Бельгия
Большую роль в успешном капиталистическом развитии Англии сыграл Навигационный акт (1651), согласно которому внешнеторговые перевозки страны могли совершаться только лишь на английских кораблях или на судах той страны, откуда импортировался товар Этот закон подорвал посредническую торговлю и судоходство самого сильного английского конкурента — Голландии — и поощрил развитие английского судостроения и судоходства
4.2. Мировая промышленная и торговая гегемония Англии
Промышленный переворот в Англии вполне закономерно начался раньше, чем в других европейских странах. Уже в середине XVIII в в Англии сложились условия, необходимые для перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике
Социальные условия были созданы победой английской буржуазной революции и процессом "огораживания". Революция XVII в установила в стране буржуазный общественно-политический строй и устранила основные препятствия для хозяйственной деятельности касоциальные условия были созданы победой английской буржуазной революции и процессом "огораживания". Революция XVII в. установила в стране буржуазный общественно-политический строй и устранила основные препятствия дм хозяйственной деятельности капиталистов. В результате "огораживания", развернувшегося еще в XVI в., английское крестьянство превратилось фактически в контингент армии наемного труда, без которого массовое фабричное производство товаров не может существовать.
Внешнеполитические условия ускоренной капиталистической индустриализации Англии заключаясь в широких колониальных захватах. С конца XVI в. колониальный грабеж стал источником добавочных капиталов для английской промышленности. За три столетия небольшая страна, насчитывавшая » конце XVI в. менее 4 млн. жителей, завладела почти всей Северной Америкой и Индией, установила контроль над входом в Средиземное море. К концу XVIII в. Англия превратилась в первую морскую и колониальную державу мира.
Исключительно благоприятными для промышленного переворота были природно-экономические условия страны— богатые запасы железной руды и угля, наличие сыры для суконной промышленности.
*»дных коммуникаций в виде рек и удобной для устройства гаваней ли-
#»« морского побережья. Благоприятными были и условия внешнеэко-жтического порядка: наличие устойчивого спроса в Европе на англий-1**е товары, особенно на стандартизированные массовые изделия для ияюготысячных армий — унифицированную одежду и обувь (это, в ^ою очередь, требовало много тканей, кожи, металлических пуговиц выделенного цвета и сорта), ружья и боеприпасы одинакового калиб-|||@йеддарТ1шешть^ Беспрерывные войны на европейском конта-^ЦШ Обеспечивали рынок сбыта английской промышленности.
^Д» Важным экономическим условием промышленного переворота ЯЙ»8 достижение ангаийской хлопчатобумажной промышленностью Щуренного уровня развития. Это была сравнительно молодая ог-
^Щ», вч>енесенная из Индии, работавшая на колониальном сырье, ЩйМВая наиболее широкий рынок и сконцентрированная на сравни^ «1ЙЫЮ крупных предприятиях, что облегчало внедрение машин. Про-«Надительность капиталистической мануфактуры прежде всего в этой
•отрасли оказалась недостаточной для удовлетворения рынка. В то же
•рсмя производство тканей, состоящее из процессов прядения и ткаче-
•гт. оказалось технически наиболее подходящим для внедрения ма-
•М - недаром ткацкий челнок стал одним из первых механизмов
1(мя производство тканей, состоящее из процессов прядения и ткаче-«ю, оказалось технически наиболее подходящим для внедрения ма-ЦГ — недаром ткацкий челнок стал одним из первых механизмов
•Мучивших широкое распространение.
К середине XVIII в. хлопчатобумажная промышленность начала ияалтывать настоящий "прядильный голод". Ручное прядение стало щставать от ткачества, где применялся "летающий челнок" Понадо-Щосъ резко увеличить выпуск пряжи, и в 17?3 г. ткачом Дж Хао-'|^ком была изобретена механическая прддка 'Дженни", на которой ЙОВКНО было работать сразу 16—18 веретенама. В 1772 г. механик
ёачителыю улучшил прялку "Дженни", а в 1783 г. С.Кромптон доль-машину", которая давала пряжу- достаточно тонкую и и получила поэтому широкое распространение в промыш-. Эта машина стала технической основой механизированного Др»№рядения. Однако в начале 80-х годов XVIII в. обнаружилась «ИХ диспропорция: стало отставать ткачество. Теперь уже срочно ^бовалась ткацкая машина: "ткацкий голод" тормозил рост прибы-
•• английских фабрикантов.
