Песнь о Нибелунгах
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
"Пространственно-временной континиум "Песни о Нибелунгах"
(конспект статьи С.Я. Гуревича)
студент: ГУЛЯЕВ Роман Юрьевич
группа: 117
МОСКВА 1996 г.
"Песнь о Нибелунгах" стоит в конце длительной тради-
ции легенд - песней о Сигурде (Зигфриде) , бургундских
королях, Гудрун (Кримхильде), Брюнхильд (Брюнхильде) и
Атли (Этцеле). То, что на рубеже ХII и ХIII вв. в империи
Штауфенов, в период расцвета феодального строя и подъема
рыцарской культуры, неизвестный австрийский поэт вновь
обращается к преданию, которое ведет свое начало от вре-
мен Великих переселений народов и по-новому его перераба-
тывает, в высшей степени показательно. Этот факт свиде-
тельствует об определенной преемственности в развитии
культуры германских народов, как доказательство того, что
старые темы и образы героической поэзии еще не потеряли
своего обаяния.
Стадиально "Песня о Нибелунгах" представляет собой
более позднее явление, чем эддические песни, которые дош-
ли до нас в рукописи второй половины ХIII в. Если следо-
вать теории А.Хойслера о "разбухании" песней в обширный
эпос, то эддические песни "предшествуют" немецкой эпопее:
сжатость, спрессованность, скупость в выражении эмоций
(помимо прямых речей героев) уступают место чрезвычайной
распространенности, местами даже растянутости повествова-
ния в "Песни о Нибелунгах".
"Песнь о Нибелунгах; кажется далеко ушедшей от той
интерпретации сказаний о Сигурде и бургундах, которая да-
на в "Старшей Эдде", - если, конечно, не придерживаться
иной точки зрения, а именно, что исландский и немецкий
циклы не представляли собой двух последовательных стадий
развитии эпоса, не противостояли один другому в качестве
разных вариантов, развивавшихся своими путями. Для того
чтобы яснее понять связь "Песни о Нибелунгах" с другими
произведениями на этот сюжет, равно как и степень разли-
чия между ними, мне представляется существенным рассмот-
реть интерпретацию в ней времени.
Начать с того, что в эпосе герои не стареют. Напом-
ню, что Беовульф, несмотря на то, что он правил геатами
на протяжении пятидесяти лет, вступив на престол уже
взрослым и свершив свои великие подвиги, тем не менее
оказывается способным выдержать на склоне дней единоборс-
тво с драконом.
Собственно, то же самое мы видим в эддических песнях
о героях. Каждая песнь, правда, воспевает обычно лишь од-
но событие, либо серию их, но в таком случае они тесно
между собой связаны.
Мы не знаем, сколь длительное время протекло между
отдельными эпизодами. Для эпического сознания это не су-
щественно.
Как интерпретируется возраст героя в "Песни о Нибе-
лунгах"? В начальных авентюрах песни Кримхильда - юная
девушка. Но и в последних авентюрах по-прежнему прекрас-
ная женщина, хотя миновало около сорока лет. Не убывает
за все эти годы могущество Хагена, он и будучи убелен се-
динами остается все тем же непобедимым богатырем. О коро-
ле Гизельхере, который впервые появился в эпопее почти
ребенком, как было сказано - "дитя", так до конца и гово-
риться; пав в бою вполне взрослым мужчиной, Гизельхер ос-
тался "дитятей". Эпический поэт не слишком внимательно
следит за возрастом своих персонажей. Так, младший брат
Хагена Данкварт говорит перед началом решающей схватки
между бургундами и гуннами:"Когда скончался Зигфрид, мне
было мало лет,// И не обязан я держать за смерть его от-
вет" (строфа 1924). Но эти слова противоречат всему, что
известно из первых авентюр эпопеи, где Данкварт фигуриру-
ет как "могучий витязь" и полноценный участник поездки
Гунтера к Брюнхильде. Зигфрид появляется в песни облике
юного нидерландского принца. Но за плечами у него уже се-
рия богатырских подвигов: победа над сказочными обладате-
лями клада - Нибелунгами, одоление дракона, в крови кото-
рого он омылся, приобретя тем самым неуязвимость. Когда
свершал он все эти деяния, неизвестно. Первые подвиги
Зигфрида в рамках "Песни о Нибелунгах" занимают год или
два. После его женитьбы на Кримхильде проходит десять
лет, прежде чем Зигфрид погибает таким же прекрасным и
юным, каким впервые появился в Вормсе.
Итак, всего песнь охватывает время примерно в трид-
цать восемь лет. Из них двадцать шесть Кримхильда вынаши-
вает мысль о мести за мужа.
