Аудит затрат на производство продукции

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ  И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Курсовая работа

По  предмету:   Аудит

Тема: “Аудит затрат на производство продукции”

Выполнила: студентка

                      группы № 01- 05 

Проверила: преподаватель 

                    

                                                                  Москва

                                                                   2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.

Методические и организационные основы аудита затрат

5

1.1

Методика аудита затрат на производство продукции

5

1.2

Приемы и методы контроля, используемые в аудите

12

2.

Аудит затрат на производство при осуществлении хозяйственных операций на предприятии

23

Заключение

25

Список использованных источников

26

Приложение

27

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрен аудит затрат на производство. При этом исследуются такие вопросы, как методика аудита затрат на производство, приемы и методы контроля, используемые в аудите, а также Аудит затрат на производство при осуществлении хозяйственных операций на предприятии.

Объектом аудиторской проверки должны быть калькуляционные расчеты по определению себестоимости изделий, работ, услуг. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Задача аудитора состоит также в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков. В сферу деятельности аудитора входит проверка правильности формирования себестоимости продукции, состава затрат и издержек.

Правильность отнесения затрат на производство и реализацию продукции очень важна потому, что от этого зависит величина себестоимости продукции, и, следовательно, прибыли и рентабельности, размеры резервного и специальных фондов, размеры налогов на прибыль и другие показатели.

Аудитор использует соответствующие постановления и должен проверить:

1.    обеспечивается ли своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на счетах производства по их отчетным периодам;

2.    правильность оценки сырья, материалов, топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов, списанных на производство;

3.    обеспечивается ли надлежащий контроль за соблюдением установленных смет расходов, должностных ставок, окладов, премий;

4.    причины образования и обоснованность списания непроизводственных расходов и потерь;

5.    правильность списания естественной убыли товаров, горюче-смазочных материалов и других ценностей.

Цель аудита учета затрат на производство — установление обоснован­ности формирования и правильности учета издержек производства.

Задачами проверки учета затрат на производство являются:

·        оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, вариан­та сводного учета затрат, методов распределения общепроизводствен­ных и общехозяйственных расходов;

·        подтверждение достоверности оформления и отражения в учете пря­мых и накладных (косвенных) расходов;

·        подтверждение правильности включения в себестоимость отдельных видов затрат, в том числе нормируемых;

·        оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

·        арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.

Источниками информации для проведения аудита учета затрат на произ­водство продукции являются учетные регистры аналитического и синтети­ческого учета: карточки (ведомости) по заказам; ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) по инвентаризации неза­вершенного производства; ведомость сводного учета затрат на производ­ство; журналы-ордера, Главная книга и др.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА ЗАТРАТ

1.1. Методика аудита затрат на производство продукции

Успех деятельности и даже вопрос дальнейшего существования хозяйствующих субъектов напрямую зависят от целесообразности производственных затрат, которые необходимо учитывать, анализировать и конкретизировать с целью обеспечения повседневного контроля за эффективностью использования ресурсов и формированием себестоимости продукции. Поэтому ведущая роль в бухгалтерском учете отводится учету затрат на производство и формированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Уровень развития в обществе экономико-правовых отношений определяет состав издержек производства по экономическим элементам, видам и статьям калькуляции с позиций их полного отражения в системе бухгалтерской информации. При этом бухгалтерский учет затрат на производство продукции будет поставлять собственнику реальную фактическую информацию об издержках производства, что позволит управлять себестоимостью продукции и продажными ценами в условиях рыночной экономики.

Управление издержками экономического субъекта является сложным процессом. Оно означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

Правильное понимание содержания себестоимости как экономической категории позволяет точно определить состав затрат, который должен приниматься в расчетах издержек производства и себестоимости продукции. Сущность себестоимости заключается в том, что она обеспечивает возмещение стоимости потребляемых средств производства и воспроизводства рабочей силы в отличие от стоимости продукта для общества, которая предназначена для решения задач по обеспечению расширенного воспроизводства, а также определенных социально-политических проблем.

В настоящее время деятельность хозяйствующих субъектов в основном оценивается по объему реализованной продукции, величине полученной прибыли и рентабельности. При этом величина двух последних показателей зависит не только от количества реализуемой продукции и установленных на нее цен, но и от уровня ее себестоимости. Поэтому возникает необходимость уделить большое внимание контролю за уровнем издержек производства и правильному определению себестоимости продукции (работ, услуг).

Для более рационального использования показателя себестоимости при оценке эффективности производства необходима разработка системы ее показателей по уровням управления производством. Важность такой разработки особенно возрастает в современных условиях, когда усиливается роль себестоимости как оценочного показателя деятельности хозяйствующих субъектов.

Организация управления процессом формирования себестоимости продукции и ее дальнейшего снижения в определенной мере решает и проблему управления планомерным повышением эффективности производства и конечными результатами деятельности на основе таких показателей, как товарная продукция, материалоемкость, прибыль и рентабельность продукции и производства.

Эффективность деятельности предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

·        затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

·        информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;

·        знание себестоимости необходимо для расчета сальдо калькуляционных счетов на конец отчетного периода.

В то же время необходимо отметить, что себестоимость является одним из основных и ключевых факторов, влияющих на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, оценку рентабельности производства продукции и эффективности предпринимательской деятельности предприятия и, следовательно, на величину изымаемый государством части полученной прибыли в виде налога на прибыль. Следовательно, неправильное ее исчисление не только влияет на интересы предприятия, государства, акционеров и других заинтересованных лиц, но и способствует возникновению нежелательных спорных и конфликтных ситуаций с налоговыми и правоохранительными органами.

В отечественной практике учет затрат предполагает точное исчисление себестоимости продукции (работ, услуг). Точность определяется в основном полнотой включения всех издержек отчетного периода в калькуляцию. С этой целью необходимо осуществлять правильную классификацию затрат в зависимости от специфики и условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В то же время не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на себестоимость продукции, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость и снижает точность калькулирования. Однако методика калькулирования должна способствовать большей точности определения себестоимости отдельных видов продукции для выявления действительного размера рентабельности каждого из них. Только при соблюдении такого условия себестоимость станет надежным инструментом и экономическим рычагом правильного соизмерения затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Задача, решаемая в процессе калькулирования, — не просто установить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая могла бы обеспечить определенную прибыль. Исходя из рассчитанного уровня себестоимости, нужно организовать производство так, чтобы обеспечить этот уровень и возможность его постоянного снижения. Поэтому учет и калькулирование должны способствовать выявлению резервов для снижения себестоимости продукции, а также обеспечить своевременное и полное отражение фактических затрат.

Как известно, затраты предприятия возмещаются за счет двух источников: себестоимости продукции и чистого дохода. Поэтому решение вопроса о составе затрат, включаемых в себестоимость, сводится к их разграничению между указанными источниками возмещения. Общий принцип этого разграничения состоит в том, что через себестоимость должны возмещаться затраты предприятия, обеспечивающие простое воспроизводство всех факторов производства: средств и предметов труда, рабочей силы и природных ресурсов. Однако на практике бывают отступления от общего правила, вызванные определенными соображениями или недостатками в учете общественных затрат. Есть также разные точки зрения на характер отдельных затрат и способ их возмещения. Поэтому действительные издержки предприятия и себестоимость продукции в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Центральное место в проведении независимых проверок занимает аудит учета затрат на производство продукции по всем производственным счетам бухгалтерского учета. В специальной литературе по бухгалтерскому учету и аудиту вопросы разделения видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому представляется, что наиболее рациональным является выделение комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета.

Цель аудита затрат на производство продукции та же, что и комплексного аудита в целом, однако общие задачи последнего модифицируются и детализируются в соответствии с особенностями контроля затрат. В области контроля издержек производства она превращается в частные задачи той же проверки при формировании затрат по элементам и статьям калькуляции, в плане экономического развития предприятия, учете и отчетности, организации сохранности материальных ценностей в производстве, размежевании расходов между готовой продукцией и затратами в остатках незавершенного производства.

Как в общей постановке, так и в контроле издержек производства особенно сложна проверка целесообразности и эффективности хозяйственных решений. Данная проверка в своей теоретической основе тесно связана с недостаточно разработанными проблемами управления экономикой вообще и производственными затратами в частности. Более того, отсутствует общепринятая система критериев оценки целесообразности и эффективности решений по управлению издержками производства. В связи с этим аудиторам приходится прибегать к отдельным, частным критериям указанных оценок и соответственно им проводить проверку.

Экономическая оценка проверяемых хозяйственных операций по учету затрат на производство в процессе аудита сопряжена с большими трудностями. Общим ее критерием является соответствие отдельных хозяйственных операций конечным целям деятельности экономического субъекта при соблюдении законности, который в современных условиях недостаточен и должен быть дополнен более конкретными частными критериями целесообразности и эффективности всех элементов хозяйствования. Экономическая оценка должна в качестве одного из своих возможных направлений предусматривать типизацию операций по формированию затрат на производство продукции (работ, услуг), с последующим моделированием и установление такой типизации для каждой модели.

Существенный момент организации аудита затрат на производство продукции — выбор способа наблюдения объектов контроля, которое может быть сплошным и выборочным. Выбор зависит от особенностей проверяемых операций, их объема и степени повторяемости. Сплошным наблюдением охватываются все контролируемые объекты, когда обнаружены значительные перерасходы издержек и выявлены нарушения законности. Такая проверка связана с изучением большого объема информации при ограниченном времени проведения аудита, поэтому она становится нецелесообразным или даже невозможным.

Аудиторская проверка — сложный и длительный научно-исследовательский процесс по проведению независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью установления достоверности показателей этой отчетности. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Аудит, основанный на учете риска, — это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном критических точек в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски необнаружения ошибок выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким аудиторским риском. В то же время при осуществлении выборочной проверки могут остаться незамеченными наиболее существенные искажения в учете затрат на производство продукции. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого элемента или калькуляционной статьи затрат. Эту методику целесообразно составлять по единой схеме, что позволит сократить затраты времени аудитора на проведение проверки, одновременно повысив ее качество. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны в качестве внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы.

Аудит, как и любая область практической деятельности, нуждается в разработке целевых, информационных, организационных и методических аспектов аудирования по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности организаций. Решение этой проблемы возможно лишь при наличии глубоких исследований, раскрывающих механизм действия аудиторского контроля в рыночной экономике.

Используемые в настоящее время в аудиторской практике методики контроля учета затрат можно подразделить на два вида: дублирующие и эпизодические. Посредством дублирующей методики контроль осуществляется в такой же последовательности, как и проверяемые операции. Контроль не должен быть направленным на изыскание нарушений «во что бы то ни стало», функция контроля не должна обращаться в следовательскую или сыскную. Необходимо помнить, что контроль имеет значение не только для порицания, но также и для одобрения. И если контроль уклонится в сторону одного лишь обнаружения нарушений, то утратит всякое значение другая, не менее важная сторона его деятельности. Более того, функция контроля заключает в себе момент максимальной объективности. Поэтому контроль дополняется проводимыми время от времени фактическими проверками, в процессе которых уточняется состояние объекта.

По дублирующим методикам осуществляется внутрихозяйственный контроль на предприятиях. Он используется и внешними контролерами при аудиторской проверке учета затрат на производство продукции и других участков бухгалтерского учета. Использование дублирующих методик оправдано там, где контроль осуществляется впервые или же нужно получить полную информацию. Обычно они используются при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы и аудиторских проверок по поручению правоохранительных органов, а также при определении материального ущерба и в других спорных случаях. По дублирующей методике может проверяться использование наличных денег, движение материалов, представляющих особую ценность, или хозяйственные операции, представляющие особое значение.

В условиях действия рыночного механизма возникает необходимость критического пересмотра используемых и разработки новых, более совершенных, методик контроля. Наиболее перспективной является применяемая в настоящее время аудиторами трехступенчатая методика. Сущность ее заключается в том, что в начале аудиторской проверки выявляются общие недостатки в работе предприятия, которые могут быть связаны с различными нарушениями и злоупотреблениями. Далее осуществляются контрольные действия, направленные на выявление признаков, указывающих на возможность совершения конкретных нарушений. Детальный контроль производится только на тех участках, где выявлены неблагоприятные отклонения. В дальнейшем, с помощью модифицированной дублирующей методики, выявляют конкретные нарушения и недостатки.

При разработке таких методик необходимо знать состояние дел на предприятиях конкретной отрасли или региона, а именно какие нарушения и злоупотребления в учете затрат чаще всего имеют место и какими контрольными действиями их можно выявить. Однако при разработке методики аудита затрат на производство, непосредственно к самой его правовой и конструктивной специфике, необходимо принять во внимание факторы, влияющие на процесс планирования и проведения аудита (условия договора, сроки проведения, вид деятельности проверяемого экономического субъекта и т. д.). Учет таких факторов должен быть положен в основу методики аудита затрат. Применение общего подхода без учета особых факторов сделает его формальным и неэффективным.

Все процедуры аудита затрат следует осуществлять с учетом факторов, определяющих основные принципы и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) на конкретном хозяйствующем субъекте. Такая методика позволит исключить вероятность возникновения ошибочного подхода при осуществлении контроля как на стадии трактовки законодательства, так и на стадии определения применяемых процедур, их последовательности, а также определения и оценки полученных результатов.

1.2. Приемы и методы контроля, используемые в аудите

Техника аудиторских проверок, как и техника документальных ревизий, весьма разнообразна. Важным условием повышения качества и действенности контроля является правильная классификация приемов и методов документального контроля. Однако до настоящего времени по этому вопросу нет должной ясности, а имеющиеся суждения сохраняют спорный характер. Содержание объекта аудита и условия его исследования определяют выбор и последовательность применения приемов и процедур аудиторской проверки.

Метод аудита в самом общем виде представляет собой комплексное изучение достоверности, эффективности, законности и целесообразности хозяйственных операций на основе использования учетной и внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов аудита. В зависимости от цели и направления аудита, от того, каким способом и из каких источников поступает информация, методы и приемы аудита целесообразно подразделять на общенаучные и конкретные.

К общенаучным методическим приемам следует отнести анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование, формализацию, абстрагирование и конкретизацию.

Конкретные методические приемы аудита более разнообразны и представляют собой специфические процедуры аудиторской проверки. Эти приемы формируются в зависимости от целевой функции направления аудита во взаимосвязи с общенаучными методами.

В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» и правилами (стандартами) формы и методы своей деятельности аудитор определяет самостоятельно исходя из законодательства и реальных условий предоставления своих услуг каждому конкретному клиенту. С учетом высокой ответственности аудитора другое решение этого вопроса вообще не представляется возможным. Если какие-либо органы, регулирующие аудиторскую деятельность (Уполномоченный федеральный орган, Совет при Уполномоченном федеральном органе, Аудиторская палата России и т. д.), будут предписывать и навязывать аудитору формы и методы его контрольной деятельности, то логично перенести на них и всю ответственность за выданное заключение, так как аудитор теряет при этом свою независимость при проведении аудита.

