Первые Рюриковичи Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Университет Российской Академии образования
Нижегородский филиал
Факультет экономики и бизнеса
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
История России
Первые Рюриковичи:
Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Выполнила студентка
1 курса группы Б-56
Высоцкая Ю. Н.
Научный руководитель
Белоусова Т. Г.
Нижний Новгород,
2005 – 2006 год.
Содержание:
1. Вступление……………………………………………………….3
1.1 Кто такие Рюриковичи?………………………………………..5
2. Князь Олег…………….………………………………………….6
3. Князь Игорь………………………………………………………9
4. Княгиня Ольга Мудрая………………………………………..11
5. Князь Святослав Игоревич……………………………………14
6. Заключение....................................................................................16
7. Список использованной литературы…………………………19
8. Приложение………………………………………………………20
Вступление.
«На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно. Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря Варяжского (Балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера Ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русского (Черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: они построили Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: к северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), к западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хазары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими), послов, говоря: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами». Три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства…»[1]
Главными признаками существования государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому как обязательное условие унаследование власти князем. В условиях Киевской Руси 10 века конкретными формами государственности были: покорение власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы собирания дани, управления и судопроизводства. В летописях упоминания об этом появляются, начиная с середины 60-х годов 9 века, то есть со времени князя Аскольда. Первыми киевскими князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир. «От первых времен Киевского государства до нас дошли только голые имена какого-то Бравлина, затем Аскольда и Дира. Последние два имени были известны и нашим летописцам, но больше ничего о них разузнать им, очевидно, не удалось, и то, что они рассказывают - что это были два брата, пришли из Новгорода, ходили на Цареград и погибли от руки Олега и Игоря - все, вероятно, их собственные догадки. Наверное, Аскольд и Дир вовсе не были братьями и не княжили вместе. Из того, что на Аскольдовой могиле поставлена, была церковь, можно, в самом деле, заключить, что он был киевским князем тогда, когда греческий епископ, прибывший с императорскими послами, проповедовал христианство на Руси и «многих крестил». О Дире упоминает позднейший арабский писатель Масуди, и жил он, вероятно, позже Аскольда, но о нем ничего не помнили во времена Ярослава, когда составлялась Киевская летопись»[2]. Территория Киевского княжества Аскольда была небольшой - оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом бывшего племенного княжества полян. Это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце 9 века начало расти Древнерусское государство.
С конца IV в. н. э. племена, населявшие Восточную Европу, оказались вовлеченными в Великое переселение народов. В течение IV-VIII вв. наши далекие предки-славяне постепенно заселяли обширные пространства, дойдя на западе до Эльбы, на севере – до Невы и Ладоги, на востоке – до Средней Оки и Верхнего Дона. При этом они постепенно вступали в соприкосновение с проживающими на этих территориях балтскими и финно-угорскими племенами, со временем ославянивая их. В процессе расселения у восточных славян происходило разложение племенного строя, складывались новые общности, носившие территориально-политический характер.
Структура этих общностей была двухступенчатой. Отдельные «племенные княжества» составляли более крупные союзы. Обосновавшись на Русской равнине, союзы племенных княжеств носили чаще всего название в зависимости от места обитания и особенностей ландшафта. Так, по берегам озера Ильмень и реки Волхов расселились ильменские словене, основавшие Новгород и Псков; в верховьях Днепра расположились кривичи – их городами стали будущие Смоленск и Полоцк; на восточном берегу Среднего Днепра – с центрами в Чернигове и Переяславле – жили северяне; на западном берегу Днепра, южнее северян, обитали поляне – их центром был Киев; к западу от полян жили древляне, южнее – уличи и тиверцы, а в междуречье Оки и Волги – вятичи.
Всего же к VII в. насчитывалось, по меньшей мере, пятнадцать крупных племенных союзов, которые образовали Древнерусское государство как объединение большинства восточных славян под властью Киева. Наиболее мощными объединениями являлись на юге – союз полян, на севере – союз словен, название которых совпало с общеславянским самоназванием.
На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. Сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – города Киева – ученые впоследствии стали называть его «Киевская Русь».
Первое достоверное упоминание о государстве Русь на юге Восточной Европы (в «Баварском хронографе») относится к 811 – 821 гг. А сообщение о нападении Руси на Константинополь, согласно византийским источникам, датировано 860 годом. Таким образом, имеющиеся в распоряжении современной исторической науки данные свидетельствуют о развитие государственности на Руси задолго до «призвания» легендарных варягов.
Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норманнской» теории, построенной на ложном тезисе о возможности «научить» государству. Именно в союзах племенных княжеств славян уже VIII в. Созрели объективные предпосылки возникновения государства как необходимого набора властных структур, обеспечивающих управление обществом и его внутреннюю стабильность.
Возникновение государства у восточных славян протекало в непростых внешних условиях. Сложившаяся на севере федерация союзов славянских племен (словене, кривичи), а также неславянские племена (чудь и меря) находились под воздействием своих северных соседей – скандинавов. Полянский союз (Русь) являлся данником Хазарского каганата. Стремление варягов и хазар подчинить восточнославянские союзы племенных княжеств во многом объяснялось их желанием контролировать важнейший торговый путь той эпохи – от берегов Балтики к Черному морю, знаменитый путь «из варяг в греки».
Создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществили северные (новгородские) князья. Однако центром Древнерусского государства стало более развитое в экономическом отношении Среднее Поднепровье.
Согласно «Повести временных лет», в
Кто такие Рюриковичи?
Рюриковичи – потомки князя Рюрика. Об этом новгородском князе рассказывают русские летописи. Рюрик умер в 879 году, положив начало династии русских князей и царей.
Династия Рюриковичей существовала около 700 лет (до 1598 года). Для сравнения отметим, что династия Романовых в 1913 году отмечала лишь 300-летие (хотя последнего императора Николая II можно назвать Романовым с большой натяжкой). Родоначальник династии – князь Рюрик (или, как считают некоторые современные исследователи, – Рюрик герцог Ютландский) – был, по гипотезе Л. Н. Гумилева, варягом (это профессия) из этноса «Русь». Не ужившись дома, он принял приглашение новгородцев, сидел в Новгороде, ему подчинялись Ладога, Белоозеро и Изборск. Пополнять свое войско он мог из-за моря. Шведы – варяги захватили Киев для его сына, названного в летописи Игорем Старым.
Факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории до сих пор остается спорным.
Князь Олег (годы княжения - 882 - 912).
Олег – первый достоверный правитель древнерусского государства, образовавшегося после объединения Северной и Южной Руси. Именно от Олега дошли до нас первые древнерусские документы – договоры с греками и косвенные свидетельства иностранных источников. Однако даже последние годы жизни Олега овеяны противоречивыми легендами, как и обстоятельства его смерти. Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. Однако, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли деле он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец). Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителем.
«Олег, по преданию, был князь очень предприимчивый и воинственный. Только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян, живущих по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Олег набрал из ильменских славян и кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг».[3]
Наиболее интересной представляется трактовка личности Олега работе Л. Н. Гумилева. Она весьма оригинальна и отличается от большинства прочих. Л. Н. Гумилев считает, что имел место сговор хазарского царя с Олегом о разделе Восточной Европы и об уничтожении Киевского каганата и Аскольда.
«Олег в
«Вы не князья и не княжеского рода, - сказал им Олег и прибавил, указывая на Игоря, - а вот сын Рюрика».
По знаку Олега воины бросились на Аскольда и Дира и убили их. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). Киевляне, оставшиеся без князей и застигнутые врасплох, подчинились Олегу.
Полюбился ему Киев, назвал он его «матерью русских городов», и стал Киев с этого времени главным русским городом. Чтобы утвердить свою власть на покоренной области, Олег начал строить новые города, как Рюрик отстраивал их на севере. Города эти он раздавал под начало своим дружинникам и установил дань с покоренных племен»[4]. Олегу удалось упрочить свое положение на киевском престоле. Он принял титул великого князя русского, который возвысил его над ближайшим окружением, варяжской и славянской знатью, просто князьями и боярами.
Неутомимый воин, Олег проводил
много времени в походах, подчиняя и облагая данью различные племена – древлян,
северян, радимичей, ходил войной на уличан, тиверцев, хазар. С образованием
государства менялся характер военных экспедиций: целью становилась не только
добыча, а и решение задач политических – защита или расширение территории,
достижение господства над соседями, упрочнение внешнеполитического положения.
Из военных предприятий наиболее известен поход Олега на Константинополь в 907
году. Это был набег, подобно тем, который совершали варвары на Римскую империю.
