Особенности психического развития личности взрослого человека

Министерство Образования Российской Федерации

Самарский Государственный Педагогический Университет

Отделение факультета по подготовке психологов

Курсовая работа

на тему: «Особенности психического

развития личности взрослого человека»

                                                          Выполнила:

                                                    Студент IV курса Севостьянова М.Д.

                                                          Проверила:                                                     Кандидат психологических наук

                                Кадочкина В.Е.

Самара, 2001 г.

Содержание:

I.                    Введение.

II.                 Видение современных психологов на возрастную психологию в обобщенном варианте.

1. Юность (от 17 до 20-23 лет).

а) Условия развития.

б) Обучение в ВУЗе.

в) Поиски работы.

г) Армия.

д) Бегство от общества или "ничего неделание".

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).

а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.

б) Профессиональная деятельность.

в) Дружба.

г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).

а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

в) Отношения с детьми.

г) Зрелость и психологический возраст.

III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии.

Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека.

IV. Видение психологии взрослого человека с позиции автора курсовой работы с практической точки зрения.

1.         Мастер человеческой Души.

2.         Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.).

3.         Духовность.

4.         Дисгармония личности.

V. Заключение.

VI. Список использованной литературы.

I. Введение.

"…Когда меня вопрошают, многим ли помог я, я отвечаю: "Одному!" И уже того довольно, чтоб не мучиться бесцельно прожитым… Одному! Хотя бы одному. Пусть даже этим одним ты будешь… Ибо, спасаясь, ты спасаешь! (То есть, если на Пути ты, то дорогу облегчаешь идущим следом.)

А. Червоненко.

Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?"[6]

Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек рассматривался находящимся в состоянии "психической окаменелости". "Взрослость человека равносильна остановке в развитии, окаменению; цель детства - отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остуженному кузнецом" [1]. Так говорил швейцарский психолог Э.Клапаред. Позиция Э. Клапареда долгое время господствовала в психологии.

Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого - одна из наименее разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам феномен взрослости остается мало изучен.

Г. Эббингауз выделил три периода: прогресс, охватывающий период жизни от рождения до 25 лет, остановку - от 25 до 50 лет, и регресс, начинающийся с 50 лет. В соответствии с кривой памяти Г. Эббингауза [11] человек может рассчитывать на интеллектуальное развитие только до 25 лет. Если изменения наблюдались, их относили за счет простого накопления знаний.

Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность вплоть до остроумных или пессимистичных.

Периодизация по Пифагору:

период становления от рождения до 20 лет - весна

молодой человек 20-40 лет - лето

человек в расцвете сил 40-60 лет - осень

старый и угасающий 60-80 лет - зима

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 - у женщин, а второй - 25 лет у мужчин и 20 - у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях.

В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности в системе возрастов. Одни авторы считают началом юности 11-12 лет, другие - 16-17. Окончанием этого периода называют соответственно 17 и 25 лет. Не существует единого мнения на этот счет не только у антропологов и психологов, но даже среди психологов.

Не совпадают нижние и верхние границы зрелости в классификациях разных авторов. Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). В классификации Д. Векслера также наблюдается увеличение периодов с возрастом: 18-19 лет, 20-24 года, 25-34 года и т.д.

Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и позднюю зрелость. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25 лет, по Д. Бромлею - от 21 до 25лет, по Д. Векслеру - от 20 до 35 лет, по В.В. Бунаку - от 25 до 35 лет (мужчины) и 20-30 лет (женщины), по В.В. Гинзбургу - от 24 до 40 лет. Поздней зрелостью Д. Биррен называет период от 50 до 75 лет, Д. Бромлей - от 40 до 55 лет, Д. Векслер - от 46 до 53 лет., В.В. Гинзбург - от 45 до 50 лет. Продолжительность ранней зрелости по Д. Биррену 8 лет, по Д. Бромлею 5 лет, по Д. Векслеру 15 лет, по В.В. Бунаку 10 лет, по В.В. Гинзбургу 16 лет. То же самое и в поздней зрелости.

Нет единого мнения по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор считает началом ранней зрелости 17 лет, другой - 25. Разница составляет 4 года. Заканчивается период ранней зрелости по одной классификации в 25 лет, по другой - в 40. Разница составляет 15 лет.

Разноречивость в определении возрастных границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим. Следует согласиться с тем, что психологические и физиологические показатели развития по времени могут не совпадать, что и находит отражение в возрастных характеристиках. Что же касается большого охвата возрастов в возрастном периоде, то это, скорее всего, можно объяснить тем, что авторы классификаций не располагаю достаточным экспериментальным материалом. Разумеется, человек в возрасте 35 лет отличается от двадцатилетнего, а по классификации Д. Векслера это один возрастной период. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации взрослого человека, следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни.

