Начало деятельности молодежных организаций фашистского рейха. Гитлерюгенд
Предисловие
Гимназия № 144
Олимпиадная работа по истории
Реферат
Начало деятельности молодежных организаций фашистского рейха.
Гитлерюгенд
Учащегося 11в класса
Степановой Татьяны
Преподаватель истории: Суханова Карина Аркадьевна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005
Содержание
Стр.
1.Введение…………………………………………………………………..2
2. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Создание «гитлеровского абсолютизма»…………………………………………….7
3. Создание «Гитлерюгенд»………………….…………………………15
3. Союз Германских Девушек……………………………………………25 4. Идеологическая машина Гитлерюгенда и методы её воздействия на человека……………………………………………………………………29
5. Заключение…………………………………………………………......39
6. Список использованной литературы………………………………….41
7. Приложения…………………………………………………………….42
Введение
Моя работа посвящена молодежным организациям III рейха и, в частности, Гитлерюгенд, а так же Союзу Германских Девушек. Интерес к данной теме возник у меня во время путешествия по Германии, где мне удалось столкнуться с интересным, на мой взгляд, отношением рядовых немцев к «сегодняшним фашистам» - Skinhead. Основная масса людей, с которыми мне удалось поговорить на данную тему, явно отрицательно и с большой опаской относятся к этому движению.
Более того, немцы, чаще всего, отождествляют «бритоголовых» с Россией, буквально говоря: «ваши скинхеды». Меня, буквально поразило, что поколение 30-40-летних и, тем более людей младшего возраста, не отождествляют себя с таким явлением в их же стране, как фашизм. С одной стороны, это замечательно, так как еще раз становится очевидным, что такая «чума», как фашизм и подобные ей не имеют родины, что в психологии любого нормального человека никогда не уложатся идеи расового превосходства, истребления наций «второго сорта» и тому подобное. Но с другой стороны меня удивило, что многие немцы как бы сознательно не прибегают к воспоминаниям о том, что именно Германия стала центром - логовом фашизма, что всего лишь семь десятков лет назад по улицам германских городов маршировали под немецкие марши и взрослые, и дети - вчерашние скинхеды.
Но сегодняшние «юные националисты» - это подростки, на мой взгляд, лишенные внимания и любви взрослых, или, действительно, люди с психическими отклонениями, или просто слабые и робкие ребята, которые за всей этой парадной мишурой и шумихой скрывают свое слабое «Я», и кажутся себе сильными и «крутыми». А вот какими были «юные фашисты» в довоенной Германии - этот вопрос и стал основой моего интереса к этой теме. Мне захотелось узнать, как идеи национал-социализма распространялись в молодежных кругах Германии в 30-е годы, были ли детские и молодежные организации фашистской Германии так же воинственны и неорганизованны, как сегодняшние «бритоголовые». Но один из самых основных вопросов, который действительно интересовал меня больше других, был вопрос: неужели же среди молодежи, самой, по моему мнению, прогрессивной, незакостенелой, особо жаждущей свободы и самостоятельности части общества, никто не захотел запротестовать, вырваться из «клешней гитлеровской машины»?
Актуальна ли эта тема сегодня? Бесспорно да! Ведь мир еще долго будет помнить о безвинных жертвах фашизма. Наверное, события, связанные со II мировой войной, с Великой Отечественной войной вряд ли сотрутся из народной памяти и, мне кажется, веками будут передаваться из поколения в поколения, как история татаро-монгольского ига. Но главное, как мне кажется, в другом. Страшные, ужасающие события сегодняшнего дня делают эту тему трагически актуальной! Ведь не зажили еще до конца раны, нанесенные фашистами человечеству, еще живы те, кто помнят своих замученных родных, стены и бараки концлагерей, лай немецких овчарок, а уже новые «фюреры» мечтают о великой славе и об очередном рейхе. И самое ужасное, что опять находится «масса», как называл Гитлер народ, которая готова кричать «хайль». Печальнее всего в этой ситуации то, что молодежь первая попадается на эту удочку. И средства массовой информации чуть ли не каждый день передают, что в России подростки убили корейских студентов, в Прибалтике «потомки викингов» избили русских школьников и так далее и тому подобное. Мне кажется, что прежде, чем покупаться на внешнюю атрибутику и многообещающие лозунги любого заманчивого движения следует сначала познакомиться с его историей. Если бы сегодняшние сторонники «коричневых» сделали это, то, наверное, львиная доля этих ребят заняла бы себя чем-нибудь другим. Такой вывод сделала я для себя, работая над данной темой.
