Ответы на билеты по политологии (2006г.)

Билет 1 предмет и основные этапы развития политологии

Предметом политологии большинство ученых считают политику и власть как первооснову политических отношений. Термин политология используется в нашей стране, а на Западе и на Востоке называется полит. наукой. Первые политические научные и учебные заведения возникли в Европе и США в 70-90х годах 19века. В качестве самостоятельной дисциплины полит наука оформилась после 2-й мировой войны. В развитии полит науки выделяют 3 этапа:

  1. институциональный
  2. бихевиористический (поведенческий)
  3. постбихевиористический

На первом этапе (институциональном) первая треть 20в политика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп. На втором этапе развития полит наука 30-60годах перешла от описания формальных институтов к анализу систематически наблюдаемого поведения конкретных индивидов, к изучению мотивации поведения людей. На третье этапе проявляется стремление преодолеть эмпиризм, реализуется потребность в создании концепций и теорий, которые давали бы ориентир в обилии фактов. В это время (с 70х годов) политология обогатилась такими методами как: системный, сравнительный, функциональный, моделирование, логико-математические.

Американская полит наука выделилась из группы исторических дисциплин и изначально имела прагматический характер. Она формировалась преимущественно на практических основах.

Европейская школа сложилась под влиянием традиционных направлений общественной мысли: философского, юридического, социального. Согласно Европейской традиции полит наука представляет собой лишь одну из наук о политике.

В 60-х годах в рамках полит науки начала формироваться прикладная политология, она концентрирует внимание на решении конкретных полит проблем, разрешении полит конфликтов, на технологии полит переговоров, определений и моделей определения избирателей.

Билет 2 Методы и функции

1) Теоретические методы:

1.        ценностно-нормативный (позволяет рассматривать полит явления с точки зрения их соответствия морали, справедливости, общему благу)

2.        социологический (анализируется зависимость политики от общества, соц. обусловленность полит явлений. Изучается эк отношения, соц. структуры, общ группы)

3.        бихевиористский ( альтернатива юридическому методу. Изучает поведение индивидов и групп как взаимосвязь «стимула и реакции». Не позволят представить мир политики целостно, выявить взаимосвязь его различных компонентов)

4.        системный (раскрывает устойчивые взаимосвязи элементов политики и тем самым определяет возможности приспособления политики к условиям внешней среды)

5.        структурно-функциональный (предполагает рассмотрение политики как скоординированного взаимодействия элементов, составляющих его структуру)

6.        психоанализ (учет иррациональных факторов полит деятельности)

7.        сравнительный (сопоставление однотипных полит явлений, которые происходят в разных странах и культурных средах)

8.        исторический (концентрирует внимание на эволюции полит явлений и процессов во времени и пространстве)

2) Эмпирические методы:

1.        эмпирический (ориентирован на изучение конкретных явлений в политике)

2.        метод наблюдения (направленное восприятие каких-то явлений, событий, процессов)

3.        опрос (позволяет получать информацию  о политическом сознании граждан)

4.        контент-анализ (систематическая числовая обработка, оценка содержания информационных источников. Могут быть получены сведения о приоритетных целях государства,  президентах, лидерах тех или иных партий)

5.        «фокус-группы» (выяснение отношения различных слоев общества к какому-то событию)

3) общенаучная (логические) анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция

Функции:

Социальная роль политологии определяется выполняемыми ею функциями — теоретической, методологической, практической, прогностической и воспитательной. Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом. Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки. Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук. Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

Билет 3 Российская политическая наука

Возникновению политологии в СССР и России предшествовало длительное накопление знаний о политике и политической жизни. После принятия страной христианства вплоть до ХIХ в. российская политическая мысль развивалась в рамках православного мировоззрения. Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию — содействие установлению наилучших форм правления, созданию эффективных властных структур. С конца 18в. в российской политической мысли началось формирование либерального, консервативного и радикального направлений.

Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитии общественных наук, в частности политологии. Объективное знание общества о самом себе поставило бы перед ним ряд нежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданском обществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самого советского режима. Оно стимулировало бы размышления о явлениях и процессах, которым невозможно было найти объяснение в работах классиков марксизма. Именно поэтому в СССР до второй половины 1980-х гг. политология не признавалась как самостоятельная наука и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Тормозом в становлении политологии, социологии и ряда других дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслей знания (прежде всего философии, права, истории), которое не позволяло в должной мере осуществлять исследования политических процессов и явлений. Таким образом, в 1960—1980-е гг., несмотря на отсутствие официального признания политологии со стороны власти, в СССР шло формирование политологического сообщества, которое вело продуктивную исследовательскую деятельность и использовало возможности научной инфраструктуры и высшей школы для утверждения статуса политической науки и накопления знаний. Отношение к политологии стало меняться со второй половины 1980-х гг. по мере осуществления демократических преобразований. В 1989 г. перестройка привела к официальному признанию политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Принципиальное значение для развития политологии в России имеет закрепление в Конституции РФ принципа политического и идеологического плюрализма в российском обществе.