Тем не менее в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности в РФ при Президенте РФ 23.09.02 г., есть специальный четвертый раздел, посвященный методике аудиторских проверок (названных авторами этого стандарта «Методами получения аудиторских доказательств», что является более «узким» участком рассматриваемой нами проблемы). Основными методами, рекомендуемыми этим документом, являются:

·        проверка арифметических расчетов клиента (перерасчет);

·        инвентаризация;

·        проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

·        подтверждение;

·        устный опрос персонала, руководителей экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

·        проверка документов;

·        прослеживание;

·        аналитические процедуры;

·        подготовка альтернативного баланса.

Таким образом, Комиссия одобрила правило (стандарт), в котором четко перечислила некоторые методы получения аудиторских свидетельств (доказательств) в ходе проверки конкретных клиентов. Вместе с тем приведенный перечень явно yже, чем методы контроля вообще. Кроме того, в нем проигнорированы многие научные попытки классификации этих методов.

Аудит — это сложный процесс снижения уровня информационного риска. В этом процессе аудитор использует различные технологические приемы и методы, которые в целом составляют методологию контроля. Вопросы классификации приемов и методов контроля, применяемых при внутреннем и внешнем аудите были и остаются одними из самых запутанных. Отсутствие в специальной литературе систематизации методических приемов и способов проведения аудита учета затрат, а также их незнание — одна из причин поверхностности проверок и их неэффективности.

Правильный выбор приемов контроля в значительной степени предопределяет качество и эффективность проверки. Отсутствие системного подхода в этом вопросе приводит к неполному выявлению нарушений и злоупотреблений, дополнительным и повторным проверкам. Приемы следует совершенствовать на основе критического анализа и имеющегося опыта проведения аудиторских проверок в России.

В специальной литературе содержится обзор используемых в контрольно-ревизионной и аудиторской работе способов логического, математического, документального и фактического контроля. В то же время применение их в условиях автоматизированной обработки экономической информации на ЭВМ освещается слабо. Приемы и способы контроля здесь обусловлены технологией формирования первичной информации и ее машинных носителей. Эксплуатационные возможности ЭВМ создают предпосылки для автоматизации аудита, так как позволяют осуществлять программированный контроль хозяйственных операций по содержанию путем широкого использования программно-логических приемов текущего контроля достоверности экономических данных.

К программно-логическим способам контроля следует отнести: приемы двойной записи на счетах, алгоритмический контроль, счетный контроль с получением контрольных итогов, балансовый способ счетного контроля. Важно также применение матричных моделей, сравнение одноименных показателей, полученных из различных источников (встречные проверки), способы подстановок, корреляционных связей и другие математические приемы, контроль по отклонениям. Использование этих приемов позволяет выявлять случаи расхождения отдельных показателей себестоимости продукции в первичных документах, нормативно-справочной и учетной информации, вскрывать приписки и другие нарушения.

В настоящее время появляется возможность заменить обычные первичные документы непосредственно машинными носителями: магнитными лентами или магнитными дисками. Такой способ ввода информации в ЭВМ значительно сокращает затраты труда учетного персонала хозяйствующего субъекта. Использование терминальных устройств для ввода первичной учетной информации в ЭВМ должно сопровождаться получением с него бумажного дубликата произведенных записей. Юридическую силу документам, создаваемым на ЭВМ, придает наличие необходимых реквизитов в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, методы и приемы, применяемые в процессе аудита затрат на производство продукции (работ, услуг), целесообразно систематизировать на следующие группы: документального контроля, фактического контроля, аналитические процедуры и смешанные, сочетающие в себе приемы и методы первых трех групп. Такая систематизация в значительной степени предопределяет качество и эффективность аудиторской проверки, а также позволяет учитывать особенности и целесообразность их применения аудитором на конкретном этапе проведения аудита.

Метод документального контроля основывается на проверке документов о процессе хозяйственной деятельности и ее результатах. Способы документального контроля: формальная проверка документов; арифметическая проверка; взаимный контроль; встречная проверка; технико-экономический расчет; контроль соблюдения нормативов; логическое исследование операций; хронологическая проверка записей; проверка бухгалтерских проводок; восстановление количественного учета и др.

Метод фактического контроля основывается на применении способов инвентаризации, анализа сырья и готовой продукции, экспертной оценки (осмотра), контрольного запуска сырья и материалов в производство (эксперимент), контрольного замера выполненных работ, опроса лиц, очного наблюдения и т. д. Методы фактического контроля используются на двух стадиях проведения контроля: до отражения данных в учете и после их отражения. Если на первой стадии используются методы фактического контроля, то на второй стадии осуществляется не только фактический контроль, но и документальный — путем сверки фактического состояния и его документального отражения в учете. Так, приемы бухгалтерского контроля использования материалов в производстве обусловлены принятыми на предприятии способами отражения в бухгалтерском учете, особенностями технологии и организации производства, видами используемых материалов. Используемые в настоящее время на практике основные способы выявления в бухгалтерском учете отклонений от норм расхода материалов можно классифицировать следующим образом:

·        документирование;

·        учет расходов по партиям;

·        предварительные расчеты по рецептуре;

·        последующие расчеты с использованием результатов инвентаризаций.