Понятие "акмеология" возникло в связи с обсуждением возрастной психологии и необходимостью разработки схемы периодизации жизни человека на широком диапазоне возрастов.

Сторонником такого подхода к построению возрастной периодизации был Н.А.Рыбников. В статьях "К вопросу о возрастной психологии" и "Проблемы возрастной психологии" он выразил озабоченность тем, что усилия психологов в этом направлении исследований сосредоточены главным образом на ранних периодах жизни человека. Отечественная психология в то время располагала экспериментальными данными в области детской психологии. Для целостной же картины всего жизненного цикла человека не хватало такого звена, как психология взрослых, потребность в разработке которого была обусловлена требованиями жизни.

На свет появляется книга американского психолога Э. Торндайка и его сотрудников "Психология обучения взрослых" [8]. Не смотря на большой исследовательский материал, авторы книги не смогли сказать, как происходит развитие от возраста к возрасту. Н.А. Рыбников определил это недостающим звеном в единой цепи жизненного пути человека и предлагал назвать акмеологией (от греческого акмэ - "вершина, расцвет"), подчеркивая тем самым главную особенность периода взрослости человека.

Б.Г. Ананьев с обобщением результатов, выполняемого под его руководством коллективного исследования по психологии взрослых, состоявшихся на ученом Совете Петербургского университета, выступил в марте 1972 года. Замысел исследования, которому Б.Г. Ананьев посвятил последние годы своей жизни, состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека.

Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи комплексного изучения человека и построение на ее основе возрастной периодизации развития.

В статьях "Человек как общая проблема современной науки", "О системе возрастной психологии" в 1957 году и в книгах "Человек как предмет познания" и "Индивидуальное развитие и константность восприятия", изданных в 1968-1969 годах, была изложена идея данного исследования.

На третьем съезде общества психологов (Киев, 1968г.) и на четвертом съезде психологов (Тбилиси, 1971г.) Б.Г. Ананьев выступил с докладом "Комплексное изучение человека и психологическая диагностика".

Первая научно-теоретическая конференция по психологии взрослых, организованная Академией педагогических наук СССР, Институтом образования взрослых АПН и Ленинградским университетом, состоялась в 1971 году. На ней Б.Г.Ананьев выступил с докладом "Теория психического развития и новые данные о психологии взрослых".

Автор настоящей курсовой работы не случайно выбрала данную тему, т.к. она ей очень близка и интересна.

Поэтому основной целью курсовой работы является:

-         расширить свои познания в области психологии взрослого человека;

-         поделиться своей житейской психологией, носящей интуитивный характер, приобретенной путем практических проб и прилаживаний, опирающейся на научную психологию;

-         описать в обобщенном варианте видение современных психологов на возрастную психологию с точки зрения научной психологии;

-         высказать свое мнение по поводу видения психологии взрослого человека.

II. Видение современных психологов на возрастную

психологию в обобщенном варианте.

Периодизаций возрастного периода довольно много.

Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и содержательно - это есть истоки, время становления психических функций, личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.

Уже говорилось, что существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому [3]:

граница юности и молодости - около 20-23 лет;

молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);

граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.

1. Юность (от 17 до 20-23 лет).

Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

а) Условия развития.

Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.

Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории  выпускников школы:

-         первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия;

-         вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам.

Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.

Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о чем будет сказано дальше.

Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности.

б) Обучение в ВУЗе.

По данным Санкт-Петербургских психологов, в начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей.

В последнее время студенты сочетают работу с учебой, т.е. подрабатывают.

Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций.

Мотивы поступления в ВУЗ определяют и стиль студенческой жизни.

Стиль студенческой жизни в западной психологии связан с особой субкультурой. Ф. Райс выделил 4 типа субкультур колледжей:

1.      Студенческая субкультура - здесь колледж (ВУЗ) превращен в загородный клуб (вечеринки, выпивка, автомобили, спорт - учебные предметы на втором плане);

2.      Профессиональная субкультура - предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе целенаправленную подготовку и продвижение;

3.      Академическая субкультура - ее ценности не диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы;

4.      Нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыслие, ее создают интеллектуальные "социальные мятежники", студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности.

в) Поиски работы.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все  в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

г) Армия.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.

При "дедовщине" устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

Один молодой человек, знакомый автора курсовой работы, поступивший в институт на биологический факультет, бросил обучение в нем и ушел служить в армию. По возвращении из армии он поступил в университет на медицинский факультет (переоценка личности). В настоящее время это замечательный хирург.

д) Бегство от общества или "ничегонеделание".

Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д.

Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.

Х. Ремшмидт считает, что религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Доктор А.Е. Червоненко (о нем будет описано позднее) сказал: "Хочешь знать - иди учиться, хочешь верить - иди молиться". Второе проще: "Ничегонеделание".