Войска киевского князя «повоевали» всю округу и заставили гордых «ромеев»
униженно просить мира. Договор 907 года предусматривал выплату денежной
контрибуции и ежегодной дани, предоставлял подданным князя большие торговые
преимущества в Византии. Не следует забывать, что Византия X века в политическом и культурном
отношении стояла несравненно выше Древнерусского государства и заключение такого
договора поднимало престиж Олега. Но этот поход Олега на Константинополь (
Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. «Князь Олег, княживший в Киеве в начале 10 века, глубоко запечатлелся в народной памяти. Последняя окружила его имя удивительными рассказами, сказками и песнями, приписав ему разные дела и подвиги, оставшиеся в местных преданиях из древних времен, и, в конце концов, превратила его из смелого и удачливого завоевателя в «вещего» чудодея, совершающего сверхчеловеческие дела…».[5] Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.
Олег и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хазарами. Власть Олега опиралась на авторитет, упроченный удачными войнами, на многочисленных соратников, приближенных и возвышенных по воле князя. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.
Благодаря победному походу Руси на Константинополь Олег сразу же подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую контрибуцию и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-грецкий договор был существенно дополнен. В нем были очерчены правовые нормы взаимоотношений, правила решения конфликтов, которые возникали «…судя по тому, что в трактатах 907 и 911 годов Византия сделала большие льготы нашим князьям и их торговле, необходимо заключить, что действительно этим уступкам предшествовали удачные для Руси, чувствительные для греков походы Руси на греческие земли… Эти-то походы и принудили, вероятно, греческое правительство вступить в переговоры с Олегом и дать различные льготы русским купцам…».[6] Договора 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Древнерусского государства - отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины XI века. Другим важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства конца IX - начала X веков был восточный. Было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря. Олег умер в 912 году. Летопись так рассказывает о его смерти. Волхвы и кудесники предсказывали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями волхвов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спешился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание волхвов, и вещий Олег принял смерть от коня своего. Это летописное предание легло в основу народных песен и легенд. Оно же вдохновило А.С. Пушкина на «Песнь о вещем Олеге».
Во времена княжения Олега оживилось экономическое развитие общества. Расширялся, строился стольный град Киев. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество оставалось не достаточно сгруппировано политически. Строительство государства было продолжено преемником Олега - Игорем.
Князь Игорь (годы княжения -912 – 945).
По летописи Олегу наследовал Игорь Старый (грекам его имя неизвестно, в восточных источниках он назван – Хельги[7]). Большинство современных историков лишь констатируют действия Игоря Рюриковича, но не дают им объяснения. «После Олега стал княжить Игорь. И снова, как от времен Олега, имеем его трактат с Византией и разные иностранные известия о последних годах его княжения - о неудачном походе на Цареград и счастливой экспедиции в каспийские земли. Очевидно, это стало обычаем: первые годы княжения проходили в укреплении положения нового князя и государственной системы, усмирении непокорных князей и наместников, непокорных волостей и племен, а затем, усмирив их и имея в распоряжении значительные военные силы, киевские князья отправлялись походом на далекие богатые страны, ища в них добычи и славы».[8]
Игорь
правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него
начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских
князей: вступил на престол — утверди свою власть над мятежными племенами.
Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и
его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить
бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих
внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние
полуторговые-полупиратские экспедиции. В 40-е гг. осложнились отношения
с Византией. Мирный договор, заключенный Олегом с
Византией, к
Более благоприятно закончился
поход
Примечательно, что при заключении договора русские и византийцы клялись, что не нарушат его. Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Но часть русских послов направилась в церковь святой Софии. Они уже были христианами.
Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне.
Восстание древлян в 945 году, во время которого князь Игорь погиб, – это первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания было, по-видимому, недовольство властью киевского князя, стремление родоплеменной знати, освободиться от обременительной опеки Киева. Поводом же послужила жадность Игоря, который, собрав дань в землях древлян и отправив обозы в Киев, вернулся с «малой дружиной» для вторичного сбора дани (полюдья[9]). При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен стала приобретать все большее значение. Она шла на содержание киевского князя и его окружения – бояр и дружинников, обменивалась на товары в соседних странах. Дань выступала как главный способ содержания правящего слоя Древнерусского государства. Собиралась она архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства.
Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, и перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности на Руси. Игорь не допустил распада государства, хотя далеко не все его военные предприятия оканчивались удачей. Ему удалось отразить набеги и наладить на время отношения с кочевниками-печенегами, обитавшими в южнорусских степях. При нем продолжалось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего русские поселения появились на Таманском полуострове. Удалось Игорю подчинить себе уличан, до того успешно сопротивлявшихся правителям Киева.