При первом способе отклонения от установленных норм расходов выявляются на основании сигнальных документов (акт-требование на сверхлимитный отпуск материалов, лимитно-заборные карты и др.). Второй способ применяется преимущественно при использовании наиболее ценных материалов — на машиностроительных заводах при раскрое металла, на швейных фабриках при раскрое тканей и др. В картах раскроя, открываемых на каждую партию раскраиваемого материала, указывают количество поданного к рабочему месту материала, число изготовленных деталей (заготовок) и количество отходов. При третьем способе отклонения от норм определяются сопоставлением израсходованного набора материалов с составом, предусмотренным по нормативам технологии производства. Он широко используется, когда при отпуске сырья и материалов в производство часто возникают отклонения из-за структурных сдвигов в составе исходной смеси. Четвертый способ позволяет выявлять расхождения по отдельным видам материалов с помощью периодических инвентаризаций их неиспользованных остатков на всех рабочих местах на начало месяца по каждому цеху. При этом величину отклонений следует определять сравнением фактического расхода материалов (с учетом переходящих остатков) с расходом по действующим нормативам на изготовленное количество заготовок, деталей, узлов, изделий.

Использование такой классификации в аудиторской практике как средства профилактики и предупреждения, будет способствовать снижению аудиторского риска, позволит выявить нецелевое и нерациональное использование материалов в производстве. Более того, независимо от применяемого метода выявления отклонений от норм расхода материалов целесообразно разработать на каждом предприятии номенклатуру этих отклонений применительно к отраслевым особенностям производства.

Перечень приемов документального и фактического контроля зависит от степени детализации учета затрат, специфики производства, формы собственности и других факторов. Эти методические приемы наиболее эффективны при возникновении материального ущерба от хозяйственных операций, отраженных в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и отчетности.

Метод смешанного контроля подразумевает использование средств и способов как документальной, так и фактической проверки.

В условиях применения АСУ возникают и специфические методы контроля:

·        дублирующий контроль полноты и достоверности сообщений оператору учетным персоналом;

·        аппаратный контроль передаваемой информации;

·        автоматическое обнаружение и исправление ошибок и др.

Конкуренция на рынке аудиторских услуг увеличивается с каждым днем, поэтому руководители аудиторских фирм должны постоянно следить за стоимостью услуг, чтобы не потерять имеющийся круг клиентов и иметь возможность приобретать новых. Для этого необходимо контролировать затраты на проведение аудиторских проверок и постоянно стремиться оптимизировать их, максимально снижая неоправданные расходы. В этой связи ключевую роль играет уровень затрат труда на проведение проверки. Оптимизация трудоемкости проведения аудиторской проверки очень важна, поэтому большую роль играют аналитические процедуры, являющиеся одним из способов получения аудиторских доказательств. Проведение аналитических процедур дает аудитору значительный объем необходимой ему информации и при этом требует намного меньше затрат, нежели проведение детального тестирования.

Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.

Среди других аудиторских процедур следует выделить процедуры по существу. Они относятся непосредственно к проверке ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности в отличие, например, от контрольных аудиторских процедур, заключающихся в проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля аудируемого экономического субъекта. В свою очередь, аудиторские процедуры по существу подразделяются на две разновидности. Процедуры первого вида связаны с детальной проверкой верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а процедуры второго вида — это аналитические процедуры. Они включают анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений) проверяемого экономического субъекта, а также выяснение причин их искажений.

При выполнении аналитических процедур могут использоваться разнообразные методы: от простых сравнений до сложных анализов с использованием возможностей математики и статистики. На стадии предварительного планирования аудита аналитические процедуры позволяют определить особенности деятельности хозяйствующего субъекта, наметить стратегию проверки, оценить степень аудиторского риска, обозначить проблемы в формировании финансовой информации. Некоторые аналитические процедуры следует выполнить на стадии планирования, чтобы помочь аудитору в определении характера, масштабов и сроков предстоящей работы.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска. Выявление областей потенциальных рисков позволяет увеличить при планировании выделяемые на них ресурсы за счет некоторого уменьшения аудиторских ресурсов для областей с низкой долей риска. Их применение позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

Методика применения аналитических процедур в аудите затрат на производство продукции (работ, услуг) предполагает выделение двух подходов исходя из критерия доступа к информационной базе:

·        анализ взаимосвязи остатков и оборотов по калькуляционным счетам;

·        функционально-стоимостной анализ себестоимости продукции.

При непосредственном проведении аудита объектом обычного применения аналитических процедур являются, например, некоторые мелкие затраты с низкой вероятностью искажений — на канцелярское оборудование, телефонные разговоры и т. д. Их, естественно, сравнивают с одноименными затратами прежних лет, особенно в тех случаях, когда прежние аудиторские проверки проводились теми же аудиторами. На завершающем этапе аудита сравнению с данными предыдущих периодов нередко подвергаются обобщающие показатели бухгалтерской отчетности проверяемого экономического объекта — прибыль, объем реализации, фонд заработной платы и т. д.

Применение аналитических процедур при аудите учета затрат на производство продукции осуществляется «в глубь» того или иного элемента затрат. Это позволяет прослеживать взаимосвязь оборотов по счетам затрат путем их сопоставления. Используя данные только бухгалтерской отчетности, нельзя сделать полноценные выводы о том, имеются или не имеются отклонения в себестоимости продукции. Это объясняется тем, что в бухгалтерском учете часть счетов производственных затрат закрывается и не отражается отдельной строкой в бухгалтерском балансе.

Выявляя с помощью аналитических процедур отклонения в составе затрат на производство продукции, необходимо учитывать то, что их присутствие в бухгалтерском учете может быть обусловлено объективными причинами.

Существует широко распространенное среди аудиторов и пользователей аудита заблуждение, что термин «аналитические процедуры» обозначает якобы анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Аналитические процедуры используются при оценке достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а анализ его финансово-хозяйственной деятельности начинается уже после того, как достоверность установлена, поскольку анализировать финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта при недостоверности его бухгалтерской отчетности бессмысленно. Иными словами, анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта начинается там, где кончается его аудит (а значит, и аналитические процедуры). Вместе с тем и аналитические процедуры аудита, и финансовый анализ хозяйственной деятельности базируются на методах экономического анализа, поэтому содержат много общих приемов. В этой связи финансовый анализ можно условно отнести к заключительным аналитическим процедурам.

В специальной литературе по аудиту, ревизии и контролю, а также по судебно-бухгалтерской экспертизе экономический анализ рассматривается как метод или форма контроля. Такая позиция не может быть признана убедительной, так как нельзя сводить анализ только к его контрольной функции. Являясь самостоятельной функцией управления и системой специальных знаний, экономический анализ имеет собственные цели и методы.

Как свидетельствует аудиторская практика, аудиторы используют методы экономического анализа при необходимости в процессе аудита оценивать справедливость допущения непрерывности деятельности проверяемого экономического субъекта, что является типично аналитической задачей и по формулировке, и по методам ее решения. Вместе с тем аудиторы в значительной мере подготовлены к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов (к тому же они хорошо знакомы с информационной базой такого анализа) и могут осуществлять его не только в рамках аудиторской проверки, но и, например, в качестве сопутствующих аудиту услуг. Это следует иметь в виду как руководству аудиторских организаций и экономических субъектов, так и органам государственного и общественного регулирования аудита. Таким образом, приемы и методы экономического анализа и методические приемы контроля часто взаимосвязаны. В аудиторской практике они обычно дополняют друг друга.

Все процедуры по степени использования в аудиторских проверках целесообразно подразделить на организационные, нормативно-правовые, расчетные, счетно-вычислительные, логические, моделирования, сопоставления. Организационные процедуры необходимы на начальном этапе проведения проверки. Их цель — определение объектов, методических приемов и процедур проверки в соответствии с существующей системой учета на предприятии, выбор рабочего места аудитора, средств общения с руководством хозяйствующего субъекта, на котором проводится аудиторская проверка.

Сущность процедуры моделирования заключается в построении организационных и информационных моделей аудита, которые позволяют оптимизировать его проведение по времени и качеству с применением вычислительной техники. Моделирование позволяет изучить нормативно-справочную, финансовую и другую информацию, относящуюся к объекту аудита, что составляет его информационную базу. Нормативно-правовые процедуры представляют собой совокупность действий, связанных с исследованием функционирования объекта аудита в соответствии с правилами, предусмотренными законодательством, нормативно-правовыми актами и другими положениями. Система расчетов является главным аспектом расчетных процедур, применяемых при исследовании достоверности количественных и стоимостных показателей хозяйственных операций. Главным образом рассчитываются производные обобщающие показатели, характеризующие исследуемый объект.

Счетно-вычислительные процедуры применяются при исследовании количественной характеристики аудируемого объекта. Эти процедуры выполняются в сочетании с расчетно-аналитическими и документальными методическими приемами. Логические процедуры основаны на применении логики в аудиторских проверках. Они применяются вместе с расчетными, аналитическими и другими процедурами и приемами.

Сущность процедуры сопоставления выявляется при необходимости определения отклонений объектов аудита от нормативно-правовой модели или аналога этого объекта. Эта процедура широко применяется при разных методических приемах и часто используется аудиторами при документальном исследовании учетной информации.

