Партии в политической системе общества
В
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1.
Роль партий в политической системе общества |
6 |
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества |
6 |
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности |
8 |
Глава 2.
Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности |
11 |
2.1. Понятие политической партии |
11 |
2.2. Классификация политических партий и их функции |
13 |
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности |
16 |
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы |
17 |
Глава 3.
Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения. |
22 |
Заключение |
28 |
Список использованной литературы |
30 |
Введение
Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.
Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий.
В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк: это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д. Причем оказывается, что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика» слишком неопределенно, а категория «государство» - явно узка и не охватывает всего многообразия данных жизненных реалий.
В различных политических системах, существовавших в истории, люди организовывались в целях защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в эпоху античности, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения. Однако лишь в XIX в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникли партии как специализированные организации для завоевания, удержания или свержения существующей политической власти.
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политической" из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.
Процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Партии знаменовали собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь "третьего сословия", всеобщего избирательного права (XIX в.), послуживших значительному развитию представительной системы. Оно означало, что не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава политической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе массовую поддержку. Именно партии стали этими законными орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбора элиты.
Не остается без внимания и проблематика политической культуры, которая не сходила со страниц общественно-политических журналов, книг, брошюр, монографий последние два десятилетия. Однако трактовка политической культуры во многих публикациях оставалась идеологизированной, и в современных условиях реформирования общества она уже не отвечает запросам жизни. Проблематика политической культуры сегодня является наиболее распространенной темой политических бесед, споров, размышлений, исследований, находится в фокусе парламентских дебатов, деятельности других политических организаций.
Актуальна необходимость коренного совершенствования политической культуры, она диктуется происходящими преобразованиями в жизни общества, их сложным противоречивым переплетением, участившимися конфликтами и кризисными явлениями. В этих условиях резко возрастает общественная значимость таких качеств личности, как умение мыслить самостоятельно, творчески участвовать в общественно-политической деятельности, умение ориентироваться в неординарной политической ситуации, принимать правильные решения, гибко перестраивать свое поведение при сохранении принципиальных ориентаций. Партии играют важнейшую роль в этом вопросе
Актуальность выбранной темы очевидна, так как политические партии в современном понимании - это относительно молодой институт в общественной жизни государства, который постоянно развивается и совершенствуется. Принятие Федерального Закона «О политических партиях», Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ряда поправок к ним свидетельствует о партийно-политической реформе и символизирует новый этап развития российских политических партий. В результате, российские политические партии, как и российская партийная система в целом, приобрели принципиально новые институциональные и законодательные рамки.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества.
Курсовая работа состоит из 3 глав.
Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:
В первой главе излагаются место и роль политических партий в политической системе общества, рассматриваются основания единства политики и культуры как канала взаимодействия человека и политической власти.
Во второй главе мы переходим к рассмотрению происхождения и сущности политических партий. Излагаются функции и классификация политических партий, правовое регулирование их деятельности, раскрываются плюсы и минусы многопартийности и однопартийности.
В третьей главе рассматривается вопрос создания имиджа политической партии, его составляющих и предъявляемых требований.
В заключении делаются выводы, о необходимости политических партий в развитии и функционировании политической системы, о многопартийности в России.
ГЛАВА 1. Роль партий в политической системе общества.
1.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества.
Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем всю Россию". Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.
Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической деятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что "коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения". Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, партия обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.
Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.
Становление политических партий как необходимых элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода:1
• в ХVI-ХVII вв. партии в Европе представляли собой аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты;
________________
1. Основы политологии. Под редакцией В.А. Мальцева, 1996, стр. 336
• в ХVII-ХIХ вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других сферах жизни;
• в ХIХ-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:
• повсеместное распространение избирательных прав;
• развитие рабочего движения, организационное оформление рабочего класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни по следующим признакам:
• партия характеризуется долговременностью действия своей организации (в "смутные" времена создаются многочисленные "партии-однодневки", практически не играющие значительной роли в жизни общества);
• наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих постоянную связь с центром;
• стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;
• поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XXв. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".
Институционализация партий предусматривает:
а) санкционирование места партий в публичной жизни;
б) условия деятельности партий в политической системе;
в) участие партий в избирательной системе;
г) способы представительства партий в органах государственной власти;
д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.
