Молодежные движения в России конца 20, начало 21 века

                                        Введение.

    Интернет- это один из самых мощных и эффективных источников информации. Миллионы людей во всём мире ежедневно посещают множество сайтов, открывают ссылки и читают информацию содержащиеся в них. Изобретение и широкая популяризация глобальной сети открыла невиданные возможности для самовыражения, каждый желающий мажет открыть свою страничку и рассказать всем о своих интересах. В последнее время наибольшей популярностью пользуются сайты содержащие информацию о различных молодежных движениях. В них можно найти любую интересующую информацию: от истории жизни основателей, до рассказа о стычках с правоохранительными органами.  Рассылка писем с призывы к вступлению в то или иное молодежное движение- это не вызывает никакого удивления. Конечно можно подумать, что все Фан- движения- это всего лишь стремление подростков к самовыражению и дальше чем  распространение листовок, раскрашивания стен граффити и ношение шокирующей одежды никогда не зайдет, но это глупо закрывать глаза на массовые движения, которые стали перерастать в настоящую проблему современности.

 Стремление увлечь своими интересами окружающих и привлечь на свою сторону массу людей переросло в настоящую войну между движениями. Во всех городах Росси создаются закрытые клубы, вход в которые разрешен только членам одного из молодежных движений.  Но на этом развитие малых субкультур не остановилось, следующей ступенью стала настоящая война в начале между группировками, а в дальнейшем с правоохранительными органами. Только тогда средства массовой информации всерьез заговорили о различных молодежных движениях, перестав считать их детской шалостью.

Но процесс формирования и развития субкультур набирал высокие обороты и приостановить его уже было нельзя. На многих дискотеках можно увидеть как танцевальный зал делиться  между собой, как подростки стремясь к самовыражению переходят границы человеческого права на собственный выбор стараясь физическим воздействием изменить взгляды окружающих.

Именно поэтому я выбрала тему:"Молодёжные движения в России конца 20- начала 21 века ", чтобы рассказать существующих субкультурах, их интересах и законах, а так же что бы изменить предвзятое отношение к их членам.

            1. ФУДБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ.          

          В течении последнего года я была тесно связана с  таким социальным явлением как футбольный  фанатизм. Именно поэтому  с рассказа о нём я хочу начать свою работу.

          Футбольный фанатизм в России появился в 70-х годах 20-ого века. В то время  появились первые Фан-группы, постоянно совершающие  определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочие. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда в те годы Фан-движение не стало массовым и распространялось лишь на ряд крупных городов: Москва, С.-Питербург, Красноярск, Киев и др., а числено не превышало нескольких сотен человек. Однако  надо отметить, что все лидеры  современного фан- движения начинали  именно в  это время. После распада советского общества Фан-движение стало расширяться, связано это с целым рядом фактов:

1             Переход от моностилистического типа культуры к  политическому, общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практики, что создало российскому Фан-движению новые возможности.

2             Российское общество стало более информационно открыто. На Западе Фан-движения развивались чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не  знали.

3             Развитию Фан-движения в России способствовало  развитие других общественных  движений и субкультур.*

        Но нельзя путать футбольного болельщика и обыкновенных хулиганов, иначе это означало  выро-

ботать  однозначно отрицательную реакцию со стороны общественности. Футбольный фанат-это

человек который: активно посещает домашние матчи своей команды; ежегодно совершает несколько

выездов в другие города; знает особенности субкультуры футбольных фанатов. Но нельзя относит

всех футбольных болельщиков к одному лагерю, между собой они делятся на три самые яркие группы:

Во-первых, hooligan*s. Так называемые футбольные хулиганы- это наиболее активные и  агрессивные члены Фан-движения. Их численность не велика, по 20-30, реже 50, человек в группе. В Фан-движении может быть несколько таких Фан-групп. Они претендуют на роль своеобразной элиты, это находит отражение  даже в специальной символике. Каждый фанат  получает номерную символику, а в случаи её потери  член группировки подвергается санкциям вплоть до исключения. Hooligan*s обязан ежегодно совершать  большинство выездов, особенно в те города, Фан-движения которых враждебны по отношению к ним и участвовать во все драках ____________________________________________________________

1*Фанатский журнал " BULLDOG" 1999 год., №5., стр.17-19.

