Накопление денежного капитала
Введение
Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.
Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты — ценные бумаги.
Ценные бумаги — это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предостав-нением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного похода. Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным). Ценные бумаги — это особый товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но и отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента.
Понятие, цели, задачи и функции рынка ценных бумаг
Цель рынка ценных бумаг — аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Задачами рынка ценных бумаг являются:
-
- формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;
- развитие вторичного рынка;
- активизация маркетинговых исследований;
- трансформация отношений собственности;
- совершенствование рыночного механизма и системы управления;
- обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;
- уменьшение инвестиционного риска;
- формирование портфельных стратегий;
- развитие ценообразования;
- прогнозирование перспективных направлений развития.
К основным функциям рынка ценных бумаг относятся:
Учетная функция проявляется в обязательном учете в специальных списках (реестрах) всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрации участников рынка ценных бумаг, а также фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др.
Контрольная функция предполагает проведение контроля за соблюдением норм законодательства участниками рынка.
Функция сбалансирования спроса и предложения означает обеспечение равновесия спроса и предложения на финансовом рынке путем проведения операций с ценными бумагами.
Стимулирующая функция заключается в мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг. Например, путем предоставления права на участие в управлении предприятием (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).
Перераспределительная функция состоит в перераспределении (посредством обращения ценных бумаг) денежных средств (капиталов) между предприятиями, государством и населением, отраслями и регионами. При финансировании дефицита федерального, краевых, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг и их реализации осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства.
Регулирующая функция означает регулирование (посредством конкретных фондовых операций) различных общественных процессов. Например, путем проведения операций с ценными бумагами регулируется объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка государством, наоборот, увеличивает этот объем.
Рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет важную роль. К вспомогательным функциям фондового рынка можно отнести использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике.
Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.
Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг — это место, где происходит первичная эмиссия и первичное размещение ценных бумаг. Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. К задачам первичного рынка ценных бумаг относятся:
1) привлечение временно свободных ресурсов;
2) активизация финансового рынка;
3) снижение темпов инфляции.
Первичный рынок выполняет следующие функции:
- организация выпуска ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- учет ценных бумаг;
- поддержание баланса спроса и предложения
- определение рыночной стоимости ценных бумаг;
Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения.
Можно выделить следующие основные задачи инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг:
1) регулирование инвестиционных потоков. Через рынок ценных бумаг в последнее время в основном осуществляется перелив капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений;
2) обеспечение массового характера инвестиционного процесса. Юридические и физические лица, имеющие необходимые денежные средства, могут свободно приобретать ценные бумаги;
3) отражение происходящих и прогнозируемых изменений в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества через изменение фондовых индексов;
4) определение направлений инвестиционной политики предприятий путем моделирования различных вариантов вложений в ценные бумаги; .
5) формирование отраслевой и региональной структуры народного хозяйства путем регулирования инвестиционных потоков. Приобретая ценные бумаги определенных предприятий, размещенных на конкретных территориях, инвестор вкладывает деньги в их развитие. Предприятия, ценные бумаги которых не пользуются спросом, не имеют возможности привлечь необходимые инвестиции;
6) реализация государственной структурной политики. Приобретая акции особо важных предприятий, финансируя их развитие, государство поддерживает общественно значимые, приоритетные отрасли;
7) осуществление государственной инвестиционной политики. Посредством рынка государственных ценных бумаг государство воздействует на объем денежной массы, поддерживает баланс государственного бюджета или регулирует размер его дефицита,
Накопление денежного капитала как основа формирования фиктивного капитала
Накопление денежного капитала играет важную роль в экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. Когда денежный капитал создан и еще находится в сфере производства, он представляет как бы чистый денежный капитал. Его передача в виде ссуды в другие сферы хозяйства означает принятие им иной оболочки — ссудного капитала.
После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой свободные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.
Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия
Ссудный капитал представляет собой денежный капитал, отдаваемый собственником- в ссуду фукционирующим предприятиям и приносящий процент, т.е. непосредственно ссудным капиталом следует считать особую категорию денежного капитала, выделившуюся как капитал-собственность.
Условия для образования ссудного капитала возникают также тогда, когда на свободные денежные средства, которые не принадлежат банку, а только находятся у него на хранении, получен процент от вложения их в хозяйство. Именно сумма этого процента является собственностью. Накопление этого процента обусловливает дополнительное выделение ссудного капитала как капитала собственности.
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно , становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги. В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки , приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно 200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями.
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные - в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финансировать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используются редко, поскольку требуют от государства больших затрат на оплату высоких процентов, превышающих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, сами банки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высокие проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственного бюджета также нежелательна, поскольку это приводит к расстройву денежного обращения и инфляции. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходов государственного бюджета является выпуск госудирственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью решаются следующие задачи:
Погашение текущего дефицита бюджета. Такая необходимое возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами:, поступления в бюджет обычно приходится на определенные даты, а расходы распределяются более ранномерно.
Погашение ранее размешенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при бездефицитном государственном бюджете.
Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (устранение кассовой несбалансированности бюджета).
Обеспечение коммерческих банков и других кредитнофинансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.
Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.
Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства. Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.
Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников. Среди последних главенствующее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома.
Курс государственных ценных бумаг, как и курс частных акций и облигаций, подвержен постоянным колебаниям под влиянием изменения ссудного процента и колебаниям спроса и предложения на эти бумаги. Так, во время затруднений на денежном рынке эти ценные бумаги падают в цене потому, что их массами выбрасывают на рынок с целью реализовать в деньгах.
В послевоенные годы обнаружилась явная тенденция к падению рыночных курсов государственных бумаг. Особенно значительное их падение произошло в период последних циклических кризисов в 1969—1970 гг. и в 1973—1975 гг., а также в начале 80-х гг. В целом за эти отрезки времени курс государственных облигаций в США понизился на 45%.
Возрастание государственного долга потребовало от правительства промышленно развитых стран проведения специальных мероприятий, направленных на поддержание курса государственных ценных бумаг и осуществляемых министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного финансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые институты скупали правительственные обязательства и тем самым поддерживали относительную стабильность их курса.
Огромные размеры государственного долга наложили отпечаток на функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате покупки государственных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной, денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или наличные деньги и способствует развитию инфляции. Это явилось одним из важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до 20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной степени вызвано непрерывным ростом бюджетного дефицита и государственного долга.
Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает зависимость правительственной фискальной политики от частного рынка ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента и способ их размещения определяются конъюнктурой на рынке капитала, с другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансированию своей краткосрочной задолженности. В последнее время более четко проявляется тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и сокращению периодов его погашения, а погашение государственной задолженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным по своим размерам.
Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в государственном долге. С целью привлечения средств различных промышленных, кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные, специальные выпуски.
Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими векселями, нотами и бонами.
Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска нерыночных бумаг состоит в широком привлечении денежных сбережений населения.
В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные облигации над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.
Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры государственного долга, базирующуюся на гособлигациях различных видов.
В целях дальнейшей мобилизации денежных средств населения для финансирования и рефинансирования государственного долга правительства промышленно развитых стран неоднократно прибегали к выпуску «специальных займов», размещаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом, найдено еще одно средство для принудительного изъятия сбережений населения и финансирования с их помощью государственных расходов разного рода, включая и непроизводительные.
Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало резкое сокращение долгосрочных и увеличение краткосрочных обязательств. Это послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях экономических трудностей, особенно инфляции, частный сектор весьма неохотно шел на приобретение долгосрочных государственных бумаг. Кредитно-финансовые институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее возвратить свои денежные фонды, предоставленные государству. В связи с тем, что государственный долг носил в основном краткосрочный характер, правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно размещать новые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти мероприятия говорят о дальнейшем обострении проблемы долга на уровне правительства и затруднениях в системе государственных финансов.
Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетельствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгосрочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условиями, существующими в стране.
Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые денежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и населения спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.
Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бумагам со стороны частных кредитно-финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приобретений государственных бумаг этими учреждениями, например в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнктуры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производства определялись в основном военными заказами правительства. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-финансовых институтов в государственные бумаги для покрытия разбухших правительственных расходов военного времени.
В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткосрочных облигаций, представляющих собой своего рода «ликвидный резерв».
Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изменения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков. Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и 13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами. Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капитала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспокойство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные учреждения (ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступлениями и порождают огромные дефициты, нависшие над рынком капитала.
В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление государством.
Постоянное увеличение государственных расходов заставляет правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово-промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных капиталов. Что касается второго последствия, то государственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система стала необходимым дополнением системы государственных займов, повышение государственного долга генерирует рост налогового бремени.
Роль и значение гособлигаций в финансировании государства
Функциональные аспекты рынка государственных ценных бумаг развитых стран включают следующие составные части (основные функциональные составляющие):
- мобилизацию временно свободных денежных средств коммерческих банков, организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения. Сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов способствует главным образом снижению дефицита бюджета;
- использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений, в частности центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение;
- обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственных ценных бумагах.
Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, отражающая зарубежный опыт, охватывает:
- инвестирование государственных целевых программ развития экономики;
- обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно- финансовых институтов;
- покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;
- погашение задолженностей по государственным займам.
В настоящее время в развитых странах государственные ценные бумаги являются главными источниками формирования и реализации внутренней государственной задолженности. Эмиссии государственных ценных бумаг в неоплаченные внутренние задолженности колеблются в разных странах от 20 до 90%, например в Германии эти значения достигают 40%, в США — 70%, Великобритании — 90%.
Денежный капитал и фиктивный капитал
Ссудный капитал представляет собой специфический тонер, который обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам, доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется спросом и предложением.
Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность, роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма накопления капитала.
Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства, причем с развитием это понятие усложняется и расширяется.
Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения и спроса на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал.
Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства, направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).
Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный или чужой, аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала, аккумулированного в его руках.
Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технического прогресса, обновлению основного капитала. В этом смысле рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она получает дополнительные денежные ресурсы для своего развития.
Прежде всего экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединять мелкие разрозненные денежные средства. Как правило, мелкие суммы сами по себе не могут действовать как денежный капитал. Объединенные же в крупные суммы, они образуют мощный денежный потенциал. Это позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации и централизации производства и капитала. Он предоставляет возможность для промышленников, торговцев и предпринимателей распоряжаться при посредстве банкиров и их учреждений всеми денежными сбережениями всего общества.
Основная роль рынка ссудных капиталов в экономике - объединение разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений населения через кредитную систему и рынок ценных бумаг.
Особенности накопления капитала в форме ценных бумаг
Рассматривая особенности накопления денежного капитала на современном этапе, в первую очередь необходимо остановиться на формах аккумуляции и выявить ряд тенденций, которые наметились в этой сфере. Структура рынка ссудных капиталов складывается в основном из двух элементов: кредитно-финансовых институтов и рынка ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой оборот и фондовую биржу.
Кредитно-финансовые институты осуществляют операции с капиталом, накапливаемым населением, предприятиями и государством. Накопление в этих учреждениях, как правило, происходит в денежной форме. Денежный капитал, накопленный в виде банковских вкладов, страховых и пенсионных резервов, используется ими для предоставления ссуд и приобретения ценных бумаг.
