Банковская система и малые предприятия

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории и истории экономики

Курсовая работа по макроэкономике

на тему: «Банковская система и

малые предприятия»

Выполнила студентка

2курса 201группы

Проверила:

 

Орёл 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC o "1-2" h z u Введение 3

1 Теоретические основы банковской системы_ 4

1.1 Сущность и структура банковской системы_ 4

1.2 Методы государственного регулирования банковской деятельности_ 8

1.3 Особенности банковской системы в России_ h 13

2 Развитие малого предпринимательства в России_ h 14

2.1 Состав и структура  российского малого предпринимательства_ h 14

2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства_ 19

2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства_ h 19

3 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в Коммерческих банках  h 22

3.1 Финансово- кредитная поддержка малого предпринимательства_ h 22

3.2 Проектный цикл в банке h 30

3.3 Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов_ h 41

Заключение h 43

Список использованной литературы_ PAGEREF _Toc135680362 h 46

                                                                                                           

Введение

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие методы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Задача изложения основ эффективной работы банка с малыми предприятиями требует определения экономической сущности малого предпринимательства и банковской системы, определения их роли в экономике, выявление интереса к малому предпринимательству со стороны коммерческого банка (первая и вторая глава). Третья глава включает в себя описание состояния государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и технологии кредитования проектов малого предпринимательства в банке.

1 Теоретические основы банковской системы

1.1 

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

К раскрытию сути банка можно подойти с двух сторон: с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие “банковские операции”. В их перечень включаются такие, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. Сюда относят: операции по приему денег во вклады, предоставлению различных видов кредита, покупке векселей и чеков, комиссионные операции с ценными бумагами, операции с ценностями, приобретение обязательств по ссудам до наступления срока платежа, проведение безналичных платежей и расчетное обслуживание.

При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка, однако, остается открытой. Вскрытие сущности – это не только соотнесение деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, ему дозволенные, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки. Не случайно в закон попадают такие операции, которые выполняют другие учреждения. Сомнительно поэтому, что чисто банковскими считаются такие из них, как операции инвестиционных обществ, приобретение обязательств по поручительствам и гарантиям, консультационные и другие услуги.

Банк – это автономное, независимое, коммерческое предприятие. В этом главное в понимании его сущности. Конечно, банк – это не завод, не фабрика, но у него, как у любого предприятия, есть свой продукт. Продуктом банка является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

1.2 Методы государственного регулирования банковской деятельности

Государственное регулирование банковской деятельности рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки  Центробанка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом  госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

    ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении.  Важно, иметь в виду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

 Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Надёжность и стабильность банковской системы необходима по следующим причинам:

1)    без них вообще невозможно выполнение ЦБР своих задач;

2)    коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства, и от их стабильности зависит развитие экономики;

3)    деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

1)    создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;

2)    проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;

3)    установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение ликвидности банковских балансов.

Воздействие Центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и  селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные методы направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Центробанка  имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:

1)    учетная (дисконтная) политика;

2)    операции на открытом рынке;

3)    изменение норм обязательных резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.

Среди регулирования денежно-кредитной сферы Центробанками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк-заёмщик) и по вертикали (Центробанк - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчиком по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика   «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика «дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом.

К общим методам денежно-кредитного регулирования, хорошо известным из зарубежной банковской практики, относятся и операции Центробанка на открытом рынке. Речь идет о покупке и продаже по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

 Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая, её отклонение от рыночного курса.

Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объём свободных ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные требования Центробанка. Повышение (снижение) норм обязательных резервов сокращает (расширяет) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции. Выполнение резервных требований Центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции.

1.3 Особенности банковской системы в России

1)   

- 40% объема вкладов и остатков на расчетных счетах,

- 2/3 объема частных вкладов;

2)   

3)   

4)   

5)   

6)   

2 Развитие малого предпринимательства в России

2.1 Состав и структура  российского малого предпринимательства

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

В промышленности – 100 чел.;

В строительстве – 100 чел.;

На транспорте – 100 чел.;

В сельском хозяйстве – 60 чел.;

В научно-технической сфере – 60 чел.;

В оптовой торговле – 50 чел.;

В розничной торговле и

бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

·        граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;

·        органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;

·        органы местного самоуправления;

·        общественные объединения (организации);

·        иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);

·        трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий;

·        первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности;

·        полное товарищество;

·        товарищество на вере;

·        общество с ограниченной ответственностью;

·        общество с дополнительной ответственностью;

·        производственный кооператив;

·        акционерное общество.

