Отчёт по практике товарная стратегия предприятия "Торос"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра ______________
ОТЧЕТ
По преддипломной практике
ООО «Торос»
Выполнил : ЭППзс-о8
Дубровская Н.А.
Руководитель от предприятия
Директор Голик А.В.
Руководитель от кафедры
Доцент, Кандидат технических наук, Краснова Т.Л.
Югорск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРОС» |
6 |
1.1 Обоснование выбора организационно-правовой формы хозяйствования ООО «Торос» |
6 |
1.2 Характеристика сферы деятельности предприятия |
8 |
1.3 Основные цели деятельности предприятия |
12 |
1.4 Анализ Устава предприятия с точки зрения содержания его основных разделов |
13 |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
15 |
2.1 Организационная структура управления ООО «Торос» |
15 |
2.2 Характеристика преимуществ и недостатков структуры управления и взаимосвязей элементов системы управления |
18 |
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ТОРОС» |
20 |
3.1 Содержание кадровой работы |
20 |
3.3 Анализ кадрового состава в ООО «Торос» |
22 |
3.4 Оперативный план работы с персоналом |
24 |
3.5 Управление стимулированием труда |
25 |
4. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В МАГАЗИНЕ «ТОРОС» |
27 |
4.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине и технологическая планировка его помещений |
27 |
4.2 Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже |
30 |
4.3 Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале |
32 |
4.4 Анализ эффективности торгово-технологического процесса. |
34 |
5. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ. |
35 |
5.1 Характеристика видов и методов контроля деятельности работников |
35 |
5.2 Описание способов проверки знаний и уровня квалификации работников |
36 |
5.3 Определение вида карьеры сотрудника |
38 |
5.4 Схема продвижения сотрудника по карьерной лестнице |
39 |
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ |
41 |
6.1 Психологическая характеристика коллектива |
41 |
6.2 Тестирование на определение профессиональных характеристик работника |
42 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
43 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда.
Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Как можно победить конкурентов? Следует сделать товары и услуги, предлагаемые клиентам, более привлекательными, чем у конкурентов. Ценовая политика, расширение ассортимента, улучшение качества и сокращение времени обслуживания клиентов, обеспечение послепродажного обслуживания, льготы постоянным клиентам – это только часть методов, которые могут быть использованы.
При этом следует иметь в виду, что поиск и реализация тех или иных конкретных преимуществ – это задача работников организации. Для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации.
В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли. Одним из решающих факторов является правильная организация торговых процессов.
Основной целью прохождения практики по профилю специальности является детальный анализ деятельности торгового предприятия «Торос», а также приобретение практических навыков работы по специальности.
В ходе прохождения практики по профилю специальности предстоит решить следующие задачи:
Общее знакомство с предприятием «Торос».
Рассмотрение организационных аспектов деятельности.
Изучение системы управления персоналом.
Анализ торгово-технологического процесса в магазине.
Описание применяемых методов контроля деятельности работников.
Рассмотрение возможностей повышения квалификации работников.
Анализ психологических аспектов управления.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРОС»
Обоснование выбора организационно-правовой формы
хозяйствования ООО «Торос»
Наиболее распространенной среди российских предпринимателей формой организации среднего и малого бизнеса является создание юридических лиц в форме обществ с ограниченной ответственностью. Будучи наиболее доступной формой организации «серьезного» бизнеса, общества с ограниченной ответственностью часто создаются либо одним лицом, нередко гражданином, либо несколькими лицами на основе общих экономических целей и взаимного доверия. Общество с ограниченной ответственностью – обычная и наиболее распространенная в нормальном имущественном обороте форма коллективной предпринимательской деятельности. Эта форма является универсальной, в ее рамках может осуществляться почти любая профессиональная предпринимательская деятельность – производственная, торговая, посредническая, страховая и т.д.
Общество с ограниченной ответственностью «Торос» создано в соответствии с Гражданским Кодексом 16 июня 1998 года. Было выбрано именно ООО, поскольку эта организационно-правовая форма, обеспечивающая, в отличие от статуса индивидуального предпринимателя, сохранность личного имущества учредителя от взыскания по предпринимательским долгам, снискала себе популярность относительной простотой создания организации, при которой не требуется выпуска и регистрации ценных бумаг, минимальными требованиями к размеру и порядку оплаты уставного капитала, относительно простой структурой управления, и, как следствие, низкими затратами на стартовом этапе бизнеса.
Участниками Общества являются граждане РФ
Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.
Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.
Общество действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором.
Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников.
Общество имеет право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются обществом после получения лицензии в установленном законом порядке.
Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Общество реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным расценкам.
Общество является коммерческой организацией, т. е. создается участниками для достижения цели: извлечения прибыли и распределения ее среди участников.