^ В 1785 г. Э. Картрайт изобрел механически ткацкий станок, за-Цймвший до сорока ткачей. Этот станок, потргбовавший значитель-
ных усовершенствовании, нашел широкое применение в 2и-х гид» XIX в. Так в английской (и мировой) промышленности появилив
• ^
первые машины и первые фабрики. ^
Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в 60—80-х годи XVIII в. появились машины и в шерстяном, суиюделательном, Щ мажном, полиграфическом производствах. Но энергетическая бая первых фабрик оставалась прежней — водяные мельницы. ПомюЦ всего прочего это обстоятельство жестко привязывало фабричщн промышленность к рекам, что не всегда совпадало с рыночными^ транспортными интересами. Промышленности потребовался униюеЦ сальный, не зависящий от воды двигатель. Такой двигатель был оа дан Джеймсом Уатгом (паровая машина "двойного действия", патех 1782 г.). Вскоре была построена первая паровая прядильная фабрик а затем паровая машина получила широкое применение в различив отраслях промышленного производства и на транспорте.
С применением машин промышленность немедленно предъяви? повышенный спрос на металл, но мощности тогдашних плавильнь печей сдерживались недостатком древесного угля. при помощи кот рого производилась выплавка металла. Для нужд металлургии уже XVII в. в Англии были сведены целые лесные массивы, что угрожа^ английскому судостроению, а импортный лес был дорогим. Произво ство чугуна сокращалось, в то время как огромные запасы каменно]
печей сдерживались недостатком древесного угля. при помощи коте рого производилась выплавка металла. Для нужл металлургии уже XVII в. в Англии были сведены целые лесные массивы, что угрожал английскому судостроению, а дмпортный лес был дорогим. Произвол ство чугуна сокращалось, в то время как огромные запасы каменной угля почти не использовались: применение минерального топлива п| выплавке чугуна снижало качество металла ввиду появления разли ных серных соединений. 1
Между тем еще в 1735 г. А.Дерби, примешивая к руде негашена известь и резко увеличив мощность воздуходувок, освоил доменну плавку на коксе без использования древесного угля. Через 50 лет эт? метод позволил английской металлургии переключиться на минерал ное топливо и обеспечил расширение производства черных металла до пределов, определяемых добычей железной руды. В 1784 г. Г.Ко изобрел пудлинговую печь для получения железа из чугуна с приме! нием минерального топлива. Тогда же были освоены специальм прокатные вальцы, позволившие увеличить производительность тру в металлургии в 15 раз. С применением угля в металлургическом щ изводстве повысился спрос на минеральное топливо, это дало сильн] толчок развитию английской каменноугольной промышленности.
у<»ультате применения новой техники производительность англии-шт металлургии повысилась и "металлический голод" начал постепенно устраняться.
Увеличение промышленного производства вызвало резкий рост «перевозки грузов, с чем не могла справиться старая система траиспор-
-л Однако наличие паровой машины сделало принципиально возможным применение её на железнодорожном и водном транспорте.