Билет 4 сущность, структура и функции политики

  Политика (от греч. роlis —город, государство). Cуществуют различные его трактовки — субстанциональная,

институциональная, правовая, этическая, антропологическая конфликтно-консенсусная и др.Политику можно

определить как деятельность социальных групп и индивидов, направленную на обретение, организацию и

использование власти как инструмента саморегулирования общества.

   Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном,

социально однородном обществе, существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие

социальные институты, как род и собрание всех его взрослых членов, носили неполитический характер.

Усложнение общества но мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение

государства и вместе с ним политики.Следовательно, политика своим происхождением обязана государству.

   Политика существует в двух формах — идеальной и предметной. Первая — это мыслительная деятельность,

работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т. д. Предметную, материальную форму

политики образуют устройство и функционирование органов власти, политических партий и движений и т. д.

   Политика — это многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований — направленности,

сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей.

По направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Содержание внутренней политики государств

составляет деятельность по регулированию жизни общества.

Общепризнанные цели внешней политики государств:

1) укрепление национальной безопасности;

2) наращивание потенциала — экономического, военного, научного и т. д.;

З) упрочение международных позиций.

  Политика представляет собой сложную структуру, включающую множество разнообразных компонентов — людей,

организаций, отношений, действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам —

субъектам, объектам и ресурсам.

  Субъекты политики — это носители целенаправленного политического действия: государства, партии,

профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности, СМИ. К числу субъектов политики

иногда относят и социальные институты, преимущественно неполитического назначения, оказывающие заметное

влияние на политику: церковь, университеты, различные ассоциации и т. д.

  Самый общий объект политики — это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов.

В этом случае активность субъекта политики направлена на придание таким процессам направленности,

соответствующей его интересам.

Конкретными объектами политики являются основные сферы жизни общества: те институты, социальные группы,

общности и индивиды, на которые в определенных целях оказывается политическое воздействие.

  Наконец, ресурсы политики — это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами

политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Выделяют 4 группы ресурсов:

1) материально-технические, включающие технические и информационные средства, энергетические,

продовольственные и иные материалы;

2) человеческие — люди, принимающие участие в политических действиях или оказывающие им поддержку,

степень их вовлеченности в политические процессы;

З) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания ими и

поддержки целей и установок субъекта политики

4) временные — мера интенсивности действий политических субъектов в единицу физического врёмени.

Кроме основных компонентов в политике выделяют три уровня ее функционирования.

Первый, собственно политический, макруровень, характеризует публичную власть, ее устройство и

функционирование в центре и на местах, государство как целое. Второй, микроуровень, охватывает

отдельные организации — партии, профсоюзы, группы интересов и т. п. Третий, мегауровень, относится

к деятельности международных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др.

Билет 5 цели и ср-ва в политике

Цель в политике — это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике представляют собой инструменты превращения мотивов в реальный результат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы, референдумы, вооруженные действия, этические и правовые нормы, традиции и пр.

Одним из основных и действенных средств политики является политический язык. Благодаря этому средству осуществляется формирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации.

Различие между политическими целями и средствами относительно, условно. То, что является целью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот.

Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе — интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные

интересы и обуздания группового эгоизма.

Политические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики — по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.

В зависимости от применяемых средств — гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных — различаются типы политики и власти, типы общества, исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные и авторитарные политические системы. Близким к понятию «средство» является понятие метод. Если средства — это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методы характеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Билет 6 политическая жизнь

Введение в конце 1950-х гг. в научную терминологию понятия «политическая жизнь» и последующее его широкое использование позволяет:

+ рассматривать политику в единстве институционального и поведенческого аспектов ее бытия;

+ укоренять в Массовом сознании понимание того, что политика творится прежде всего людьми, а ее направленность и облик зависят ОТ их активности;

+ давать обобщенную оценку конкретных эпох, стран и регионов, политического поведения наций, классов, слоев и отдельных индивидов.

Политическая жизнь — это совокупность форм политического бытия индивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стремящихся удовлетворить свои интересы. Понятие ‚политическая жизнь характеризует отношение человека и общества к политике и участие в ней, охватывает разнообразные политические явления, процессы и взаимодействия. Оно аналогично понятиям экономической, духовной, культурной и религиозной жизни.

