Аудит затрат на производство
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………2 стр.
Введение……………………………………………………….3 стр.
План и программа аудита затрат на производство…………6 стр.
Заключение……………………………………………………12 стр.
Список используемой литературы…………..………………14 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.
Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Цель аудита – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом. Цель ревизии – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
Аудиторская проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.
Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.
Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
- при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:
- Перечень основных нормативных документов;
- Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
- Первичные документы по разделу учета;
- Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
- Классификатор возможных нарушений;
- Вопросник аудитора для составления программы проверки;
- Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
- Описание контрольных процедур.
Целью написания курсовой работы по «Аудиту затрат на производство» является изучение нормативно-законодательной базы по затратам на производство, правильности определения себестоимости продукции и принятия правильных управленческих решений в части хозяйствования.
ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления производственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цены реализации на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии.
Управление себестоимостью продукции предприятий – планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и отдельных изделий, наблюдение за выполнением заданий и выполнением резервов по снижению себестоимости продукции.
Основные элементы системы управления себестоимостью продукции – прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.
Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах:
- неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в течение года;
- полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;
- правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам;
- разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения;
- регламентация состава себестоимости и продукции.
Одно из условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.
В нашей стране состав затрат на производство продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и конкретизированы в положении о составе затрат с учетом изменений и дополнений, и положении «Расходы организации», которые четко определили издержки, относимые на себестоимость продукции и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыль организации, фонды специального назначения, целевого финансирования).
Регламентирующая роль государства проявляется и в установлении норм амортизации основных средств, тарифов, отчислений на социальные нужды и прочее.
Для определения стратегии аудиторской проверки, объема работ и подготовки программы аудитору целесообразно подготовить план проверки, который включает в себя :
а) получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета по счетам учета затрат на производство;
б) определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению по этому счету;
в) проверка правильности отражения в бухгалтерском и в налоговом учете хозяйственных операций;
г) установление достоверности финансовой отчетности данным первичного учета;
д) выявление ошибок и расхождений между данными учета и отчетности;
е) формулирование выводов и рекомендаций для заключения аудитора.
В плане нужно указать, какие потенциальные ошибки возможны по счетам затрат на производство, какие доказательства необходимы для подтверждения достоверности записей по счетам и какие методы аудитор предполагает использовать для их сбора.
В плане аудиторской проверки должны быть отражены:
- проверяющий орган;
- руководитель аудиторской группы;
- объем выполняемых работ;
- сроки проведения и продолжительность работ;
- планируемый аудиторский риск
- планируемый уровень существенности;
- способы и приемы, применяемые аудитором.
При этом аудитор может обсудить план аудиторской проверки с руководством и персоналом проверяемого объекта, что позволяет повысить действенность проводимого аудита и скоординировать аудиторские процедуры с деятельностью органов управления проверяемого объекта.
В случае привлечения к аудиторской проверке соисполнителей или экспертов аудитор (в качестве руководителя работ) должен спланировать и их работу.
Что подлежит проверке:
- материальные затраты,
- затраты на оплату труда,
- отчисления и социальные налоги,
- амортизация основных средств,
- прочие расходы.
План аудиторской проверки должен быть заверен подписью руководителя аудиторской организации и печатью аудиторской организации.
Учет затрат на производство и реализацию продукции основывается на составляемый в установленном порядке первичной документации, которой оформляются все операции по производству продукции.
К первичной документации относятся: приказ по учетной политики на предприятии, журналы-ордера № 10 и 10/1, наряды на выполнение работ, путевые листы на транспорт, командировочные расходы, расчеты с подотчетными лицами по представительским расходам, табель учета рабочего времени, документы складов по выдаче материалов в производство, ведомости распределения начисленной заработной платы по счетам и шифрам затрат, расчет износа основных средств и нематериальных активов, сводные данные по учету потерь в производстве.
Прежде всего необходимо проверить, как выполняются по учету затрат положения принятой учетной политики. Наряду с этим аудитор должен ознакомиться со структурой предприятия, организационными и технологическими особенностями предприятия, типом производства, видами выпускаемой продукции, используемыми ресурсами.
