Парфия

ПАРФИЯ

«Узнают коней ретивых по их выжженным тав­рам, узнают парфян кичливых по высоким кло­букам». В этих строках Александр Сергеевич Пушкин напомнил читателям о древнем наро­де, создателе могущественного государства. Гим­назисты и лицеисты XIX в. знали о Парфии лишь как о сопернице Рима на Ближнем Вос­токе. В XX столетии о ней стало известно го­раздо больше. Изучение древних сочинений и монет с именами царей, археологические рас­копки в Средней Азии и Иране помогли восста­новить историю Парфии.

Отважно и искусно завоёвывал Александр Ма­кедонский Персидское царство. Огромное про­странство от Средиземного моря до Инда оказа­лось под властью греко-македонских правителей. Вслед за победоносной армией на Восток хлыну­ли греческие мастера и ремесленники. Они сели­лись в городах, основанных Александром, и уст­раивали порядки, к которым привыкли в Элладе (Греция). Особенно много самоуправляющихся го­родов (полисов) появилось в Месопотамии и Си­рии. Греческая культура, искусство, образ жиз­ни распространялись в Македонской державе. После смерти царя Александра Македонского (323 г. до н. э.) его соратники поделили земли и подданных. Полководцу Александра Селевку дос­талась территория бывшей Персидской державы. Потомки Селевка (Селевкиды) образовали собст­венное государство.

По соседству с восточными рубежами царства Селевкидов кочевали парны. Это племя принад­лежало к большой группе ираноязычных сакских племён, родственных древним и воинственным скифам. Парны обитали в окрестностях гор Ко-петдаг, в районе нынешней границы между Турк­менистаном и Ираном. Степи на северных отро­гах Копетдага служили хорошим пастбищем для скота. Там парны выращивали знаменитых ко­ней местной породы — красивых, выносливых, очень ценившихся на селевкидских и китайских рынках.

Приблизительно в 250 г. до н. э. конница парнов во главе с вождём Аршаком вторглась в бли­жайшую к ним селевкидскую сатрапию (провин­цию) Парфиену. Правители ослабленного к тому

времени государства едва успевали усмирять мя­тежи в разных концах своих владений. Царь Селевк II вынужден был смириться с потерей севе­ровосточной сатрапии. Довольный Аршак принял царский титул, а жрецы зажгли в его честь «веч­ный огонь» в местном храме. Парны начали сме­шиваться с населением Парфиены, перенимать его обычаи и верования. В конце концов образовал­ся новый народ. По названию области его стали именовать парфянами.

Селевкидское государство быстро слабело и распадалось. Появилось много мелких княжеств, главы которых только на словах признавали под­чинённое положение по отношению к верховно­му правителю. Парфяне решили покорить все земли Селевкидов. В середине II в. до н. э. пар­фянский царь Митридат I присоединил их вос­точные сатрапии (Иран) к своим владениям. К западу располагались греческие полисы (города-государства). Их жители вовсе не желали пре­вращаться из свободных граждан в послушных подданных «великого царя» (так стал называть себя Митридат). В союзе с полисами, собрав ос­татки сил, Селевкиды пытались остановить пар­фян. Началась долгая война, завершившаяся разгромом греко-македонских войск. Царь Антиох VII погиб в бою, и с господством Селевкидов было покончено.

Парфянские монархи управляли завоёванными народами, пытаясь совместить кочевые парнские порядки, древнеиранские устои и греко-македон­ские (учёные называют их эллинистическими) традиции. Вся страна была разделена на четыре марзпанства — по сторонам света. Марзпанства делились на сатрапии, а те — на более мелкие округа. Потомки кочевников-парнов и местная иранская знать считались азатами (свободными). Это была привилегированная часть населения. Во время войны азаты составляли конницу катаф-рактариев — знаменитое парфянское изобретение, когда и всадник, и конь облачены в непробивае­мый стальной пластинчатый панцирь. Атака катафрактариев одним своим видом наводила ужас на врагов, сеяла смятение в их рядах. Крестья­не-земледельцы — большинство населения — платили царю налоги, а когда тот собирал опол­чение, становились лучниками — легковооружён­ными пехотинцами, которых бросали в бой пе­ред катафрактариями.

На западе государства по-прежнему стояли гре­ческие города. Войдя в состав парфянской держа­вы, жители полисов не изменили недоброжелатель­ного отношения к восточным пришельцам. То и дело горожане поднимали восстания против суро­вых царских наместников и тяжёлых поборов. Правители государства не хотели ссориться с бога­тыми городами, ведь большая доля доходов в каз­ну царей поступала от их торговли. Через полисы,стоявшие на реках Тигр и Евфрат, проходила связь между Европой и Индией; греческие купцы обслу­живали и Великий Шёлковый путь — караванный маршрут из Китая в Малую Азию. Самоуправле­ние горожан было сохранено парфянами. Посте­пенно царям удалось смирить полисы. В них ста­новилось всё больше жителей-парфян, да и сами потомки греков поняли, что жить под защитой сильного государства выгодно и безопасно.

Царь Парфии мог принадлежать только к роду Аршакидов. После смерти монарха его преемни­ка избирали два совета - родственников и жре­цов. Все высшие посты занимали представители семи знатнейших парнских родов. Правда, кро­ме них во многих областях остались царьки из местных династий. Они сохранили свои титулы в обмен на полное послушание «великому царю».