2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных пред­приятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в ко­торых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России эко­номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпри­нимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие мес­та, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие ком­мерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной тор­говли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены по­лучили благоприятные возможности для обогащения.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, ра­ботающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказа­ния различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической дея­тельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудова­ние - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает на­правлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной под­держке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимули­рования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления на­логовых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информацион­но-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных про­грамм.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1)    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2)    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3)    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4)    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.           

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1)    разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

2)    проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3)    организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4)    подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5)    оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства. 

Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 

Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:

·        меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

·        перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;

·        меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

·        предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников.

Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают  фонды поддержки малого предпринимательства.

3 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в Коммерческих банках

3.1 Финансово- кредитная поддержка малого предпринимательства

Финансовую политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, государственным заказчиком которой он является. На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.           Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства являются: различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.           Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков.                             Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.           В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.           Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции и специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого предпринимательства.           Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключают необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.           Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.           Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты.           Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний, работающих с малыми предприятиями, показал, что средний процент лизингополучателей – субъектов малого предпринимательства от общего количества клиентов составляет 61,5%, при этом из общего количества заключенных договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование –27%, компьютеры и другую оргтехнику – 8,6%, на производственное оборудование – всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование – 1,3%. «Нижегородская лизинговая компания» за последние два года заключила лизинговых сделок более чем с 50-ю предпринимателями объемом в 8,1 млн. рублей и более 1704 тыс. долларов США. Лизинговой компанией “Кубаньлизингмаш” Краснодарского края было проведено 10 лизинговых операций на сумму 4 млн. рублей. Внедрение оборудования, поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн. рублей.           Эффективная работа лизинговых компаний позволяет не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять соответствующие суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.           Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, неполнота правовой базы, неясность налоговых правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.           Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставной капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.           Для становления малых предприятий и деятельности предпринимателей без образования юридического лица важное значение имеет проблема быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств - микрофинансирование. По оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. долларов.           Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. долларов на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.           Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на 01.01.2001 г.: среднемесячная процентная ставка по микрокредитам – 6% в месяц; средний размер займа – 12,5 тыс. руб.; средний объем займов на одного клиента – 20 тыс. руб.; средний процент возврата займов – 95%; распределение займов: торговля - 55%, оказание бытовых услуг - 24%, сельское хозяйство - 11%; 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.           Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с незначительными доходами, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях. В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут 16 муниципальных фондов. С июля 1998 года по февраль 2000 г. эти фонды предоставили 1388 займов на сумму 15 млн. рублей. Ставка кредита составляет 8-9% в месяц. Срок возврата -3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%. В Смоленской области кооператив финансовой помощи “Содействие” выдал за 8 месяцев 2000 года 1321 микрозайм на сумму 18,6 млн. рублей, коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3.           Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка такого рода финансовых услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно, прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогами.           С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой эффективности микрокредитования в 2001 г. и в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные организации и общества взаимного кредитования.           Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства. В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. За это время выдано займов на сумму 33,2 млн. рублей. В настоящее время в области действует 55 кредитных кооперативов. В 1999 году их активы составили 18,2 млн. рублей, выдано займов на сумму 22,3 млн. рублей, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 8,2 млн. рублей, предпринимателям - 7,2 млн. рублей, гражданам - 6,9 млн. рублей.               Для оказания финансовой помощи индивидуальным предпринимателям при Республиканском фонде поддержки малых предприятий Чувашской Республики в октябре 1998 года образован потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей “Союз”. За время   деятельности кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн. рублей. На территории Хабаровского края действуют 9 кредитных союзов. Кредитный потребительский союз «Первый Дальневосточный» в г. Комсомольске-на-Амуре, созданным в 1995 году, с числом пайщиков 1100 человек выдал 8630 займов на сумму 34,6 млн. рублей. Займы выдавались за счет сформированного фонда финансовой взаимопомощи, который состоит из личных сбережений пайщиков.           В настоящее время в России уже работают более 700 таких обществ. Право создания обществ взаимного кредитования определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.           Одной из привлекательных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг. Роль его в развитии малого предпринимательства постоянно возрастает, так как он позволяет предпринимателю начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой.           Развитие государственной финансовой поддержки малого предпринимательства должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.           Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по двум основным направлениям.           Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.   Такая финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации.           Второе направление - косвенная финансовая поддержка малого предпринимательства, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малых предприятий, внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение системы лизинга и др.           Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого предпринимательства.

