Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский

                                                                                    

РЕФЕРАТ

По литературе на тему:

«Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский»

Ученицы 10 класса «А»

Средней школы № 1274

Им. В.В. Маяковского

Аверьяновой Ольги

г. Москва.

План.

1.     Жизненный путь.

2.     Творческий путь.

3.     Анализ стихотворения «Лунный свет».

4.     Произведения Полонского.

   

 

Яков Петрович Полонский.

Яков Петрович Полонский - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи. Он родился 6 декабря 1820 года в Рязани. Отец его, дворянин по происхождению, был небогатым чиновником. Своё необы­чайно развитое воображение и лю­бовь к чтению мальчик унаследовал от матери, которая умерла, когда Яше не было ещё одиннадцати лет. Служба требовала от отца постоян­ных разъездов, и Яков с младшими братьями оставались на попечении ба­бушки и тётушек. Душевное одиноче­ство, общение с дворовыми людьми (среди них было много прекрасных сказителей), патриархально-богомоль­ный быт провинциального города приобщили мальчика к миру народ­ной фантазии, к вере в чудеса. Через год после смерти матери Полонский поступил в Рязанскую гимназию. А в 1838 он поступил в Московский университет на юридический факультет (окончил в 1844). О словесном отделении он и не помышлял: там тре­бовалось хорошее знание языков, которого рязанская гимназия, увы, не давала. В студенческие годы он сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. После окончания университета По­лонский оказался на распутье: ни средств, ни связей, необходимых для того, чтобы устроиться на службу в Москве, у него не было. В аристо­кратических салонах на него посма­тривали с интересом, но свысока. Пришлось покинуть Москву и снова отправиться в провинцию. Но те­перь это была не Рязань, а Одесса. Устроиться на службу в Одессе ему не удалось. Поэтому с 1846 года по 1852 год Полонский, в качестве домашнего учителя, жил на Кавказе (в Тифлис), где был помощником редактора "Закавказского Вестника". Там он сблизился с грузинскими, армянскими и азербайджанскими поэтами, изучал нравы и историю Кавказа. С 1851 года Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. А в 1857 году Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В том же году он женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 году женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово». В Петербург Яков Петрович вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. Яков Петрович умер 18 октября 1898 года в Петербурге, похоронен был в Рязани.

«Всю жизнь серьёзно я был только поэтом и больше ничем...» — написал Яков Петрович Полонский, окидывая взглядом прожитую жизнь. А ведь он пи­сал прозаические и драматические произведения, полемические статьи и очер­ки, пытался стать профессиональным живописцем...

Несколько раз на протяжении сво­его — милостью Божьей не коротко­го — творческого пути Полонский об­ращался к детству. В начале 50-х гг. XIX в. он написал трилогию из «дет­ских и полудетских» рассказов: «Статуя весны», «Груня» и «Дом в деревне». Ге­рою первого рассказа, мальчику Илю­ше, шесть лет, второго — четырнад­цать, третьего — пятнадцать. И хотя сюжеты этих рассказов не совпадают с биографией Полонского, их герои автобиографичны в главном — в скла­де характера. Это характер маленько­го мечтателя, чудака, фантазёра — на­тура трепетная и поэтичная.

В 1867 г. Полонский опубликовал роман «Признания Сергея Чалыгина». Яков Петрович изображает внут­реннюю жизнь подростка с подроб­ными психологическими мотивиров­ками поступков. Его герой склонен к напряжённому самоанализу, при­стальному вглядыванию в открываю­щийся большой мир.

Наконец, в 1890 г. появились ме­муары Полонского «Старина и моё детство», а в 1898 г., уже после смер­ти автора, — их продолжение под на­званием «Мои студенческие воспоми­нания». Все эти произведения также объединены героем — мечтателем из мира детства.

Правдивая наивность отличает всё твор­чество поэта и неотделима от его личности. В неоконченной поэме «Братья» Полонский дал определение «юношам-художникам»:

                                                          ...Все они

Мечтатели, и сердцу их постыло

Всё, что влечёт к расчёту в наши дни...

Мечтательность, по убеждению поэ­та, — непременное свойство художе­ственной натуры.

Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского. 

В журнале «Отечественные записки» в 1840 впервые было опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…». Печатался также в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» (1853г.). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).

В то время, когда Полонский был в Одессе вышел второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845 г.). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879 г.).

Затем в Тифлисе в 1849 выходит поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856г. и 1859г.), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859г.), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира».

Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860г.; «Поэту-гражданину», 1864г.), хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863г.). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов.

Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший» (1859г.), « Двойник» (1862г.) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 века. А в 1881 г. выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

В 1890 Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5 тт., вышедшее в 1896 г.

В совокупности стихотворений Полонского нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, каким отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев. Полонский был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии.

Типичные стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует иногда в самом звуке его стихов, например:

«То не ветер - вздох Авроры

Всколыхнул морской туман...»

"Пленительным беспорядком" отличаются произведения Полонского; есть в них и «траур» по мирскому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за «колючие вершины любви» «в золотые облака» и там высказывается свободно и легко с доверчивостью детской.

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то, как стремление и готовность к вере.

Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясной тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность.

Рассмотрим одно из стихотворений Полонского – «Лунный свет».

Мы не знаем ни даты написания этого стихотворения, ни при каких обстоятельствах оно было написано.

В стихотворении Полонского «Лунный свет» воспевается «безотрадная былая радость» и «былое счастье». Отсюда можно сделать вывод, что это стихотворение было написано в зрелом возрасте. Но в то же время совершенно нет ощущения тоски, уныния, угнетённости. И тут становится вопрос: «Почему это стихотворение, слова которого далеко не самого жизнеутверждающего ряда, звучит достаточно мажорно?» На восприятие читателя сильно влияет и интонационный рисунок стихотворения.