1.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.
В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен со стороны КПСС. Исследованием данной проблемы занимались с середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества:
_____________ __
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева, 1996, стр. 357
смысл политики - в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:
наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;
способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.
Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить в следующих тезисах:
- в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;
- реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;
- политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической системы.
Современное состояние общественного развития характеризуется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих.
Нетрудно заметить, что политическая конкуренция - внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчивых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политического невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить политическую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе.
Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и образовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста оказалось недостаточно для верного осмысления современной политической ситуации и личного участия в политической жизни.
Глава 2. Политические партии. Происхождение, сущность. Правовое регулирование партийной деятельности
2.1. Понятие политической партии
"Политическая партия есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества. Развитие каждой партии необходимо связать с существованием и развитием, по крайней мере, одной из противных ей партий…"
Ю.С. Гамбаров (1850-1926) русский юрист, специалист по теории права 1
Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.
Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.
Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.
Участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машин для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно
____________________
1. Введение в политологию. 1996, стр. 274
шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки".
Партии - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:
а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль
б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:
1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни.
Этот критерий позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
По этому критерию отличают партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями
3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее.
Данный критерий позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.
4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
По этому критерию отличают партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение.
Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
2.2. Классификация политических партий и их функции
Существует множество критериев классификации партий. Так, сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием; либеральные политологи основным считают характер идеологической связи; марксисты главную роль при классификации отводят классовому критерию.
Исходя из социальной природы, можно выделить партии, представляющие интересы: отдельных классов (напр., буржуазные, рабочие, крестьянские); отдельных социальных слоев и групп (напр., интеллигенции, мелких хозяев); нескольких классов и социальных групп (напр., политические партии, возникающие на основе национально-освободительных движений).
Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установок партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные.
Относительно много критериев представляет сфера внутренней организации и ролей выполняемых партией в политической организации или по отношению к ней. Исходя из приверженности к определенным ролям в политической системе и по отношению к политической системе, выделяются партии, ориентированные на:
а) функции легальной борьбы за власть, ее осуществление и упрочение;
б) участие в выборах. Это так называемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактически приостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов;
в) осуществление власти и реализации стратегических программ общественного развития (например, коммунистические партии в социалистических странах);
г) поддержку существующей политической элиты в государстве.
Исходя из организационной структуры и членства выделяются партии: централизованные, организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной; децентрализованные - в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль.
Кадровые партии, деятельность которых нацелена прежде всего на выборы, ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить, “знать”, представителей социальных элит. Большинство кадровых партий - это европейские либеральные и консервативные партии. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, большинство кадровых партий “мягкие” (т.е. не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от “жестких” массовых партий. Впрочем, исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример “жесткой” кадровой партии.
Массовые партии - это партии нового типа, возникшие в условиях расширения демократии, введения всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием - как формальным, так и неформальным - в политических системах, где они действуют. Это партии, ориентированные на политическое воспитание и формирование новых элит. Следует различать три типа партий ( в порядке их появления): социалистический, коммунистический и фашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты.
Еще одним критерием классификации является институт партийного руководства. Руководство можно понимать формально (по уставу) или социологически, а следовательно, исследуя действительные отношения подчинения и главенства, которые могут прикрываться уставами. Исходя из этого отметим следующие партии:
С коллективным руководством, где лидер руководящей группы выполняет роль арбитра, выражает основное доктринальное направление или концентрируется на власти в самых существенных для функционирования всей партии сферах.
С единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, формально санкционированным.
Харизматическо-вождистского руководства, где, кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии, особенно заслуг, придающих ей символическое измерение и т.д.
Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.
Наконец, партии могут быть конкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистической системы, либо осуществляя высшую власть в политической системе, либо борясь за это. Монопольные, более известные как “единственные партии”, осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию.
В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов политических организаций, например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.
В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В их числе:
а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);
б) активизация и интеграция больших социальных групп;
в) создание политической идеологии и политических доктрин;
г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.;
д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;
е) участие в осуществлении государственной власти;
ж) формирование общественного мнения;
з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);
и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.1
Выполнение этих функций делает партии одной из важнейших частей жизнедеятельности общества, оказывающей значительное влияние на функционирование его политической системы.
