План статистического наблюдения и данные переписи населения

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра

 «Маркетинг, менеджмент и организация производства»

Семестровая работа по статистике на тему:

«План статистического наблюдения

и данные переписи населения»

Выполнила

студентка группы Э-356

Апарина Н.Л.

Проверила

Конина О.В.

Волгоград - 2003

                                             Содержание                                                стр.

 Введение                                                                                                3

1. Программно – методологические вопросы статистического

наблюде­ния                                                                                             5

2. Организационные вопросы статистического наблюдения                         9

3. Основные организационные формы, виды и способы

статистического наблюдения                                                                          11

4. Точность наблюдения                                                                       21

Заключение                                                                                                     24          Список использованной литературы                                                  26

Приложение 1                                                                                        27

Введение

Статистическое наблюдение - это начальная стадия экономико-стати­стического исследования. Она представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Важность этого этапа исследований определяется тем, что использова­ние только объективной и достаточно полной информации, полученной в ре­зультате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии  обеспечить научно обоснованные выводы о характере и законо­мерностях развития изучаемого объекта.

Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствую­щих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые, так или иначе, характеризуют явления общественной жизни. В результате статистической обработки доказательная способность фактов еще более возрастает, что обеспечивает их систематизацию и пред­ставление в сжатом виде.

 Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требо­ва­ниям:

1. Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально – исторические типы явлений.

2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить пол­ноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления на­ходятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.

3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фак­тов, что является одной из важнейших характеристик статистического на­блюдения.

4. Научная организация статистического наблюдения необходима для того, чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материа­лов. В свою очередь, наблюдение должно проводиться по заранее разрабо­танным системам, плану, программе, которые обеспечивают научное реше­ние программно-методологических и организационных вопросов на­блюде­ния.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государст­венной статистики, научно – исследовательскими институтами, экономиче­скими, экономическими службами банков, бирж, фирм.

1. Программно – методологического вопросы статистиче­ского наблюдения

При подготовке к проведению статистического наблюдения возникает ряд вопросов, требующих своего решения. Они отражаются в организацион­ном плане статистического наблюдения, который содержит две группы во­просов: программно – методологические, организационные.

К первой группе относят вопросы, связанные с определением цели, объекта и единицы наблюдения, проектированием формуляров и текста ин­струкций, установлением источников и способов сбора данных.

Вторая группа встречает вопросы об органе наблюдения, сроках и месте проведения наблюдения, составления предварительных списков еди­ниц изучаемой статистической совокупности, расстановке и подготовке кад­ров и пр.

Каждое  статистическое  наблюдение проводится с конкретной целью. При организации наблюдения должны быть правильно определены и четко сформулированы его задачи.

Цель наблюдения – это основной результат статистического исследова­ния. Четкое формулирование цели наблюдения необходимо для того, чтобы не допускать сбора излишних и неполных данных.

При организации наблюдения важно точно определить, что именно подлежит обследованию, иначе говоря, установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статисти­ческая сово­купность, в которой протекают исследуемые социаль­но-экономические явле­ния и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физиче­ских лиц (население отдельно­го региона, страны; лица, занятые на предпри­ятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юриди­чес­кие лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необ­ходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Напри­мер, прежде чем проводить обследова­ние рентабельности промышленных предприятий, следует опре­делить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подле­жащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдель­ных эле­ментов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литерату­ре исполь­зуется термин «элементарная единица») называют со­ставной элемент объ­екта, являющийся носителем признаков, под­лежащих регистрации.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчет­ной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капиталь­ном строительстве информация может быть получена от проектных или под­рядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. На­пример, если надо определить объем освоенных за год капиталь­ных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и от­читывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложе­ний отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а еди­ницей наблюдения - стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.

