Поэтический мир Николая Гумилёва
«Погиб поэт, невольник чести! Пал оклеветанный молвой!» - эти слова Лермонтова в полном смысле применимы к очень яркой и трагической судьбе великого русского поэта Николая Гумилева. Жизнь всеми признанного корифея русской литературы Серебряного века прошла в поиске неизведанного, яркого, романтического мира, но трагически и несправедливо оборвалась на вершине его творческого взлета. Гумилев погиб, чтобы воскреснуть через шестьдесят с лишним лет. Его имя буквально восстало из-под строжайшего запрета, а его поэзия открыла всему человечеству «веселые сказки таинственных стран», воспела «открывателей новых земель» и романтическое чувство «далеких странствий».
Гумилев с детства увлекся романами Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера, что, наряду с учебой в Николаевской царскосельской гимназии, директором которой был замечательный поэт и педагог И. Анненский, во многом предопределило складывание его творческой личности. Стихи и рассказы Гумилев писал с восьми лет, и в 1905 году, будучи гимназистом, выпустил свой первый поэтический сборник «Путь конквистадоров», который привлек внимание одного из мэтров русского символизма В. Брюсова.
Следующие сборники были созвучными первому и дополняли его художественный колорит. Захватывающие и волнующие путешествия по далекой и таинственной Африке послужили богатым источником его лирических стихотворений. Странствия по Абиссинии, Египту и Судану в 1908-1911 гг. предвещают появление в поэзии Гумилева первых «экзотических» стихов, навевающих жажду сильных и прекрасных чувств, ощущение того, что «в каждой луже – запах океана, в каждом камне – веяние пустынь».
Гумилев выступает как поэт большого формального мастерства, для которого характерна чеканность и четкость стиха, строгость композиции. Используя старинный жанр баллады, он воплощает в своих стихах самобытный мир ярких утонченных образов. Его лирический герой – «избранник свободы, мореплаватель и стрелок» - олицетворяет мужественность, напряженную душевную энергию и волевой темперамент, в то же время ему свойственна открытость, искренность, беззащитность перед «темной и крылатой бурей», бушующей в мире.
Вскоре гумилевские стихи делают поэта знаменитой фигурой в петербургских литературных кругах. В конце 1911 года он объединяет вокруг себя молодых поэтов-единомышленников в так называемый «Цех поэтов», став идейным вдохновителем и теоретиком нового поэтического направления – акмеизма. Однако очень быстро творчество Гумилева вышло за рамки созданных не без его участия акмеистических деклараций и обрело индивидуальную судьбу.
Переломным моментом не только в его жизни, но и в поэзии стала Первая мировая война. Испытывая мощный подъем патриотизма, Гумилев добровольцем пошел на фронт. За личную доблесть и отвагу «его пулею нетронутую грудь святой Георгий тронул дважды». Февральская революция застала его за границей, где он находился в составе русского экспедиционного корпуса. Узнав об Октябрьском перевороте, Гумилев сказал: «Я дрался с немцами, стрелял во львов, а вот большевиков никогда не видел. Не поехать ли мне в Россию? Думаю, это не опаснее джунглей».
Вернувшись на Родину в апреле 1918 года, он сразу же погрузился в литературную жизнь Петербурга: работал в редколлегии издательства «Всемирная литература», читал лекции, руководил студией молодых поэтов. Но напряженная политическая обстановка в стране наложила отпечаток и на поэзию Гумилева. Последние его прижизненные сборники пропитаны предчувствием будущей трагедии, и в предвидении этого автор попытался подвести итог своей жизни. Особенно ярко и обстоятельно характеризует его размышления о смысле существования стихотворение «Память» из сборника «Огненный столп» (1921), на котором я хотел бы остановиться поподробнее. По жанру это лирическое стихотворение. Первая и последняя строфы звучат грустным обобщением с оттенком краткости человеческого существования. Заключенные в эти рамки 13 четверостиший олицетворяют этапы жизни и смысл творческих изысканий автора, а также в них заключено рассуждение о сущности общечеловеческой памяти. В повествовании автор использует множество художественных средств, а это: эпитеты («звонко пели воды», «воздух сладкий», «ветер странный», «молчаливый дом»), сравнения («память, ты… жизнь ведешь, как под уздцы коня»), олицетворения («Я – угрюмый и упрямый зодчий», «жизнь – его подруга», «коврик под его ногами - мир»), инверсии («лист опавший», «ветер странный»). Многие фразы, использованные автором можно причислить к афоризмам, например, «колдовской ребенок», «останавливающий дождь» и другие. Постепенно интонация размышления о прожитом оборачивается торжественным признанием автора о своем поэтическом предназначении: «Я – угрюмый и упрямый зодчий храма, … как на небесах, и на земле».