________________
1. Основы политологии. Под ред. В.А. Мальцева. 1996, стр. 346
2.3. Правовое регулирование партийной деятельности
В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.
В конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их уставам и программам. Законодательством регламентируется порядок и условия прекращения деятельности партий, финансовая сторона их функционирования и контроль государства. Конституциями может запрещаться создание определенных общественных объединений.
Так, в ст. 13 Конституции Российской Федерации говорится о том, что "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Данное положение отвечает требованиям, содержащимся в международно-правовых документах. Например, в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года говорится, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими объединениями и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В связи со вступлением в Совет Европы Россия обязана ориентироваться в своем законодательстве на европейские стандарты в области прав человека, которые в концентрированном виде изложены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах соответствует ст. 11 Европейской конвенции, в которой, в частности, сказано, что могут вводиться законные ограничения на осуществление права на ассоциации лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.
Юридическим признаком политических партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании органов государственной власти, местного самоуправления, исполнительных структур. Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель предъявляет особые требования. В уставах должно также отражаться название партии, порядок вступления и прекращения членства в ней, права и обязанности членов партии, ее руководящие органы, источники финансирования, порядок и условия прекращения деятельности партии.
Кроме общесоциологического подхода в политологии существует и правовая характеристика партий. Политические партии являются субъектами права. Они участвуют в различных отношениях, регулируемых юридическими нормами, но главным образом их деятельность регламентируется конституционным законодательством. Правосубъектность партий возникает со времени их учредительных съездов или конференций, но в полном объеме возможности, предусмотренные законом, они могут реализовать после регистрации уставов в органах юстиции. С этого времени они обретают статус юридического лица.
Правовая регламентация организации и деятельности политических партий в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ и ее субъектов, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом «О политических партиях», избирательным законодательством, иными нормативными актами.
Реализуя конституционное право на объединение, желая активно участвовать в политической жизни страны, граждане вправе наряду с партиями создавать политические движения. Политические движения отличаются от партий тем, что они менее формализованы, могут не иметь разветвленных управленческих структур и организационных звеньев местных отделений. Граждане больше ориентируются на лидеров движения, на их популярность, нежели на четкость программных установок.
В ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях" дается понятие общественного движения, применимое и к политическому движению. Общественное движение представляет собой состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган движения - это выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
2.4. Многопартийность и однопартийность, плюсы и минусы
Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная "многопартийность" - одна из причин кризиса политической системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог И.Клямкин отмечает, что "...монопольно правящая партия может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления механизмов тоталитарного контроля над обществом... обнаруживается нелеги-тимность партаппаратных структур и невозможность ...осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти других политических сил - партий, движений - и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны".
Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.
Поэтому ясно, что появление множества партий еще не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может вестись лишь о ее становлении, законодательном оформлении. Пока различного рода возникшие партии больше заботятся о включении своих представителей в государственные структуры, чем о выражении и защите интересов социальных групп, слоев гражданского общества. Их концепции не разработаны, представлены в общем виде. Явно выражены личностные и властные амбиции их лидеров, которые больше озабочены произнесением речей, проведением встреч, чем практической политической работой.
В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б.Чичерин.1 К позитивным сторонам многопартийности он относил:
- всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников;
- существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;
- воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;
- выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей;
При многопартийности не может быть случайных вождей, здесь нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.
Негативное в многопартийности Б.Чичерин видел в следующем:
_________________
1. Политология. Под ред. Ю.В.Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. 1992, стр. 263
- систематически одностороннем направлении взглядов и действий членов партии, т.к. они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. К примеру, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;
- "дух" своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам;
- в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;
- для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;
- непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.
Следовательно, многопартийность - это общественное благо, источник развития политической жизни, но это и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. От нее, по крайней мере на первоначальном этапе, нереалистично ожидать "гуманизации", "очеловечивания". Автоматически, сами по себе плюрализм и гуманизм не сольются воедино.
