Печорин - герой своего времени
Роман «Герой нашего времени» был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.
В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения – создать портрет героя своего времени: «…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение «историей души человеческой».
Главная проблема этого романа —
судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение
в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно
охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского
восстания
Печорин — выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе «Бэла».
Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача. Скука быстро овладевает Печориным.
Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями». Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников.
С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, живущий «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», — говорит герой.
Композиция романа построена таким образом, чтобы лучше раскрыть образ главного героя. Главы расположены не в хронологическом порядке, а все персонажи романа помогают лучше раскрыть характер Печорина.
Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч – простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным. Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.
Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку». Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы. Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь «честных» контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума. Вернер – человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.
Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Грушницкому. Способен ли Печорин вообще любить? Я думаю, что Печорин любил Веру, да он и сам говорил, что это была «женщина, которую я когда-либо любил». Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Один из исследователей произведения писал, что Веру Печорин любил, к Бэле испытывал истинную страсть, а Мэри – один из опытов освоения женского сердца.
В романе освещены лишь отдельные эпизоды жизни Печорина. Эта история жизни – история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих. Печорин – не только герой своего времени, но и его жертва.