эконо­мическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это зна­чит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

Крупные корпорации в обход антимонопольного зако­нодательства   используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности - холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяй­ственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства - джентльменские соглашения, лидер­ство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят пере­стройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

Холдинг — можно назвать по-русски владейным обществом, создаваемым крупными монополиями для управления дочер­ними предприятиями через систему участия. Вобрав в себя контрольные пакеты акций десятков, сотен, а иногда и тысяч предприятий, холдинг направляет их на развитие, а растущие доходы позволяют круп­ным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют как акционерные об­щества, общества с ограниченной ответственностью, едино­личные предприятия.

Система участия - взаимное владение одними акционер­ными компаниями ценными бумагами (акциями, облигациями) других акционерных компаний. Это важная действенная форма связи и переплетения капиталов как внутри одной отрасли, так и между отраслями. Система учас­тия создает многоступенчатую зависимость большого числа предприятий от крупного акционерного капитала, который получает возможность распоряжаться огромными суммами чужого капитала и "выкачивать" из подконтрольных предприятий прибыль.

Для постоянного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, за естественными монополиями, а так же для недопущения методов недобросовестной конкуренции (действий хозяйствую­щих субъектов по дискредитации конкурентов), на Украине создан антимонопольный комитет

Административный контроль монополизированных рын­ков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного за­конодательства.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принад­лежит предпринимательству.

Предпринимательство - это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли. Предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность, которая не противоречит действующему законодательству.

Предприниматель - лицо, занимающееся хозяй­ственной деятельностью, ориентированной на рынок.

Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве осо­бого фактора производства — в силу той особой роли и зна­чимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдель­ной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику сво­бодного предпринимательства».

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

- предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства това­ров и услуг с целью получения прибыли;

- предприниматель есть организатор производства, настра­ивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

- предприниматель — это новатор, внедряющий на ком­мерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

- предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе ко­торых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию ре­шений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяю­щейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недо­статки. Все эти свойства включаются в столь сложный «сплав», что он становится сравним с талантом. Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить его.

Предпринимателем может являться одно или несколько физи­ческих или юридических лиц, организующих деятельность предприятия на основе принадлежащего им или привлеченно­го на законных основаниях имущества и получающих в резуль­тате этой деятельности прибыль в форме предпринимательско­го дохода.

Предпринимательский доход - часть прибыли, остающаяся у функционирующего (промышленного или торгового) предпринимателя после выплаты процента за банковскую ссуду.

А какую роль играет образование в формировании пред­принимательских способностей? Вопрос, не имеющий одно­значного ответа. Во всяком случае, профессиональные эконо­мические знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решений и их по­следствий, обеспечивают более широкий экономический кру­гозор, т. е. то, что представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности.

Предпринимательство может осуществляться как в инди­видуальной, так и коллективной форме. Но если первая оз­начает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лица­ми, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые свободны в установлении своих прав и обязанностей на осно­вании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, то вто­рая форма предпринимательства — коллективная — предпола­гает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отра­жены в учредительных документах и уставе соответствующих форм предприятий. Функции предпринимателя осуществляются собст­венником имущества предприятия или уполномоченным им руководителем предприятия, который действует в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

Предприятие — самостоятельный действующий субъект, со­зданный предпринимателем в порядке, установленном законо­дательством, для осуществления определенных видов деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализации интересов собствен­ника имущество предприятия, предпринимателя и членов тру­дового коллектива.

Предприятие осуществляет свою деятельность в про­мышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транс­порте, в связи и информатике, науке и научном обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, культуре, об­разовании, сфере услуг и в других отраслях народного хозяй­ства. Предприятие может заниматься одновременно несколькими видами деятельности.

Рыночные принципы предпринимательской деятельности — рациональность, эко­номичность и эффективность — находят на уровне предпри­ятия первичную сферу своего осуществления.

Конкуренция — есть двигателем рыночного разви­тия, и именно в предприятии она обретает свой главный субъект.

Производя нужные для общества товары и услуги, создаю­щие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развитая общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие — не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.

Цель производственной деятельности предприятий носит двойственный характер. Получить от реализации произведен­ной продукции прибыль, сделать ее как можно большей — та­кова непосредственная цель и побудительный мотив дея­тельности предприятий. Но получить прибыль можно, лишь производя нужную для потребителей продукцию, т. е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены од­новременно добиваться и другой цели — полнее и наилуч­шим образом удовлетворять запросы потребителей.

Предприятия, основной целью которых является получе­ние прибыли, называются «коммерческими». Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании («Устав предприятия», «Учредительный договор» или в правовых документах общего характера, очерчивающих пра­воспособность хозяйствующих субъектов).

3.  Список использованной литературы:

1.      Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю "Экономикс. Принципы, проблемы и политика" в 2-х т. - М.: Республика, 1995.

2.      Словарь-справочник "Рыночная экономика" - Красноярск: ЛИА "Информ", 1992.

3.      И.И.Дахно "Словарь законодательных и нормативных терминов" - К.: Блиц-Информ, 1998.

4.   О.Ю.Мамедов "Современная экономика" - М.: Зевс, 1997.

                   14 января 1999 года.