Музыка Индии
Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах филосовско-мистическое толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Транцендентальное значение ритма отразилось в обозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующим образом: первый слог - та - исходит от тандава (неистовый космический танец Шивы), а второй - ла - от ласья (его женская противоположность - пленительный танец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписывалась способность сильного воздействия, как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветов радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее - соответствие времён года, внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима в переходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время (сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв. Основу ведической музыки состовляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение, развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся в музыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основе гимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределы ритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась её композиционная структура и мелодический язык. Стотра была основным жанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами. Однако это совсем не означало её полного исчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но, оставаясь всё же нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертном исполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той "живой нитью", которая протянулась от Самаведы - главного музыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийской музыке.
Инструменты:
Ситар имеет два резонатора и подвижные лады. Под мостиками расположены двадцать резонирующих струн, которые придают инструменту его типичный носовой звук, наполненный обертонами. Поскольку основные струны находятся только на левой части лада, их можно подтянуть на правую сторону, что позволяет музыканту скользить по тончайшим оттенкам тона в пределах интервала до трех нот. Ситар считается типичным индийским инструментом.
Бансури считается наиболее близким к человеческому голосу инструментом. Богатство тончайших оттенков тона достигается благодаря технике вдувания и зажимания семи отверстий для пальцев. На флейте можно играть только в одной октаве.
Сантур зовется «шата тантра вина», что означает сто-струнная лютня. Он производит широкий диапазон тональных эффектов, напоминающих звучание фортепьяно или арфы. На сантуре играют с помощью пары изогнутых палочек, сделанных из древесины грецкого ореха. Инструмент состоит из резонатора трапециевидной формы с двадцатью пятью - двадцатью девятью мостиками с каждой стороны и по четыре струны на каждом мостике. Две струны настроены на одинаковой высоте.
Саранги - это важнейший струнный инструмент в Гандхарва Веде. Саранги имеет три - четыре основные струны и от тринадцати до тридцати шести резонирующих струн. На этом инструменте играют с помощью смычка. Техника игры очень необычна, поскольку музыкант не прижимает струны кончиками пальца, а касается их сбоку и снизу той частью пальца, где начинает расти ноготь. Насыщенный и очень приятный звук саранги идеален в качестве аккомпанемента для вокала. Эффект отраженного звука резонирующих струн сильнее чем у ситара или сарода.
Tабла состоит из двух барабанов разного размера, которые всегда играются в паре: на меньшем, деревянном «дайя», играют правой рукой; на металлическом «байя», который по форме напоминает чайник, играют левой рукой. Основной размер поддерживается на «байя», в то время как вариации выбивают на «дайя».
Панфиловой Виктории
7б класс