Платежный баланс страны, его роль и назначение

Министерство общего и профессионального образования РФ

НГАЭиУ

Институт экономики, учета и статистики

Кафедра валютно-кредитных отношений

Курсовая работа

по курсу «Деньги, банки, кредит»

на тему:

«Платежный баланс страны, его роль и назначение»

Выполнила:                                                                                                     студентка 3 курса гр.__

                                                                                                                                     Смирнова Е.И.

evsm@yandex.ru

Проверил:                                                                                                                           Фисун В.В.

Новосибирск, 2001

План

Введение………………………………………………………………………………………………..с.3

  1. Понятие платежного баланса………………………………………………………………….с.4

             Структура платежного баланса…………………………………………………………...с.5

             Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса…………….с.7

  1. Анализ платежного баланса…………………………………………………………………...с.9
  2. Проблемы и особенности платежного баланса России……………………………………..с.17

Заключение……………………………………………………………………………………………..с.19

Список литературы………………………………………………………………………………….…с.20

Приложение…………………………………………………………………………………………….с.21

Введение.

            Актуальность данной темы невозможно преувеличить, т.к. платежный баланс (ПБ) является зеркальным отражением экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован ПБ. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке ПБ страны. Актуальность темы состоит еще и в том, что вследствие либерализации валютного рынка и внешнеэкономической деятельности, произошедшей в начале процесса трансформации, как в России, так и в других странах с транзитивной экономикой, степень открытости экономики России и интеграции ее в мировое хозяйство постоянно возрастала. В настоящее время степень зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков достигла критической отметки и рассмотрение вопросов, связанных с регулированием внешнеэкономического сектора, приобрело особую актуальность.

            В курсовой работе в главе первой излагается материал по определению сущности ПБ и дается его структура. Затем в главе второй приведен анализ ПБ. В третьей главе выделены проблемы и особенности ПБ России. В заключение дается роль и значение ПБ.

            При написании данной курсовой работы мною наиболее часто использовались три источника:

1)     

2)        Общая экономическая теория. М. 1998г., с.1-310

3)     

             

           

1.      Понятие платежного баланса.

Платежный баланс (ПБ) представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.

Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату.

Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.

По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.

Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без всякого знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но также изменения взаимных требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда только их символизируют.

Видимое противоречие между направлением изменений в активах страны и отражением этих изменений в платежном балансе объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своем материальном выражении, а их денежный результат – фактический или предполагаемый. В связи с этим экспорт товаров, например, всегда отражается в кредитовой (доходной) части платежного баланса, поскольку в этом случае уменьшению товарных ресурсов страны (активов) должно сопутствовать – как результат продажи – эквивалентное поступление денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется в дебетовой (расходной) части платежного баланса, так как при этом происходит увеличение ресурсов (активов) страны, а это требует траты определенной суммы денег. На тех же самых принципах распределяются по разделам платежного баланса и все другие операции, связанные с предоставлением и получением различных услуг, вывозом капиталов, получением и погашением кредитов и т.п.

В международной практике применяется и так называемый метод двойной записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования и обязательства между странами, возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции.

1.1.       Структура платежного баланса.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций относятся к концу XIV века. К началу XX в. наиболее полное развитие получили методы составления платежного баланса в США и Англии. Первая официальная публикация платежного баланса была подготовлена в 1923 г. по показателям 1922 г.

ПБ состоит из трех основных разделов:

1) торговый баланс,

2) баланс услуг и некоммерческих платежей,

3) баланс движения капитала и кредитов.

Рассмотрим более детально каждый раздел.

1)      Торговый баланс- это сопоставление поступлений от экспорта и платежей по импорту товаров. В ПБ входит только та часть торгового баланса, по которой платежи уже совершены. Основным источником валютных поступлений является экспорт товаров, его состояние влияет на размер импорта товаров и услуг; возможности обслуживания внешнего долга.

2)      Баланс услуг и некоммерческих платежей включает поступления и платежи по различного рода услугам: платежи и поступления по транспортным перевозкам; по почтово-телеграфной, по телефонной, по электронной и теле космической связи; по туризму; по научному и культурному обмену; по содержанию дипломатического корпуса и торговых представительств; по страхованию и потребительским переводам( оплата труда, наследство, стипендии, пенсии и т.д.); по процентам и дивидендам по капиталовложениям, платежи по лицензиям, использованию изобретений и др.

Роль и значимость этого раздела ПБ постоянно возрастает. Так, иностранный туризм приносит валютные доходы.

Эти два раздела различные по форме и экономическому содержанию объединяются в общее понятие «невидимые операции», подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, то есть к осязаемым ценностям.

Торговый баланс страны и баланс услуг и некоммерческих платежей образуют текущий баланс (баланс текущих операций).

3)      Баланс движения капиталов и кредитов отражает приток и вывоз капиталов, а также предоставление и получение международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции можно подразделить на следующие:

ü  Международное движение предпринимательского капитала: прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей, осуществляемые преимущественно через иностранные дочерние организации) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг).

ü  Международное движение ссудного капитала: долгосрочные и среднесрочные операции (государственные, межправительственные, частные займы и кредиты), а также и краткосрочные операции (текущие счета национальных банков и частных лиц в крупнейших иностранных банках - авуары); перемещение денежного капитала между банками.

За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и пропуски», которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.

Схема платежного баланса была создана в 1947 г., ее опубликовали как документ ООН, послуживший базой для разработки МВФ формы и принципов составление платежного баланса. МВФ, издавая «Руководство по платежному балансу», продолжал разработку унификации его схемы, которая в общих чертах повторяет систему построения статей платежных балансов ведущих развитых стран с некоторыми изменениями. Эти изменения делают схему более универсальной, что позволяет сравнивать балансы развитых и развивающихся стран.

Классификация статей платежного баланса

по методике МВФ.

А. Текущие операции[1]

     Товары

     Услуги

    Доходы от инвестиций

    Прочие услуги и доходы

    Частные односторонние переводы

    Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

    Прямые инвестиции

    Портфельные инвестиции

    Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США, действующей до 1958 г.)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+D (соответствует концепции ликвидности в США, введенной с 1958 г.)