3.2 Проектный цикл в банке

Проектный цикл, или жизненный цикл проекта, - важнейшее понятие дисциплины управления проектами. В целом это - “промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации”. Проектный цикл является исходным понятием для решения проблемы финансирования работ по проекту, принятия соответствующих решений. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называются фазами (этапами, стадиями). В самом общем виде проектный цикл делится на три фазы:

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная.

В рамках каждой фазы можно выделить ряд этапов. Например, прединвестиционная фаза для инициатора проекта может быть разделена на этапы:

·        разработка концепции проекта;

·        оценка жизнеспособности проекта;

·        планирование проекта;

·        разработка технических требований;

·        выбор и оформление земельного участка; эскизное проектирование.

Инвестиционная фаза может иметь следующие этапы:

·        детальное (рабочее) проектирование;

·        организация торгов и заключение контрактов;

·        организация закупок и поставок;

·        строительно-монтажные работы;

·        завершение работ (пуско-наладочные работы, сдача объекта).

Для кредитора проектный цикл по сути дела начинается с момента получения от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор прекращает свое действие.

Наиболее важными для кредиторов являются этапы: отбора и оценки проекта, переговоров и принятия решения о финансировании проекта; контроля за реализацией проекта.

Оговоримся, что это очень укрупненное вычленение этапов. Первые два из названных относятся к прединвестиционной фазе. Третий этап охватывает сразу инвестиционную и эксплуатационную фазы проектного цикла. Весьма важно, чтобы кредитор, имея четкое представление о проектном цикле заемщика, а заемщик - кредитора, чтобы не допускать сбоев в продвижении проекта и действовать максимально скоординировано. Банку необходимо доскональное знание проектного цикла заемщика для того, чтобы:

1)    максимально полно учесть все расходы и доходы, связанные с реализацией проекта (в каждой фазе и на каждом этапе);

2)    представлять все риски, связанные с реализацией проекта (опять-таки в каждой фазе и на каждом этапе);

3)    разработать свой график контроля за реализацией проекта (с указанием временных точек, отделяющих различные фазы и этапы друг от друга).

Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы, например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный цикл по программе кредитования малого предпринимательства включает в себя шесть основных этапов:

1)    отбор проектов;

2)    оценка проектов;

3)    ведение переговоров и утверждение проекта;

4)    реализация проекта и контроль за его ходом;

5)    оценка результатов реализации проекта.

Итак, остановимся подробнее на первом этапе проектного цикла в банке.

Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов (ИП), обычно имеют дело с устойчивым потоком заявок и проектных предложений. Такие банки обычно создают системы отбора и сортировки заявок на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная "фильтрация" заявок осуществляется на основе таких формальных признаков, как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов, представляющих разные области знания.

В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору проектных предложений носит название "скрининга" - "просвечивание" заявок, или экспресс-анализ. Иногда под скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных критериев, а анализ на основе неформальных критериев носит название "предварительного обзора".

Следует отметить, что скрининг и предварительный обзор могут выполнять не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю, установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.

Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов (в виде технико-экономического обоснования инвестиций, бизнес-плана), однако через постановку уточняющих вопросов и задач заявителю банк фактически может оказывать содействие в подготовке обосновывающей документации по проекту.

В других случаях банк может брать на себя подготовку обоснований документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но, отнюдь не гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).

Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП. Объектом ИП является документация, относящаяся к ИП:

·        технико-экономическое обоснование инвестиций в проект и/или бизнес-план;

·        финансовая отчетность предприятия-заявителя;

·        отчеты финансового аудита;

·        учредительные документы предприятия-заявителя;

·        вспомогательные исследования: отчеты технических, экологических аудитов; маркетинговые исследования и т.д.);

·        контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего проектного продукта и т.д.);

·        разрешения, лицензии и согласования государственных органов (на недропользование, выбросы в окружающую среду, землеотводы и т.д.);

·        другие документы и материалы.

