Особенности семейной социализации. Роль отца в воспитании ребенка

Курсовая работа на тему:

«Особенности семейной социализации. Роль отца в воспитании ребенка»

Волгоград 2007

Содержание:

Стр.

Введение ………………………………………………………………..………..3

I. Родители и дети: в контексте науки и культуры…………………………….5

1.1. Культурно-исторический аспект отношений                               родителей к ребёнку……………………………………………………………..6

1.2. Ценности русской культуры и воспитания в семье……..…………9

         1.3. Теоретическое обоснование работы психолога с семьёй….……..14

II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка ………….18

          2.1. Роль матери и отца в воспитании ребёнка ………………………..18

         2.1.1.  Стиль  семейного  воспитания  и  его  влияние  на                 развитие ребёнка…..…………………………………………………………….21

         2.2. Тип воспитания отца..……………………………………………….24

         2.2.1. Патриархат.……………….……………………..…………………24

          2.2.2. Проблемы отцовства. ……………………………………………..30

         2.2.3. Воспитание детей в семье без отца……………..………………..33

         2.3. Роль отца в воспитании подростка……………….………….……..36 

         2.3.1. Формирование мужественности у мальчиков

старшего   дошкольного возраста………………………………….……..……37

         2.3.2. Подростковый возраст.……….……….………………..…………41

Заключение ……………………………………..……………….……….50

.

         Список использованной литературы…………………………….…..…52

Введение

   Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и  о  себе  ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают  уникальной  возможностью влиять на ребёнка в связи  с  его  физической,  эмоциональной  и  социальной зависимостью от них.

   Семья – это малая первичная группа, которая  состоит  из  лиц,  связанных двумя  типами  отношений:  супружества  и  родства,   которая   обеспечивает личности   эмоциональную   стабильность,   психологическую   и    физическую безопасность и личностный рост.

    Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

   Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют  исторические  установки прошлого,  с  другой  стороны,  отец  всё  больше   становится   полноценным субъектом воспитания.

   Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных воздействий как матери, так и отца.  Мы  не  будем  рассматривать  в  данной работе педагогический потенциал  других  членов  семьи,  а  также  стороннее воздействие на ребёнка. Остановимся на  типологии  отцовства  в  современной российской  семье.  Всё  чаще,  в  психоаналитической  работе,  связанной  с проблемами подростка, психолог  ищет  причины  во  взаимоотношениях  отца  и ребёнка, имеет ли какие-нибудь особенности «мужской стиль»  в  воспитании  и как  эти  особенности   могут   учитываться   психологом   в   его   работе.

Следовательно,  выявление типа воспитания отца в  семье  становится  задачей психолога.

   Целью данной работы являются следующие задачи:

         1 - обобщение  теоретических  воззрений  на  особенности семейной социализации.

         2 – выделение типа воспитания отцом подростка.

   Объектом исследования данной работы является психология семьи и семейного воспитания.

    Предметом исследования - стиль семейного воспитания.

    Гипотеза. Можно предположить, что  в  воспитании  подростка  отец  чаще всего использует демократический стиль общения.

    В своей работе мы исходим из того, что роль отца в семейном  воспитании исторически  недооценивалось  и  в  работе  психолога  более   детально   не рассматривалось.

    В современном мире с учётом всё возрастающей роли отца,  психологу  для наиболее  полной  диагностической  и  коррекционной  работе   с   подростком необходимо изучить и использовать тип отцовского воспитания.

    В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который  позволяет  ему  сознательно  и  на  более  высоком   уровне   вести воспитательную работу с ребёнком. В связи  с  изменяющимися  юридическими  и экономическими отношениями в обществе меняется статус  отца  в  семье.  Хотя доля  неполных  семей  ещё  чрезвычайно  велика,  в  полных  семьях  уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

    Следовательно, одним из направлений  работы  психолога,  работающего  в детском саду, в школе, в психологическом центре  является  взаимодействие  с семьёй для создания оптимальных условий для развития ребёнка.