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, "молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых - вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше… Молодость… таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяния свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут".

а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.

Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Одна знакомая автора курсовой работы, рано вышедшая замуж, работающая и учившаяся на вечернем отделении Куйбышевского авиационного института (1971 год), после свадьбы стала гораздо лучше учиться.

Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" - наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Сущностные отношения меду людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия.

Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему "своему". В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.

Известный русский философ В.С. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной.

Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.

Если после утраты любимого человека будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это уже будет другая сторона, другая часть его сущности.

Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой.

Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл.

Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств - стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира, стремление реализовать свою потребность любить.

Э. Фромм: "Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой".

б) Профессиональная деятельность.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим направлениям.

Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные возрастные новообразования этого периода.

в) Дружба.

Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.

И.С. Кон: "Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах…"

Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить.

г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

И.С. Кон: "Никто не может реализовать себя полностью", и самоанализ выявляет эту нереализованность.

А.В. Толстых: "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности"[7].

"Человека "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По Кулагиной в подростковом возрасте - при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко - у ищущей личности. Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специалистов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты"[9].

Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу: "Смысл - это то, что имеется ввиду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа". По А. Червоненко: "Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?"

Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким образом, - это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).

Достижение цели по А. Червоненко - через расширение сознания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления (А.Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного оздоровительного движения).

Отсюда вывод по В. Франклу - проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ждя ее достижения не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.

3. Зрелость.

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.

Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой "о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес".

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий - ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, - свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

в) Отношения с детьми.

Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. В психологии рассматривается три варианта любви:

-         безусловная любовь

-         обусловленная любовь

-         неприятие

В безусловной любви ребенка любят независимо от того красив он или некрасив, способен или неспособен. Но этой любви недостаточно для личностного роста.

Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда, когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство неполноценности, снижает уровень самооценки.

Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семьях. Причины бывают разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее дочь "гадкий утенок".

Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и неприятие. И это обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями. Отчуждения, замкнутость, уход "на улицу" начинается, как правило, с подросткового возраста.

Особенности отношений между родителями и детьми определяются не только на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.

Отношение родителей и детей зависит и от ребенка, его личностных особенностей.

Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Если родителями не учитываются его индивидуальные особенности, воспитание оказывается неадекватным. Особенности личности ребенка накладывают отпечаток на семейные отношения.

Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители оставшиеся вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок приводит в родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

г) Зрелость и психологический возраст.

Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

-         хронологический (паспортный)

-         физический (биологический)

-         психологический

Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он во многом влияет на физический возраст.

Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с представлениями о времени.

Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности своего существования и необходимости реализовать свои возможности на протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений, событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став психологическим прошлым, кажется продолжительным.

Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной перспективы, вне ее он не существует.

В молодости вероятность соответствия психологического возраста хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от хронологического.

В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации.

В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим:

-         адекватность

-         отставание

-         опережение

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной и социальной катастрофой.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении - в сторону психологической молодости.

Отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами инфантильности отстают в психологическом возрасте.

У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы.

В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости.

Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью  мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на пенсию.

Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие - не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать. Отец автора курсовой работы, в бывшем сотрудник ФСБ, вышедший на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать работать до 70 лет. Во-первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из материальных побуждений, хотя пенсия у него была по российским меркам большая.

III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии.

С точки зрения автора курсовой работы теория и практика в психологии взрослого человека неотделимы. Существует несколько путей, при помощи которых производится коррекция. Психотерапия - один из них. Рассмотрим психотерапевтический подход к возрастной психологии на примере теории и практики психотерапевта Покрасса М.Л.

Автор настоящей курсовой работы уже с младшего школьного возраста искала для себя выход из положения себя в социуме, который ее детский внутренний мир уже тогда не принимал. С малых лет она увидела неискренность, ложь, лицемерие, "маски", которые были надеты на лицах взрослых. Она видела, что по своему внутреннему содержанию эти люди не соответствовали тому, что пытались из себя изобразить. В подростковом периоде встал вопрос: почему мир так не справедлив?! В юношеском очень хотелось встретить Человека, который смог бы ответить на столь мучившие вопросы бытия. Но, к сожалению, в то время, а конкретнее в середине 60-х годов, знания о человеке были табу за семью печатями. Поиски продолжались и в более зрелом периоде. Уже будучи взрослым человеком, имевшим 16-летнюю дочь, которую, кстати, также, только по-своему, мучили вопросы, которые не в состоянии была разрешить ее мать, автор курсовой работы случайно по стечению обстоятельств встретилась с теперь уже всем известным, а в то время только начинавшим свою деятельность на поприще психотерапевта, М.Л.Покрассом.

1. Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека [4, 5].

В своей работе "Терапия поведением" М.Л. Покрасс сосредоточил свое внимание на пациенте, т.е. занялся лечебной работой. Ведь практическая психология взрослого в то время находилась лишь в стадии зачатия. А проблем, которые взрослый человек не в состоянии был разрешить, становилось все больше и больше.

Доступным психотерапевту Покрассу объектом коррекции он счел внешнее и внутреннее ПРОИЗВОЛЬНОЕ поведение пациента и к 1969 году разработал психотерапевтическую систему терапии неврозов с обсессивно фобической симптоматикой, которая получила условное название - терапия поведением.

В основу его системы лег факт, что при психогенных и психосоматических заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые закономерно приводят к данному заболеванию и без которых возникновение, становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно.

Суть терапии поведением  в выявлении и ликвидации тех свойств поведения человека, которые обуславливают болезнь и без которых она вылечивается или становится доступной обычной терапии. Терапия поведением оказалась не только средством лечения, но и методом комплексного исследования человека (личности, поведения, общения и мотивов), средством практической проверки гипотез и результатов исследования.

В процессе разработки и использования терапии поведением последовательно выявились сначала особенности поведения, обуславливавшие формирование синдромов, потом позологических форм (неврозов, психосоматических заболеваний, алкоголизма), парциального и тотального инфантилизма, болезней вообще.

В процессе терапии поведением был получен вывод, что всех этих пациентов объединяет инфантильная жизненная позиция - позиция людей, живущих под чужую ответственность, ждущих заботы о себе не от себя, в конечном счете невротическая, безынициативная, пассивно-потребительская.

В своем труде "Терапия поведением" Покрасс М.Л. подтвердил гипотезу, что освоение, даже частичное, активной жизненной позиции не на словах, а практически, приводило к улучшению состояния, доступности терапии и, в ряде случаев, к выздоровлению.

Так при лечении неврозов достигалось не только клиническое выздоровление, дезактулизация и разрешение типичных для этого человека жизненных конфликтов, но и во многих случаях человек созревал в инициативную ответственную личность.

Например:

-         люди с длительной гипертонической или ишемической болезнями и в преклонном возрасте достигали ремиссий;

-         впечатляющим было излечение от бесплодия или привычного выкидыша у сензитивных, впечатлительных женщин;

-         у вылечившихся от истерического невроза женщин без всякого участия врача мужья прекращали пить;

-         особо значимым оказался целый круг вопросов О МОТИВАЦИИ как патогенного, так и саногенного поведения.

Выяснился казавшийся невероятным факт, что ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОВЕДЕНИЕ сплошь и рядом ОТВЕРГАЕТСЯ!  Будто человек себе враг?!

Посещение занятий у психотерапевта Покрасса, а в то время для него самого это было начало мучительного поиска по оказанию психотерапевтической помощи жителям г.Самара в разрешении их жизненных проблем, сложившихся, если сказать языком возрастной психологии в ошибках, просчетах, допущенных взрослыми при воспитании детей в кризисные периоды, а также от генетической предрасположенности, проявившейся в процессе жизни, автору курсовой работы мало что могло дать. Правда, она не может не выразить признания М.Л. Покрассу за то, что благодаря этим самым "кружкам", которые в то время он вел, да и ведет по настоящее время, одной из ее знакомых удалось избежать суицида.

IV. Видение психологии взрослого человека с позиции

автора курсовой работы с практической точки зрения.

1. Мастер человеческой Души [10].

Поиск продолжался. И в 1992 году после очередной трагедии - потери единственной дочери - жизнь ей вновь улыбнулась, она подарила ей Встречу с замечательным человеком, неординарной личностью, доктором А.Е. Червоненко из Санкт-Петербурга. Доктор А. Червоненко приехал в Самару давать знания о Человеке. Доктор А. Червоненко стал работать на стыке как традиционной, так и нетрадиционной медицины (парапсихологии). Он понял, что мало лечить тело человека, надо лечить и душу, т.к. они неразделимы. Кто мы? Что мы? Зачем явлены в этот свет? На протяжении всей истории психологии перед выдающимися личностями, такими как А.Н. Леонтьев, К.Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу и др., стоял тот же самый вопрос. Затем он разъяснил три основных понятия: САМ, СТРАХ, РИТМ - три кита, на которых держится человеческая жизнь, судьба, счастье, здоровье и благополучие.

САМ - это то, что человек в жизни всего должен добиваться сам. Никто и никогда не сможет помочь человеку, кроме его самого, никто не сможет его осчастливить, никто не сможет подарить ему здоровье. Только сам в титаническом труде над собой - своей душой и своим телом - человек может саморазвиваться, расширять свое сознание. А у нас как принято: "Доктор, я плачу, а ты пляши", как будто за деньги можно купить счастье или здоровье.