Целями оценки ИП являются:

·        проверка исходных посылок и данных, заложенных в технико-экономическое обоснование инвестиций (и/или в бизнес-план);

·        проверка на основе собственного анализа и собственных расчетов конечных выводов и количественных показателей, характеризующих жизнеспособность проекта (чистая приведенная стоимость, внутренняя рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);

·        формулирование рекомендаций и условий заявителю (например, необходимость получения от государственных органов лицензий и разрешений как условия начала переговоров по кредиту;

·        необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда и пр.) как условия подписания или вступления в силу кредитного договора и т.д.;

·        формулирование рекомендаций кредитному комитету банка по вопросу о предоставлении кредита для финансирования ИП;

·        определение рамочных финансовых условий для ведения переговоров по предоставлению кредита (процентная ставка, сроки использования кредита, льготный период, способ погашения и т.д.).

Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту. Структура оценочного доклада может весьма варьировать в различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:

·        резюме доклада;

·        оценка финансового и экономического состояния предприятия-заемщика;

·        общее описание ИП;

·        техническая и экологическая оценки ИП;

·        оценка организационного плана работ и управления ИП;

·        оценка коммерческой (а иногда также экономической, социальной, бюджетной) эффективности ИП;

·        оценка основных рисков по ИП;

·        план финансирования ИП;

·        рекомендации и выводы.

По представленному кредитному комитету банка оценочному докладу принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров и рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита соответствующие решения может принимать руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами ПФ.

Третий этап проектного цикла - переговоры банка с заемщиком, ведутся, прежде всего, по кредитному соглашению. Иногда в дополнение к нему готовится соглашение о реализации инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:

1)    отчетность заемщика о ходе реализации ИП;

2)    способы реализации ИП (закупки товаров, услуг и работ на основе конкурсного отбора поставщиков (консультантов) подрядчиков; закупки на основе уже заключенных контрактов; проведении работ хозяйственным способом);

3)    график ведения работ и мероприятий по ИП;

4)    график расходования средств на реализацию ИП и категории затрат, финансируемых за счет кредита банка;

5)    возможность кредитора вмешиваться в управление ИП в случае отклонения от графиков ведения работ, ухудшения финансового положения заемщика, нарушения графика погашения задолженности по кредиту и т.д.

Конечно, если кредит для финансирования ИП выдается банком предприятию под "железные" гарантии (гарантия первоклассного банка на весь срок кредитного соглашения, залог высококвалифицированных активов и т.д.), кредитующий банк может выступать в роли обычного "торговца деньгами и не включать в соглашение с заемщиком вопросы, подобные вышеперечисленным. Однако если речь идет о схеме проектного финансирования, когда на кредитора ложатся значительные проектные риски, банк не может не вникать в существо проекта и не может не контролировать расходование кредитных средств и ход реализации ИП. В этом случае банк прямо или косвенно участвует в управлении ИП, что накладывает свой отпечаток на содержание соглашений с заемщиком.

Весьма своеобразными могут быть и финансовые условия кредитного соглашения при использовании схемы ПФ. Так, как правило, заемщику всегда предоставляется льготный период на выплату основной суммы долга, а нередко и процентов. Это связано с тем, что при использовании схемы ПФ погашение задолженности происходит за счет доходов, генерируемых проектом.

Льготный период обычно равен сроку инвестиционной фазы проектного цикла плюс срок, необходимый для накопления первого платежа в погашение задолженности по кредиту.

Грань между кредитным и "инвестиционным" финансированием ИП может стираться в том случае, когда кредитный договор предусматривает выплату заемщиком только ссудного процента, а основная сумма долга в конце действия кредитного соглашения конвертируется в акции.

Следует отметить, что в ПФ применяется принцип дифференциации процентных ставок по кредиту в зависимости от стадии проектного цикла. Повышенная ставка используется в течение инвестиционной фазы, а более низкая - применительно к эксплуатационной фазе проектного цикла. В кредитном соглашении в рамках ПФ, как правило, предусматриваются комиссионные, связанные с участием банка в подготовке и реализации ИП. Это, в частности, комиссионные за: оценку проекта; сопровождение проекта; агентские услуги по расчетно-кассовым операциям и т.д.