Работая над изучением этой темы, я поняла ее обширность, и решила не рассматривать некоторые вопросы; например я сознательно не сопоставляю деятельность Гитлерюгенд и скинхедов. Свое исследование я ограничиваю 30-40-ыми годами XX века. Я не рассматриваю в работе деятельность средних и мелких организаций, а останавливаюсь только на работе Гитлерюгенда и СГД. Основная цель моей работы - ознакомиться и, по возможности подробно, изучить документы, воспоминания участников и современников о жизни и деятельности детских и молодежных организаций III рейха, представленные не в советских, а в современных источниках. В работе над данной темой мне хотелось рассмотреть разные оценки исследователей такого явления, как Гитлерюгенд и СГД, а так же познакомиться с непосредственной деятельностью этих организаций через воспоминания самих участников.
Исходя из вышеозначенных целей, мне хотелось ответить на ряд вопросов, которые возникли у меня в процессе работы, например: было ли членство в Гитлерюгенде и СГД принудительным или была возможность не состоять членом этих организаций? Какую роль должны были сыграть молодежные организации для Рейха, и какие задачи возлагались на них правительством? Какое нравственное и психологическое влияние оказывали детские и молодежные организации на рядовых немцев? Какую роль играли эти организации в личной и социальной жизни ребенка, подростка и молодого человека? Какова была судьба членов организаций после разгрома Германии? Ответы на эти и некоторые вопросы я попыталась представить в своей работе.
Хотя эта тема со временем становиться всё более необходимой для изучения, но, к сожалению, сейчас довольно трудно найти ученых, историков и журналистов, освещающих эту тему в полной мере. В прошлом, естественно, эта тема закрывалась из-за сходства практики Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Например, пионерская организация очень схожа с Гитлерюгендом. Одни и те же методы, практически одни и те цели. Эту тему старались избегать, останавливались лишь на изучении политики. Любые новые факты могли подорвать легенды, вложенные в умы пионеров. Поэтому в советской историографии редко затрагивались эти темы. Даже до настоящего времени, эта тема по привычке осталась мало освещенной. Любые сопоставления Советской и нацистской организаций порождают обвинения в святотатстве, потере уважения к погибшим, утрате патриотизма. Но сейчас некоторые храбрецы, набрались смелости и приоткрыли шоры тайны. Для своего реферата, я выбрала, как мне кажется, наиболее подходящие источники. Это:
книга Гвидо Кноппа «Дети» Гитлера». Благодаря уникальным, редкостным фактам и воспоминаниям, рассказам людей «потерянного» времени, я смогла более обширно и отчетливо представить как политическую, так и общественную картину жизни Третьего рейха.
Кормилицын Сергей Владимирович. В его книге «Третий рейх. Гитлер-югенд» набран малоизвестный, необыкновенно интересный материал, основанный на российских и зарубежных исследованиях и набранный из немецких архивов. Эта книга избавлена от каких либо попыток морально-этической оценки, осуждения или - наоборот - восхваления.
Пленков Олег Юрьевич. В своей книге «Третий рейх. Нацистское государство» он рассказывает не только о Гитлерюгенде, но и о государственном устройстве, влияющем на развитие и жизнь немецкого общества. Он развевает многочисленные мифы об единстве немецкого общества во времена Третьего рейха.
