Особенности возникновения российских ТНК и их деятельность на мировых рынках

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор ______________ В.В.Горчаков Курсовая работа По дисциплине «Мировая экономика» Особенности возникновения российских ТНК и их деятельность на мировых рынках. МЭ-08-63998.2363-С.008.000.КР Студент гр. МЭ -08-01 ________________________________________________Ю.О.Межевова Руководитель доцент______________________________________________________Л.И Матвейчук Нормоконтролер Доцент______________________________________________________Л.И.Матвейчук Владивосток 2011 Содержание Введение…………………………………………………………………………………...…4 1.Основные аспекты и условия существования ТНК………………………………………..6 1.1Условия формирования российских ТНК……………………………………….…6 1.2Современный этап деятельности российских ТНК…………………..………...…11 1.3География деятельности российских ТНК………………………………..……….16 2.Деятельность российских ТНК на мировых рынках………………………………….….19 2.1 Российские ТНК на мировых рынках…………………………………………......19 2.2Сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом………………………………………………………………………...24 Заключение………………………………………………………….………………………...32 Список использованных источников………………………………………………………..34 Введение. Важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений являются транснациональные корпорации (ТНК). В последние десятилетия им уделяется много внимания. Сегодня нет ни одного значительного процесса в мировой экономике, который происходил бы без участия ТНК. Они выступают ос¬новной силой, формирующей современный и будущий облик мира, принимают прямое и косвенное участие в мировом политическом процессе и политических процессах в разных странах. Общепринятые критерии термина ТНК довольно размыты. Основной отличительной чертой, согласно экспертам ЮНКТАД, является наличие у какой-либо компании зарубежных активов с долей не менее 10% уставного капитала. Согласно данному определению к российским транснациональным компаниям можно отнести, по всей видимости, несколько компаний. Использование определения «транснациональная компания» в российских условиях – явление не новое. Еще в середине 1990-х гг. ОАО «Лукойл» и РАО «Газпром» перечислялись в публикациях ЮНКТАД среди транснациональных компаний мира. Учитывая потенциально значительное число российских компаний, формально подходящих под определение «транснациональных», представляется необходимым выделить ряд признаков, которые бы точнее характеризовали их статус. Таким образом, можно выделить крупные ТНК, отсеяв средние и мелкие в основном из-за недостатка открытой информации. Дополнительными критериями можно считать: значительный оборот и лидирующие позиции в отрасли на внутреннем рынке; общепринятую для корпораций организационную структуру, международную отчетность; наличие стратегии развития, ориентированной на превращение в глобальную компанию и воплощаемой в жизнь; статус «голубых фишек» для акций предприятия (необязательно).[1]. Вообще под определением ТНК понимаются предприятия (финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которые контролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции; эффективности производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.[2]. На рубеже XX—XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономи¬ческих операций), в которой ТНК являются торговцами (коммер¬сантами), инвесторами, распространителями современных техно¬логий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурен¬тоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также меж¬дународное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение процессе рас¬ширения и углубления производственных связей между предпри¬ятиями разных стран. Значение ТНК в развитии глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет. Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные. Цель данной работы состоит в изучении российских ТНК как субъекта мирового экономического процесса, что обусловлено существующими исследовательскими "пробелами" в проблематике ТНК. 1. Основные аспекты и условия существования ТНК. 1.1.Условия формирования российских ТНК. Основной характеристикой глобализации является транснационализация, т.е. превращение крупнейших корпораций стран - экспортеров капитала из национальных в транснациональные, а капитала из национального по принадлежности в международный по сфере интересов и характеру приложения. При этом выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, правовой и экономический, на основании которых компании с международным капиталом подразделяются следующим образом: - транснациональные корпорации - национальные компании с зарубежными активами, осуществляющие производственно-хозяйственную и торгово-сбытовую деятельность за пределами своего государства, контрольный пакет акций которых сохраняется за представителем страны-учредителя, а также имеющие за рубежом филиалы и дочерние компании, которые могут быть смешанными предприятиями с участием капитала страны базирования; - многонациональные корпорации - международные (межнациональные) промышленные, банковские и прочие компании, объединяющие национальные компании ряда государств и характеризуемые наличием многонационального акционерного капитала и многонационального управляющего центра; эти компании являются интернациональными в отношении, как общности интересов, так и принадлежности капиталовложений[3]. Термин "транснациональная корпорация" (ТНК) появился в международной практике в середине 1970-х гг. Для большинства аналитиков ключевыми были 2 проблемы развития международных монополий: во-первых, создание и рост фирм с международным характером интересов и операций, во-вторых, спектр последствий их деятельности для экономики, политики и всей социально-политической жизни стран их размещения и воздействия. Общепринятым стал подход, согласно которому основным признаком формализации ТНК является проведение ими международных инвестиционных операций. Первые зарубежные производственные, торговые и обслуживающие предприятия были организованы еще в советский период.[4] Основной поток вывоза за рубеж прямых инвестиций в советский период шел в бывшие социалистические страны и развивающиеся государства. Вывоз капитала осуществлялся также преимущественно в ссудной форме, в том числе на оказание технического и экономического содействия этим странам в сооружении промышленных предприятий и других народно-хозяйственных объектов. СССР построил за рубежом свыше 340 крупных промышленных объектов. Однако это никаким образом не сказалось на увеличении доли нашей собственности за рубежом. Все построенные с нашим участием объекты передавались государственному сектору стран их размещения. Это была строгая идеологическая установка того периода, и никакие соображения экономической целесообразности учреждения даже совместной собственности не брались во внимание. Характерно, что даже в странах бывших членов СЭВ производственное сотрудничество развивалось таким образом, чтобы вновь создаваемые при участии СССР предприятия оставались неизменно собственностью государства места базирования этих объектов. В итоге в начале 90-х годов прошлого века транснациональный потенциал России имел лишь торгово-посреднический характер, был связан с деятельностью внешнеторговых объединений бывшего советского союза. Из других компаний можно лишь выделить сохранившиеся и реструктурированные либо трансформировавшиеся Монголсовцветмет, Зарубежнефть, Ингосстрах и несколько других производственного и коммерческого характера. Следует отметить, что российские предпринимательские круги, должны были переступить через сформированный в прошлые десятилетия, своеобразный «психологический гандикап» в вопросе об отношении к ТНК. Отбросив идеологические запреты, они пришли к выводу о том, что экономическая мощь ТНК дает огромные возможности не только влиять на развитие мировой экономики и политики, но и добиваться реализации собственных торговых и коммерческих интересов в других странах. Начальным этапом зарождения нового российского транснационального капитала, очевидно, можно было бы считать принятие в 1995 году Федерального закона «О создании финансово – промышленных групп в Российской Федерации». Этот документ был призван стимулировать восстановление разрушенных производственно – коммерческих связей на постсоветском пространстве посредством предоставления льгот формирующимся новым российским корпоративным структурам, инициирующим свою хозяйственную деятельность в странах СНГ. Именно в качестве ФПГ первоначально были сформированы