Ответственность за нарушение земельного законодательства

 Тема:  « Ответственность за нарушение земельного законодательства »

ПЛАН:

1.   Введение

2.  Общая характеристика.

3.  Дисциплинарная ответственность.

4.  Административная ответственность.

5.  Уголовная ответственность.

6.  Гражданско-правовая ответственность

7.  Заключение

 

Введение.

                             

В отличие от других социальных идей и политических ориентации демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России.

Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиций, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры каждого человека и общества в целом. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством – единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого – н а р о д!

Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий.

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период преобразований всей конструкции общества, в его новых экономических и политических реалиях.

Общая характеристика

Законодательством закреплены четыре основные формы от­ветственности: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

Разграничение видов ответственности:

Каждая из этих правовых форм  ответственности применяется за совершение соот­ветствующего правонарушения: дисципли­нарного проступка, административного проступка, уголовного пре­ступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, соста­вы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответст­вующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

Дисциплинарный проступок — деяние в виде нарушения тру­довой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применя­ются руководителем предприятия в отношении работников, совер­шивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок — это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами — госу­дарственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными акта­ми, предусматривающими административную ответственность.

Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опас­ное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

Гражданско-правовая ответственность - наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дис­циплинарной, административной ответственностью, т. е. граждан­ско-правовая ответственность может "сопровождать" основные формы ответственности.

Все сказанное выше прямо и непосредственно относится к от­ветственности за земельные правонарушения. Возможно наступле­ние дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступ­ки, связанные с нарушениями трудовой дисциплины, неисполнени­ем или недобросовестным исполнением трудовых обязанностей. И хотя в действующем (в значительной части отмененном) ЗК РФ ничего не говорится о дисциплинарной ответствен­ности за земельные правонарушения, на практике применение та­ких норм осуществляется в соответствии с КЗоТ РФ (а также поло­жениями и уставами о трудовой дисциплине). В Законе РФ об ох­ране окружающей природной среды 1991 г. предусмотрена дисцип­линарная ответственность за экологические правонарушения.

Административная ответственность за земельные правонару­шения предусмотрена непосредственно  ЗК РФ, Кодекс предусматривает и уголовную ответственность за земельные пра­вонарушения-преступления, делая при этом ссылку на УК РФ. В 3К РФ говорится о возмещении вреда (ущерба), при­чиненного земельным правонарушением, также путем отсылки к гражданскому законодательству.

Кроме указанных традиционных форм ответственности за зе­мельные правонарушения, в земельном законодательстве предус­мотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные зе­мельно-правовые меры (например, лишение права землепользо­вания, изъятие земельного участка). Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земель­ные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоя­тельное значение.

Элементы правонарушения:     

Земельное правонарушение, как любое другое, правонарушения характеризуется четырьмя элементами: объек­том, субъектом, объективной стороной и субъ­ективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения - является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный учас­ток, земельные распорядки, права собственников, владельцев, поль­зователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это кон­кретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение меже­вых знаков, самовольный захват участка и т. д.).

Субъекты земельного правонарушения — ими являются конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, ко­торые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руково­дящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и "сторонние" физи­ческие и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составля­ет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности, таков элементный состав земельного правонарушения. При ре­шении вопроса о привлечении к конкретной ответственности это надо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается.

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установлен­ные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предус­мотрен тот или иной вид преступления.

Правовые

основания и условия ответственности:

Условия ответственности: 

 Также ус­тановлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими                     условиями являются:

— противоправное поведение субъекта;

— наличие вреда;

— наличие прямой причинной связи между вредом и деянием;

— вина нарушителя.

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) яв­ляются противоправными, т. е. если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать пра­вонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным либо моральным. Имущественный ущерб возни­кает при нарушении законных имущественных интересов собст­венника, владельца, пользователя или арендатора (например, за­грязнение земли, снижение урожайности на целый ряд лет). Мо­ральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера (например, трудо­вой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности).

Причинная связь между правонарушением и вредом подтверж­дает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это пря­мо не предусмотрено законом), тогда виновный также может при­влекаться к ответственности. Но если это совсем не связано с дей­ствиями конкретного лица, то такое лицо вообще не может привле­каться к ответственности (например, при стихийном бедствии).

Вина правонарушителя — обязательное условие привлече­ния его к ответственности. Без вины нет ответственности. Вина мо­жет быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халат­ной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказа­ния или взыскания. Указанные требования, основания и условия являются обязательными для всех форм собственности.