СТРАХ - это самые негативные, самые разрушительные вибрации, живущие в человеке. Их множество: мы боимся за жизнь и здоровье родных, близких, детей. Мы не спим по ночам, когда наши взрослые дети поздно возвращаются домой, но самое страшное, что при этом рисуем самые ужасные картины в своих образах - нож, порезавший сына, машину, переехавшую дочь и т.д. В подъезде автора курсовой работы жила женщина, которая очень боялась, что ее ребенок попадет в яму, вырытую во дворе дома. И что вы думаете, ребенок попал в эту яму со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие не знают, а самое главное даже не хотят знать, что мысль материальна, что своими вибрациями страха за себя, своих самых родных и близких людей мы накликаем беду. "Нарисуй черту", говорит доктор А.Е. Червоненко, "приблизься к ней, ногу подними правую и… Переступи черту! Скажи себе - я сделал шаг! Я сумею это! Отныне я не знаю, что значит страх. Я перестал понимать смысл этого… Слово это стерлось из памяти моей, и отныне значение его мне неведано".

РИТМ - умеет человек сохранить ритм, выживет в любых трудных житейских ситуациях. Мы живем в эпоху третьего тысячелетия - время, когда и в печати, и по радио, и по телевидению выползают то одни, то другие новоявленные шарлатаны, маги, колдуны. Мы живем в эпоху сложной экономической политики. Мы живем в эпоху воин, катаклизм, когда люди с беспокойством заглядывают в свое будущее, когда сегодня папа-бизнесмен жив, а завтра его находят застреленным во дворе своего дома. Умение держать ритм поможет не сломаться человеку, выжить в любых нечеловеческих испытаниях, которые может уготовить ему судьба. На лекциях доктора А. Червоненко рассказывается о том, как держать ритм: "Природа дала нам спасительный шанс - тот самый спасательный круг, ухватившись за который можно выплыть из самой Бездны. И имя ему - РИТМ! Всего можно лишить человека, но ритма лишить, сохранив при этом жизнь, не удавалось никому. Ритм удерживая, мы не подвластны энергетической агрессии извне, а значит, неуязвимы для таких явления, которые называют - вампиризм. Потому ритм учись держать: счет используй, в ладоши хлопай или подпрыгивай - все едино, лишь бы маятник удержал равновесие, и время научился делить на равные промежутки… Даже если свяжут тебя, рот затворят, глаза и уши, и счет потеряешь в смене дней и ночей - все равно победишь ты: ибо есть у тебя - пульс, дыхание, сердцебиение - твой спасательный круг! Ритм! И отнять его у тебя невозможно! Знай это…" Пример: одна студентка, придя домой с учебы, как бы между прочим рассказала своему мужу, работавшему в солидной фирме, о том как надо держать ритм. На следующий день ее муж не вернулся домой, а когда через несколько дней он вернулся живым, то был очень благодарен жене за то, что спасла ему жизнь. Все дни исчезновения муж находился взаперти в подвальном темном помещении. Все эти дни, не считая времени, которое уходило на сон, который периодически посещал его, он держал ритм. Он считал, он слушал свой пульс, а значит жил. Все функции организма работали нормально. Ушел страх, не было выдана информация, которой от него добивались, он оказался не сломлен.

Но самое главное доктор А. Червоненко при помощи знаний, которые давал в своих лекциях, помогал людям расширить свое сознание. У автора данной курсовой работы и многих других, обучающихся у доктора А. Червоненко, в возрасте от 25 и до 50 лет появилась тяга к знаниям. Если до встречи с доктором А. Червоненко они даже не помышляли о втором, третьем высшем образовании, то после полученных от него знаний о самом себе, "о своем сущностном" в корне изменился взгляд на мир. Многие смогли преодолеть проблемы и исправить в себе те недостатки, которые были привнесены в них либо генетически, либо в кризисные периоды жизни, либо по другим причинам, с которыми они не могли справиться сами до встречи с доктором А. Червоненко. Дети старшего школьного возраста, придя за его знаниями, менялись не только в плане учебы, но и поведенчески (бывший троечник-предметник и двоечник по поведению из Краснодарского края с отличием закончил среднюю школу и пошел учиться дальше по направлению медицины). Было отмечено, что среди взрослых, получавших как первое, так и второе высшее образование, преобладающие дисциплины - психология, медицина. Почему так изменяется человек (не зависимо от пола, возраста и национальности), прошедший школу доктора А. Червоненко? Во-первых, он получает удивительные знания о самом себе, которые не прочтешь ни в какой литературе. Во-вторых, он получает техники работы над собой:

-        

-        

-        

Одним словом все его методики, техники направлены на развитие саногенного мышления, на устранение пробелов в воспитании при формировании личности, на коррекцию своей судьбы.