Политическая жизнь определяется многими факторами — социально-экономическими, политическими, культурно-историческими, природными. Она напрямую зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, состояния общественного мнения, влияния идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психология народа, его традиции и национальные особенности. Вся эта совокупность факторов обусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.

Политическая жизнь может протекать в спокойном ритме и рутинных формах, но может приобретать динамичный и даже взрывной характер. Последнее происходит в кризисные и переломные периоды развития общества, когда радикализируются политические и идейные течения, обостряется борьба за власть.

Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.

Билет 7 взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни

Природа политики может быть адекватно понята лишь с учетом ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни, особенно с экономикой, моралью и правом. Политика оказывает многоплановое воздействие на все сферы жизни социума, интегрируя их. Под влиянием различных сфер сама политика также обретает новые качества и свойства.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в жизни общества и приобретает особую важность в периоды его реформирования. Суть этого взаимодействия состоит в следующем.

Глубинные корни политической деятельности определяются прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т. е. определяя материальное положение разных социальных групп и статус их членов. В зависимости от экономического содержания своих интересов люди могут обращаться к различным способам их политического выражения — выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т. д.

Проблема сочетания политики и морали сложна, многогранна и в различных ситуациях проявляет себя конкретным содержанием. Важным условием гуманности политики является институционализация нравственных требований к ней, т. е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве.

Политика самым непосредственным образом связана с правом. По своей сути она начинается с введения в систему управления обществом писанных законов. Роль права в политике заключается в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры для постановки целей и выбора средств их достижения; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произвола как со стороны государства, так и со стороны других лиц. Иными словами, право и его важнейшая составная часть — права человека — устанавливают границы санкционируемой обществом политической деятельности, т.е. легализуют политику. Только политика, основанная на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов.

Билет 8 понятие и виды политических отношений

Политические отношения – структурный элемент политики, представляющий собой одну из форм общественных отношений наряду с экономическими, социальными и культурными отношениями. Полит. отношения определяют: как взаимодействие между социальными общностями, гражданами и инструментами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.

Политические отношения возникают с того момента, когда потребность во властном регулировании социальных процессов начала осуществляться при активном участии государства. Эти отношения в конечном счете коренятся в экономике общества, где формируется и удовлетворяется первичные и наиболее фундаментальные потребности людей.

Виды полит отношений:

  1. по субъектам политики различают отношения между нациями, соц. группами, индивидами, полит. инструментами.
  2. в зависимости от характера взаимодействия субъектов политики выделяют отношение государства и подчинения, сотрудничества и соперничества
  3. по степени и форме влияния на деятельность института власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные.
  4. по форме участия в политике, полит. отношения дифференцируют нам лояльность, поддержку и оппозиционность.
  5. по способу закрепленности различают отношения официально-закрепленные в нормах права, принципах деятельности партии и организации, и отношения формально не закрепленные.

Специфика всех видов полит отношений состоит в том, что они:

- выражают взаимосвязи между субъектами полит через власть.

- они тем или иным образом определяют характер всех остальных видов общественных отношений.

Билет 9 сущность, типы и функции политической культуры

С точки зрения компонентами политической культуры являются знания, верования и чувства в области политики, приобщенность к политическим ценностям.

Содержание политической культуры, согласно Г. Алмонду и С. Вербе, складывается под воздействием ряда факторов:

  1. детской социализации;
  2. образования;
  3. открытости средствам массовой информации;
  4. опыта контактов с правительственными организациями;
  5. влияния социально-экономической действительности.

Политическая культура — это существенная часть культуры каждой нации, включающая те ее элементы, которые связаны с политическим процессом. Она испытывает влияние социокультурных, национальных и религиозных традиций, обычаев, стереотипов поведения и мышления, моральных установок. В свою очередь политическая культура влияет на функционирование политических институтов и содержание политического процесса, обусловливает политическое поведение индивидов.

Существуют разные подходы к пониманию типологии политической культуры. Основными критериями для дифференциации поликультур являются прежде всего следующие:

  1. степень согласованности во взаимоотношениях политических субкультур в той или иной стране;
  2. базовые ценности, на которые ориентируются общности в политической деятельности;
  3. ориентация на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы;
  4. характер поведения людей в той или иной политической системе.

Политическая культура выполняет следующие функции в общественной жизни:

  1. функцию идентификации, т. е. удовлетворения потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивания интересов данной общности;
  2. функцию адаптации к изменяющейся политической среде;
  3. функцию социализации, т. е. обретения индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои политические интересы;
  4. функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы;
  5. функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств общения.