Кроме печатных изданий в процессе работы над данной темой я использовала в качестве вспомогательного материала известный фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм» и Документальный фильм «Нацизм», что, безусловно, помогло мне представить эту тему более ясно, как бы своими глазами увидеть те события и явления, о которых читала.
В завершении мне хочется сказать, что работа над этим рефератом дала мне очень многое. Более подробно я постараюсь раскрыть эту мысль на страницах исследования, но отмечаю для себя, что на многие вещи и вопросы я стала смотреть иными глазами, чем прежде.
Приход к власти в Германии национал-социалистов. Создание «гитлеровского абсолютизма».
< Поколение, которое не имело выбора. Не оно проголосовало за Гитлера. Этот выбор сделали родители. Юноши и девушки, выросшие в тридцатые и первую половину сороковых годов 20-го столетия, как ни одно другое поколение немцев до и после них, оказались востребованы государством. «С десяти лет вы принадлежите Юнгфольку, с четырнадцати Гитлерюгенду, затем партии и государственной службе. А после службы в армии мы сразу возьмём вас в СС и СА и так далее. В своей дальнейшей жизни вы уже никогда не будете предоставлены сами себе», - Гитлер. >
Вспоминает Эрих Лоест, 1926 года рождения: «Мне было десять лет. В то время в газетах писали, что немецкий народ подарил фюреру всех родившихся в течение одного года. Это нас подарили Гитлеру».
Всего лишь двенадцать лет длилось это наваждение, однако его последствия видны и по сей день. И сегодня многие из тех, кто был тогда молод, испытывают душевную боль от понимания, что преступный режим использовал юные души в своих зловещих целях.
Гитлерюгенд не был монолитом. Были энтузиасты и активисты, которые и сейчас с любовью рассказывают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенде и Союзе германских девушек. Было множество тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну. И были те немногие, кто сомневался и пытался противостоять режиму.
Зачастую всё начиналось с безобидного. Если в гитлеровском рейхе юноша желал ярких впечатлений, Гитлерюгенд предлагал ему весьма привлекательные возможности времяпрепровождения. Лагерный костёр, палаточная романтика, приключения создавали чувство коллективизации, командный дух. «Мы мёрзли, потели, промокали в палатках, - вспоминает один из них, - но зато какие совместные переживание, путешествия, напряжение сил! По вечерам мы сидели вокруг костра, пели песни. В тёмной ночи над нами сияли звёзды. Захватывающее чувство, которое невозможно забыть».
Там, где идёт целенаправленное воздействие на чувства с целью подчинения разума, дети становятся лёгкой добычей. Впервые за время существования Германии у молодых людей появилось ощущение своей значимости. Никогда прежде в немецкой истории молодежь не была так востребована и одновременно так преступно использована.
«Из нас регулярно вытравливали человечность и представление о гуманности», - вспоминает один из современников.
Воспитывались активные, дисциплинированные юноши, которые должны были восторженно воспринимать порядки режима, не задумываясь над их сутью.
Из них воспитывали господ. Они должны были стать новой руководящей кастой всемирного рейха; должны были быть суровыми, властными, исполнительными и деятельными - будущие руководители современной тирании.
А девушки? Девушки были воспитаны и обмануты режимом. Девушки Германии должны были быть в высшей степени старательны, послушны и, прежде всего, готовы к исполнению роли матери будущих солдат. Они должны были стать машиной для воспроизводства человеческого резерва для военных целей. «Девичьим предназначением» называло это функцию женщины руководство Союза германских девушек. Зачастую аббревиатуру «BDM» или СГД насмешливо трактовали как «Будущие германские матери» или «Мальчик, полюби меня».
