Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Право на осуществление местного самоуправления - неотъемлемое конституционное право граждан

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

( ФГОУВПО «РГУТиС»

Юридический факультет

Кафедра «Конституционного и административного права»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Муниципальное право России»

Тема: «Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»

Выполнил: студентка 5 курса ИЗЮ 5-1 Осипова Екатерина Степановна

Проверил: _______________________________________________________

Регистрационный № ___ от «___» ____________ 2008г.

Москва 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3

  1. Понятие закрытого административно-территориального образовании……………………………………………………………….. 4

  2. Местное самоуправление в закрытом административно-территориальном образовании……………………………………….. 5

  3. Местное самоуправление на приграничных территориях…..…... 8

  1. Закон РФ « О закрытом административно-территориальном образовании»……………………………………………………………. 10

  2. Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации».. 15

Заключение………………………………………………………..……… 17

Список используемой литературы…………………………………..........18

Введение.

Право на осуществление местного самоуправления - неотъемлемое конституционное право граждан. Однако в соответствии с п. 2 ст.12 Федерального Закона от 28 августа 1995г. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях. Речь идет о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и приграничных территориях.

Особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО установлены Законом РФ « О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14 июля 1992г., а закон об особенностях организации местного самоуправления в приграничных территориях не принят до сих пор.

1.Понятие закрытого административно-территориального образования.

Закрытым административно-территориальным образованием ( ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В настоящее время на территории Российской Федерации таких образований (городов и поселков) около сорока.

Закрытое административно-территориальное образование имеет особый правовой статус. Решение о создании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по представлению правительства РФ в случае невозможности обеспечить иным способом безопасное функционирование предприятий и иных объектов. Его границы устанавливаются Указом Президента РФ и могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Это вызвано тем, что объекты, находящиеся на территории ЗАТО, представляют как потенциальную угрозу для экологии, так и интерес для спецслужб различных стран. Специальные объекты такого рода традиционно строились по возможности в местах, наиболее отдаленных от любых поселений.

В ведении органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования находятся также все другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Закрытое административно- территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

- установления административной подчиненности, границ

указанного образования и земель, отводимых предприятиям и

(или) объектам;

- определения полномочий органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в отношении указанного

образования;

- обеспечения особого режима безопасного функционирования

предприятий и (или) объектов, включающего специальные

условия проживания граждан, охраны общественного порядка

и обеспечения противопожарной безопасности.

Решения по всем указанным вопросам принимаются Правительством РФ.

Изменения границ ЗАТО производится Указом Президента РФ. Отчасти это противоречит конституционному положению о том, что изменения границы муниципального образования допускается только с учетом мнения его населения.

  1. Местное самоуправление в закрытом административно-территориальном образовании.

До вступления в силу упомянутого Закона властные полномочия в закрытых образованиях осуществляли или руководители базовых предприятий , или командиры воинских частей. Сейчас в закрытом административно-территориальном образовании осуществляется местное самоуправление. Особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ « О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992г.

Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они:

- координируют деятельность предприятий и (или) объектов,

подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных

служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в

случаях аварий на предприятиях и (иных) объектах либо при

их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья

населения закрытого административно-территориального

образования в результате аварии на предприятиях глава местной

администрации совместно с руководителями предприятия

осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья

людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей,

а при необходимости до начала работы соответствующих

органов, образуемых Правительством РФ, принимает решения

об эвакуации населения;

- участвуют совместно с руководителями предприятий и (или)

объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые

административно-территориальные образования, и органами

федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом

Правительством РФ, в определении пропускного режима в

закрытом административно-территориальном образовании, за

исключением режимных территорий предприятий и объектов,

находящихся в границах внутренних контролируемых или

запретных зон;

- по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение

на въезд граждан в закрытое административно-территориальное

образование и выезд из него, за исключением режимных

территорий предприятий и объектов;

- осуществляется контроль за санитарно-эпидемиологическим,

радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО,

за исключением режимных территорий предприятий или объектов,

находящихся в границах внутренних контролируемых или

запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то

государственных контрольных и надзорных органов. Органы

местного самоуправления информируются о результатах проверок;

- вносят предложения в соответствующие органы государственного

и военного управления о проведении инспекционных проверок по

соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для

защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других

материалов, представляющих повышенную опасность;

- выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов

социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого

участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования также имеет определенные особенности. В ходе бюджета ЗАТО зачисляются все налоги, сборы и другие поступления с его территории. Дефицит бюджета покрывается дотациями и субвенциями из федерального бюджета - отдельной статьей для каждого ЗАТО. Эти статьи расходов федерального бюджета являются защищенными, т.е указанные суммы не подлежат уменьшению в процессе возможного секвестирования.

Органами местного самоуправления ЗАТО могут предоставляться дополнительные льготы по налогам и сборам организациям , зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований.

В ведении органов местного самоуправления ЗАТО находятся все земли, кроме тех, которые заняты предприятиями или иными производственными объектами - они находятся в федеральной собственности.

  1. Местное самоуправление на приграничных территориях.

К числу отдельных территорий, на которых местное самоуправление может осуществляться с особенностями, относятся и приграничные территории. Осуществляемое там местное самоуправление может осуществляться с особенностями, связанные с наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению безопасности приграничных территорий.