Билет 10 избирательные системы

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.

Основная функция избирательной системы — обеспечить гражданам свободное выражение своей воли, своего отношения к кандидатам в депутаты или претендентам на выборные должности, к политическим партиям в условиях многопартийности и политического плюрализма. Избирательная система является демократической, если включает три свободы:

1) свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов;

2) свободу обсуждения и отвода выдвинутых кандидатов;

З) свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосования.

Существует две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям:

1) репрезентативность, т. е. способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил;

2) простота механизма выборов;

З) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс один голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов.

включить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

  1. пропорциональная система на общегосударственном уровне; в этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются;
  2. пропорциональная система, основывающаяся на округах; в этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.

достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. допускает эта система и возможность коррекции, т. е. замены депутата от партии, если он не отражает, партийную точку зрения, по решению самой партии.

Билет 11 основные типы отношений между человеком и политикой

Содержание отношений между человеком и политикой может быть сведено к трем основным типам — приобщенности человека к политике, политическому отчуждению человека и полному слиянию человека и политических структур.

Первый тип — состояние приобщенности человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы через воздействие на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое значение имеют:

- отождествление себя с определенной политической силой в обществе — партией или движением;

- приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения;

- повышение уровня образования людей, стимулирующее их участие в политической жизни;

- статусный рост граждан, повышающий степень их вовлеченности в политические отношения;

- стремление достичь желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

Второй тип отношений — состояние отчуждения, или аномии, которое характеризуется разрывом связей между человеком и политической системой, сосредоточением усилий людей на реализации частных интересов. В такой ситуации нормы общественной жизни по разным причинам теряют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношения. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств и состояний:

- чувство бессилия людей перед ходом событий, осознание неспособности повлиять на действия власти;

- потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей;

- убеждение в том, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных целей;

- минимальная степень уважения или индифферентность к доминирующим в обществе ценностям и верованиям.

Все эти состояния могут наступить вследствие добровольного выбора или служить результатом целенаправленного отстранения индивидов и социальных групп от возможности влиять на решение своих проблем через систему государственных органов. Отстранение человека от власти не всегда выводит его за рамки политики и может, наоборот, способствовать концентрации социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.

Третий тип отношений — полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям. Такая форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», для которой характерны следующие черты:

- конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;

- несбалансированное, покорное отношение к авторитету;

- перенос ответственности и враждебности на внешние силы;

- желание власти и боязнь ее;

- оправдание своего поведения поведением других;

- вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров и т. д.

Билет 12 права и свобода личности

Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистичёские принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать во своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека — это основной показатель прогрессивности общественного строя.

Наиболее содержательная классификация прав и свобод — их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права — это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека.

К числу гражданских (личных) прав относятся:

- право на жизнь и достоинство личности;

- право на свободу и личную неприкосновенность;

- право на защиту чести и доброго имени;

- право па неприкосновенность частной жизни и жилища;

- свобода передвижения и выбора места жительства;

- свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения.

Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством. Политические права — неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. Благодаря им могут функционировать все другие права, составляющие основу демократической системы.

К числу основных политических прав относятся:

- право участвовать в управлении государственными и общественными делами;

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти;

- право на участие в отправлении правосудия;

- право на объединение в общественные организации;

- право на подачу петиций в государственные органы и органы местного самоуправления;

- право на информацию;

- свобода слова;

- свобода собраний, митингов и демонстраций.

При тоталитарном и авторитарном режимах эти права носят в основном разрешительный характер, при демократическом — регистрационный.

Социально-экономические и культурные права определяются как права второго поколения. Они сформировались в процессе борьбы народов за повышение своего Экономического уровня и культурного статуса. Для их реализации требуется организационная планирующая и иные формы деятельности государства.

Наряду с индивидуальными правами существуют и коллективные права, которые могут осуществляться общностями:

- право па развитие;

- право на здоровую окружающую среду;

- право на общее наследие человечества;

- право на коммуникацию в рамках нового международного порядка и др.

Эти права начали формироваться в период Второй мировой войны и получили название третьего поколения прав человека.

Билет 13 политическая социолизация

Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией. По мере его развертывания формируются политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики.

Политическая социализация имеет две стороны — объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти ню формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые связаны между собой, — прямой и косвенной. При

прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т. д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в политической науке выделяют следующие типы социализации — гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

       Гармонический тип политической социализации предполагает зрелость демократических традиций и наличие гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение им своих гражданских обязанностей.

   Для плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентаций граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации.