Паровой железнодорожный транспорт появился в Англии уже в ".Фвой четверти XIX в. Еще с XVII в. для перевозки угля применялись §< !ьсовые дороги с конной тягой. В начале XIX в. деревянные рельсы ». фам", отсюда — трамвай) были заменены железными. Таким обра-»>ч. рельсовый путь был готов, оставалось заменить конную тягу ма-.„«шюй. В конце XVIII—начале XIX в. Р. Тревтик построил несколько «». юлей паровых повозок. Продолжая его изыскания, Дж. Стефенсон ь»1дал паровоз — самоходную паросиловую установку на основе ста-.:.< »парной паровой машины. Локомотив Стефенсона ("Ракета" — » щность 12 л.с., скорость — 22 км/ч) показал удовлетворительные \льтаты в 1829 г. Стефенсон усовершенствовал гаюке рельсовый |>. В 1830 г. была построена первая железная дорога, которая имела . и.шое хозяйственное значение. Она связала Манчестер и Ли-
•^ -, иуйоявление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяй-ц-нной жизни: были созданы стабильные коммуникации между раз-
* щность 12 л.с.. скорость — 2.2. км/ч) показал удовлетворительные \льгаты в 1829 г. Стефенсон усовершенствовал такж? рельсовый
* ). В 1830 г. была построена первая железная дорога, которая имела < и.шое хозяйственное значение. Она связала Манчестер и Ли-^ ? иуйоявление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяйкиной жизни: были созданы стабильные коммуникация между раз-»и шыми экономическими районами и отраслями промышленности. II "• »езные дороги К. Маркс назвал "увенчанием здания" дромышлен-
*»х о переворота.
После строительства в США в 1807 г. первого парохода паровой яиц атель на водном транспорте получил распространени* и в Англии. Механизация производства, естественно, выдвинула проблему кружения самих машин. Вначале машины изготовлялись ручным <*»»собом на мануфактурах. Но мануфактурное производство машин ^ удовлетворяло растущего спроса промышленности. Машины были «^-н ь дорогие и далеко не высокого качества. Это противоречие было
*<*'решено переходом к машинному производству машин. Возникло 4*1 ««построение.
Машиностроительная промышленность основывалась на новых '* к металлорежущих станков — токарного, строгальюго, фрезер-» " Построенный механиком Г. Модели токарно-винторезный ста-яок, сниженный механичестям суппортом (1797 г.), стал основой металлообрабатывающего пргжяодсгеа. ^ Становление в первой половине XIX в. машиностроительной ин-устр ало завершение промышленного переворота в Англии. ,
Ощиально-экпмА^...
^якяючеаае последствия промышленного перева
Р01' V0 енный переворот отнюдь не сводился только к измене
а к «« е» тех110ЛОПЙ я организации производства. Создани Ф р "ромышленнос^у привело к коренному преобразование отношений ь ^глии возникла социально-экономическа структур италистичес* ^о индустриального общества Разруши
мелкое производство г пл ± - с. ^"'\- по1/ ^ью дешевых фаоричных товаров, бур
жуазия использовала г^чп,/
** Р^вг / производительных сил для своего невя
данного в истории ойлг.» х/
« иоог«^г^»ния Утверждение полного господств
буржуазии в экономив и " с
""мике и онпииском обществе явилось самым вая
ным сощальным после-гмт».
"• "ислелстви^ промышленного переворота
ась социальна юмофафическая структура Англии. Ре;
ко повысился удельный »•/
^лА^юпыи вес городского населения, возникли новые и
рода и промышленные цешры В 1700 г, например, население Ман^ стера составляло всего ю ^ ^ловек, в 177? г - Ю тыс , а в 1821 1
— 187 тыс Такими ли то«
" л<<- т^м ^ми росли и другие промышленные цех
тры К юнцу XIX в ^г,-
^ /у в доля юродского населения в стране достигл
ко повысился удельный вес городского населения, возникли новые л рода и промышленные цешры. в 1700 г., например, население Манч стера составляло всего 10 тыс. человек, в 1773 г. — 30 тыс., а в 1821 ~ 187 тыс. Такими же темпами росли и другие промышленные цо тры. К концу XIX в. доля городского населения в стране достиг! почти 75%.
Коренным образом изменилась и структура занятости населею! уже к середине XIX в. почти половина трудоспособных жителей бы;
занята в промышленности. Стала другой и структура самой англи ской буржуазии: вместо купца главное место в буржуазном общее* занял фабрикант.
Существенные изменения произошли в организации и услови труда на предприятиях. Рабочий стал простым придатком машин Предприниматели получили возможность повышать интенсивное труда на фабриках. В английской промышленности утвсрД^я 1 ключительно жестокий ре/к им труда с 16—18-часовым рабочим дн< Внедрение машин сослало д^я фабрикантов возможность шире привлекать на предприятия неквалифицированных рабочих, а так заменять труд мужчин Гюлег дешевым трудом женщин и детей.