. Характеристика сферы деятельности предприятия
ООО «Торос» – розничное торговое предприятие, реализующее сантехнику, смесители, аксессуары, мебель для ванных комнат, напольные покрытия: ламинат, линолеум а также необходимые материалы для укладки, ковролин, ковры, паласы, дорожки и т.д.
Перечень поставщиков магазина:
ООО «Светко»;
ООО «Облик»;
ООО «Уралхозторг»
ООО «Политрейд»;
ООО «Брозэкс»;
ООО «Эксперт»;
ООО «Оптима» и т.д.
Часы работы магазина «Торос»
ПН
ВТ
СР С 10.00 до 19.00
ЧТ
ПТ
СБ-ВС С 10.00 до 17.00
На предприятии «Торос» продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания.
Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых продавцами-кассирами.
Функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
оплата купленных товаров;
упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно.
Основные виды деятельности ООО «Торос»:
Реализация строительных и отделочных материалов.
Продажа всевозможных товаров для дома.
Доставка на дом покупателю, купленных товаров.
«Торос», помимо розничной торговли, может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, при условии предоставления специального разрешения (лицензии) на организацию данного вида деятельности.
Правильным решением руководства стала ориентация на разный уровень доходов потребителя. Магазин расположен наиболее удобно по отношению к потоку потребителей. «Торос» - самый популярный магазин непродовольственных товаров, где всегда можно купить строительные и отделочные материалы, а также всевозможные товары для дома, отличного качества при надлежащем обслуживании недалеко от дома. Что касается цен, в магазине «Торос» они который год держаться на уровне цен Екатеринбурга, а значит, в разы ниже, чем в других магазинах. Также удается избегать ценовых накруток благодаря собственным, а не арендованным площадям.
Проанализируем основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Торос» за 2009-2011 годы (таблица 1.1).
Основные технико-экономические показатели, характеризующие хозяйственную деятельность ООО «Торос» в 2009-2011 г.г, приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Торос» за 2009-2011 г.г.
тыс. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. |
|||
Абс. Изм., +/-, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Абс. Изм., +/-, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Абс. Изм., +/-, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
1.Объем реализации товаров |
37858 |
45568 |
51761 |
+7710 |
120.37 |
+13903 |
136.72 |
+6193 |
113.59 |
2.Себестоимость товаров |
35690 |
41474 |
40972 |
+5784 |
116.21 |
+5282 |
114.80 |
-502 |
98.79 |
3. Прибыль от реализации товаров |
2168 |
4094 |
10789 |
+1926 |
188.84 |
+8621 |
497.65 |
+6695 |
263.53 |
4. Чистая прибыль |
691 |
3251 |
7714 |
+2560 |
470.48 |
+7023 |
1116.35 |
+4463 |
237.28 |
5.Затраты на 1 руб. объема реализации, руб. |
0.94 |
0.91 |
0.79 |
-0.03 |
96.81 |
-0.15 |
84.04 |
-0.12 |
86.81 |
6.Рентабельность продаж, % |
5.73 |
8.98 |
20.84 |
+3.25 |
156.72 |
+15.11 |
363.70 |
+11.86 |
232.07 |
7.Рентабельность организации, % |
1.83 |
7.13 |
14.90 |
+5.30 |
389.62 |
+13.07 |
814.21 |
+7.77 |
208.98 |
8.Среднегодовая стоимость имущества |
29517 |
32289 |
37581 |
+2772 |
109.39 |
+8064 |
127.32 |
+5292 |
116.39 |
Продолжение табл. 1.1. |
|||||||||
9.Среднегодовая стоимость основных средств |
10089 |
10694 |
9181 |
+605 |
106.00 |
-908 |
91.00 |
+1513 |
85.85 |
10.Среднегодовая стоимость оборотных активов |
17215 |
20128 |
27037 |
+2913 |
116.92 |
+9822 |
157.05 |
+6909 |
134.33 |
11.Рентабельность активов, % |
2.34 |
10.07 |
20.53 |
+7.73 |
430.34 |
+18.19 |
877.35 |
+10.46 |
203.87 |
12. Фондоотдача, руб. |
3.75 |
4.26 |
5.64 |
+0.51 |
113.60 |
+1.89 |
150.40 |
+1.38 |
132.39 |
13.Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала |
2.20 |
2.26 |
1.91 |
+0.06 |
102.73 |
-0.29 |
86.82 |
-0.35 |
84.51 |
14.Период оборачиваемости оборотного капитала, дни |
165.91 |
161.50 |
191.10 |
-4.41 |
97.34 |
+25.19 |
115.18 |
+29.6 |
118.33 |
15.Среднегодовая стоимость собственного капитала |
26372 |
27256 |
31792 |
+884 |
103.35 |
+5420 |
120.55 |
+4536 |
116.64 |
16.Среднесписочная численность персонала |
18 |
20 |
20 |
+2 |
102.94 |
+2 |
102.94 |
0 |
00.0 |
17. Выработка на 1 работающего |
556.74 |
650.97 |
821.60 |
+94.23 |
116.93 |
+264.86 |
147.57 |
+170.63 |
126.21 |
Среднегодовая стоимость имущества в 2011 г. составила 37581 тыс. руб., что на 5292 тыс. руб. (на 16.39 %) больше аналогичного показателя 2010 года и на 8064 тыс. руб. (на 27.32 %) больше значения 2009 г.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2011 г. снизилась по сравнению с прошлым годом на 1513 тыс. руб. (на 14.15 %) и по сравнению с 2009 г. – на 908 тыс. руб. (на 9.00 %). Снижение стоимости основных средств произошло по причине их износа. Среднегодовая стоимость оборотных активов увеличивается, что свидетельствует о росте мобильности имущества ООО «Торос» и оценивается положительно. В 2011 г. стоимость оборотных активов составила 27037 тыс. руб., что больше аналогичного показателя прошлого года на 6909 тыс. руб., или на 34.33 %.