А теперь на примере рассмотрим голову новорожденного и голову взрослого человека с расширенным сознанием по методике А. Червоненко. Чем таким, что отличает его от простого обывателя, он наполнен? Что есть память, мышление, способность к обучаемости по Червоненко?

1) Голова новорожденного.                 2)  Голова среднего взрослого человека.

               сознание

                                                                                          сознание

            

             подсознание                                                           подсо-

                                                                                             знание

                  Рис. 1.                                                                Рис. 2.

             

3) Голова человека с расширенным сознанием.

                сознание

           сверхсознание

             подсознание                 Рис. 3.

Сознание новорожденного равно нулю, т.к. сознание - это жизненный опыт человека.

Подсознание - весь багаж накопленных за всю историю человечества знаний - то, в чем наука уже делает свои первые шаги, но пока еще с точки зрения науки сторона мало изученная.

На сознании мы все разнимся, на подсознании все равны. Подсознание включает в себя рефлексы человека, систему жизнеобеспечения, которая ответствует за выживание (инстинкт самосохранения).

Доктор А. Червоненко с научной точки зрения говорит, что истина находится между сознанием и подсознанием и носит название сверхсознания.

Но такого уровня может достичь только целеустремленная личность, ежедневно работающая над собой при помощи методик, в том числе медитативных практик.

 

2. Цитаты из книги Ориса [12].

"Во время Медитации сам Эгрегор, который курирует на данный момент ваше воплощение, имеет самые благоприятные возможности через открытый энерго-информационный канал выйти на ваше Сознание, в результате чего у вас могут начать стремительно развиваться ранее не замеченные вами таланты и способности к музыке, живописи, целительству, ясновидению".

"По мере духовного развития человек все больше и все успешнее разрушает оковы деструктивных сил, привязывающие его к Иллюзии материального Мира. При этом все активнее и полноценнее описывают другие качества человеческого существа - такие, как способность осознанно общаться с теми, кто распространяет свою творческую активность преимущественно на Материю Духовного и ментального Планов.

"Пока Сознание человека поляризовано исключительно в физическом или астральном телах, он не испытывает никакого желания к медитации, как одному из главных условий духовного самосовершенствования".

"Никакого побуждения к Медитации не может возникнуть до тех пор, пока человек не прошел через множество как плохих, так и хороших изменений в своей жизни, пока не испил за многие воплощения своей Души обе чаши - удовольствия и страданий, пока не измерил всей глубины жизни, прожигаемой ради удовлетворения запросов только лишь своего низшего "я", так и оставаясь неудовлетворенным".

"Лишь только испытав все это, Душа человека начинает обращать свои Мысли к совершенно иным вещам, стремясь к тому, что неведомо, осознавая и чувствуя внутри себя пары противоположностей и соприкасаясь в своем Сознании с такими возвышенными возможностями и идеями, о которых ей раньше и не мечталось. Эти состояния продолжаются до тех пор, пока внутренняя жажда познаний не станет настолько сильной, что желание вырваться из плена Иллюзий Физического Мира и воспарить Сознанием в совершенно иные, более возвышенные Миры, станет способным преодолеть любые препятствия. Лишь тогда человек своим Сознанием начинает обращаться вовнутрь Души и там искать Источник, из которого он произошел. А это возможно только с помощью Медитации".

3. Духовность.

Духовность - это категория, связанная с потребностью постижения человеком смысла жизни [2].

Основатель гуманистической психологии К. Роджерс: "Психологи должны осознать, как пришлось это сделать физикам: "Мы, являясь представителями человечества, неизбежно должны видеть Вселенную из центра, лежащего внутри нас, и говорить о ней в терминах языка, созданного в результате человеческого общения. Любая попытка очистить наше представление о мире от всего субъективного, сугубо человеческого должна привести к абсурду".

Каждый человек по сути своей духовен, и одухотворение душевного мира человека есть пробуждение Духовности в нем через общение с продуктами духовной культуры.

Духовность - есть самая глубинная Сила человеческой индивидуальности, активность которой устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции - к Совершенству и объединяет (не по крови, а по духовному родству) индивида со всем живым окружением.

Духовная деятельность, как правило, бескорыстна и вознаграждается чувством удовлетворения от выполненного долга.

Согласно В. Франклу, поиск смысла жизни есть внешняя сторона поиска условий для пробуждения Духовности ("подсознательного Бога"). Духовность есть основа индивидуальности человека, его истинное "Я" [9]. Совесть - это орган, помогающий человеку в поисках условий и пробуждения Духовности.

Стратегия пробуждения Духовности является наиболее правильной стратегией в организации индивидуальной духовной эволюции.