В начале XIX в., в разгар переворота в текстильной промышлен-псти дневная заработная плата фабричного ткача не превышала 2 'шиллингов (примерно 60 коп. серебром того времени). А фуиг хлеба ип 3 пенса (7,5 коп.). Еще ниже была заработная плата рабочих тек-льных мануфактур. Работая на ручном станке от зари до зари, тка--надомники едва могли заработать один шиллинг в день. Увеличилось число людей, не. имеющих никаких средств к существованию, ни-д^^ующих и занимающихся бродяжничеством.
Следствием промышленного переворота, таким образом, яви-(Ьормирование промышленного пролетариата и резкое обострение классовых противоречий в стране, изменился сам их характер.
Капиталистическая индустриализация Англии. Вызванная к жиз-промышленной революцией, английская фабрично-заводская инду-тия имела весьма несложную структуру. В ней превалировало про-»пводство предметов потребления (текстильная промышленность). 1 юди отраслей группы А главную роль играли угледобыча, чугуно-\ Шейное производство и несложное по современным стандартам машиностроение (паровые машины, паровозы т.д.).
-..
.шейное производство и несложное по современным стандартам ма-ииностроение (паровые машины, паровозы т.д.).
В XVIII в. объем промышленного производства вырос втрое за ^*. а в XIX в. — за 60 лет. Прирост промышленной продукции за деся-илетие составлял в среднем в 1800—1870 гг. примерно 6% — в то время весьма высокие темпы. За этот период потребление хлопка возрос-ю в 20 раз, добыча угля — в 11, выплавка чугуна -- в 32 раза.
Вместе с тем рост английской промышленности вовсе не пред-.ивлял собой непрерывного поступательного движения. В первой стране промышленного капитализма впервые проявилось действие циклических экономических кризисов в 1825,1836, 1847 и особенно в и 57 г., которые имели очень тяжелые последствия для экономики Англии. В результате кризиса 1866 г. обанкротилось около 200 промышленных и торговых фирм.
Темпы роста отраслей легкой промышленности (особенно тек-; ильной) в первой половине XIX в. были выше, чем отраслей тяжелой лилшленности (надо учитывав устойчивый спрос на английские * лчн на европейских рынках, а также более быстрый оборот капита-Положение стало меняться после 1850 г., когда в связи с промыш-.И1.1М переворотом на континенте европейский рынок стал повы-
шать спрос на английский уголь, металл, машины. Тяжелая индустрия | Англии всё более переходила к работе на экспорт и по темпам разви- 1 тия начала превосходить лёгкую промышленность. За 1850—1870 гг. производство угля и чугуна возросло более чем втрое, а потребление^ хлопка — всего в 1,3 раза. Экспорт металла, угля и кокса, различных. машин возрос за этот период более чем в 5 раз. ]
Большую роль в развитии английской тяжёлой промышленности сыграло развитие механизированного железнодорожного и водного^ транспорта. Общая длинна железнодорожной сети с 1835 по 1850 г.1 возросла почти в 23 раза. С 60-х годов паровой транспорт стал преоб-|я падать и на водных путях сообщения. В 1838 г. был совершен первый^ океанский рейс парохода: Ливерпуль—Нью-Йорк. Английская судо-^ строительная промышленность постепенно переключалась с деревян-д ных парусников на цельнометаллические суда с паровыми двигателя-1| ми и становилась одной из наиболее динамичных отраслей: за 1850—•| 1870 гг. общий тоннаж спущенных на воду судов более чем удвоился, в
Однако по численности занятых, общей стоимости товарной, массы, сумме прибыли ведущие позиции сохраняла текстильная про-;
мышленносгь.