Коллективы (предприятия, организации), их органы не могут быть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности, так как эта ответственность строго индивидуальна. К гражданско-правовой имущественной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица — причинители вреда. Ущерб, взысканный с предприятий и организаций, может быть также взыс­кан по суду с должностных лиц и других работников этих предпри­ятий, конкретных виновников причинения ущерба (это их матери­альная ответственность перед предприятием в порядке регресса).

В законодательстве перечислены 12 земельных правонаруше­ний и прямо предусмотрены административные штрафы (в твер­дых суммах), налагаемые на граждан, должностных и юридичес­ких лиц.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства:

Мерам взыскания за нарушения трудовой дисциплины посвя­щена ст. 135 КЗоТ РФ. В ней сказано, что "за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организа­ции применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение".

Все земельные правонарушения, связанные с нарушением тру­довой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответст­вии с порядком, установленным и рассмотренным выше статьями КЗоТ РФ. Заранее установить весь перечень дисциплинарных зе­мельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае.

Все деяния (действия или бездействие), нарушающие земель­ное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинар­ным проступкам. Можно привести конкретные характерные при­меры, встречающиеся на практике.

Работник самовольно (сознательно или неосторожно) переста­вил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это на­рушение было вскрыто администрацией предприятия. На виновно­го было наложено дисциплинарное взыскание, межевой знак по­ставлен на свое место. Нарушение устранено, отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.

В то же время дисциплинарными проступками являются, на­пример, непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровой эрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и применения химических препаратов, привед­ших к ухудшению земель, и проч. Они являются характерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями.

Такие дисциплинарные правонарушения могут совершаться как рядовыми работниками сельхозпредприятий, руководителями среднего звена, специалистами, так и руководителями предприятий, их заместителями. В случае устранения этих нарушений нет необхо­димости применения (после дисциплинарных мер) мер администра­тивной и уголовной ответственности. .

Точно так же, например, если несколько тонн минеральных веществ вместо размещения их в приготовленном складе были ос­тавлены в поле и в результате дождей химикаты были смыты в реку, на земле образовались канавы, небольшие овраги, земля была загрязнена, испорчена, налицо дисциплинарное земельное право­нарушение. Руководитель и его заместители, специалисты не приняли своевременно мер к недопущению подобной ситуации. Поэто­му возможно наложение на них дисциплинарных взысканий либо увольнение их за однократное грубое нарушение трудовой дисцип­лины, невыполнение своих прямых обязанностей (если эти их дея­ния не влекут уголовной или административной ответственности).

Возможны и многие другие (в жизни, на практике) дисциплинарно земельные правонарушения, которые влекут дисциплинар­ную ответственность в соответствии с КЗоТ РФ.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства:

В ЗК РФ предусмотрены следующие виды земель­ных правонарушений и штрафы за них.

Самовольное занятие земельных участков. 

Данное правона­рушение посягает на установленный земельный распорядок. Этот порядок установлен ЗК РСФСР. Земельные участки предоставля­ются решениями органов исполнительной власти Российской Фе­дерации, ее субъектов, местными администрациями в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. В этой связи любой самовольный захват земельного участка любым ли­цом — юридическим или физическим — есть нарушение установ­ленного земельного распорядка. И кроме того, оно приносит вред экономике, землепользователям, владельцам, собственникам, арен­даторам либо государству (если участок самовольно захватывается из государственных земель и земельного запаса). Самовольно заня­тый земельный участок подлежит возврату без возмещения "за­хватчику" затрат на освоение участка.

Самовольное строительство на земельном участке. Даже за­конные собственники, а тем более владельцы, пользователи, арен­даторы обязаны соблюдать правила застройки. Они могут возво­дить постройки и сооружения, но с соблюдением установленных правил застройки. Лицо, самовольно занявшее участок, тем самым уже нарушившее земельное законодательство, не вправе осущест­влять вообще какую-либо застройку. Участок возвращается (собст­веннику, пользователю, владельцу или государству), а постройка сносится нарушителем или за его счет без возмещения затрат. Соб­ственники и владельцы вправе застраивать участки самостоятель­но, но с соблюдением правил застройки, а пользователи и аренда­торы вправе проводить застройку с согласия собственника.

Захламление земель. Данное нарушение отличается от загряз­нения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства — кирпичом, цементом, стройматериалами и т. д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому дан­ное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендато­ры земельных участков. Захламить участок могут и "сторонние" физические и юридические лица. Нарушение может быть соверше­но как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.