Аккумуляция денежных сбережений населения осуществляется через прямую продажу населению ценных бумаг и аккумуляцию вкладов, взносов, резервов в различных кредитно-финансовых институтах. Различные слои населения помещают свои денежные сбережения в акции и облигации частных фирм и корпораций, а также в государственные ценные бумаги. В довоенные годы в промышленно развитых капиталистических странах покупка ценных бумаг была наиболее распространенной формой накопления денежных сбережений, особенно для зажиточных категорий населения.
В первые послевоенные десятилетия роль аккумуляции в форме ценных бумаг значительно уменьшилась вследствие частых колебаний курсов акций и облигаций, а также роста конкуренции со стороны кредитно-финансовых институтов. Вместе с тем, в этот же период все большее значение начала приобретать аккумуляция сбережений через кредитную систему, которая осуществлялась дифференцированно по типам кредитных учреждений: в коммерческих банках — банкноты, вклады на текущих счетах; в коммерческих и сберегательных банках и специализированных сберегательных учреждениях — сберегательные вклады; резервы в частных компаниях страхования жизни и пенсионных фондах; государственные фонды по социальному обеспечению и страхованию; тезаврация драгоценных металлов (золото, серебро).
Различные формы аккумуляции денежных сбережений населения имеют определенное экономическое воздействие. В условиях, когда эмиссия денег превышает потребности хозяйства, накопление сбережений в виде наличных денег и банковских текущих счетов представляет собой фактор, усиливающий инфляцию. Увеличение денежной массы ведет, как правило, к обесценению денег и понижению реальных доходов населения. В то же время чрезмерное накопление денег у населения означает временный отказ от потребления, влекущий за собой сокращение потребительских расходов, что в ряде случаев негативно отражается на темпах экономического роста.
Во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы в большинстве западных стран в связи с ростом инфляционных тенденций деньги и текущие счета являлись доминирующей формой денежных накоплений населения. В последующие годы относительной стабилизации экономической конъюнктуры и нормализации в системе денежного обращения значение этих форм накопления начало уменьшаться, несмотря на абсолютный рост денежной массы в руках населения.
Сберегательные вклады в банках и других кредитных институтах в послевоенные годы превратились в важнейший источник накопления денежного капитала. За счет сберегательных вкладов частных и государственных кредитных учреждений осуществлялось финансирование капиталовложений в промышленность, другие сферы хозяйства, а также расходов государства. Приток денежных сбережений в сберегательные учреждения стимулировался относительно высоким процентом по вкладам. В послевоенные годы в промышленно развитых капиталистических странах в среднем он составлял 3—4% годовых, а по некоторым видам долгосрочных вкладов 5% и выше. Если в первые послевоенные годы высокий уровень процента объяснялся инфляцией и недостаточным предложением ссудного капитала, то в последующий период он оставался на прежней ступени из-за роста капиталовложений и потребностей в кредите.
В первые послевоенные годы в ФРГ как рынок ценных бумаг, так и фондовый рынок были по существу заморожены. Их движение и развитие начались только с конца 1954 г. благодаря вмешательству правительства и введению налоговых и других льгот. Высокие темпы роста экономики ФРГ усилили накопление капитала и способствовали увеличению фиктивного капитала. В 1965 г. выпуск всех видов ценных бумаг составил 17,8 млрд. марок, или 4,4% чистого национального продукта и 23% валовых капиталовложений в стране. Номинальная стоимость всех ценных бумаг с фиксированным интересом, находящихся в обращении, составила 100 млрд. марок, а их рыночная стоимость равнялась 78 млрд. марок. Одновременно за указанный период возросла мобилизация денежных сбережений в ценные бумаги. В начале 50-х гг. вложения индивидуальных лиц в ценные бумаги составляли 100 млн. марок, а в середине 60-х они достигли уже 6,9 млрд. марок, что составило 20% всех личных сбережений в ФРГ. Эта тенденция отражала растущую роль рынка ценных бумаг в мобилизации денежного капитала. При этом, если в 50—60 гг. в структуре приобретаемых бумаг преобладали облигации и ипотеки, то к середине 60-х гг. резко возросла доля покупаемых акций, которые составили приблизительно 1/3 всего объема ценных бумаг.