Развитие капиталистического сельского хозяйства и исчезновение английского крестьянства. Промышленная революция отразилась и на
Развитие капиталистического сельского хозяйства и исчезновение английского крестьянства. Промышленная революция отразилась и на| состоянии сельского хозяйства страны. Усиленный спрос на рабочую^ силу со стороны фабрично-заводской индустрии ускорил экспроприа^ цию английского крестьянства. В результате английское крестьянство^ как класс в начале XIX в. окончательно исчезло. Сельскохозяйствен! ное производство в стране получило другую социально-экономическую^ техническую и организационную основу. Ц
В Англии сохранялось неограниченное господство крупного земле| владения. В 70-х годах XIX в. 250 крупнейшим землевладельцам принаД| лежало более половины всех земель страны, а владельцам, обрабатьи вающим свои поля без применения наёмного труда, — лишь 5% земельной площади. Английская аристократия, как правило, не вела самостой тельного хозяйства и большую часть земли сдавала в аренду фермерам. Арендуя у лендлордов наделы (чаще всего средних размеров), фермерй вели интенсивное хозяйство при помощи наёмной рабочей силы. К 70"х| годам XIX в. в фермерское хозяйство Англии было вложено 450 млн. ф
с г., а число наёмных рабочих составляло 1 млн. Англия стала страной наиболее интенсивного, культурного земледелия.
Благодаря применению минеральных удобрений, дренажных работ, парового плуга, жатвенных машин производительность труда в сельском хозяйстве Англии значительно повысилась по сравнению с другими странами. Урожайность зерновых культур в Англии была вдвое выше, чем во Франции.
До середины XIX в. английское земледелие было пщохраной аграрного протекционизма, выгодного крупным землевладельцам как средства повышения доходности своих поместий. Согласно изданным в 1815 г. "хлебным законам", ввоз хлеба из-за границы разрешался пшько тогда, когда цены на хлеб в Англии превышали 82 шиллинга за квартер Так искусственно поддерживались высокие цены на хлеб, что оило в первую очередь по трудящимся. Но и буржуазии эти законы ,<»ьши не выгодны: они вели к повышению стоимости рабочей силы, а 1раны, ввозившие в Англию хлеб, в свою очередь прибегали к про-скционизму и облагали высокими пошлинами английские промышленные товары. В 1846 г. хлебные законы, ненавистные самым широ-. им слоям английского народа, были отменены.
В последней трети XIX в. английскому зерновому хозяйству был лиесён сильный удар: в Европе появилось много дешёвого американ-
к-нные товары. В 1846 г. хлебные законы, ненавистные самым шп^-
^ и м слоям английского народа, были отменены.
В последней трети XIX в. английскому зерновому хозяйству был
внесён сильный удар: в Европе появилось много дешёвого американ-^ого хлеба, и цены на него упали. В результате бурного разв1ггая Производительных сил в США и использования парового транспорта
стоимость перевозки американского хлеба в Англию сократилась-
•««ггверо, а цены на квартер пшеницы в Англии снизились вдвое. В с«пи с этим произошла очередная перестройка английского сельского »тяйсгва, посевы пшеницы резко сократились, пахотная земля снова «ала превращаться в пастбища. Фермеры начали переходить к произ-». лству мясомолочных продуктов для населения городов. Постепенно яжснсивное животноводство вытесняло экстенсивное пастбищное хо.
»«яство.
Гегемония Англии в мировом капиталистическом хозяйстве. Бла-«аря созданию первой в истории человечества фабрично-заводской ., .мышленности Англия в середине XIX в. производила около поло-^нь1 мировой промышленной продущии и заняла исключительное , южение в мировом хозяйстве и международной политике. Это было
связано прежде всего с тем, что промышленный переворот в других странах существенно запоздал.
После разгрома Наполеона, когда европейские страны смогли приступить к мирному развитию экономики, английское промышленное производство ушло вперед. Оно стало вне конкуренции: машинное производство непрерывно удешевляло стоимость английских промышленных товаров (фунт бумажной пряжи в 1788 г. стоил 35 шил-| лингов, а в 1833 г. — уже только 3 шиллинга). Более дешевые и доб*^ ротные английские товары вытесняли товары других стран. К тому же* промышленный переворот в Западной Европе на первых порах полно* стью зависел от английских машин, металла, угля.
Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовала экономическая политика буржуазного государства. До 40-х годов XIX в., когда индустриализация еще не была завершена, в Англии господствовали высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промыш темность настолько окрепла, что не стала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство (от "фри тред" — свободная торговля). Одним из главных фритредерскяя^ актов была уже упоминавшаяся отмена хлебных законов в 1846 г.
