Налоги и дотации и их роль в регулировании рыночной экономике
Введение
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА
Экономический факультет
Кафедра экономики и логистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
НАЛОГИ И ДОТАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Автор курсовой работы А.А.Ухтинская
Специальность 220501 Управление качеством
Обозначение курсовой работы КР-02069964-220501-29-08
Руководитель работы
преподаватель М.А.Шорохова
Оценка
Саранск 2008
Реферат
Данная курсовая работа содержит 51 листа, 3 рисунка, 12 таблиц, 36 использованных литературных источников.
НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДОТАЦИИ, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ.
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Цель работы - изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
В процессе работы используется экономический анализ, метод сравнений, абстрактно - логический метод.
В результате исследования был проведен анализ налоговой системы современной России и предложены меры по устранению существующих недостатков и построению справедливой и эффективной налоговой системы.
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Факультет экономический
Кафедра экономики и логистики
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки 214 группы Ухтинской Анастасии Александровны
Теоретические аспекты налогов и налоговой системы
Виды налогов и их функции
Основные формы и методы осуществления налоговой политики
Понятие системы дотаций
Анализ системы налогообложения ОАО «Резинотехника»
Механизм формирования системы налогообложения
ОАО «Резинотехника»
Анализ налоговой нагрузки предприятия
Система дотаций Республики Мордовия
Пути совершенствования системы налогообложения
3.1. Совершенствование налоговой политики предприятия
3.2. Совершенствование налогового механизма предприятия
Заключение
Список использованных источников
Руководитель работы ________________________ М.А.Шорохова
Задание принял к исполнению ______________
Содержание
Введение 5
1.Теоритические аспекты налогов и налоговой системы 7
1.1. Виды налогов и их функции 7
1.2. Основные формы и методы осуществления налоговой политики 10
1.3. Понятие системы дотаций 14
2. Анализ системы налогообложения ОАО «Резинотехника» 18
2.1. Механизм формирования системы налогообложения 18
ОАО «Резинотехника»
2.2. Анализ налоговой нагрузки предприятия 28
2.3. Система дотаций Республики Мордовия 32
3. Пути совершенствования системы налогообложения 38
3.1. Совершенствование налоговой политики предприятия 38
3.2. Совершенствование налогового механизма предприятия 41
Заключение 46
Список использованных источников 48 Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Затянувшаяся реформа налоговой системы - одно из препятствий эффективного развития экономики России, налоговая система которой создавалась практически заново. Было очень мало монографий, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
В условиях трансформации социальных и экономических основ хозяйствования в России изменяется роль налоговой системы и возникает реальная потребность в использовании не только фискальной, но и регулирующей роли налогов. По мере развития системы налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Оно широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. Данная работа является актуальной ввиду того, что в нашей стране период становления налоговой системы не закончился. В работе предпринята попытка выделить основные противоречия действующей в настоящее время в России налоговой системы. Также приведены мнения некоторых российских ученых - экономистов относительно решения этих проблем, некоторый практический опыт в решении подобных проблем в разных странах.
Задача данной курсовой работы - проанализировать систему налогообложения ОАО «Резинотехники», систему дотаций Республики Мордовия.
Цель работы - изучение теоретических аспектов налогообложения и дотаций, а также разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налогового механизма.
1 Налоговая система как элемент государственного регулирования
1.1 Виды налогов и их функции
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Выделяют четыре функции налога. Это дает возможность выделить характерные особенности, присущие только данной функции, с тем, чтобы государство могло более активно использовать налоги как инструмент рыночного управления экономикой. Схематично функции налогов представлены на рис.1.1: <
Рисунок 1.1 - Функции налогов.
Рассмотрим суть и каждую функцию налогов.
Фискальная функция является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключениях налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения уклонения от их уплаты, привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается и в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Таким образом, распределительная функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое отражение стимулирующая функция налогов. Ее функция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категорий и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность. Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например, посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции.
Следует отметить, что существует тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией. С фискальной и распределительной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется в обеспечении контроля, с одной стороны, за финансово-хозяйственной деятельностью и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. С другой стороны, сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, контрольной и стимулирующей функции в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Оно неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер.
Таким образом, мы в праве сформулировать следующие выводы. Налог - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Он является одновременно финансовой, экономической и правовой категорией. Сущность налогов проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
1.2 Основные формы и методы осуществления налоговой политики
Обеспечение развития страны, решение социальных проблем требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.
Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит от форм и методов экономической и финансовой политики государства.
Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис.
Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как методы налоговой политики и принципы построения налоговой политики.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы, представленные на рис.1.2:
<
Рисунок 1.2 - Принципы построения налоговой политики
Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов. В целом указанные факторы обуславливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.
Таким образом, используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.
1.3 Понятие системы дотаций
Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на безвозмездной и безвозвратной основах.
Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.
В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально-государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов и бюджетов.
Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышение розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если не было бы дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, следствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими.
Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами. Дотационные режимы, основанные преимущественно на дотациях фиксированного размера, редко оказывают выравнивающее действие даже при единой ставке налогообложения.
В целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в составе федерального бюджета существует Федеральный фонд финансовой поддержки (ФФФП), из которого предоставляются дотации регионам в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ.
Объем ФФФП субъектов РФ на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении.
Распределение дотаций из ФФФП между субъектами РФ утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
Дотации из ФФФП предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов РФ не допускается.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом дотаций из ФФФП не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из ФФФП иного субъекта Российской Федерации, который до распределения дотаций ФФФП имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
В состав дотаций из фонда финансовой поддержки субъектов РФ при учете различных факторов и условий не может выделяться более 10% объема средств фонда, что определено бюджетным кодексом РФ.
Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.
Введение потоварной дотации приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.
Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Однако общая сумма дотации превышает прирост суммарного излишка. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.
Рассмотрим рис.1.3 Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D1 и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена - P1.
<
<
<
P-
<
0
Q1 Q 2 Q
Рисунок 1.3 - Воздействие на рыночное равновесие нетоварной дотации
Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V руб. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В результате объем продаж увеличивается до Q2 цена для покупателей снижается до P-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до P+.
Таким образом, дотация - это денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки.
2 Анализ системы налогообложения ОАО «Резинотехника»
2.1 Механизм формирования системы налогообложения
Предприятие ОАО «Саранский завод «Резинотехника» создано 30 октября 1992 года в соответствии с государственной программой приватизации путем преобразования государственного предприятия «Саранский завод «Резинотехника» в акционерное общество со смешенной формой собственности.
Полное фирменное наименование - Открытое акционерное общество «Саранский завод «Резинотехника».
Сокращенное - ОАО «Резинотехника».
Предприятие ведет бухгалтерский и статистический учет и предоставляет соответствующим государственным органам информацию необходимую для налогообложения ведения общегосударственной системы сбора и обраотки экономической информации.
Общую характеристику системы уплачиваемых предприятием налогов дает таблица 2.1.
Таблица 2.1 - Состав и структура налоговых платежей, уплачиваемых ОАО «Саранский завод «Резинотехника»
№
п/п |
Вид налога |
Уплачено |
|||||
|
|
2005 |
2006 |
2007 |
|||
|
|
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
1. |
Налог на добавленную стоимость |
48079 |
58,9 |
43415 |
55 |
48373 |
54,8 |
2. |
Налог на прибыль |
2226 |
2,7 |
8998 |
11,4 |
6662 |
7,5 |
3. |
Налог с продаж |
3391 |
4,2 |
4563 |
5,8 |
- |
- |
4. |
Налог на пользователей автомобильных дорог |
11998 |
14,7 |
- |
- |
- |
- |
Продолжение таблицы 2.1.
5. |
Транспортный налог |
147 |
0,18 |
512 |
0,64 |
521 |
0,66 |
6. |
Налог на имущество |
7752 |
9,5 |
7886 |
10 |
9143 |
10,4 |
7. |
Водный налог |
293 |
0,4 |
302 |
0,4 |
368 |
0,4 |
8. |
Аренда земли |
2859 |
3,5 |
6031 |
7,6 |
10853 |
12,3 |
|
Итого: |
81501 |
100 |
78925 |
100 |
88314 |
100 |
Анализ системы уплачиваемых предприятием налогов начнем с налога на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта (ВВП).
НДС относится к косвенным налогам, которые переносят на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
Ставки НДС 18%, 10%. Для определения доли налога в продажной цене товаров облагаемых по ставке 18% применялась расчетная ставка, равная 15,25%, а облагаемых по ставке 10% - 9,09. Расчетные ставки используются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимая штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров, при удержании НДС налоговыми агентами из доходов иностранных налогоплательщиков.
Из таблицы 1 видно что платежи по НДС, подлежащие уплате в бюджет в рассматриваемый период изменялись. Такое положение объясняется, прежде всего, неравномерным изменением облагаемого оборота в разные годы. Перепады объяснимы изменением стоимости реализуемых предприятием товаров и услуг исходя из применяемых цен. Все это вело к увеличению оборотов реализации, а, следовательно, и к росту облагаемого оборота.
Следующий налог, выплачиваемый ОАО «Резинотехника» - налог на имущество. Этот налог введен на территории России с января 1992г. Законом РФ от 13 декабря 1991г.№2030-1 «О налоге на имущество предприятий»
В соответствии со статьей 375 НК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 ноября 2003г. №139-ФЗ «О налоге на имущество организаций» налогом облагается только остаточная стоимость основных средств, находящиеся на балансе налогоплательщика.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организаций.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетным периодом признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, таблица 2.2.
Таблица 2.2 - Расчет налога на имущество, тысяч рублей
Показатель |
2005 |
2006 |
2007 |
Среднегодовая стоимость облагаемого имущества |
387623 |
394302 |
415603 |
Ставка, % |
2 |
2 |
2,2 |
Сумма налога |
7752 |
7886 |
9143 |
Из расчета видно, что в 2005 году предприятие уплатило 7752 тыс.р., в 2006 году - 7886 тыс.р. В 2007 году сумма налога возросла и составила 9143 тыс.р., что непосредственно зависело от ставки налога на имущество. И можно заметить одинаковый характер поведения изменения суммы налога на имущество и стоимости облагаемого имущества.
Налог на прибыль представляет собой прямой федеральный и регулирующий налог.
Налог на прибыль перечисляется следующим образом:
- в федеральный бюджет - 6,5%
- в бюджет субъектов РФ - 17,5%
Для учета доходов и расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики применяют метод начисления. При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Рассмотрим расчет налога на прибыль организации. (Таблица 2.3)
Таблица 2.3 - Расчет налога на прибыль организации, тысяч рублей
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Доходы от реализации продукции |
1173548 |
1220582 |
1373099 |
Продолжение таблицы 2.3.
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации продуктов |
1121771 |
1184494 |
1338744 |
Внереализационные расходы |
14763 |
3809 |
6326 |
Внереализационные расходы |
8223 |
2963 |
29478 |
Прибыль отчетного периода |
58317 |
36934 |
11203 |
Рассмотрим каждый регистр по налогу на прибыль нашего предприятия.
Доходы от реализации - включают доходы от реализации товаров, амортизируемого и прочего имущества.
Операционные доходы состоят из доходов от продаж основных средств, материалов и других активов организации.
Операционные расходы - остаточная остаточная стоимость основных средств и других материалов.
Внереализационные доходы - доходы от сдачи имущества в аренду; банковский процент за средства, хранящиеся на расчетном счете; доходы в виде положительной курсовой разницы образующейся вследствие отклонения курса иностранной валюты от официального курса; переоценки активов, кредиторской задолженности, возмещение ущерба, штрафы, пенни.
Внереализационные расходы - расходы в виде процентов по долговым обязательствам; расходы на возмещение причиненного ущерба; услуги банков; прочие расходы по аренде. Затраты на содержание объектов ЖКХ.
ОАО «Саранский завод «Резинотехника» не признается налогоплательщиком в отношении земельных участков, так как земля находится на праве договора аренды. (Таблица 2.4)
Таблица 2.4 - Арендная плата за землю, тысяч рублей
Форма оплаты |
2005 |
2006 |
2007 |
Арендная плата |
2859 |
6031 |
10853 |
За исследуемый период произошло увеличение суммы арендной платы на 7994 тыс.р., из-за повышения арендной платы. ОАО «Саранский завод «Резинотехника» на протяжении длительного времени месторасположение, цели использования и площадь находящихся в его распоряжении земельных участков остаются неизменными. Поэтому изменение сумм уплачиваемой предприятием арендной платы зависит исключительно от изменения ставок арендной платы.
С января 2002г. На основании главы 26 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 8 августа 2001г. №126-ФЗ, установлен налог на добычу полезных ископаемых. Налогооблагаемой базой этого налога является стоимость добычи полезных ископаемых. На территории РМ плательщикам налога являются те предприятия, которые осуществляют добычу неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, а именно песка, глины, опоки, известковой муки, а также организации осуществляющие добычу минеральной воды и торфа.
Налоговая база, исходя из количества добытого полезного ископаемого, определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Исходя из выше сказанного, объектом обложения нашего предприятия является добыча полезных ископаемых.
При добычи перечисленных природных ресурсов налог не уплачивается, но объем все равно декларируется. Представление налоговой декларации и уплата суммы налога осуществляется не позднее последнего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается в федеральный бюджет.
Наряду с наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе - государственными бюджетами ряд факторов обуславливает целесообразность использования и другой формы - внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.
В соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ, принятой Федеральным законом от 5.08.2000г. №177-ФЗ (далее - Закон №177-ФЗ), с 1 января 2001г. введен социальный налог.
Единый социальный налог поступает в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Перечисляется с 1 января 2005 года в:
- федеральный бюджет (ФБ) - 20%
- фонд социального страхования (ФСС) - 3,2%
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) включают в себя:
- федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 0,8%
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 2%.
В совокупности они составляют 26%.
Общую характеристику начисленных и уплаченных ОАО «Резинотехника» взносов рассмотрим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, тысяч рублей
Фонды |
Уплачено во внебюджетные фонды |
||
|
2005 |
2006 |
2007 |
Пенсионный фонд |
40761 |
48374 |
48561 |
Продолжение таблицы 2.6.
ФСС |
4457 |
5816 |
6901 |
ФОМС всего в том числе
-федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Итого: |
4231
235
3996
53680 |
5241
291
4949
64671 |
6219
346
5874
67901 |
Из таблицы 2.6. видно, что в пенсионный фонд предприятием уплачено в 2005г.- 40761 тыс.р., в 2005 г. - 48374тыс.р., в 2007г. - 48561 тыс.р. Сумма платежа исчислялась исходя из суммы начисленной оплаты труда за год и установленной ставки взносов. Тенденция увеличения взносов из года в год отчетности объясняется россом числа работников предприятия, увеличением заработной платы.
Все начисленные взносы уплачены своевременно, т.е. задолженности перед пенсионным фондом предприятие не имеет. Отчисления в фонд были отнесены на себестоимость продукции.
Таким образом, с введением единого социального налога не только сокращается налоговое бремя, но происходит и упрощение для предприятий процедуры налогообложения и его контроля.
Налоговые поступления являются основным источником формирования средств дорожных фондов, часть налогов зачисляется в федеральный дорожный фонд, а часть налогов поступает в территориальные дорожные фонды. Суммы налогов, уплачиваемых ОАО «Резинотехника» в дорожные фонды отражены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Налоги, уплачиваемые в дорожные фонды, тысяч рублей
|
2005 |
2006 |
2007 |
Транспортный налог |
148 |
513 |
521 |
Этот налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов РФ. Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам. Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта РФ налог введен в действие.
В общей сложности в 2005 году уплачено на сумму 148 тыс.р., с 2006 года платежи резко возросли на 365 тысяч рублей и составили 513 тыс.р., в 2007г. - 521 тыс.р. в связи с тем, что предприятие расширяло свою транспортную базу.
Уплата налога производится в форме авансовых платежей. Установлены следующие отчетные периоды: с 1 января по 30 июня текущего налогового периода и с 1 июля по 31 декабря года текущего налогового периода.
Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации уплачиваемого вреда и других природоохранных задач создается единая система специализированных государственных экологических фондов.
Фонды образуются главным образом за счет платы за загрязнение окружающей природной среды выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах и сверх установленных лимитов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.
Приведем платежи за загрязнение окружающей природной среды ОАО «Резинотехника» в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Платежи за загрязнение окружающей природной среды, рублей
Наименование показателя |
2005 |
2006 |
2007 |
1. Выбросы вредных веществ от передвижных источников загрязнения - всего, в том числе:
А) за предельно допустимые выбросы
Б) за установленные лимиты
В) за сверхлимитные выбросы |
231,5
113,9
-
117,6 |
355,3
185,8
-
169,5 |
6618,5
6138,5
456
24 |
2. Размещение отходов, в том числе:
А) в пределах установленных лимитов
Б) за сверхлимитное размещение |
3787,5
3782,6
4,9 |
9359
9283,5
75,5 |
317301
317301
- |
3. Всего плата за загрязнения окружающей среды в том числе:
А) за предельно допустимые выбросы
Б) за установленные лимиты
В) за сверхлимитное загрязнение |
14305,7
554,6
4803
8948,1 |
1846,5
762,9
11456,9
9626,7 |
109963,2
7312,9
43986,1
59664,2 |
Платежи за сверхлимитное загрязнение должны уплачиваться из прибыли, остающейся предприятию после уплаты налогов, а платежи за установленные лимиты относятся на затраты предприятия.
Водный налог взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектами налогообложения водными объектами считаются: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесоповала в плотах и кошелях; использование водных объектов для целей лесоповала в плотах и кошелях.
Налоговым периодом признается квартал.
Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Рассмотрим сумму платы, подлежащей уплате по месту нахождения водных объектов ОАО «Резинотехника». Таблица 2.9.
Таблица 2.9 - Сумма платы, подлежащей уплате по месту нахождения водных объектов ОАО «Резинотеника», тысяч рублей
Наименование водного объекта |
Сумма в рублях |
2005 |
2006 |
2007 |
Арт.Скважина |
всего |
201 |
192 |
215 |
|
В том числе:
Забор воды
Сброс воды |
201
- |
192
- |
215
- |
р.Инсар |
всего |
92 |
110 |
153 |
|
В том числе:
Забор воды
Сброс воды |
-
92 |
-
110 |
-
153 |
Сумма платы подлежащей уплате в бюджет всего |
|
293 |
302 |
368 |
По данным таблицы 2.9 видно, что в рассматриваемый период сумма платы водного налога, подлежащей уплате в бюджет выросла в 1,5 раза. Это, прежде всего, произошло из-за увеличения объемов забранной воды из водных объектов, увеличения технических средств на предприятии и т.д.
Таким образом, общим объем налоговых платежей исследуемого предприятия относительно стабилен. Можно утверждать, что общий объем налоговых платежей медленно увеличивается, медленнее чем объемы производства. Изменения состава налогов и налоговых ставок также оказывают сдерживающее влияние.
2.2 Анализ налоговой нагрузки предприятия.
Формирование налоговой системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Поэтому показатель налоговой нагрузки или налогового бремени на налогоплательщика серьезный измеритель качества налоговой системы.
Для определения налоговой нагрузки воспользуемся методикой А. Кадушина и Н.Михайловой.
Таким образом, используемая нами модель расчетов имеет следующий вид.
Валовая выручка, с учетом НДС, по этой методике разбита на следующие компоненты:
-материальные затраты (МЗ)
-добавленная стоимость (ДС).
Добавленная стоимость в свою очередь, включает:
-амортизационные отчисления (АО)
-затраты на оплату труда (ЗП), с учетом единого социального налога и отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-налог на добавленную стоимость (НДС);
-прибыль (П).
Так как долевое распределение перечисленных компонентов у различных экономических субъектов в зависимости от вида деятельности и отраслевых особенностей неодинаково, то в методике применяются структурные коэффициенты:
-доля добавленной стоимости в выручке (Ко) - характеризует материалоемкость производства;
-доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (Кзп) - показывает трудоемкость производства;
-доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости (Кам) - отражает фондоемкость производства.
Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:
Ко=ДС/В, (1)
Кзп=ЗП/ДС, (2)
Кам=АМ/ДС (3)
Расчеты налогов, уплачиваемых предприятием в рассматриваемом периоде, согласно действовавшему законодательству, осуществляются по следующим формулам:
-налог на добавленную стоимость:
(0,18/1,18)