Основные тенденции в накоплении денежного капитала, и в частности через ценные бумаги, свидетельствуют о том, что в промышленно развитых странах главные потоки движения денежного капитала идут через руки состоятельных слоев населения, хотя в последнее время обнаружилось, увеличилась аккумуляция ценных бумаг в руках средних слоев. В Англии в результате респределения налогов в пользу состоятельных слоев с 1983 по 1986 г.г число миллионеров выросло с 7 тыс. до 20 тыс.
Рынок ценных бумаг в структуре и механизме рынка ссудных капиталов
Функционально и институционально национальный рынок ссудных капиталов включает операции частных кредитно-финансовых институтов, государственных учреждений, иностранных институтов и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой (первичный) и биржевой оборот, а также рынок через прилавок — «уличный» рынок. Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмиссий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а также некоторое количество ранее выпущенных облигаций как частных, так и государственных.
Государство в лице кредитных институтов является не только продавцом ценных бумаг, но и их покупателем, участвуя таким образом в перераспределении денежного капитала. Операции кредитно-финансовых институтов на рынке капитала не всегда связаны с приобретением ценных бумаг, поэтому их деятельность не следует отождествлять ни с биржевым, ни с внебиржевым оборотом фиктивного капитала. В ряде случаев финансирование ими корпораций осуществляется без покупки ценных бумаг путем прямого кредитования. В то же время и внебиржевой оборот и фондовая биржа — это сферы, где большую роль играют кредитно-финансовые институты. Кроме того, на национальные рынки ссудных капиталов все чаще вторгается иностранный банковский капитал.
Постоянное взаимное предложение и спрос на ссудный капитал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функционирования следует понимать накопление, движение, распределение и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.
Механизм рынка, как правило, определяется спросом и предложением действующих субъектов рынка: частных предприятий, государства и индивидуальных лиц. Деятельность данных субъектов формирует уровень процентных ставок и его колебание в зависимости от рыночной конъюнктуры: усиление спроса повышает ставки и снижает предложение и, следовательно, сокращает трансформацию денежного капитала в ссудный; наоборот, преобладание предложений над спросом понижает ставки и усиливает движение ссудного капитала с рынка.
В условиях длительного нарушения баланса между спросом и предложением под влиянием нестабильности экономической конъюнктуры безразличие ссудного капитала к сфере своего приложения утрачивается. Он начинает вкладываться по принципу выборочное, т.е. туда, где действительно можно получить доход в виде процента.
Своеобразную форму приложения ссудного капитала представляет собой вексель, так как рынок придает характер безличного требования со стороны заимодавца, но уже не на доход, как в ценной бумаге, а на деньги. Индоссамент, банковский акцепт представляют собой средства сделать вексель требованием к рынку, а не к индивидуальному лицу. Более того, вексель может быть, подобно ценным бумагам (акции и облигации), продан (учтен) в любой момент.
В условиях рыночной экономики, когда развита сильная и многоступенчатая кредитная система, общественный характер рынка ссудных капиталов усиливается. На денежном рынке весь ссудный капитал как единая масса постоянно противостоит функционирующему капиталу, и поэтому отношение между предложением ссудного капитала, с одной стороны, и спросом на него, с другой, всегда определяет рыночный уровень процента. Это происходит в большей степени тогда, когда более развитая кредитная система и ее высокая концентрация создают ссудному капиталу всеобщий общественный статус и таким методом выбрасывают его на денежный рынок.
В современных условиях возрастает единство рынка ссудных капиталов, так как аккумуляция денежного капитала и сбережений осуществляется в основном кредитной системой, широко действует акционерная форма предприятий и более полно происходит сведение дивиденда к ссудному проценту.