На самом деле время, которое имеет отношение к по-
вествованию, еще более протяженно. Уже упомянуто время
сказочных подвигов Зигфрида, о которых рассказывает Ха-
ген, но которые не описаны в самой эпопее. К этому нужно
прибавить, что какое-то время до появления Зигфрида в
Вормсе наш герой имел некие отношения с Брюнхильдой - на
это имеются намеки, хотя автор "Песни о Нибелунгах" их не
расшифровывает, видимо, потому, что подобный сказочный
сюжет не мог органически включиться в рыцарский эпос. Ау-
дитория ХIII в., вне сомнения, эти намеки понимала.
Таким образом, герои "Песни о Нибелунгах" проходят
сквозь весьма значительный пласт времени. Но они не меня-
ются: юные остаются юными, зрелые, как Хаген, Этцель или
Дитрих, так и остаются зрелыми, а Хильдебранд - пожилым.
Не происходит внутреннего развития героев С теми свойс-
твами, с какими они в эпопею вошли, они из нее и выйдут.
Но возвратимся к "хронотопу" "Песни о Нибелунгах".
Эпическое течение времени неспешно. Обычная единица его
исчисления - годы, самое меньшее - недели. Приготовление
в дорогу, шитье нарядов, снаряжение войска, передвижение,
пребывание в гостях - все значительные промежутки време-
ни. Сбор в поход против саксов длится двенадцать недель,
шитье платьев для короля Гюнтера и сопровождающих его в
сватовстве друзей - семь недель, три с половиной года
после смерти Зигфрида Кримхильда беспрерывно его оплаки-
вает, праздник в Вене - свадьба Этцеля - длится семнад-
цать суток и т.д. Измерение эпического времени расплывча-
то.
Ускорение хода времени наблюдается лишь в заключи-
тельной части эпопеи, где примерно за сутки страшное по-
боище приводит к всеобщей гибели его участников. В осо-
бенности последние сцены (умерщвление Гунтера и Хагена)
даны крайне суммарно, почти скороговоркой, и находятся в
разительном контрасте с чрезвычайно детализированными
описаниями менее значительных эпизодов. Столь резкую сме-
ну темпа можно понять так: долгое время, годы, десятиле-
тия готовилась катастрофа, наконец час пробил, и одним
ударом решается судьба Нибелунгов!
Но сцене убийства Гунтера и Хагена предшествует эпи-
зод, который, мне кажется, проливает свет на трактовку
времени эпическим поэтом. Это сцена в последней авентюре
- "О том, как Дитрих бился с Гунтером и Хагеном". Дитрих
Бернский, потрясенный гибелью всех своих дружинников, об-
ращается к Хагену и Гунтеру с требованием дать ему удов-
летворение, а именно - сдаться ему в качестве заложников.
Они отвечают отказом, и тогда между Дитрихом и Хагеном
происходит поединок. Бернец одолел Хагена, связал его и
отвел к Кримхильде, взяв с нее обещание не умерщвлять
его. Спрашивается: чем все это время был занят Гунтер? Он
как бы забыт. Но вот эпизод стычки между Дитрихом и Хаге-
ном завершен, Дитрих передал пленного Кримхильде, и мы
читаем: "Меж тем державный Гунтер взывал у входа в зал://
"Куда же бернский богатырь, обидчик мой пропал?" После
этого происходит схватка между Гунтером и Дитрихом и
пленение вормского короля. Современному переводчику вве-
дение слов "меж тем" необходимо для того, чтобы возвра-
титься во двор, где Гунтер стоит без дела, ожидая своей
очереди сразиться с Дитрихом.Но для средневекового поэта
столь же естественно не замечать подобной несуразности:
на время схватки между Дитрихом и Хагеном Гунтер прос-
то-напросто был выключен из действия, и теперь автор
вполне непринужденно возвращается к нему, лишь наделив
Гунтера вопросом о запропастившемся противнике.
В любом художественном произведении невозможно изоб-
разить все протекающее время, и авторы всегда вычленяют
эпизоды, особо ими оцениваемые и пристально изображаемые.
Но в современной литературе этот неизображаемый массив
всегда ощущается, подразумевается; покидая на время своих
героев автор не убирает их в ящик, где они, неподвижно и
никак не изменяясь, ожидают нового выхода на сцену,- они
продолжают жить, стареть. В эпопее же не существует ре-
ально того времени, которое не стало предметом описания,
- оно выключается, останавливается.
Чем занята Кримхильда все те годы, которые протекли
между убийством Зигфрида и выходом ее замуж за Этцеля?
Она вдовела непрерывно горюя. Что делала она после выхода
замуж за Этцеля и вплоть до приезда Гунтера со всеми ос-
тальными бургундами к ним в гости? Она жаждала мести им.
Иными словами, она не жила не изменялась, - она пребывала
в одном определенном состоянии.
Нет представления о непрерывно текущем потоке време-
ни, оно дискретно, прерывисто. Время эпоса - время шах-
матных часов.