Поле принятия Федерального Закона от 28 августа 1995г. Планировалось принять закон, определяющий особенности организации местного самоуправления в приграничной зоне, однако в последствии от такой идеи отказались. В настоящее время эти особенности определены Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. В соответствии со ст. 38 данного Закона население приграничных территорий может привлекаться к охране государственной границы Российской Федерации на добровольных началах и, как правило, или в составе добровольных народных дружин, или в качестве внештатных сотрудников Пограничных войск Российской Федерации. Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к охране государственной границы Российской Федерации для выполнения совместно с Пограничными войсками Российской Федерации таких же, как:

а) обеспечение контроля соблюдением режима государственной границы

Российской Федерации и пограничного режима;

б) участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших

незаконное пересечение государственной границы Российской

Федерации;

в) разъяснение гражданам правил режима государственной границы

Российской Федерации и пограничного режима.

Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по охране государственной границы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства России от 15 апреля 1995г. « О порядке привлечения граждан к охране Государственной границы ». Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск Российской Федерации при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях повышения эффективности и координации деятельности народов дружин в районе, городе, автономном округе, области, крае, республике решениями органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими структурными подразделениями Пограничных войск Российской Федерации могут создаваться штабы народов дружин из представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурных подразделений Пограничных войск Российской Федерации, командиров народных дружин.

Исходя из местных условий иные формы участия граждан в охране государственной границы Российской Федерации определяются совместным решением Пограничных войск Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными выше задачами.

Приложения

Приложение № 1

  1. Закон РФ « О закрытом административно-территориальном образовании»

( «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.08.1992, № 33, ст. 1915; «Российская газета», № 190, 26.08.1992)

(извлечения)

Статья 1. Общее положение

1. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты ( далее - предприятия ( или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

2. Закрытое административно-территориальное образование является административно- территориальной единицей.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 « 144-ФЗ).

В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специального устанавливаемых Правительством Российской Федерации ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 « 144-ФЗ).

В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия ( абзац введен Федеральным законом от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия , социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации ( абзац введен Федеральным законом от 28.11.96 № 144-ФЗ).

3. Закрытое административно- территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Устанавливаемая административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

Определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования; ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и ( или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации ( абзац введен Федеральным законом от 28.11.96 № 144-ФЗ).

4. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим законом ( п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого административно -территориального образования и изменения его границ

1. Решение о создании( об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.

Предложение о создании ( об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации.

Предложение об установлении административной подчиненности , об определении границ и об отводе земель создаваемого ( упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

Изменение границ закрытого административно-территориального образования производится в порядке, установленном настоящей статьей ( п. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

2. Абзац исключен. Федеральный закон от 28.11.96 № 144-ФЗ.

При принятии решения об упразднении закрытого административно-территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и ( или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования

1. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

2. Исключен. - Федеральный закон от 28.11.96 № 144-ФЗ.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования: ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ). координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

Разрабатываются схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и ( или) объектах либо при угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

Участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и ( или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и ( или) запретных зон; ( в ред. Федерального закона от 28.11.96 № 144-ФЗ).

По согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешения на въезд границ в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и ( или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; ( абзац введен Федеральным законом от 28.11.96 № 144-ФЗ).

Осуществляют контроль за санитарно- эпидемиологическим , радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и ( или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

Внося предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

Выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории ( абзац введен Федеральным законом от 28.11.96 № 144-ФЗ).

3. Абзацы первый и второй исключены. - Федеральный закон от 28.11.96 № 144-ФЗ.

Местная администрация закрытого административно-территориального образования выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.

Порядок осуществляемый по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приложение № 2

  1. Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации»

( «Ведомости СНД и ВС РФ», 29.04.1993, № 12, ст. 594)

( извлечение)

Раздел VIII. Участие органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан в защите государственной границы»

( в ред. ФЗ от 29.11.1996 №148-ФЗ)

Статья 37. Полномочия органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы ( в ред. Федерального закона от 29.11.1996 №148-ФЗ).

Органы местного самоуправления, предприятия и их объединения ( независимо от форм собственности), учреждения, организации, общественные объединения и их должностные лица: оказывают помощь органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органом, осуществляющим различные виды контроля на государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; ( в ред. Федерального закона от 29.11.1996 №148-ФЗ).

Создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории ( в ред. Федерального закона от 29.11.1996 №148-ФЗ).

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Заключение.

Одним из примечательных явлений в становлении и развитии новой Российской государственности явилось возрождение местного самоуправления как принципиально новой системы организации власти на местах и на этой основе - формирование муниципального права как самостоятельной отрасли права Российской Федерации.

Проблемы местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях волнуют общественность несколько столетий. Острыми они были и в России прошлого века. В XIX в. (особенно во второй половине) проблема самоуправления стала предметом специального изучения как в Западной Европе, так и в России. Остаются они актуальными и для будущих исследователей, так как совершенствование самоорганизации и саморегуляции общества не имеют предела. История местного самоуправления в ЗАТО - это непрерывный процесс совершенствования гражданского общества.

На мой взгляд, чем больше россияне будут понимать и поддерживать свою Конституцию, руководствоваться ею в своей повседневной жизни и работе, тем больше у нас будет шансов сохранить стабильность и гражданский мир, продолжить реформы, нацеленные на возрождение России.

Список используемой литературы

  1. Конституция РФ

  2. «Государственное и муниципальное управление», Москва, 1999г.

  3. «Муниципальное право» -Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н., Москва 2002г.

1