Загрязнение земель химическими и радиоактивными веще­ствами, производственными отходами и сточными водами. В от­личие от захламления загрязнение означает проникновение в поч­ву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химический состав, вредно влияющий на плодородие почв, снижают урожай­ность, делают продукцию опасной для людей и животных, в то вре­мя как захламление — это, как отмечалось выше, оставление на почве твердых нерастворимых предметов (а не веществ и элемен­тов). Загрязнителями могут быть как предприятия и организации, так и граждане: предприятия, насосные станции, атомные станции, автопарки, заводы и фабрики (например, кожевенные, масложировые, бумажные). И те и другие могут быть субъектами ответствен­ности. Нарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности, халатности, небрежности. Высокие штрафы уста­навливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит боль­шой вред — снижение плодородия почв и снижение урожайности, иногда на долгие годы. Если такое загрязнение становится общест­венно опасным, оно превращается в преступление и карается уго­ловной ответственностью.

Заражение земель бактериально-паразитическими и каран­тинными вредными организмами. 

Данное правонарушение, как и предыдущее, также относится к наиболее вредным, так как подоб­ное заражение может приводить к тем же вредным последствиям. Но в отличие от загрязнения заражение заключается в том, что в почву попадают, например, микробы, вредные для здоровья и жиз­ни людей и животных, для сельхозпродукции. Субъектами-загряз­нителями здесь могут быть, как правило, научно-исследователь­ские учреждения, ветбаклаборатории, опытные станции, имеющие дело с такими вредными организмами. Иногда субъектами могут быть и граждане, но реже. Нарушение может совершаться умыш­ленно и неосторожно. Данное правонарушение может "перерасти" даже и в уголовное преступление.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. В отличие от загрязнения и заражения, которые могут причиняться только химическими веществами и бактериологическими организмами, порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (на­пример, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта, установок и др.). Подобное физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву. Нарушение может совершаться умышленно, но не исключается и неосторож­ное поведение причинителя. В данном случае, как правило, причи­няются большие убытки, и особенно в виде упущенной выгоды, ко­торые возмещаются иногда в течение длительного времени вплоть до полного восстановления плодородия почвы.

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель. В соответствии с ЗК РФ, земли могут предоставляться во вре­менное пользование (например, для геолого-разведывательных и изыскательных работ, для подъездных путей при строительстве и др.). В отличие от предыдущего нарушения, где земли не отводят­ся, но им причиняется ущерб, здесь земля отводится на определен­ный, временный срок. По истечении этого срока такие земельные участки должны быть возвращены собственнику, владельцу, пользователю, арендатору. Не возврат участков в срок означает, по су­ществу, продолжение пользования ими, но уже незаконное, т. е. самовольное. Нарушение совершается, как правило, умышленно, но может совершаться и по небрежности. Субъект нарушения — признаются  граждане и юридические лица, получившие землю во временное пользование.

Невыполнение обязанностей по приведению временно ис­пользуемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. 

В данной теме нарушение земель прежде всего неразрывно связано с предыдущим состоянием земли. Временный землепользователь, арендатор обязаны не только вернуть участок по истечении срока (это — самостоя­тельное требование), но и вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не просто в пригодном, а для использования именно по целевому назначению (например, для сельхозпроизводства и др.). Данное нарушение совершается умышленно. Наруши­тель знает, что он обязан делать, но не делает. Нарушители — те же временные пользователи, арендаторы, т. е. как юридические лица, так и граждане. Временный землепользователь обязан провести все необходимые работы: распашку, восстановление плодородного слоя, ликвидацию всех повреждений почвы, т. е., как это называется в ЗК РФ, провести рекультивацию земли, Все эти работы вы­полняются им за свой счет. Если (в крайнем случае) он не делает этого, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упу­щенную выгоду.

Проектирование, размещение, строительство и ввод в экс­плуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние зе­мель. 