Основным вопросом статистического наблюдения является его про­грамма.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информа­цию по всем призна­кам нецелесообразно, а часто и невозможно. По­этому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характери­стики объекта исходя из цели исследования. Дня определения состава реги­стрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или воп­росов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистичес­кого наблюдения, во многом зависит ка­чество собранной ин­формации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследо­ватель должен ясно представлять задачи обследования конкрет­ного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно оп­ределить при проведе­нии работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляют­ся сле­дующие требования:

x  Программа должна содержать существенные признаки, не­посредст­венно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значе­ния которых заведомо будут не­достоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммер­ческой тайны.

x  Вопросы программы должны быть точными и недвусмыс­ленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лиш­них трудностей 'при по­лучении ответов.

x  При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок иссле­дования вопросов (признаков) поможет получить дос­товерные сведения о явлениях и процессах.    

x  В программу целесообразно включать вопросы контрольно­го харак­тера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в про­грамме задаются в различной форме. Они мо­гут быть закрытые и откры­тые. Закрытый вопрос - это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», или же вопрос с выбороч­ным ответом, где предлагаются три и более вариантов ответа на выбор. На­пример, ответ на вопрос «состояние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась). На открытые вопросы можно ответить практически бесчис­ленным количеством способов, если вопрос поставлен без за­данной структуры ответа. Например, «какие цен­ности являются для вас главными?»

x  Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой от­четной единицы (это важно при последующей обра­ботке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра явля­ются ти­тульная и адресная части. Первая содержит наименова­ние статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес от­четной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индиви­дуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблю­дения, списочный — о нескольких единицах. Так, все формы ста­тистической отчетности заполня­ются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи насе­ления члены каж­дой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетно­сти, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдель­ной брошюры или помещается на обратной сто­роне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют ин­стру­ментарий статистического наблюдения.

2. Организационные вопросы статистического наблюде­ния.

 В целях успешного проведения статистического наблюдения разраба­тывается организационный план. Это основной документ, в котором отража­ются важнейшие вопросы организации и проведения намеченных мероприя­тий. В организационном плане указываются: органы наблюдения, время про­ведения, сроки проведения, а также подготовительные работы к наблюде­нию, в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения, порядок его проведения, приема и сдачи мате­риалов, получения и представления предварительных и окончательных ито­гов и др. При организации статистического наблюдения обязательно должен быть решен вопрос о  месте и времени проведения наблюдения, включая вы­бор сезона наблюдения, установки срока (периода) и критического момента наблюдения.

Выбор мета проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава насе­ления по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны.

Сезон (время года) для наблюдения следует выбрать такой, в котором изучаемый объект пребывает в обычном для него состоянии. Например, пе­репись населения в нашей стране чаще всего проводится зимой, так как на­блюдается наименьшее передвижение населения.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого происхо­дит заполнение статистических формуляров, т.е. время,  необходимое для  проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объ­ема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой сово­купности), численности персонала, занятого сбором информации.

Под критическим моментом (датой) понимается конкретный день года, час дня, по состоянию на которой должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения РФ в 1994 году был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получе­ния сопоставимых статических данных. Если же надо проанализировать из­менения объема продаж какой – либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущем месяцем, то устанавливается не крити­ческий момент, а интервал времени, за который следует получить статисти­ческие данные.

Значительное место  в организационном плане статистического наблю­дения принадлежит проведению подготовительных работ. Наиболее сущест­венный этап подготовительной работы – составление списка отчетных еди­ниц. Этот список (например, торговых предприятий, предприятий общест­венного питания), необходим как для проверки полноты и своевременности поступивших сведений, так и для определения объема работ и расчета необ­ходимого количества работников для проведения статистического наблюде­ния. 

В целях успешного осуществления статистического наблюдения нема­ловажное значение имеют подготовка статистического инструментария (раз­личного рода бланков, инструкций и т.п.), его размножение и своевременное снабжение им персонала, проводящего наблюдение.

Наконец, к числу важнейших подготовительных мероприятий отно­сится пропаганда проводимых статистических работ средствами печати, ра­дио, телевидения (разъяснения задач и целей обследования). Все это способ­ствует более успешному их проведению.

3. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно бу­дет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым на­блюдением и т. п.). Другими словами, необ­ходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (табл.1).

Таблица 1.

Формы, виды и способы статистического наблюдения

Организационные формы статисти­ческого наблюде­ния

Виды статистического наблюдения

Способы стати­стического на­блюдения

По времени реги­страции

По охвату единиц совокупности

1. Статистическая отчетность

2. Специально организованное наблюдение

3. Регистры

1. Текущее или непрерывное

2. Прерывное:

а) периодическое;

б) единовремен­ное

1. Сплошное

2. Несплошное:

а) выборочное;

б) основного мас­сива;

в) монографиче­ское

1. Непосредст­венное

2. Документаль­ное

3. Опрос:

а) экспедицион­ный;

б) саморегистра­ции;

в) корреспондент­ский;

г) анкетный;

д) явочный

Формы статистического наблюдения. В отечественной ста­тистике ис­пользуются три организационные формы (типы) ста­тистического наблюде­ния:

ü  отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);

ü  специально организованное статистическое наблюдение (пе­реписи, единовременные учеты, обследования сплошного и не­сплошного харак­тера);

ü   регистры.