Какую роль при этом играло их отношение к Гитлеру? «Это было прекраснейшее время в моей жизни», - вспоминают некоторые женщины-очевидцы. Другие, наоборот, имеют о детстве тягостные воспоминания: «Это действительно ужасно признать, что мы верили в ложные истины». Значительная часть опрошенных девушек из СГД признает большое влияние эмоционального аспекта. «Он был отцом для всех»; «Это было как глубокая внутренняя любовь»; «Я воспринимала его как бога…» Тысячами в рейхсканцелярию доставлялись любовные письма со словами: «Дорогой фюрер, я хочу ребёнка от тебя…»
Во время войны «дети Гитлера» оказывали важную поддержку нацистскому режиму. Без неустанного участия Гитлерюгенда экономика и общество Германии быстрее потерпели бы крах в войне. Девятимиллионная армия дешёвой рабочей силы закрывала бреши, возникшие после призыва на фронт взрослых мужчин. Более 30 % молодёжи, родившихся с 1921 по 1925 годы, погибли на фронтах Второй мировой войны или в результате воздушных бомбардировок городов в тылу. Многие молодые люди одновременно были и жертвами, и палачами. Во всех акциях насилия, которые осуществляли гауляйтеры и части СС, принимали участие руководители Гитлерюгенда. «Умереть за фюрера, народ и родину было почётной обязанностью. Так нас воспитывали» - именно по этой причине четырнадцати-, пятнадцати- и шестнадцатилетние беспрекословно участвовали в бессмысленной войне. Те, кто выжил, лишь после войны осознали, ради какого отечества они собирались погибнуть…
Но это понимание и осознание придут позже, а пока результаты выборов 1933 года привели НСДАП к результату, о котором так долго мечтали её лидеры: Партия получила достаточное количество депутатских мандатов, чтобы начать диктовать свои условия в Рейхстаге. Предводитель нацистской партии - Адольф Гитлер был выдвинут в качестве одного из претендентов на пост рейхсканцлера. Он стал вторым лицом после рейхспрезидента, главы республики Пауля фон Гинденбурга. «Этот «железный маршал» совершенно не симпатизировавший новому канцлеру, был преградой Гитлера на пути к власти. Лидеру НСЛАД приходилось мириться с создавшейся ситуацией. Предпринимать серьёзные шаги было рано, но надо было начинать с малого» - создавать мастерскую-фабрику по производству юных кадров.
Началось постепенное внедрение в школу на место старых - свои новые учебные программы и кадры учителей. Немаловажную роль в выполнении этого задания играл Национал-социалистический союз учителей. Он был создан 21 апреля 1929 года учителем Гансом Шеммом. Сначала НСЛБ оставался одним из многих союзов, но с приходом к власти национал-социалистов он стал единственной партией учителей. Все остальные учительские организации в течение 1933-1938 годов включены в его состав или распущены. Объединение учителей спровоцировало борьбу департаментов, в которую были вовлечены влиятельные персоны: Бернард Руст (имперский министр образования), Вильгельм Руст (имперский министр внутренних дел) и Ганс Шемм (будущая глава НСЛБ). Итог этой борьбы - единственная в Германии организация учителей НСЛБ.
Позднее партийное руководство позаботилось о смене учителей в будущем: НСДАП взяла их подготовку под свой контроль. Адольф Гитлер не раз досадовал на излишнюю сложность учебных программ.
Неблагонадёжные вытеснялись теми, кто мог служить примером для молодого поколения; прошедшими I мировую войну солдатами, штурмовиками, членами партии. «Естественно, школа была очищена от всех евреев и от всех неарийских и демократических элементов. Ряд законов 1933 года был направлен на осуществление профессиональной очистки. «Закон о восстановлении национального профессионального чиновничества» запрещал евреям сколько-нибудь значительную профессиональную деятельность, в частности - деятельность педагогическую».
Одним из важных шагов была акция по приведению к присяге на верность Германии военных и государственных служащих. Она была направлена на то, чтобы побудить немцев в верности НСДАП. Формулировка была предельно благородной и не могла вызвать нареканий ни у крайне левых, не у крайне правых политиков. Солдаты и офицеры должны были поклясться в верности интересам родной страны и своего народа: «Я приношу перед Богом эту святую клятву: я готов верно и честно служить своему народу и Отечеству и в любое время пожертвовать собой». Присягали и учителя, и врачи, и чиновники, и т. д.: «Я клянусь: я буду хранить верность народу и Отечеству, уважать конституцию и законы, добросовестно выполнять мои обязанности, да поможет мне в этом Бог».