Стоимость собственного капитала ООО «Торос» также имеет тенденцию к росту. В 2011 г. данный показатель составил 31792 тыс. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 4536 тыс. руб. (на 16.64 %). Темп роста собственного капитала незначительно превышает темп роста всего капитала ООО «Торос», что свидетельствует об укреплении финансового состояния анализируемого предприятия и оценивается положительно.
Эффективность использования имущества предприятия повышается. Так, рентабельность активов увеличилась с 2.34 % в 2009 г. до 20.53 % в 2011 г. Фондоотдача в 2011 г. составила 5.64 руб., что на 1.38 руб. (на 32.39 %) больше, чем в прошлом году. Отрицательной оценки заслуживает замедление оборачиваемости оборотного капитала. Период его оборачиваемости в 2011 г. увеличился по сравнению с прошлым годом на 29.6 дней и составил 191.10 дней.
Среднесписочная численность персонала ООО «Торос» увеличилась с 18 чел. в 2009 г. до 20 чел. в 2011 г.
По итогам анализа можно сделать вывод, что ООО «Торос» - успешное предприятие, оно развивается и расширяется. Это подтверждается ростом рентабельности, увеличением стоимости имущества и собственного капитала. Актуальными проблемами для ООО «Торос» в настоящее время является замедление оборачиваемости капитала и существенный износ основных производственных фондов.
1.3. Основные цели деятельности предприятия
Основной целью работы ООО «Торос» является получение прибыли. Прибыль - это ключевой показатель организации. Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:
ее максимизацию;
получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. ее суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.
ООО «Торос» ориентировано на получение максимальной прибыли. Рост прибыли в организации обуславливается следующими факторами:
наиболее полное удовлетворение потребностей населения
условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
создание новых рабочих мест;
публичная ответственность и имидж организации;
техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, минимизация издержек производства и т.д.
1.4. Анализ Устава предприятия с точки зрения содержания его основных
разделов
Устав – документ, регламентирующий хозяйственную деятельность фирмы в существующем правовом пространстве.
В ООО «Торос» действует устав от 01.07.2009г., который включает в себя следующие разделы:
1. Общие положения – этот раздел включает наименование организации, ее организационно-правовую форму, юридический адрес.
2. Цели и виды деятельности – включает перечисление целей общества, основных видов деятельности, для осуществления которых создается фирма.
3. Имущество, прибыль, фонды – раздел содержит данные об источниках формирования имущества предприятия, о вкладах участников Общества в Уставный капитал и их правах.
4. Организация, оплата труда и социальное обеспечение – данный раздел включает права участников и учредителей фирмы.
5. Управление обществом – раздел содержит данные о высшем органе управления Обществом - общем собрании участников, подробно расписаны вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания участников.
6. Прекращение деятельности общества – раздел содержит информацию о порядке проведения реорганизации и ликвидации деятельности Общества.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организационная структура управления ООО «Торос»
Организационная структура строится на основе выделения различных составляющих. На рисунке 2.1 приведена схема построения организационной структуры ООО «Торос», основанная на реализации необходимых функций. Организационная структура фирмы – линейно-функциональная. ООО «Торос» структура позволяет соблюсти принцип единоначалия, способствует быстроте реакции в ответ на прямые указания. Налицо ясно выраженная ответственность и единство распорядительства. Рис.2.1.
Рис. 2.1. Схема организационной структуры ООО «Торос»
Органами управления ООО «Торос» являются единоличный исполнительный орган (Директор). К его компетенции относятся такие вопросы, как внесение изменений и дополнений в Устав, утверждение годовых отчетов, принятие решения о совершении крупных сделок и др.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации. В штат бухгалтерской службы входят главный бухгалтер, бухгалтер.