Статистическая отчетность. Отчетность - это основная форма стати­стического наблюдения, с помощью которой стати­стические органы в опре­деленные сроки получают от предпри­ятий, учреждений и организаций необ­ходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных доку­ментов, скреп­ляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность - это офи­циальный документ, содержащий статистические сведе­ния о работе предпри­ятия, учреждения, организации и т. п.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на пер­вичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет со­бой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их со­вершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учет­ным документом.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается орга­нами государственной статистики. Представление ин­формации по неутвер­жденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный ха­рактер (т. е. все предприятия, учреждения, органи­зации должны предоставлять ее в указанные сроки) и юридическую силу, по­тому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организа­ции), а также документальную обоснованность, так как все данные базиру­ются на документах первичного учета.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую и специа­лизированную. Состав показателей в типовой отчетно­сти является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, не­дельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют со­бой текущую отчетность.

По способу представления сведений отчетность делится на телеграф­ную, телетайпную, почтовую.

Специально организованное статистическое наблюдение. Пере­пись. Специально организованное наблюдение проводится с целью получе­ния сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Россий­ская практическая стати­стика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Перепись - это специально организованное наблюдение, по­вторяю­щееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблю­дения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются: одновре­менность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена обследова­нием; единство программы-наблюдения; ре­гистрация всех единиц наблюде­ния по состоянию на один и тот же критический момент времени. Программа наблюдения, при­емы и способы получения данных по возможности должны ос­таваться неизменными. Это позволяет обеспечить сопоставимость соби­раемой информации и получаемых в ходе разработки мате­риалов переписи обобщающих показателей. Тогда можно не только определить численность и состав исследуемой совокуп­ности, но и проанализировать ее количественное изменение в период между двумя обследованиями.

Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Цель по­следних состоит в установлении численности и разме­щения населения по территории страны, характеристики его состава по полу, возрасту, занятиям и другим показателям. Пер­вая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г., а последняя - в 2002 г.  Я приведу основные дан­ные, полученные в результате последней переписи населения в приложении 1.

В период подготовки всеобщей переписи для уточнения и апробации программно-методических и организационных вопро­сов наблюдения прово­дят пробную перепись. Например, такая перепись была осуществлена в де­кабре 1986 г. Это обследование охватило не все, а только пять процентов на­селения страны. Запись сведений при переписи населения всегда проводится на основе его опроса (без требования предъявить какие-либо доку­менты, подтверждающие правильность ответа).

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюде­ние - это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными про­цессами, имеющими фиксированное нача­ло, стадию развития и фиксирован­ный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов  на изу­чаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них оста­ются неизменными в течение всего времени наблюдения и реги­стрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изме­нения; тре­тьи - представляют собой динамические ряды показателей с зара­нее известным периодом обновления. Все показатели хра­нятся до полного завершения наблюдения за единицей обследу­емой совокупности.

Организация и ведение регистра невозможны без решения следующих вопросов:

Ø Когда заносить в регистр и исключать из него единицы со­вокупности?

Ø Какая информация должна храниться? 

Ø Из каких источников следует брать данные?

Ø Как часто обновлять и дополнять информацию?  

В практике статистики различают регистры населения и реги­стры предприятий.

Регистр населения - поименованный и регулярно актуализи­руемый перечень жителей страны. Программа наблюдения огра­ничена общими при­знаками, такими, как пол, дата и место рож­дения, дата вступления в брак (эти данные остаются неизменны­ми в течение всего периода наблюдения) и брач­ное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информа­цию только по тем переменным признакам, изменение значений ко­торых документально оформлено.

Регистры на­селения ведутся по отдельным регио­нам страны. При пере­мене места жи­тельства сведения по единице наблюдения передаются в ре­гистр соответст­вующей территории. В связи с тем что правила регистрации довольно сложны и ведение регистра требует больших затрат, эта форма на­блюдения практику­ется в государствах с небольшой численностью и высо­кой культу­рой населения (в основном это европейские страны).

Регистр предприятий включает в себя все виды экономичес­кой дея­тельности и содержит значения основных признаков по каждой единице на­блюдаемого объекта за определенный период или момент времени. Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации) предпри­ятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (этот пока­затель отражает размер предприятия) и др.

В нашей стране были разработаны три регистра: промышлен­ных пред­приятий, строек и подрядных организаций. Внедрение их в статистическую практику существенно повысило информа­ционный и аналитический уровень статистики, позволило решить ряд экономико-статистических задач, для ко­торых непригодны другие формы статистического наблюдения.

В настоящее время завершены работы по созданию единого регистра для всех хозяйственных единиц. Ему отводится важное значение во внедре­нии системы национальных счетов в статис­тическую практику.

Единый государственный регистр предприятий и организа­ций всех форм собственности (ЕГРПО) дает возможность организовать сплошное на­блюдение по ограниченному кругу стати­стических показателей предпри­ятий, зарегистрированных на тер­ритории России, позволяет получить непре­рыв­ные ряды показа­телей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организа­циям, уч­реждениям и объединениям независимо от их форм собственности, включая предприятия с иностранными инвести­циями, банковские учреждения, обще­ственные объединения и другие юридические лица.

Информационный фонд регистра содержит: во-первых, регистровый код субъекта; во-вторых, сведения об отраслевой, терри­ториальной принад­лежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организацион­ной форме; в-третьих, справочные сведения (фамилии руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т. д., сведения об учредителях) и, наконец, в-четвертых, экономические показатели. Значения последних будут заноситься в регистр на основе бухгалтерской и статистической отчетностей, представ­ляемых в региональные органы статистики.

Регистр содержит данные о следующих показателях: среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансо­вая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр ведется по отдельным территориям, региональные статисти­ческие служ­бы могут расширять состав экономических показателей в случае необходимости.

ЕГРПО позволяет производить отбор и группировку любой совокупно­сти единиц по одному или нескольким признакам.

Сбор данных о единицах наблюдения осуществляется в про­цессе их го­сударственной регистрации и последующего учета.

Способы статистического наблюдения. Статистическая ин­формация может быть получена различными способами, важней­шими из которых яв­ляются непосредственное наблюдение, до­кументальный учет фактов и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами ре­гистраторы путем непосредственного замера, взвешива­ния, подсчета или проверки работы и т. д. устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят запи­си в формуляре наблюдения. Этот способ применяют при наблю­дении за вводом в действие жилых домов.

Документальный способ наблюдения основан на использо­вании в ка­честве источника статистической информации различ­ного рода документов, как правило, учетного характера. При надлежащем контроле за постановкой первичного учета и пра­вильном заполнении статистических формуляров до­кументаль­ный способ дает наиболее точные результаты.

Опрос - это способ наблюдения, при котором необходимые сведения получают со слов респондента. Он предполагает обра­щение к непосредст­венному носителю признаков, подлежащих регистрации во время наблюде­ния, и используется для получе­ния информации о явлениях и процессах, не поддающихся не­посредственному прямому наблюдению.

В статистике применяются следующие виды опросов: устный (экспеди­ционный), саморегистрация, корреспондентский, анкет­ный и явочный.

При устном (экспедиционном) опросе специально подготов­ленные ра­ботники (счетчики, регистраторы) получают необхо­димую информацию на основе опроса соответствующих лиц и сами фиксируют ответы в формуляре наблюдения. По форме проведения устный опрос может быть прямым (как это имеет место при переписи населения), когда счетчик «лицом к лицу» встречается с каждым респондентом, и опосредованным, напри­мер по теле­фону.

При саморегистрации формуляры заполняются самими рес­понден­тами, а счетчики раздают им бланки опросного листа, разъясняют правила их заполнения, а затем их собирают.

Корреспондентский способ заключается в том, что сведения в органы, ведущие наблюдения, сообщает штат добровольных корреспондентов. Этот вид опроса требует наименьших затрат, но не дает уверенности в том, что полученный материал являет­ся высококачественным, так как не всегда воз­можно непосред­ственно на, месте проверить правильность полученных отве­тов.

Анкетный способ предполагает сбор информации в виде ан­кет. Опре­деленному кругу респондентов вручаются специальные вопросники (анкеты) либо лично, либо путем публикации в перио­дической печати. Заполнение этих вопросников носит доброволь­ный характер и осуществляется, как пра­вило, анонимно. Обычно обратно получают меньше анкет, чем рассылают. Этот способ сбора информации используется при несплошном наблюдении. Анкет­ный опрос применяется в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные, ориентировочные резуль­таты, например при изучении общественного мнения о работе городского транспорта, торго­вых предприятий и т. д.

Явочный способ предусматривает представление сведений в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например при регистрации браков, рождений, разводов и т. д.

При выборе вида того или иного опроса необходимо учиты­вать: с какой точностью надо провести наблюдения; возможность практического примене­ния того или иного способа; финансовые возможности.

Виды статистического наблюдения. Статистические наблюдения можно разбить на группы по следующим признакам:   

 времени регистрации фактов;     

 охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов бывает непрерывное (теку­щее), пе­риодическое и единовременное наблюдение. При теку­щем наблюдении из­менения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступле­ния, например при регистра­ции рождений, смерти, состояния в браке. Такое наблюдение проводится с целью изучения динамики какого-либо явления.

Данные, отражающие изменение объекта, могут быть собра­ны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодичес­кими. К такому виду наблюдений относятся переписи населе­ния, которые проводятся через каждые 10 лет; ре­гистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно.

Единовременное обследование дает сведения о количествен­ных харак­теристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования. Повторная регистрация проводится спустя ка­кое-то время (не определенное заранее) или может не проводить­ся вообще. Единовременным обследованием была инвентаризация незавершенного производственного строительства

1990 г.

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошное и несплошное.

Задачей сплошного наблюдения является получение инфор­мации о всех единицах исследуемой совокупности.

До последнего времени российская система государственной стати­стики опиралась, прежде всего, на сплошное наблюдение. Однако такой вид наблюдения имеет серьезные недостатки: высокую стоимость получения и обработки всего объема инфор­мации; большие затраты трудовых ресурсов; недостаточную оперативность информации, так как для ее сбора и обработки необходимо много времени. И, наконец, ни одно сплошное на­блюдение, как правило, не обеспечивает полного охвата всех без исключения единиц сово­купности. Большее или меньшее число единиц обязательно остается вне на­блюдения, как при проведе­нии единовременных обследований, так и при та­кой форме на­блюдения, как отчетность.

Количество и доля неохваченных единиц зависят от многих факторов: вида обследования (по почте, с помощью устного опроса); типа отчетной единицы; квалификации регистратора; со­держания вопросов, предусмотрен­ных программой наблюдения; времени дня или года, когда проводится об­следование, и др.

Несплошное наблюдение изначально предполагает, что обсле­дованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности. При его проведении следует заранее определить, какая часть совокупно­сти должна быть подверг­нута наблюдению и каким образом следу­ет отобрать те единицы, которые должны быть обследованы. Одним из преимуществ несплошных наблюдений является возмож­ность получения информации в более короткие сроки и с меньшими затра­тами ресурсов, чем при сплошном наблюдении.

Существует несколько видов несплошного наблюдения. Одно из них - выборочное наблюдение. Это довольно распространен­ный вид, основанный на принципе случайного отбора тех еди­ниц изучаемой совокупности, кото­рые должны быть подвергну­ты наблюдению. При правильной организации выборочное на­блюдение дает достаточно точные результаты, вполне пригод­ные для характеристики всей исследуемой совокупности. В этом состоит достоинство выборочного наблюдения по сравнению с другими видами не­сплошного наблюдения.

Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера) исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупно­сти должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет точно воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для совокупности во всем ее объеме.

Разновидностью выборочного наблюдения является метод моментных наблюдений. Суть его состоит в том, что информа­ция собирается путем ре­гистрации значений признаков у единиц выборочной совокупности в некото­рые заранее определенные моменты времени. Поэтому метод моментных на­блюдений пред­полагает отбор не только единиц исследуемой совокупности (вы­борку в пространстве), но и моментов времени, в которые про­водится ре­гистрация состояния исследуемого объекта (выборка во времени). Этот вид наблюдения применяется при проведении обследо­ваний дохо­дов населения.

Следующий вид несплошного наблюдения - это метод основ­ного мас­сива. При нем обследованию подвергаются самые су­щественные, обычно наиболее крупные единицы изучаемой со­вокупности, которые по основному (для конкретного исследова­ния) признаку имеют наибольший удельный вес в совокупности. Именно этот вид используется для организации наблюдения за работой городских рынков.

Монографическое обследование представляет собой вид не­сплошного наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдель­ные единицы изучаемой совокупности, обыч­но представители каких-либо новых типов явлений. Оно прово­дится с целью выявления имеющихся или намечающихся тен­денций в развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь отдельными едини­цами наблюдения, изучает их с высокой степенью детали­зации, которой нельзя достигнуть при сплошном или даже выбо­рочном обследовании. Де­тальное статистико-монографическое изучение одного завода, фермы, бюд­жета семьи и т. д. позволяет уловить те пропорции и связи, которые усколь­зают из поля зре­ния при массовых наблюдениях.

4. ТОЧНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ

Точностью статистического наблюдения называют степень соответ­ствия величины какого-либо показателя (значение како­го-либо признака), определенной по материалам статистическо­го наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значения­ми изучае­мых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных - это основное требование, предъявляемое к стати­стическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок на­блюдения, предупре­дить, выявить и исправить их, необходимо:

ò обеспечить качественное обучение персонала, который бу­дет прово­дить наблюдение;

ò организовать специальные частичные или сплошные конт­рольные про­верки правильности заполнения статистических формуляров;

ò провести логический и арифметический контроль получен­ных дан­ных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистра­ции и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации - это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действи­тельным его значением. Этот вид оши­бок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюде­ниях.

Ошибки регистрации бывают случайные и систематические.

Случайные ошибки - это результат действия различных случайных факторов (например, цифры переставлены местами, перепутаны соседние строки или графы при заполнении стати­стического формуляра). Такие ошибки имеют разную направ­ленность: они могут и повышать, и понижать значения показа­телей. При достаточно большой обследуемой совокупности в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаим­но погашаются.

Систематические ошибки могут быть преднамеренными и непредна­меренными. Преднамеренные ошибки (сознательные, тенденциозные иска­жения) получаются в результате того, что опрашиваемый, зная действитель­ное положение дела, сознательно сообщает неправильные данные. Непред­намеренные ошибки вызываются различными случайными причинами (на­пример, небрежностью или невнимательностью регистратора, неисправно­стью измерительных приборов и т.п.).

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативно­сти харак­терны только для несплошного наблюдения. Они воз­никают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизво­дит (репрезентирует) всю исход­ную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупнос­ти от его величины по исходной совокупности называется ошиб­кой репрезентатив­ности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и сис­тематиче­ские.

Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

После получения статистических формуляров следует, преж­де всего, провести проверку полноты собранных данных, т. е. определить, все ли от­четные единицы заполнили статистичес­кие формуляры, и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности инфор­мации является арифметический, контроль. Он основывается на использова­нии количественных связей между значениями различных показа­телей.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении фор­муляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или путем срав­нения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Указанные приемы проверки статистических данных путем счетного и логического контроля могут быть использованы при проверке, как материа­лов специальных статистических наблюдений, так и отчетности.

Заключение

 Итак, процесс проведения статистического наблюдения включает сле­дующие этапы:

ü подготовка наблюдения;

ü проведение массового сбора данных;

ü подготовка данных к автоматизированной обработке;

ü разработка предложений по совершенствованию статистического на­блюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будет зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения - процесс, включаю­щий раз­ные виды работ. Сначала необходимо решить методоло­гические вопросы, важнейшими из которых являются определе­ние цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет про­водиться наблюдение, а также методов и средств получения дан­ных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы орга­низацион­ного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюде­ние; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, свя­занные не­посредственно с заполнением статистических форму­ляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетно­сти и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие на­блюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизиро­ванной обра­ботке подвергаются арифметическому и логическо­му контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаи­мосвязей между показателями и каче­ственными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализиру­ются при­чины, которые привели к неверному заполнению стати­стических бланков, и разрабатываются предложения по совер­шенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует нема­лых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

Список использованной литературы:

Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спи­рина. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000.–440 с.

Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560с.

www.perepis2002.ru

                                                                                     Приложение 1

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года

05.11.03

источник: Госкомстат России

Как сообщил Госкомстат РФ, численность постоянного населения Рос­сийской Федерации составила 145,2 млн. человек, из них 106, 4 млн. человек (или 73%) являются городскими жителями, а 38, 8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности.

По сравнению с переписью 1989 г. численность населения уменьши­лась на 1, 8 млн. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1, 6 млн. человек, в сельской местности — на 0, 2 млн. человек.          За период с 1989 под 2002 годы в России родилось 20 млн. 540 тыс. чело­век, умерло — 27 млн. 939 тыс. 800 чел. За эти же годы в РФ прибыло 10975, 5 тысячи человек, а выбыло из России 5415, 7 тысячи человек. Таким образом, естественная убыль населения растет и не компенсируется мигра­ционным приростом.

***

Кстати: по прогнозу ООН, Европе в ближайшие четверть века грозит депопуляция, если она не примет 159 миллионов иммигрантов из развиваю­щихся стран.

Где мы живем?

В России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился про­цесс урбанизации — соотношение городских и сельских жителей сохрани­лось на уровне переписи 1989 г.

Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах - «милли­онниках»: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми.

Население крупнейших мегаполисов России: Москва - 10,4 млн. чело­век, Санкт-Петербург — 4,7 млн. человек.

Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира.

Более 60% населения проживает в трех федеральных округах: Цен­тральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ (4,6%). Гражданство и национальность

Численность граждан Российской Федерации составила 142, 5 млн. че­ловек (или 98% населения), 1,0 млн. человек имеют гражданство других го­сударств и 0, 4 млн. человек - лица без гражданства. Около 40 тыс. граждан России имеют двойное гражданство. Примерно 1, 3 млн. человек не указали свое гражданство.

Самые многочисленные (1 млн. человек и более) народы, населяющие Россию, — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Русских в РФ — 116 млн. человек (80% жителей страны). Около 1, 5 млн. че­ловек не указали свою национальную принадлежность.

Он и она

Переписью учтено 67, 6 млн. мужчин и 77, 6 млн. женщин. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. -1140). Преобладание численно­сти женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.

Число супружеских пар составило 34 млн. (в 1989 г. — 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке.          Из каждой тысячи человек в возрасте 16 лет и более 210 человек нико­гда не состояли в браке (в 1989 г. — 161); 572 - состоят в браке (в 1989 г. -653); 114-вдовые (в 1989 г. - 110); 94 — разведенные (в 1989 г. — 72). Тради­ционно число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 2002 г. — на 65 тыс. человек, в 1989 г. — на 28 тыс. человек).

Образование Вырос образовательный уровень населения Российской* Федерации. Из каж­дой тысячи человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основ­ное общее и выше (в 1989 г. — 806). Таких в России 109, 4 млн. человек, на 20% больше, чем в 1989 г. В полтора раза возросла численность лиц с выс­шим и средним профессиональным образованием. Послевузовское образова­ние (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имеют 369 тыс. че­ловек. Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Сократился удельный вес населения в возрасте 10 лет и более, не умеющих читать и писать: с 1, 9% в 1989 г. до 0, 5% в 2002 г. Значительная часть неграмотных — престарелые, а также лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками.

Возраст и работа

Как и в большинстве европейских стран, население России стареет. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37, 7 лет.

*** Кстати: по данным ООН, средний возраст жителя планеты достигнет 37лет лишь к 2050 году. В 2000 году этот показатель составлял 26,4 года. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89, 0 млн. человек (или 61%), моложе трудо­способного возрас-та-26, 3млнчеловек (или 18%) и старше трудоспособного возраста - 29,8 млн.человек (или 21%).

Из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 95% яв­лялись работающими по найму, примерно 1, 5%1 — работодатели, привле­кающие для осуществления еврей деятельности наемных работников, и около 3% — индивидуальные предприниматели.

На что живем?

В качестве источника средств к существованию 62 млн. человек ука­зали доход от трудовой деятельности, 18 млн. человек — личное подсобное хозяйство.

Численность лиц, у которых сбережения и доход от ценных бумаг яв­ляются источником средств к существованию, составила 0, 3 млн. Человек. Доход от сдачи внаем или в аренду имущества получают 0, 2 млн. человек. Для 58, 5 млн. человек источниками средств существования были стипендия, пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кор­мильца, пособие (за исключением пособия по безработице), а также государ­ственное обеспечение. Пособие по безработице получали 1, 2 млн. человек.          Почти треть населения (43, 5 млн. человек) являются иждивенцами от­дельных лиц. Подавляющая часть иждивенцев (свыше 80%) — дети и моло­дежь до 25 лет.