Е. Балансирующие статьи

    Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР

    Движение золотовалютного резерва

    Чрезвычайные источники покрытия сальдо

    Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А+В+С+D+E (соответствует концепции официальных расчетов в США с 1965 г.)

F. Итоговое изменение резервов

    Золото

    СДР

    Резервная позиция в МВФ

    Иностранная валюта

    Прочие требования

    Кредиты МВФ

1.2.       Сальдо платежного баланса и погашение дефицита платежного баланса.

При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие. В числе основных статей – операции, влияющие на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельностью: текущие операции и движение долгосрочного капитала.

К балансирующим статьям относятся операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают движение валютных резервов, изменения краткосрочных активов, отдельные виды иностранной помощи, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е. формально платежный баланс уравновешен. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это – временный метод балансирования платежного баланса, поскольку страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа.

Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет странам-членам Фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% их квот).

Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

К современным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи».

Окончательным методом балансирования платежного баланса является использование страной своих золотовалютных резервов. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты.

Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

2.      Анализ платежного баланса.

Платежный баланс России за I полугодие 1997 года разработан Центральным банком Российской Федерации на основе банковской статистики и информации, предоставленной Госкомстатом России, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами (см. приложение)

Счет текущих операций.

Положительное сальдо по счету текущих операций составило 5,0 млрд. долларов США, что на 0,3 млрд. долларов меньше, чем в I полугодии 1996 г.

Активный баланс текущих операций во взаимоотношениях с дальним зарубежьем сократился почти на треть и составил 4,7 млрд. долларов. Со странами СНГ, в отличие от I полугодия предыдущего года, когда результаты текущих операций складывались в пользу партнеров из СНГ, он стал положительным и достиг 0,3 млрд. долларов.

Внешнеторговый оборот составил 72,1 млрд. долларов и уменьшился к уровню I полугодия 1996 года на 5 процентов. Падение внешнеторгового оборота, произошедшее впервые за последние годы, было обусловлено как сокращением экспорта товаров (на 4%), так и их импорта (на 6% ).

Оборот торговли со странами СНГ снизился на 14%, со странами дальнего зарубежья - на 2 процента.

Характерной особенностью отчетного периода было то обстоятельство, что номинальная девальвация рубля совпадала с темпами инфляции и тем самым практически не оказывала влияния на динамику внешнеторговых операций.

Экспорт товаров в целом оценивался в 41 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 32 млрд. долларов, в страны СНГ - около 9 млрд. долларов. Впервые за последние годы зафиксировано снижение объемов экспорта в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года, в том числе вывоз товаров в страны дальнего зарубежья сократился на 3%, а в страны СНГ - на 7 процентов. В целом конъюнктура внешнего рынка для отечественных экспортеров в рассматриваемом периоде складывалась неблагоприятно: на фоне снижения цен мировых рынков на топливно-сырьевые товары уменьшились контрактные цены практически по всем наиболее значимым для России экспортным позициям. Вместе с тем даже в случаях, когда наблюдалась позитивная ценовая динамика, не всегда удавалось использовать возможности для увеличения стоимости экспорта. Так, при росте контрактных цен на природный газ в апреле-июне физические объемы его реализации были уменьшены за счет сокращения поставок в европейские страны. Как показывают данные, на рынки этих стран, некоторые из которых на 100% зависели от российского импорта газа, успешно проникают поставщики этого товара из Норвегии, Нидерландов и Великобритании.

Сократился внешний спрос на товары с высокой долей добавленной стоимости, в первую очередь продукцию машиностроения и химической промышленности.

Однако наибольшее влияние на снижение экспорта оказали дискретные субъективные факторы. Например, из-за неурегулированности отношений с крупнейшим потребителем отечественных алмазов- южноафриканской компанией "Де Бирс" и в результате того, что в течение I полугодия не были установлены квоты на реализацию на внешний рынок драгоценных металлов, произошло сокращение вывоза товаров этой группы в сравнении с январем-июнем прошлого года на сумму около 1,2 млрд. долларов, или 70% общего снижения экспорта страны.

Существенным препятствием к увеличению российского экспорта отдельных товаров является его квотирование на региональных международных рынках. Так, в соответствии с действовавшим до 30 июня текущего года двухгодичным соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом ежегодная продажа проката черных металлов на европейский рынок не могла превышать 350 тыс. тонн, тогда как экспортные возможности страны, по оценкам специалистов, десятикратно превосходят эту квоту. Кроме того, в ряде случаев посредством усиления тарифных мер государства- партнеры стремились защитить свои внутренние рынки от конкурентоспособной российской продукции. Уровень антидемпинговых пошлин на российские товары, введенных Европейской комиссией в последние годы, выводит экспорт многих из них за черту экономической целесообразности. В настоящее время только против российских экспортеров черных металлов за рубежом возбуждено 55 антидемпинговых судебных процессов. Налоговые ограничения на экспорт из России осуществляют и страны СНГ. Введение Казахстаном с 1 января 1997 года в одностороннем порядке принципа взимания НДС по месту назначения товаров привело к двойному обложению этим налогом российской продукции (при вывозе из России и при ввозе в Казахстан) и увеличило цены товаров из России на казахском рынке. Экспорт из нашей страны в Казахстан в I полугодии 1996 года сократился к соответствующему периоду прошлого года на 23 процента.

Товарная структура экспорта страны указывает на ослабление ранее занимаемых позиций на мировых рынках и вынужденную концентрацию экспортного потенциала на товарах топливно-энергетической группы, доля которой составила 51% экспорта страны против 46% - в январе-июне предыдущего года.

Наиболее крупными торговыми партнерами, по данным ГТК России, оставались Украина, на долю которой приходилось 9% экспорта России, Германия - 8%, Белоруссия, Нидерланды и США - по 5 процентов.

Импорт товаров составил 31,1 млрд. долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 22,7 млрд. долларов, из стран СНГ - 8,5 млрд. долларов. Поступление продукции из стран дальнего зарубежья осталось на уровне соответствующего периода прошлого года, что отчасти отразило переориентацию на закупки некоторых товаров в этих странах, в частности животноводческой продукции, в отличие от прошлого года, когда они импортировались из СНГ. В то же время сокращение стоимости товаров, ввозимых из стран СНГ, составило 20 процентов. Это, в конечном счете, и определило динамику импорта в целом.

Снижение импорта товаров происходило под воздействием целого ряда факторов.

Понижение темпов инфляции на фоне высокой насыщенности внутреннего рынка потребительскими товарами способствовало заметному снижению спроса населения на импортные, в первую очередь непродовольственные товары. Объемы продаж непродовольственных товаров на внутреннем рынке в I полугодии текущего года сократились на 2 процента. Наряду с этим из-за нехватки финансовых ресурсов сектор нефинансовых предприятий сократил спрос на инвестиционные товары.

Оживление отечественного производства промышленной продукции и параллельное сокращение экспорта отдельных товаров привело к снижению зависимости внутреннего рынка от импорта и уменьшению объемов последнего по таким позициям, как кондитерские изделия, сахар, безалкогольные напитки.

Усиление регулирования импортных операций и государственные меры, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей и замещение импорта, а также введение адекватных партнерским налоговых условий оказали существенное влияние на сокращение импортных поставок отдельных товаров. Наиболее ярко это проявилось во внешнеторговых отношениях с Украиной: зарегистрированный ГТК России импорт товаров из этой страны, облагаемый 20% НДС в I полугодии текущего года в отличие от сопоставимого периода 1996 года, сократился на 1,7 млрд. долларов, что составляет 80% общего снижения импорта России.

Мероприятия, проводимые с целью укрепления налоговой дисциплины во внешнеторговой сфере, очевидно, сказались и на ограничении деятельности незаконопослушных экономических агентов.

Результатом этих мер стало также сокращение нерегистрируемого ГТК России импорта, поступающего на территорию страны. Нерегистрируемый таможенными органами ввоз (включая операции физических лиц), по оценкам Банка России, снизился к уровню января-июня 1996 года на 2%, тогда как его прирост в I полугодии 1996 года составлял 73 процента.

Имело место снижение на 14% размеров нерегистрируемого импорта из стран СНГ, в частности за счет нерегулярных и менее организованных товарных потоков. В то же время, по оценкам туристических фирм, осуществляющих шоп-туры в страны дальнего зарубежья, в текущем году выросла "удельная товарная нагрузка" на одного выезжающего. Таможенные службы страны констатируют появление сложных способов ухода от налогообложения и укрупнение партий товаров, попадающих на территорию страны в обход установленного налогового режима.

Стоимость нерегистрируемого импорта составила в I полугодии 1997 года порядка 9,4 млрд. долларов, или 30% общего объема импорта. В импорте из стран дальнего зарубежья такие товары занимали 33%, из стран СНГ - 23 процента.

Перечень крупнейших экономических партнеров, с территории которых товары поступают в Россию, практически не претерпел изменений. Наиболее крупными официальными поставщиками продукции в нашу страну, по данным ГТК, в отчетном периоде были Германия (12% российского импорта), Украина (9%), Белоруссия (8%) и США (7%).

Отрицательное сальдо баланса услуг составило 2,2 млрд. долларов против 3,0 млрд. долларов в I полугодии 1996 года. Таким образом, дефицит по этой статье текущего счета снизился более чем на четверть. Экспорт услуг уменьшился на 2%, импорт - на 10 процентов.

Динамика услуг в целом сложилась под воздействием изменения экспорта и импорта по статьям "Поездки" и "Транспорт", составлявших в российском внешнем обороте услуг примерно три четверти.

В отчетном периоде предоставленные иностранцам услуги, связанные с туризмом, частными и деловыми поездками, сократились на 4%, при этом экспорт услуг туризма в дальнее зарубежье превышал аналогичный уровень I полугодия 1996 года на 4 процента. Гражданам СНГ было предоставлено услуг по поездкам на 19% меньше, что и обусловило общее сокращение экспорта по этой статье. В настоящее время, по мнению ряда отечественных туристических агентств, услуги организованного туризма из-за высоких цен малодоступны для широких слоев населения стран СНГ. Вместе с тем следует отметить, что Россия по-прежнему представляет собой центр экономических интересов для резидентов некоторых государств СНГ, чьи экономики еще не вошли в фазу подъема: численность въезжавших в Россию резидентов, например Украины, увеличилась к январю-июню 1996 года на 27 процентов. Однако, пребывая в России, эта категория нерезидентов, как правило, несет незначительные расходы на питание и проживание.

Свыше четверти объема оказанных нерезидентам услуг приходилось на отрасли транспорта. Сокращение стоимости экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья составило 3%, в страны СНГ - 6 процентов. Решающим образом здесь сказалось снижение на 10% услуг водного транспорта.

Невысокий объем экспорта услуг свидетельствует, по-видимому, об их недостаточной конкурентоспособности на внешнем рынке. Так, транспортные услуги, которые Россия оказывает нерезидентам, по объему примерно равны экспорту аналогичных услуг, предоставленных Египтом или Австрией. В нашей стране на 1 доллар произведенных товаров приходилось в I полугодии 1997 года 1,3 доллара созданных услуг, в то время как в расчете на 1 доллар товарного экспорта было оказано услуг нерезидентам лишь на 0,13 доллара.

В импорте услуг 53% приходилось на оплату пребывания российских граждан за рубежом. В текущем году наблюдается дальнейшее сокращение официально зарегистрированной численности выезжавших россиян, в первую очередь в страны СНГ. Уменьшилось количество участников шоп-туров в страны дальнего зарубежья. В результате снижение импорта услуг по статье "Поездки" составило по сравнению с I полугодием предыдущего года 11 процентов, в том числе из стран дальнего зарубежья -9%, из стран СНГ - 18 процентов.

Импорт услуг транспорта вырос на 6% , в том числе из стран дальнего зарубежья на 15 процентов. Таким образом, не удалось преодолеть сложившуюся в предыдущие годы тенденцию вытеснения отечественных транспортных организаций с рынка международных перевозок. Импорт услуг транспорта стран СНГ сократился на 12%, что связано со снижением объемов внешней торговли и пассажирских перевозок туристов.