Жизни лучшие мгновенья -

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка?-

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска!

В стихотворении огромное количество перечислений. В развёрнутом предложении, занимающем первую строфу стихотворения, цепь перечислений поддерживается нарастающей интонацией. Происходит непрерывное поступательное движение к заключительной, кульминационной строке. Темп речи ускоряется. Это, как правило, наблюдается в тех местах, где присутствует интонационное дробление внутри строки. В данном стихотворении такое дробление начинается с четвёртой строки. Звучит взволнованный голос носителя лирического сознания, который спешит «злить» душу при таинственном мерцании звёзд и луны. Также на восприятие стихотворения влияют повторения: «Все…все…все», «Отчего…отчего…отчего».

В стихотворении присутствуют эпитеты и метафоры: «тени прозрачной», «свет волшебный», «жаркие мечты», «роковые впечатленья».

 В начале стихотворения автор прекрасно описывает природу. Такое впечатление, что не просто наступает ночь, течет время, а происходит что-то необыкновенное. Это стихотворение показывает нам, что время не стоит на месте. Но автору «ничуть не жаль былого счастья». Все мы прекрасно понимаем, что время не остановить, оно бежит вперед и вперед. И никогда не стоит об этом забывать.

Полонский написал огромное количество стихотворений:

1840  «Бэда-проповедник» 1841  «Солнце и Месяц» 1842  «Дорога»  Пришли и стали тени ночи...» 1844  «Зимний путь»  «В гостиной»  «Вызов»  «Встреча» 1845  «Тени»  «Развалину башни, жилище орла...»  «Утро»  «Ах, как у нас хорошо на балконе...»  «Птичка»  «Последний разговор» 1846  «Затворница»  «Татарская песня»  «Грузинка»  «Горная дорога в Грузии»  «Грузинская песня (Всякий раз как под буркой...)» 1847  «Нищий» 1848  «Грузинская ночь» 1851  «Сатар» 1853  «Песня цыганки» 1854  «Колокольчик» 1855  «Пчела» 1856  «Подойди ко мне, старушка...»  «Соловьиная любовь»  «Мое сердце - родник...»  «На корабле» 1857  «Тень ангела прошла с величием царицы...»

«Утрата» 1862  «Двойник»  «Белая ночь» 1863  «Поцелуй» 1864  «Заплетя свои темные косы венцом...»  «Последний вздох»  «Чтобы песня моя разлилась...»  «Что, если»  «Рассказать ли тебе, как однажды...» 1865  «В альбом К. Ш...»  «Слышу я, моей соседки...»  «Ф.И. Тютчеву» 1867  «Напрасно» 1868  «Влюбленный месяц»  «На железной дороге» 1869  «Заря под тучами взошла и загорелась...» 1870  «Мой ум подавлен был тоской...»  «Вложи свой меч»

1871  «Полярные льды»  «Что с ней?» 1872  «Блажен озлобленный поэт...» 1874  «Из Бурдильена» 1876  «Аллегория»  «В дни, когда над сонным морем...»  «В телеге жизни»  «Памяти Ф.И. Тютчева»  «Царь-девица» 1878  «Узница» 1884  «Холодная любовь»  «Старик» 1888  «А.А. Фет»  «У двери»  «В хвойном лесу»  «Лебедь» 1889  «Зимой, в карете» 1890  «Вечерний звон»  «Зной - и все в томительном покое...»  «Полонский здесь не без привета...»

1891  «Тени и сны» 1892  «В потемках» 1898  «Еще не все мне довелось увидеть...»  «И любя, и злясь от колыбели...» Без даты  «Вечер»  «Тишь»  «Узник»  «Ночь в горах Шотландии»  «Лунный свет»  «Уже над ельником из-за вершин колючих...»  «В осеннюю темь»  «В саду»  «Гипотеза»  «Если б смерть была мне мать родная...»  «Любя колосьев мягкий шорох...»  «Вот и ночь... К ее порогу...»  «На закате»  «Старый сазандар»  «На пути»  «На искусе»  «Качка в бурю»  «Ответ»  «Любви не боялась ты, сердцем созревшая рано...»  «Поэту-гражданину»  «Время новое повеяло — смотри...»  «И в праздности горе, и горе в труде...»  «Неизвестность»  «Плохой мертвец»  «Откуда?!»  «О Н. А. Некрасове»  «Кораблики»

Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе:

«Нечаянно» (1844г.);

 «Признания Сергея Чалыгина» ( 1888г.);

 «Крутые горки» (1888г.);

«Дешевый город» (1888г.).

 

 Его юмористическая поэма "Собаки" издана в 1892 г.

 Сборники стихотворений Полонского:

«Гаммы» (1844),

 «Стихотворения 1845 г.» (1846),

«Сазандар» (1849),

«Несколько стихотворений» (1851),

«Стихотворения» (1855),

«Оттиски» (1860),

«Кузнечик-музыкант» (1863),

«Разлад» (1866),

«Снопы» (1871),

«Озими» (1876),

«На закате» (1881),

«Стихотворения» 1841-85 г. (1885),

«Вечерний звон» (1890).

                

ЛУННЫЙ СВЕТ

На скамье, в тени прозрачной

Тихо шепчущих листов,

Слышу - ночь идет, и - слышу

Перекличку петухов.

Далеко мелькают звезды,

Облака озарены,

И дрожа тихонько льется

Свет волшебный от луны.

Жизни лучшие мгновенья -

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка?-

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска!

Список литературы.

1.     www.litera. ru.

2.     www.rulex. ru.

3.     http://student. ru.

4.     http://mega. ru.

5.     http://5ballov. com. ru.

6.     Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 627с.: ил.