Отзыв депутата представительного органа местного самоупраления

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного конституционализма, а именно, становлению и развитию такой формы непосредственной демократии, как отзыв выборных лиц местного самоуправления.

Институт отзыва - это специфический институт народовластия, выражающий взаимоотношения выборных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является формой их ответственности перед населением и избирателями. Поэтому очевидной является связь данного института с избирательным правом.

Но в нашей стране система принятия таких законов по этому вопросу почему- то хромает, а ведь их принятие необходимо, возможно органам власти и  неизвестно в чем конкретно нуждается народ, значит нужны постоянные контакты должностных лиц муниципальной власти с населением, что позволяет органам местного самоуправления выявить и удовлетворить нужды и потребности населения муниципального образования.

ГЛАВА 1. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

Депутат представительного органа местного самоуправления - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города фе­дерального значения, избранный избирателями соответствующе­го избирательного округа.

В законе закреплено, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Следует обратить внимание, что сроки полномочий депутата и срок полномочий представительного органа могут не совпадать. Как правило, срок полномочий выборного лица местного самоуправления составляет 4 года.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Формами деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются: участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп, создаваемых представительным органом местного самоуправления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством, уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутату гарантируется:

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.[1]

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

9.1) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.[2]

Глава 2. Понятие института отзыва

Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления является одной из форм непосредственной демократии. Отзыв - это досрочное прекращение полномочий выборного лица в форме волеизъявления избирателей на основе специально назначенного голосования, проводимого в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Институт отзыва - это специфический институт народовластия, выражающий взаимоотношения выборных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является формой их ответственности перед населением и избирателями.

Право на отзыв депутатов появилось в нашей стране вместе с рождением Советов, начиная с 1905 года. Затем право на отзыв было закреплено во всех конституциях СССР, конституциях союзных и автономных республик. Депутат мог быть отозван избирателями, если он не оправдал их доверие или совершил действия, не достойные высокого звания депутата. При этом фактом неоправдания доверия избирателей являлось невыполнение депутатом любой из тех обязанностей, которые возлагались на него законом, а действиями, не достойными высокого звания депутата, признавались действия, нарушающие правовые и моральные нормы.

Отзыв выборного лица местного самоуправления есть форма осуществления народовластия и реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и муниципальных образований. Установление отзыва выборного лица расширяет возможности граждан по формированию дееспособных, авторитетных составов выборных органов местного самоуправления, служит гарантией усиления юридической ответственности выборных лиц.

Вопрос об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления должен решаться путем голосования, а не путем проведения местного референдума. Как указал Конституционный Суд, каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум не должен быть направлен на отрицание состоявшихся выборов.

Таким образом, отзыв выборного лица местного самоуправления как институт непосредственной демократии представляет собой форму ответственности выборного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий выборного лица по воле избирателей.

Решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных уставом муниципального образования к его ведению, зависит во многом от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, насколько инициативны и предприимчивы они в своей деятельности. Поэтому в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы. Все это обусловливает необходимость функционирования и использования в системе местного самоуправления института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, различных форм контроля их деятельности.

Статьями 3 и 130 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда следует, что граждане осуществляют свою власть прежде всего через своих представителей в этих органах. Это право нарушается, если избиратели утрачивают доверие к депутату и выборным должностным лицам. Поэтому право на их отзыв жизненно необходимо и является неотъемлемым элементом народовластия.

Федеральным законом № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлена в п.10 ст.40 возможность отзыва депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, если такой отзыв предусмотрен уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Из смысла этой нормы вытекает, что в Российской Федерации в этой части нет единообразия, а конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления зависят как от воли каждого субъекта Российской Федерации, так и от воли каждого муниципального образования.

Отзыв является формой прямой демократии и направлен на усиление связи выборного лица местного самоуправления с населением непосредственно. Отзыв позволяет достаточно оперативно вносить коррективы в деятельность выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, необходимо в законе субъекта исчерпывающим образом определить основания отзыва и возможные процедуры. Без установления четких правовых критериев отзыва должностного лица, надлежащих процедур его осуществления не достигаются те конституционные цели, для обеспечения которых данный институт вводится.

Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов. Данный закон в силу действия норм Конституции РФ и Конституции РБ об отделенности органов местного самоуправления от органов государственной власти должен являться рамочным законом, устанавливающим общие принципы и процедуры отзыва указанных лиц, перечень оснований, установление возможных порядков инициирования вопроса об отзыве выборных лиц местного самоуправления, назначения, подготовки и проведения голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, гарантии участников процедуры отзыва.

Соответственно, применяться он может только в совокупности с закреплением процедуры отзыва в Уставах или нормативно-правовых актах представительных органов местного самоуправления.

В случае, если данные процедуры не предусмотрены уставом или нормативно-правовым актом представительных органов местного самоуправления, то нормы закона должны действовать напрямую.

Глава 3. Основания отзыва депутата представительного органа местного самоуправления

Право отзыва выборного должностного лица местного самоуправления избирателями является формой ответственности и средством контроля со стороны избирателей. К данному институту необходимо подходить взвешенно и принципиально. Право отзыва не должно быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы выборного лица, не должны создаваться какие-либо препятствия его законной деятельности. В связи с этим необходимо принципиально отнестись к законодательному определению оснований отзыва.

Главным основанием ответственности выборного лица перед населением Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определил его утрату доверия у населения (ФЗ № 154 ст.48). Причины и суть утраты доверия населения к выборному лицу законом не определяются.

Об утрате доверия населения можно говорить лишь применительно к выборным органов местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они в результате выборов получают от населения своеобразный мандат доверия на решение вопросов местного значения.

Во-первых, к ним относится депутат представительного органа местного самоуправления, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Во-вторых, выборным лицом является член выборного органа местного самоуправления. Федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации не определяет, какие выборные органы имеются ввиду в данном случае. Как известно, в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Закрепляется эта структура в уставе муниципального образования. К числу таких органов будет относиться избранная населением ревизионная комиссия, осуществляющая функции контроля за исполнением местного бюджета.

В-третьих, население в соответствии с уставом муниципального образования вправе отзывать и выборных должностных лиц местного самоуправления. Это прежде всего глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Эта должность может быть предусмотрена уставом муниципального образования. При этом население вправе отозвать главу муниципального образования в том случае, если в соответствии с уставом муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Если же устав муниципального образования предусматривает должность главы муниципального образования, избираемого представительным органом местного самоуправления, то процедура отзыва в данном случае неприменима. Вопрос о его переизбрании решается представительным органом местного самоуправления.

Помимо главы муниципального образования уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные выборные должностные лица местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий которых также возможно путем их отзыва населением. К таким выборным должностным лицам могут относиться, например, руководители муниципальных органов охраны общественного порядка.

Население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления, используя, прежде всего институт отзыва.

Основные условия и порядок отзыва депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые либо принимают специальные нормативные правовые акты о порядке отзыва данных лиц.

Под утратой доверия населения или избирателей как основанием отзыва выборного лица, как правило, понимается неудовлетворенность их деятельностью, связанная с такими причинами, как: невыполнение депутатских полномочий и предвыборной программы, игнорирование контактов с избирателями, совершение действий, порочащих звание выборного лица, и другие.

В субъектах Российской Федерации нет единого понятия утраты доверия выборного лица. Так в законе “О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица в Алтайском крае” под “утратой доверия” понимается невыполнение предвыборной программы, отказ от ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений и т.п. В законе Иркутской области в ст.4 говорится, что утрата наступает в случаях нарушения Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; неисполнения полномочий по занимаемой должности (отказ выборного лица от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и предложений; уклонение депутата от участия в заседаниях и комитетах (комиссиях) представительного органа и т.д.); непринятия мер по выполнению предвыборной программы; совершения поступков, порочащих звание выборного лица и умаляющих авторитет власти.