Суть фритредерства состояла в полном освобождении от тамо» женных пошлин почти всех ввозимых в Англию товаров и была рас*"фри тред" — свободная торговля). Одним из главных фритредерскиХ актов была уже упоминавшаяся отмена хлебных законов в 1846 г.
Суть фритредерства состояла в полном освобождении от таможенных пошлин почти всех ввозимых в Англию товаров и была раб" считана на взаимное благоприятствование, т.е. встречную отмену ш| значительное сокращение пошлин на ввоз английских товаров в др^ гие страны. Казалось бы, дело обоюдовыгодное, но на практике Ани лия выгадывала значительно больше, она обеспечивала как свобод;
ный сбыт за границей своих фабрикатов, так и дешевое импортное ее рье и продовольствие. На основе фритредерства Англия в 60-х тощ XIX в. заключила ряд двусторонних торговых договоров — с ФранвЦ ей, Бельгией, Италией, Австрией, Швецией и др. Все эти договоры щ репляли доминирующее положение Англии в мировом хозяйстве. ТяД англо-французский договор 1860 г. был формально более выгоден дяв Франции. Англия отменила пошлины на французские шелка и продо вольствие, а Франция только снизила таковые на английские машины металлоизделия, уголь, шерсть Однако массовые английские товарь стоили дешевле соответствующих французских даже при наличии ча? тичных пошлин и заполнили французский рынок. Через два года об»
ем английского экспорта во Францию возрос вдвое, фритредерство укрепляло доминирующие позиции Англии в мировой промышленности, торговле, кредите, морских перевозках. В 1850 г. из общего оборота мировой торговли в 14,5 млрд. марок на долю Англии (с колониями) приходилось 5,24 млрд., в то время как на долю Франции, Германии, США суммарно приходилось только 4,9 млрд. марок. В 1870 г. доля Англии составляла уже 14 млрд. марок из 37,5 млрд. (общая доля указанных стран едва достигала 12 млрд. марок).
До середины 60-х годов Англия имела активный внешнеторговый баланс. Стоимость английского экспорта (хлопчатобумажные и шерстяные ткани, уголь, машины, металл и металлоизделия) превышала стоимость импорта (хлопок, разнообразное промышленное сырье, продовольствие).
С {-средины 60-х годов торговый баланс Англии стал пассивным, однако общий расчетных, баланс — баланс всех экономических отношений с другими государствами, выраженный в валюте, — был неизменно активным. Пассивное сальдо торгового баланса легко компенсировалось так называемым "невидимым экспортом" (перевозки иностранных товаров на английских судах, доходы по начавшемуся выво-$у капиталов за границу, включая проценты но иностранным займам, и т.д.). Это показывает, что кредитно-ростовщические функции анг-
сировалось так называемым "невидимым экспортом" (перевозки иностранных товаров на английских судах, доходы по начавшемуся выводу капиталов за границу, включая проценты но иностранным займам, и т.д.). Это показывает, что кредитно-ростовщические функции анг-1ИЙСКОГО капитализма развивались во второй половине XIX в. быстрее, чем промышленные и торговые.
Важнейшим элементом мировой торгово-промышленной гегемонии было быстрое развитие Британской империи. В первой половине XIX в. английские колонизаторы проникают в Африку, подчиняют себе и "осваивают" Австралию, осуществляют захваты в тихоокеанском бассейне. В 40-х годах Англия навязала Китаю кабальные договоры, открывшие рынки для английских товаров, (в результате "опи-•мной" воины было получено право ввозить в Китай опиум), Англия юлучила право ввозить в Китай любые товары при уплате льготной
"-ной пошлины. Торговые войны велись Англией и на Среднем Вос-
же
Доминирующее положение в мировой промышленности и тор-
>н 1е обеспечило Англии огромные накопления, что создавало усло-<'ч для развития английского кредита. Английский банк был образо-» я| еще в 1694 г. К концу XVIII в в стране было уже около 350 банков.