Особенности трактовки сонатного цикла на примере клавирной сонаты А - dur (KV331)
Введение
Среди величайших мастеров музыки Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) выделялся ранним расцветом мощного всестороннего дарования исполнителя и необычностью жизненной судьбы – от триумфов вундеркинда до тяжелой борьбы за существование, и признания в зрелом возрасте. Моцарт – представитель венской классической школы XVIII века и сын эпохи Просвещения. Рационалистические принципы классицизма соединились в нем с влиянием эстетики сентиментализма. Взволнованность и страстность также характерны для музыки Моцарта, как выдержка и воля, высокая организованность. В музыке Моцарта присутствует изящество галантного стиля.
Великий композитор оставил человечеству огромное творческое наследие в различных жанрах: траурный «Реквием», который потрясает глубиной скорби, жалобой и эмоциональным напряжением; опера « Свадьба Фигаро», произведение не лишенное социального подтекста, нов то же время, веселая, лиричная, божественно легкая; опера «Волшебная флейта», которая утверждает победу разума и добра над враждебными силами; торжественные, величественные, взрывные и гармоничные симфонии и концерты; струнные квартеты и квинтеты; фантазии и сонаты; различные вокальные произведения.
Важную часть творческого наследия составляют фортепианные сонаты. В них отразилась эволюция композиторского стиля Моцарта (ранние клавирные сонаты датируются 1774 - 1778 гг., а поздние 1784 – 1789 гг.). Впечатляет многогранность образного мира сонат, отражение в них широкого круга жизненных явлений. В сонатах Моцарта ощутимо влияние его оперной эстетики и индивидуализация образов, характеров, передача динамики ситуации, психологических состояний. Это естесственно, в связи с тем, что опера была главным жанром в творчестве Моцарта, именно с эмоциональностью, динамичностью возникает возможность сценических «превращений». Развитие жанрово-конкретных рельефных тем в сонатах прерывается включением импровизационно-виртуозных эпизодов. Всего Моцарт создал 19 клавирных сонат. Его сонатное творчество можно разделить на три периода:
1) раннего Зальцбургского (1774 – 1775 гг.);
2) Парижского периода (1777 – 1778 гг.);
3) Венского периода (1784 – 1789).
Целью данной работы является выявление особенностей сонатного цикла в сонате В. А. Моцарта А-dur ( К. V 331).
Глава 1
§ 1. Жанр клавирной сонаты XVIII века до В. А, Моцарта
В XVI – XVII веках сонатами называли все музыкальные произведения. От итальянского «sonare» - звучать, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Также сложилась форм старинной сюиты, состоящей из четырех танцев ( аллеманда, куранта, сарабанда и жига), части были контрастны, по-французски «suite» - последовательность. Иногда сюиты и сонаты назывались партитами и дивертисментами. «Partita» - от ит. – разделенная на части, «divertissment» - от фр. – развлечение. В XVII веке соната, по отношению к исполнительству, произведение для одного или двух инструментов. Состав цикла еще не сформировался. Сонаты были небольшие по размеру, различные по композиции, писались для скрипки и клавира. Молодой жанр получил развитие благодаря И. С. Баху, который углубил образное содержание и обогатил импровизационную форму.
Родоначальником классической сонатной формы является выдающийся австрийский композитор Й. Гайдн (1732 – 1809). Среди клавирных сочинений Гайдна главное место занимают сонаты для клавира, хотя в раннем творчестве их можно назвать клавесинно-фортепианными ( в ранних сонатах композитора фортепианный стиль только формируется, а клавесин еще широко распространен, таким образом, происходит развитие от клавесина к фортепиано). Гайдн следует традиции И. С . Баха, первые 18 сонат ( до 1767 г. ) были созданы под влиянием творчества Ф. И. Баха. Композитор называет их партитами и дивертисментами, также композитор пишет сонаты для скрипки и фортепиано.
Классический сонатный цикл с типовым соотношением частей ( быстро – медленно – быстро) и формы складывается позже. И. С, Бах на всю жизнь стал образцом для Гайдна, он стал вдохновителем в ранних «романтических» и поздних произведениях. В поздних сонатах Гайдн следует классическому образцу сонатного цикла, в отличие от ранних, в них обогащается фактура, тематизм носит патетический характер, углубляются и развиваются вариационные приемы. Композитор хочет порвать со старым клавесинным стилем письма.
Число гайдновских сонат в точности неизвестно, что вполне объяснимо, исторической дистанцией по отношению к его творчеству и отсутствием опусной нумерацией у композиторов до Бетховена. В полное собрание сочинений Гайдна вошли 52 сонаты. В течении многих лет композитор работал над жанром клавирной сонаты, последняя соната была написана в 1798.