Глава 4. Процедура отзыва

Процедура отзыва включает следующие стадии: инициирование проведения голосования по отзыву; назначение голосования по отзыву; проведение агитационной кампании; голосование и определение результатов голосования по отзыву1.

Один из важнейших вопросов, связанных со становлением данного института является вопрос о субъекте инициирования голосования по отзыву выборного лица. Закон Иркутской области предусматривает, что с инициативой отзыва выборного лица могут выступать граждане, обладающие в соответствии с Законом правом участвовать в голосовании по отзыву. Они свободно объединяются в инициативные группы численностью не менее 15 человек, которые осуществляют сбор подписей в поддержку требования проведения голосования по отзыву. При этом инициативная группа должна заручиться поддержкой не менее 10%, граждан, обладающих правом на участие в голосовании по отзыву соответствующего выборного лица. Закон Алтайского края предоставляет право инициирования вопроса проведения голосования по отзыву гражданину или группе граждан, которые должны заручиться поддержкой не менее 20% граждан, обладающих правом на участие в голосовании по отзыву.

Инициативная группа в установленный для сбора подписей срок на основании составленных ею подписных листов должна оформить итоговый протокол сбора подписей и передать в представительный орган местного самоуправления, который должен на основе результатов проверки принять постановление о назначении дня голосования по отзыву.

Существует точка зрения о том, что представительный орган местного самоуправления должен установить сам факт утраты доверия выборного лица. Такое положение, например, содержит Закон Краснодарского края. Там представительный орган местного самоуправления образует комиссию, которая осуществляет проверку поступившей информации. В ходе проверки устанавливаются факты, подтверждающие утрату указанным лицом доверия избирателей, запрашивается объяснение у самого отзываемого лица, может быть проведен опрос общественного мнения, иные действия, необходимые для объективного рассмотрения вопроса об установлении факта наличия оснований для отзыва. По результатам проверки комиссией информации об утрате выборным лицом доверия избирателей представительный орган местного самоуправления принять решение об установлении или отказе в установлении факта наличия оснований для отзыва. Установление этого факта осуществляется путем голосования. Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов представительного органа.

Данное положение Закона Краснодарского края опосредует процедуру отзыва решением представительного органа об установлении факта утраты доверия. Но так как институт отзыва является институтом непосредственной демократии представляется недопустимым данное требование закона. Население муниципального образования должно иметь возможность непосредственно контролировать и влиять на осуществление полномочий выборными лицами местного самоуправления.

После принятия представительным органом местного самоуправления решения о назначении голосования по отзыву выборного лица требуется осуществление ряда организационных мер, связанных с подготовкой к проведению голосования по отзыву. Таковыми будут являться меры по образованию участков для голосования по отзыву.

Следующий немаловажный вопрос, касающийся подготовки к проведению голосования, это вопрос об образовании комиссий по проведению голосования по отзыву. В законе Республики Бурятия необходимо прописать, какие комиссии образуются, их состав, статус, функции. Функции территориальной комиссии по проведению голосования по отзыву будет осуществлять соответствующая территориальная (районная, городская, поселковая, сельская) избирательная комиссия, которая образуется в соответствии с избирательным законодательством. Некоторые субъекты РФ в законах об отзыве прописывают статус только участковых комиссий по проведению голосования по отзыву, но для координации деятельности участковых комиссий необходимы территориальные комиссии по проведению голосования по отзыву. Эти комиссии призваны разъяснять порядок применения закона субъекта Российской Федерации по отзыву выборных лиц местного самоуправления, распределять денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение голосования по отзыву, контролировать их целевое использование, обеспечивать своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего сведения.

Недопустимо возлагать функции, связанные с проведением голосования по отзыву на избирательные комиссии. Это противоречит федеральному законодательству, которое устанавливает исчерпывающий перечень полномочий избирательных комиссий.

Деятельность комиссий по проведению голосования по отзыву осуществляется гласно и открыто: на заседаниях комиссии вправе присутствовать выборные лица, в отношении которых принято решение о проведении голосования по отзыву, их доверенные лица, представители средств массовой информации.