   Конфликтный тип политической социализации формируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей достижение согласия носителями различных ценностей друг с другом и с властью.

   Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за сёчет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии.

Билет 14 Понятие и сущность власти

Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации. Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, проявляется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают па отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры масштабы, объем, время и пространство. Источник власти — то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т. п. Масштабы власти — это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти — это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти — это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти — это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Ресурсы власти — это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Билет 15 лигитивность и легальность власти

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Политическая легитимность — это общественное признание власти и ее права па управление. Легальность власти — это ее нормативно- правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит скорее оценочный, этический характер, второе — юридический.

Понятие легитимности имеет три измерения:

- народная легитимность, или признание обществом правомочности правящей элиты; она может основываться На традициях, идеологии, конституции, выборах;

- внешняя» легитимность, или признание режима и его правящих групп со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

- лёгитимность для се6я, т. е. правители сами выдвигают некий комплекс соображений, которыми оправдывают свою власть и действия по ее удержанию.

Другая характеристика политической власти — легальность — предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

Билет 16 происхождение, виды и функции политических элит

Теории элит возникли в конце ХIХ—начале ХХ в. Их создатели В. Парето, Е Моска и Р. Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, наделенное особыми достоинствами, руководит массами, В. Парето назвал его элитой, а Е Моска — политическим классом.

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848—1923) был первым, кто сделал элиту объектом научного анализа. Принадлежность к элите он определял выдающимися качествами людей, обеспечивающими им власть. Ценностный подход к элите стал отправной точкой для обоснования закона «круговорота элита.

Выявленные исследователями черты элит позволяют дать определение политической элиты. Это относительно интегрированная группа (или совокупность групп), занимающая руководящие позиции в общественных институтах и влияющая на принятие властных решений. В демократических обществах она в той или иной мере подконтрольна гражданам и открыта для вхождения в ее состав лиц, обладающими необходимой квалификацией, политически активных.

Элита делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительной деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику.

Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства — монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте. Это ограниченный круг людей, который включает несколько сотен человек.

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц — парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений.

Административная (бюрократическая) элита — это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руководящие должности в органах государственного управления.

Политические элиты выполняют в обществе следующие функции:

- выражение совокупного интереса представляемых ими классов или слоев, разработка механизмов реализации этих интересов;

- формирование и реализация политического курса на основе учета всех социальных интересов, защита общенациональных интересов;

- расстановка руководителей на различных участках государственного управления, выдвижение политических лидеров

- защита ценностей, характерных дл данного общества, и обеспечение на их основе консенсуса по главным направлениям деятельности государства,

Билет 17 механизм формирования политических элит

Важный аспект теории политических элит — вопрос о механизме их формирования и воспроизводства. Этот механизм включает системы и каналы элитообразования. Системы рекрутирования политических элит определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы. От характера рекрутирования политический элит во многом зависят социальная представительность и качественный состав различных органов власти. Каналами рекрутирования элит называют пути продвижения новобранцев в системе политической иерархии.

Существуют две основные системы рекрутирования элит — антрепренерская и система гильдий. В реальной действительности они в той или иной форме сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинствами другой.

Антрепренерскую систему отличают:

- открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

- небольшое число институциональных фильтров, т. е. формальных требований для занятия должностей;

- широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны;

- высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих должностей;

- первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей.

Для системы гильдий характерны:

- закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии;

- высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров — формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.;

- узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель — глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.;

- тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.

Билет 18 природа и сущьность политического лидерства

Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются:

1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений;

2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.

Политический лидер — это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Вместе с тем он не только субъект, по и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их требований, к различным компромиссам.

Политическое лидерство можно определить как легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии.

В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента:

1) личностные качества лидера;

2) инструменты осуществления власти;

З) ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.

Комбинация этих трех компонентов во многом определяет становление лидера и эффективность его деятельности.

 Качества лидера исследователи объединяют в три группы — природные, нравственные и профессиональные.

К числу необходимых лидеру природных качеств относят силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относят гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам. Очевидно, что реальные лидеры не являются носителями всего набора перечисленных качеств. Он рассматривается как идеал.

Понятие, инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.

Наконец, третий компонент политического лидерства — это ситуация, с которой он сталкивается. Ситуация может быть спокойной и кризисной, благоприятной и не благоприятной для деятельности лидера. В соответствии с ней должны меняться и методы действий.

Билет 19 типология политического лидерства

В политологии существуют различные классификации политического лидерства.

Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства.

1. Традиционное (вожди племен, монархи), опирающееся на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества.

2. Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти — всеобщие выборы.

3. Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей.

В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров — консерваторы, реформаторы и революционеры.

Применительно к России отечественный ученый А. И. Пригожин предложил типологию политического лидерства, основывающуюся на способе получения лидирующих позиций. По его мнению, история России и СССР знает следующие типы политического лидерства:

- наследование, т. е. принятие власти по родству детьми или другими близкими родственниками монарха;

- самозванство, т. е. захват власти с помощью силы, не легитимно; уступающий тип лидерства, возникающий в ситуации, когда спасение системы стало возможно через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий; в качестве примера можно привести М. С. Горбачева;

- инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью;

- конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы.

Билет 20 структура и функции политических систем

В отечественной литературе политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих политическую власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе осуществления политической власти.

( В структуре политической системы общества функционируют следующие подсистемы: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная и политико-идеологическая.

  1. Институциональная подсистема — это каркас политической системы общества, ее «несущая конструкция. Она включает органы государственной власти, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации и др. Именно здесь создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, вырабатывается международная политика. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.
  2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.
  3. Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение все это находит также в понятии политический режим.
  4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.
  5. Политико-идеологическая подсистема включает совокупность политических идей, теорий и концепций, да основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции.

  1. Управление обществом. Эта функция заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.
  2. Интегративная функция, обеспечивающая консолидацию общества, урегулирование конфликтов.
  3. Регулятивная функция, проявляющаяся в регламентации политического поведения и политических отношений, в нормотворчестве и выработке эталонов общественно приемлемого поведения.
  4. Функция политической коммуникации, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой. Циркуляция информации по всему контуру («вход» «выход» и «обратная связь») дает возможность властным структурам принимать решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.

Билет 21 демократический режим

Демократию как тип политического режима характеризуют следующие признаки:

  1. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с законами. Общество участвует в формировании и осуществлении государственной власти непосредственно (прямая демократия) и опосредованно, через избранных представителей (представительная демократия).
  2. Ветви власти — исполнительная, законодательная и судебная независимы и уравновешивают друг друга. Это обеспечивает баланс различных социальных сил, препятствуя опасному для общества бесконтрольному сосредоточению власти.
  3. Юридически закреплены и в полном объеме реализуются права и свободы человека, прежде всего права личности. Главный принцип — «все, что не запрещено, — разрешено».
  4. Неотъемлемым элементом политического процесса является оппозиция. Она пользуется теми же правами и возможностями, что и правящее большинство. Призывы к изменению формы государственного устройства запрещены законом.
  5. Функционирует многопартийная система, в рамках которой конкурирующие партии могут сменять друг друга у власти в результате выборов.
  6. Средства массовой информации свободны и независимы от цензуры. Общество относится к ним как к «четвертой власти».
  7. В обществе отсутствует официальная идеология. В условиях плюрализма идейные течения соперничают друг с другом при сохранении общенациональных мировоззренческих ценностей.
  8. Элиты открыты для:
    1. социальной мобильности, пополнения наиболее способными представителями населения;
    2. постоянного обратного влияния со стороны общества, проявляющегося, в частности, в избирательных кампаниях.
  9. Силовые структуры (армия, полиция, органы безопасности) находятся под контролем общества и используются только по прямому назначению в соответствии с существующими законами.
  10. При любой форме государственного устройства — унитарной или федеративной—   власть на местах имеет большие полномочия. В полном объеме соблюдаются права национальных меньшинств.

Билет 22 тоталитарный режим

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем власти над общественной и частной жизнью. Термин тоталитаризм был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини. Сначала его использовали для обозначения фашизма, ас 1930-х гг. он применялся и в отношении СССР. Характерные черты тоталитаризма следующие:

  1. Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа; общество отчуждено от власти, но не осознает этого. В тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое, неразделимое целое.
  2. Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление осуществляет господствующий слой — номенклатура.
  3. Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя свой контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящей партии и общественных организаций.
  4. Демократические права и свободы носят декларативный, формальный характер. Вместе с тем государство выполняет определенные социальные функции, гарантируя право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание и пр.
  5. В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Все иные идейные течения подвергаются преследованию. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства.
  6. В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя этой цели оправдываются любые средства. Идеология базируется па социальных мифах (руководящая роль рабочего класса, превосходство арийской расы и пр.), превращаясь в светскую форму религии. Тоталитарный режим образно определяют как «идеологию у власти».
  7. Власть обладает монополией на информацию и полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти.
  8. Власть располагает мощным аппаратом социального контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия.
  9. Государственные органы жестко контролируют экономику, обладая достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узкоограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса.
  10. Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство.
  11. Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены.

