Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г.Шевченко ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКафедра гражданско-правовых дисциплинКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо предмету: Международное частное правона тему: «Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП» выполнил: студент 51 группы 5 курса заочного обучения юридического факультета ПГУ им. Т.Г.Шевченко ______________Синицын Б.И. рецензент: ________________________ дата выполнения работы: 27 марта 2004 г. г. Тирасполь, 2004г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o "1-5" h z Введение- h 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ-- h 3
Понятие «иностранный гражданин»- h 3
Случаи двойного и множественного гражданства- h 4
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН-- h 5
Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране- h 5
Классификация иностранных граждан по иным основаниям- h 6
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан h 7
Права и обязанности иностранных граждан- h 9
Правовые режимы для иностранных граждан- h 12
3. Режим наибольшего благоприятствования- h 13
Границы применения национального режима- h 14
Список использованной литературы-- PAGEREF _Toc68163341 h 17
ВВЕДЕНИЕ
Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК ПМР). Вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства, возникающие в сфере соответствующих отраслей публичного права, находятся большей частью за рамками рассматриваемой темы и затрагиваются в настоящей работе в основном в силу их тесной связи с отношениями, составляющими предмет международного частного права. Исключение образует процессуальное право: вопросы правового положения иностранцев и лиц без гражданства в международном гражданском процессе относятся к области науки международного частного права.
Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой нашим государством. Поэтому необходимо выделить положения, которые не могли бы быть поколеблены охлаждением отношений между странами; положений, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории ПМР и считающейся иностранным гражданином.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Понятие «иностранный гражданин»
Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ПМР, закреплен в ст. 3 Конституции ПМР. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.
Закона ПМР, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока еще нет.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами ПМР и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства[1]. Таким образом, иностранным гражданином следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве[2]) иного государства.
Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Закон ПМР «О гражданстве в ПМР» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства ПМР, а под лицом без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству ПМР и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.
Случаи двойного и множественного гражданства
В современных условиях имеющиеся несоответствия между законами некоторых государств приводят к появлению лиц с двойным или даже множественным гражданством. Например, если по нашему законодательству заключение брака гражданином ПМР с лицом, не принадлежащим к гражданству ПМР, не влечет за собой изменения гражданства, то по законодательству ряда латиноамериканских государств (Боливия, Бразилия, Перу) иностранка, вышедшая замуж за гражданина данного государства, автоматически приобретает гражданство своего мужа.
Поэтому уместно специально рассмотреть подобные случаи и определить статус таких лиц в ПМР.
Если лицо является гражданином Приднестровской Молдавской Республики и одновременно имеет доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, то, находясь в ПМР, оно не может считаться иностранцем. Такое лицо рассматривается как гражданин ПМР, и на него распространяется тот же правопорядок, который установлен для собственных граждан[3]. Ведь согласно ст. 7 Закона «О гражданстве ПМР» иностранным гражданином признается лишь тот, кто обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства ПМР. Если же лицо с двойным гражданством находится на территории ПМР, в гражданстве которой оно не состоит, то его следует считать иностранцем. Но в этой связи возникает вполне логичный вопрос о том, какое из этих иностранных гражданств необходимо считать определяющим. Как известно, в действующем законодательстве прямого ответа на этот вопрос нет. Вместе с тем в ряде случаев это имеет важное практическое значение, прежде всего тогда, когда законодательство связывает определенные юридические последствия с принадлежностью лица к конкретному гражданству.
В юридической литературе говорится, что третье государство может рассматривать лицо с двойным гражданством как гражданина любого из государств, гражданином которого оно является. Полагается, что в вопросе о том, гражданству какой страны должен отдаваться «приоритет», необходимо исходить из того, в какой из этих стран в последнее время проживал человек (так называемый принцип наиболее тесной связи).
Аналогичный подход мы можем встретить и в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, по Закону Австрии о международном частном праве, лицо, имеющее гражданство нескольких иностранных государств, считается гражданином того государства, с которым оно более тесно связано.[4]
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране
Действующее законодательство ПМР различает постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных граждан. В пп. 2—3 главы 1 Положения «О правилах пребывания на территории ПМР и транзитного проезда через территорию ПМР иностранных граждан»[5], говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.
Принадлежность к той или иной категории имеет важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории ПМР. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.
Отмечая важную практическую роль деления иностранных граждан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.
Классификация иностранных граждан по иным основаниям
Необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
В связи с этим представляется возможным указать следующие группы иностранцев:
— иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;
— иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами и привилегиями;
— иностранные граждане, получившие убежище.[6]
К первой группе относятся постоянно проживающие и временно пребывающие в ПМР иностранцы, которые подчинены юрисдикции ПМР в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Приднестровской Молдавской Республике преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в ПМР с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные граждане, прибывшие в ПМР для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.
К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены правительственных и парламентских делегаций, работники межправительственных организаций и некоторые другие лица[7].