Директору подчиняется секретарь. Секретарь занимается подготовкой и оформлением служебных документов, организацией документооборота.
Общая численность работающих в магазине «Торос» составляет 20 человека, из них 10 человек в Штатном распивании и 10 человек по договору.
Таблица 2.1.1.
Функции, обязанности персонала
Должность |
Количество штатных единиц |
Обязанности |
1 |
2 |
3 |
Директор |
1 |
Контролирует работу магазина "Торос" по всем вопросам. |
Главный Бухгалтер |
1 |
Занимается ведением бухгалтерского учета, составлением баланса, ведет отношения с Государственной налоговой инспекцией (ГНИ), а также внебюджетными фондами (пенсионным, социальным, занятости, медицинского страхования). |
Бухгалтер |
1 |
Занимается расчетом заработной платы‚ расчетом всех налоговых выплат и отчислений в государственные фонды‚ подготовка отчетных документов в государственные фонды по данным расчетам‚ составление налоговых деклараций по вышеуказанным налогам и сдача отчетности. |
Секретарь |
1 |
Занимается подготовкой и оформлением служебных документов, организацией документооборота, хранением и использованием документов в текущей деятельности организации. |
Продолжение табл. 2.1.1. |
||
Специалист по кадрам |
1 |
Участие в отборе, приеме на работу и оценке труда работников магазина. |
Старший продавец-кассир |
1 |
Работа в зале магазина, консультирование покупателей, оформление покупок, координация работы продавцов-кассиров, организация работы рабочих, контроль работы продавцов. |
Продавцы-кассиры |
10 |
Консультирование покупателей в торговом зале, подбор товаров, оформление покупок, подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека. |
Рабочие |
3 |
Собирают мебель, отвечают за целостность товара, при сборке. |
Уборщица |
1 |
Обеспечивает чистоту в магазине. |
Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом, а также взаимодействие индивида с организацией. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.
Структура управления - это совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Основными элементами организационной структуры являются:
уровни управления;
подразделения и звенья управления;
управленческие связи.
Управление численностью и составом работников ООО «Торос» является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия. Основной целью управления численностью и составом персонала компании является оптимизация затрат труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностью и уровнем квалификации.
2.2. Характеристика преимуществ и недостатков структуры управления и
взаимосвязей элементов системы управления
Существующая организационная структура ООО «Торос» является линейно – функциональной по принципу своего построения. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.
Линейно - функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. Подобная структура является оптимальной для:
компаний малого и среднего размера;
для предприятий с ограниченной номенклатурой товаров.
Достоинства линейно - функциональной структуры:
более глубокая, чем в линейной структуре, проработка стратегических вопросов;
некоторая разгрузка руководителя;
может быть обеспечено конкурентное преимущество через повышение качества работы функциональных подразделений;
возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;
внутренние организационные связи ясно очерчены;
при наделении функциональных подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно - функциональной структуры:
руководители специализированных подразделений ориентированы на рутинную текущую работу;
ответственность за финансовые результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия
недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
тенденции к чрезмерной централизации управления;
Анализ эффективности организационной структуры ООО «Торос» позволяет сделать вывод о том, что структура управления построена с учетом особенностей направлений деятельности компании. Данная схема отлажена и поступательно работает, обеспечивая прибыль предприятия.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ТОРОС»
3.1. Содержание кадровой работы
Одной из важных функций торгового менеджмента является управление персоналом. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий.
Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятий затраты на содержание персонала составляют 40-50%).
Главная цель управления персоналом ООО «Торос» состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Кадровыми вопросами в ООО «Торос» занимается непосредственно директор. Кадровая работа на предприятии включает в себя следующие направления деятельности:
Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат.
Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
Для осуществления набора персонала в «Торос» используют следующие методы:
публикация объявлений в местной газете «Югорский вестник», «Северный вариант»;
с помощью местного телевидения;
по рекомендациям.
Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
В процессе отбора предпочтение отдается работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к конъюнктуре потребительского рынка.
Определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
Обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения.
Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Значительным положительным моментом на предприятии является здоровый морально-психологический микроклимат. Формы и методы воздействия, применяемые руководящим звеном, ориентированы на демократические принципы управления и формирование психологии здорового восприятия каждым работником сделанных в его адрес замечаний. Все возникающие спорные вопросы и моменты решаются коллегиально, а окончательное решение выбирается как наиболее оптимальное из всех предложенных.
Политика обновления кадрового потенциала, проводимая на предприятии, преследует цель: повышение профессионального уровня работников с ориентацией на достижение нового качества обслуживания покупателей. Для этого старые кадры будут постепенно заменяться молодыми работниками со средним специальным образованием, но с учетом передачи последним опыта и навыков, приобретенных старшим поколением.