Сама по себе эта присяга особой роли не играла, но перед глазами оказывались параграфы Закона о защите единства партии и государства. Закон объявлял НСДАП носительницей германской государственности, неразрывно связанной с самим государством и описывал партию как ведущую и движущую силу Германии. Следовательно, любой, кто был против партии, автоматически становился предателем родной страны.
«Постановление о защите германского народа» позволяло НСДАП легально бороться с политическими противниками, закрывая их газеты, запрещая демонстрации и собрания, «как угрожающие общественной безопасности и правопорядку». Кульминационная точка «легальной революции» настала 27 февраля 1934 года. Пожар в здании Рейхстага позволил партии открыто говорить об антиправительственном заговоре коммунистов, а позднее и провести огромное количество арестов и террористических актов. Все соперники НСДАП были или запрещены, или уступили дорогу, самораспустившись.
Итак, к концу мая между Адольфом Гитлером и огромной властью стояла лишь одна преграда - Пауль фон Гинденбург. Но и он становился всё слабее и слабее: в 1933 году ему исполнилось 86 лет, а в 1934 году его здоровье очень серьёзно пошатнулось. Чем хуже становилось фон Гинденбургу, тем заботливей к нему относился Гитлер. Долгожданный для вождя момент настал 2 августа 1934 года. Немецкие газеты сообщали: «Рейхспрезидент, генерал-фельдмаршал фон Гинденбург <…> вошёл в вечность».
Все силы пропаганды были направлены на то, чтоб Адольф Гитлер выглядел в глазах народа достойным продолжателем дела покойного президента. Старались пропагандисты не зря: на следующий день после смерти фон Гинденбурга вышло постановление «О проведении народного референдума о верховной государственной власти», который должен был проведён 19 августа. Граждане Германии должны были выразить своё отношение к «Закону о верховной государственной власти», согласно которому вся власть должна была принадлежать Гитлеру. Эта инициатива должна была только «подсластить пилюлю» тем жителям, которые до сих пор верили в демократическое государство. На самом же деле, всё было решено 1 августа, когда президент был ещё жив, но находился на грани смерти, а лидеры нацистов подписывали закон о передаче власти в руки главы НСДАП. Этот документ вступал в силу со смертью фон Гинденбурга.
Правда, все видимые приличия были соблюдены. Преемники власти надели маску скорби. Во всех населённых пунктах приспускались флаги, отменялись публичные концерты, государственные служащие носили чёрные траурную повязку. Траур продолжался 14 дней. «В момент, когда гроб опускали в могилу, на всех предприятиях остановилась работа, транспорт прекратил движение. Императорское правительство подготовило «Обращение к германскому народу». У этого обращения было несколько целей: во-первых, выразить почтение умершему, показать значимость его заслуг перед Родиной; во-вторых, разделив народную скорбь, ещё раз показать близость народа и власти; в-третьих, показать преемственность власти, непосредственную близость фон Гинденбурга к национал-социалистам.
Также вышел в свет чрезвычайно необходимый «Указ вермахту», в котором солдаты и офицеры призывались «вступить на путь в германское будущее, полное доверия к вождю Германской Империи и народа Адольфу Гитлеру».
Особенно важную роль сыграло завещание рейхспрезидента: «Мой канцлер Адольф Гитлер и его движение позволили германскому народу совершить исторический решающий шаг к внутреннему единству, поднявшись выше всех классовых разногласий и различий социальных условий. Я покидаю мой германский народ с твердой надеждой, что мои чаяния, которые сложились в 1919-м и постепенно зрели до 30 января 1933 года, будут развиваться до полного и окончательного осуществления исторической миссии нашего народа».