с участием предприятий стран СНГ такие структуры, как Интеррос, Интер РАО ЕЭС, Нижегородские автомобили, Группа Точность, ТаНаКо, Славянская бумага. К сожалению, закон дал скорее лишь политический импульс российскому бизнесу, не предоставив ему каких-либо ощутимых экономических и фискальных льгот и стимулов. При этом следует учесть, что во вновь образовавшихся странах политическая элита на первом этапе отнеслась весьма насторожено к стремлению России восстановить хозяйственные структуры во главе с российскими компаниями. Особенно это наблюдалось в Украине, Казахстане, Узбекистане. Как в дальнейшем выяснилось, она рассчитывала в первую очередь более выгодно продать свои активы компаниям их развитых государств. Крупные же российские компании, зачастую, были обременены финансовыми трудностями, вызванными общим системным кризисом в стране, далеко не всегда в тот период был и в состоянии стать центром производственной консолидации капитала. Среди методов достижения ими возможной корпоративной солидарности часто использовалось не соображения предоставления экономической выгоды, а стремление любой ценой принудить младшего партнера к подчинению. Тем не менее, некоторые структуры были созданы, либо восстановлены на базе прежних постсоветских связей. Этому способствовало открытие дороги для внешнеторговых связей на уровне бартерных контрактов, введение в практику легальных схем финансирования под уступку денежного требования, т.н. факторинг. Именно через формат международных ФПГ первоначально формировалась транснациональная деятельность в странах СНГ четырех крупнейших российских металлургических компаний: Магнитогорского МК, Новолипецкого МК, Новокузнецкого МК, Череповецкого МК. В иной организационно правовой структуре наращивали свою транснациональную деятельность в странах СНГ компании: РАО ЕЭС России, Мечел, Русал, НК ЛУКОЙЛ, Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), будущий ГМК Норникель. Как видно, в основном это были приватизированные гиганты, начавшие инвестиционную экспансию в условиях благоприятной конъюнктуры на рынках их экспортной продукции. Вышеназванные компании занимали в 90-е годы лидирующие позиции среди российских экспортеров товаров в третьи страны. Они обеспечивали, как основные поступления валюты в Россию, так и, что весьма интересно, депонировали, либо капитализировал и значительную часть своих валютных активов за рубежом, включая и в оффшорных зонах. Как выяснится в дальнейшем, накопленный оффшорный капитал станет в дальнейшем весьма важной финансовой базой приобретения либо создания зарубежной производственной коммерческой базы крупных российских компаний. По данным ЮНКТАД, не менее 55 млрд. долл. российских оффшорных компаний были в дальнейшем рекапитализированы в активы новых российских ТНК за рубежом.[5] Следующая группа сравнительно молодых российских ТНК сформировалась в результате проводимых ими активных операций по слиянию и поглощению (С и П) с зарубежным и компаниями, включая и теми, которые вели транснациональную хозяйственную деятельность. Причем, операции С и П носят весьма широкий и разносторонний характер: создание стратегических альянсов, обмен активами, уступка зарубежной филиальной сети, совместная работа на рынках третьих стран и др. Среди данной волны российских ТНК можно выделить НК Татнефть, НК ТНК-ВП, КАМАЗ, Уралкалий, Трубная металлургическая компания (ТМК), группа ЕВРАЗ, АК Алросса, ВТБ Сбербанк и другие. Обращает на себя внимание тот факт, что процесс транснационализации деятельности российских компаний происходит как за счет растущих масштабов слияний и поглощений на российском рынке, так и посредством реализации данных коммерческих проектов российским бизнесом за рубежом. По данным международного рейтингового агентства KPMG, российский рынок слияний и поглощений в 2007 году занял первое место среди развивающихся рынков и увеличился к уровню 2006 года в два раза. В стоимостном выражении его объем составил около 130 млрд. долларов. Для сравнения можно отметить, что в 2000 году стоимость всех операций С и П, в которых участвовали российские компании, составила 1,2 млрд. долл. Россия стала абсолютным лидером на рынке С и П в Восточной Европе. Оценочная рыночная стоимость сделок по слияниям и поглощениям с участием российских компаний выросла с 7,5 млрд. долл. в 2002 году до 38,7 млрд. долл. в 2007 г. Общая раскрытая стоимость сделок по слиянию и поглощению в нефтегазовом секторе в 2007 году составила около 12 млрд. долл. (без учет а сделок с активами ЮКОСа). Лидирующие позиции по С и П активности продолжают удерживать металлургические компании, включая и представляющие цветную металлургию. Совокупная стоимость совершенных сделок в отрасли составила в 2007 году 19,7 млрд. долларов, из них 1 4,3 млрд. долл. пришлось на сделки на сумму свыше 1 млрд. долл. При этом характерно, что более половины сделок в секторе — это покупки российскими компаниями активов за рубежом. В потребительском секторе общая раскрытая стоимость сделок в 2007 году составила 7,7 млрд., в телекоммуникационном секторе произошло 69 сделок на общую сумму в 5,7 млрд. долларов. Объем сделок по слиянию и поглощению в отрасли вырос по сравнению с 2006 годом на 35,7%. По прогнозам KPMG, новые горизонты для дальнейшего рост а масштабов транснационализации развития российского бизнеса открывают развитие доступа и его экспансия в зарубежные страны, из которых наиболее перспективными являются страны Азии и Африки.[6] Высокая динамика транснационализации деятельности российских компаний наблюдается в таком сравнительно новом секторе международного бизнеса, как телекоммуникационный. Некоторые специалисты склонны считать, что российские ТНК в данном сегменте мирового рынка использовали благоприятную конъюнктуру, а интернационализацию их деятельности обеспечил в основном иностранный инвестор.[7] Среди них особенно агрессивную стратегию зарубежной деятельности демонстрируют АФК Система, Вымпелком, Мегафон, МТС. По масштабам зарубежных инвестиций указанные российские ТНК в некоторых отдельных странах занимают ведущие позиции. Наконец, сегодня амбиции стать транснациональной компанией демонстрируют и сравнительно средние по международным масштабам российские компании рынка производства и сбыта потребительских товаров. Среди них особой агрессивностью выделяются Вимм-Билль-Данн, Калина, Пятерочка, Восток-Сервис, Амтел, ОАО Ломоносовский фарфоровый завод, ТВЭЛ, Балтика. Компании нарастили свою капитализацию до 500 млн. долларов и выше, освоили современные технологии производства и продвижения товаров, создают свои мощности в странах СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова, Узбекистан) и западноевропейских государствах (Германия, Великобритания, Литва, Голландия, Финляндия). Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос, касающийся формирования транснациональной структуры на базе крупнейшей российской нефтегазовой монополии – ОАО «Газпром». Концерн Газпром создан на базе активов бывшей союзной отрасли газовой промышленности. Уже к началу консолидации активов ВАО Союзгазэкспорт и акционирования в 1993 году компания имела свыше 120 зарубежных дочерних компаний и филиалов в 14 зарубежных странах. В дальнейшем, основная часть зарубежных активов Газпрома была связана с коммерциализацией обслуживания его газового экспорта, но аккумулировалась посредством реализации масштабных проектов по слиянию и поглощению, обмену активами с зарубежными компаниями. В результате подобных операций в Германии действует несколько дочерних структур российского концерна, среди которых особо следует отметить компанию Вингаз - совместное предприятие с компанией Винтерсхалль входящей в состав крупнейшего немецкого химического гиганта БАСФ. Российский газовый концерн уже владеет долей, равной в обмен на предоставление доступа германскому партнеру к добыче сырья в России. Подобный инвестиционный проект реализован российской компанией в Австрии - первой стране ЕС, где российский газовый гигант получает прямой доступ на розничный рынок, Венгрии, Италии и других странах центральной и Восточной Европы. Таким образом, в настоящее время мы являемся свидетелями того, что российские ТНК в своей зарубежной деятельности приобретают растущие масштабы, диверсификацию форм, откровенно по-хорошему агрессивный коммерческий напор. Исходя из устоявшихся критериев транснациональности, в России можно назвать уже свыше 50 отечественных ТНК с зарубежными производственными (для сферы услуг – профильными, сервисными) дочерними структурами, в каждой из которых ПИИ превышают 5 млн. долл. Сопоставимые показатели свидетельствуют, что согласно официальной информации зарубежных стран, аккумулированные объемы привлеченных российских ПИИ в рамках ТНК составляют по ряд к а 65 -70 млрд. долл.