Эпическому поэту ничего не стоит свести вместе лю-
дей, которые на самом деле жили в разное время. Дитрих
Бернский живет при дворе Этцеля. Но Аттила, прототип Эт-
целя умер в 453 г., тогда как Теодорих, прототип Дитриха
родился около 471 г. и правил Италией с 493 по 526 г.К
тому же, в противоположнность Дитртху "Песни о Нибелун-
гах", исторический Теодорих не был изгнанником,- он заво-
евал Италию.
Все исторические персонажи, по тем или иным причинам
включающиеся в эпос,- современники, все они пребывают в
особом времени, и это эпическое время не пересекается с
хронологией хронотопа.
Проблема времени в "Песни о Нибелунгах" не исчерпае-
ма. Внимательное рассмотрение этого произведения приводит
к заключению, что интерпретация времени принадлежит к са-
мой сути того, что можно было бы назвать концепцией всей
немецкой эпопеи. Герои ее,равно и место их действия, тес-
нейшим образом соотнесены с некоторыми пластами времени.
Самое главное, то, что пласты эти - разные. Здесь мы пе-
реходим к признаку, отличающему "Песнь о Нибелунгах" от
иных произведений эпического жанра. Ведь в песнях о геро-
ях дан только один пласт времени. Это абсолютное прошлое.
Все, о чем поется в героических песнях, было "некогда",
"очень давно". Иначе обстоит дело в " Песни о Нибелунгах".
Зигфрид, Брюнхильда принадлежат времени древнему.
Хаген- персонаж, укорененный в эпохе Великих переселений,
так же как и Дитрих,- они ведь и встречались когда- то
прежде.Гунтер с братьями принадлежат к новому времени.
Перед нами- три слоя времени: вневременная сказочная
древность, героическая эпоха переселений, современность.
В различных сферах пространства "Песни о Нибелунгах"
развертывается и протекает собственное время. Страна Ни-
белунгов- местность, пребывающая в сказочном "первобыт-
ном" времени. Здесь возможны подвиги богатырей, добывание
клада, волшебного жезла, поединок героя Зигфрида с Брюн-
хильдой.
Страна прошлого , но уже не сказочно-эпического,-
страна Этцеля, гуннская держава. Вормс в эпопеи как бы
двоится. Он занимает одну и ту же точку в пространстве,
но они расположены и в эпохе около 1200 г. и в эпохе Ве-
ликих переселений.
Наличие разных пространственно-временных единств
приводит к тому, что герои, перемещаясь в пространстве,
переходят из одного времени в другое. Зигфрид, сказочный
победитель дракона, прибывает в Вормс- из седой старины
он приходит в куртуазную современность. Напротив, когда
Гюнтер едет из Вормса в Изенштейн за невестой, он переме-
щается из современности в древность.
Любопытно, что переход из одного пространства-време-
ни в другое совершается каждый раз преодолением водной
преграды: нужно переплыть море, что бы добраться до страны
Нибелунгов. Воды Дуная оказываются тем рубежом, за кото-
рым начинается иное время для путников, покинувших Вормс.
Таким образом, перемещение героев эпопеи из одного
времени в иное приобретает новый смысл: это не просто пу-
тешествие- такие перемещения имеют мифологический харак-
тер,наподобие сказочных визитов героев мифа в иной мир.
Поэтому и судьбы героев обусловлены не стечением обстоя-
тельств,- они детерминированы тем, что герой, покидая
родную почву попадает в мир не соответствующий его при-
роде. Тем самым его гибель оказывается неизбежной и впол-
не мотивированной.
Можно ли утверждать, что автор, живший около 1200
г., сознательно построил "Песнь о Нибелунгах" на контрас-
те разных пространственно-временных пластов? Или же по-
добную структуру "примысливают" люди XX века?
Фр. Нойман констатировал противоречия, несообразнос-
ти в поведении основных персонажей эпопеи. Они как бы
двоятся. Перед нами - два разных Зигфрида: примитивный
герой и придворный рыцарь; две Кримхильды - куртуазная
сестра короля и кровожадная мстительница, упорно добиваю-
щаяся возвращения клада - источника власти. Хаген также
имеет два облика: ворский верный феодальный вассал и пер-
сонаж героических песней варварской поры, каким он оказы-
вается в гунских пределах. Нойман на основании этой конс-
татации пришел к выводу, что герои "Песни о Нибелунгах;
под рыцарскими одеяниями и внешним лоском сохраняют более
примитивную внешность. Что касается Брюнхильды, то эта
первобытная дева-богатырша, пришедшая в рыцарский мир из
сказки о сватовстве, никак не может в него вжиться и вы-
полнив свою роль в развертывании конфликта, попросту ис-
чезает из песни.
