Особенности отношений между мужчиной и женщиной в цивилизации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра философии и культурологии
Реферат по культурологии
“Особенности отношений между мужчиной и женщиной в цивилизации”
Выполнила
Студентка 3-его курса ФСПН
Группы СР-31
Буторина А. А.
Проверил
Шустров А. Г.
Ярославль
2001 год
Содержание.
Введение 3 1.Роль женщины и роль мужчины в цивилизации 4
2.Культура отношений между мужчиной и женщиной в России 11
3.Особенности отношений между мужчиной и женщиной в 21 в. 16
Заключение 18
Список литературы 20
Введение.
Вопрос о том, разные, равноценные и равноправные ли мужчина и женщина или только разные, или только равноценные, а может быть разные, но неравноправные и неравноценные, на протяжении всей истории человечества волновали умы и сердца. Шло время, и менялись представления о роли женщины и роли мужчины в обществе. 20 век – век революций, в том числе и революции в отношениях мужчин и женщин. Это делает проблему взаимоотношений полов как никогда актуальной. Кроме того, тема отношений мужчины и женщины важна и для социальной работы как деятельности по гармонизации человеческих отношений - ее гендерного аспекта.
Поэтому в данной работе ставятся три основные задачи: проследить, как менялись отношения мужчины и женщины в цивилизации, каковы они на сегодняшний день, и какие они, возможно, будут в 21 веке. Отдельная глава посвящена особенностям взаимоотношений полов в России.
В качестве цели работы выступает поиск ответа на вопрос о равенстве (неравенстве) полов, о роли мужчины и роли женщины в цивилизации.
1. Роль женщины и роль мужчины в цивилизации.
Сразу необходимо отметить, что вся человеческая цивилизация является мужской цивилизацией.
Итак, первобытность. Земля ещё не обжита людьми. Это время равенства. Женщина гармонично живёт с мужчиной, потому что у них одни ценности и созидательные цели – освоить Землю, создать цивилизацию. Женщина в доклассовом обществе пользовалась особо почетным положением – она мать, хранительница очага, собирательница плодов. Пока женщина рожала, кормила и занималась своими женскими делами, мужчина охотился, а для этого изготовлял орудия охоты и многое другое. Со временем он стал владельцем практически всех средств производства. Так, с развитием технологии и культуры возникает дисгармония в отношениях полов. Первичное разделение труда и специализация внутри семьи приводят к росту влияния мужского начала, преобладания физической силы и логического мышления над чувственной и образной натурой женщины. Из своего высокого положения хозяйки дома женщина попала в зависимость к мужчине. Так сформировалась цивилизация мужчин, где женщине отводится приниженная роль. Патриархат –“это институализированная система иерархии полов, он связан с маскулинизированным типом экономического господства, который не раз менял свое обличье в ходе истории – от феодализма до капитализма и социализма. Все экономические системы по-разному влияют как на зависимых мужчин, так и на женщин, причем женщины всегда оказываются в положении отставших”[1].
Тенденция отношения к женщине как существу низшему по рангу, чем мужчина прослеживается с самого зарождения цивилизации и по сей день.
Еще со времен Платона обсуждалась проблема – что есть женщина? Сам Платон считал, что оба пола должны осваивать одни и те же занятия и ремесла, женщина даже должна наравне с мужчинами участвовать в войнах. Вместе с тем, предоставляя женщине равные права с мужчиной, он утверждал, что мужчина во всем превосходит женщину, следовательно, о равноценности полов не могло быть и речи.
Кроме того, церковь выражала по этому поводу категоричное мнение: Ева сделана из ребра Адама и после Адама и должна повиноваться ему. Даже десять заповедей Ветхого завета предназначены для мужчин, а женщина в них упоминается наравне с вещью, скотом (Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни вола его, ни осла его, ни раба…).
В Средние века мужчина был объявлен высшей формой человеческой жизни, женщину, даже крещеную иногда даже не признавали человеком. Собор христианской церкви более 1400 лет назад большинством лишь в один голос принял решение о том, что у женщины, существа, хотя и низшего, все же имеется некое подобие души. Поэтому если она и не полностью человек, созданный по образу и подобию Бога, но все же кое–что от человека у нее есть.