§ 2. Жанр клавирной сонаты в творчестве В. А. Моцарта
Моцарт – один из величайших виртуозов своего времени. С детских лет он проявлял блестящее дарование импровизатора за клавесином или органом. Легкость и чистота пасажжной техники соответствовали изяществу и прозрачности фактуры в сочинениях композитора. Прежде чем писать сонаты для клавира, Моцарт создал 18 сонат для клавира и скрипки, а всего с 1763 – 1765 по 1788 гг. им написано 38 произведений для этого состава. Лишь в 1774 г. появилась его первая клавирная соната.
В сонатах Моцарт сознательно воспроизводит черты ранних сонат Гайдна, а зрелый Гайдн следует образцам Моцарта. Моцарт увлекался произведениями И. Х. Баха и Ф. И. Баха. Он усваивал и развивал черты клавирно-фортепианной манеры. Среди ранних сонат Моцарта – произведения очень скромные по масштабу и характеру изложения, но уже можно отметить характерные черты стилистики композитора. Например, арии из зрелых произведений ( ария Сюзанны из 4-го действия оперы «Свадьба Фигаро» ) родственны по тематизму некоторых сонат ( andante cantabile из сонаты F-dur). Перелом в сонатном творчестве композитора происходит в 1777 – 1778 гг., произведения, созданные в Мангейме, приносят новый тематизм и стилистику. Сонаты C-dur и D – dur (К. 309, 311) композитор трактует в концертном плане и причисляет их к своим «трудным» клавирным сонатам. Сонату D – dur Моцарт сымпровизировал после своего последнего концерта в Аугсбурге, соната C-dur была создана, как сказал сам композитор, «…Потом….я неожиданно сыграл великолепную сонату в C-dur. Прямо так, из головы, с рондо в конце. Вот уж было и бурно, и шумно». Здесь видна лирическая выразительность, импровизационно-патетическое выражение и мелодизация всей фактуры.
В Парижский период Моцарт ставил перед собой новые творческие задачи, он уделил большое внимание работе над клавирной сонатой. Тогда композитор создает первую трагическую сонату a-moll (К. V 310), основное содержание которой – мужественная борьба против тягостного болезненного гнета. В противоположность этому, Моцарт создает нетипичную сонату A-dur (К.V 331), она одна из всех, которая больше всего отклоняется от структуры сонатного цикла.
Глава 2
§ 1. Особенности сонатного цикла в сонате A-dur (К.V 331) В. А. Моцарта
«Favorite sonata» - исключительное произведение, с которым связано первое представление о творчестве Моцарта. Она относится к Парижскому периоду, может поэтому в ней видна раскрепощенность, свобода и причудливый финал alla Turca. Образы этой сонаты навеяны Моцарту Парижскими музыкальными впечатленипями.
В сонате 3 части:
1 часть – вариации;
2 часть – менует;
3 часть – французское рондо alla Turca.
Все части написаны в одной тональности, эти признаки присущи более сюите, чем сонате.
Первая часть начинается с изложения мелодичной, грациозно-танцевальной темы. Размер 6/8 придает ей плавность движения. Простая двухчастная форма характерна для темы вариаций и не меняется в течении всей первой части. Варьирование жанровое и оранаментально-фигурационное. Шесть разнообразных по характеру вариаций подчеркивают различные особенности темы: вторая и пятая – песенность; первая и четвертая – изящность, грациозную остроту, третья оттеняет одноименным минором, в пятой и шестой изменен темп. Контрастность и завершенность вариаций не мешает цельности всего цикла, постоянными остаются гармония, тональность и форма (кроме третьей).
Первая часть Andante grazioso. Главная тема проходит в A-dur. Написана в простой двухчастной форме. Имеет танцевально-грациозный характер. Образ создает уже первый период ( пример 1), тема звучит на Р и в конце звучание оживляет sf.
Тема напоминает изящную французскую песенку. Во втором разделе происходит расширение второго предложения. В нем образуется своеобразный «диалог» между спокойными фразами и применением приема sf. Эта тема получит дальнейшее развитие в вариациях. Первая вариация создает кокетливо-взволнованный образ – благодаря прозрачной фактуре (пример 2).
Ритмика шестнадцатых, динамика р, «задыхающимися» короткими паузами, второе предложение контрастно. Это уверенный, сильный образ, который создается аккордовой фактурой. Немного угрожающе и одновременно комично звучат репетиции в басу. Вторая вариация более лирична (пример 3).