В зависимости от характера и объема предоставляемых привилегий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на следующие подгруппы:
— пользующиеся полным иммунитетом;
— пользующиеся частичным иммунитетом.
К иностранным гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции ПМР, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются приднестровскими гражданами.
Кроме того, к ним относятся еще и представители иностранных государств (главы государств, правительств и т. д.), члены парламентских и правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их (если они не являются гражданами ПМР). К этой группе примыкают сотрудники некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и т. п.).
Беженцы
Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в ПМР убежище. Причем речь может идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство не приняло решения о лишении гражданства или подданства.
Правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Между тем он имеет и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя формально и считаются его гражданами (подданными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче на территории того государства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.
Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию ПМР лицо, не имеющее гражданства ПМР, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан
Конституционно-правовой статус в самом общем виде можно определить как систему основных прав и обязанностей, закрепленных государством в конституционных и иных правовых актах.
Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности.
Между тем такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность и гарантии, не входя в известном смысле в число элементов конституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а порой и решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы и т. д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они или являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов, или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статус иностранных граждан.
Гражданство
Если следовать этим путем, то необходимо прежде всего обратиться к гражданству, так как оно является объективным фактором, важной предпосылкой для распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей, существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо, которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что в ряде случаев имеет непосредственное значение для установления того или иного объема прав и обязанностей иностранцев в ПМР.
В подтверждение сказанного можно сослаться на действующее законодательство. Так, уполномоченными органами государственной власти Приднестровской Молдавской Республики могут быть установлены ответные ограничения (реторсии)[8] в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц Приднестровской Молдавской Республики[9].
На основании данной нормы Президентом Приднестровской Молдавской Республики был подписан Указ[10], который существенно снизил объем имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц Республики Молдова.
Правоспособность
Что касается правоспособности, то она является, как известно, важным юридическим свойством любого индивидуального субъекта конституционного (государственного) права. Стало быть, конституционно-правовая правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является.
По мнению многих авторов[11], наиболее разработанной и целесообразной с теоретической и практической точек зрения является классификация основных прав и обязанностей по их социальному назначению. Дело в том, что при всем многообразии классификаций все они с теми или иными поправками исходят в конечном счете из социального назначения прав и обязанностей. Довольно широко используется этот критерий и в международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; и др.).
Таким образом, все основные права и обязанности иностранных граждан можно условно подразделить на:
— личные (гражданские);
— политические;
— социально-экономические.
Следует подчеркнуть, что права иностранных граждан в ПМР не могут быть ограничены по мотивам расовой принадлежности, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А всякого рода ограничения прав иностранцев, установленные их национальным законодательством по указанным причинам, не признаются и не могут получить применение на территории нашего государства.
Права и обязанности иностранных граждан
Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны государства в отношении своих личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и др.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальной обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и др.). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно Конституции и законам предоставляются только гражданам ПМР (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией ПМР средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил ПМР (согласно Конституции это обязанность только граждан ПМР), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию и соблюдать законы, действующие на территории государства, а иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории ПМР, несут ответственность на общих основаниях с гражданами ПМР.[12]
Иностранные граждане в ПМР равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам ПМР, законным интересам граждан ПМР и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию ПМР и ее законодательство.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в ПМР, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами ПМР.
Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в ПМР, могут вступать в кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам.
Наравне с гражданами ПМР им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.
Они могут заключать и расторгать браки с гражданами и другими лицами[13].
Иностранные граждане в ПМР не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).
Допускается передвижение иностранных граждан по территории ПМР и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства[14].
При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в ПМР и выезжать из нее.
Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории ПМР, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами ПМР. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в ПМР.[15]
Ограничения в правах
Стоит отметить, что установленные в свое время в законодательстве изъятия из прав иностранных граждан были немногочисленны, и они могут быть сведены к двум группам.
К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или осуществлять занятия той или иной деятельностью на равных началах с нашими гражданами.
Например, земли особо охраняемых территорий и объектов иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам не предоставляются[16].
Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно пункту 2 раздела I Положения «Об авторском праве и смежных правах, правовой охране программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем в ПМР»[17]) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории ПМР либо необнародованным, но находящимся на территории ПМР в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами[18].
Дееспособность
Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают прежде всего вследствие того, что законы разных стран не всегда одинаково определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae.[19]
Согласно ГК ПМР «гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется его личным законом» (ч. 1 ст. 1231).
Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительство (ч. 1 и 5 ст. 1229).
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть признаны в ПМР недееспособными или ограниченно дееспособными в порядке, установленном нашим законодательством.
Правовые режимы для иностранных граждан
В рамках данного вопроса особое значение имеет тот факт, что основные права и обязанности иностранных граждан во многом обусловлены применением так называемых правовых режимов, установленных в государстве для иностранцев. В этой связи существует необходимость более подробно разобраться в вопросах, связанных с сущностью и содержанием этих режимов.
Здесь определяющее значение имеет само понятие правового режима. Правовой режим представляет собой не что иное, как установленный и контролируемый государством порядок приобретения и реализации иностранными гражданами определенных прав и обязанностей.