В то же время на рынке действуют противоположные тенденции, подрывающие его единство, к которым следует отнести дальнейшую монополизацию рынка наиболее крупными кредитными институтами; процесс интернационализации, связанный с миграцией денежных капиталов между национальными рынками; а также циклическую нестабильность экономической конъюнктуры и инфляционные процессы. Поэтому рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.
В настоящее время практика показывает, что импульсивное замедление или ускорение операций рынка ценных бумаг существенно сказывается на движении ссудного капитала, его рыночной структуре и функционировании. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капитала и прочими рыночными механизмами. Более того, приостановка действия рынка ценных бумаг в ряде случаев может носить довольно трагические экономические и политические последствия для страны.
Накопление денежного капитала
Ссудный капитал, как правило, действует на базе кругооборота реального и денежного капиталов. В то же время на основе ссудного появляется и развивается фиктивный капитал. Под фиктивным капиталом следует понимать накопление и мобилизацию денежного капитала в виде различных ценных бумаг: акций, облигаций частных компаний, государственных ценных бумаг (облигаций). Сферой приложения фиктивного капитала является ссудный капитал, поэтому истоки фиктивного капитала лежат в ссудном, и без последнего не может развиваться первый. По мере совершенствования и формирования ссудного и фиктивного капиталов, образования их конкретных рынков они постоянно взаимодействуют и взаимопревращаются. Процесс перетекания одного капитала в другой объясняется, как правило, конъюнктурными соображениями, а также прибыльностью вложений (в виде вкладов в банках, страховых и пенсионных фондов, вложений в ценные бумаги и др.). Это процесс непрерывный и динамичный. Обычно рост экономики в циклической фазе подъема приводит к повышению курсов акций, и размеры фиктивного капитала увеличиваются, однако внешне процесс выглядит как накопление денежного капитала. Под его накоплением в значительной степени подразумевается накопление определенных притязаний на производство, рыночной цены и фиктивной капитальной стоимости данных притязаний, которые возникают прежде всего в результате того, что акционерная форма продолжает быть господствующей в рыночной экономике. Кроме акций, формами денежного капитала являются частные и государственные облигации, счета в банках и сберегательных учреждениях, накопленные страховые и пенсионные резервы, а также векселя и банкноты.
С развитием капитала, приносящего проценты, и кредитной системы всякий капитал представляется как бы удвоенным, а в ряде случаев и утроенным вследствие использования разных способов накопления. Один и тот же капитал или какое-либо долговое требование может появляться в различных формах и в различных руках, причем большая часть этого «денежного капитала» совершенно фиктивна. Накопление фиктивного капитала протекает по своим законам и поэтому как качественно, так и количественно отличается от накопления денежного капитала. В то же время эти процессы взаимодействуют. Биржевые крахи негативно отражаются на процессе накопления денежного капитала, а перенапряжение на рынке ссудных капиталов обычно вызывает понижательное колебание курсов акций. Как правило, обесценивание или повышение стоимости этих бумаг не связано с движением стоимости действительного капитала, который они представляют. Поэтому богатство нации или страны вследствие такого обесценения или повышения стоимости в целом остается на том же уровне, каким оно было до начала этого процесса.
Фиктивный капитал возникает не в результате кругооборота промышленного капитала в денежной форме, а как следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Одной из форм фиктивного капитала являются облигации государственных займов. Образование и рост акционерных обществ способствовало появлению нового вида ценных бумаг – акций. По мере развития, акционерные общества стали превращаться в более сложные объединения (концерны, тресты, картели, консорциумы). Их развитие в условиях острой конкурентной борьбы и научно-технической революции обусловило привлечение не только акционерного, но облигационного капитала. Это повлекло за собой выпуск и размещение частными компаниями и корпорациями облигаций, т.е. частных облигационных займов. Поэтому структура фиктивного капитала сложилась из трех основных элементов: акции, облигации частного сектора и государственные облигации (центрального правительства и местных органов власти). Частный сектор и государство все больше привлекают капитал путем эмиссии акций и облигаций, увеличивая таким образом фиктивный капитал, который существенно превышает действительный, реальный капитал, необходимый для капиталистического воспроизводства. В условиях спекулятивных сделок в современном обществе, фиктивный капитал, представляющий ценные бумаги, приобретает самостоятельную динамику, не зависящую от реального капитала.