[8]. Таковы главные условия формирования российских ТНК, которые отражаются и на современном этапе их деятельности. 1.2.Современный этап деятельности российских ТНК. Одной из характерных черт современной мировой экономики является участие каждой страны в системе международного производства. Активно вовлекая в процесс инвестирования ка¬питала широкий круг государств с различными политическими системами и неадекватным развитием, Российская Федерация может рассматриваться как государство, которое в последнее десятилетие совершило широкомасштабную трансформацию со¬циально-экономических основ, связанную с развитием трансна¬циональных корпоративных форм хозяйствования. В то же время в ряде исследований ученых-экономистов существует точка зрения, согласно которой России, стремящейся утвердить в экономике модель корпоративного развития, пред¬стоит преодолеть ряд преград конституционно-законодательных правил и предпринять усилия для разработки концептуальных подходов на правительственном уровне для образования транс¬национальных структур и финансово-промышленных групп (ФПГ). Если провести сравнительный анализ деятельности крупней¬ших мировых ТНК, включая масштабы промышленного и фи¬нансового капиталов, то налицо их несопоставимость как по формам и стратегиям, так и по объемам капитала. По данным журнала «Forbes», капитализация ведущих российских нефтя¬ных компаний в списке 500 крупнейших компаний мира в 2008 г. распределилась следующим образом: «ЛУКОЙЛ» (168-еместо) - 20,2 млн. долл.; «Юкос» (267-е место) - 9,6 млн. долл.; «Сургутнефтегаз» (488-е место) - 5,0 млн. долл. В упомянутом списке среди западных компаний «British Petro¬leum» занимает 1-е место с капитализацией в 174,2 млн. долл.; «Royal Dutch/Shell2 - 3-е место с капитализацией в 135,2 млн. долл. и «Total Fina Elf» - 7-е место с капитализацией в 94,3 млн. долл. В то же время корпоративный бизнес в России набирает определенные темпы, несмотря на тот факт, что российские ТНК совсем недавно появились на международной арене и начинают утверждаться как часть мирового экономического развития, стоит подчеркнуть, что российские корпорации образовались за счет огромных ресурсов госсобственности и фактически как бы «отпочковались» от самой крупной из когда-либо существовав¬ших в мире транснациональной корпорации под названием СССР. Однако, несмотря на ряд сложных процессов при обра¬зовании российских корпораций на современном этапе, трансна¬циональная российская корпорация «ЛУКОЙЛ» успела возгла¬вить список крупнейших в Центральной и Восточной Европе компаний, ее зарубежные активы в несколько раз превышают соответствующий показатель ряда других корпораций. В число 20 самых рентабельных компаний России (отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) в 2009 г. входили: пивоваренная компания “Балтика” (рентабельность 37,5%); “Сильвинит” (37,3%); Березниковский титано-магниевый комбинат (33,9%); “Невинномысский азот” (31,6%). В списке крупнейших по уровню капитализации (сумма рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций) приоритетные позиции последовательно занимают: нефтяная компания “ЛУКойл” (1-е место); ОАО “Сургугнефтегаз” (2); ОАО “Газпром” (3); РАО “ЕЭС России” (4); нефтяная компания “Сибнефть” (5).[9] Современный этап характеризуется бурным развитием компаний и связан с ростом доходов, зарубежной экспансией, активными заимствованиями на мировом рынке капиталов. Данному процессу способствуют позитивные мировые и внутренние тенденции. К общемировым факторам относятся значительный рост цен на сырьевые товары и благоприятные условия кредитования вследствие политики низких процентных ставок в первой половине 2000-х гг. К внутренним благоприятным тенденциям можно отнести следующие: 1)упразднение законодательных рисков отмены приватизационных сделок (10 лет со времени залоговых аукционов); 2)значительное улучшение макроэкономических показателей в России. В 2003 –2004 гг. страна достигла уровня инвестиционных оценок ведущих рейтинговых агентств. Компании получили возможность дешево занимать и размещать свои акции за границей (легкий доступ к мировому рынку капитала); 3)российские компании накопили опыт работы в рыночных условиях, освоили современные модели корпоративного управления и организационной структуры.[10]. Образование крупных российских корпораций, включая ком¬пании транснационального характера, например, "ЛУКОЙЛ", несомненно, является определяющим фактором подъема нацио¬нальной экономики и обеспечения ее конкурентоспособности. Несмотря на то что "ЛУКОЙЛ" является лидером среди ком¬паний (по зарубежным и общим активам, продажам, численнос¬ти персонала), по уровню транснациональности он занимает лишь 9-е место. Данный показатель имеет на то свои объяснения. Как государственный концерн "ЛУКОЙЛ" был создан в СССР в 1991 г., а как российская компания "ЛУКОЙЛ" в соответствии с постановлением Правительства РФ создан в 1993 г. В это время компания уже выполняла функции холдинга, которому были переданы контрольные госпакеты включенных в него предприятий. В 1995 г. 5% акций "ЛУКОЙЛ" были выставлены на залоговый аукцион и приобретены банком "Империал", а кор¬порация стала действовать как консорциум "ЛУКОЙЛ-Импери¬ал". Впоследствии "ЛУКОЙЛОМ" был осуществлен переход основ¬ных производственных и сбытовых предприятий на единую акцию. Произошла трансформация "Лукойла" из холдинга в единую компанию. После этого акции корпорации были выведе¬ны на международные фондовые рынки. Подобные модернизации, имевшие место в компании за пос¬ледние годы, приближают "ЛУКОЙЛ" как российскую корпо¬рацию, отвечающую мировым стандартам не только по произ¬водству, добыче и запасам нефти, но и как корпорацию, которая действует на рынке как ТНК, к крупнейшим иностранным партнерам и аукционерам, таким, как "ARCO" , "British Petroleum" и др. И лишь постоянные организацион¬ные перестройки и поиски достойных потенциальных партнеров на протяжении последних лет не позволяют компании достичь наиболее высокого ранга по индексу транснациональности. Из российских корпораций на современном этапе экономи¬ческого развития обращает на себя внимание деятельность круп¬нейшей в мире газовой компании - акционерного общества "Газпром", которая обеспечивает почти весь объем поставок природного газа внутри государства и на экспорт. Несмотря на тот факт, что по организационной структуре "Газпром" имеет все основания быть отнесенным к финансово-промышленной группе, в его состав входят более 100 компаний, не только подпадающих под признаки компаний вертикально интегриро¬ванной группы. Корпорация наглядно демонстрирует выражен¬ные элементы объемной диверсификации. В деятельности "Газпрома» имеются все предпосылки, кото¬рые позволяют отнести эту компанию-гигант к ТНК. Достаточно подчеркнуть, что "Газпром" входит в единую газотранспортную систему, которая аккумулирует всю систему технических, тех¬нологических и бизнес-операций не только в рамках Российской Федерации, но в различных государствах Европы, включая страны СНГ, от закавказских до центрально-азиатских респуб¬лик. Реальными потребителями российского газа являются Ита¬лия, Германия, Франция, Великобритания и ряд других. Реальные перспективы у "Газпрома" имеются при поставках российского газа и в другие регионы мира. В частности, плани¬руется реализация проектов, связанных с поставками газа в Израиль, Турцию, Китай, Монголию, Республику Корея, Япо¬нию и Иран. Такая география деятельности концерна позволяет" Газпрому" отрывать и создавать за рубежом банковские струк¬туры и совместные предприятия, которые будут являться частью структуры ТНК. Лишь незначительные примеры показывают, что рос¬сийская компания «Газпром» по объемам запасов, поставкам газа и широкому разнообразию своей деятельности не уступает ведущим мировым нефтегазовым компаниям и может быть твер¬до отнесена к категории ТНК. Таким образом, на современном этапе мирового экономичес¬кого развития наглядно подтверждается тем, что ТНК полнос¬тью вписываются в стратегию международной интеграции со своей специализацией в различных странах мира. При этом через интеграционную стратегию определяется управление раз¬личными процессами - от производства до распределения то¬варов на мировых рынках. Подобного рода явления со стороны ТНК свидетельствуют о том, что международные экономические