С точки зрения соблюдения учетной политики аудитор должен установить:
- неизменность выбранного в начале проверяемого периода (учетного года) метода учета затрат, его соответствие нормативным документам;
- правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам;
- правильность отнесения материальных затрат, проверяя ведомости распределения расхода материалов по технолого-нормировочным картам, сравнивая нормы расходования материалов и фактические затраты;
- правильность начисления износа по основным средствам, нематериальным активам, проверяя следование учетной политике выбранному методу начисления амортизации и отнесения на счета затрат;
- обоснованность сумм, накладных расходов и способов их распределения по объектам;
- правомерность отнесения фактических сумм командировочных, представительских расходов, расходов на рекламу и способов их распределения по объектам.
К проверяемым счетам бухгалтерского учета по затратам на производство относятся: счет 10 – «Материалы», счет 23 – «Вспомогательные производства», счет 25 – «Общепроизводственные расходы», счет 26 – «Общехозяйственные расходы», счет 29 – «Обслуживающие производства и хозяйства», счет 70 – «Расчеты с персоналом по оплате труда», счет 68 – «Расчеты по налогам и сборам», счет 02 – «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство».
Счет 20 – «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция которого явилась целью создания данного предприятия. Счет предназначен для учета производственных затрат, которые обусловлены технологическим процессом производства и могут быть включены в себестоимость конкретного вида продукции. Он также предназначен для учета расходов вспомогательных производств и косвенных затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства, а также потерь от брака. Остаток на счете 20 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. А это значит, что на начало следующего месяца есть работа, которую необходимо завершить.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Основными ошибками бухгалтерского учета, выявляемыми при проведении аудиторских проверок по учету затрат на производство, являются:
- необоснованное завышение (занижение) величины материальных затрат, незавершенного производства, сумм по оплате труда;
- включение в издержки производства расходов, которые в соответствии с законодательством должны быть отнесены на счет специальных источников;
- отсутствие объектов калькулирования затрат;
- необоснованное включение в издержки производства отчетного периода транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованного товара;
- отнесение капитальных вложений в основные средства на издержки производства и обращения;
- включения в себестоимость затрат, производственный характер которых не обоснован;
- включение расходов в себестоимость без надлежащего документального обоснования и оправдательных первичных документов;
- включение расходов по командировкам, не связанным с предпринимательской деятельностью организации, в себестоимость;
- не подтверждено документально включение амортизации нематериальных активов в себестоимость;
- включение в себестоимость затрат по аренде объектов основных средств у физических лиц;
- включение расходов на содержание непроизводственных основных средств в себестоимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема управления затратами всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов.
Динамично меняющиеся условия рыночного хозяйствования требуют разработки и внедрения новых методов управления издержками, ориентированных на эффективное использование ресурсов предприятия, повышения его конкурентоспособности.
В рыночных условиях затраты на производство продукции являются важнейшим фактором, определяющим величину прибыли организации. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности предприятия, ее достижения и имеющиеся резервы.
Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определение рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявление резервов снижения себестоимости продукции; определение цен на продукцию; исчисление национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.
Снижение себестоимости обеспечивает как непосредственный рост прибыли, так и ее увеличение за счет повышения объемов продаж, вследствие возможности применения системы гибкого ценообразования.
Для правильности определения отнесенных затрат на себестоимость продукции и проводится аудиторская проверка. Ее результатом является аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности. Оно представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.
На основании данных аудиторского заключения руководитель предприятия делает вывод о правильности организации учета затрат на производство, о правильности отчислений налогов предприятия и о соответствии занимаемых должностей работников, ответственных за бухгалтерский учет затрат на производство выпускаемой продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.№ 129-ФЗ
4. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-н
5. План счетов бухгалтерского и финансового учета и инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00. №94н, с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина РФ от 07.05.03. №38н.
6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92. 3 552 с учетом изменений и дополнений.
7. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Утверждены приказам Комитета РФ по торговле от 20.04.95 г. №1-550/32-2
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10-99
9. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2263
10. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв. Постановлением Правительства РФ от 05,08,92 3 552 с учетом изменений и дополнений.
11. Шеремет А.Д. Суйц В.П., Аудит - М.: ИНФРА-М, 1995. - 240 с.
12. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. Издание 4-е, переработанное и дополненное - М.: «Филинъ», 1998. - 528с.
13. Стандарт аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ25.12.1996 Протокол N 6).
14. Каморджанова Н. КарташоваИ. Бухгалтерский финансовый учет. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 480с.
15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. 4-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 640с.