Период Речи Посполитой

ПЕРИОД РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

                                                ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…..3

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛ В ОБРАЗОВАНИИ

 

                  1.1. Католические школы……………………………….…..……4-5

                  1.2. Протестантские школы…………………………………...….5-6

                  1.3. Православные школы…………………………………….….6-8

                  1.4. Униатские школы……………………………………...……..8-9

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

 

                  2.1. Симон Будный……………………………………………...10-11

                  2.2. Василий Тяпинский ……………………………………….11-12

                  2.3. Мелетий Смотрицкий ………………………………...…..12-13

                  2.4. Лаврентий Зизаний………………………………………...13-14

                  2.5. Спиридон Соболь…………………………………………..14-15

                  2.6. Язеп Руцкий…………………………………………………15-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..17-18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...19 ВВЕДЕНИЕ

         Согласно Люблинской унии (военно-политический союз) 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую. Уния была объективной необходимостью, но она означала переход от прежней конфедерации с Польским королевством к федерации с политическим и культурным преобладанием Польши.

         Шляхетская Речь Посполитая почти непрерывно вела тяжелые войны с 1648 по 1717 г. Они несли громадные бедствия, а порой и полное разрушение, сказывались на уменьшении количества населения, пагубно отражались не только на экономической, но и культурной жизни. Так, в одном из документов, относящихся к 1655 г., указывалось, что в Шкловском уезде «станы и волости, села и деревни разорены и сожжены, и хлеба никакого не сеяно, крестьяне пошли в Русь, потому что им жить не у чего». Подобная картина наблюдалась по всей территории Беларуси. В 1660 г. Практически до последнего строения были уничтожены Брест и Пинск. В постановлении сейма 1661 г. указывалось, что Ошмянский повет «вконец разрушен неприятелем, Браславский – разрушен вражеской армией, Гродненский – в результате военных действий обращен в руины и преобладающая часть его сожжена, Слонимский – почти дотла сожжен и разграблен неприятелем, а также разорен постоянными переходами войск». Здесь же констатировалось, что до основания разрушен Минск, а его мещане полностью погибли. В результате «кровавого потопа» (так современники называли военные события середины 17 в.) большинство городов Беларуси оказались в запустении и погиб каждый второй житель (по официальным данным, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погиб каждый четвертый).

ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 

         Новый период государственности связан не только со значительными переменами в социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм, униатство, протестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены иезуитскими коллегиумами, базилианскими, доминиканскими, школами каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических орденов. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. Виленский иезуитский коллегиум, открытый в 1570 г., через восемь лет был реорганизован в академию, а на следующий год стал университетом, первым в Восточной Европе. Ректор академии блестящий проповедник Петр Скарга поддержал унию, что еще больше расширило полномочия университета.

         С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др.). В некоторых из них преподавался также французский и немецкий языки. Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания. Со второй половины 16 в. Стали появляться арианские школы: в Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке и др. Школа в Ивье называлась академией, в 1585-1593 гг. ее ректором был Ян Намысловский.

         Женские монашеские ордены активно начали действовать со 2 половины 17 в. – бернардинки, бенедиктинки, бригитки, доминиканки, кармелитки, сестры-визитки и сакраментки.  Последние два ордена осуществляли светско ориентированное образование во французском стиле.

 

1.2. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ШКОЛЫ

         Протестантские школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509-1564), немца М. Лютера (1483-1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, идеолога антитринитаризма. Протестантские проповедники начали вести свою деятельность в Беларуси с 1545 г., хотя идеи лютерантства стали проникать еще в начале 16 в.. Активизация Реформации в различных ее течениях способствовала дальнейшему росту гуманизации и просвещения.

          Кальвинизм получил наиболее широкое распространение на восточных землях Беларуси. В связи с тем, что этой религии стали придерживаться такие богатые князья и магнаты, как Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки, то у протестантского духовенства было достаточно средств для открытия школ практически в каждом городе и крупном местечке. Первой школой подобного рода является Виленская, основанная в середине 16 в.. В начале следующего столетия, когда в Беларуси широко развернулась контрреформация, количество протестантских школ сокращается, тем  не менее в 1617 г. Я. Радзивилл основывает в Слуцке кальвинистскую школу-лицей – одно из старейших учебных заведений Беларуси (с 1788 – публичное евангелическое училище; с 1809 – уездное училище; с 1827 – гимназия; в 1868-1918 гг. – классическая гимназия). Слуцкий кальвинистский лицей готовил духовных лиц и учителей. Обучение в нем длилось 10 лет, современники называли его «Слуцкими Афинами». В протестантских школах не все учебные дисциплины преподавались на белорусском языке, однако его изучение в качестве специального предмета считалось обязательным. Выпускники этих школ хорошо знали исторические и духовные традиции родного края, стремились работать для его блага.

         Для православных феодальная эксплуатация усугублялась национальным и религиозным гнетом. Речь Посполитая вела жестокие войны с Московией. В связи с этим православные жители белорусских земель, духовно подчинявшиеся московскому митрополиту, считались государственными изменниками. А те, кто отрекся от православия и стали католиками, казались предателями в глазах православных. Взаимные претензии приводили к столкновениям. Власти Польши хотели, чтобы православные, сохранив свои обряды, подчинялись не московскому митрополиту, а папе римскому. Одни согласились, другие отказались. Часть белорусских магнатских и шляхетских родов пришла в католичество непосредственно из язычества еще во времена первых миссий в 11-12 вв. За два крещения (1252, 1387) значительная часть знати повернулась к католицизму. Усиление его притягательности было связано с опустением торгового пути «из варяг в греки», падением Константинополя, переориентацией политики на более тесные связи и отношения с западными странами.

1.3. ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ

         Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы.

         Польские короли вынуждены были считаться с авторитетом братств, удовлетворять их требования о выдаче грамот на устройство школ, превращение некоторых монастырей в училища. История братских школ началась в 1584 г., когда по просьбе виленских мещан король дал им разрешение на «сбудованье школ, на выхованье людей в письме умелых». Так была создана первая белорусская братская школа в Вильно (украинская братская школа открылась в 1586 г. во Львове), которая даже после заключения Брестской унии (союз православных и католиков) в 1596 г., когда иезуиты и униаты повели наступление на православные школы, росла и укреплялась. В 1675 г. король Владислав 4 дал ей «привелей», по которому она выделялась из всех братских школ: только ей и Киевскй коллегии (академии) дано было право учить по-гречески и по-латыни.

         В 1589 г. в Могилеве было создано православное братство скорняков. В Минске было семь братств, важнейшие из них – Шпитальное и Петропавловское, при каждом имелась школа. Братские школы и типографии существовали также в Могилеве, Бресте, Пинске, Орше, Ивье, Несвиже, Слуцке, Мстиславле и других городах. По организации учебно-воспитательной работы братские школы не только не уступали, но и во многом превосходили западноевропейскую школу. В то время они были самыми демократичными и передовыми, бессословными, осуществляли тесную связь с родителями и общественностью. Каждый член братства имел право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая ребенка в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чему его будут учить, а также определялись обязанности родителей по отношению к школе.

         В школу принимали только мальчиков. Учащиеся не имели выходных дней: по субботам повторяли выученное за неделю, по воскресеньям проводились беседы о праздниках и правилах поведения, выступления школьных музыкантов, хора и пиитов. Посещение учащихся проверялось, за пропуски наказывали вплоть до исключения, хотя физические меры воздействия использовали крайне редко. К подбору учителей подходили весьма тщательно, требовали, чтобы учитель был «благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, чтобы к детям относился строго, но с любовью». От него требовалось также, чтобы он учил детей одинаково, как «сыновей богатых, так и сирот убогих (сироты содержались на полном иждивении братства), и тех, кто ходит по улицам и просит на пропитание», «учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». В учениках ценились в первую очередь живой ум, любознательность, твердые знания. Соответственно успеваемости занимали они места в аудитории – «который больше умеет, сидети будет выше».

         Школы были двух типов: повышенные и элементарные. В первых углубленно изучались семь свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. Обучение носило активный характер. Так, например, при изучении греческого один из учеников задавал вопросы другому на этом языке, а тот отвечал по-славянски, если же вопрос ставился на славянском, то отвечать можно было «простою моваю», т.е. на живом белорусском языке. В братских школах Беларуси и Украины впервые применили классно-урочную систему, опыт которых был позднее обобщен Яном Коменским и стал мировым достоянием.

1.4. УНИАТСКИЕ ШКОЛЫ

         Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Чери и др. В начале 19 в. в 13 базилианских школах училось около 4400 учащихся.

         При многих школах открывались театры. Так, театр при Виленском иезуитском коллегиуме существовал более 100 лет, с 1671 по 1765 г. Вообще в 17 – начале 19 в. Беларусь была одной из самых «театральных» стран Европы. Помимо школьных театров действовали театры с драматическими, оперными и балетными трупами, оркестрами у Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, у Зорича в Шклове, Чернышова в Могилеве, Огинского в Слониме, Тышкевичей в Свилочи и Плещеницах, Тизенгауза в Гродно.

         В Беларуси в период Речи Посполитой был весьма широкий выбор образовательных форм и средств. По всей видимости, мнения некоторых историков о тяжелом религиозном гнете явно преувеличены. Об отсутствии религиозного фанатизма, о равенстве в правах людей, принадлежащих к разным конфессиям, говорят памятники архитектуры – нередко церковь, костел, молебный дом, синагога, мечеть в белорусских городах строились поблизости, порой на одной площади. Но самый интересный, веский и бесспорный факт – это то, что выбор школы часто определяется только уровнем образования, который она давала, а не конфессиональной принадлежностью, т.е. православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в протестантских и т.д. Об этом свидетельствуют биографии многих деятелей просвещения того времени. Проповедником толерантных межконфессиональных отношений был Николай Лянчицкий (1574-1653), создатель произведений морально-религиозного характера. В 1767 г. Сейм Речи Посполитой принял постановление об уравнивании в политических правах всех так называемых диссидентов, в том числе православных, католиков и протестантов.

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ

2.1. СИМОН БУДНЫЙ

(1530 – 1593)

 

         Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие, одно из первых мест принадлежит Симону Будному (1530-1593), крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 в., первопечатнику, поэту, гуманисту, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.

         Высшее образование Будный получил в Краковском университет, а затем, возможно, учился в протестантском университете в Базеле, по возвращении на родину служил учителем в Вильно, проповедником в Клецке. В 1562 г. совместно с несвижским старостой Матвеем Кавячинским и его братьями, кальвинистским проповедником Лаврентием Крышковским основывает типографию в Несвиже, при которой была построена паперня (мануфактура по производству бумаги). Здесь в этом же году выходит и первая печатная книга – «Катехизис». В ней он впервые заявил о себе как о представителе гуманистической педагогической мысли.

         Известно, что многие церковные книги кроме непосредственно религиозно-культового применения, использовались как буквари, по которым в приходских школах учили читать и писать. Написанный на родном для белорусов языке «Катехизис» Будного не только в доступной форме излагал отдельные положения вероучения, но и содержал значительную критику богословских догм. В книге поднимались такие актуальные для того времени проблемы, как гражданские обязанности человека, отношение к государственным должностям, право владения земельной собственностью и др.

         В «Катехизисе» Будный выдвинул требование всеобщего народного образования и необходимости всестороннего обучения и воспитания. Большая заслуга его как педагога-мыслителя состоит в утверждении престижа белорусского языка, пробуждении национального самосознания. Он внес заметный вклад в формирование концепции творческой свободы.