Особой гордостью в этом движении является эмблема враждебной команды лоскут которой  носиться на шее или завязывается на запястье руки.*

        Вторые представители Фан-движений, менее уважаемые -это ЧЛЕНЫ ФАН-ГРУПП. Они также немногочисленны ( 20-40 человек и обычно объедены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города. Такие Фан-группы обычно  заказывают специальную символику и атрибутику,  отражающие не только поддержку определённого клуба, но и принадлежность к  данной Фан-группе. Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что естественно наиболее удобно в плане коммуникации между фанатами. Как правило, это те микрорайоны которые достаточно автономны и ощущают свою "отдельность" от остального города. *  Третьи представители Фан- групп , находящиеся на нижней ступени так называемые "КУЗЬМИЧИ " или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к Фан-группам, но участвующие в деятельности Фан-движения. Отношение к ним со стороны членов Фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом Фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, у них нет строгих обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать. В тоже время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате фанаты почти всегда становятся жертвами

"дедовщины" со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan*s. Правда, обычно это ограничивается сбором определённой денежной "дани".*

        Для того чтобы  попасть в Фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух членов группировки  или фанатов, пользующихся авторитетом в Фан-движении, но не являющихся членами данной группировки.

       Большинство Фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывают то, какое количество выездов в другие города должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на "ближайшие" и "дальние ", в таких случаях предписываются минимальное обязательное количество"дальних " выездов. Как правило за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль, так чтобы осуществлять все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик релейшенз и т. д.Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому было чем заняться.*

____________________________________________________________

1*Фанатский журнал"ULTRAS NEWS". 2001 год №1.,стр.4-8.

       Таким образом, Фан-группа - это достаточно автономное  образование. Она имеет свою эмблему, устав, лидера и даже своё  иерархическое деление.

Одной из отличительных черт фанов является их символика, которая может рассказать о своем владельце многое.

          Ещё некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была  достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. В настоящие время  в России производство футбольной атрибутики поставлено "на поток" , поэтому можно встретить самую разнообразную символику. Разные типу символики ассоциируются с разными эмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан ряд правил, определяющий поведение фаната, например, его  отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд. Обмен  атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между дружественными Фан-движениями.

Также разные осациации  вызывает атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить три основные группы: 1) атрибутика "боевых организаций "- hooligan*s, 2) атрибутика Фан-групп, 3) общефанатская атрибутика. Первые две отличает то, что их нет в открытой продаже, и вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная атрибутика, что формально должно усиливать её индивидуальность.

В развитом фан- движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако, новые нестандартные ходы всё же возможны. Кстати, именно благодаря появлению  новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговскую кличку. Зенитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков"Зенита ", а их фанаты получили обобщающую прозвище "мешки ".* Кроме того, символами клуба могут стать имена знаменитых игроков и тренеров, защищавших цвета команды, особые места, неразрывно связанные с историей клуба.

 Особое место в данном молодежном движении нужно уделить фанатским войнам. Они возникают в разных случаях. Например между фанатами команд, расположенных в одном городе. Как пример можно привести всем известные напряженные отношения между фанатами  московского "Спартака "и "ЦСКА ". Этот факт очень легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются ____________________________________________________________

1. Фанатский  журнал"Знамя Зенита "2002 год №7.

всего  2-3 раза в год, а если в одном- то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.

 Так же , войну могут возникать между традиционными городами- соперниками. Почто в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо являются конкурентами. Наиболее ярким примером являются Петербург и Москва.

Фанатские войны также оказывают определенное влияли на лидерство в Фан-движении.  Теоретически существует неписанный кодекс проведения войн. В драках не должны втягиваться простые болельщики, только hooligan`s или члены Фан-групп. Простые болельщики команд не должны подвергаться какой-либо дискриминации, в частности,  фанаты не должны пытаться отнять их клубную атрибутику. Так же в драках запрещено использование каких-либо колющих или режущих предметов. Война- это выяснение отношений на кулаках, без использования подручных средств. Но справедливости ради, нужно отметить, что не всегда это правило выполняется беспрекословно. Как  минимум фанаты вооружаются ремнями с металлическими бляхами или бутылками. Поэтому драка заканчиваются довольно тяжелыми повреждениями и после матчей многие больницы переполнены молодежью с травмами разной тяжести.