Билет 23 авторитарный режим

Авторитарный режим возникает, во-первых, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил, и, во-вторых, в странах, переживающих длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами невозможно. Поскольку такие ситуации складываются достаточно часто, авторитаризм — явление весьма распространенное. В частности, во второй половине ХХ в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. После смерти И. Сталина в СССР началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный. К общим чертам авторитарных режимов относятся следующие:

  1. Сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх, военная хунта и т. д. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху.
  2. Представительные органы власти могут существовать, но обычно играют незначительную роль в формировании политического курса.
  3. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности.
  4. В обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму.
  5. Политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти.
  6. Государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь.
  7. Обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной.
  8. Осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается Критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе.
  9. Власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, Не проводятся.
  10. При положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Гражданское общество может существовать, но, как правило, зависит от государства.
  11. Режиму свойственны Унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

Кроме общих черт авторитарным режимам присущи и специфические черты, в соответствии с которыми возможна следующая их дифференциация:

  1. военный режим (например хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше);
  2. теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 г.);
  3. монархические авторитарные режимы (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия);
  4. неоавторитарные режимы, для которых характерно существование массовых партий (например в Мексике) и оппозиции, проведение выборов (неконкурентные или полуконкурентные выборы имели место в Бразилии, Мексике, Южной Корее).

Билет 24 сущность и генезис государства

Государство — основной институт политической системы, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих ‘правление обществом. Используя его, власть организует, направляет контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей — традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытнообщинного строя. Государство появилось в результате разложения родоплеменного роя под действием таких факторов, как:

  1. развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в особую отрасль;
  2.  возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имущественные отношения;
  3. потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приумножения территории, собственности и т. п.;
  4. потребность общества в упорядочении брачных отношений;
  5. социальная природа человека, проявляiощаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство).

Государство имеет следующие отличительные признаки:

  1. суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних делах;
  2. наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат);
  3. монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы безопасности, суд);
  4. монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения;
  5. монопольное право на взимание налогов и формирование общенационального бюджета.

Основными атрибутами государства являются территория, население и публичная власть.

Билет 25 правовое гос-во и гражданское общество

Конституционный этап связан с появлением первых конституций, вившихся результатом Великой Французской революции 1789— 1799 гг. и Войны за независимость в Северной Америке 1775—1783 гг. Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство.

Современная модель правового государства характеризуется:

  1. всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина;
  2. верховенством закона;
  3. соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.;
  4. взаимной ответственностью государства и личности;
  5. разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»;
  6. законопослушанием граждан;
  7. действием в обществе демократических принципов, важнейший принцип: «разрешено все, что не запрещено».

Формирование правовой государственности стало возможным в результате вызревания гражданского общества, которое включает все виды отношений, не опосредованные государством, — экономические, политические, культурные, религиозные, семейно-родственные и пр. Интересы и потребности групп и индивидов реализуются через такие институты гражданского общества, как политические партии, социальные движения, профессиональные и творческие объединения, территориальные и национальные сообщества, семья, церковь и пр. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные отношения подчиненности, а горизонтальные отношения солидарности и конкуренции свободных и равноправных партнеров.

Экономической базой гражданского общества являются рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования. Социальную основу гражданского общества составляет многообразие групп и слоев при преобладании среднего класса, который включает наиболее активную часть населения. Для духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Гражданское общество является сферой реализации частных интересов и потребностей, нередко расходящихся или противостоящих друг другу. Государство же как выразитель интересов всего населения должно примирять или совмещать частные интересы, обеспечивать консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни.

Понятие «гражданское общество» появилось в ХУII в. в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. В 18—19 вв. оно получило развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш. Моннтескье, Т. Пейна, И. Канта, Г. Гегеля и других ученых.

Билет 26 формы правления и территориального устройства

Государства традиционно классифицируются по двум критериям — формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе. Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом и ответственно перед ним.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются юна три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу- президентские).

Главная особенность парламентской республики — образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, осуществляет контроль над правительством и может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, представляет собственные варианты правительственных решений и всего политического курса. В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Он сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика, или смешанная, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарное государство отличают единая конституция, признаваемая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно- территориальных единиц.

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные органы власти.

Билет 27 партия как политический институт

Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

  1. связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т. е. наличие социальной базы;
  2. существование определенной программы деятельности, отражающей мировоззренческие установки членов партии;
  3. наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т. п.);
  4. установка на достижение политической власти и действия по ее реализации.