Поворот экономики к более активному участию в современной системе хозяйственных связей предполагает обеспечение большего соответствия принятых правил и стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности Международным бухгалтерским стандартам. Поэтапное внедрение в учетный процесс хозяйствующих субъектов РФ Международных стандартов учета и отчетности позволяет устранить различия в национальных учетных системах, повышает степень доверия к публикуемой финансовой отчетности предприятий и, следовательно, способствует усилению интеграционных процессов в экономике, в том числе путем создания и развития предприятий с привлечением иностранных инвестиций. В этой связи большое значение приобретают вопросы выделения приемов и методов аудита, применяемых в международной практике, в отдельную группу.

2. АУДИТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Подсчет затрат на производство является наиболее важным для формирования прибыли и, следовательно, для налогообложения и выплаты дивидендов собственникам. Ошибки, связанные с подсчетом затрат на производство, возможны на любом этапе хозяйственных отношений — от момента заключения хозяйственного договора до оформления акта сдачи-приемки работ. Наиболее значимые ошибки возможны на этапах расчета себестоимости, составления налоговых деклараций, уплаты налогов в бюджет.

Проводя аудит затрат на производство необходимо убедиться в правильности организации бухгалтерского учета по начислению затрат на производство. Для этого необходимо проверить:

1.    методику учета затрат на производство на предприятии и соответствие ее учетной политике, принятой на предприятии;

2.    принципиальную особенность включения затрат в себестоимость только того периода, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты;

3.    прямые и косвенные затраты, относимые на себестоимость продукции;

4.    затраты, по которым невозможно точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся. Эти затраты должны включаться в себестоимость продукции в сметно-нормализованном виде;

5.    правильность отнесения затрат на производство при исчислении налога на прибыль;

6.    правильность платежей налога на прибыль.

При проведении аудита применялась методика группировки и списания затрат на производство, основанная на делении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции.

Прямые расходы учитываются на счете издержек производства 20 “Основное производство”, а косвенные на счете 26 “Общехозяйственные расходы”. По окончании месяца косвенные расходы списываются со счета 26 на счет 20 и по ним определяется фактическая производственная себестоимость работ.

При проведении аудита изучается, каким способом израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы) отражены в учете. При этом выявляется, были ли произведены нарушения в ведении складского учета: отсутствие актов списания МБП и некоторых материалов. Проводится работа по восстановлению документации по израсходованным материальным ресурсам.

Проводится проверка правильности начисления износа по основным средствам и отнесении на счета затрат, проверяется, была ли проведена переоценка основных средств, что в результате может уменьшить величину материальных затрат. Осуществляется проверка первичной и сводной документации расчетов по оплате труда.

Важным моментом является то, что необходимо выяснить ведутся ли ведомости незавершенного производства на предприятии. Если нет, то это искажает реальную картину производства. В результате даются рекомендации наладить учет незавершенных операций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Аудиторская проверка производственных затрат является довольно тру­доемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчис­ления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйствен­ной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать силь­ные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат.

При изучении затрат аудитору важно документально установить пра­вильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформ­лены и содержать все обязательные реквизиты.

          Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продук­ции, аудитору необходимо знать, что они группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

          Аудитор должен выяснить:

·        правильность разграничения производствен­ных затрат по отчетным периодам;

·        соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты произ­водства;

·        правильность включения в себестоимость износа по основным средствам, и других видов расходов, в том числе связанных с уп­равлением производством;

·        обоснованность распределения общепроиз­водственных расходов по объектам калькуляции;

·        организацию учета воз­вратных отходов и брака;

·        правильность применяемой корреспонденции счетов и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Гражданский кодекс РФ.

2.     Федеральный закон об аудиторской деятельности от 07.08.2001г. № 119 – ФЗ,

В  редакции ФЗ  от 02.02.2006г.  № 19 – ФЗ.

3.     Положение по ведению бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской  отчетности в РФ  утверж.  29.07.1998г. № 34н.

4.     ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н,  в  редакции Приказа МФ  РФ  от 27.11.2006 № 156н).

5.     ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н,  в редакции  Приказа  МФ  РФ  от 27.11.2006 № 156н).

6.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.— М.: Издательство Гроссбух, 2006 г.

7.     Аудит. Под ред. проф. Подольското В.И.— М.: Аудит, 2006г.

8.     Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Таланина Е.Н. Бухталтерский учет.— М.: “Финансы и статистика”, 2004г.

9.     Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка.— М.: “Финансы и статистика”, 2005г.

10.                        Е.А.Мозгалина, «Аудит: стадия планирования» // Аудиторские ведомости № 11, 2005г.

11.                        Е.И.Ширкина, «Аудиторская проверка внешних расчетных операций»//Бухгалтерский учет, №22, 2000г.

12.                        А.В.Газарян, «Аудиторская проверка финансовых результатов и их использования»//Бухгалтерский учет, №5, 2005г.

13.                        Е.В. Линкина, Е.Д. Халевинская, «Аудит затрат на производство» // Аудит и финансовый анализ, 2006г.

            

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДОГОВОР№___А\___

на проведение аудиторской проверки

г. Москва                                                                                                     __  ________  200__

Аудиторская фирма 000 "Финаудитсервис" (г. Москва), имеющая соответствующие лицензии на проведение аудиторских проверок, именуемая далее "Исполнитель", в лице Генерального директора Поповой Оксаны Владимировны, действующая на основании Устава, с одной стороны, и_______"_________________" именуемая далее "Заказчик", в лице______________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности ________________ за период с __________ по ___________ и  подтверждение достоверности  отражения финансового положения по состоянию на 31.12.200__ во всех существенных отношениях.

1.2. Проверка будет проведена в соответствии с разработанной в аудиторской фирме программой.

1.3. В ходе проверки Исполнитель руководствуется действующим российским законодательством, в том числе Федеральным законом об аудиторской деятельности и Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2. ПРАВАМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Исполнитель обязан приступить к началу проведения проверки не позднее 3-х дней после получения предоплаты.

2.2. По результатам проверки Исполнитель представляет Заказчику один экземпляр аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 200__ и один экземпляр письменной информации (отчета) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита о состоянии дел на проверяемом объекте с рекомендациями по устранению вскрытых недостатков. Для предоставления внешним пользователям Исполнителем составляется один экземпляр аудиторского заключения в составе вводной и итоговой частей.

2.3. Проверка проводится Исполнителем на основании подлинных первичных документов, учетных регистров, приказов, переписки и прочей документации проверяемого объекта.

2.4. Исполнитель имеет право проверять плановые, учетные, отчетные и другие документы, денежные суммы, материальные ценности и ценные бумаги, а также получать письменные и устные объяснения должностных лиц и иные материалы, которые Заказчик и Исполнитель сочтут нужными для надлежащего выполнения поставленных задач.

2.5. Исполнитель обязуется строго соблюдать и хранить коммерческие и иные секреты Заказчика, а также обеспечить конфиденциальность в отношении его информации.

2.6. Исполнитель несет ответственность за качество оказываемых услуг, сохранность документов, представленных для проверки, а также за законность и обоснованность выводов аудиторского заключения.

2.7. Исполнитель не несет ответственность за допущенные Заказчиком упущения, исправить которые не предоставляется возможность, а также за не внесение Заказчиком соответствующих исправлений в бухгалтерский учет и отчетность по замечаниям, указанным в отчете.

2.8. Исполнитель не несет ответственность за достоверность представленных ему Заказчиком документов, учетных регистров, отчетности и другой информации.

2.9. Исполнитель имеет право по договору привлечь для выполнения работ третьих лиц. При этом Исполнитель несет перед Заказчиком всю ответственность за выполнение третьими лицами условий договора.

2.10. Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для работы (выделение отдельного помещения, рабочих мест и т.п.).

2.11. Заказчик обязан предоставить Исполнителю всю информацию о финансово-хозяйственной деятельности за проверяемый период, необходимую для проверки достоверности учета и отчетности.

2.12. В случае выявления аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности Заказчик обязан принять меры к оперативному устранению выявленных нарушений. При внесении исправлений Заказчик руководствуется письменными рекомендациями Исполнителя, указанными в отчете.

3. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. За выполненную работу согласно п.1 настоящего Договора Заказчик перечисляет Исполнителю стоимость работы в размере_________ (__________________) рублей, НДС не облагается.

3.2. Заказчик перечисляет Исполнителю или на счет письменно указанный Исполнителем аванс в трехдневный срок после заключения Договора в размере 50 % от стоимости работ. Окончательный расчет с Исполнителем по настоящему Договору производится не позднее 3-х банковских дней после подписания акта приема - сдачи выполненных работ.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. За неисполнение обязательств по настоящему Договору стороны несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязанностей по Договору, если такое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

4.3. В случае возникновения споров стороны примут все меры для их разрешения путем переговоров.

4.4. В случае, если согласие не будет достигнуто путем переговоров в течение десяти дней, все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, а также в случае его нарушения или расторжения, подлежат разрешению в установленном порядке в Арбитражном суде г. Москвы.

5. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения сторонами обязательств, принятых по настоящему договору.

5.2. Условия Договора могут быть изменены или дополнены, а договор расторгнут по письменному соглашению сторон.

5.3. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон.

6. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Начало: ___ _____ 200__ .

Окончание: ___ _____ 200 __ .

7. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

ООО "Финаудитсервис"

105066, г. Москва,

ул. Нижняя Красносельская, д. 28, стр. 2, офис 50

ИНН: 7705050490

Код по ОКПО: 40378837

р/с 40702810400010000198

в АКБ "СОЮЗ" (ОАО) г. Москва

к/с 30101810400000000122

БИК 044585122

Лицензия № Е 000305 от 20 мая 2002, выданная ЦАЛАК Минфин России.

Ген. Директор ______________ (О.В. Попова)

ЗАКАЗЧИК:

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

ИНН___________________________________

Код по ОКПО___________________________

р/с____________________________________________________________________

к/с_____________________________________

БИК ___________________________________

Ген. Директор _____________ (___________)