         В несвижской типографии выходили книги, переведенные Будным на польский язык. Например, Библия, «Разговор святого Юстина, философа и мученика с Трифоном-иудеем» и др. В поисках настоящего текста Священного писания, мыслителю пришлось изучить и сопоставить между собой большое количество библейских книг, тиелогических и философских трактатов различных авторов, написанных на древнееврейском, древнегреческом, латинском, церковно-славянском, польском, чешском, немецком, французском и других языках. Это существенно расширило его эрудицию, оказало влияние на характер развития религиозно-философских взглядов.

         С. Будный рекомендовал сравнивать понятный текст с менее понятным, темные и сверхъестественные ситуации объяснять в соответствии с логикой, разумом, природоведческим и научным опытом человека. В частности, некоторые сведения из Библии он сверяет с данными Плииния Старшего. Через издание своих изысканий на латинском языке в основном в герменевтике (искусство толкования текстов) он успешно пробовал пропагандировать свои взгляды на Западе. Участвовал в ряде бурных религиозных и социально-политических дискуссий.

         Как и Францис Сорина, Симон Будный отразил в своем творчестве высокий уровень гражданского, философского и национального самосознания белорусского народа в эпоху Возрождения.

2.2. ВАСИЛИЙ ТЯПИНСКИЙ

(1530 – 1600)

          Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) впервые перевел на белорусский язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собственном поместье. Друг Будного, он разделял его взгляды антитринитария, т.е. поддержал следующую трактовку догмата Троицы: Богом является только Отец; святой дух – сила божья; Христос же вообще никакого отношения не имеет до божественного товарищества, поскольку он по своему происхождению абсолютный человек; однако же возведенный в божественный сан благодаря своим моральным качествам и заслугам в пропаганде христианства.

          Во второй половине 16 в. – первой половине 17 в. возникает национально-патриотическое течение культурной мысли Беларуси. В борьбе с идеологией Контрреформации одновременно с видами полемической литературы возрождается известная с времен Киевской Руси церковная проповедь, создается жанр документальной прозы. Наиболее известными из этой серии являются «Диариуши» (дневники) Федора Евлошовского, Филиппа Обуховича, С.И. Маскевича, Ф.Кмиты Чарнобыльского, Афанасия Филиповича, который также впервые записал нотными знаками белорусскую музыку; причислен к лику святых.

 

2.3. МЕЛЕТИЙ  СМОТРИЦКИЙ

(ок. 1575 – 1633)

        Мелетий Смотрицкий – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за границы стал учителем братской школы в Вильно.

         Его основной лингвистический труд – «Грамматика (1619). Более 500 лет существовало восточно-славянское государство, более 500 лет на старославянском разговаривали, писали летописи и художественные произведения, государственные акты и законы, а грамматики этого языка не было. Именно учебник Смотрицкого наряду с «Арифметикой» Магницкого М.В. Ломоносов называл вратами своей учености. Смотрицкий дал ряд орфографический и пунктуационных рекомендаций: об употреблении прописных букв, раздельном написании слов и знаках препинания.

         Соперничество католиков и православных ярко отразилось в судьбах Смотрицкого и Иософата Кунцевича (1580 – 1623). В 1620 г. Смотрицкий, уже будучи монахом, назначается на должность полоцкого архиепископа. Здесь он принимает активное участие в религиозно-политической борьбе, ведет антикатолическую пропаганду, пишет полемические богословские трактаты. В это же время архиепископом Полоцка, но другой конфессии, назначается Кунцевич. После учебы в иезуитской школе он перешел из православия в католицизм. Жизнь его трагически оборвалась в Витебске, где он был растерзан толпой православных людей. Смотрицкий, боясь обвинений в подстекательстве, уезжает в Киев, а затем в Константинополь. В конце жизни он отрекается от православия и становится униатом. Жизнь этих двух церковных деятелей, врочем, как и многих их современников, отражает глубокую противоречивость того времени.