Специалисты предприятия ставят задачу творческого переосмысления и переработки всего накопленного потенциала, поскольку изменение экономической ситуации в республике требует новых подходов к организации торгово-технологического процесса. На предприятии планируется проводить семинары по повышению специальных знаний работников, направлять их на курсы повышения квалификации, создавать условия для обучения сотрудников в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от работы.
Проанализировав кадровый состав торгового предприятия ООО «Торос», основной задачей руководства предприятия в настоящее время является формирование ядра управления —команды, стремящейся к получению наибольшего эффекта в деятельности, и ориентация всего коллектива на достижение долгосрочных целей предприятия. Уровень образования, профессиональная грамотность специалистов и сплоченность трудового коллектива дают основание утверждать о достаточно хороших перспективах предприятия в отношении реализации разрабатываемого инвестиционного проекта.
3.2. Анализ кадрового состава в ООО «Торос»
Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.
Состав персонала ООО «Торос» неоднороден, так как люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В настоящее время в ООО «Торос» работает20 человек, из них 5 имеют высшее образование и15 — среднее специальное. В этой связи проводимая руководством политика управления трудовыми ресурсами направлена, прежде всего, на повышение образовательного и профессионального уровня работников предприятия.
По категориям в составе персонала магазина «Торос» выделяют три категории работников:
а) персонал управления – 5 человек;
б) торговый персонал (ст.продавцы-кассиры и продавцы - кассиры – 11 человек);
в) вспомогательный персонал – 4 человека.
Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.
По полу и возрасту в «Торос» выделяют мужчин в возрасте от 30 до 50 лет; а женщины соответственно от 30 до 55 лет.
По стажу работы в торговле предусматривается группировка работников в «Торос» со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 4 лет.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
3.3. Оперативный план работы с персоналом
Оперативный план работы с персоналом — это детализированный по временному (год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями.
В ООО «Торос» для разработки оперативного плана работы с персоналом получают данные:
1) о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
2) о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
3) о текучести кадров;
4) о потере времени из-за простоев, по болезни;
5) о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность отпусков);
6) о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
7) об услугах социального характера, предоставляемых государством и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно).
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, специально обрабатываемых для кадрового планирования.
3.4. Управление стимулированием труда
В условиях перехода к рыночной экономике система управления стимулированием труда подвергается существенной трансформации. По сути, эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия.
Управление стимулированием труда в ООО «Торос» охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Выбор форм и систем заработной платы представляет собой начальный этап организации стимулирования труда персонала. В «Торосе» применяются две формы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной форме заработная плата начисляется работнику по его тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. По такой форме заработная плата начисляется, продавцам-кассирам и рабочим. Сдельная форма представляет собой оплату в зависимости от выполненного объема работ по заранее установленным сдельным расценкам.
Построение на предприятии тарифной системы заработной платы. Применяются так называемые «гибкие тарифные системы», в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, устанавливаемый для работников самой низкой квалификации, и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифам, по мере повышения квалификации работника.
3. Построение системы дополнительного стимулирования отдельных аспектов трудовой активности работников. Эта система использует различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности; доплаты и надбавки; различные единовременные поощрения за результаты труда; премиальные выплаты по итогам работы за год и другие.
Доплаты и надбавки представляют собой одну из дополнительных форм стимулирования персонала, непосредственно примыкающую к тарифной системе, т.е. рассматриваются как временное или систематическое увеличение тарифной части заработка.
Доплаты к заработной плате представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или сложные условия труда отдельных работников. Основными их видами являются доплаты за совмещение профессий и увеличение объемов выполняемых работ; за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников; в выходные или праздничные дни и др.
Единовременные поощрения в магазине «Торос» применяются в случае необходимости оперативно отметить какое-либо трудовое достижение работников; за выполнение заранее определенных разовых заданий, выходящих за рамки обязанностей работников; в связи с юбилеями работников, выходом их «а пенсию и в некоторых других аналогичных случаях.
На предприятии полностью обеспечен социальный пакет, выплачиваются пособия по больничным листам, оплачивается проезд в отпуск, другие гарантии. Это обеспечение работников социальным пакетом, другими льготами и условиями по обеспечению творческой работы каждого работника – получить удовлетворение от работы, а не только за заработную плату является наравне с оплатой труда важной мотивацией трудовой деятельности именно на этом предприятии.
Проведение коллективных мероприятий на предприятии, организация культурного отдыха на природе - всё это направлено на объединение коллектива и дополнительной мотивации.
4. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ
В МАГАЗИНЕ «ТОРОС»
4.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и
технологическая планировка его помещений
Самое современное оформление торгового зала, идеально проведенная реконструкция, лучшее в мире торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное оформление витрин и др. не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности работы магазина, если в нём отсутствует главное — глубоко продуманная концепция и чётко работающая схема торгово-технологических процессов.
Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
В магазине «Торос» практикуют доставку товара напрямую от поставщиков. Доставка товара непосредственно от поставщиков позволяет сократить издержки за счет сокращения звенности товародвижения, а также повысить качество продукции, что особенно ценит покупатель. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров.
Завоз товаров осуществляется в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.
Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.
К торговым помещениям магазина относятся:
торговые залы;
места для продажи и ассортимента товара;
К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:
помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря.
административно-бытовые помещения;
технологические помещения;
коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;
планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
линейная – размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;
смешанная – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;
выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;
свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
В магазине «Торос» используется линейная планировка торгового зала.
4.2. Организация процессов приемки, хранения и подготовки
товаров к продаже
Товароснабжение — это процесс обеспечения розничных торговых предприятий товарами в необходимом объеме и ассортименте путем реализации организациями комплекса коммерческих, организационно-технологических и юридических операций.
Процесс товароснабжения является составным элементом процесса товародвижения при поставках товаров от производителя в розничную торговлю.
Для разгрузки транспортных средств в магазине «Торос» оборудованы специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами, подтоварниками.
Организация приемки товаров в магазине «Торос» существенно не отличается от ее организации в других магазинах. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству товаров.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях.Недостачу оформляют коммерческим актом
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводят в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт
Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.
После получения (приемки) товаров и проверки специальных документов, их параметры заносятся операционистом в базу данных магазина, т.е. производится информационная обработка данных о товаре. Документооборотом магазина занимается операционист, он несет полную ответственность за правильность учета поступающих или выбывающих товаров, а также за сохранность всех видов документов.
Магазин «Торос» занимается исключительно продажей товаров, при этом на его территории не производится и не изготавливается продукции собственного производства. В магазине производится только расфасовка весового товара.
Магазин «Торос» не имеет достаточной складской площади, необходимой для хранения товаров, но это играет в пользу качества товаров. Продукция периодически завозится мелкими партиями и тут же выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый зал производится их подготовка, которая заключается в осмотре товара, освобождения его от упаковки.
4.3. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале
При размещении товарных групп в торговом зале учитывают ряд факторов:
частоту приобретения отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);
комплексность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;
размер грузооборота по товарным зонам;
напряженность покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновременно отбирающих товары;
форму и планировку торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;
товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства.
степень готовности товаров к продаже.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции товаров устраняют также использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мертвых» зонах торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.
Из всех способов выкладки чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный.
В ООО «Торос» применяется вертикальный способ выкладки, т.е. плоскость горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом, располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
При выкладке товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную загруженность оборудования, с тем чтобы товары занимали все пространство между полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют.
Все товары в пакетах, коробках, бутылках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товарах хорошо видны, легко читаются.
Все образцы товаров в торговом зале снабжают ценниками с наборными цифрами. На всех ценах обязательно указывают наименование товара. Ценники снабжают фирменными знаками.
4.4. Анализ эффективности торгово-технологического процесса
Розничная торговля в основном выполняет следующие функции: закупку товаров, их транспортирование и хранение; принятие на себя риска,финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировку, подработку, придание закупленной продукции товарного вида, продажу товаров, послепродажное обслуживание покупателей.
Современный магазин требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже.
Проанализировав торгово-технологический процесс в ООО «Торос», были сделаны следующие выводы:
торговый зал магазина технологически связан с помещениями для подготовки товаров к продаже;
кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не являются проходными;
планировка магазина обеспечивает легкость и простоту совершения покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары;
используются наиболее эффективные приёмы выкладки товаров и способов размещения на оборудовании;
магазин оснащен типовой торговой мебелью, технические параметры которой удовлетворяют всем необходимым требованиям.
5. КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА, ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
5.1. Характеристика видов и методов контроля деятельности работников
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль – осуществляетсяв области человеческих ресурсов. Для тогочтобы убедиться, что принимаемые работникиокажутся в состояниивыполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимыйуровень образования или стаж работы в даннойобласти и проверить документы и рекомендации,представляемые нанимаемыми.
В магазине «Торос» предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после найма работников в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.
Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется он начальниками. Задачи текущего контроля — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий.
В «Торосе» проводится регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы. Это позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.
Заключительный контроль – осуществляетсяпутем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работавыполнена.
Заключительный контроль способствует мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённого уровня результативности, то очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.
В ООО «Торос» проводится тщательный заключительный контроль. Это позволяет устанавливать соответствующее вознаграждение завыполненную работу, что в свою очередь способствует мотивации работников.