Я не хотела показывать молодежное движение футбольных фанатов с положительной или отрицательной стороны, просто я попыталась отразить свой взгляд на него изнутри, как человек который когда-то тоже совершал выезды и болел за любимую команду.

2.НЕФОРМАЛЫ.

   Второй тип молодежного движения о котором я буду вести рассказ получило сокращённое название- неформалы. У многих они вызывают однобокие оссациации, такие как: рваные джинсы, кожаные куртки, полное безразличие к окружающему миру. Но эти определения совсем не раскрывают всю сущность и уникальность этого социального явления. Конечно многие подростки стремясь проявить свой протест к нормам поведения одеваются довольно шокирующие, но далеко не все они могут считаться неформалами. Именно из-за таких людей большинство масс относятся отрицательно к данной субкультуре. Многие из мнимых неформалов практически не знают  чем отличается их направление от остальных, порой даже не различая направления в музыке, что является основным критерием. Однажды на рок-концерте, проходившем в нашем городе, я спросила у одной девчонке, одетой по всем "правилам" неформалов, что ей больше всего нравится: джангл, хаус, хаус-эйсид, транс или техно. На что вместо ответа получила множество вопросов на тему значения данных терминов.

Но как и в любой субкультуре есть истинные знатоки и ценители, и множество подражателей, которых привлекают лишь  закрытые вечеринки и шокирующий стиль в одежде. Настоящий неформал- это большой знаток и ценитель музыки, которой четко знает её отличия от остальных направлений  и легко ориентируется в её новшествах.  Конечно это молодежное движение приветствует только некоторые разновидности в музыке: рок, панк-рок, металика... Но это не значит, что они отвергают существование других направлений, также отличие настоящего неформала от жалких подражателей заключается в том, что они не навязывают свои взгляды и считают, что у каждого человека есть право на выбор. Так же принято считать, что у неформалов  довольно жестокие правила: будто бы каждый член группировки обязан отстаивать свои взгляды кулаками, но эти предрассудки лишь отголосок прошлого неформального движения, берущего свое начало в американских кабаках, когда подвыпившие мужики находили единственное развлечение в драке. На сегодняшний день к сожалению неформалами называют подростков входящих в какие-либо компании, подчас проповедующие лишь весёлое времяпровождения.

Основным критерием, как уже было сказано является музыкальные увлечения, естественно, что растущий интерес молодежи к западным рок-группам привел образованию аналогичных в России. Но отвергая многие предположения они не стали точной копией западных аналогов, а приобрели свои особенности и внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Основателями русского рока стали такие знаменитые музыканты как: Б. Гребинщеков и его группа "Аквариум", В. Цой- "Кино", В. Бутусов- "Наутилус Помпилиус"...

3.Рейперы.

Рейперское движение получило широкую огласку и популярность в США, когда негроидная раса полностью обрела равноправные право на ряду с европейцами. Вскоре особенности культуры обрели известность и нашли своих почитателей и ценителей. В Россию эта субкультура пришла в начале 90-х годов, но очень быстро приобрела массовость. Наибольшую известность получив благодаря специфической музыке- HIP-HOP и танцам- брейк. Одним из первых исполнителей эстрады активно пропагандирующий и использующий hip-hop в своём творчестве стал Дельфин. Вскоре молодежное движение приобрело популярность и массовость во всех слоях молодёжи. Как и любое молодежное движение, рэйперы в процессе своего становления преоброли особенности в одежде, которая позваляет определить с первого взгляда принодлежность к этой субкультуре. Критерием для выбора одежды стала неодходимость в свободе движения во время исполнения танца, поэтому чаще всего они насьт широкие штаны, свободную яркого цвета футболку, вязоную шапочки, а за плечами рюкзак со множеством карманов и застёжек.  Также одно из новшеств введёных рэйперским движением стал язык жестов. Они вспомнили способ общения древних людей и придав ему новизну установили свой словарь, который очень быстро вошёл в обиход всей молодёжи. Хотя главным критерием для языка жестов стала красочность. Например Yeah- жест хип-хоп одобрения. Если во время танца или читки кто либо из толпы выдаёт что то оригинальное, то  брейкеры  выкидывают вверх руку и трясут указывая на героя.*