Но и в ней сохранен контраст между предложениями периода. Сначала на, триольном фоне, звучит обильно украшенная мелодия. Затем громко вступает тема второго предложения, своеобразие которой заключается в использовании форшлага на слабую долю такта ( стаккато). Третья вариация выделяется из всех ладовой окраской. Она звучит в одноименном миноре. Контраст создается с помощью динамики ( от р к f) и октавных удвоений мелодии. Четвертая вариация, «театральная». Театральна своими регистровыми перекличками, скачками на две октавы в оживленном темпе. Пятая вариация – лирический центр первой части. Моцарт выписывает для нее новый темп – Adagio – использует мелодическое пение 32-х и многократно применяет прием задержаний. Шестая вариация подводит итог развитию темы. В ней композитор использует приемы из ранних вариаций. Контраст динамики, сопоставление регистров, форшлаги. Ее значимость подчеркнута сменой размера: вместо танцевального 6/8 - маршевый размер 4/4.
Вторая часть – менуэт. Также написан в A-dur, а не в побочной тональности, как того требуют законы жанра. В каждом разделе сложной трехчастной формы Моцарт использует множество тонких штрихов, позволяющих заинтриговать слушателя. Например, первая часть менуэта, написанная в простой двухчастной форме, начинается величественным мотивом октав, которым отвечет тихий и скромный мотив в верхнем регистре. После этого Моцарт секвенцирует мотив на крещендо, как настойчивый вопрос, а ответа на него не дает. Подобно Гайдну композитор придает изящной музыке черты жизнерадостного и веселого танца. В течении одной фразы несколько раз меняется настроение: начало мужественное и решительное, но уже в 3-м такте тот же мелодический оборот больше похож на мягкий галантный поклон.
Пассажи Трио мелодичны и выразительны. Дает контраст галантных европейских и дикарских образов.
§ 2. Турецкая тема в творчестве В. А. Моцарта
Восток – страна не только кричащего, опьяняющего великолепия красок, но также и зловещей, мрачной чувственности, романтически-сказочный мир, который Моцарт любил особенно сильно. Если выстроить образы alla Turca в произведениях Моцарта в хронологическую последовательность, станет очевидной эволюция эстетического идеала и мировоззрения композитора от наивно-ориентального маскарада в духе французского рококо до просветительского, обобщенно-философского осмысления янычарства, к условности символа, аллегории, метафоры. Интерес к турецкому стилю усиливается растущей популярностью к культуре Востока. Итальянская оперная сцена знала турок еще с венецианских времен по многочисленным разбойничьим набегам и войнам. В неаполитанской опере как серьезной, так и комической эти образы также не представляли ничего нового. Комическая опера всех стран изображает турок то как жестоких пашей или пронырливых торгашей, то как наглых кади или похотливых гаремных стражей. Однако вскоре под влиянием идей Руссо картина меняется. Буйный неукротимый турок вытесняется турком благородным.
В сонате A – dur Моцарт впервые обращается к турецкому колориту, тогда весьма излюбленному во Франции в комической опере ( К. Глюк «Пилигриммы из Мекки»).
Изначально Моцарт пробует восточной темой разнообразить сонатный цикл и, благодаря этому, появляется финал к сонате A – dur – рондо в турецком стиле, как указывает сам композитор. У Моцарта рондо используется часто не только в качестве части сонаты, но и как самостоятельное произведение ( рондо D-dur, K. V 474, и a-moll K.V 511). В рондо видно богатое разнообразие трактовок форм и характера этого жанра. Чаще Моцарт использует рондо-сонату, что типично для финалов сонат и концертов.
В финальном рондо сонаты A-dur тема рефрена проводится в a-moll, а турецкая тема звучит в основной тональности. Кода построена на комплексе приемов, характерных для янычарской музыки: арпеджио, репетиции басов, юмористические форшлаги. Композитор воспроизводит звучность восточного оркестра, что достигается фактурными и динамическими эффектами. Украшения воспринимаются как красочные пятна, а само рондо, как восточный ковер из различных рисунков. Экзотичность звучания подчеркнуто средствами импровизационности. В финале форшлаги в партии левой руки в мажорном рефрене подражающие ударным инструментам, кода, воспроизводящая целый оркестр – с флейтой пиколо и ударными. Эта часть основана на контрасте основной темы – грациозной и танцевальной – и тяжеловатого, энергичного мажорного рефрена.
Но турецкая тема у композитора реализуется не только в жанре сонаты. В 1781 композитор начинает писать оперу «Похищение из Сераля». Именно турецким колоритом Моцарт хочет освежить зингшпиль.