Из многих партий в конечном счете побеждает та, где сильнее организация, где духовнее, умнее и свободолюбивее ее члены. А каково оптимальное количество партий в обществе? А. Линкольн на этот вопрос отвечал так: 2,5 партии. Одна - у власти, другая - в оппозиции и третья - нарождающаяся.
Государства с многопартийными системами исторически доказали свою политическую нестабильность (III и IV Республики во Франции), так как блоки и коалиции даже близких по идеологии партий в условиях обострения социальных кризисов и нарастания внешней опасности оказываются крайне неустойчивыми. Именно поэтому они закономерно эволюционируют в сторону двух-трех полярных партийных систем.
Суть двухпартийной системы заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий приходит к власти, а другая становится оппозиционной. Двухпартийность полезна, т.к. она способствует хорошему функционированию политической системы. Она упрощает процесс агрегирования (обобщение близких интересов, перевод их на уровень программ) интересов и сокращения требований, делает ненужным посредничество, гарантирует стабильность правительства, поскольку побеждающая партия получает большинство мест в парламенте.
Политология выделяет два вида двухпартийности: "жесткую" и "мягкую". "Жесткая" предполагает строгую дисциплину голосования в парламенте по решению партии, "мягкая" - позволяет каждому депутату голосовать по своему усмотрению, учитывая при этом решение партии. "Мягкая" двухпартийность в действительности близка многопартийности, т.к. приводит к тем же результатам (нестабильности власти).
Различают также "совершенную" и "несовершенную" двухпартийность. В чистом виде двухпартийность существует лишь теоретически. Практически ситуация складывается так, что рядом с двумя крупными партиями, влиятельными в обществе, существуют и небольшие партии. Их роль зависит от количества голосов, полученных на выборах (голоса, полученные В.Жириновским и А.Лебедем в ходе президентских выборов в России 1996 года и "переданные" Б.Ельцину, в значительной степени обеспечили избрание последнего Президентом). "Совершенная" двухпартийность возможна, если две основные партии набирают не менее 90% голосов, одна из них обеспечивает себе абсолютное количество парламентских мест и может осуществлять руководство в одиночку.
"Несовершенная" двухпартийность (двух-с-половиной-партийная система) складывается тогда, когда успехи обеих крупных партий на выборах не столь впечатляющи и ни одна из них в одиночку не может завоевать абсолютного большинства. Им приходится объединяться либо друг с другом, либо с третьей партией.
Двухпартийная система также не свободна от недостатков. При ней акцент в деятельности вынужденно делается на критику противников, а не на конструктивные предложения. Избирательные кампании проводятся против "чего-то", и избиратели голосуют против "кого-то". При двухпартийной системе перестает существовать политический "центр". Если появляется вторая "левая" партия, то она становится конкурентом первой левой, что выгодно для "правой" партии.
Как правило, движение от многопартийности к двухпартийной системе происходит через создание "двухблоковой" системы. Однако это трудный и длительный процесс, ибо между партиями и другими политическими силами, вступающими в блок, сохраняется много различий.
В однопартийной системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует политическую деятельность во всех общественных структурах. Она превращается в руководящую силу государства. Государственные органы не в праве не выполнять партийных решений. Партия становится многофункциональной, тяготеющей к контролю за всеми видами активности в обществе. Сама партия строится в виде пирамиды, ее механизм действует и "сверху" и "снизу": сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация.
Смысл, вкладываемый в понятие "однопартийная система" отличается от того, идет ли речь о социалистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах.
При тоталитарном (деформированном) социализме партия выступает как руководящая и направляющая сила общества, занимается определением внутренней и внешней политики, просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью.
Фашистская партия не заинтересована в пробуждении политического сознания масс, ее пропаганда не столько просвещает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия (например, национал-социалистическая в Германии) выполняет, в основном, функции служб безопасности и полиции.
В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию масс. Она стремится пробудить национальное самосознание, укрепить авторитет руководства, вовлечь широкие слои граждан в политические процессы.
Глава 3. Имидж политической партии. Основные составляющие и методы продвижения.
Для достижения необходимых результатов при выступлении на выборах и в партийном строительстве политическая партия должна решить ряд ключевых проблем, из которых на первое место выходит - определение стратегии поведения политической партии в партийной системе и в избирательном процессе.