Независимо от того, какой контроль будет преобладать, директор магазина делает все, чтобы устранить его возможные негативные последствия:
устанавливает осмысленные стандарты воспринимаемые сотрудниками организации;
устанавливает двухстороннее общение;
3) избегает чрезмерного контроля;
устанавливает жесткие, но достижимые стандарты;
вознаграждает за достижения стандартов.
5.2. Описание способов проверки знаний и уровня квалификации
работников
Важным направлением в деятельности любой организации является создание системы комплексной оценки работника, его потенциала, результатов его труда.
Оценка потенциала работника в ООО «Торос» проводится при приеме на работу или при необходимости найти кандидата на вакантную должность, а также при перемещении, ротации и планировании его должностного роста. Результаты оценок являются дополнением к имеющимся данным о конкретном работнике и показывают возможности его развития в перспективе.
Прежде чем назначать человека на новую должность (то ли это прием на работу, то ли перемещение по служебной лестнице), оценивают возможную успешность его работы, проверяют соответствие работника требованиям данного рабочего места, т. е. оценивают человека по определенным показателям. В самом общем виде выделяют следующие группы таких показателей: склонности, способности, мотивы, интеллектуальный уровень, психологическая устойчивость, моторика (темп действий), знания, навыки, умения, опыт (стаж работы), требования рабочего места, коллективные ценностные ориентации.
Другими словами, в магазине проводят комплексную, широкую оценку качеств работника. Под комплексной оценкой работника следует понимать сумму следующих пяти групп оценок:
Оценки уровня профессиональной подготовленности, т. е. оценки знаний, навыков, умений.
Оценки руководителя магазина, включающей оценку качества и эффективности труда работника, его мастерства и дисциплинированности.
Оценки личностных качеств (по итогам анкетирования).
Решение задач и достижение целей предприятия невозможно без планирования человеческих ресурсов, т. е. обеспечение предприятия работниками в нужный момент времени, в необходимом количестве, соответствующей квалификации.
5.3. Определение вида карьеры сотрудника
Карьера работника – это процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс предприятия и работника (при росте материального благополучия последнего).
Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Понятие карьеры не означает только непременное и постоянное движение вверх организационной иерархии.
Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти в разных организациях.
Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:
вертикальное – именно с этим направлением связывают само понятие карьера, т. к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
горизонтальное – имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
центростремительное – данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является наиболее привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное общение, отдельные важные поручения руководства.
Управление карьерой в организации заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы, необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Успешная карьера зависит не только от побуждений и мотивации, но и от способностей. Поэтому необходимо адекватно оценивать навыки, а также способности и таланты с целью успешного управления деловой карьерой.
5.4. Схема продвижения сотрудника по карьерной лестнице
Понятия «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера» являются близким, но не совсем равнозначными. Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Под карьерой же понимается фактическая последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).
Такое продвижение по иерархической лестнице позволяет специалисту овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить достаточный опыт взаимодействия с людьми и воздействия на них. Успех продвижения индивида по иерархической лестнице во многом зависит от особенности планирования управленческого развития внутри организации.
Происходящие изменения в занимаемых должностях влекут за собой все возрастающую ответственность и все возрастающую оплату. Со временем происходит занятие человеком какой-либо наивысшей должности, а затем так называемый прыжок с трамплина – уход на пенсию.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Психологическая характеристика коллектива
Коллектив - такое объединение людей, которое подразумевает единство и сплоченность, сотрудничество и товарищество, являющихся основой жизнедеятельности и общения людей.
Проведенное наблюдение за коллективом магазина «Торос» свидетельствует о том, что за время функционирования организации люди сработались, появились неформальные лидеры, с помощью которых работа по управлению упростилась. Каждый член коллектива чувствует искреннее уважение к себе, с ним считаются, у него есть возможность проявить свои способности. В магазине существуют общепринятые групповые нормы морали, нормы поведения и отношения друг к другу.
Люди компетентны, ответственны, в отсутствии руководителя могут принять грамотные решения. Поэтому руководитель старается здесь использовать демократический стиль управления, т. е. вопросы решаются коллегиально, о положении дел работники информируются, с подчинёнными налажен постоянный контакт, возможно делегирование части управленческих функций, но при всём этом принятие решений остаётся прерогативой руководителя.
Но в данном коллективе, несмотря на наличие дружеского расположения сотрудников, друг к другу, тесные и доверительные отношения, базирующиеся на взаимных симпатиях, развиты недостаточно.
Руководителю следует обратить внимание на личностную сферу (т.е. интересы и потребности) сотрудников, предусматривать организацию мероприятий, направленных на развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки членами коллектива друг друга.