Итак, последнее, что предстояло сделать Гитлеру, было легитимизация полученной власти. Эта цель достигалась уже упомянутым референдумом. Идея проведения этого референдума принадлежала Адольфу Гитлеру, который, рассудив, что отношение жителей улучшится, если бразды правления будут вручены ему народным волеизъявлением. Бюллетень состоял из 3 частей: «Решение правительства о проведении народного референдума», «Указ рейхсканцлера от 2 августа 1934 года об исполнении закона о верховной государственной власти Германской Империи от 1 августа 1934 года» и «вопрос». Мне видится необходимым привести текст данного «Указа».
Указ рейхсканцлера от 2 августа 1934 года
о исполнении закона о верховной
государственной власти Германской Империи
от 1 августа 1934 года
Господин Имперский министр внутренних дел!
Необходимость законодательного урегулирования вопроса верховной государственной власти, вызванная национальной трагедией, постигшей наш народ, понуждает меня к следующему распоряжению:
Берлин, 2 августа 1934 года.
Рейхсканцлер
Адольф Гитлер
Reichsgesetzblatt. Teil . Berlin, 1934. numer 91 (02. 08. 1934.)
Вопрос:
Согласен ли ты, германский мужчина, и ты, германская женщина, с нормой этого закона?
|
Голосование было обязательным. Сергей Кормилицын утверждает, что не желавших принимать участие приводили на избирательные участки насильно.
Рейхсканцлер был популярнейшей фигурой, и за одобрение закона, передававшего в его руки всю полноту государственной власти, проголосовало примерно 90% немцев.
Стремясь закрепить полученный результат, руководство НСДАП приняло закон от 20 августа, изменявший формулировку присяги в соответствии с интересами партии. Каждый военнослужащий клялся хранить верность не Отечеству, не Германии, а Адольфу Гитлеру: «Я приношу перед Богом эту святую клятву: я клянусь безоговорочно подчиняться вождю Германской Империи и народа, верховному главнокомандующему вооружённых сил Адольфу Гитлеру и, как храбрый солдат, всегда готов пожертвовать собой». Клятва верности дают вчерашние мальчики, школьники. «Они знают, что Гитлер непогрешим, с его именем на устах они будут умирать, его именем они будут убивать, его именем они будут грабить».
Также была разработана подобная клятва и для государственных служащих: «Я клянусь: я буду верен и послушен вождю Германской Империи и народа Адольфу Гитлеру, уважать законы и добросовестно выполнять мои служебные обязанности, да поможет мне в этом Бог».
В верности Гитлеру клялись все: члены партии, Гитлерюгенд и СС, Имперские министры, члены правительств отдельных земель, военные, чиновники, врачи, полицейские, землемеры, учителя и т. д. Теперь Рейхсканцлер мог не беспокоится за лояльность своих подданных: нарушение клятвы противоречило немецкому характеру, поэтому немцы были верны своему вождю.
Таким образом, напрашивается вывод - Гитлер, наконец, добился своей цели и стал единовластным правителем Германии. «Дипломатический» период аккуратного захвата власти завершен. Наступило время больших преобразований.
Создание «Гитлерюгенд»
После приобретения полной политической власти в стране, руководство НСДАП приступило к перестройке самой структуры государства. «Главными целями являлись: сращивание партийного и государственного аппарата, создание двойной системы контроля и управления, устранение чуждых и опасных для нацистов элементов и явлений государственной и общественной жизни. Эта кампания носит название унификация. Она затронула как верхние эшелоны власти, так и повседневную жизнь каждого немца».
Основой «национал-социалистической системы господства» служило то обстоятельство, что во главе любой мало-мальски важной организации, на любом, даже не особенно важном посту стояли кадры, преданные вождю.