Особое внимание в кредитном соглашении уделяется обеспечению платежных обязательств заемщика по кредиту. Основными способами обеспечения являются активы проекта; банковские гарантии; переуступка выручки от реализации проектного продукта. Для снижения рисков могут применяться также разные формы государственной поддержки: резервные кредиты, субординированные займы, поручительства и гарантии по основному кредиту и т.д. Соответствующие документы (гарантийные письма, договоры поручительства и т.д.) становятся неотъемлемой частью основного кредитного соглашения. Обычно условием вступления в силу основного кредитного соглашения является предоставление заемщиком необходимого обеспечения в виде соответствующим образом оформленных документов.

Принципиальное решение о финансировании проекта руководство банка обычно принимает на стадии парафирования кредитного соглашения, после чего соглашение подписывается. Некоторые договоренности между кредитором и заемщиком (как правило, по техническим вопросам) могут быть зафиксированы в протоколе ведения переговоров. Вступление в силу кредитного соглашения происходит не только после выполнения заемщиком требуемых от него условий, но и уведомления банка о вступлении соглашения в силу. С этого момента начинается инвестиционная фаза проектного цикла.

Основными функциями контроля за реализацией проекта являются:

·        мониторинг (систематическое и планомерное наблюдение за всеми процессами реализации ИП);

·        выявление отклонений от плановых и нормативных показателей;

·        прогнозирование последствий возникающих отклонений;

·        обоснование необходимости принятия корректирующих мер.

Отклонения фиксируются на основе сравнения фактических показателей с плановыми, которые содержаться в бюджете проекта, календарных графиках - планах работ и мероприятий, расчетах потребностей в трудовых и материальных затратах (план инвестиций, производственный план) и т.д. Нормативные же показатели делятся на финансовые, экологические, строительные, санитарные, социально-трудовые и многие другие, которые содержатся в законах и подзаконных актах, выражаются в виде стандартов, норм, правил и т.д.

Банковский контроль за реализацией ИП осуществляется посредством:

·        анализа докладов и отчетов, периодически представляемых заемщиком кредитору;

·        получения кредитором дополнительной информации путем специальных запросов заемщику;

·        инспекций, осуществляемых сотрудником (сотрудниками) банка, и ознакомления с ходом работ на месте, а также ознакомления с документами и материалами заемщика, имеющими отношение к ИП;

·        получения по запросам специальной информации от государственных контролирующих и инспектирующих (надзорных) органов.

Важной функцией банковского сопровождения ИП, близкой к контролю, является оценка. Если контроль предполагает постоянное слежение за продвижением ИП, то оценка основана на периодическом подведении промежуточных итогов. Заемщик может быть обязан на периодической основе представлять кредитору следующие отчеты (доклады):

·        об инвестиционной деятельности;

·        об эксплуатационной деятельности.

Кроме того, заемщик обязан предоставлять отчеты, отражающие особые случи (например, страховые случаи).

Особо важным в проектном цикле и для кредитора, и для заемщика является момент приемки-сдачи объекта (в этот момент при работе банка по схеме ПФ происходит перераспределение рисков; в частности, банк принимает на себя коммерческие риски реализации ИП).

В зависимости от договоренностей между банком и заемщиком, банк может принимать, а может и не принимать участие в приемке-сдаче объекта. Приемка-сдача обычно не является "точечным" мероприятием, она состоит из таких этапов, как:

·        эксплуатационные испытания;

·        подготовка отчета о проведении эксплуатационных испытаний;

·        закрытие контракта подрядчика;

·        подготовка и оформление акта приемки законченного строительства объекта.

В любом случае (даже если представитель банка принимает участие в приемке-сдаче) заемщик готовит в оговоренные сроки отчет о завершении инвестиционной деятельности, где помимо прочего освещаются такие вопросы, как соответствие объекта инвестиционной деятельности требованиям технической документации и различным нормативам, результаты эксплуатационных испытаний (расхождения между запланированными и реальными техническими и технико-экономическими показателями, причины выявленных расхождений и т.д.), балансовая стоимость проектных активов, выявленные отклонения от сметы (бюджета) работ по ИП и т.д.