Управлять множеством племён и народов мож­но было лишь с помощью языка, понятного для всех жителей государства. Таким языком в Пар­фии был греческий. На нём составлялись офици­альные документы, царские указы; надписи на монетах чеканились тоже на греческом языке. Эл­линистическое наследие ощущалось в архитектуре, искусстве и религии парфян. У них не было обще­го для всех религиозного культа. Население испо­ведовало множество верований. Однако можно пред­полагать, что Парфия находилась на пути к единой религии, потому что разные народы поклонялись одним и тем же божествам, хотя называли их по-разному. Наиболее почитаемым на Востоке было Солнце. Олицетворявшему его богу парфяне дали имя Ахурамазда, иранские племена — Митра, гре­ки Парфии — Зевс. Поклонялись и Великой Мате­ри как источнику жизни. Для парфян и иранцев она была Анахита, для греков — Артемида. За от­правлением культа Солнца и огня следили жрецы-маги, многочисленные, богатые и очень влиятель­ные. Как и во многих других восточных странах, жрецы накапливали научные знания. Некоторые историки считают, что именно парфянские маги по­ложили начало астрологии, которую позже поза­имствовали арабы и европейцы.

В мировой истории Парфия оставила заметный след и в связи с долгим противостоянием Рим­ской державе. Парфянско-римские отношения заслуживают особого внимания.

Постепенно присоединяя ближние и дальние земли, Римская республика раздвигала свои пре­делы. Взоры завоевателей привлекал и древний, богатый Восток. В I в. до н. э. Сирия была объ­явлена римской провинцией, там водворился на­местник. Так владения Рима сомкнулись с тер­риторией Парфии. Агрессивные замыслы римлян простирались дальше, за Евфрат. Гордые парфян­ские цари не желали видеть рядом соперников. В 92 г. до н. э. на берегу Евфрата состоялась встреча римского полководца Суллы с парфян­ским вельможей, царским послом Оробазом. Над­менный римлянин держал себя с «варваром» гру­бо и вызывающе, и по возвращении в Ктесифон (столица Парфии) Оробаз был казнён за то, что стерпел такое обращение. Убедившись, что пере­говорами никаких уступок от парфян не добить­ся, римляне решили действовать военной силой. На восток отправился знаменитый полководец Красе (тот, кто подавил восстание Спартака в Италии). Его легионы двинулись через месопотамские степи в глубь Парфии. Навстречу ему царь Ород II послал военачальника Сурена, под началом которого находились тысяча катафрак-тариев и 10 тыс. лучников. Армию сопровождал огромный караван из тысячи верблюдов, гружён­ных стрелами.

С самого начала Красса преследовали неудачи. В проводники он выбрал одного из местных пар­фянских правителей. Тот был настроен против рим­лян и вёл их по самым засушливым местам. В мае 53 г. до н. э. уставшие легионеры добрели до окрестностей города Карры (сейчас Харан в Юго-Восточной Турции). Внезапно из-за холмов показа­лись парфянские всадники. Римляне спешно по­строились в замкнутый четырёхугольник, чтобы отбивать атаки со всех сторон. Парфяне, которых становилось всё больше и больше, носились вокруг противника, осыпая его стрелами. Красе приказал своему сыну Публию взять отряд и решительным ударом рассеять и отогнать противника. Публий с солдатами бросился в наступление, и парфяне тут же кинулись врассыпную, убегая в степь. Обрадо­ванный Публий поспешил за ними, не понимая, что поддался на обычную уловку кочевников. За­манив его отряд подальше от римского войска, парфяне набросились на него и уничтожили. Красе был вынужден оставить своих раненых и убитых соратников на поле боя и прорываться под защиту каррских стен. Сурен предложил ему выйти на переговоры. Что произошло потом — точно неиз­вестно. Иранские историки объяснили всё недора­зумением, римские приписывали происшедшее ко­варству парфян. Во время переговоров Красе был убит. Римлян взяли в плен и угнали на поселение в Северный Иран.

Вскоре Ород II женил сына на дочери армян­ского царя. Во время свадьбы придворные лице­деи разыгрывали перед гостями драму Бврипида «Вакханки». По ходу трагедии её персонаж ца­рица Агава должна выносить голову Пентея. Вместо обычной бутафорской головы вынесли го­лову Марка Лициния Красса.

Катастрофа под Каррами послужила жестоким уроком для Рима. Он надолго отказался от мысли воевать с Парфией. Её цари подчинили своему влиянию Армению, успешно отбили нападения алан и кочевников-саков. «На западе римляне, саки с востока — два бились в твердыню Ирана потока. Но Парфии войско стояло меж ними. Вот саки бе­гут, вот смятение в Риме. Бойцы Хорасана, Гурга-на и Рея отбросили недругов грудью своею», — писал о тех временах иранский поэт Бехар.

В I в. н. э. могущество парфянского государст­ва стало угасать. Различные группировки Арша-кидов вступили в борьбу за трон. Всё чаще сатра­пы и местные царьки выходили из повиновения слабым правителям. Парфия уже не могла соби­рать бесчисленную конницу, которая некогда дер­жала в страхе всех соседей. Этим не замедлил воспользоваться Рим. Несколько раз войска им­ператоров Траяна, Септимия Севера, Каракаллы вторгались за Евфрат. Особенно  опустошительным оказалось нашествие 195 г., когда была разорена вся Месопотамия, а 100 тыс. её жителей проданы в рабство. Хотя римлянам и не удалось закрепить­ся в Парфии, потери от войн окончательно подор­вали её силы. Правитель вассального царства Парс Арташир в 223 г. восстал против парфянского царя Вологеза V и убил его. Рассорившиеся Аршакиды уже не сумели собраться и избрать нового госуда­ря. Власть перешла к победителю-персу Арташи-ру, который провозгласил себя шаханшахом («ца­рём царей») Ирана. Таким образом восстановилось положение, существовавшее до Александра Маке­донского. История Парфии закончилась, началась блистательная эпоха иранских царей — Сасанидов.