Прежде всего, могут возникнуть трудности: является ли каж­дое из перечисленных деяний оконченным нарушением или окон­ченное нарушение составляют все четыре деяния вместе, в сово­купности. Видимо, без ввода таких предприятий и объектов в экс­плуатацию отрицательного воздействия не будет. Но, с другой сто­роны, такие действия без экологической экспертизы вообще не мо­гут иметь места. В таких случаях на каждой стадии возможно пре­кращение проектирования, размещения и строительства объектов и, кроме того, наложение штрафа на виновных. В каждом случае надо исходить из конкретных обстоятельств. Какие объекты име­ются в виду? Любые, если они отрицательно влияют на состояние земель. Это могут быть гидроэлектростанции, которые выводят ог­ромное количество земель из сельхозоборота; гидромелиоративные сооружения, которые могут привести к иссушению земель или, на­оборот, к их заболачиванию, подтоплению и т. д. Действия наруши­телей, как правило, умышленные: они знают об отрицательных пос­ледствиях, но продолжают нарушение, противоправное действие. Особенно если это делается без экологической экспертизы. Без та­кой экспертизы вообще не должно быть никакого строительства.

Искажение сведений о состоянии и использовании земель. В соответствии с ЗК РФ, каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лиц обязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состо­янии. Это необходимо, в частности, для выделения земель кресть­янским (фермерским) хозяйствам; для предоставления во владе­ние, пользование или аренду; для ведения мониторинга земель и. земельного кадастра. От этих сведений зависит правильное реше­ние вопросов о предоставлении земель, а от неправильной информа­ции могут быть нарушены права граждан и организаций. В этом —-вредность данного земельного правонарушения. Нарушителями вы­ступают граждане-собственники, владельцы, пользователи, аренда­торы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов, предпри­ятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земель­ных органов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Эти нарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрации земель как имущества, недвижимости.

Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие ин­формации о наличии свободного земельного фонда. 

По существу, здесь объединены два самостоятельных правонарушения.

Во-первых, нарушение сроков и сокрытие информации. При­чем они касаются двух случаев: выделение участка из земель за­паса и из земель колхоза или совхоза (другой организации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, коопера­тива, для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В первом случае срок рассмотрения заявления (ходатайства) уста­новлен не более 2 месяцев, а во втором случае — месячный срок. Эти два случая земельных правонарушений и штрафов за них пред­усмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, не расшифровывая их. А в ЗК РФ прямо называются должност­ные лица. Имеются в виду как должностные лица колхозов и совхо­зов (допускающих волокиту при рассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов.

Во-вторых, сокрытие информации о свободном земельном фон­де. Это также серьезное нарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению прав граждан. Желание скрыть све­дения о наличии земель возможно у тех же руководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, как правило, и являются субъектами данного земельного правонарушения.

Уничтожение межевых знаков. Межевые знаки устанавли­ваются на границах участков собственника, владельца, землеполь­зователя в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости права на зем­лю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. В результате этого нарушения размер участка у одного землеполь­зователя может уменьшиться, а у другого ("захватчика") увели­читься. По существу, это нарушение дополняется другим наруше­нием — самовольным захватом земли. Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами, причем умышленно или неосторожно.

В ЗК РФ сказано, что за указанные выше правона­рушения законодательством может быть установлена уголовная ответственность. Следует уточнить: не просто за перечисленные нарушения, а в тех случаях, когда они приобретают признаки пре­ступления и указаны в УК РФ. Это зависит от законодателя. Никто не может устанавливать разграничение административных проступ­ков и преступлений, кроме законодателя, В каких же случаях это может быть? В зависимости от объективных обстоятельств законо­датель решает, какое правонарушение объявляется администра­тивным проступком или уголовным преступлением.

Субъекты Федерации могут устанавливать в своем законода­тельстве и иные административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них.

Наложение штрафов и других взысканий за указанные нару­шения не освобождает виновных от устранения допущенных нару­шений. Эта важная норма отражает принцип и требование реаль­ного исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить до­пущенное нарушение.

ВВС.1992 №34.Ст.1970

В указанных контрольных органах созда­ются инспекции по наложению администра­тивных штрафов, которые на основании

Порядок наложения штрафов:

протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях реша­ют вопросы о наложении на виновных административных штра­фов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нару­шение, может дать письменное предупреждение — это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого наруши­тель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и прото­кол о нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах "от и до", он может быть наложен либо в минимальной сумме, либо в макси­мальной, либо в сумме в пределах "вилки". Это делается по усмот­рению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Уголовная ответственность за земельные правонарушения (преступления)

Уголовная ответственность за земельное правонарушение на­ступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки обще­ственно опасного деяния, т. е. является преступлением.