В литературе по международному и государственному (конституционному) праву, как правило, выделяют в различных сочетаниях три вида правовых режимов: национальный, специальный и наибольшего благоприятствования.[20]
1. Национальный режим
Нормы о правах иностранцев содержатся в различных международных договорах, заключенных ПМР с другими странами (торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, по вопросам налогообложения, и т. д.). В этих договорах закрепляется уравнение иностранцев в правах либо с отечественными гражданами (предоставление национального режима), либо с гражданами любого другого государства, с которым заключен договор на аналогичных условиях (предоставление режима наибольшего благоприятствования).
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности[21].
Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан со статусом собственных граждан. Однако иностранцы практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т. е. объем их правового статуса в любом случае несколько меньше.
2. Специальный режим
Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами. При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.
Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[22]. Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось. Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
3. Режим наибольшего благоприятствования
Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.
В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, его применение в ПМР носит безусловный характер, т. е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий[23]. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к нашим гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.
Границы применения национального режима
Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с нашими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т. д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы. Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.
Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.
В свою очередь, в сфере социально-экономических прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы.
Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением возрастающих экономических проблем и необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.
Всех постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно разделить на:
— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями.
— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции ПМР).
— иностранцев, получивших убежище (беженцев).
Сущность конституционно-правового статуса иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса иностранцев.
Таким образом, иностранцы имеют в ПМР такие же имущественные и личные неимущественные права, что и наши граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и приднестровскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.
Иностранцы, как и граждане ПМР, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом.
В отношении права собственности иностранцев действует принцип национального режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это касается круга предметов, которые вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории ПМР всеми лицами, в том числе иностранцами.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 17 января 1996 г. текущая редакция
2. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть 1 14 апреля 2000 г. № 279-ЗИД (СЗРМ 00-2)
3. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть 2 от 19.07.02 САЗ 02-29
4. Гражданский Кодекс Приднестровской Молдавской Республики часть 3 от 19.07.02 САЗ 02-29
5. Земельный Кодекс Приднестровской Молдавской Республики от 19.07.02 САЗ 02-29
6. Кодекс о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 02-29)
7. Закон ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 № 166-КЗ-III (САЗ 02-30)
8. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» от 28 декабря 2001 г. № 87-З-III (САЗ 01-53)
9. Указ Президента ПМР№ 601 от 19.12.2003 г. «Об установлении ответных ограничений в отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»
10. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 05.03.03 г № 108 «Об установлении миграционного контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, въезжающими, выезжающими и следующими транзитом через территорию ПМР» (САЗ 03-10)
11. Положения «О правилах пребывания на территории ПМР и транзитного проезда через территорию ПМР иностранных граждан» утверждено приказом Министра внутренних дел ПМР № 212 от 24 августа 2001 г (САЗ 02-5)
12. Временное Положеник «Об авторском праве и смежных правах, правовой охране программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем в ПМР» Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 18.11.94 № 298 (САМР 94-11)
Библиография:
1. Богуславский М. М. Международное частное право. – М.: Междунар. отношения, 1994. – 416 с.
2. Герасименко Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
3. Ерпылеева Н. Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом «NOTA BENE», 1999. – 368 с.
4. Звеков В. П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
5. Конституционное право. Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.
6. Куракин А. В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. — № 9. – С. 51 – 53.
[1] Ст. 7 Закона ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 N 166-КЗ-III (САЗ 02-30).
[2] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином, а при монархической — подданным.
[3] П. 2 Ст. 5 Закона ПМР «О гражданстве ПМР» от 23/07/2002 N 166-КЗ-III (САЗ 02-30)
[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[5] утверждено приказом Министра внутренних дел ПМР N 212 от 24 августа 2001 г (САЗ 02-5)
[6] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[7] пример пп. е) п. 15 Положения «О правилах пребывания на территории ПМР и транзитного проезда через территорию ПМР иностранных граждан»
[8] Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.
[9] Ст. 1228 Гражданского Кодекса ПМР
[10] № 601 от 19.12.2003 г. «Об установлении ответных ограничений в отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»
[11] Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
[12] Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.
[13] Раздел 6 Кодекса о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики (САЗ 02-29)
[14] Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 05.03.03 г № 108 «Об установлении миграционного контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства, въезжающими, выезжающими и следующими транзитом через территорию ПМР» (САЗ 03-10)
[15] Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.
[16] статья 5 Земельного Кодекса ПМР
[17] пункт 2 раздела I Положения "Об авторском праве и смежных правах, правовой охране программ ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем в ПМР" Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 18.11.94 № 298 (САМР 94-11)
[18] там же Раздел IV
[19] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
[20] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[21] Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
[22] статья 8 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» от 28 декабря 2001 г. N 87-З-III (САЗ 01-53)
[23] например, Указ Президента от 19.12.2003 г. № 601 «Об установлении ответных ограничений в отношении документов, выдаваемых госорганами РМ»