На эксплуатационной фазе реализации ИП основной целью контроля банка за реализацией проекта служит контроль за соблюдением графика погашения задолженности по кредиту. Представляемые в это время банку отчеты обычно имеют периодичность, равную процентному периоду (отрезок времени между двумя платежами). В случае возникновения или вероятности возникновения проблем с осуществлением очередного платежа заемщик должен информировать об этом банк. Если реализация ИП проводится по схеме ПФ, банк вряд ли немедленно будет использовать карательные меры против должника. Объективная ситуация, когда банк и заемщик "находятся в одной лодке", будет заставлять банк вести кропотливую работу с заемщиком вплоть до подключения к управлению проектом (если такая возможность оговорена в кредитном соглашении).

В том случае, когда банк участвует в реализации ИП не только как кредитор, но и как инвестор, его контроль за реализацией проекта не ограничивается только вопросами соблюдения графика погашения задолженности по кредиту. Как совладелец проектной компании банк участвует в управлении проектом, вникая в коммерческие вопросы, производство, вопросы охраны окружающей среды и т.д.

Проектный цикл для банка (как кредитора) заканчиваете моментом полного погашения заемщиком своих платежных обязательств по кредиту. Те банки, которые поставили финансирование ИП "на поток", как правило, оформляют завершение проекта отчетом по оценке результатов реализации ИП. Такие доклады необходимы, прежде всего, для: сравнения результатов реализации ИП с плановыми показателями (то есть оценки эффективности реализации проекта); обобщения опыта организации финансирования инвестиционных проектов, который может быть учтен в будущем.

В коммерческих банках на Западе, а также в международных финансовых институтах (ЕБРР, TUSRIF) созданы специальные полразделения, которые занимаются исключительно вопросами анализа результатов завершенных инвестиционных проектов. Так, в ЕБРР существует Департамент оценки проектов во главе с вице-президентом, подчиненным непосредственно Президенту банку. С результатами проведенных оценок сотрудников банка знакомят на семинарах по извлечению уроков, на что сотрудники Департамента оценки проектов тратят значительную часть своего служебного времени.

Причем оценкам могут подвергаться не только проекты, которые только что были "закрыты" (после выполнения всех обязательств заемщиков), но и те, которые завершились сравнительно давно. Иначе говоря, временные рамки проектного цикла банка могут быть расширены. Вряд ли такое расширение временных рамок проектного цикла целесообразно для коммерческих банков, преследующих при реализации ИП преимущественно или исключительно коммерческие цели.

3.3 Основные методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Финансовый анализ проекта проводится путем анализа отчетов экспертов, включая проведение расчетов различных финансовых коэффициентов и показателей, которые дают возможность получения максимума необходимой  для исследования информации. При этом необходимо учитывать, что сами коэффициенты не являются самостоятельными и не несут в себе всю необходимую информацию.

Наиболее распространенный показатель оценки эффективности инвестиционных проектов - это чистая приведенная стоимость (NPV).

Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется доходностью Н.

Общая накопленная величина дисконтированных денежных доходов и чистый приведенный эффект  (NPV)  соответственно рассчитываются по формулам:

  Ck

(1+H)k

          

           PV  = å

        k=1                          ,

где

n – количество прогнозируемых периодов, лет.

  Ck

(1+H)k

- IC

NPV = å                

О степени эффективности вложения средств в данный проект говорит полученная величина  NPV.

Очевидно, что если:  

          NPV > 0, то проект следует принять;

          NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

          NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Необходимо отметить, что показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала инвестора в случае принятия рассматриваемого проекта.

Вторым методом оценки эффективности инвестиционных проектов является метод оценки внутренней нормы окупаемости (IRR).

Этот метод, также как и предыдущий, использует концепцию дисконтированной стоимости.

Под внутренней нормой окупаемости понимается значение коэффициента дисконтирования Н, при котором NPV проекта равен нулю.

 Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем:

IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

Иными словами, этот метод сводится к нахождению такой ставки дисконтирования, при которой текущая стоимость ожидаемых от инвестиционного проекта доходов  будет равна текущей стоимости необходимых денежных вложений.

Поиск такой ставки определяется итеративным способом.

На основании рассчитанных для каждого инвестиционного проекта  величин   NPV и IRR можно построить график чистой текущей стоимости, который является полезным инструментом для суммарного выражения характеристик доходности инвестиций.