Кок и любое движение у рейперов есть свои отличия и деления. Наиболее яркое из них это различия между восточными и западными рэпперскими кланами. Отличить их просто по манере здороваться, жест рук определяет принодлежность к той или иний стороне. Наиболее яркие отличия появились в процессе становления этой субкультуры, когда восточные рэйперы полность изключили возможность самого факта, что "белый" могут читать рэп, а западные напротив полнустью поддерживали таких известных исполнителей как EMINEM. В Росии эти отличия менее замитны и не приводят к активным противостояниям, но и дружескими их назвать нельзя.

В последние годы рэйпперское движение стало по истени народным. На улицах городов Росии можно постоянно наблюдать выступления подростков исполняющих брэйк. Дворики городов стали напоминать галлереи народного творчества, стены изрисованные надписями и рисунками выполненые краской из болончиков- это тоже отголосок пуполизации молодёжи. В последние годы даже в нашем городе можно увидеть  как  быстро распростроняется рэйпперские движения. В последние годы всё чаще проходят сэйшены, где можно увидеть выступление местных _____________________________________________________________

1*Молодёжный журнал Молоток №28. 2002 год, стр.36.

и столичных  рэп-групп. Это своеобразноый отчет о развитии и достижениях рэп движения.

Одним из самых ярых противников рэпперов- это скинхеды с которыми они постоянно ведут жестоние и кровавые войны. Справедливости ради надо отметить, что рэйперы- это мирлюбивый народ, а начинателем драки всегда являются противоположная сторона.

4.Скинхеды.

Первые скинхеды( от англ.skinhead- "бритая голова") появились еще  в 60-ые годы в Британии, когда парни из рабочих районов любили выпить пива и устроить драку в кабаке. Именно из-за постоянных потасовок появилась ультра короткая стрижка.*Но как только движение стало массовым в него вмешалась политика, и единство группы  исчезло, а вместо единого общества появилось множество враждующих между собой группировок. Наиболее массовое из нх- скинхеды- националисты .  Для большинства из них  идеологом является небезызвестный Адольф Гитлер. Они даже придумали специальную феньку на эту тему- приветствие "18", по порядковым номерам первых букв имени Adolf Hitler в латинском алфавите. Главная идея white-power-скинов тоже не занимает много места и умещается в 14 слов:" Мы должны сберечь нашу белую расу и сохранить белое будущее  для всех наших детей".* Именно поэтому скины не любят геев, наркоманов и цветных  и часто устраивают кровавые драки и погромы.

Около семи лет назад   движение скинхедов пришло в Россию, но довольно скоро приобрело известность и на данный момент ничем не отличается от заграничных "друзей". В России произошло разделение на "красных" и "белых" скинов.  Отличить одних от других  очень сложно. Одеваются они практически одинаково(бомбер, ботинки, короткая куртка...), вся разница в нашивке на куртках. Однако ред-скинз не признают расовых и прочих отличий поэтому среди них могут быть Геи, негры, китайцы и даже наркоманы, которых не встретишь в группировках  WP. Надо отметить, что " красные" скинхеды менее организованы, а за последнее время не создали ни одной  центролизованой группировки, "белые" же отличаются высокой организацией и преданностью.

Для развития скинхедов  в России в данное время довольно "выгодная"обстановка. На это есть две причины: во-первых отголоски СССР, а во вторых современное положение в Российском молом бизнесе. Первое заключается в том, что например: в советские времена коренным народам Севера были предоставлены огромные льготы, которые ущемляли права других народов. Поступает абитуриент в институт, набирает положенные баллы, а в результате его в институт не принимают. Почему? Не прошел по конкурсу, т.к. его место занял представитель северной национальности, согласно установленной квоте, в независимости от уровня знаний и довузовской профессиональной подготовки. Тогда, лет пятнадцать назад нам пытались объяснить эти льготы тем, что уровень в школах-интернатах не дотягивает до общесоюзного уровня. Так нужно заботиться о повышении уровня образования в сельских школах и школах-интернатах, а не о том, чтобы

_____________________________________________________________

1*Молодёжный журнал молоток№3, 2002год,стр.38.