Следующей стадией процедуры отзыва является проведение агитационной кампании. После назначения даты проведения голосования по отзыву депутата , члена выборного органа, выборного должностного лица граждане, общественные объединения в соответствии с законодательством вправе беспрепятственно вести агитацию за или против отзыва выборного лица, свободно обсуждать вопросы, связанные с отзывом. Все агитационные материалы должны соответствовать требованиям закона, то есть содержать наименования и адреса организаций, изготовивших печатные материалы, наименование организации, заказавшей изготовление данных печатных материалов. Распространение анонимных агитационных материалов не допускается. Агитационные материалы не должны содержать оскорблений и клеветы в адрес депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, в отношении которого было принято решение о проведении голосования по отзыву. Помимо этого данные материалы не должны разжигать расовую, национальную, религиозную рознь.

В случае поступления информации о нарушениях установленных законом требований к изготовлению, содержанию распространению агитационных материалов комиссии по проведению голосования по отзыву должны принять меры по пресечению данных нарушений, включая обращение в соответствующие правоохранительные органы.

Законодательство субъектов Российской федерации гарантирует выборному лицу местного самоуправления, в отношении которого принято решение о проведении голосования по отзыву, право выступать на собраниях (конференциях) избирателей, в средствах массовой информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для выдвижения требования по отзыву

Глава 5. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге

В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга причинами для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления могут служить его противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Голосование по отзыву депутата муниципального совета, члена иного выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения, основанном на вступившем в законную силу постановлении суда, в порядке, установленном федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.[3]

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены следующие основания отзыва депутата муниципального совета по инициативе населения муниципального образования, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления:   1) неоднократный пропуск без уважительных причин заседаний муниципального совета и (или) заседаний постоянных комиссий и иных органов муниципального совета в течение одного года;   2) неоднократное в течение одного года нарушение депутатом муниципального совета устава муниципального образования, соответствующих законодательству решений муниципального совета и (или) решений местного референдума соответствующего муниципального образования;   3) вступление в законную силу в отношении депутата муниципального совета обвинительного приговора суда. Порядок отзыва депутата муниципального совета устанавливается уставом муниципального образования.[4]

Следует заметить, что далеко не все уставы муниципальных образований Санкт-Петербурга содержат норму об отзыве депутата. Хотя положения об отзыве народных избранников со временем появляются все в большем количестве уставов муниципальных образований.

Вот как описывается процедура отзыва в уставах муниципальных образований Санкт-Петербурга:

Из устава г. Сестрорецка

«Депутат Муниципального совета может быть отозван по инициативе населения города Сестрорецка или Муниципального совета в случаях:

1. неоднократного пропуска без уважительных причин заседаний Муниципального совета и (или) заседаний постоянных комиссий в течение одного года;

2. неоднократного в течение одного года нарушения депутатом Муниципального совета настоящего Устава, соответствующих законодательству постановлений Муниципального совета и (или) решений местного референдума;

3. вступления в законную силу в отношении депутата обвинительного приговора суда.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата муниципального совета принимается муниципальным советом по требованию граждан в количестве не менее 20 процентов от числа избирателей округа, в котором депутат был избран. Решение о назначении голосования по отзыву депутата Муниципального совета по инициативе муниципального совета председателя Муниципального совета, заместителя председателя Муниципального совета, главы Администрации муниципального образования города Сестрорецка принимается двумя третями депутатов Муниципального совета, присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Голосование по отзыву депутата Муниципального совета производится в порядке, установленном статьями настоящего Устава для проведения местного референдума.»