Стратегия поведения политических партий в партийно-политической системе предполагает определение основной линии поведения в отношении электората, групп интересов, органов власти, конкурирующих политических партий, средств массовой информации и других участников политического процесса. Правильно выбранные стратегические позиции позволяют политической партии укрепиться среди основных партийных игроков, оптимально планировать и реализовывать мероприятия, ориентированные на прохождение политической партии в федеральные и региональные органы власти.
Все основные направления партийной стратегии должны быть прочно взаимоувязаны и адекватно соотноситься друг с другом, стремясь к достижению единой стратегической цели - победы на выборах. При этом успех целостной партийной стратегии зависит в первую очередь от эффективности имиджа политической партии. В избирательном процессе, характеризующемся обостренной межпартийной борьбой, конкурируют в первую очередь имиджи политических партий, которые в конечном итоге и определяют результаты голосования.
В этой связи чрезвычайно важным является построение эффективной имиджевой стратегии политической партии в избирательном процессе и в межвыборный период.
Избиратель воспринимает политическую партию в общем, ориентируясь на образ партии, сложившийся в его сознании. Зачастую этот образ складывается под воздействием мотивов, рационально не осознаваемых избирателем в результате реализации имиджевой стратегии политической партии, которая предполагает формирование стратегического имиджа политической партии. Работа по формированию имиджа политической партии должна быть связана с расширенным и многомерным описанием портрета этой политической организации, каким он должен быть увиден и воспринят той аудиторией, которой адресован. Чтобы имидж политической партии был эффективным он должен соответствовать ряду требований.
Одно из первых требований, предъявляемых к имиджу политической партии это востребованность.
Это требование является исходным и ключевым. Подстройка имиджа под социальные ожидания осуществляется на основании социально-психологических исследований и социологических опросов, направленных на определение доминирующих в обществе ценностей, проблем, страхов, потребностей и т.д. Через категорию востребованности имиджа проявляет себя такая важнейшая функция политической партии как агрегация и артикуляция интересов общества. Именно выражая общественные интересы посредством политической коммуникации и политической деятельности, партия содействует формированию своего эффективного имиджа.
Общественные ожидания, запросы и требования выступают исходным материалом, являющимся основой для формирования имиджа политической партии, но их использование для формирования имиджа должно соотноситься с тем положением, которое партия занимает в партийной системе.
Второе требование -реалистичность.
Имидж политической партии должен быть реален, соотноситься с действительностью, не представлять собой продукт фантазий.
В первую очередь он должен соотноситься с характером партии как политической организации, нацеленной на приход к власти в результате демократических выборов. В случае если имидж партии формируется как имидж организации, не совсем соотносимый с таковой, то политические перспективы такой партии можно считать весьма сомнительными. Имидж политической партии не должен быть «притянут за уши» идеологическими изысканиями высоколобых интеллектуалов, а прочно увязываться с реальностями политической системы и жизни страны.
Третье-яркость и простота.
Имидж политической партии должен быть открыт и понятен избирателям и другим участникам политического процесса. Это означает, что при формировании имиджа политической партии не следует перегружать ее образ чрезмерно большим количеством характеристик. Имидж партии должен вызывать ограниченный и одновременно достаточный набор ассоциаций, отражающих основное предназначение партии в обществе, государстве, политике. Имидж партии должен создавать ощущение ее доступности для простого избирателя и не восприниматься как закрытая политическая группировка.
Не случайно считается, что в целях политической пропаганды политическим партиям целесообразно использовать краткие и емкие слоганы и призывы, которые вместе с тем вызывают у избирателей совершенно четкие ассоциации и чувства. Однако, простота вовсе не означает, что нужно максимально упрощать до примитивизма партийные месседжи, вызывая неоднозначное их толкование.
Четвертое - пограммно-идеологическая составляющая.
Эта составляющая имиджа политической партии, пожалуй, является главной, поскольку отражает основной смысл создания и деятельности политической партии. Партия, не имеющая своей программы и идеологии, не может являться полноценной политической партией, поскольку лишена всякого политического смысла.
В современной российской политике существуют две взаимообусловленные тенденции: партии являются важным фактором оформления идеологий как способа коммуникации и, наоборот, идеологии формируют политические партии и их имидж. Кроме того, в российской партийной системе существуют и формальные требования к необходимости разработанных партийных программ - в соответствии с новым Федеральным законом «О политических партиях» партийные программы приобрели статус необходимых документов, которые должна иметь политическая партия для прохождения государственной регистрации.