«Завоевание молодёжи» - эта цель НСДАП фигурировала в качестве одной из центральных; в этом понятии партия располагала большими возможностями: у неё были большие молодежные и студенческие организации и их пропаганда была нацелена на разрешение проблемы поколений в духе лозунга «старички, пора освобождать места». Гитлер в 1921 году заявил: «В немецких студентах-фелькише воплощаются те силы, которые только и могут преодолеть еврейство». Причинами сближения студентов с нацистами были материальная нужда студенчества, социальная и духовная неустойчивость и антиреспубликанские установки значительной и активной части немецкой студентов. Нацисты использовали склонность молодых людей к романтике обновления и возвышенной утопии. Молодёжь привлекала возможность реализовать юношеский идеализм, готовность к жертвенности, спонтанное стремление к действию и к активности любого рода. Эти возможности могла удовлетворить Гитлерюгенд - самая эффективная молодёжная организация в европейской истории.
Гитлерюгенд была создана в 1926 году. Новая организация не была самой массовой в Германии, и долгое время оставалась лишь одной из немногих (см. приложение №1).
Она получила название «Jungsturm Adolf Hitler»-«Юношеские штурмовые отряды Адольфа Гитлера». Во главе «Jungsturm Adolf Hitler» стоял, не имевший никакого педагогического образования, полировщик роялей Густав Адольф Ленк (но вскоре его объявили в предательстве и изгнали из НСДАП). Позже руководителем организации стал Курт Грубер. Организация действовала на базе СА. Своим именем - Гитлерюгенд - она обязана гауляйтеру франконского отделения НСДАП Юлиусу Штрайхеру. В начале июля 1926 года по его инициативе название было изменено на «Гитлерюгенд. Союз немецкой рабочей молодёжи». Вторая часть названия указывала на её радикально-революционную направленность.
«Сущность ГЮ такова, что он не похож ни на одно молодёжное движение. ГЮ не является политически военным объединением или антисемитским союзом скаутов. Гитлерюгенд - это новое молодёжное движение истинных немецких социалистов-революционеров из народных масс, судьба которых неразрывно связана с судьбой нации. ГЮ утверждает воспитание личности при условии ясного понимания существующих условий и требований, выдвигаемых ими. Это значит не просто любить свою отчизну, а бороться за неё, не щадя жизнь», - так охарактеризовал Грубер молодёжную национал-социалистическую организацию, - «Мы умрем за третий рейх. Мы заявляем решительное «нет» молодёжным союзам всех видов. В нашей среде вызревает новый вид молодёжи - Гитлерюгенд. Он крепок, тверд и прочен организационно».
В 1929 году в дополнение к ГЮ возникает Национал-социалистический школьный союз (NS-Schulenbund) под руководством Адриана фоль Рентельна; в 1930 году появляется Лига немецких девушек (СГД). Будущий лидер ГЮ Бальдур фон Ширах сначала был руководителем Национал-социалистического студенческого союза (NS-Studentenbund) и одновременно редактором журнала «Немецкое будущее» (см. приложение №3).
< Ширах происходил из семьи крупных буржуа, его отец был директором придворного театра великого герцога в Веймаре, а мать - американка; они поженились в 1861 года, и будущий лидер ГЮ до 6 лет не знал ни слова по-немецки. Ребёнок воспитывался в лучших либеральных традициях. В 10 лет его отправили в закрытый интернат в местечко Бад Берка в Тюрингии. С завершением Первой мировой войны закончилось и безоблачное детство Шираха. Его старший брат совершил самоубийство. Он был старше Бальдура на 7 лет, и мечтал стать прусским офицером и отправиться на фронт. Отречение кайзера, принятие условий Версальского договора означали для него конец света. В предсмертной записке Карл написал: «Я не хочу пережить Германию». Смерть брата усилила ненависть Бальдура к республике. >
Ширах вступил в партию в 1925 году в возрасте 18 лет. Он был сентиментальным мечтателем, рвущимся к свершениям во имя высоких целей, любителем поэзии, баллад и литературных дискуссий. В 1932 году Ширах женился на Генриетте Гофман - дочери доверенного лица Гитлера и его личного фотографа Генриха Гофмана. Ширах отличался развитым политическим инстинктом, что и предопределяло его успех в борьбе за власть. 30 октября 1931 года Гитлер назначил его имперским молодежным фюрером в рамках СА (Reichjugendf |