2*www.nationalism.org/skinhead.ru (ссылка "принцип")

количество студентов определенной национальности было не ниже установленного решениями партии и правительства. Поэтому часто к специалистам из числа коренных народов некоторые относятся с недоверием.

Несмотря на то, что среди них есть высококлассные специалисты. Имена некоторых врачей и учителей с нерусской фамилией на слуху почти у каждого Салехарда, их знают, уважают. Сейчас льгот стало меньше, но все равно они есть. Почему русский рыбак не может беспрепятственно ловить рыбу, а представитель коренного населения “для личного потребления” может? Русский, проживший всю свою жизнь на Ямале вдруг стал не коренным жителем. Почему русский (украинец, армянин и т.д.) на Ямале считается человеком второго сорта? А вторая довольно наглядна и не требует объяснений. Не секрет, что отдельные “отрасли" преступного бизнеса поделены между национальными преступными сообществами. В Москве есть банды армянские, чеченские, азербайджанские. Не секрет, что столичные рынки на 100 % контролируются различными этническими группировками. Приедет в Москву крестьянин из Рязани продавать свою картошку дешевле чем на рынке, ему это сделать не дадут. Либо заставят повысить цену (что в лучшем случае), либо просто отберут товар, заплатив мизерную “компенсацию”. Наркотики – бизнес выходцев из средней Азии. Бензин - чеченцы. Можно долго продолжать. Этнические и как правило нерусские группировки имеют “крышу” в виде силовых структур, высокопоставленных чиновников. Или мы этого не знаем? А унижение русского народа в бывших республиках СССР, да в отдельных регионах России? Надо признать честно, что у национализма в России есть  объективные причины, к сожалению конечно.*. А после событий в Царицыно по телевидению был показан результат опроса общественного мнения москвичей. Оказалось, что 72 % жителей Москвы отрицательно относятся к нерусским, в особенности к выходцам с Кавказа. Антифашистские организации называют другую цифру – 87 %. Самое удивительное, что в эти проценты входят жители Москвы не являющиеся этнически русскими.* Антифашистская общественность не первый год бьет тревогу по поводу сползания страны в пропасть оголтелого национализма.

Московские власти стремясь  поднять общественность против скинов придало огласки их идеологию, но вместо негодования вызвало в широких кругах одобрение. Ветераны, пенсионеры, жители близлежащих к облюбованному нацистами парку домов, и тот дед, который воевал с фашизмом, теперь рьяно защищает нынешних фашистов: “Отстаньте от них они нас защищают”. С участковых пунктов милиции  исчезли привычные жалобы на шпану и их действия.

_____________________________________________________________

1*www. redskin. newmail.ru

2* Молодёжный журнал молоток№3, 2002год,стр.38.

3*www. redskin. newmail.ru

Ни в одном молодёжном движении нельзя четко назвать группировки или её деятельность о которой слышала вся страна, ни в одной кроме скинов. Может именно поэтому они открыли около 38 сайтов, имеют четкие эмблемы, незыблемый устав и по всему мару про них снимают кино( Американская история Х, США 1998 год, Ромпер-стомпер, Австралия, 1992 год...)* Практически  все эмблемы известны общественности, а главное любимы ей. Ведь прощают она скинам их побои и драки, незамечает  кельтских крестов в подъезде, разрешает побои на стадионах... И если честно признаться, кто из нас идя днем по рынку не ругает Кавказцев за их наглость  и беспредельную уверенность. Вот и получается, что вместо обещанного психологами вырождения ряды скинов расширяются и приобретают силу.

Отличить скина по внешнему виду очень легко: дешёвая одежда, закатанные штанины джинс, а на ногах- высокие шнурованные ботинки и бритая голова. Чаще всего они находятся на футбольных матчах, болея за любимую команду, после чего они любят устраивать потасовки, которые часто приходится разгонять отрядам ОМОНа или на концертах группы Oi. Скинхед-движение с каждым днём становиться все популярнее, поэтому толпа бритоголовых давно стала привычным зрелищем на улицах городов.