Место и роль партии в политической системе во многом определяются ее функциями. Важнейшими среди них принято считать следующие:

  1. агрегирование и представительство социальных интересов;
  2. выработка программных установок и политической линии партии;
  3. формирование общественного мнения, политическая социализация граждан;
  4. участие в борьбе за власть и управление обществом.

В рамках названных функций решаются частные, конкретные

дачи. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций отличаются у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые некоторыми партиями в силу особенностей их развития и положения.

Основная политическая функция партий — борьба за власть и ее осуществление.

В условиях современной демократии эта функция включает:

  1. участие в выборах органов центральной и местной власти;
  2. парламентскую деятельность партийных фракций;
  3. политическое рекрутирование;
  4. управление государством.

Билет 28 типология партий и партийных систем

В зависимости от отношения к идеологии партии подразделяют на прагматические и доктринальные. Прагматические гартии опираются в большей степени на программу или лидера, а не на идеологии и принципы. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, скажем социалистической, религиозной или националистической.

По идеологическому признаку партии можно разделить на: консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.

По месту в политическом спектре различают следующие партии. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за

социальное равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Обычно это коммунистические рабочие партии;

По отношению к другим элементам политической системы партии подразделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные.

Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма.

В отличие от них тоталитарные партии стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов. Для них характерна жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора.

Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Они используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы.

В зависимости от отношения к режиму партии подразделяются правящие и оппозиционные. Последние, в свою очередь, можно делить на: легальные, т; е. зарегистрированные государством; полулегальные, т. е. не зарегистрированные государством; нелегальные, действующие в условиях конспирации и подполья. Обычно среди нелегальных— революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя.

Кадровые партии возникли в процессе эволюции с середины ХIХ в. на основе электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состоят из профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

Массовые партии представляют собой централизованные образования с жесткой организацией и уставным членством.

Билет 29 понятие ''групп интересов'' и типы групп интересов

В политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций. В современном демократическом обществе существует множество

добровольных объединений людей.

Выделяют 5 типов групп интересов:

  1. организованные группы в сфере экономики и трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
  2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
  3. организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов, общества собаководов и т. д.);
  4. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, творческие союзы художников, писателей, композиторов и т. д.);
  5. организованные группы в политической сфере (экологические, антивоенные, правозащитные движения).

По характеру деятельности группы интересов разделяются на одноцелевые и многоцелевые.

К одноцелевым группам могут относиться, скажем, лоббистские структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-то определенного законодательного акта в парламенте. Они организуются только для достижения данной цели, а потом либо распадаются, либо переориентируются на решение другой конкретной задачи.

Деятельность многоцелевых групп многопрофильна и не ограничивается конкретной задачей. Многие группы интересов не только взаимодействуют с правительством по поводу принятия решений различных сферах управления, но и могут заниматься, скажем, организацией избирательных кампаний. Многопрофильны по характеру своей деятельности группы, представляющие разнообразные интересы деленных слоев, например профсоюзы шахтеров, работников образования, здравоохранения и т. п.

Билет 30 политическая роль общественных организаций и движений

Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. для общественной организации характерны наличие устава, управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы). Основой общественно-политических движений является солидарная активность граждан, направленная на достижение общей цели. Ядром таких движений являются инициативные группы, клубы, союзы. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.

К числу основных функций всех организаций и движений относятся следующие:

1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Эти интересы и потребности первоначально могут выступать в весьма неопределенной личностной и эмоциональной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения в определенной степени решают и задачу агрегации интересов, т. е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

2. Функция социальной интеграции и мобилизации. Она предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Эта функция может иметь и более широкий контекст вследствие того, что общественные организации и движения привлекают внимание населения к острым проблемам, выдвигают свои варианты их решения, добиваются поддержки своих начинаний.

З. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, организации и движения способствуют формированию их жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры.

4. Репрезентативная функция предполагает представительство и защиту интересов членов общественных объединений во взаимоотношениях с политическими институтами.

5. Функция моделирования новых общественных структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей и стиля жизни.

Билет 31 выборы как политический институт

Выборы — способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил в государствах, штатах, землях и т. д., определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Наконец, выборы — это и форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.

В основе законодательной регламентации выборов лежат три принципа.

  1. это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов.
  2. так называемый принцип лояльности. В соответствии с ним кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.
  3. нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.

Пассивное избирательное право — это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования претендентам на избрание. Так, для того чтобы баллотироваться ‚ пост президента США, необходимо достичь 35 лет и проживать на территории страны не менее 14 лет. Сенатором этой страны может тать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет.