Пьесы М. Булгакова

                        Пьесы М. Булгакова

   Пьеса «дни Турбиных» (1926) – произведение о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени.

Из письма В. Иванова : « Я полагаю, пройдёт она месяца три, и потом её снимут. Пьеса бередит совесть, а это жестоко. И хорошо ли, не знаю. Естественно, что коммунисты Булгакова не любят – да и то сказать – если я на войне убил отца, а мне будут каждый день твердить об этом, приятно ли это?». Спектакль подержался три года. Страсти, закипевшие вокруг него, втянули в обсуждение практически все сколько-нибудь влиятельные  группы общества.

   Но, всё-таки, на именно это время и приходится расцвет популярности Булгакова. «Булгаков как никак нвдежда русского театра. Нет театра, который бы не собирался поставить его пьесу. От Художественного до Камерного через Третью студию лежит триумфальный путь этого драматурга. Театры, не получившие его пьес, чувствуют себя наказанными, как дети без сладкого» - пишет театральный критик Чернояров В. В газете «Сборная команда».

    Тем временем Булгаков перешёл в «идеологическое наступление». Он подал к постановке во МХАТ новую пьесу «Бег» (1928) – о первой в истории массовой потере Родины вовлеченными в революционный водоворот людьми. У него ведь у самого за рубежом оставались оба брата, а вторая жена была из числа немногих вернувшихся из-за границы. Но коммунисты дважды запрещали постановку, рассказывающую правду об уничтожении интеллигенции. Не помогло и заступничество М. Горького.

   Этот рубеж обозначил в жизни М. Булгакова обвал. Отодвинутым в прошлое оказалось всё, созданное в 20-е годы. Помимо «Дней Турбиных» и «Бега» здесь же оказались «Зойкина квартира» (1926) – комедия о денежных хапугах, прикрытых красными повязками, уголовниках и «бывших» , сплётшихся в один клубок и «Багровый осторов» (1928) – сатирическая пародия на революционный театр.

   Но в 1932 власти возобновляют показ «Дней Турбиных», и Булгаков вновь берётся за перо. В пьесах этих лет слышатся неподдельное веселье ( «Иван Васильевич», 1935) и уверенност в человеческом образе ( «Александр Пушкин», 1935). Эти пьесы впервые в СССР были опубликованы только в 1965.

   Но всё-таки отторжение продолжается. Всё, что пишет Булгаков, не доходит до читателя. Ему отказывают в поездках за рубеж , где он мог написать новые путевые заметки. Вышедшая в 1929г. «Кабала святош» снята со сцены ещё на седьмом представлении.

   Итогом сложившегося противостояния стала пьесы о молодом Иосифе Джугашвили («Батум», 1939). Сталин, прочитав её, сказал, что пьеса хороша, но ставить её нельзя. Начиналась Вторая Мировая Война, и советским людям нужен был решительный Сталин, а не молодой революционер Джугашвили.

   Этот удар стал для Булгакова последним. Он стал терять зрение, резко обострилась наследственная болезнь почек. Его имя ичезло из обращения. Умер он тихо.

    Из письма О.Л. Книппер сестре Чехова: « Похоронили мы Булгакова, было тяжко.Думалось о его таланте и о его неудачной жизни».