Самое главное в данном социальном явлении, что скинов нельзя считать просто шпаной или группой преступников. Вор никогда не скажет, что он вор. А юнец, который вчера разбил голову железным прутом своему “врагу” наследующий день будет восторженно рассказывать о своих “подвигах”. Он чувствует себя героем. Самое страшное, что они ощущают себя борцами за справедливость, выразителями чувств русского народа, воплощением справедливой народной мести. И не все среди них дегенераты (хотя я думаю и такие иногда встречаются). Я не знаком ни с одним скин-хэдом лично, но статистика говорит о том, что подобные организации имеют общие черты, в независимости от страны. Как правило, это образованные, физически крепкие ребята. Члены организации, как правило, не склонны к вредным привычкам, не алкоголики или наркоманы. В большинстве подобных организаций жесткая (если не сказать жестокая) дисциплина, взаимовыручка, точнее сказать круговая порука. У каждого определена своя роль в организации, имеется своя иерархия. Не согласен я только со Снегиревым, что это банальная уличная шпана. Не шпана это, увы. Шпана пьет в подъездах водку, а в свободное от этого своего основного занятия время ищет деньги на “продолжение банкета”, не всегда законным путем. Шпане некогда думать о национальном вопросе, она всегда занята другими делами. Уж листовки то они точно не

_____________________________________________________________

1*www.tyumen-rush.narod.ru

2*www.nationalism.org/skinhead.ru

печатают.

Так что-же делать с толпами бритоголовых подростков, которые заполнили улицы городов? Ведь проще всего завести уголовное дело, но разве это искоренит вражду? Направить молодую энергию на созидание можно. Надо только создать условия нашим детям для самовыражения. Не нужно на них давить и пугать, крапивой или тюрьмой. Заранее запланированные мероприятия здесь не помогут. Пусть двери комитета по делам молодежи будут открыты для всех желающих. Организовали подростки рок-группу, дайте им возможность приобрести аппаратуру, выступать. Захотели организовать военно-патриотический клуб – поддержите материально. Каждый найдет себе дело по душе. И самое главное – дайте возможность заработать. В последнее время эта проблема в Салехарде как-то начала решаться. Уборка улиц не единственное дело, которое можно доверить школьнику. Можно что-нибудь еще придумать, господа из “разных комитетов” подумайте, вам за это зарплату платят.

 Заключение.

        В заключении данного реферата можно сделать несколько выводов:                         

       Во-первых молодежные движения в России стали культурной инсценировкой. Возникшие на Западе субкультуры были перенесены в Россию, где с легкостью прижились и впитали в себя особенности русского менталитета.

       Во- вторых, в субкультурах центральную роль играют специфические коллективные практики, которые называются стилем жизни. Именно это привлекает большинство подростков, которые стремятся таким образом утвердить своё положение в жизни и доказать окружающим свою индивидуальность. Сленг,  символика, закрытые вечеринки, устав и другие сопровождающие факторы играют вспомогательную роль.

      В-третьих, субкультуры довольно оппозиционны по отношению к общей культуре общества и имеют довольно значительный потенциал агрессии. И с каждым годом число группировок растет и набирает обороты в своем развитие. Причем агрессия может возникнуть как из-за пристрастий к музыке, что кажется мелким, так и из-за принадлежности к различным расам, что уже вызывает серьёзное опасение.  В сознание подростков проникает ложное чувство справедливости, когда правильным считается только одна точка зрение на жизнь, а остальные стремятся искоренить, причем чаще всего примитивным  физическим воздействием.

      В- четвёртых, молодежные движения в России давно вышли за приделы подростковых шалостей и стали реальной угрозой спокойствия в государстве. Идеология пропагандируемая в различных группах настраивает подростков на массовое мышление лишая его самовыражения и индивидуального развития. Вместо желаемой независимости и свободы мышления член субкультуры запирает себя в рамки чужих правил, порой чуждых его природе. 

      В- пятых, субкультуры в России могут занять центральное место в воспитании нации, если государство и общество не задумается о необходимости образования различных спортивных школ, кружков развивающих потенциал подростка. Сделав подобные учреждения более массовыми и доступными приведет к оздоровлению идеологии нации и к её расцвету.  

      Молодежные движение - это необходимый этап развития  России  как государства, который принес с собой не только отрицательные черты. Субкультуры наглядно показали, что необходимо больше уделять внимания развитию подрастающего поколения и понимать всю важность проблемы. Как мне кажется на данный момент эта проблема очень актуальна и насущна.