Княгиня Ольга Мудрая (годы княжения - 945-964).
В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Опираясь на поддержку окружения покойного мужа, Ольга, по сути, стала регентшей при своем малолетнем сыне Святославе. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.
Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.
Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х–XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие — пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто — русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.
Так и
супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга,
Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит
«святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского,
но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и
трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал
Вещим, Ольгу — Мудрой. Древние летописцы —
составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге, постоянно
говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст
мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент
«мужскому уму» княгини. Отчасти все это можно объяснить тем, что в
Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.
Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Племенной центр древлян, город Искоростень, был взят и сожжен, жители перебиты или обращены в рабство. В действиях Ольги легко усмотреть стремление отомстить за гибель мужа. Это и понятно: наследие родового строя, институт кровной мести сохранял силу среди восточных славян и варягов (по преданию, Ольга происходила из незнатного варяжского рода). Но властная княгиня руководствовалась и «государственными соображениями». Она жестоко расправилась с непокорными, преподав урок всем недовольным. Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.
Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. И она пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены уроки, определявшие размеры дани, и установлены места, куда она свозилась, - погосты. Как и становища[10], погосты имели жилые и хозяйственные помещения, запасы продовольствия и фуража, укрепления. Здесь же содержались княжеские кони и другой скот. В погостах проживали представители княжеской администрации и воины. Последствия этой простой на первый взгляд меры были весомые. При Ольге было не просто положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения, без которой не может успешно функционировать государство; места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Проведено было размежевание земель, выделялись места княжеских охотничьих угодий («ловов»). Таким образом, погосты стали как бы узлами огромной сети, накинутой киевскими князьями на славянские и финские земли Севера, в ячейках этой сети умещались и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собой те узлы прочности, при помощи которых государственная сеть держалась и охватывала просторы Руси, подчиняя их князю. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Киевская традиция рисует ее мудрой и твердой правительницей, «мудрейши всех человек». В лестных пассажах летописца заключалась, по-видимому, большая доля истины, хотя самой Ольге не чужды были и жестокость, и коварство.
Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.
С целью налаживания торговых и дипломатических отношений
киевская княгиня неоднократно посещала Византию. Ольга одна из первых
осознала необходимость сближения с Византией как потребность государственную.
Но, обращая свой взор на империю, она надеялась найти здесь, в отличие от своих
предшественников, не богатые военные трофеи, а религию, культуру и политические
выгоды, способствующие упрочению Древнерусской державы. В
По-видимому, во время этой поездки Ольга крестилась. Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня в назидательном слове, сказанном по совершении обряда. Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».
Символично, что в крещении Ольга приняла имя Елена, в честь матери Константина Великого. В христианской традиции Елена выступила покровительницей и заступницей веры. В Византии, вероятно, надеялись с помощью Ольги распространить христианство в восточной Европе. Но пока крещение осталось как бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен. Во-первых, тем, что на Руси предпочитали принимать христианство по византийскому образцу – сказывались более прочные связи и сильное влияние империи. Во-вторых, христианство получает распространение среди знати, проникает в княжеское семейство. В средневековье пример лица авторитетного, облеченного властью, всегда был важен и поучителен. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Не случайно летописец нашел образное сравнение для оценки поступка княгини: она была «как бы зарей перед восходом солнца».
Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость[11]», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей — созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.
Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.
Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.
Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.
Князь Святослав Игоревич (годы княжения - 964-972).
В начале 60-х годов Ольга передала правление сыну Святославу. «Оставшись трехлетним ребенком по смерти отца, убитого древлянами, Святослав возрос в среде дружинников, — свидетельствует Русский биографический словарь 1904 года. Уже в 946 году он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть Игоря; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабой детской рукою, падает у ног княжеского коня; дружина, видя у себя во главе начальника-младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает». Историк Лев Диакон описал наружность Святослава: «Среднего роста, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми, длинными, висящими на верхней губе, волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким». «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,— так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. По языческому обычаю у Святослава было несколько жен. Матерью князей Ярополка и Олега Древлянского была печенежской (или венгерской) княжной Предславой, а будущий великий князь киевский Владимир родился от ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).
В зрелые годы Святослав не сознавал и не считал себя киевским князем и в 40-х годах жил в Новгороде. Воспитателем Святослава был Асмуд, а воеводой - Свенельд. Как только Святослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.
Одни историки считают Святослава талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. В летописях сохранилось описание походного быта князя и его дружины: «...легко ходил в походах, «яко пардус» (как барс), и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: «Иду на вы».
С
В 967—968 г.г. в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии.
Блистательные победы киевского князя испугали
византийского императора Никифора Фоку, — он примирился с болгарами, а затем
заключил тайный союз с печенегами. Летом
В
Возвратясь в
Болгарию (
Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце. Активная военная деятельность Святослава способствовала расширению границ Древнерусского государства. Особенно сильно удалось продвинуться на восток и юго-восток – до бассейна Оки и Северного Кавказа. Перед киевским князем трепетали соседи, перед ним заискивали могущественные государи.
Заключение.
Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. И наконец было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: творит здесь суд, ездит за данью (полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: в то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарию. Чтобы дать простор и свободу русской торговле, русские князья предпринимают походы в Византию (Царьград). Религия русских славян была сперва языческая: поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и торговые с Византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости еще порядка внутри страны.
Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. "Князь Олег, княживший в Киеве в начале 10 века, глубоко запечатлелся в народной памяти. Последняя окружила его имя удивительными рассказами, сказками и песнями, приписав ему разные дела и подвиги, оставшиеся в местных преданиях из древних времен, и, в конце концов, превратила его из смелого и удачливого завоевателя в "вещего" чудодея, совершающего сверхчеловеческие дела…".[13] Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств. Древнерусское государство начало складываться на юге. Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации. Так образовывалась государственная территория Древней Руси.
Олег и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хазарами. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.
Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним мир, который подтверждал еще раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь попытался собрать еще большую дань с древлян и погиб в 945. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."
Единственный известный летописям сын Игоря - Святослав был еще ребенком, и на княжеский престол села его супруга Ольга. Она показала себя умным, энергичным и дальнозорким государственным деятелем. Ольга жестоко придавила восстание древлян весной 945 года. Ольгой также были устроены опорные пункты центральной власти на местах, административная и судебная системы распространены на все подвластные Киеву земли племенных княжеств. Во времена Ольги развивался, украшался и укреплялся Киев. С княжением Ольги можно связывать наступление второго этапа в развитии древнерусской государственности. Было заключено союзное русско-византийское соглашение. Ольга отличалась редким умом и большими способностями к правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей.
Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года.
Историю Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII в., словно может быть разделить на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) – время первых киевских князей. Второй ( вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира и Ярослава Мудрого. Третий период (вторая половина XI - начало XII в.) – переход к территориально-политической раздробленности. Со смертью Святослава Игоревича заканчивается первый период истории Киевской Руси. На княжеский престол восходит сын Святослава – Владимир Святой, и начинается новая страница - эпоха расцвета Киевской державы.
Список использованной литературы.
- М. Н. Зуев «История России», учебник для ВУЗов, Москва, 1998
- М. Грушевский «Иллюстрированная история Украины», Киев, 1997
- Л. Н. Гумилев «От Руси к России», Москва, 1992
- Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов «История России», Москва, 1997
- А. С. Орлов и др. « История России», Проспект, 1999
- В. Д. Сиповский «Родная Старина», Нижний Новгород, 1993
- Н. И. Павленко, И.Л. Андреев «История России с древнейших времен до конца XVII века», Дрофа, 2002
- Энциклопедия «Я познаю мир», том «История», Москва, АСТ, 2000
- Энциклопедия «Я познаю мир», том «Страны и народы – Европа», Москва, АСТ, 1999
Приложения
Династия Рюриковичей ( IХ-ХΙΙΙ вв.)
(к главе «Кто такие Рюриковичи?»)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
Олег Ум.977 |
Святослав 957-972 |
Ростислав |
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
[1] В. Д. Сиповский "Родная Старина". - Н. Новгород, 1993 – стр. 39- 40
2 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 -стр. 55
3В. Д. Сиповский "Родная Старина". - Н. Новгород, 1993 – стр. 43.
4В. Д. Сиповский "Родная Старина". - Н. Новгород, 1993 – стр. 43.
5М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 -стр. 56
6 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 -стр. 59
[7] Древнее варяжское имя. «Хелги» - «святой»
[8] М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 - стр. 61
[9] Хождение князя и дружины по людям с целью сбора дани.
[10] Места остановок (пункты ночлега) во время княжеского объезда за сбором дани.
[11] София Премудрость Божия.
[12] В. Д. Сиповский "Родная Старина". - Н. Новгород, 1993 – стр. 54.
13 М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". - К.,1997 -стр. 56