В то же время фиктивный капитал отражает объективные процессы дробления, перераспределения, объединения действующих реальных производительных капиталов. В самой структуре фиктивного большой вырос удельный вес государственных облигаций, что обусловлено, во-первых, дефицитом государственных бюджетов и ростом государственного долга, и, во-вторых, усилением вмешательства государства в экономику. В странах Западной Европы и в Японии государственные займы в определенной степени отражают также развитие государственной собственности. В то же время разбухание фиктивного капитала за счет выпуска государственных займов для покрытия дефицитов бюджета служит источником развертывания инфляционных процессов и тем самым обесценения денег, а вследствие этого и валютных потрясений.
Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости ценных бумаг от балансовой, что еще более углубляет разрыв между реальными материальными ценностями и их относительно фиксированной стоимостью, представленной в ценных бумагах.
Несоответствие, диспропорции между динамикой фиктивного капитала и реальным производительным капиталом сопровождаются обесценением фиктивного капитала, что, как правило, выражается в падении курсов ценных бумаг и, в конечном итоге, в биржевых крахах.
В понятие накопления денежного ссудного капитала вкладываются три основных аспекта: во-первых, это эквивалент реального народнохозяйственного накопления, так как общенациональная норма денежного накопления количественно равна норме реального накопления, т.е. доле капиталовложений в ВНП и национальном доходе; в этом смысле накопление осуществляется в материальной и денежной формах в любом секторе экономики. Во-вторых, накопление в денежной форме равнозначно предложению денежного капитала кредитной системой и рынком ссудных капиталов. В-третьих, накопление денежного капитала представляет собой также накопление денежной величины фиктивного капитала. В этом состоит главная макроэкономическая роль рынка, отражающего накопление и мобилизацию денежного капитала.
В целом эти положения сохраняют актуальность, и в настоящее время можно говорить об определенном их изменении под воздействием инфляции, которая в последнее десятилетие превратилась в хроническую болезнь капитализма. С одной стороны, вследствие роста цен общенациональная норма денежного накопления потенциально может завышаться, с другой — высокий уровень инфляции искажает спрос и предложение ссудного капитала, а также величину фиктивного капитала.
Огромные массы денежного капитала, аккумулируемые и мобилизуемые через рынок ссудного капитала, его размеры и громоздкий механизм создают определенную иллюзию, что объем денежного капитала потенциально равен объему ссудного. Эта видимость возникает прежде всего в тех странах, где существует довольно гибкая многоступенчатая и разветвленная кредитная система. Для стран с развитой кредитной системой можно допустить, что весь денежный капитал, который может быть использован для ссудных операций, существует в форме вкладов в банках, страховых резервах и у лиц, способных ссудить деньги. По крайней мере это позволяет потенциально оценить денежный капитал как ссудный. Именно хранение денежных средств на счетах различных кредитно-финансовых учрея^дений, в ценных бумагах, а также выражение ссудного капитала в денежной форме создают видимость стирания границ между денежным и ссудным капиталами.
Эти границы все более размываются с развитием кредитной системы. Как правило, денежный капитал накапливается либо в виде Ценных бумаг, либо банковских депозитов, либо, наконец, банкнот. Это означает передачу капитала в ссуду (так как банкноту тоже можно рассматривать как ссуду ее держателя эмиссионному банку, а через него — государству и т.д.).
В условиях развитой кредитной системы практически весь денежный капитал, в каком бы понимании ни использовался данный термйй, предоставляется в ссуду, т.е. присоединяет к качеству денежной формы качества отчуждения посредством ссуды и таким образом становится ссудным денежным капиталом. Однако ни в условиях рыночной экономики, ни при разветвлённой кредитной системе не может отождествляться сущность денежного и ссудного капиталов. Последний является лишь производным от денежного капитала, его частью, хотя и значительной. Ссудный денежный капитал следует рассматривать с точки зрения накопления на рынке ссудных капиталов, тогда как денежный капитал возникает в процессе кругооборота капитала и служит основой появления ссудного. Понятие ссудного капитала более широкое как в качественном, так и в количественном отношении. Всякий ссудный капитал, какова бы ни была его форма и какой бы ни была природа его потребительной стоимости, всегда является лишь особой формой денежного капитала.
Денежный капитал не всегда может помещаться для депонирования на рынке ссудных капиталов, что и практикуется корпорациями и частными лицами. Многие фирмы держат в наличности большие средства на различные специальные цели (поглощения конкурентов, подкупы, избирательные компании), не отражая их на своих вкладах. Кроме того, в странах Запада в условиях валютно-финансовой напряженности в 70 — 80-х гг. усилилась тезаврация1 золота и серебра частными лицами. Это
' Тезаврация (от греч. сокровище) — накопление золота (слитков и монет) в качестве сокровища; в широком смысле — создание золотого запаса Центральными банками, казначействами и специальными фондами.
также говорит об определенных различиях между денежным и ссудным капиталами, хотя в современных условиях масштабы рынка ссудного капитала не всегда позволяют четко определять границы между ними.
Функции рынка ссудных капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в экономике, а также задачами по воспроизводству производственных отношений. Выделим четыре основные функции рынка ссудных капиталов: аккумуляция, или собирание денежных сбережений (накоплений) предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов; трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный и фиктивный капитал и использование его в виде капиталовложений непосредственно для обслуживания процесса производства. Эти две функции стали развиваться чрезвычайно сильно в промышленно развитых странах в послевоенный период. Как третью функцию следует выделить обслуживание государства и населения в качестве источника капитала для покрытия как государственных, так и потребительских расходов, учитывая огромную роль рынка ссудных капиталов в покрытии бюджетных дефицитов и финансировании жилищного строительства через ипотечное кредитование в рамках государственно-монополистического капитализма.
.Во всех трех случаях рынок выступает как своеобразный посредник в движении капитала, так как в действительном движении капитал существует как капитал не только в процессе обращения, но и в процессе производства. Наряду с этими функциями рынок ссудных капиталов выполняет также функцию (четвертую) ускорения концентрации и централизации капитала.
Указанные функции рынка ссудных капиталов направлены на поддержание производства, обеспечение функционирования экономической системы, рыночного механизма.
Отражая накопление и движение денежного капитала, который является стоимостной категорией, рынок ссудных капиталов органически связан с движением стоимости в ее денежной форме, образованием и использованием различных денежных фондов в виде ценных бумаг и кредита.
Заключение
Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.
Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России стало становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение, которого заключается не только в покрытии бюджетного дифицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные отрасли экономики.
Начиная с 1992 года в России проводится активная политика по привлечению необходимых кредитных ресурсов посредством эмиссии государственных ценных бумаг. Российский финансовый рынок постепенно наполняется выпущенными в обращение государственными ценными бумагами , в период с 1995 г. по 1997г. за счет доходов от продажи ценных бумаг было погашено примерно 46% дефицита федерального бюджета. Растут не только объемы эмиссии, но и спектр видов государственых долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей, стоящей перед Министерством финансов России, является использование накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для реализации стратегической линии — увеличения сроков заимствования. Постепенно должен сформироваться фондовый рынок, обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве и др.
Активно развивающийся рынок ценных бумаг и немалая роль государственных ценных бумаг в его становлении требуют высококвалифицированных специалистов в этой области. Необходимы изучение и анализ мирового и отечественного опыта функционирования рынка государственных ценных бумаг, видов ценных бумаг, условий их.эмиссии и размещения, доходности.