По Д. Андрееву главное - это "уменьшение страданий всех живых существ" и "возрастание в человечестве общей суммы любви и счастья". По А. Червоненко главное - "избавление от страданий всех живых существ" и "полная гармония", т.к. человек есть частичка божественного.

Духовность - это основная глубинная сила человеческой индивидуальности. Ее активно устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции - к Совершенству. Пробуждение Духовности объединяет индивидуальность не по крови, а по духовному родству со всем живым окружением.

4. Дисгармония личности.

Дисгармония личности - это потеря своего "Я". И происходит это, когда человек еще ребенком "предает мудрость своего организма", отказываясь от интуитивного "внутреннего оценочного чувства", подчиняя свое поведение системе оценок окружающих, чтобы завоевать их расположение. Наличие "внутреннего оценочного чувства" у человека говорит о том, что человек обладает собственным мнением или, согласно Роджерсу, - самооценкой. Если человек теряет самооценку - он теряет свое "Я".

Дисгармония личности выражается в том, что человек буквально теряет ощущение самого себя, отказывается от собственного мнения.

Представим образно мир дисгармоничной личности:

                    Рис. 1.                                                           Рис. 2.

"Ядро" душевного мира психически здоровой личности образует Духовность. Поскольку идеально здоровых личностей почти не существует, то в "Ядре" личности могут находиться и Лжеценности (темные пятнышки на рисунке).

"Ядро" душевного мира дисгармоничной личности в основном образовано Лжеценностями. Активность этих Лжеценностей субъективно  переживается как Страсть, но в народе существует более точное слово - Лярва.

Это нечто чужеродное, вросшее в душу, от которого и рад бы отказаться, но отказаться - это все равно, что удалить у себя орган или потерять, пусть ложное, но "я". Несколько методик доктора А. Червоненко по изгнанию чужеродного (лярвы) бесспорно работают на человека.

Лжеценности, как тучи, обволакивают истинное "Ядро" личности и своей черной активностью подавляют свет духовного Солнца, освещающего путь движения к Совершенству. Образно говоря, человек теряет свое духовное зрение и становится "слепым".

Если здоровая личность взрослого человека была гибкая, оптимистичная и открытая, то с утратой самооценки она превращается в дисгармоничную личность, становясь психически хрупкой, пессимистичной и закрытой.

Истинное "Я" человека обладает настолько мощной силой, что от тепла оно начинает пробиваться сквозь черный пояс Лжеценностей, как росток сквозь асфальт. Истинное "Я" своим напором очищает область "Ядра" душевного мира человека, и он обретает свое истинное "Я".

В соответствии с приоритетом "субъективных" ценностей над ценностями "объективными", возникновение дисгармонии (ригидности) личности трактуется как нарушение этого приоритета. По этой причине происходит засорение "Ядра" душевного мира Лжеценностями, и человек теряет свое "Я". Стратегия исцеления состоит в том, чтобы создать условия самопробуждения истинного "Я".

А. Червоненко: "Гармония - больше гораздо, чем слова, что о ней говорят… Гармония - образ жизни… Высшее - седьмая ступень развития! Это существование в ладу с миром внутренним и миром внешним… Это главный переход в противоположное… Это не крайности в противоположном: свет - тьма, мягкое - твердое, доброе - жестокое… Не то это и не другое! Это и то и другое одновременно! То есть именно - переход… Это - Путь!"

"Кто стал на Путь и задумался о предназначении своем, уже ближе к Спасению, даже если в развитии своем идет медленно… Ибо не быстрота в освоении мироздания значима, а само желание познавания мира и определения в нем места своего".

Доктор А. Червоненко - практик. Отсюда: "А если жизнь приучен ценить, то знать должен, как продлить ее можно… Потому и учу тебя концентрации, медитациям, техникам вмешательства в подсознание и изменению видения мира. Потому и знать ты должен, как воздействовать можно на оболочки, органы и центры человека, чтобы уметь структуры восстанавливать пораженные… А значит, овладел искусством борьбы с Хаосом энергетическим, ускоряющим приближение конца…"

Пожалуй, автор курсовой работы - очень счастливый человек. Далеко не каждому довелось в этой жизни встретить доктора А. Червоненко, слушать его лекции, заниматься под его началом практиками по самосовершенствованию своего духа и тела. В психологии взрослого человека так мало знать периоды его развития, кризисные периоды, динамику познавательных процессов (мышление, память, внимание и т.д.). Только в работе над собой человек придет к самоактуализации. Что есть теоретические знания - "мертвый багаж". Нужна практика. На нее-то и делает акцент доктор А. Червоненко. Истина в том, чтобы со всем тем, что уже с человеком случилось - будь ему 18 или 60 суметь справиться, противостоять хаосу, стать гармоничным, более здоровым физически, счастливым в принципе.