Партийные программы и идеологии задают общие концептуальные рамки политических партий, формируют набор основных способов борьбы политических партий за власть, политических заявлений и позиций партий по проблемам политического дискурса. Партийные программы и идеологии также являются важнейшими идентификационными признаками политических партий, позволяющих отличать партии друг от друга и формировать политические предпочтения у избирателей.
Выборы многими российскими избирателями воспринимаются как способ выразить свое отношение к политикам и политическим партиям. Желание продемонстрировать солидарность с той или иной альтернативой развития, представленной в программно-идеологических позициях партий, играет большую роль в электоральном поведении избирателей. Именно поэтому через программно-идеологическую составляющую имиджа политические партии не только определяют себя как политическую организацию с определенной позицией, но и апеллируют к интересам тех или иных социальных групп.
Программно-идеологическая составляющая имиджа политической партии, представляя собой стержень имиджа партии, тем самым группирует вокруг себя все остальные значимые характеристики имиджа.
Пятое - деятельностная составляющая
К одной из ключевых проблем политических партий следует отнести обеспечение содержательной наполненности их деятельности. Если партия не заявляет о себе на поле публичной политики, не принимает участия в политическом дискурсе, не инициирует политические события и информационные поводы, то такому политическому проекту уготована недолгая жизнь.
Деятельностная компонента имиджа политических партий относится к числу самых важных элементов позиционирования политических партий, по которым избиратель формирует свои политические предпочтения. Сегодня политические партии слабо позиционируют себя через деятельность, видимо больше рассчитывая на применение политической рекламы в сжатые сроки избирательной компании.
Содержательное наполнение деятельности политических партий должно включать в себя инициирование политических событий и информационных поводов, разработку акций и мероприятий, ориентированных как во вне - на потенциальный электорат, так и внутрь - на партийную организацию. Это направление должно включать в себя также разработку комплекса мер по осуществлению эффективного взаимодействия политических партий с различными элитными группами с учетом целостной партийной стратегии.
Формирование имиджа в этом случае основывается на всех возможных видах взаимодействия, начиная от агитационно-пропагандистской деятельности и заканчивая парламентской деятельностью политических партий. От того, как организован процесс политической коммуникации, какие формы и методы используются партией для обеспечения двусторонней связи, как складываются отношения лидеров и рядовых членов партии с избирателями, будет зависеть их восприятие и в конечном итоге имидж политической партии.
Особую роль при формировании имиджа партии через взаимодействие с избирателями занимают мероприятия, не входящие в основные стадии избирательного процесса, выходя за рамки исключительно предвыборной агитации. В этом случае политические партии получают возможность задавать новый разворот своего имиджа, добиваясь восприятия себя обществом не только как «электоральной машины», обеспечивающей избрание своих представителей в законодательные органы власти, но и как организации, нацеленной на постоянное сотрудничество с избирателями в самых различных сферах.
Шестая составляющая - личностная
Многие отечественные исследователи политических партий не раз отмечали, что в России доминируют политические партии лидерского типа, формирующиеся вокруг популярных харизматических личностей. Это является свидетельством того, что имидж политической партии в значительной степени зависит от имиджа лидера (лидеров) политической партии.
Лидеры партий, как правило, выступают лицом политической партии, особенно в общении с прессой и избирателями, поэтому их имидж во многом будет проецироваться на имидж всей политической партии, а в некоторых случаях и полностью ассоциироваться с ним.
Новейшая история деятельности политических партий в России знает как положительные, так и отрицательные примеры влияния имиджа лидеров партий на восприятие обществом политических партий, поэтому при конструировании партийного имиджа следует с большим вниманием относиться и учитывать имидж лидера партии. Имидж лидера, также как и всей политической партии, должен быть подстроен под существующие в обществе запросы, и в этом смысле быть отражением настроений избирателей. Он обязательно должен учитывать способность аудитории воспринимать адресованное ей сообщение, т.е. при подготовке и подаче сообщения необходимо учитывать и то, как оно будет воспринято обществом и отдельными участниками избирательного процесса.