отношения на современ¬ном этапе развития следует рассматривать не только с точки зрения отношений в рамках группы государств или региональ¬ных объединений, но и как взаимосвязь между внутрикорпора¬ционным разделением труда и его разделением на государствен¬ном уровне. Роль и увеличение масштабов деятельности ТНК в системе мирохозяйственных связей становятся определя¬ющим фактором развития того или иного государства. Иными словами, ТНК выступают субъектом не только экономического развития, но и политических процессов стран, определяющих в какой-то степени концепцию их государственной безопасности. Данная фактология увеличивает маневренность ТНК на миро¬вой арене, обусловливая глобализацию их деятельности и фор¬мирование потенциала мировых рынков. В Российской Федерации при развитии секторов российской экономики требуется создание механизмов и методов повышения эффективности деятельности компаний и корпораций, которые не только могут оказывать благоприятное влияние на развитие внутреннего потенциала государства, но и реально вливаться в систему международного разделения труда, при этом отстаивая защиту наших народнохозяйственных интересов. Роль крупного корпоративного бизнеса при решении таких актуальных и на¬сущных проблем будет постоянно возрастать, особенно при вступлении нашей страны в члены ВТО. В последние годы в Российской Федерации вопрос корпора¬ционной деятельности приобретает все большую актуальность, поскольку для эффективного развития национальной экономики требуется изыскивать прогрессивные формы и методы деятель¬ности межотраслевых объединений, необходимых для развития многосекторальной российской экономики. Данный вопрос при¬ковывает к себе все более пристальное внимание на государствен¬ном уровне. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин считает, что «наиболее перспективным путем развития восточ¬ных регионов страны должно стать создание крупных корпора¬ций, которые включали бы в себя весь цикл - от заготовки сырья до готовой продукции». Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. С учетом этого обстоятельства разработанная, государствен¬ня стратегия развития экономики России и концепция основы правления деятельностью корпораций позволяют не только достичь мирового уровня развития организации производства, но и вывести российскую экономику на уровень мировой конку¬рентоспособности. Сегодня ТНК реально являются мощной силой и локомотивом мировой экономики, играют огромную роль в международной торговле и распространении передовых технологий. Без них сегодня практически невозможно закрепление на важнейших мировых рынках, особенно продукции с высокой добавленной стоимостью. Опыт показывает, что ТНК нередко являются существенным, а порой и единственным проводником национальных компаний на мировые рынки. Правительства многих стран осуществляют программы поддержки сотрудничества ТНК и местных фирм. Значение ТНК в международной торговле, производстве, финансах и во всех других сферах непрерывно увеличивается. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 100 ведущих ТНК, сосредоточившие в своих руках практически неограниченную экономическую власть и закрепивших за собой около трети всех иностранных капитальных вложений. Специфическая особенность монополистических отношений в современных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых рынках складывается как их господство в мировом производстве. Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда, международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли. Международное производство позволяет ТНК преодолевать ограниченность внутренних рынков отдельных стран, добиваться повышения размеров предприятий и серийности выпускаемой продукции. Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли. В основе же торговли различных ТНК между собой и с другими компаниями все чаще лежат не разовые коммерческие сделки, а долгосрочные производственные связи на базе соответствующих союзов. ТНК незаменимы, когда речь идет о реализации крупных проектов, распространении масштабных инноваций. Это по средствам только им. Они доводят инновации до коммерческого продукта, стремясь опередить конкурентов, создать и закрепить за собой новые рынки и воспользоваться, по крайней мере, временными преимуществами пионеров новых технологий по всему миру. В целом ТНК — это достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции.[11]. 1.3. География деятельности российских ТНК. Географическое распределение деятельности российских ТНК довольно ограниченно. Основные регионы – СНГ, Центральная и Восточная Европа, США и Африка. Отсутствуют значимые инвестиции в Азиатском регионе (кроме азиатских республик СНГ и Турции). В странах – мировых лидерах по привлечению прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) таких как Индия и Китай, вообще нет значительных российских инвестиций, что свидетельствует о высокой конкуренции на данных рынках за привлекательные активы. В странах СНГ основными направлениями экспансии российских компаний являются страны – участницы соглашения об учреждении единого экономического пространства (Украина, Казахстан и Беларусь), при этом Украина – лидер по ПЗИ из России, как по отраслевой диверсификации, так и по стоимости активов российских компаний. Это обусловлено значительными размерами украинского рынка.[12]. Примером может послужить страховая компания «Ингосстрах», которая имеет свои филиалы и дочерние компании во многих странах мира: США, Великобритании, Нидерландах, Франции, Германии, Австрии, а также во многих странах СНГ, как-то: Азербайджане, Эстонии, Латвии, Украине и др. странах Примером другой крупной российской компании является нефтяная компания «ЛУКойл». В её состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения, а также одна из крупнейших в мире электроэнергетическая российская компания - РАО «ЕЭС России». Во всём мире международная кооперация труда осуществляется всевозможными крупными ТНК. На территории СНГ подобную роль могли бы сыграть ТФПГ, восстанавливающие разрушенные производственные связи и создающие новые перспективы экономической интеграции стран содружества. Однако деятельность таких объединений наталкивается на определённые трудности, связанные с правовыми вопросами. Ключевая проблема формирования ТФПГ - сближение законов всех заинтересованных государств. Потому что, скажем, в настоящее время если в России и на Украине приняты законы о ФПГ, то в Белоруссии они действуют на основе указа президента; в Киргизии и Узбекистане — по постановлению правительств; в Таджикистане заключено соглашение с Россией об основных принципах создания групп; в Казахстане с их образованием - полная неясность, т.к. они не вписываются в республиканский гражданский кодекс. Общим базовым нормативно-правовым документом считается подписанное «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений». Но проблема в том, что действующие нормативные документы по многим позициям не стыкуются между собой. Так, например, украинский закон допускает участие «своих» предприятий в ТФПГ при условии, что центральная компания базируется на Украине.[13]. Учитывая, что транснациональный потенциал компаний машиностроительной, энергетической, нефтехимической и некоторых других отраслей в России пока лишь формируется, было бы целесообразно на первоначальном этапе ориентировать их в сторону проникновения на рынки стран ближнего зарубежья, стимулируя этот процесс активной господдержкой. Удачный опыт здесь дает развитие отношений с Арменией, которая передала российским акционерам несколько предприятий в оплату государственного долга. При этом несомненная российская выгода идет рука об руку с подъемом армянской экономики. И не случайно российские инвестиции в Армению, по словам президента Д.А.Медведева, сейчас резко возрастают. Проникновение российских компаний в страны СНГ может стать началом восстановления технологических цепочек, порванных при распаде СССР. Это, в свою очередь, способствует экономической интеграции постсоветского пространства. Естественно, срабатывают здесь и внешнеполитические факторы. Поэтому было бы целесообразно разработать специальную программу экспансии российских компаний машиностроительного комплекса на рынки стран СНГ. Другим приоритетным направлением транснационализации могло бы стать трансграничное сотрудничество, которое в мировой практике именуют регионально-экономической интеграцией, а иногда и "экономическим конфедератизмом". Примером служит ситуация в США, где штаты Новой Англии в хозяйственном отношении тяготеет к связям с южными провинциями Канады, а Калифорния - с Мексикой. Для России региональная интеграция может стать хорошим рычагом, подспорьем не только для развития транснациональных корпораций, но и для решения внутренних проблем. Очевидно, что Дальневосточному региону выгодно ориентироваться на Китай, Японию, страны АТР. Отчасти так и происходит. Но, к сожалению, пока это улица с односторонним движением: идет примитивный вывоз сырья и биоресурсов, а Россию рассматривают, как рынок сбыта ширпотреба и подержанных авто. Между тем этот регион может стать хорошим трамплином для российских ТНК, причем не только нефтегазовой сферы. Что же касается наших территорий, прилегающих к центральноазиатскому поясу государств, то здесь речь вообще должна идти о долгосрочных геополитических привязках на основе транснационализации. Ведь Россия и Центральная Азия обладают взаимодополняемыми и возобновляемыми природными ресурсами. У России товарный лес, в котором остро нуждаются безлесые страны Центральной Азии. С другой стороны, горы Памира - источник вечной и дешевой электроэнергии. Такой геоэкономический "расклад" дает хорошую возможность для геополитической связки на все времена. Тот же Памир является прекрасным рынком для российских строительных и энергомашиностроительных корпораций, которые могли бы продолжить возведение на горных реках каскада ГЭС с продажей энергии на рынках Индии, Пакистана, Китая.[14] А теперь следует немного подробнее изучить деятельность российских ТНК на мировых рынках, ведь возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры являются основными аспектами для эффективной работы ТНК. 2. Деятельность российских ТНК на мировых рынках. 2.1. Российские ТНК на мировых рынках. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми-десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. Согласно данным Всемирного экономического форума, по уровню конкурентоспособности Россия в 2007г.находилась на 58 месте в мире(из 131).В этом отношении наша страна уступала Турции(53),Индии(48) и Китаю (34).[15].Анализ показывает, что при недостаточной общей конкурентоспособности Россия отличается еще более низкой конкурентоспособностью бизнеса. Таблица 1, - Сравнительные показатели глобальной конкурентоспособности России и некоторых зарубежных стран. Россия Турция Бразилия Индия Китай Индекс глобальной конкурентоспособности в том числе 58 53 72 48 34 Макроэкономическая стабильность 37 83 126 108 7 Инфраструктура 66 59 78 67 52 Здравоохранение и образование 60 77 84 101 61 Институты 116 55 104 48 77 Эффективность финансового рынка 109 61 73 37 58 Эффективность бизнеса 88 41 39 39 57 Инновации 57 53 44 28 38 Источник: Global Competitiveness Report 2006-2007. World Economic Forum. Geneva, 2007 Из таблицы 1 видно, что, выигрывая в показателях макроэкономической стабильности ,мы существенно отстаем от ведущих развивающихся стран по развитию институтов, эффективности бизнеса и инновациям. Как справедливо указывает А. Березной, «Весьма значительным, хотя и мало поддающимся количественным оценкам, является отставание российских компаний в области глобализации на микроэкономическом уровне, на уровне механизмов управления и рыночного поведения конкретных фирм».[16]. Кроме того, следует отметить, что высокая макроэкономическая стабильность не обязательно обеспечивает эффективность бизнеса, а так же общую высокую конкурентоспособность страны. Глобальная конкурентоспособность ассоциируется прежде всего с деятельностью крупных, как правило транснациональных корпораций. В России же даже ведущие российские компании, не смотря на их видимый рост последних лет, всё ещё значительно отстают от западных корпораций и по объёму оборота, и по капитализации. Существует также, как правило, дву -пятикратное отставание от ведущих компаний из развивающихся стран. Так, у «ЛУКойла» объём продаж в 7 раз больше, чем у Exxon-Mobil и в 1,5 раза –чем у бразильской Petrobras. Металлургическая «Северсталь» отстаёт от ArcelorMittal из Люксембурга в 8 раз и от бразильской Gerdau-в 1,7 раза, в химической промышленности «Уралкалий» от германской BASF в 100 раз,но и от Саудовской Saudi Basic Industries в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американской Citygroup почти в 11 раз, а китайской ICBC –в 2,5 раза. Низкая конкурентоспособность России обусловливается, прежде всего, отставанием по уровню и темпам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно низко квалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объёму оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. Таблица 2, - Сравнительная эффективность российских и зарубежных компаний, 2007 г. Объём продаж, млрд. долл. Численность занятых, тыс. человек Объём продаж на 1 занятого, тыс. долл. Нефть и газ Газпром 81,2 330 245 StatoilHydro(Норвегия) 89,0 31 2870 ЛУКойл 54,1 150 360 Petrobras(Бразилия) 87,5 68 1287 Sinopec China Petroleum(Китай) 133,8 364 368 Металлургия Продолжение таблицы 2, - Сравнительная эффективность российских и зарубежных компаний, 2007 г. Северсталь 12,8 100 128 Nippon Steel(Япония) 36,4 14 2600 Shanghai Baosteel Group Corporation(Китай) 14,5 32 453 Gerdau S.A.(Бразилия) 21,2 41 517 Steel Authority of India Ltd.(SAIL) 6,4 132 48 Финансы Сбербанк 14,8 240 62 Bank of New York Mellon(США) 14,7 40 367 Banco do Brasil S.A.(Бразилия) 42,4 83 511 Bank of China(Китай) 31,1 209 149 Canara Bank (Индия) 3,1 47 66 Химия Уралкалий 0,85 17 50 Mitsubishi Gas Chamical (Япония) 4,1 66 683 SABIC(Saudi Basic Industries Corp) 23,0 19 1211 Автомобилестроение АвтоВаз 6,8 153 44 Mahindra & Mahindra (Индия) 4,1 13 315 Suzuki Motor (Япония) 26,9 14 1921 Источник: Global Competitiveness Report 2006-2007. World Economic Forum. Geneva, 2007 Так, данные таблицы 2 свидетельствуют, что при гораздо большей численности занятых «Газпром» почти в 12 раз отстаёт от норвежской нефтегазовой компании StatoilHydro. У ведущей частной нефтедобывающей компании России «ЛУКойл» выработка на 1 занятого в 3,6 раза меньше, чем у государственной бразильской Petrobras. Российская «Северсталь» по производительности в 3,5 раза уступает китайской Shanghai Baosteel Group Corporation, в 4 раза – бразильской Gerdau и более чем в 20 раз-японской Nippon Steel . В химической промышленности уже упоминавшейся « Уралкалий» в 24 раза менее производителен, чем саудовская компания SABIC.Российский лидер автомобилестроения «АвтоВаз»в 7 раз уступает индийской автомобилестроительной корпорации Mahindra & Mahindra. Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы российский « Сбербанк» в 2,4 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и в 8 раз – чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объёмах оборота в «Сбербанке» работает 240 тыс.человек, в то время как в бразильском банке – 83 тыс.человек. По мнению руководителей ведущих корпораций развитых стран, опрошенных компанией McKinsey , наибольшую опасность в смысле международной конкуренции в ближайшие годы будут представлять компании из Китая и Индии. Лишь 2 % участника опроса рассматривают российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как 22 % видят эту угрозу в индийских и 41%-в китайский компаниях. В списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала Forbes 2000 российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских-35,индийских-47,китайских-54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как у Бразилии в рейтинге Forbes семь инфраструктурных компаний, Индии-6 телекоммуникационных, Китая- 9 транспортных и 6 работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров. Даже самая крупная из российский корпораций ОАО «Газпром» занимает в рейтинге только 64-е место, уступая китайской Sinopec (20-е место) и бразильской Petrobras (55-е место). [17]. Российские компании пока слабо представлены в списках ТНК развивающихся стран (табл.3).Например, крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объёмом зарубежных активов около 8 млрд.долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малазийской государственной нефтяной компании Petronas (26 млрд. долл. зарубежных активов). Из таблицы видно, что российские компании обладают, как правило, низкоэффективными зарубежными активами. Так, у «ЛУКойла» коэффициент эффективности активов - всего 0,6, в то время как у малазийской Petronas - 6,4, у индийской Oil and natural Gas Corp-1,3. У «Норильского никеля» эффективность зарубежных активов составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации Companhia Vale de Rio Doce-1,9. У российской машиностроительной компании ОМЗ и металлургической « Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю. Это неудивительно. Российские компании зачастую приобретают за рубежом сомнительные с точки зрения эффективности активы. Например, «Северсталь» недавно купила ряд заводов в США ( Esmark за 1,24 млрд.долл. и WCI Steel за 140 миллионов долл.), в результате чего доля зарубежной составляющей в « Северстале» достигла 60%.[18].Однако, приобретённые заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счёт прибыльных российских предприятия, поддерживая на плаву весь холдинг в целом. Интересно сравнить российские ведущие нефтегазодобывающие компании с крупнейшими нефтяными ТНК по показателю добычи за пределами национальных границ, что является характерным показателем транснационализации. Табл.2 свидетельствует, что «ЛУКойл» добывает за рубежом лишь 6 % всей нефти, а «Газпром» -0,2%. У крупнейших международных ТНК, таких как Exxon-Mobil, BP, Royal Dutch Shell этот показатель составляет соответственно 82.7, 82.1, 70.5%.Но даже у компании из развивающихся стран доля зарубежной добычи обычно существенно выше: у малазийской Petronas-40%, китайской CNOOC-22%, бразильской Sinopec-9%. Зарубежная экспансия российских нефтегазовых корпораций в рамках стратегии upstream обусловливается традиционными, существующими уже много лет связями со странами СНГ и рядом развивающихся стран. Многие контракты и права на добычу унаследованы от советского периода («ЛУКойл» - Казахстан, Узбекистан; «Роснефть» -СНГ, Афганистан).Стратегия downstream,связанная с выходом на рынки развитых стран пока плохо реализуется. Лишь у «ЛУКойла» в последнее время наблюдается стремление приобрести зарубежные нефтеперерабатывающие предприятия в Италии. Так, в июне 2008г.компания заплатила 1.4 млрд.долл.за право распоряжаться 49% продукции нефтеперерабатывающих заводов итальянской компании ERG.Это-первое приобретение российскими нефтяными компаниями НПЗ в Западной Европе[19]. Из 4-ех видов стратегии зарубежной экспансии в добывающих отраслях-natural resources seeking (поиск природных ресурсов), efficiency seeking (рост производительности),strategic asset seeking (поиск стратегических активов), market seeking (поиск рынков.) российские компании предпочитают последний, обеспечивающий долгосрочный спрос на продукцию. Той же линии придерживаются Кувейт и Саудовская Аравия. Стратегии asset seeking придерживаются новые ТНК из развивающихся стран, стремящиеся максимально быстро нарастить свои активы. И что бы более наглядно показать деятельность российских ТНК на мировых рынках хотелось бы провести сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом. 2.2 Сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом. К сожалению, официальная статистика пока не успевает адекватно отражать новое явление, каким стала стремительная инвестиционная экспансия российских ТНК. Во-первых, публикация информации сильно запаздывает – например, ЮНКТАД, Центральный банк России, многие другие ведомства (в частности, Евростат, отслеживающий поступления российских ПИИ в страны Евросоюза) пока обнародовали только сведения о накопленных капиталовложениях на конец 2006 г. – начало 2007 г. Исключение составляет лишь Росстат, но его оперативность слишком сильно сказывается на «качестве» информации. Так, даже в конце 3 го квартала 2007 г. Росстат регистрировал лишь 13,6 млрд. долл. накопленных российских ПИИ за рубежом, что было на порядок меньше реальных объемов вывезенных из страны за все предыдущие годы прямых капиталовложений. Во-вторых, российские бизнес-группы нередко стараются не афишировать свои сделки по приобретению зарубежных компаний, поэтому они иногда выпадают из поля зрения статистиков. Данные о реинвестировании прибыли уже созданных российских заграничных дочерних структур объективно сложно измерить. В итоге статистические оценки российских ПИИ у разных организаций сильно расходятся. Например, уже упомянутые ЮНКТАД и Центробанк России на конец 2006 г. оценивали накопленные российские ПИИ на уровне соответственно 156,8 млрд. долл. и 209,6 млрд. долл., т.е. разница составляла более 30%. Нас интересуют долгосрочные капиталовложения российских компаний, то здесь представлены самые свежие - на конец 2007 г. - данные именно о зарубежных внеоборотных активах фирм (к сожалению, данные за более поздние года не представлены).[20]. По оценкам аналитиков, на конец 2007 г. зарубежные внеоборотные активы 50 самых крупных российских нефинансовых ТНК составили около 67 млрд. долл., увеличившись за год приблизительно на 22 млрд. долл., т.е. почти в полтора раза. При этом значительная часть данных компаний имеет дочерние структуры сразу во многих странах, что позволяет с полным основанием отнести их к ТНК. На остальные отечественные нефинансовые фирмы, инвестирующие за рубежом, приходится лишь 2-3 млрд. долл. внеоборотных активов. Любая из таких компаний не имеет за границей долгосрочных капиталовложений, превышающих хотя бы 75 млн. долл., а ее «профильные» производственные активы (т.е. фирмы по производству товаров и / или услуг, на которых специализируется компания, а не просто сбытовые, финансовые или другие обслуживающие экспорт заграничные подразделения) находятся обычно в 1-2 странах. Таблица 3, - 30 ведущих российских нефинансовых ТНК в конце 2007 г. Зарубежные внеоборотные активы, млрд. долл. Компания Основные отрасли специализации Более 13,0 «Лукойл» Топливная, нефтехимическая 6,0 – 9,0 «Газпром» Топливная «Норникель» Цветная металлургия «Евраз» Черная металлургия 3,0 – 4,5 «Совкомфлот» (включая «Новошип») Транспорт ОК «РУСАЛ» Цветная металлургия «МТС» Телекоммуникации 2,0 – 3,0 «Северсталь» Черная металлургия «Алтимо» (без «Вымпелкома») Телекоммуникации 1,5 – 2,0 «Ренова» (промышленные направления) Машиностроение, электроэнергетика «Базовый элемент» (сектор строительства и материалов) Строительство, производство стройматериалов «Русские машины» («ГАЗ») Машиностроение 1,0 – 1,5 «Зарубежнефть» Топливная «Вымпелком» Телекоммуникации Продолжение таблицы 3,- 30 ведущих российских нефинансовых ТНК в конце 2007 г. «НЛМК» Черная металлургия 0,5 – 0,8 «Роснефть» Топливная «ЕЭС России» Электроэнергетика 0,3 – 0,5 «Алроса» Горнодобывающая «ТНК-ВР» Топливная «Амтел-Фредештайн» Химическая «Приско» Транспорт «Северстальтранс» (с 2008 г. – «Н-Транс») Транспорт 0,2 – 0,3 «ОМЗ» Машиностроение «Итера» Топливная «Славнефть» Топливная «Союзнефтегаз» Топливная «МАИР» Черная металлургия «Русснефть» (российские активы находятся под арестом) Топливная «Ситроникс» Машиностроение «Мечел» Черная металлургия Источник: Ежегодный обзор ЮНКТАД World Investment Report. Среди ведущих нефинансовых российских ТНК преобладают компании ключевых отраслей отечественной специализации в международном разделении труда – топливные и металлургические фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов можно также увидеть, в частности, российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ. Есть среди российских ТНК транспортные фирмы, причем как операторы, обслуживающие сухопутный транзит российских экспортных поставок через третьи страны, так и морские пароходства, которые в 90-е годы вывели значительную часть флота под «дешевые флаги» (по сути, это псевдо-ТНК). Есть крупные инвесторы и в машиностроении, химической промышленности, других отраслях. В данный список не включены российские банки и страховые компании. Это связано отнюдь не только со сложностью их сопоставления с нефинансовыми ТНК. Как раз анализ стоимости поглощаемых зарубежных банков или уставных капиталов создаваемых с нуля дочерних структур позволяет оценивать ПИИ в финансовый сектор. Просто среди российских банков и страховых фирм почти нет значительных инвесторов за рубежом, что вполне закономерно – если отечественные нефинансовые ТНК в основном представляют собой крупных экспортеров, чья продукция востребована на мировых рынках, то представители российского финансового сектора характеризуются низкой международной конкурентоспособностью. Единственная крупная отечественная финансовая ТНК – «ВТБ» (до ребрендинга – «Внешторгбанк»), ПИИ которой в зарубежные дочерние структуры превышают 1 млрд. долл., однако в значительной степени представлены еще советскими зарубежными активами. Более 100 млн. долл. за рубежом инвестировали «Альфа-банк» (владеет банком в Нидерландах, а также дочерними структурами в Великобритании, США, Казахстане и Украине) и «Сбербанк» (инвестиционная экспансия российского банковского лидера началась совсем недавно и пока ограничена соседними Казахстаном и Украиной). Также можно отметить «Банк Москвы», «Росбанк», «Конверсбанк», страховые компании «РЕСО», «Ингосстрах» и некоторые другие российские финансовые институты, способные со временем превратиться в полноценные ТНК. Быстрый рост российских прямых капиталовложений за рубежом в последние годы обеспечивают несколько групп инвесторов. Наибольшую роль играют интегрированные бизнес-группы, которые в условиях благоприятной мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта получают миллиардные прибыли. Далеко не всегда эти средства могут быть выгодно размещены внутри России, еще чаще речь идет о стремлении усилить свою конкурентоспособность благодаря осуществлению ПИИ или даже просто «застраховать» собственность от посягательств со стороны государства или других отечественных бизнес-групп. В рамках отдельных бизнес-групп выделяется несколько ТНК – вокруг соответствующих отраслевых холдингов или групп предприятий сходной специализации, формально не объединенных в единые компании. Дело в том, что даже если интегрированная бизнес-группа обеспечивает старт интернационализации новых направлений в своем составе, дальнейшее наращивание ПИИ обычно происходит за счет собственных усилий каждого из отраслевых холдингов. Например, в рамках интегрированной бизнес-группы «Базовый элемент» ключевой ТНК является алюминиевая компания «РУСАЛ». Формально она входит в металлурго-энергетический холдинг «Эн плюс», однако в ходе объединения компании «РУСАЛ» с принадлежащей группе «Ренова» фирмой «СУАЛ» и активами швейцарской «Гленкор» зарубежные предприятия «Эн плюс» в Юго-Восточной Европе остались на балансе самостоятельной компании, которая может стать основой для развития еще одной российской ТНК. Кроме того, в рамках группы «Базовый элемент» уже несколько лет действуют страховая ТНК «Ингосстрах» (холдинг «Бэйсик элемент файнэнс»), основная часть зарубежных активов которой существует с советских времен и «унаследована» в результате приватизации, а также горнодобывающая ТНК на основе активов холдинга «Элемент ресорсиз». В 2006-2007 гг. в рамках группы «Базовый элемент» стали развиваться еще две ТНК – автомобильная (холдинг «Русские машины» и входящая в него группа компаний «ГАЗ») и строительная (единый холдинг пока не создан, однако уже сделаны крупные зарубежные приобретения).[21]. Среди мотивов интернационализации российских интегрированных бизнес-групп встречаются достаточно экзотические, связанные с весьма неоднозначным ходом социально-экономической трансформации в стране. Это и самореализация олигархов в качестве представителей мировой бизнес-элиты, и попытки улучшить имидж фирм с помощью ПИИ для повышения переговорной силы (прежде всего внутри России). Встречаются и специфические, однако, сугубо экономические мотивы наращивания зарубежных капиталовложений. В частности, создавая дочерние структуры в странах ЕС и США, российские ТНК расширяют возможности по привлечению дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков. Вместе с тем доминирующие инвестиционные мотивы отечественных ТНК, входящих в состав интегрированных бизнес-групп, совпадают с тем, что можно наблюдать при анализе ТНК других стран. Например, многие российские компании стремятся с помощью ПИИ закрепиться или расширить свое присутствие на зарубежных рынках. Из последних крупных приобретений можно отметить соглашение 2007 г. о поэтапной покупке «Газпромом» 50% акций компании «Белтрансгаз», контролирующей экспортные магистральные газопроводы, проходящие через территорию Белоруссии в страны ЕС (в 2007 г. уже выплачено 625 млн. долл., к 2010 г. полный объем инвестиций составит 2,5 млрд. долл.). Постоянно расширяют капиталовложения и другие экспортеры российского сырья и продуктов его переработки. В частности, в начала 2007 г. «Лукойл», уже владеющий приблизительно 4 тысячами АЗС за рубежом, приобрел за 560 млн. долл. сеть из 376 АЗС в Чехии, Словакии, Бельгии, Польше, Венгрии и Финляндии. В силу специфики сферы услуг с поддержкой сбыта связана и основная часть ПИИ российских сервисных компаний. Так, в 2007 г. продолжилась экспансия телекоммуникационных компаний в страны СНГ. В частности, фирма «МТС» только за первых три квартала 2007 г. инвестировала на Украине около 370 млн. долл. в дальнейшее развитие своей крупнейшей зарубежной дочерней структуры. В Узбекистане в июне 2007 г. компания «МТС» выкупила оставшиеся 26% фирмы «Уздунробита» за 250 млн. долл., став единственным владельцем крупнейшего оператора мобильной связи в стране. В сентябре 2007 г. «МТС», представленная также в Белоруссии и Туркмении, пришла и в Армению, купив за более чем 400 млн. долл. 80% акций компании – собственника ведущего в стране оператора телефонной связи.[22]. У многих российских промышленных компаний важным мотивом осуществления ПИИ является расширение доступа к сырьевым ресурсам. Можно привести примеры целого ряда нефтяных компаний, однако в 2007 г. рекордными стали инвестиции металлургической ТНК «Норникель» в канадскую компанию «Лайон-Ор майнинг», ведущую добычу никеля и золота в таких странах, как Ботсвана, ЮАР, Австралия (ПИИ превысили 5 млрд. долл.). Нередко доступ к сырью сочетается с расширением рынков сбыта, когда ПИИ способствуют достраиванию и оптимизации глобальных производственно-сбытовых цепочек. Хорошими иллюстрациями служат капиталовложения компаний «РУСАЛ», «Евраз» и «Лукойл», охватывающие несколько континентов. Наконец, все чаще российские компании осуществляют ПИИ, приобретая стратегические активы в высокоразвитых странах ради доступа к технологиям. Например, холдинг «Русские машины» (бизнес-группа «Базовый элемент») в 2007 г. за 1,54 млрд. долл. купил в Канаде 35% акций ведущего в мире производителя автокомпонентов «Магна», а бизнес-группа «Ренова» за 720 млн. долл. стала владельцем 31,4% акций известного швейцарского производителя оборудования для нефтяной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности «Зульцер». Однако необходимо отметить, что интернационализацию деятельности начинает все большее количество российских компаний, не относящихся к крупным интегрированным бизнес-группам (так называемым «олигархическим структурам»). При этом степень отраслевой диверсификации российских ТНК «второго эшелона» значительно выше. Например, в начале 2007 г. авиакомпания «Красноярские авиалинии» в ходе приватизации стала собственником венгерской «Малев» (с обязательством инвестировать порядка 160 млн. долл.), получив возможность организовать собственный хаб в ЕС. Также в начале 2007 г. компания «Ипроком» (дочерняя структура «Тракторных заводов») за почти 90 млн. долл. купила инжиниринговую компанию «Дунхам-Буш», заводы которой размещены в Малайзии, Китае, США и Великобритании. Кроме того, компания «Кокс» заплатила 138 млн. долл. за 55,4% частично приватизируемой словенской металлургической компании, а «Русский винный трест» за 45 млн. долл. приобрел во Франции виноградники и производство коньяков с целью увеличения их поставок в Россию. В октябре 2007 г. «Ростсельмаш» за приблизительно 130 млн. долл. стал владельцем 80% акций производителя мощных тракторов «Булер индастриз» с заводами в Канаде и США. Также в конце года существенные дополнительные инвестиции осуществили «Инвестлеспром», созданный на базе Сегежского ЦБК (в дополнение к шведским и другим европейским активам были осуществлены ПИИ в Турции), «Вимм-Билль-Данн» (производство молочной продукции теперь осуществляется компанией не только на Украине, в Узбекистане и Киргизии, но и в Грузии), ряд других российских фирм.[23]. Деятельность иностранных ТНК в России также размещена геогра¬фически крайне неравномерно. Основное количество междуна¬родных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высо¬коразвитой инфраструктурой — Москве, Санкт-Петербурге. Срав¬нительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях — Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленнос¬ти — Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае. Транснациональные корпорации на российском рынке функ¬ционируют согласно своей традиционной географической стра¬тегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои ка¬питалы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятель¬ность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье. К российским добывающим предприятиям топливно-энерге¬тического комплекса наибольший интерес проявляют американ¬ские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района. Оно создано американской ТНК «Коноко» и российским геолого¬разведочным предприятием «Архангельскгеология». Активность ТНК несколько возросла после утверждения Гос¬думой в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органам РФ о раз¬деле произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором. В соглашении оговаривается особый порядок нало¬гообложения, при котором отменяется взимание сборов, пошлин и других платежей за исключением налога на прибыль и за право пользования недрами. Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений нефти по проекту «Сахалин-2» на основе соглашения о разделе продукции, стала международная кор¬порация «Сахалин энерджи», крупнейшими акционерами кото¬рой являются американские ТНК «Маратон», «Мак Дермотт» и японские ТНК «Мицуи» и «Мицубиси». В течение последних лет с топливно-энергетическим комплек¬сом соперничает пищевая промышленность по привлекательнос¬ти для иностранных ТНК. Например, крупнейшая корпорация в сфере пищевой промышленности «Нестле» (Швейцария) исполь¬зует в своей стратегии на российском рынке ускоренную скупку контрольных пакетов акций у находящихся в тяжелом финансо¬вом положении кондитерских фабрик. В 1995 г. она приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1996 г. корпорация «Нестле» купила еще один контроль¬ный пакет акций там же, в Самаре, — у фабрики «Кондитер», а в 1998 г., расширив географическое направление своей деятель¬ности, — у фабрик «Алтай» (Барнаул) и «Камская» (Пермь). Некоторые ТНК в сфере пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые, оборудованные по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпус¬ку изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по рус¬ским рецептам и с русскими названиями. Так поступила англий¬ская компания «Кэдбери Швепс труп», построив в 1996—1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по вы¬пуску наряду со своей традиционной продукцией — батончиков молочного шоколада — плиточного горького шоколада «Новго¬род» и «Ростов». Свои производства и предоставление услуг в России развер¬нули фирмы, специализирующиеся на торговле и общественном питании. Их деятельность способствует конвергенции потребнос¬тей и вкусов потребителей. Показателем успеха распространения стандартных услуг компании «Мак Доналдс» может служить от¬крытие в России 25 фирменных ресторанов и планирование до¬вести их общее количество до 100. С середины 90-х гг. международные компании активизировали свою деятельность и на российском фондовом рынке. Привати¬зация государственных предприятий дает возможность использо¬вать такой метод привлечения иностранных инвесторов, как про¬дажа им акций и других ценных бумаг. Отсюда все большее зна¬чение приобретает становление фондового рынка на федеральном и региональном уровнях.[24]. Заключение. Одна из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики в современном мире - углубление взаимодействия воспроизводственных структур разных стран на различных уровнях и в различных формах, чему особенно активно способствует деятельность транснациональных компаний. В России крупные ТНК возникли в добывающем секторе (нефть, газ, горнодобывающая промышленность) и в ресурсных отраслях обрабатывающей промышленности (металлы, сталь). Некоторые из них, например Газпром и ЛУКОЙЛ, напрямую конкурируют со своими соперниками из развитых стран. В настоящее время в России создались благоприятные условия для формирования ТНК мирового уровня в ряде отраслей, среди основных предпосылок: • завершение процесса приватизации в России и построение национальных корпоративных структур, соответствующих мировой практике; • государственный курс на формирование компаний – «национальных чемпионов»; • благоприятная мировая конъюнктура, позволившая компаниям накопить ресурсы для дальнейшего расширения; • исчерпание условий для экстенсивного развития в ряде отраслей на внутреннем рынке страны. По показателям рыночной стоимости, годового оборота и чистой прибыли крупнейшие компании нефтегазового сектора («Газпром», «Лукойл»), металлургического (ГМК «Норильский никель», «Русал», «Северсталь», «Евраз»), телекоммуникационного («Вымпелком», МТС) заняли заметные места в рейтингах ведущих мировых компаний. Вследствие роста покупок зарубежных активов национальными компаниями за последние пять лет в России статистикой регистрируется увеличение официальных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Такая ситуация резко отличается от положения дел в 1990-х гг., когда экспорт капитала из страны осуществлялся в основном в нелегальной форме. В дальнейшем можно ожидать благоприятного воздействия доходов от ПЗИ на платежный баланс России, получения российскими компаниями производственного и технологического опыта от своих зарубежных подразделений, увеличения торговых трансграничных потоков между филиалами. Вместе с тем процесс глобальной экспансии российских компаний сталкивается и с рядом трудностей. Следует отметить такие проблемы, как: • недостаток ресурсов в борьбе за зарубежные активы с конкурентами; • высокая стоимость перспективных приобретений; • проблемы с интеграцией купленных активов из-за нехватки управленческого опыта; • недостаточная государственная поддержка российских компаний на мировом рынке. Таким образом, можно сделать вывод, что Россия с каждым годом усиливает свое присутствие в топ-500. В основном рейтинге FT в 2004 г. российских компаний уже 7, в европейском -11, а в рейтинге 100 крупнейших восточноевропейских компаний россияне в этом году заняли почти половину мест. России удалось увеличить здесь свое представительство с 35 до 45 компаний в значительной степени за счет рывка на фондовом рынке: за год индекс РТС вырос на 94%. "Газпром", занимавший в прошлом году 2-е место, возглавил список, оттеснив "ЮКОС"; высокие цены на металлы на мировом рынке помогли "Норильскому никелю", капитализация которого выросла более чем втрое, обойти РАО "ЕЭС России", а "Сургутнефтегазу", "ЛУКОЙЛу", МТС и Сбербанку удалось сохранить места в первой десятке.[25]. В моей работе была показана деятельность одного из важнейших институтов современного мирового политического процесса, а именно деятельность российских ТНК. Было подмечено, что российские ТНК занимаются в основном топливной и металлургической промышленностью и пытаются завоевать некоторую долю на мировых рынках, что в данный момент имеет большую важность для экономики России. Список литературы 1. Н. Зубарев, И. Клышков «Механизм экономического роста ТНК» ,1990. C. 41. 2. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. – М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998. С. 29. 3. Булатова А.С. Мировая экономика. - М.: АСТ, 2009. - С. 78. 4.Кузнецов А. Два вектора экспансии российских ТНК - Евросоюз и СНГ. // «МЭиМО», № 2, 2006, с. 96 5. UNCTAD. World Investment Report 2006. United Nations, New York and Geneva, 2006, p. 38. 6.Мировые ТНК на нефтегазовом рынке. См. «Ведомости», 31.03.2008 7.Россия и глобализация: международные аспекты / Отв. ред. М.Г. Носов. – М.: 2006, с. 117,162. 8. Слуцкий М. Стратегия прорыва // Российская газета. - 2007. - №16. 9. “Эксперт”, № 36 (199), 27.09.1999, с. 64—65 10.Авдокушин Е.Ф. Международные корпорации как субъект международных экономических отношений // «Международные экономические отношения», М.: Юристъ, 2001г. 11. С.Т.Пашин, «Функционирование транснациональных компаний:организационно-экономическое обеспечение», М.:Экономика, 2002г., стр.57 12. www.mergers.ru. 13. Международная конкурентоспособность России. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС,2004. 14.Мовсесян А., Либман А. Современные тенденции в развитии и управлении ТНК// Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1. 15.The Global Competitiveness Report 2007-2008//World Economic Forum. Geneva, 2007. №4. 16. Березной А. Транснационализация российского бизнеса//МЭ и МО.2008.№ 11 17. The Global 2000.Special Report//Forbes. 04.02.2008 18. Эксперт.2008.№ 21.С. 30. 19. Эксперт.2008.№ 26. 20. Кузнецов А.В. Российская модель становления ТНК: запоздалая интернационализация при большом потенциале // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции и перспективы. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. 21. А.Кудрин, Общий объем инвестиций, 24.02.2005, www.relcom.ru 22. «Эксперт», №37 (437), 4.10.2004г. 23.Владимирова И.Г., Исследование уровня транснационализации компаний, «Менеджмент в России и за рубежом» №6 2001г. 24.А.К.Субботин, « Границы рынка глобальных компаний», М.:УРСС, 2004г., стр. 20 25.Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.П. Колесова.-М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.