Это в понятии автора курсовой работы и есть суть психологии взрослого человека, т.к. каждый взрослый - личность, индивидуальность, неповторимость.

V. Заключение.

Процесс социализации взрослых с точки зрения психологии рассматривается как важный и выражается дискретно (прерывисто) по сравнению с социализацией ребенка.

До настоящего времени при изучении психологии взрослого выхватывался то один, то другой возрастные срезы. До сих пор не представлена общая картина возрастного развития от 17-18 лет до возраста геронтопсихологии. На сегодняшний день в психологии взрослых больше вопросов, чем ответов. Психология за время своего развития не раз находилась в ситуации кризиса, имела определенные течения. И каждое из них по своему излагало свои взгляды на человека.

Автор курсовой работы считает, что новый этап в научной деятельности Б.Г.Ананьева - период разработки идеи комплексного изучения человека и построения на ее основе возрастной периодизации развития останется теоретической разработкой. Можно проводить исследования. Можно проводить всевозможные анкетирования. Но никогда психология взрослого не сможет быть изучена в целом как психология ребенка. Каждый взрослый индивидуален. И как уже показала автор курсовой работы в предыдущей главе, проходит путь своего становления в жизни. Есть человек - есть проблема. У взрослого их многократно больше. Больше судьбоносных решений, больше потерь. И у всех по-разному (у каждого индивидуально).

Автору курсовой работы импонируют исследования Маслоу. По Маслоу до 5-гоуровня удовлетворения потребности (познавательного) поднимается только 50% популяции. Остальные 50% застревают на предыдущих 4-х ступенях. До самоактуализации - 7 уровня (обретения человеческой сущности) поднимается только 4% популяции. (Сам Маслоу на протяжении жизни встречал таких лишь 14 человек).

Поэтому автор курсовой работы предлагает свой вариант видения решения проблемы возрастной психологии.

В своей курсовой работе она показывает, что только путем расширения своего сознания, самопознанием, медитативными техниками, т.е. огромными усилиями в работе над собой человек поднимется до самоактуализации (по Маслоу- 7 уровень). А это, к сожалению, дано не многим. Как же можно скомпоновывать, обобщать необобщаемое… Ведь конечная цель человека на земле - самоактуализация. Доктор А.Е. Червоненко - Лидер Международно-оздоровительного движения "Тай-Панг" - на взгляд автора курсовой работы пошел истинно верным путем. Автору курсовой работы и еще 6 тысячам человек он перевернул сознание. Мир им видится в иных красках. Хочется бесконечно познавать, творить, отдавать… Это ли не Путь обретения человеческой сущности?!

Ищущему, да откроется…

Автор курсовой работы заранее приносит свои извинения за свободу мысли, за инакомыслие, которое позволила себе в данной курсовой работе.

Гораздо проще было бы взять тему по возрастной психологии детей, подростков или юношей и столкнуть носами авторов работ по данным темам. Автор курсовой работы относит себя к представителям нонконформистской субкультуры, которую как она уже выше указывала, отличает инакомыслие, которую создают интеллектуальные "социальные мятежники". Доктор А. Червоненко говорит: "Я занимаюсь только тем, во что могу активно вмешиваться". На сегодняшний день за его плечами более шести тысяч человек, изменивших свою судьбу, понявших или попытавшихся понять смысл своего предназначения.

Благодаря знанию техник доктора А. Червоненко, автор курсовой работы помогла себе скорректировать свою судьбу, стать самой собой, выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки: обучаться в свои 50 лет в двух ВУЗах одновременно по ускоренной программе и работать на такой работе, которая обеспечивает ей это обучение.

Во введении к курсовой работе стоит эпиграф, который автор курсовой работы взяла на вооружение. Если знания доктора А.Е. Червоненко станут доступны каждому взрослому (и не только взрослому) человеку, и он также возьмет их на вооружение, то и получится то самое САМ, о котором выше было подробно изложено. "Людьми не рождаются! Людьми становятся. Человек - это возможность! Потому-то и можем многое… Может быть, даже все! Если конечно воплотим свою возможность. ВОЗМОЖНО!" - А. Червоненко.

VI. Список использованной литературы:

1.      Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - СПб., 1911.

2.      Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.: Издательство "Институт психологии", 1996.

3.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

4.      Покрасс М.Л. П48. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

5.      Покрасс М.Л. П48. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. - Самара: Издательский дом "Бахрах", 1997.

6.      Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.

7.      Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.

8.      Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. - М.-Л., 1931.

9.      Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: "Прогресс", 1990.

10.  Червоненко А. Беседы с Учителем. - М.: "Прометей", 1992.

11.  Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1912.

12.  Из книги Ориса (Цвелев С.В.). В интернете адрес web-страницы: