Политическая система

      РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

                       Кафедра политологии

          Р Е Ф Е Р А Т

          @" П О Л И Т И Ч Е С К А Я    С И С Т Е М А "

                                                 Выполнил студент

                                       I курса дневного отделения

                                                  ОЭФ группы 9106

                                                   Паршенцев А. А.

                                             Научный руководитель:

                                                  Колеченков Н. В.

                          Москва, 1996.

         CПонятие плитической системы и история проблемы.

    Под политической системой  понимается  совокупность  государ-

ственных, партийных и общественных органов и  организаций,  учас-

твующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает ин-

теграцию всех элементов общества и  само  его  существование  как

единого, управляемого политической властью организма.  В  зависи-

мости от места и времени  понятие  "политическая  система"  имеет

различное содержание, т. к. ее  компоненты  варьируются  соответ-

ственно отношениям власти, типу политического  режима  (авторита-

ризм, демократия, диктатура), типу политической  системы  (прези-

дентская, парламентская).

    Любая система, в том числе и  политическая,  имеет  следующие

характеристики:

  - состоит из многих частей;

  - части составляют единое целое;

  - система имеет границы.

                         История проблемы.

    Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов  были

сформулированы теоретические положения о  политической  организа-

ции общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной  ка-

тегории. Со второй половины 60-х годов  появились  философско-со-

циологические исследования этой проблемы. Например, профессор  А.

К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации,  тру-

довые и семейные коллективы, личность обладают политической  сущ-

ностью. По его мнению, все они в этом своем  качестве  ностителей

политических отношений, а также вся система политических  отноше-

ний между ними по поводу власти в совокупности составляют полити-

ческую организацию. Достоинство этого подхода в более  широкой  и

дифференцированной интерпретации политической организации  общес-

тва. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только

государственные и общественные организации, а все без  исключения

виды коллективности людей и все отношения между ними.

    Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие  "политическая

система". Но это была не простая  замена  слов  "организация"  на

"система". Дело в том, что в число элементов политической органи-

зации общества в одних случаях включались только  политические  и

прочие организации, а в других - целые социальные общности (клас-

сы, группы, нации). Элементы  политической  организации  (партия,

государство, право), как правило, рассматривались  расчлененно  и

институционально, а не системно и функционально. Научное исследо-

вание продолжало ориентироваться главным образом на изучение  ор-

ганизаций, в то время как анализ поведения людей, как  участников

политических событий проводился в очень малой степени.  Разработ-

ка понятия "политическая система" должна была  помочь  интегриро-

вать и дифференцировать все основные понятия и категории  полити-

ческих отношений. Эти ожидания оправдались.

    Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы,

остановимся кратко на интерпретации понятия "система"  и  опреде-

лим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

    Система - это множество закономерно связанных друг  с  другом

элементов, представляющее собой определенное целостное  образова-

ние, единство. Универсальными  признаками  существования  системы

являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими  са-

мостоятельной целостности,  свойство  внутреннего  взаимосоответ-

ствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и

другими системами.

    Сама теория систем начала активно формироваться на  Западе  с

конца XIX века:

 - в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно

   на уровне биологичеких организмов;

 - в кибернетике;

 - в социологии;

 - в теории управления производством;

 - позднее в "менеджеризме" в экономике.

В разработке общей теории систем налицо значительные  традиции  и

достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе.  В

меньшей степени это относится к  социально-политическим  аспектам

теории систем, хотя и в этой области можно отметить  плодотворные

попытки В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др.

    Одним из первых общую теорию систем  к  социально-плитическим

процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел  назначение

политической системы в обеспечении интеграци, выработке и  реали-

зации общих целей. Но это было только начало. Основателем же тео-

рии политической  системы  является  америкоанский  политолог  Д.

Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа  по-

литической системы можно представить так:

 - политическая система - это ряд взаимодействий,  абстрагирован-

   ных от общего социального поведения, посредством которых  рас-

   пределяются ценности в обществе;

 - политическая система имеет "реагирующий" и  "саморегулирующий"

   потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;

 - политическая система - подвижный феномен. Она в силах  поддер-

   живать себя, сохраняя характерные черты, определяющие  ее  об-

   лик;

 - политическая система - это открытая система, поддающаяся изме-

   нению под влиянием факторов внешней среды.

 - политическая система может сохранять устойчивость при  наличии

   соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" фак-

   торами.

    Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие"

факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с  пер-

вым путем обратной связи. Требования он делит на внешние,  идущие

из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования  все-

го лишь исходный материал, из которого формируется конечный  про-

дукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообраз-

ный.

    Другой вид входящих импульсов - поддержка.  Она  выступает  в

разных формах: материальной (выплата налогов,  различных  обложе-

ний); соблюдение законов и директив государственной  власти;  ак-

тивное участие в политической жизни; почтительное  отношение  или

уважение к власти, государственной символике.  Поддержка,  оказы-

ваемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет  запросы

и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая сис-

тема не может работать эффективно и надежно.  Импульсы-требования

и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в систему,  иначе

она будет работать с перебоями или вообще перестанет функциониро-

вать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами  не

способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях поли-

тическая система перестает оптимально реагировать на  поступающую

социальную информацию и может наступить ее стагнация.

    Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения,

зависит в значительной степени от типа политической системы.  Не-

лигитимные, антидемократические, тоталитарные системы,  например,

рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выраже-

ние недовольства властями, их способностью защищать интересы  на-

рода. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под  сомне-

ние справедливость требований населения и подавляют их различными

средствами. Легитимные,  демократические  системы   рассматривают

запросы и требования как необходимое условие нормальной  реализа-

ции своих функций. Люди обычно поддерживают те политические груп-

пировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже  под-

твердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

    На выходе системы располагаются "исходящие", легитимные, обя-

зывающие политические решения, действия по их реализации. Продук-

ты деятельности политической  системы  могут  приобретать  разные

формы и содержание: распределение товаров и  услуг,  поощрений  и

стимулов; законодательные акты, постановления и т. п. Обычно  эти

импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимос-

ти от типа политической системы могут быть ответом на  требования

населения.

    На выходе организуется и проведение принятых политических ре-

шений  в  жизнь. То  есть  политическая  и  организационная  дея-

тельность как бы сливаются в единый вид  деятельности.  Не  зани-

маясь организационной работой,  невозможно  направлять  политику.

Успех всей политики во многом зависит от организаци дела.

    Однако модель Истона не  раскрывает  внутренней  структуры  и

специфики функционирования отдельных элементов  самой  политичес-

кой системы и ее внутренние противоречивости. Истон  сосредотачи-

вает внимание на авторитарном распределении ценностей.

    Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип  функционального

анализа, который обычно применяется в социологии. На первый  план

он выдвигает целевой, поведенческий  аспект  различных  структур,

входящих в политическую систему. Она стимулирует общность  чаяний

людей и в немалой степени координирует их фактическое  поведение,

прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказуя.

    Пределы политической системы определяются границами,  в  рам-

ках которых политические решения  данной  системы  обязательны  и

реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются.

    Политическая система - это система окультуривания масс, меха-

низм переработки требований в решения.

                   Структура политических систем

    Современным политическим системам присуща структурная  диффе-

ренциация - относительно высокая степень расслоения между  струк-

турами по функциональному признаку, т.  е.  имеются  и  законода-

тельные собрания, и административные и исполнительные  органы,  и

судебные институты, и политические партии, и группы интересов,  и

органы информации, причем каждая структура должна  выполнять  ка-

кую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных,  струк-

тур характерно отсутствие такой дифференциации:  специализирован-

ные структуры там выполняют и политические функции;  многие  фун-

кции выполняются одними и теми же органами.

    Сильная  сруктурная  дифференциация  необходима  политической

системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования,  об-

ращенные к ней извне или изнутри, а также чтобы удовлетворять но-

вые потребности.

    Рассмотрим структуру  политической  системы  -  атрибут  всех

реально существующих объектов и систем. Под структурой  понимает-

ся строение и внутренняя  организация  системы,  выступающая  как

единство устойчивых взаимосвязей между ее  элементами.  Структур-

ные изменения в системе вызывают изменения свойств самих  элемен-

тов, которые подчиняются общим законам развития системы как цело-

го.

    Так,  П. Шаран  элементами  политической  системы   называет:

власть, интересы, политику, политическую культуру. В то же  время

под "структурой" он  подразумевает  поддающуюся  наблюдению  дея-

тельность, из которой и складывается политическая система.  Одной

из основных  едениц  политических  систем  является  политическая

роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует роле-

вую структуру.

    Некоторые авторы в качестве первого  необходимого  компонента

политической системы выделяют относительно большое количество лю-

дей, граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях  по-

литической культуры. Вторым компонентом политической системы  яв-

ляется категория должностных лиц, решения которых признаются чле-

нами политического сообщества как обязательные. Они - основа  по-

литической власти. Третий компонент - режим, т. е.  конституцион-

но-правовые принципы и структуры, политические процессы, институ-

циональные нормы и основные ценности, регулирующие работу  систе-

мы. Четвертый компонент - территория. Однако политическая  систе-

ма не всегда равнозначна государству. Всвязи  с  этим  существует

понятие "политическое пространство".

    Существует мнение, что политическая система как уцелое  вклю-

чает в себя также неофициальные факторы:

 а) историческое наследие общества, его  географические  ресурсы,

    социальную и экономическую  организацию,  идеологию,  системы

    ценностей, политический стиль;

 б) структуру партийного руководства и политческих интересов дан-

    ного общества.

Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, мо-

жет, поэтому названо "основами политики".

    Процесс взаимодействия между перечисленными  фундаментальными

аспектами политической системы и государственными  органами  этой

системы обуславливает "динамику политики".

    Вполне обоснованно выделяются и такие  элементы  политической

системы:

 - окружающая среда (внутренняя и международная) -  это  совокуп-

   ность политической культуры, социальных, экономических и геог-

   рафических условий, а также режима власти в обществе;

 - связь - коммуникация (инфраструктура) - это институты,  струк-

   туры и процессы , которые соединяют общество с  правительством

       и обеспечивают двухсторонние каналы  общения.  Это  в  большей

   степени порлитические партии, группы интересов; они  отрабаты-

   вают поступающие из окружающей  среды  импульсы  требований  и

   поддержки и передают  их  в  системы  выработки  решений.  Эти

   структуры выступают в качестве инструментов управления;

 - система выработки решения состоит  из  структур  и  процессов,

   воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданный че-

   рез систему коммуникаций, и трансформирующих их  в  политичес-

   кий продукт;

 - политический результат, т. е. какого рода  политику  вырабаты-

   вает система; характер политики в одной сфере может влиять  на

   политику в других сферах.

    В последние годы преобладающим подходом к изучению  структуры

политической системы стало выделение в ее составе  таких  подсис-

тем, как институциональная, состоящая из политических институтов,

нормативная, функциональная и коммуникативная.  Институциональная

подсистема - это  государство,  политические  партии,  обществен-

но-политические движения, профсоюзы,  организации  предпринимате-

лей, творческие объединения, средства массовой информации  и  др.

Нормативная система включает в  себя  нормы  права,  политические

традиции, политическую мораль, политисекую этику.  Функциональная

подсистема - это формы и направления  политической  деятельности,

способы и методы осуществления политической власти  (политический

режим). Коммуникативную  систему    представляют:    политическая

культура, политическое сознание, политические отношения.

                     Типы политических систем.

    Основное различие между политическими системами заключается в

том, как распределяется политическая власть в  процессе  управле-

ния: рассредоточена ли она между  несколькими  самостоятельными

субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта  (и

монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), за-

конодательное собрание, комитет, хунта или партия.  Если  полити-

ческая власть разделена и рассредоточена, то политическая  ситема

классифицируется как конституционная или демократическая. Если же

власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система  класси-

фицируется как автократическая.

    В отечественной философской и  политической  литературе  дли-

тельное время считалось, что критерием, в соответствии с  которым

следут классифицировать типы политических систем, является общес-

твенно-экономическая  формация,  экономический  базис   общества.

Соответствено с  этим  критерием  выделялись:  рабовладельческая,

феодальная, буржуазная и социалистичекая политические системы.

    Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические сис-

темы по трем группам, в зависимости от степни их культурной  диф-

ференциации и культурной  секуляризованности.  Это:  примитивные,

традиционные и современные политические системы.

    Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциа-

ции, национальное целое для них остается без  внимания;  преобла-

дает "приходская культура".

    Традиционные системы имеют развитую дифференцированную  поли-

тическую структуру и в плане политических позиций  характеризуют-

ся "культурой подчинения". Люди знают, что существуют  политичес-

кие институты, нормы, традиции и т. п. Но  для  них  политическая

система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от

нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие  в  ее  ак-

циях. Традиционные структуры  подразделяются  на  патримониальные

(политические элиты, королевская семья), централизованные  бюрок-

ратические и феодальные политические системы.

    Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс  и  в

структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми поли-

тическими структурами, и политическими инфраструктурами. При  та-

кой  системе  фенкционирует  уже  не  "культура  подчинения",   а

"культура участия". Граждане из "подданнных" становятся "участни-

ками". Раньше они были жертвами решений, поступавших  на  "выход"

системы, сегодня они активные участники,  вовлеченные  в  процесс

артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Гражда-

не уже могут влиять на политическую систему посредством  выборов,

демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и  поп-

равлять ее действия. Современные системы подразделяются на  секу-

ляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сю-

да относятся: демократические системы, авторитарные системы.

    Французский политолог Ж. Блондэль различает политические сис-

темы по содержанию и формам управления. Он выделяет  пять  основ-

ных типов:

 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии  го-

    сударственных решений;

 2) коммунистические системы с приоритетом  равенства  социальных

    благ и принебрежением к либеральным средствам его достижения;

 3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями  с

    весьма неравномерным распределением социальных и  экономичес-

    ких благ;

 4) становящиеся политические системы в развивающихся  странах  с

    авторитарными средствами управления;

 5) авторитарно-консервативные системы, цель которых  -  сохране-

    ние социального и экономического неравенства, но  более  дей-

    ственными средствами.

    Большинство западных политологов выделяют следующие три  типа

политических систем.

    Политические системы англоамериканского типа. Они  характери-

зуются секуляризованной политической  культурой,  опирающейся  на

рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и полити-

ческой элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны,  способны

к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип  разде-

ления власти на законодательную, исполнительную, судебную и  чет-

ко определены их функции.

    Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена

в руках немногочисленной политической номенклатуры  (бюрократии).

Средства массовой информации находятся под контролем государства.

В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной пар-

тии, которая контролирует деятельность всех элементов  политичес-

кой системы. Господсвует  идеология  правящей  партии.  Чрезмерно

расширены функции репрессивных органов.  Политическая  активность

носит разрушительный и принудительный характер.

   Континентально-европейские системы. Имеются  в  виду  системы,

сложившиеся во Франции,  Германии,  Италии.  Для  них  характерно

взаимодействие старых и новых культур,  политических  традиций  и

форм политической деятельности, партии и  общественно-политичекие

объединения свободно функционируют в границах  существующих  кон-

ституционных норм, представительная и сполнительная ветви  власти

осуществляют свою деятельность  на  основе  определенных  законом

регламентов и процедур.

    Классификация политических систем необходима, так как полити-

ческая наука изучает не одну систему,  а  проводит  сравнительный

политический анализ нескольких систем, выявляет общее  и  особен-

ное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

                Как работает политическая система.

                   Функции политических систем.

    Все социальные системы, согласно Т.  Парсонсу,  имеют  четыре

общих основных функции:

 - система должна соответствовать своей "модели", особенно в  ас-

   пекте упраления и контроля над обществом;

 - она должна адаптировать и регулировать свои отношения с  внеш-

   ней средой и другими системами;

 - она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е.  опреде-

   лять отношение между составляющими ее элементами;

 - система, имея конкретные цели, должна делать все для  достиже-

   ния этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соот-

   ветствующие меры, ориентировать на них население.

    В связи с этим основными функциями политической  системы  как

целого являются следующие:

 - определение целей и задач общества,  выработка  программ  дея-

   тельности в ссответствии с интересами граждан страны. Цели мо-

   гут быть: ближайшими, промежуточными и конечными;  экономичес-

   кими, социальными, политическими, идеологическими.

 - мобилизация ресурсов и организация  деятельности  общества  на

   осуществление целей и задач;

 - укрепление единства общества;

 - распределение ценностей в соответствии с интересами всего  об-

   щества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

 - урегулирование конфликтов.

    Функционирование политической системы затрагивает также  воп-

росы: кто должен управлять, каким должно быть управление,  каковы

законные пределы государственных усилий.

    В связи с этим  оценка  политической  системы  должна  прово-

диться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е.

с учетом его задач, функций, государственного  интереса,  ценнос-

тей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.

    Ведя речь о возможностях политичекой системы, вряд  ли  можно

обойти вопрос о ее способности к выживанию.  Развитая  политичес-

кая система может обеспечить  свое  выживание  тем,  что  способ-

ствует  распространению  позиций,  благоприятствующих  сохранению

системы, через структуры политической социализации (семья, школа,

вуз, церковь, армия).

    Таким образом, политическая система - это  сложное  образова-

ние, система особого рода, имеющая как территориальную, так и эт-

ническую базу. Она состоит из сил, процессов,  институтов  общес-

тва, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы  требова-

ний и поддержки, а также сопутствующие им политическое  сотрудни-

чество или противоречия, которые вовлекаются  в  разрешение  кон-

фликтов и в последующую разработку авторитетных политических  ре-

шений.

                  cСписок использемой литературы

 1. Социально-политический журнал. 1995 год. N5.

      Б. И. Краснов "Политическая система". Стр. 67-81.

 2. Кентавр. 1995 год. N2.

      Г. А. Белов "Политическая система". Стр. 150-160.

 3. Кентавр. 1995 год. N3.

      Г. А. Белов "Функции политической системы". Стр. 152-160.

                                                                                                                                                                                                     

нХ@A[1]A*.FRMРЪ"╚


 h
/> MРЬ"]Рd*.MACITERTXTLEIBNIZ.MAC
ДРЬ"ЦРЪ"Ъ
кГ;▀OН