Писхолого-педагогическая компетентонсть учителя

УДК 71.042

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Ляпина Г. А., к. п. н. доцент, профессор ТФ ВЭГУ

Николаева А. И., студентка 1 курса факультета педагогики и психологии ТФ ВЭГУ

«Учитель – не только профессия,

суть, которой транслировать знания,

а высшая миссия сотворения личности,

утверждение человека в человеке».

В. А. Сластенин

Психолого-педагогическая компетентность учителя – это совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе – как отмечает М. И. Лукьянова.

В качестве основных компонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает три блока: грамотность (знания), умения как способность учителя использовать знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия; профессионально-значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая подготовленность заключает в себе знание методологических основ педагогики и психологии; закономерностей социализации и развития личности; сущности целей и технологий воспитания и обучения; овладение мыслительными операциями; умение находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы и т.д., – такая компетентность позволяет проводить учителю занятия на высоком теоретическом уровне.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет включить учащихся в активную деятельность, дает им полезную информацию, доступную для слабых и сильных школьников.

Основным критерием сформированности (результат) психолого-педагогической компетентности является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации, способствующие развитию личности ученика.

Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия учителя с учениками на основе свободного общения – поэтому такая функция общения как коммуникативность является важным компонентом психолого-педагогической компетентности.

Через коммуникативность осуществляется процесс подачи информации и получения обратной связи от обучающихся.

Учитель, владеющий рефлексивной компетентностью, может научно управлять педагогическим процессом и способствовать формированию и развитию личности учащегося. Рефлексия (от лат.) – обращение назад, на самого себя, анализ собственных действий и состояний, процесс самопознания, осмысление своих поступков, а также поступков других людей. Полученные знания пропускаются через себя, и человек задумывается о качестве этих знаний, об использовании их на практике, об эмоциональном удовлетворении, о новом взгляде на окружающий мир.

Интеллектуальная, коммуникативная, рефлексивная компетентность как важнейшие составляющие компоненты психолого-педагогической компетентности.

Названные функции психолого-педагогической компетентности могут реализоваться в единстве с профессионально значимыми личностными качествами (свойствами), которые вырабатываются в процессе упорного систематического труда учителя.

К ним можно отнести такие качества, как гибкость, динамизм, креативность, общительность, эмоциональная привлекательность.

«Гибкость» – как профессиональное качество необходимо в педагогической деятельности в связи с тем, что очень изменчивы ситуации взаимодействия с учащимися, и решение этих ситуаций постоянно нуждаются в квалифицированном выборе средств, форм, методов для успешного их разрешения. «Гибкость» предполагает постоянный перенос усвоенных знаний, умений в новые ситуации.

Динамизм – способность к убеждению и внушению, это способность проникновения в глубины сознания и подсознания. Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, с эмпатией. Педагогу необходимо понять состояние ребенка, его настроение, умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиции. Чуткость, эмоциональность, сопереживание положительно воздействуют на совместный творческий процесс и на формирование в целом личности.

Совместное сотрудничество, общение способствуют развитию творчества, умение слушать и слышать, выяснять точки зрения, оказывать эмоциональную поддержку друг другу и т.д.

Профессионально значимые личностные качества (способности) учителя являются системообразующими элементами компетентности, а следовательно и важным условием формирования психолого-педагогической компетентности учителя.