2.4. ЛАВРЕНТИЙ ЗИЗАНИЙ

(ок.1560 – 1634)

         Ректором Берестейской (Брестской) братской школы был Лаврентий Зизаний (Тустановский), автор печатного славянского букваря и грамматики. Он составил «Большой катехизис», где, отвергая прямо идею бога, осмелился назвать царством божьим внутренний мир человека, а самого человека объявить творцом своей судьбы. Из этого следовал вывод: если люди могут быть добродетельными сами по себе, то в таком случае, зачем им жертва Христа, его церковь? Ратовал за развитие научного знания, освобождение его из-под опеки теологии. Его брат Стефаний Зизаний (1550-60-е – ок. 1634), проповедник православного братства в Вильно, вел словом, живым и печатным, непримиримую борьбу с иезуитами. Если брату по долгу службы следовало атаковать идейного противника, вести наступление на его идеологические форпосты, то Лаврентию больше приходилось быть защитником: защищать родную культуру, родной язык. Его словарь «Лексис» содержит более тысячи слов, отражающих богатство живого языка той эпохи.

 

2.5. СПИРИДОН СОБОЛЬ

(? – 1645)

         Спиридон Соболь родом из Могилева, переводил книги с украинского, латинского, польского на белорусский язык. Первоначально печатал книги в Киево-Печерской лавре, затем основал типографию на территории Беларуси в Кутеинском монастыре под Оршей, в которой в 1631 г. напечатал учебник для первоначального обучения грамоте – «Букварь». Именно здесь впервые было употреблено такое название – от «варить буквы» (до этого учебники такого рода назывались азбуки, например, «Азбука» Федорова, изданная во Львове в 1574 г.). Кутеинский букварь имел 40 страниц, начинался и кончался молитвой. 44 буквы алфавита, большие и маленькие, сначала печатались в обычном, а затем в обратном порядке. После шли двухбуквенные и трехбуквенные слоги, многие как самостоятельные слова (рай, май, мне). Дальше учащимся предлагались слова на отдельные буквы. В букваре содержатся сведения об ударении, знаках препинания, склонении существительных и прилагательных, причастиях и деепричастиях. Под заглавием «Парадеигмата» была представлена таблица пяти склонений старославянского языка. Соболь, как и его предшественники, понимал необходимость реализации принципа единства обучения и воспитания. Специальный раздел букваря был посвящен христианским заповедям, направленным на формирование высоких моральных качеств. Оформление букваря было блестящим. По нему учились не только белорусы, но и многие иностранцы. Так, в Историческом музее в Москве, хранится экземпляр, в котором сделано много пометок на английском и немецком языках. По образцу Кутеинского букваря был составлен первый московский букварь Василия Бурцева в 1634 г.

          В конце жизни Спиридон Соболь постригся в монахи и окончательно поселился в Киево-Печерской лавре, где вскоре и умер. Однако кутеинская типография продолжала существовать под руководством И. Труцевича еще четверть века. В 1654 г. по указу патриарха Никона типография была переведена под Новгород в Иверский монастырь, а затем – Ново-Иерусалимский на Истре.

2.6. ЯЗЕП РУЦКИЙ

(1574 – 1637)

 

         Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных конфессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530 – 1610), идеолога реформационного движения в Беларуси, философа, правоведа. Дальнейшее образование (с 16 лет) продолжил в университетах Праги, Вюрцбурга, Рима. По возвращении на родину стал ректором Виленской униатской семинарии. В научно-педагогическом трактате «Дискурс» обосновал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Благодаря его стараниям развивались школы, типографии, открывались госпиталя. При монастырях и церквях он основал многочисленные скриптории, где переписывали произведения самого разного содержания: летописи, жития святых и т.п. Униатский митрополит, основатель базилианского ордена, писатель, педагог и проповедник, Язен Руцкий владел огромной властью, имел прочные контакты с европейскими монархами, папой Римским, существенно влиял на политику.