Статья 254 У К РФ. В настоящее время У К РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.)  предусмотрена статья об уголовной ответственности за земельные правонарушения - преступления. Она предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием "Порча земли" (ст. 254). Приведем ее полный текст:

"1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности вследствие нару­шения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и био­логическими веществами при их хранении, использовании и транс­портировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафом в размере от двух­сот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­стоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет".

Как видно, под порчей земли понимается отравление, загряз­нение или иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три само­стоятельных состава преступления, так как объективная сторона преступлений — разная, самостоятельная.

Отравление и загрязнение земли — деяния понятные. Разлив цистерн с нефтью или разрыв нефтепровода загрязняют землю на больших территориях. Земля может быть отравлена ядохимиката­ми, отравляющими веществами. А что означают слова "иная порча земли" — не совсем ясно. Судам необходимо исходить из конкрет­ных обстоятельств уголовного дела.

В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойти в результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности. Это — тоже характеристика объективной сто­роны и составов рассматриваемого преступления. Вредные продук­ты хозяйственной и иной деятельности возникают вследствие на­рушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и био­логическими веществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при их хранении, использовании и транспорти­ровке. Как следствие (последствие) указанных нарушений называ­ется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

В качестве меры уголовной ответственности возможна конфис­кация земельного участка (как имущества, недвижимости) по при­говору суда (ст. 62—66 УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может быть конфискован участок ус­тановленной нормы как единственный источник существования се­мьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.

Гражданско-правовая и земельно-правовая  ответственность

Эта ответственность называется также имущественной ответ­ственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юриди­ческих лиц, а также жизни и здоровью людей. Ущерб возмещается в исковом порядке по решению судов — по спорам между гражда­нами и по решению арбитражных судов — по спорам между юридическими лицами и предпринимателями без юридического лица. В первом случае споры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПК РФ, во втором — в соответствии с Законом об арбитражных судах и АПК РФ.

Ущерб может быть причинен в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора (так называемый договорный вред), а также в связи с правонарушением, причинившим вред (так называемый внедоговорный вред). Это раскрывают статьи ГК РФ о сделках (ст. 153—181), об ответственности за нарушение обязательств (ст. 15, 393—406), об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064—1083) и о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью граждан (ст. 1084—1094).

Арбитражные суды рассматривают экономические (в том чис­ле земельные) споры в соответствии со ст. 22, 102—123 АПК РФ;

общие суды — в соответствии с ГПК РФ. Кроме того, по желанию спорящих сторон они могут поручить рассмотрение дела третей­скому суду'. В настоящее время готовится проект Закона о третей­ских судах.

Важно правильно определить подведомственность и подсуд­ность дел, квалифицированно разобраться в обстоятельствах дел, доказательствах и принять на основе закона правильное решение. Помогают судам в этом руководящие указания вышестоящих су­дов и арбитражных судов. Это — постановление Пленума Верхов­ного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших у судов при при­менении законодательства о земельной реформе" от 22 апреля 1992 г.2; постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума . Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах подве­домственности дел судам и арбитражным судам" от 18 августа 1992 г.3

Примеры из арбитражно-судебной практики: В первую очередь землеобладатели —  физические и юридические лица вправе защищать свои земельные права, по­давать иски в суды или арбитражные

суды. Но надо учитывать, что земля — основной объект окружаю­щей природной среды и поэтому земельные правонарушения очень часто проходят как экологические правонарушения, так как нарушения совершаются самими землеобладателями либо одновременно с загрязнением земли загрязняются и водоемы. Поэтому, как правило, иски предъявляются не земельными органами, а органа­ми охраны окружающей природной среды, а нередко прокурорами. Истцы признаются надлежащими, иски принимаются к рассмотре­нию и разрешаются в соответствии с законодательством.

Интересны в этой связи несколько дел, связанных с крестьян­скими (фермерскими) хозяйствами. Раньше эти хозяйства, как из­вестно, были юридическими лицами, в настоящее время (по ГК РФ) они — предприниматели без права юридического лица. Поэтому споры с их участием также подведомственны арбитражным судам. Можно привести два таких дела, например, рассмотренных в Высшем арбитражном суде Республики Калмыкия. Суть в том, что распоряжением Президента Республики от 5 апреля 1994 г. № 133-р в соответствии с законодательством запрещена распашка пастбищ­ных угодий и черных земель. Такие действия приводят к эрозий земли, понижению или даже утрате ее плодородия. Некоторые хо­зяйства, однако, пренебрегают этими обстоятельствами и запретами, нарушают их.