6.2. Тестирование на определение профессиональных характеристик
работника
В качестве основных методов социально-психологического исследования используют:
опросные методы (анкетирование и/или интервью);
специальные социально-психологические методы (социометрия и др.);
личностные тесты;
ситуационно-ролевые игры, социально-психологический тренинг и другие методы.
Тесты, в первую очередь личностные опросники, используются с целью выявления личностных особенностей сотрудников: установок, особенностей мотивации, характера, деловых и личностных качеств. Часто используются при подборе персонала, расстановке и ротации кадров, формировании управленческого резерва, аттестации. Однако использование тестов требует максимальной корректности и осторожности.
Тесты профессиональных характеристик обычно применяются для решения следующих задач:
профессиональная и социальная ориентация (определение предпочтительного типа будущей профессии, творческий потенциал);
ценностная ориентация (выявление шкалы ценностей);
психодиагностика самосознания (комфортность поведения, лидерские качества, воля, внимание).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сфера торговли является той отраслью экономики, которая развивается наиболее быстрыми темпами. Принципиальные изменения происходят в розничной торговле, где наиболее активную позицию занимает частное предпринимательство, разрабатываются и внедряются принципиально новые формы обслуживания населения.
В рыночных условиях розничная торговля России ориентирована на развитие торговой отрасли в соответствии с передовым зарубежным опытом, где доля торговли в общем числе занятых превышает 20% общего числа работающих. В этом отношении ООО «Торос» не представляет исключения – на предприятии требуются решения ряда ключевых задач, главный из которых, несомненно, повышение товарооборота и прибыли. Для этого необходимо организовать работу магазина в соответствии с мировыми стандартами: эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Главной целью торговли является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека.
Розничное торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельно хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли.
ООО «Торос» создано 16 июня 1998 г. и имеет лицензию на розничную торговлю.
Магазин является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью и действует на основании Устава, который утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Предприятие имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.
Ассортиментным профилем магазина является товары отечественных и иностранных производителей. Ассортимент разбит на товарные группы с совокупным ассортиментным объемом. Форма продажи товаров – розничная реализация методом самообслуживания.
Численность работников магазина – 20 человек. Это профессиональный кадровый состав с опытом работы на предприятиях розничной торговой сети.
Подбор кадров на предприятии осуществляется согласно всем положениям, нет принципа «кумовства». Очень высокий потенциал у специалистов.
В результате прохождения практики по профилю специальности был проведен анализ деятельности торгового предприятия «Торос», приобретены практические навыки работы по специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ,
2006. – 560 с.
2. С.Н. Паркинсон, М.К. Рустомджи. Искусство управления. – М.: ФАИР-
ПРЕСС, 2008. – 272 с.
3. В. В. Томилов, Е. В. Песоцкая «Маркетинг в системе предпринимательства».
– Санкт-Петербург, «Геликон Плюс», 2005.
4. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка; учебное пособие. – М.:
ОАО “Издательство “Экономика”, 2002.-298с.
5. Буров В. П., Морошкин В. А., Ушаков В. А. Стратегия управления фирмой:
Моделирование. Практикум. Деловая игра / М.: ЦИПККАП, 2007г.-321с.
6. Болдырев Ю. Н. Покупатель и магазин. – М., 2006г. – 112 с.
7. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник. – М.: ИД
«Дашков и К», 2009г. – 184 с.
8. Памбухчиянц О. В. Организация, технология и проектирование торговых
предприятий. – М., ИВЦ «Маркетинг», 2006.
9. Поршнев А. Г. Управление организацией. – М. : ИНФРА, 2004.
10.Тимошенко О.А. Основы управления персоналом на предприятии – Москва,
«Альфа-Макс», 2007, 439 стр.
11. Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное
пособие. – Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2006. – 544 с.
12. Станкин М.И. Психология управления М., 2006 г. с.304
13. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. – М.: Междунар. отношения, 2009. 352 с.
14. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник для
вузов: Пер. с нем.- М.: ИНФРА - М, 2009г.
15. Соловьёв Б.А. Маркетинг: Учебник - М.: НИФРА - М, 2006.
16. Аренков И.А. Багиев Е.Г. Бенч Маркетинг и маркетинговые исследования –
СПб, 2007.
17. Яшева Г.А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результаты //Практический маркетинг. – 2008.
18. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: «Финансы», 2005.
19. Виноградский Н.Д., Шканова Е.Н. Управление торговлей: Учеб. пособии для учащихся спец. учеб. заведений. – М.: Экономика, 2006г.176с.
20. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. – М.: Экономика, 2007г. 352с.
21. Экономика торговли: Учебник для торг.вузов/ Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич В.И. Андросов и др. ; Рук. авт. Коллектива Б.А. Соловьев. – М.: Экономика, 2009г. 414с.