Заключение

   Итак, мы  убедились,  что  роль  отца  в  воспитании  уникальна. Ф.  Махов  автор  одной  из  немногих  книг  по   воспитанию,   где рассматривается и роль отца («Кого мы  растим?»),  что  отец  (а  слово  это одного  корня  с  отечеством,  отчизной)  –  корень   семьи,   непререкаемый авторитет.  Самым  действенным  средством  всегда  было  слово   отца,   его укоряющий взгляд, а надо  –  и  отцовский  ремень.  Но  так  было  в  старой патриархальной  семье.  Сейчас  отец  совершенно  новое  лицо.   На   утрату лидерского положения  отец  ответил  снижением  чувства  ответственности  за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует  себя  опорой  семьи, меньше работает  дома,  стал  более  раздражительным,  импульсивным,  говоря научно  у  него  повысился  уровень   невратизма   (что   всегда   считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей  внешности,  также к развлечениям какие может  дать  досуг  (чаще  всего  в  ущерб  культурному  развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым,  старым словом  «батя»,  он  скорее  папаша,  а  то  и  «папашка»,  который  утратив законодательную роль в семье  решил  вознаградить  себя  хоть  какими-нибудь удобствами.

   К   психологу   родители   обращаются   с   самыми   разными   вопросами.

Консультирование  психолога  родителей,  обращающихся  по   поводу   проблем воспитания детей должно  начинаться  с  выяснения  родительской  позиции  по отношению к ребёнку. Очень важна здесь не толь  позиция  матери,  но  и  тип отца в  воспитании.  С  помощью  индивидуальных  бесед,  а  также  тестов  и опросников, психолог может достаточно достоверно выявить  позицию  родителей в отношении воспитания ребёнка.

   Следующим  этапом  в  работе  психолога  является  обработка   и   анализ полученных  данных,  который  доводится  до  сведения  родителей.   Психолог совместно с ними вырабатывает тактику необходимой  коррекционной  работы  по устранению  имеющихся  проблем.  В  процессе  коррекционной   работы   важно регулярно  проводить  мониторинг  по  вышеуказанным   опросникам   с   целью выявления положительной динамики. Важным фактором  в  семейной  психотерапии является всемерное вовлечение отца в сотрудничестве с психологом.

   Точка  зрения   на   положение   отца   в   семье,   по-видимому   должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что  мы  сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает  не  авторитарный  отец,  но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся  о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям,  в  то  же время способный  в  нужный  момент  взять  на  себя  принятия  ответственных решений.

   Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение  –  залог  его  влияния  в семье и  подойдём  к  нему  как  к  равноправному  участнику  педагогической дискуссии,  который  обладает  собственной  точкой  зрения  и  вносит   свой абсолютно незаменимый  оттенок  в  игру  взаимодействующих  сил  формирующих растущего человека.

Список использованной литературы

1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети. «Прогресс», М., 1992.

2) Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб., 2000.

3) Асеев А.Г. Психология личности. М. : Из-во Моск. Ун-та. 1990.

4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.

5) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий /  М.С.  Егорова  -  М.,

1997

6)  Ежеквартальный  научно-практический  журнал   «Семейная   психология   и семейная терапия № 2». М.: 1999.

7) Клюева Н.В.  Психолог  и  семья:  диагностика,  консультации,  тренинг. Ярославль 2002.

8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990.

9) Кон И.С. Ведение в сексологию / И.С. Кон - М., 1988.

10) Кон И.С. Пол и идентификация // Психология  индивидуальных  различий  / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М., 2000.

11) Красовский А.С. Будущий муж и отец/ А.С. Красовский - Минск, 1986.

12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец. Издательство «Знание», М., 1992.

13) Овчарова Р. В.  Справочная  книга  школьного  психолога.  «Просвещение», «Учебная литература», М.: 1996.

14) Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001.

15)Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.                          16)Владин В. Капустин Д. Гармония семейных отношений. – Алма – Ата, 1991.

17)Володин В.С., Володина О.И. Основы супружеской гармонии. – Воронеж, 1989.