Из устава муниципального образования муниципального округа Литейный округ

«1. Голосование по отзыву депутата Муниципального Совета, выборного должностного лица местного самоуправления Муниципального образования (далее - выборное должностное лицо местного самоуправления) проводится по инициативе населения Муниципального образования, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Муниципального образования в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Уставом Муниципального образования. 2. Отзыв депутата Муниципального Совета возможен в случаях: 1) неоднократного пропуска без уважительных причин заседаний Муниципального Совета и (или) заседаний постоянных комиссий и иных органов Муниципального Совета в течение одного года; 2) неоднократного в течение одного года нарушения депутатом Муниципального Совета настоящего Устава Муниципального образования, соответствующих законодательству решений Муниципального Совета и (или) решений местного референдума Муниципального образования; 3) вступления в законную силу в отношении депутата Муниципального Совета обвинительного приговора суда. 3. Отзыв выборного должностного лица местного самоуправления возможен в случаях: 1) неоднократного в течение одного года нарушения выборным должностным лицом местного самоуправления настоящего Устава Муниципального образования, соответствующих законодательству решений Муниципального Совета и (или) решений местного референдума Муниципального образования; 2) вступления в законную силу в отношении выборного должностного лица местного самоуправления обвинительного приговора суда. 4. Основаниями для отзыва депутата Муниципального Совета, выборного должностного лица местного самоуправления являются конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутата Муниципального Совета, выборного должностного лица местного самоуправления в случае их подтверждения в судебном порядке. 5. Голосование по отзыву депутата Муниципального Совета и голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления проводится в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума. 6. Депутату Муниципального Совета, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечивается возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе путем их размещения в средствах массовой информации Муниципального образования. 7. Депутат Муниципального Совета, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). 8. Итоги голосования по отзыву депутата Муниципального Совета, выборного должностного лица местного самоуправления и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 10 дней со дня проведения голосования и принятия решения соответственно.»

Из устава МО №8 Санкт-Петербурга

«Статья 93. Основаниями для отзыва и сложения полномочий депутата являются: 1) неоднократный пропуск без уважительных причин заседаний муниципального совета и (или) заседаний постоянных комиссий и иных органов муниципального совета в течение одного года; 2) неоднократное в течение одного года нарушение депутатом муниципального совета Устава муниципального образования, соответствующих законодательству решений муниципального совета и (или) решений местного референдума МО № 8; 3) вступление в законную силу в отношении депутата обвинительного приговора суда. Статья 94. Решение о назначении голосования по отзыву депутата муниципального совета по инициативе избирателей принимается муниципальным советом по требованию граждан в количестве не менее 10 процентов от числа избирателей округа, в котором он был избран. Решение о назначении голосования по отзыву депутата по инициативе муниципального совета принимается двумя третями депутатов совета, присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов. Порядок проведения голосования аналогичен порядку проведения голосования по местному референдуму »

Заключение

 

М.В. Баглай: "Отзыв депутата - громоздкий и редко применяемый на практике институт, характерный преимущественно для тоталитарных государств в прошлом и настоящем. В демократических государствах он мог бы только вести к нарушению стабильности результатов выборов и служить при определенных обстоятельствах инструментом борьбы против политического меньшинства. Несоответствие отдельных избранных депутатов их высокому статусу, конечно, встречается в жизни, но для исправления такого исключительного положения достаточно ввести дисциплинарные меры, вплоть до лишения депутатского мандата, со стороны самого парламента с применением квазисудебной процедуры или даже в судебном порядке, то есть с соответствующими процессуальными гарантиями защиты. Но возлагать оценку профессиональной депутатской деятельности или поведения депутата на избирателей - это значит открыть возможность для манипулирования ими и наказания невиновных"

Не могу согласиться с изложенным мнением. За 1996-1998 годы инициировались отзывы в отношении 23 депутатов представительных органов местного самоуправления. Голосование состоялось в 8 случаях, отозваны 2 депутата.

В современной России отзыв депутата представительного органа, мог бы служить самой эффективной мерой контроля населения за деятельностью депутатов. Необходим лишь четкий механизм его реализации. Отзыв представляет собой еще и форму ответственности депутата за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей.


[1] ФЗ № 131  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Статья 40

[2] ФЗ № 131  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Статья 40

[3] УСТАВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

[4] ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ – Ст.20 п.5