На горизонтальной оси этого графика откладываются различные ставки дисконтирования, а на вертикальной – чистая текущая стоимость инвестиций.

Пересечение графика с осью абсцисс происходит в точке, характеризующей внутреннюю норму окупаемости проекта.

Заключение

Исследование ключевого понятия темы настоящей курсовой работы, необходимость которого показана во Введении, выявило, что малое предпринимательство – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.

В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.

Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день не на высоком  уровне. И, несмотря на увеличение доступности кредитных ресурсов, выразившейся в снижении процентных ставок, предложении более удобных схем выплаты-погашения кредита для заемщиков, реакция указанного сектора экономики остается достаточно вялой.

Несомненно, малые предприятия нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране. Среди предложений авторов различных публикаций на эту тему можно отметить следующие:

·        необходимость создания максимально прозрачной и понятной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере малого предпринимательства;

·        ускорение процедур, связанных с регистрацией и оформлением сделок субъектов малого предпринимательства;

·        создание гарантийных фондов, предоставляющих гарантии кредитным институтам, выдающим кредиты под проекты субъектов малого предпринимательства;

·        льготы для малых предприятий, выражающиеся в отнесении на себестоимость для целей налогообложения расходов, связанных с получением и погашением кредитов;

·        увеличение объемов госзаказов, размещаемых среди малых предприятий на конкурсной основе, и объемов госзаказов реально оплаченных государством.

Однако нужно уяснить, что если коммерческие банки “не смогут” прокредитовать инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства из-за того, что не владеют соответствующими технологиями, то усилия правительства и ЦБ не будут иметь должного эффекта.

Сейчас многие банки начинают реализацию соответствующих программ. Причина усиления внимания в России к малым предприятиям со стороны банков именно в последние годы кроется, как кажется автору, не в осознании весомой роли малого бизнеса в экономике нормальной страны и не усилением господдержки. Основная мотивация для банка – прибыль. В условиях снижения инфляции банки уже не могут зарабатывать на обесценении вкладов; снижающаяся доходность инструментов финансового рынка вынуждает их искать новые источники доходов. В то же время в России существует достаточно большой рынок приложения банковских активов – малые предприятия. Несмотря на общие проблемы этого сектора экономики, определяющие повышенные кредитные риски - неустойчивость, отсутствие нормального обеспечения, экономическая неграмотность малых бизнесменов, - существует немалое количество стабильно работающих фирм, нуждающихся в расширении бизнеса, просто доходных проектов. В последнее время у российских банков появляются выходы на мировой рынок ссудного капитала, в ряде случаев это капитал сам приходит в Россию. И тогда становится очевидным преимущество тех банков-энтузиастов, которые еще несколько лет назад объявили одним из приоритетов своей деятельности работу с малым бизнесом. Наработанные технологии позволяют этим банкам эффективно конкурировать на этом новом рынке. Сегодняшняя ситуация позволяет банкам на практике работать над совершенствованием этих технологий. И когда объективные потребности в структурной перестройке российской экономики, в коренной модернизации ее технической базы неизбежно приведут к взрывообразному росту спроса на инвестиции со стороны малого бизнеса, тогда в полной мере и проявится превосходство таких банков.

Список использованной литературы

1.           Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002.

2.     http://www.permtpp.ru/ru/mp/conception.php

3.     http://www.whales.ru/ru/publishing/obzor_banks_2003.php

4.     http://minamp.rbc.ru/ru/support_predpr/Financial_mechanisms/

5.           http://www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml

6.     Катасонов В.Ю. Проектный цикл в банке//Банковское дело. - 1997. - №6.- С. 26-31.

7.     Катасонов В.Ю. Проектное финансирование//Банковское дело. - 1996. - №12. - С. 2-5.

8.     Веремеенко С.А. и Игудин Р.В. Инвестиционный проект глазами банкира//Банковское дело. - 1996. - №7.- С.6-9.

9.     Архипов А. и др. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение//РЭЖ. – 1997. – № 4. – С. 141.

10.  Федеральный закон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант.

11.                       Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: БЭК, 1997.

12.                                                                                        Финансовая газета №11, 12, 14, 35, 2002.

13.  http://www.spprinfo.ru/content/rubr10/rubr-103.asp