Значительно позже появились попытки доказать с помощью науки приоритет мужчин во всем. Были даже исследователи, которые были твердо убеждены, что материнское чрево – лишь вместилище, где развивается маленький человечек в виде семени-спермы.
К началу 20 века подобное отношение к женщине почти не изменилось. В 1912 году вышла нашумевшая книга О. Вайнингера “Пол и характер”, в которой автор утверждал: “Отношения мужчины к женщине уподобляются отношениям субъекта к объекту. Она – вещь мужчины или вещь ребенка”.
Под влиянием идеологии патриархата, а, возможно, по причине привычки (или своей психологии) женщины долгое время мало возмущались против такого положения вещей, воспринимая его как должное.
Движение женщин за свои права возникает относительно поздно. “Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины и гражданки" (1792) и в книге Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских прав женщин" (1792). Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. - движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Получение женщинами США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания второй мировой войны”[2].
“Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе, и связанные с ними гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания. Этот уровень, наиболее стабильный, уходит корнями в далекое прошлое, передается из поколения в поколение. Он формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический.
Среди факторов, влияющих на формирование гендерного поведения и стереотипов, наиболее существенными оказываются язык, игры, школа, религия, СМИ. Исследование американских женских журналов с 1940-х по 1970-е годы показало, что наиболее пропагандируемой добродетельной женской ролью в обществе была роль матери, жены, домохозяйки с полной зависимостью от мужа и безраздельным служением традиционной семье. Под традиционной семьей даже американцы понимают семью, в которой обязательно есть дети, жена не работает, а материальное обеспечение лежит на отце.
Наличие детей способствует повышению статуса женщины в обществе, свидетельствует о ее личностной зрелости; нежелание иметь детей рассматривается как эгоизм, а готовность пережить трудности, страдания и пожертвовать чем-либо ради детей является свидетельством сильного характера, целостности. Во многих развитых странах быть матерью хотят большинство женщин, это престижно и даже романтично. В Америке с прошлого века сохранилась традиция праздновать День матери. В России этот праздник был введен не так давно, но и в советское время женщина могла получить орден "Мать-героиня".
В это же время в советской литературе положительным считался образ женщины, обязательно работающей, причем интенсивно и с ориентацией на результат, а не с целью найти себе мужа. И такая положительная женщина в конце концов обязательно вознаграждалась мужем и (или) ребенком, если в начале истории их у нее не было (наиболее яркий фильм про женское счастье в советской стране - "Москва слезам не верит").
Однако в мире за последнее время отношение к людям, не испытывающим желания иметь детей, значительно изменилось.
Тем не менее, роль жены и матери является основной для большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной, делающей карьеру рассматриваются как отрицательные.
Хотя сегодня общество более открыто для женщины, не каждая может позволить себе свободу выбора жизненного сценария. Например, очень часто женщины идут работать в силу экономической необходимости и лишь добавляют к своей роли домашней хозяйки дополнительные обязанности. Женщина, сочетающая работу вне дома с домашней, - распространенное явление (а в России и подавно), однако долг жены и матери всегда оценивается как самый важный”. [3]
В современном обществе женщина, добившись права на труд наравне с мужчинами, все же испытывает значительные нападки с их стороны на работе. Таким образом, еще одним полем битвы между полами стал рынок труда. Здесь борьба женщин ведется за право на получение работы, равенство возможностей продвижения по ступеням карьеры, равную оплату за равный труд. Таким образом, феминизм вызывает существенные и необратимые изменения в жизни женщины, во всем, что имеет отношение к ее социальному статусу, ее месту в обществе. Воздействие политических, экономических, социальных изменений на положение женщин было очень противоречивым. Традиционно женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой. Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола. Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.
Конечно, мужчина и женщина – разные, помимо физиолого-анатомических различий существуют различия и психологические, психические, но разные вовсе не означает неравноценность. Кроме того, большинство признаков, отличающих мужчин и женщин не абсолютны, они присущи в той или другой степени всем. За много столетий сложились стереотипы о мужественности мужчин и женственности женщин. Традиционно мужчинам приписываются сила, рациональность, глубокий ум, решительность и т. п. А женщинам – интуиция, утонченность, эмоциональность, отзывчивость, коммуникабельность. Все это подтверждается исследованиями о функциональной специализации правого (образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная0 полушарий головного мозга функционально мужчины преимущественно лево-, а женщины – правополушарные существа. Но это говорит лишь о разности полов, но не об их неравнозначности, неравноценности.
Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола.
Древняя восточная мудрость рассматривает взаимоотношения полов как "Инь" и "Янь", черное и белое, соединенные воедино в идеальный круг. Само слово “пол” означает половину чего-либо, неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединиться две половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками чего-то целого, и чем больше они спорят о том, кто лучше, тем более они неполноценны.
2. Культура отношений между мужчиной и женщиной в России.
На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеология христианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, который приписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое” подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семье неустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей за детей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, которая указывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.
“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит всегда хорошую жизнь устроит своему мужу… Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоится бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божью заповедь, благословиться богом, а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая. И молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь”[4].
В этой главе воздается должное женщине как хозяйке дома, хранительнице очага и добродетели в семье, верной помощнице и другу.
Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре: “холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет”, “семья воюет – одинокий горюет”, “муж да жена – одна душа”. Существовало строгое разделение ролей мужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядит в труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа, напротив, не ограничивается семьей: он - общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизни общества. Женщина ведала, как говориться, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т.д.
Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи и властью. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах.[5]
Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.
С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы “притирались” друг к другу, искали себе пару по душе и характеру. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи является множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе не означали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и преступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.
Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не как самостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.
Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались в первую очередь как задачи государственные.
. Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад [[6] ]
К 1920 годам советская власть столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизация семейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции и т. д.) Не сумев справиться с ними цивилизованным путем власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализация гомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов). Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“у нас секса нет”). Но цель - укрепление семьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Отношения полов оказались, как и другие сферы жизни человека под контролем государства.
Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – в начале 1990-х годов. По мнению С. Айвазовой[7] в России женщины "не участвуют в сражении за передел собственности" и их - "считанные единицы в числе представителей крупного бизнеса" (стр. 108). Сегодня в России существует "разительное неравенство шансов для женщин", "явный перекос" в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин, т.е. абсолютно очевидна гендерная асимметрия. Автор обосновано приходит к выводу о том, что "в период реформ вместо модернизации системы гендерных отношений или наряду с ней происходит их архаизация" (стр. 111). Нельзя не заметить, что сегодня в конце 90-х также, как и в конце 80-х, о чем пишет С. Айвазова, считается "дурным тоном" говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросах и карьерных притязаниях. Если бы принятые за последние пять лет документы заработали в полную силу, то в перспективе появилась бы возможность "качественно изменить статус женщин в российском обществе - преодолеть существующую гендерную асимметрию, или неравенство шансов женщин и мужчин" (стр. 117).
2.
Во второй половине 20 веке произошли значительные сдвиги в отношениях между мужчиной и женщиной. “Главным субъектом и агентом этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь, вероятно, не только в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае – женщины. Женщины шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами”[8].
“Глубокие сдвиги в гендерных стереотипах и поведении означают не “феминизацию” мужчин и/или “маскулинизацию” женщин и образование некоего “унисекса”, а ослабление поляризации гендерных различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой”[9].
Вопреки предсказаниям радикалов, моногамный брак и юридически неоформленные постоянные партнерские отношения отнюдь не отмирают. Семья как таковая не исчезает. Однако сами семейные ценности дифференцируются, на первый план выходят показатели субъективного благополучия. Если традиционный брак является довольно жестким социальным институтом, то современные партнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть самоценными отношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности, независимо от способа их социального оформления. Такие отношения менее устойчивы, чем нерасторжимый церковный брак и даже брак по расчету, основанный на общности имущественных интересов. Это приведет к увеличению числа разводов, и актуальной задачей общества становиться не только укрепление семьи, но и повышение культуры развода, от недостатка которой больше всего страдают дети.
Типичной формой отношений между юношами и девушками становиться так называемая серийная моногамия, когда человек живет только с одним партнером/партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный срок. Такие отношения между мужчиной и женщиной противоречат, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой – идеям о ненужности брака вообще. Такие отношения делают человека более свободным и менее ответственным, но эта ситуация ненадежна, нестабильна.
Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчин и женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности и равноправия.
Заключение.
Дав краткое описание особенностей отношений между мужчиной и женщиной в цивилизации, можно сделать следующие выводы.
1. Вся цивилизация - это цивилизация мужчин, патриархальная цивилизация. Женщине отводятся второстепенные роли в семье и в обществе. Истоки этого нужно искать в первичной специализации, в первобытности. Такой уклад жизни поддерживается церковью, СМИ, воспитанием, школой и т. д. в течении столетий.
2. полы неравноценны или неравнозначны, и поэтому могут быть неравноправными. Кроме того, можно говорить о наличии двух начал – мужского и женского: в женщине больше развито женское начало (феминильность), в мужчине - мужское (маскулинность), хотя бывают и исключения. Таким образом, задачей полов является не война, а поиск общего. В каждом из нас есть и мужчина, и женщина, только в разных пропорциях.
3. В связи с этим можно вспомнить, что древняя восточная мудрость рассматривает взаимоотношения полов как "Инь" и "Янь", черное и белое, соединенные воедино в идеальный круг:
Само слово “пол” означает половину чего-либо, неполноценное, половину целого, и чтобы стать полноценным должны соединиться две половины. Следуя этой логике, мужчина и женщина являются половинками единого существа, единой системой, где два элемента тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. А с точки зрения прав человека можно сказать, что равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола. Такой подход к пониманию ролей мужчины и женщины в цивилизации, вероятно и будет определяющим в их отношениях в 21 веке.
Список литературы.
1. Айвазова С. "Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы". Москва: РИК Русанова, 1998.408с.
2. Вейнингер О. “Пол и характер” - М.: Терра, 1992 – 480стр.
3. Воронина О. “Женщина в мужском мире”// Социс, 1988, №2
4. социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 366 - 367
5. Кон И. С. “Человеческие сексуальности на рубеже 21 века”/Вопросы философии, 2001, №8, стр. 29-41
6. Кудрина С.А., А. Н. Филькин “Мужчина – женщина – любовь: печать греха или тайна вечности?” (половая любовь в религиозно-философской мысли). Ярославль, ЯрГУ - 1997, 96 стр.
7. “Культура семейных отношений” (сборник статей) –2е изд., доп. и перераб. – М.: Знание, 1985, 176стр.
8. Логинов А. А. “Мужчина и женщина: отношения полов”, Владивосток, 1990 –224 стр.
9. Мишле Ж. “Ведьма. Женщина” – М.: Республика, 1997 – 463 стр.
10. Мольтманн-Вендель Э. “И сотворил Бог мужчину и женщину(феминистская теология и человеческая идентичность)//Вопросы философии, 1991, №3, стр92-103.
11. http://www.owl.ru/eng/womplus/index.php
12. http://www.womnet.ru/prava/1998/nomer_3/index.php
13.
14. Шинелева Л. Т. “Женщина и общество: декларация и реальность” – Москва, 1990 – 176 стр.
15. “Эволюция семьи в современном обществе” (реферативный сборник), Москва. 1989 – 173 стр.
[1] Э. Мольтманн-Вендель “И сотворил Бог мужчину и женщину”//Вопросы философии, 1991, №3, стр.92
[2] Воронина О. А. Феминизма социологические концепции. / Современная западная
социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 366 - 367
[3] О. Митина “Гендерное поведение и стереотипы” http: www.owl.ru/eng/wompus/index.php
[4] Пилипов В. “Так ли плох был Домострой?”, М.: Панорама, 1992 год, 48стр. – стр. 21
[5] Семья. Книга для чтения. Кн.1.. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга М., 1991 –346 стр., стр.310-311
[6] С. Поленина “Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права”// Права женщин в России, 1998, №3 http://www.womnet.ru/prava/1998/nomer_3/index.php
[7] С. Айвазова. "Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы". Москва: РИК Русанова, 1998.408с.
[8] Кон И. С. “Человеческие сексуальности на рубеже 21 века”//Вопросы философии, 2001, № 8, стр.30-31.
[9] Там же, стр.31