В.И. Шредер делает шаг дальше и находит в ней "нап-
ряжение" между "современностью" и "древностью#, характе-
ризующее, по его оценке, всю структуру песни. В полярнос-
ти типов, принадлежащим разным пластам времени, коренится
сам конфликт эпопеи. Действительно, в объединении и про-
тивостоянии разных срезов времени, видимо, заключается
своеобразие понимания истории автором ХIII в.
Немецкий поэт начала ХIII в. в своей интерпретации
истории не был ни вполне оригинален, ни самостоятелен. Он
черпал из того фонда представлений о времени и его тече-
нии, который был более или менее общим достоянием людей
той эпохи. Как известно, линейное течение времени не было
в Средние века единственным, - наряду с ним в обществен-
ном сознании сохранялись и иные формы восприятия и пере-
живания времени, связанные с идеей его возвращения, пов-
торения.Да и в самом христианстве, в той мере, в какой
оно оставалось мифологией, время воспроизводится: сак-
ральное прошлое, искупительная жертва Христа возвращается
с каждой литургией и годичным праздником. Средневековому
сознанию присуща многоплановость отношения к времени, и
эта многоплановость находит выражение в "Песни о Нибелун-
гах".
Но помимо древности существует современность. Оба
пласта времени сопоставляются в немецком эпосе. Это со- и
противопоставление обнаруживает различия.В "Песни о Нибе-
лунгах" различия между былым и нынешним осознаются глуб-
же, чем в германской героической поэзии Раннего Средневе-
ковья. В ней обострено ощущение истории. Поэт ссылается
не "давние сказания", - этим упоминанием и открывается
песнь, перенося аудиторию в прежние времена. При сравне-
нии с современной ей поэзией и рыцарским романом "Песнь о
Нибелунгах должна была восприниматься как несколько арха-
ичная и по своему языку и применяемой в ней "кюренбер-
говой строфе". Подобная архаизирующая стилизация способс-
твовала созданию перспективы, в которой виделись события,
воспеваемые эпопеей, В этой перспективе рассматривается и
собственное время автора.
В песни немало фантастичного. Но,я бы сказал, в са-
мом этом фантастичном в свою очередь имеются разные слои.
Схватка сотен и сотен тысяч воинов в пиршественном зале
Этцеля, или успешное отражение двумя героями, Хагеном и
Фолькером, атаки полчища гуннов, или переправа войска
бургундов в утлой ладье через Дунай неправдоподобны для
современности "Песни о Нибелунгах", но кажутся возможными
для героического времени. Однако в эпопее имеется фантас-
тический элемент и другого рода. Таковы юношеские подвиги
Зигфрида, сцена сватовства - борьбы с Брюнхильдой, расч-
лененная на два поединка - ристания ее с Зигфридом в
Изенштейне и схватку Гунтера с невестой в его опочиваль-
не; таковы и вещие сестры-русалки, предрекающие Хагену
судьбу бургундов. К миру сверхъестественного близок и Ха-
ген. Здесь имеется в виду уже не эпоха Великих переселений
и вообще не история. Мы оказываемся в мире сказки и мифа.
Чувство времени в "Песни о Нибелунгах" во многом оп-
ределяется тем, как в ней преподнесена христианская рели-
гия, но этот давно дискутируемый вопрос заслуживал бы
особого рассмотрения. Тем не менее не могу не указать на
то, что в песни как саморазумеющиеся упоминаются месса,
собор, священники, церковные шествия, погребения по хрис-
тианскому обряду; герои клянутся именем Господа, взывают
к нему. В отличии от героического эпоса Раннего Средневе-
ковья "Песнь о Нибелунгах" обнаруживает сильную тенденцию
к сентиментализации традиционного сюжета.Ее персонажи
охотно сетуют на невзгоды, плачут, рыдают. Стенаниями и
завершается эпопея. Героической сдержанности в изъявлении
чувств, в особенности горя, нет и в помине, у фигурирую-
щих в ней людей открылся "слезный дар". Но эта новая чер-
та находится в противоречии с жестокостью и безжалост-
ностью, которые они проявляют во многих ситуациях. Жажду
мести полностью утоляемую всеми героями эпопеи трудно
примирить с христианским учением о любви к ближнему, да
автор и не пытается их координировать.
"Песнь о Нибелунгах демонстрирует нам, как миф,
сказка, древнее предание, воплощавшие архаические тенден-
ции сознания, оставаясь существенными аспектами мировиде-
ния человека ХIII в., переплетались с историческими
представлениями, созданными христианством. Вместе они об-
разовывали сложный и противоречивы сплав - "хронотоп",
приспосабливавший древнюю эпическую традицию к новому ми-
ропониманию. Но подобная трансформация не исчерпывала со-
держания "пространственно-временного континуума" изучае-
мой эпохи.