Баланс товаров и услуг в I полугодии 1997 года сложился с положительным сальдо в размере 7,7 млрд. долларов против 6,5 млрд. долларов в январе-июне 1996 года. Экспорт товаров и услуг составил 47,0 млрд. долларов при 48,9 млрд. долларов в сопоставимом периоде, импорт равнялся соответственно 39,3 млрд. долларов против 42,4 млрд. долларов.

Доля чистого экспорта товаров и услуг в ВВП в I полугодии 1997 года оценивается в 3,6%, против 3,2% в соответствующем периоде 1996 года.

Отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций и оплаты труда составило 2,7 млрд. долларов, в том числе оплата труда нерезидентов превышала соответствующие выплаты россиянам за рубежом почти на 0,2 млрд. долларов, а доходы от инвестиций к выплате нашей страной нерезидентам на 2,5 млрд. долларов превышали аналогичные поступления из-за рубежа.

Указанный высокий уровень отрицательного сальдо доходов от инвестиций для России зафиксирован впервые. Его величину определяло снижение на 11% сумм поступающих доходов на фоне резко возросших (на 30%) платежей страны.

График инвестиционных доходов за январь-июнь 1997 года предусматривал получение Россией средств в сумме 3 млрд. долларов. Подавляющая величина инвестиционных доходов к получению, как и в прежние годы, приходится на обслуживание государственного долга, предоставленного бывшему СССР.

Суммы доходов к выплате, в соответствии с условиями кредитных соглашений характеризующие текущую стоимость обслуживания внешнего долга экономики в целом, сложились на уровне 5,5 млрд. долларов против 4,2 млрд. долларов в сопоставимом периоде 1996 года. Такое увеличение было связано с фактической выплатой доходов по государственным ценным бумагам, в первую очередь по ГКО- ОФЗ на сумму 1,1 млрд. долларов. Платежи процентов по привлеченным кредитам (учтенные в текущем счете платежного баланса в соответствии с графиком их начислений), оставаясь наиболее значимой позицией в платежах за использование иностранного капитала, соответствовали уровню I полугодия 1996 года.

Отношение размера процентных платежей всеми секторами экономики к ВВП (в текущих ценах) выросло с 2% в I полугодии 1996 года до 2,5% в отчетном периоде. Для сравнения отметим, что примерно такую же "долговую нагрузку" имели в 1995 году Чехия и Польша.

Учтенный размер оплаты труда нерезидентов, временно занятых в экономике нашей страны, составил в I полугодии 1997 года 0,3 млрд. долларов и был на уровне соответствующего периода прошлого года. Свыше 60% этих средств было выплачено гражданам стран СНГ. Заметно возросли доходы резидентов, трудоустроенных за рубежом, однако общая величина оплаты их труда составила лишь 0,1 млрд. долларов.

По текущим трансфертам размеры поступлений гуманитарной и технической помощи от иностранных государств уменьшились на треть. Сокращение объемов полученной безвозмездной помощи наблюдалось и в предыдущем году, и, таким образом, значимость этой позиции для платежного баланса страны постепенно снижается.

Счет операций с капиталом.

Сальдо операций, связанных с некомпенсированным обменом экономическими ценностями с нерезидентами и классифицируемых платежным балансом как капитальные трансферты, сложилось отрицательным в размере 0,2 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил 0,3 млрд. долларов.

Главным образом речь идет о трансфертах мигрантов, отражающих суммарную стоимостную оценку потоков имущества, финансовых активов и обязательств, сопровождающих перемещение мигрантов в нашу страну и из нее.

В целом стоимостная оценка вывезенных из России в I полугодии 1997 года эмигрантами ресурсов (1,4 млрд. долларов) превышает оценку соответствующих средств, ввезенных в Россию (1,1 млрд. долларов).

Необходимо отметить, что наиболее значимыми продолжают оставаться миграционные потоки между Россией и странами СНГ.

В I полугодии 1997 года практически завершилась программа помощи правительства Германии по финансированию жилищного строительства, также классифицируемая в платежном балансе как капитальный трансферт. В стоимостном выражении средства, поступившие по этой линии, оценивались менее чем в 0,1 млрд. долларов.

Финансовый счет.

Анализ сложившейся в I полугодии 1997 года ситуации на российском финансовом рынке показывает, что для нерезидентов она продолжает характеризоваться высокими реальными процентными ставками на фоне дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг и существенно снизившихся за последнее время инвестиционных рисков (как политического, так и экономического характера). Результатом стал дополнительный приток средств нерезидентов в различных формах: участие на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, предоставление кредитов коммерческим банкам и нефинансовым предприятиям и т.д. Таким образом, в январе-июне 1997 года продолжился рост иностранных инвестиций в экономику России. По сравнению с аналогичным периодом 1996 года иностранные инвестиции во всех формах (прямые, портфельные, прочие инвестиции) увеличились более чем в два раза - с 11,6 до 23,6 млрд. долларов. Примечательным является резкое увеличение притока инвестиций в наиболее эффективной с точки зрения стимулирования экономического роста форме - прямых иностранных инвестиций.

            Масштабный приток иностранного капитала в экономику России нашел свое отражение в финансовом счете платежного баланса. В аналитическом представлении, где изменение валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования показано отдельно, положительное сальдо финансового счета в 9,0 млрд. долларов свидетельствует о превышении в отчетном периоде иностранных инвестиций в экономику России над инвестициями резидентов за рубеж.

            В целом отмечен рост доли прямых и особенно портфельных инвестиций нерезидентов при существенном снижении значения прочих инвестиций, представленных главным образом иностранными кредитами. Причем в структуре иностранных кредитов необходимо отметить рост ссуд и займов, предоставленных сектору нефинансовых предприятий, и сокращение государственных внешних заимствований в этой форме.

Несмотря на то, что основной формой увеличения иностранных требований резидентов выступили, как и в I полугодии 1996 года, прочие инвестиции преимущественно сектора нефинансовых предприятий, необходимо особо отметить произошедшее в январе-июне 1997 года существенное увеличение резервных активов органов денежно-кредитного регулирования (в соответствующем периоде прошлого года отмечалось их уменьшение), а также рост активов сектора нефинансовых предприятий в форме прямых инвестиций.

            Прямые иностранные инвестиции в экономику страны в I полугодии 1997 года увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1996 года в четыре раза и составили 2,8 млрд. долларов. Нерезиденты вкладывали средства прежде всего в предприятия топливно-энергетического комплекса, лесную и деревообрабатывающую промышленность, а также в отрасли, относящиеся к сфере обращения и обеспечивающие быструю капиталоотдачу: общественное питание и торговлю.

            Динамика прямых иностранных инвестиций за последние 4 года характеризует постоянный рост доверия к России со стороны иностранных партнеров (см. диаграмму ниже).

Приток прямых иностранных инвестиций в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. По данным Госкомстата России, в I полугодии 1997 года продолжался инвестиционный кризис: общие инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,5 процента.

            Зарегистрированный размер прямых инвестиций резидентов России за рубеж существенно вырос и составил в I полугодии 1997 года около 1 млрд. долларов.

Российские предприятия топливно-энергетического комплекса осуществляли масштабные капиталовложения, связанные со строительством газо- и нефтепроводов за рубежом, а также инвестировали в совместные производства по добыче минеральных ресурсов, главным образом нефти и газа. Тем не менее, несмотря на внушительные цифры, по мнению экспертов Банка России, по этой статье возможен недоучет.

            Отчетный период характеризовался существенным увеличением (на 13,0 млрд. долларов) иностранных обязательств резидентов России по портфельным инвестициям, что было вызвано прежде всего дополнительным притоком иностранного капитала на рынок ГКО-ОФЗ. В целом за I полугодие 1997 года чистые поступления инвестиций на указанный рынок составили 8,2 млрд. долларов. Таким образом, произошло увеличение, особенно во II квартале, интенсивности поступлений средств нерезидентов, что привело к росту в рассматриваемом периоде доли иностранного участия на рынке ГКО-ОФЗ до 30 процентов (по состоянию на 1 января 1997 года эта доля составляла порядка 16 процентов).

Активное участие нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ способствовало снижению процентных ставок по обслуживанию государственного внутреннего долга - за I полугодие 1997 года доходность ГКО снизилась в 1,5 раза.

Как известно, на протяжении 1995-1996 гг. нерезиденты не только непосредственно влияли на рынок государственных ценных бумаг через проведение операций с использованием предназначенных для этого рублевых счетов типа "С", но также оказывали и косвенное воздействие, предоставляя банкам и инвестиционным компаниям заемные средства в СКВ под операции с ГКО- ОФЗ. Продолжавшаяся в I полугодии 1997 года либерализация доступа иностранного капитала на рынок государственных ценных бумаг через механизм счетов типа "С" привела к тому, что риск "косвенных" вложений стал экономически не оправданным, и можно сказать, что в рассматриваемом периоде нерезиденты уже полностью переориентировались на стандартный механизм инвестирования, т.е. осуществляли инвестиции на рынок ГКО-ОФЗ, используя только официальный механизм.

            На динамику портфельных инвестиций в I полугодии 1997 года повлиял также выход Правительства России и местных органов власти на рынок еврооблигаций. Министерство финансов Российской Федерации осуществило в отчетном периоде два займа в этой форме: в марте (условия выпуска еврооблигаций: номинал - 2 млрд. нем. марок, облигации выпущены на семь лет, ставка купона - 9 процентов) и в июне 1997 года (условия: номинал - 2 млрд. долл. США, срок - 10 лет, ставка купона - 10 процентов).

Впервые в отчетном периоде со своими ценными бумагами на международный рынок капиталов вышли российские регионы. В мае 1997 года Москва разместила трехлетние еврооблигации на сумму 500 млн. долларов (ставка купона 9,5%), а в июне 1997 года Санкт-Петербург привлек, также используя евро-облигационный механизм, 300 млн. долларов на 5 лет (ставка купона - 9,5%).

Таким образом, общая сумма, полученная федеральными и местными органами власти России от выпуска еврооблигаций, составила в январе-июне 1997 года около 4 млрд. долларов.

Нерезиденты активно инвестировали и в облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ) - в I полугодии 1997 года чистый объем инвестиций составил около 0,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 июля 1997 года доля иностранных участников на данном рынке составила около 43 процентов.

Необходимо особо отметить рост иностранного участия на рынке российских корпоративных ценных бумаг. Стремительное увеличение в 1997 году индексов, характеризующих курсовую стоимость акций крупнейших российских корпораций (например, индекс РТС вырос за I полугодие 1997 года более чем в 2 раза: с 200,5 до 418,6 пункта), невозможно объяснить только активизацией российских участников рынка.

            Кроме того, по состоянию на 1 июля 1997 года уже более десяти российских корпораций и несколько крупных коммерческих банков используют для привлечения иностранных инвестиций такой финансовый инструмент, как выпуск депозитарных расписок на свои акции (в основном это так называемые американские депозитарные расписки - ADR's).

В целом за I полугодие 1997 года зарегистрированный официальной статистикой прирост обязательств по портфельным инвестициям сектора нефинансовых предприятий составил более 0,4 млрд. долларов. Для сравнения, в соответствующем периоде 1996 года аналогичный показатель не достигал 0,1 млрд. долларов. Однако, по мнению экспертов Банка России, представленные данные не в полном объеме учитывают операции нерезидентов с российскими корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке.

            Суммарная величина отраженных в платежном балансе прямых и портфельных иностранных инвестиций в экономику России в отчетном периоде составила 15,8 млрд. долларов, т.е. около 7,4 % к ВВП страны (в соответствующем периоде 1996 года - 2,7 млрд. долларов, или около 1,3% к ВВП), что свидетельствует о существенном росте влияния иностранного капитала на макроэкономическую ситуацию в России. Согласно методологии платежного баланса к "прочим инвестициям" относятся операции со следующими основными финансовыми инструментами: наличная валюта, текущие счета и депозиты, торговые кредиты и авансы, ссуды и займы, просроченная задолженность.

            Сложившееся по этой статье отрицательное сальдо -6,2 млрд. долларов свидетельствует о происходившем в I полугодии 1997 года чистом приросте иностранных активов резидентов в указанной форме.

Прирост наличной иностранной валюты в небанковском секторе экономики в I полугодии 1997 года составил 3,7 млрд. долларов.

Можно говорить о некотором снижении спроса резидентов на наличную СКВ по сравнению с уровнем II полугодия 1996 года (порядка 0,6 млрд. долларов в месяц в 1997 году против 0,9 млрд. долларов в июле-декабре 1996 года). В I полугодии 1997 года доля покупки иностранной валюты в структуре использования денежных доходов населения несколько снизилась - с 23,6 процента в январе до 19,5 процента в июне. Тем не менее очевидно, что население России продолжает использовать наличную СКВ в качестве одного из инструментов сбережения.

В январе-марте текущего года этому в определенной степени способствовали обычные для начала года дополнительные наличные денежные выплаты населению, а во II квартале - происходившее погашение долгов государства по заработной плате и пенсиям. Кроме того, вслед за общим снижением процентных ставок на российском финансовом рынке произошло резкое снижение ставок по вкладам в Сбербанке России, аккумулирующем более 70 процентов вкладов граждан в коммерческих банках. По популярным у населения рублевым вкладам до востребования с ежемесячным начислением процентов ставки снизились с 34,5 % до 18,2 % годовых.

            Кроме того, дополнительный спрос на наличную СКВ предъявлял "теневой" сектор экономики, использующий наличные доллары в качестве средства обращения. Темпы прироста наличной иностранной валюты в небанковском секторе и депозитов резидентов в иностранной валюте в коммерческих банках отставали в I полугодии 1997 года от темпов прироста денежной массы (показатель M2) в стране, что может также служить подтверждением некоторого снижения интереса резидентов России к использованию иностранной валюты в качестве замещения рубля.

            Изменения, произошедшие в отчетном году по статье "текущие счета и депозиты", определялись в основном операциями коммерческих банков России. Уменьшение их иностранных активов в этой форме составило 0,4 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года иностранные активы коммерческих банков, наоборот, увеличились на 0,1 млрд. долларов). При этом необходимо отметить, что динамика иностранных активов коммерческих банков в этой форме носила разнонаправленный характер. В I квартале 1997 года наблюдалось их заметное снижение (-1,4 млрд. долларов), а во II квартале - прирост (1 млрд. долларов), что явилось естественным итогом значительного увеличения привлеченных экономикой России средств нерезидентов.

Рост пассивов сектора коммерческих банков в данной форме составил в отчетном периоде 1,5 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года соответствующий показатель составил всего 0,2 млрд. долларов). Одной из причин роста иностранных обязательств российских банков именно в форме текущих счетов и депозитов стало то, что российские коммерческие банки подчас проводили по балансам и отражали в отчетности полученные синдицированные кредиты как депозиты.

            Уменьшение обязательств сектора государственного управления на 8 млрд. долларов в I квартале 1997 года, также отраженное по статье "текущие счета и депозиты", явилось результатом урегулирования задолженности России перед Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому счету.

По статье "торговые кредиты и авансы", отнесенной к активам по прочим инвестициям, отрицательное сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что означает увеличение иностранных нетто-активов резидентов по экспортным операциям. Иными словами, итоги отчетного полугодия показали, что примерно 12% экспортных поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа, превышающей рамки полугодия.

Решающую роль в операциях между резидентами и нерезидентами, которые относятся в платежном балансе к разделу "ссуды и займы", по-прежнему играет деятельность Правительства России по управлению государственным внешним долгом и государственными внешними активами.

            По предоставленным государственным кредитам нерезидентами было погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного долга и процентов без учета взаимозачета финансовых требований между Россией и Польшей). При этом государства - бывшие республики СССР в счет погашения задолженности перед Россией фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная с 1996 года, учитывая практическую неспособность государств СНГ осуществлять выплаты на

условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны соглашения о реструктуризации этой задолженности с большинством стран СНГ. Перенос задолженности в соответствии с новыми соглашениями нашел свое отражение в платежном балансе за I полугодие 1997 года.

В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.

            По привлеченным государственным кредитам в I полугодии 1997 года Россией было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга и процентов). Наличие просроченных платежей по внешнему долгу объясняется главным образом тем, что окончательное соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии еще не было подписано.

            За отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными кредиторами России выступали международные финансовые организации - Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд. долларов). При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при одновременном усилении значения средств Мирового банка. Последнее можно считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка предоставляются обычно на более льготных условиях.

            Мировой банк предоставил России в I полугодии 1997 года два крупных займа: заем на структурную перестройку экономики (использована полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов). Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил России около 0,7 млрд. долларов.

По двусторонним соглашениям в январе - июне 1997 года Россия получила порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила около 3,1 млрд. долларов.

В целом можно констатировать, что происходит сокращение государственных заимствований в виде кредитов и переориентация на прямой выход на международные финансовые рынки.

Кроме операций федеральных органов власти, впервые синдицированный кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5 %).

            Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского агентства Thomson Bank Watch, а некоторые из них - и крупнейших мировых рейтинговых агентств IBCA, Moody's.

В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения ресурсов мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения выступили кредиты. Показатели риска вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими банками кредитов: средний уровень - libor + 4,5 процента.

            Увеличение задолженности сектора нефинансовых предприятий составило в январе - июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование российскими предприятиями иностранных источников для погашения задолженности перед федеральным бюджетом.

            Усилившийся в январе - июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над спросом.

Избыточное предложение было "нейтрализовано" Банком России в рамках проводимой им политики обменного курса - наклонного валютного коридора.

В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились незначительно.

            По состоянию на конец I полугодия накопленный уровень золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных услуг, при общепринятом в мировой практике трехмесячном критерии достаточности международных резервов.

В заключение отметим, что в отчетном году отдельные секторы российской экономики играли различную роль с точки зрения накопления иностранных активов и обязательств.

3.      Проблемы и особенности платежного баланса России.

 

Проблемы составления платежного баланса в России.

В настоящее время ответственность за составление платежного баланса России возложена на Центральный банк РФ (Банк России) и Госкомстат РФ. Характер отчетности, представляемой в Банк России, позволяет его специалистам сосредоточить усилия на составлении финансового счета. В Госкомстате большое внимание уделяется составлению счета текущих операций. В настоящее время на квартальной основе составляют два платежных баланса — с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. Хотя некоторые источники информации, необходимой для составления платежного баланса, уже сформировались, основной проблемой остается несовершенство информационной базы.

Недавно начала формироваться таможенная статистика: таможенным комитетом РФ  был опубликован первый бюллетень, содержащий данные об экспортно-импортных операциях за первый квартал 1994 г. Однако эти данные расходятся с соответствующими данными из других источников, например, из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Причины таких расхождений пока никто не выясняет. Кроме того, данные Таможенного комитета РФ не охватывают и не могут охватить все экспортно-импортные операции.

Много "белых пятен" в платежном балансе с ближним зарубежьем. Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.

Отсутствуют данные об оплате труда, выплаченной нерезидентам и полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

Нет данных о нераспределенных прибылях совместных предприятий в России. Согласно методологии платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует. Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".

Отсутствует информация и о нераспределенных прибылях иностранных предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

К сожалению, определение понятия резидентства в законодательстве России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. Аналогично филиалы и представительства иностранных компаний и банков считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.

Серьезной проблемой остается несовершенство плана бухгалтерских счетов. Используемый в настоящее время план не позволяет отделять операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков. Пока не определена стандартная форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.

Особенности платежного баланса России.

В странах с закрытой экономикой ПБ рассматривается как категория с двойным «сс», то есть совершенно секретно. В частности, в СССР сведения о ПБ были опубликованы в последний раз в 1936 году и то не по всем статьям и вплоть до 1991 года фактически оставались тайной за семью печатями. После распада Советского Союза первый российский ПБ был опубликован в 1993 году за 1992 год и до настоящего времени публикуется в мае-июне каждого текущего года за предыдущий год.

Впервые ПБ для СССР и России был рассчитан за 1990 и 1991г.г. с выделением трех групп стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов- в переводном рубле (со странами СЭВ), в свободно конвертируемой валюте и путем валютного клиринга.

Особенность составления ПБ РФ состоит в том, что за 1992, 1993 и 1994 годы его разработчиками являлись лишь Центральный банк России и Госкомстат РФ. При этом в баланс за указанные годы не вошли операции с нерезидентами из стран-республик бывшего Советского Союза, а сам ПБ составлялся в разрезе сокращенной номенклатуры показателей, что во всей совокупности не позволяло глубоко анализировать сложившуюся систему внешнеэкономических связей страны.

Отдельно за 1994 год дано впервые аналитическое представление ПБ страны.

По мере включения России в мирохозяйственные связи, открытости ее

экономики, неизбежным и закономерным становится и насыщенность нейтрального представления ПБ страны через механизм основных агрегатов. Особенно показательным является градация нейтрального представления ПБ страны по кварталам. До 1995 года, то есть за 1992, 1993 и 1994 года, данные касались лишь годового результата. С 1997 года обобщенные характеристики ПБ России нашли свое продолжение в аналитическом представлении в детализированных компонентах, которые в совокупности с нейтральным представлением получили название консолидированного ПБ.

            Особенностью ПБ за 1996г. является перелом в динамике экспортно-импортных операций, выразившийся во втором полугодии в опережающем росте экспорта по сравнению с увеличением импортных поставок. Характерной особенностью ПБ России явилось увеличение притока иностранных инвестиций в страну. Анализ ПБ России показал, что в последние годы идет явная «утечка» валюты из России. Следовательно, необходимо принять ряд действенных мер по прекращению «утечки» валюты.

            Отличительной особенностью России от других стран с транзитивной экономикой является ее огромный ресурсный потенциал, который позволяет поддерживать активным текущий ПБ, главным образом за счет положительного торгового баланса. Для России более актуальным является финансирование дефицита счета движения капитал платежного баланса, нежели текущего платежного баланса. Однако, это нельзя назвать плюсом для экономики, так как положительное сальдо счета текущих операций является отражением низкой инвестиционной привлекательности России. Отсутствие взаимосвязи между крупными положительными сальдо ПБ России по текущим операциям и снижением валютного курса рубля- все это отражает особый статус рубля как замкнутой валюты имеющей хождение только в пределах России. Текущий ПБ России в разрезе сбережения-инвестиции при положительном сальдо является следствием чрезвычайно низкого уровня внутренних инвестиций, а не высоких национальных сбережений, хотя бы вследствие огромного и хронического бюджетного дефицита.

            Особенностью экономики России является то, что в отличие от стран восточной Европы, Россия позднее вступила в процесс трансформации, а структурные формы проводятся медленнее или практически не проводятся. ПБ России балансируется за счет просрочек, отсрочек, переносов платежей по обслуживанию внешнего долга.

            Одной из серьезных особенностей является то, что до сих пор экономические взаимоотношения России с резидентами новых суверенных государств, то есть с республиками бывшего Советского Союза фактически считаются внутренним оборотом и, следовательно, выходят за рамки собственного ПБ. Получается, что статистический учет межгосударственных операций России охватывает только дальнее зарубежье. Это, естественно, не может объективно отражать реально происходящие процессы и требует соответствующих важных доработок. В противном случае ПБ России будет отражать ПБ РСФСР как составной части бывшего СССР, а не ПБ России как нового государственного образования.

    

Заключение

В заключении данной курсовой работы, подводя итоги, следует отметить, что:

ü 

ü 

ü 

ü 

Список литературы.

1)     

2)     

3)     

4)     

5)     

6)     

7)     

8)     

9)     

10)    с.1-187.

Приложение

Платежный баланс Российской Федерации за 1994-1996 гг. и первое полугодие 1997 года (нейтральное представление). Основные агрегаты в млн. долларов США

 

 

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

 

I кв.

II кв.

полу-годие

 1994г.

1995г.

1996

1996

1996

1996

1996г.

1997

1997

1997г.

Счет текущих операций

 9285

 8046

3710

16151

962

4418

11706

4592

396

4988

   Товары и услуги

11176

11271

3208

3283

3772

6220

16483

4999

2710

7709

          Экспорт

76219

 93181

23720

25131

25939

28360

103149

23871

23160

47031

          Импорт

-65043

-81910

-20512

-21847

-22167

-22140

-86666

-18872

-20449

-39322

     Товары

17838

20807

4589

4861

5009

8366

22825

6016

3862

9878

          Экспорт

67826

82663

20821

21879

21864

25669

90232

21113

19883

40996

          Импорт

-49989

-61856

-16231

-17019

-16854

-17303

-67407

-15097

-16021

-31118

    Услуги

-6661

-9536

-1382

-1577

-1237

-2146

-6342

-1017

-1152

-2169

           Экспорт

8393

10517

2899

3251

4075

2692

12917

2758

3277

6035

          Импорт

-15054

-20054

-4281

-4829

-5312

-4837

-19259

-3776

-4429

-8204

  Доходы от инвестиций и оплата труда

 -1780

-3334

484

-1601

-1862

-1963

-4942

-439

-2236

-2675

         К получению

3502

4292

2618

733

510

501

4362

2426

651

3077

         К выплате

-5282

-7626

-2134

-2334

-2372

-2464

-9304

-2865

-2888

-5752

    Оплата труда

 -114

-303

-120

-111

-97

-78

-406

-79

-89

-169

        Полученная

108

166

8

23

35

37

102

50

63

113

        Выплаченная

-222

-469

-128

-133

-132

-115

-507

-129

-153

-282

   Доходы от инвестиций

-1666

-3031

604

-1490

-1765

-1885

-4536

-360

-2147

-2507

       К получению

3394

4126

2611

710

475

464

 4260

 2376

 588

 2964

       К выплате

-5060

-7157

-2007

-2201

-2240

-2349

 -8796

 -2735

 -2735

 -5470

 Текущие трансферты

-111

108

19

-67

52

161

 165

 33

-78

 -46

      Полученные

449

764

135

105

143

315

699

 109

 42

152

       Выплаченные

-561

-656

-116

-172

-91

-155

-535

 -77

-121

 -197

Счет операций с капиталом и финансовые операции

-7734

-2254

-1692

1274

-1375

-2859

 -4 651

 -1 470

751

 -718

   Счет операций с капиталом

2051

-347

-219

-66

-80

-99

 -463

 -28

 -188

 -217

        Капитальные трансферты

2051

-347

-219

-66

-80

-99

 -463

 -28

 -188

 -217

              Полученные

5523

3122

613

811

822

820

 3066

487

 684

1171

              Выплаченные

-3472

-3469

-832

-877

-901

-919

 -3529

 -516

 -872

 -138

 Финансовый счет

-9785

-1907

-1473

1340

-1295

-2760

-4188

 -1441

 939

 -502

            Прямые инвестиции

532

1711

404

21

680

1038

 2142

 442

 1 435

1 877

                   За границу

-106

-306

-32

-216

-77

-12

 -337

 -407

 -524

 -931

                  В Россию

638

2017

436

237

757

1049

 2480

849

1960

 2808

           Портфельные инвестиции

87

 -1436

1344

751

238

4995

7327

 5285

 7896

 1318

                 Активы

 113

 -1525

140

 -73

 -10

 -200

 -142

 187

 -41

 146

                Обязательства

 -26

88

 1203

823

 247

5196

7470

 5099

 7937

 1303

           Прочие инвестиции

-10456

7128

 -787

 -2065

-3406

 -8757

 -15014

 -5884

 -276

-6161

                Активы

-17323

 2533

-4717

 -7043

 -5 859

-11359

-28

979981

 -6943

 -5962

                       Наличная иностранная валюта

-5736

 39

 -95

-3070

 -2542

 -2803

 -8511

-2681

 -1237

-3918

                       Остатки на текущих счетахи депозиты

1390

4370

1185

 -958

242

 -1384

 -915

1526

 -730

796

                       Торговые кредиты и авансы         предоставленные

 -3721

 8083

 -1644

 -1810

 -1707

 -4380

 -9541

 -2458

 -2379

 -483

                       Ссуды и займы предоставленные (непросроченные)

 9527

 8558

2424

 3123

 2266

 1685

 9498

4116

2412

 6528

                       Просроченная задолженность

-12837

-10553

 -4611

 -2374

 -1295

 -1196

 -9475

 1829

 -2736

 -907

                       Изменение задолженности

 -3860

 -4928

-1936

 -1812

 -2861

 -3163

 -9771

 -1771

 -2233

 -4004

                       Прочие активы

 -2086

 -3037

 -40

 -143

 39

-119

 -263

419

-39

 380

                      Обязательства

 6867

 4596

3931

 4978

 2453

 2602

13964

 -6865

6667

 -198

                      Наличная национальная валюта

 -325

391

 -87

 -39

 -80

 -37

 -243

 -84

 69

 -15

                      Остатки на текущих счетах и депозиты

 2658

2 443

140

 -26

747

709

 1570

 -7496

70

 -742

                     Торговые кредиты и авансы привлеченные

 -978

 -8090

93

 -425

 -564

 136

 -759

 405

442

 846

                     Ссуды и займы привлеченные (непросроченные)

 2198

 7741

3453

 3050

 1762

 1291

 9556

 -39

4758

 4719

                     Просроченная задолженность

 3160

 1131

 725

 619

 619

 729

 2692

882

 1007

 1889

                    Прочие обязательства

152

 980

 -394

 1799

-31

-225

 1148

 -533

321

 -212

Резервные активы

1896

-10386

 -2034

3431

 1390

 54

 2841

 -1332

-8146

 -9478

Поправка к резервным активам

-1844

 1076

 -400

 -798

 -196

 -90

 -1484

48

 

 78

 Чистые ошибки и пропуски

-1551

 -5792

 -2018

 -2889

 -588

-1559

 -7054

 -3123

 -1147

 -4270

 Общее сальдо

 0

 0

0

 0

 0

 0

 0

 0

 0

0


[1] С 1976 г. принято публиковать официально только платежный баланс по текущим операциям. Все остальные показатели публикуются как справочные данные о международных расчетах страны.