При рассмотрении личностной составляющей имиджа следует обратить внимание на тот факт, что политические партии - это массовые политические организации, в которых лидерство может быть распределено среди нескольких политиков. Поэтому для формирования их более целостного и развернутого имиджа будет лучше, если будет актуализирована и подчеркнута личность не только лидера партии, но и тех политических персоналий, которых принято считать лидерами общественного мнения. Это послужит повышению общей известности лидеров партии и укреплению в сознании общества образа партии как единой политической силы. Особенно важно развернуто представлять имидж нескольких лидеров в период избирательных кампаний, когда партийные списки возглавляют т.н. «первые тройки».
Именно поэтому важнейшим элементом при определении имиджевой стратегии следует считать привлечение в партию популярных политических и общественных деятелей, способных стать маяком для потенциального электората и новых членов партии. Особенно это важно в период избирательных кампаний, когда политические партии позиционируют себя через своих руководителей и других лидеров общественного мнения, способных принести дополнительные голоса политической партии через свою личную популярность.
Пока же существенными проблемами позиционирования политических партий в субъектах РФ является отсутствие во многих региональных партийных организациях ярких лидеров, способных выполнять функцию личностной составляющей имиджа политической партии. Если на федеральном уровне эта проблема решена за счет достаточного количества знаковых и популярных политических фигур, то в региональном партийном строительстве незначительная представленность ярких лидеров наносит существенный урон имиджу партий как массовым политическим организациям с развитой членской базой и яркими личностями. Это приводит к тому, что региональные партийные организации превращаются в безликие партии-брэнды, не подкрепленные личностным ресурсом местных политиков. Поэтому в ближайшее время для политических партий стратегически важным станет формирование эффективных имиджей региональных партийных организаций посредством укрепления личностной составляющей партийного имиджа.
И последняя седьмая - внешняя составляющая.
Внешняя составляющая имиджа политических партий представляет собой определенный набор визуальных способов воздействия на общественную среду для формирования эффективного имиджа политических партий.
Единый стиль и дизайн основных атрибутов политических партий помогает сформировать позитивное отношение к политическим партиям, создать необходимые условия для отличия их друг от друга, подчеркнуть индивидуальность партий. Единый стиль предполагает разработку выдержанных в схожих стилистических решениях агитационных и информационных материалов и другой полиграфической продукции политических партий, наличие собственной эмблемы (логотипа), палитры цветов, позволяющих отличать их от других политических, общественных и государственных организаций.
Важная составляющая единого стиля - эмблема политической партии, которая призвана служить их узнаваемости и идентификации, отображению идеологических особенностей. При выстраивании единого индивидуального стиля политических партий целесообразно соотносить дизайнерские решения с дизайном других партий, чтобы исключить возможную схожесть символов и цветовой гаммы.
Помимо эмблем и единого стиля оформления партийных материалов возможно также использование для формирования внешней составляющей имиджа различных аудио рядов, среди которых приоритетным следует считать партийные гимны. Помимо этого, важным элементом внешней составляющей имиджа являются и партийные интернет-ресурсы, содержание и оформление которых также служат эффективным способом формирования и продвижения стратегического имиджа политической партии.
Формирование и продвижение привлекательного имиджа политической партии является технологической стороной политического вопроса, касающегося установления полноценного взаимодействия политических партий и избирателей. Задача партийного функционера и политического консультанта в этой ситуации сводится к пониманию и преобразованию этих обстоятельств в эффективный имидж политической партии. Причем понятие «эффективный» подразумевает эффективную коммуникацию, эффективную деятельность, эффективное принятие политических решений партией в процессе выполнения функций, заданных им современным избирательным и партийным законодательством.
Имидж партий является своего рода «лакмусовой бумажкой», на котором отражаются конкуренция идей, программ, лидеров, конкретной работы партии с избирателями и в стенах парламента. Именно имидж политической партии позволяет судить избирателям о партии во всех ее ипостасях.
Стратегическое планирование деятельности политических партий по формированию и продвижению своего имиджа становится необходимой составляющей и залогом эффективности политических партий как института гражданского общества и политической системы.
Заключение.
Исторически партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству; как союзы единомышленников. Эти черты, выражая относительную самостоятельность и независимость от государства политических позиций известных групп населения, способствовали восприятию партий как источников кризисов и раскола общества. Причиной в основном такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции).
Длительные традиции существования подобного рода организаций в посткоммунистических странах, вызвав значительное недоверие населения к политическим объединениям, и в настоящее время мешают полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за выбор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум ценностей порождают мощные источники формирования новых политических партий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их превращению как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.
Однако партии, группы интересов, да и государство в целом являются "только" несущей конструкцией политики, материализующей интересы элит и не элит. Для понимания же не только реального механизма функционирования данных институтов, но и характера отправления индивидами своих прав и свобод принципиально важно знание политических идеологии, психологии и культуры. Именно они непосредственно определяют цели политической деятельности людей, субъективное содержание политической жизни.
Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и проч.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.
Современное состояние политических партий полно противоречий и трудностей. Во-первых, повсеместно в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических, многие из которых в конце 80-х начале 90-х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили названия; неспособность правильно определить стратегию деятельности, догматизм в теории. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности многих коммунистических и социал-демократических партий: на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы. Забастовки, стачки и др. формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики: основное внимание уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие, подвижные системы управления. Ряд партий отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, значительно сократили штатный аппарат. Однако самым знаменательным явлением последних лет является повсеместное распространение многопартийности.
Процесс создания новых партий, формирования движений продолжается. Должно пройти время, чтобы из этого многообразия объединений выделилось несколько партий, действительно представляющих определенные классы и слои общества с четкими программными установками, направленными на защиту и выражение воли тех, кто составляет их социальную базу. Тогда можно будет вести речь о многопартийной системе. Небольшие по численности, искусственно создаваемые тем или иным общественным деятелем объединения, чтобы иметь формальное право участвовать в президентских выборах, выборах парламента и иных органов власти, не являются партиями в собственном смысле слова, хотя и обладают присущими им юридическими признаками.
При всей резкой критике политических партий объективный анализ свидетельствует, что они необходимы, так как вносят реальный вклад в развитие и функционирование политической системы.
На рубеже 80-90-х годов XX века не только в России, но и в подавляющем числе стран мира происходил упадок популярности политических партий: люди не проявляли к ним особого интереса, слабо поддерживали на выборах. Это был результат отрыва партий от народа, незнания ими насущных народных интересов, их пассивности в защите этих интересов. Однако во 2-й половине 90-х годов вновь начался рост авторитета и влияния политических партий, особенно левой ориентации в европейских странах.
В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности других общественных движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его саморегуляция, реализация интересов масс.
Без преувеличения можно сказать, что массовые общественные организации и движения во многом предопределяют будущее страны, ее выход из кризисного состояния, демократическую направленность развития.
Список использованной литературы
1. Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства., М.: Просвещение, 1999.
2. Васильев В. А. Гражданское общество: Россия на пути к гражданскому обществу. М.: Просвещение, 2001.
3. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки. //Социально-политический журнал, 4/1997. стр. 92-106.
4. Введение в политологию. Происхождение и сущность партий, М.: Изд-во "Слово", стр. 276-289.
5. Костюк К.Н. Государство и гражданское общество: идейно-теоретические истоки. //Социально-политический журнал, 4/1997. стр. 146--160.
6. Общая теория государства и права. Курс лекций. Под ред. А.В. Малько, С-Пб, 1999.
7. Основы государства и права, под ред. Комарова В.В., Харьков, 1995.
8. Основы политологии. Под ред. В.А.Мальцева., М.: Изд-во Слово, стр. 336-371.
9. О природе политической власти // Вестник Московского Университета, 6/1999 стр. 49-51.
10. Песчанский В. Становление гражданского общества в России // Международная экономика и международные отношения, 11/1996. стр. 78-90
11. Политология. Под ред. Ю.В. Ирхина, В.Д.Зотова, Л.В.Зотова. Особенности партийной системы России, М.: Мысль, стр. 274-276.
12. Становление гражданского общества в Россиии // Общественные науки современности, 3/1997 стр. 55-65
13. Становление Российской многопартийности // Социс, 8/1996 стр. 34-46
14. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, М.: Мысль, 2000.
25
29