Интересно и характерно, что в данных случаях в качестве истца выступал не Земельный комитет, а Комитет по природопользова­нию и охране окружающей среды (Калмприрода). Ответчик надле­жащий, тем более что указанные споры связаны с нарушением не только земельного законодательства, но и законодательства об ох­ране окружающей среды.

Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кан" Маловер-бетовского района администрацией в апреле 1993 г. было выделено 200 га земли;' 195 га —''пастбища, 5 га — лиманы и прочие земли. Фермерское хозяйство самовольно распахало целинно-пастбищные угодья, на 34 га для. выращивания бахчевых и овощных культур. Таким образом, не только был нарушен почвенный покров, но и "земля использовалась не по целевому назначению. За такие деяния можно даже изымать земельные участки в принудительном порядке. Но до этого не дошло, а был предъявлен иск на 9 млн. руб. за причинение вреда земле. Распаханная земля была своевременно засеяна многолетними травами, и ущерб, причиненный ей, был сни­жен. Ответчик в суд не явился, дело рассмотрено без него, иск удов­летворен. Жалобы ответчика не последовало.

Крестьянское хозяйство "Баатр" Яшкульского района Калмы­кии получило от Администрации 900 га земли с целевым назначе­нием под пастбищное животноводство. Но хозяйство самовольно распахало 100 га угодий, чем нарушило почвенный покров и созда­ло угрозу эрозии почв. Хозяйство провело некоторые меры по улуч­шению земель. Размер иска самим истцом (Калмприродой) был сни­жен с 14 600 000 руб. до 4 млн. руб., и суд взыскал данную сумму. Ответчик решение не обжаловал.

Земельно-правовая ответственность: 

Помимо рассмотренных выше форм ответственности за земельные правонарушения законодательством предусмотрена еще спе­циальная земельно-правовая ответственность. Статьей 32 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрено прекраще­ние прав на землю крестьянским (фермерским) хозяйством при его ликвидации в случае не использования земельного участка в сель­скохозяйственных целях и использования участка методами, при­водящими к деградации земли. Поскольку прекращается крестьян­ское хозяйство, постольку изымается земельный участок. И изыма­ется он при совершении именно указанных земельных нарушений.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на зем­лю за земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284— 287 (т. е. в гл. 17, которая вступит в действие с момента принятия .нового Земельного кодекса).

В ГК РФ рассматриваемые вопросы разрешены следующим образом.

В ст. 284 (она называется "Изъятие земельного участка, кото­рый не используется в соответствии с его назначением") установ­лено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда этот участок предназначен для сельскохозяйствен­ного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также вре­мя, в течение которого участок не мог быть использован по назна­чению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии со ст. 285 "Изъятие земельного участка, ис­пользуемого с нарушением законодательства" земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осу­ществляется с грубым нарушением правил рационального исполь­зования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целе­вым назначением или его использование приводит к существенно­му снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо зна­чительному ухудшению экологической обстановки.

В ст. 286 "Порядок изъятия земельного участия ввиду его не­надлежащего использования" говорится, что орган государствен­ной власти или его местного самоуправления, уполномоченный при­нимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ, а также порядок обязатель­ного заблаговременного предупреждения собственников о допущен­ных нарушениях определяется земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит ор­ган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с пуб­личных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

В ЗК где говорится о "Прекращении прав на земельный участок, принад­лежащих лицам, не являющимся его собственниками" сказано, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих аренда­торам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществля­ется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Заключение:

На мой взгляд, я считаю, что выбранная мною тема  «ответственность за нарушение земельного законодательства» в будущем останется насущной и актуальной темой и можно предположить, будет дорабатываться, и подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо нововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режима землепользования и нецелесообразному использованию земель.

 Переход от социализма к рыночной экономике изменил все, в том числе и земельно-правовые отношения. Буквально за последние четыре года была принята масса указов, постановлений президента и правительства, но с течением времени всё стареет и стареет, и хотелось бы, чтобы земельные отношения всё-таки были полностью урегулированы.

Литература:

1. Земельный кодекс РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

5. Панкратов И. Ф. Ответственность за нарушение земельного законодательства / Законодательство и экономика. 1997. №. 5/6. С.30—43.

6. Иконицкая И.А Основы земельного права Российской Федерации. М., 1997.

7. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под. ред. С.А Боголюбова., М.,1997

8. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, /Под. ред. О.Н Садикова., М.,1997

9. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под.ред. проф. В.В Петрова., М., 1997.