         В 1615 г. был издан социально-политический трактат белорусского гуманиста и мыслителя Михаила Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян», что говорит о нарастающем интересе к выявлению качеств у представителей разных народов.

         В 1618 – 1628 гг. в Полоцкой иезуитской коллегии университетские лекции по теории поэзии, красноречию и античной мифологии читал замечательный поэт-новолатинист, философ и литературовед М.К. Скарбевский (1651 – 1714), выпускник слуцкого училища. Он является автором около 20 учебников, словарей, научных пособий, изданных собственноручно в Амстердаме. Капиевич разработал новый шрифт, так называемую гражданскую кириллицу, в которой в отличие от церковной буквы стали округлыми. Именно капиевской пользуются сейчас все, кто применяет кириллицу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Зерна просвещения, брошенные щедрой рукой Франциска Скорины, дали обильный урожай: получило дальнейшее развитие книгопечатание. Типографии были основаны практически во всех белорусских городах – Несвиже, Минске, Полоцке, Гродно, Ошмянах, Могилеве, Любче, Ивье, Белыничах, Заславле и др. Можно утверждать, что Беларусь представляла собой одну из мощных полиграфических баз Европы.

          Выходцы с белорусских земель оказали значительное влияние на соседние государства, особенно Московию, Россию.

         Централизованное московское государство было образовано в 15 в. Москву объявили «третьим Римом», защитницей и покровительницей православия во всех странах и наследницей византийской культуры с целью повышения политического значения. Возникла острая потребность в образованных людях. Знания, которые приобретались у мастеров грамоты или в церковной школе, оказались к тому времени уже недостаточными.

         Между сторонниками приобщения к западноевропейской науке, т.е. нового образования, и старорусским духовенством, поддерживаемым восточными патриархами, шла острая борьба за содержание образования во вновь открываемых школах. Консервативные церковники рьяно возражали против латинского языка и элементов светской науки и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания. Самостоятельные  поездки за границу ставятся властями под контроль, и к 16 в. становятся почти невозможными.

         В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве – первое собственно русское высшее учебное заведение. Выдвигая на первый план образовательные задачи, академия была в то же время блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересеями и отступничеством.

         В 1694 г. старорусское духовенство, недовольное введением в академии латинского языка, добилось их устранения из академии и заточения в 1701 г. в один из провинциальных монастырей. Лишь через пять им позволено было переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу московской академии и стали в нем преподавать.

         С открытием в 1755 г. Московского университета славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и постепенно превратилась в духовную академию, переведенную в Троице-Сергиеву лавру.

          Таким образом, несмотря на все социально-экономические и мировоззренческие сложности, развитие культуры, образования и педагогической мысли в период Речи Посполитой было весьма продуктивным. В 1773 г. началась прогрессивная школьная реформа на основе устава, разработанного Эдукационной комиссией. Усилиями комиссии в центальных и западных частях Беларуси было открыто 20 окружных и подокружных школ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Варенова Т.В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 256 с.

2.     Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветных цывiлiзацый. / Пад рэд. В. I. Галубовiча. – Мн., 2005, - 584 с.

3.      Гiсторыя Беларусi: у 2 ч. / Пад рэд. Новiка Я.К., Морцуля Г.С. – Мн., 1998. – 400 с.

4.     Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

5.     История Беларуси. Словарь-справочник. – Мн., 2000

6.     История Беларуси. Часть 2 / Под ред. Трещенка Я.И. – Могилев, 2005. – 310 с.

7.     Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002. – 592 с., 1998, - 592 с.

8.     Нарысы гiсторыi Беларусi. / Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн., 1994, 1995. – 500 с.

9.     Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi: Вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. - 432 c.

10. Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Досоветский период. 2-е изд. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004.

11. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 463 с.