Политические партии и партийные системы

Министерство образования Российской Федерации

Владимирский Государственный Университет

Кафедра Политологии

Политические партии и партийные системы

Выполнил:

Студент группы УИ-299

Бирюков В.

Принял:

Новиков И.А.

Владимир 2001 г.

Оглавление:

1.     Понятие политической партии ……………………………………………………………………………………… 2

2.     Функции политических партий ………………………………………………………………………………………. 8

3.     Типология партий и партийных систем   ………………………………………………………………………11

4.     Особенности партийной системы России …………………………………………………………………..20

5.   Список использованной литературы …………………………………………………………………………….22

“Политическая партия есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества. Развитие каждой партии необходимо связать с существованием и развитием, по крайней мере одной из противных ей партий”.

Ю.С. Гамбаров (1850 – 1926),

русский юрист, специалист по теории права.

1. Понятие политической партии.

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей интересов и целей определённых классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на неё всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по всем иным культурным регионам современного мира.

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии);

б) политические клубы;

в) массовые партии.

Такая классификация, действительно, помогает лучше представить рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своём развитии три называемых Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.

Основной социальной предпосылкой для возникновения политических клубов в Европе в XVII – XVIII вв. явилось становление буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острейшую идейную и политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 30-е годы прошлого века: тори основали “Чарлтон Клаб” (1831), а виги – “Реформ Клаб” (1836). Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов – с либеральной буржуазией. Но эта прямая отнесённость вскоре ослабла, так как английская земельная аристократия в относительно короткий исторический срок и практически бесконфликтно преобразилась в земельную буржуазию, ориентированную на рынок.

В других странах политические клубы возникали часто вне системы представительной власти, формируясь на основе групп, связанных с редакциями печатных органов или конспиративных союзов. Клуб “Молодая Италия” насчитывал  в своих рядах до 50 тыс. членов. Были клубы, тесно связанные с парламентами, например клуб бретонских депутатов во французском национальном собрании, который по месту заседаний (в монастыре св. Якова) получил название “якобинского” и в 1791 году насчитывал по всей Франции 448 провинциальных отделений.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX века. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированны на осуществление постоянного, длительного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, на рекрутацию в свой состав как можно большего числа членов, оперировали значительным арсеналом средств политической деятельности: агитация, пропаганда, политическое просвещение, воспитание и т. д.

Первой массовой политической партией (1861) явилась либеральная партия Англии; в 1863 году возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу XIX века массовые партии (в основном — социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий:

1)       распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;

2)       организационное развитие рабочего класса, что проявлялось двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.

Так, в Великобритании избирательным правом в 1830 году пользовалось 200 тыс. человек, в 1832 году — 600 тыс., а в 1883 году уже 9 миллионов граждан. К началу XX века некоторые партии достигли высокого, даже по современным меркам, уровня массовости: социал-демократическая партия Германии насчитывала в 1913 году около одного миллиона членов, а на выборах в рейхстаг в 1912 году получила 35 % голосов — её поддержало более 4,5 биллиона человек. В XX веке крупнейшей массовой политической партией являлась Коммунистическая партия Китая — более 50 миллионов членов.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки партии вырастали из национально-освободительных движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические организации и партии.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией нередко понимается любая группа людей, придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма.  Однако характеристика современных партий как “машин для выборов” справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность её функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на “вхождение” во власть, на её удержание, на реализацию через неё партийной программы, забота о своих сторонниках  и последователях, принятие мер для обеспечения широкой “народной поддержки”.

Партии – это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные цели партий связаны так или иначе с осуществлением власти в политических системах. На основе политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие структурные элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней лишь в незначительной степени участвуют в её деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1)                долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2)               существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3)               нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказания какого-либо влияния на неё;

4)               поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Первый критерий (долговременности организации) позволяет отличать партии от клиентилистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

Второй критерий (стремление к осуществлению власти) отличает партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

Третий критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодёжными и иными организациями). Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

Четвёртый критерий (поиск народной поддержки, особенно путём выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое давление на партии, правительство, общественное мнение.

Политические партии – это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самодеятельные объекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определённой организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определённых программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвящённых); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, чётко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, целей и интересов руководства партии; программных установок организации; объективной направленности её политических действий.

Социальная база политической партии – лишь один из критериев её сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои установки прямо или косвенно, путём идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она в конечном счёте выражает, защищает и поводит в повседневной практике. Не столь важно, какие “вывески” использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.

2. Функции политических партий.

Изучение вопроса о функциях политической партии в обществе помогает понять её место и роль в политическом развитии, лучше представить её цели. В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции.

1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.

2.                Выражают общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

3.                Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.

4.                Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других органов центральной власти; обеспечивают связь между правительственными органами власти и обществом; формируют вместе с другими политическими инстанциями механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структкр и механизмов.

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Политические партии стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать поддержку среди своих союзников. Идеологическая функция партии выражается в политической деятельности, направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой – на “производство людей”. Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. Существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в целом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и других идей, отвечающих этим целям. Правящие партии используют для этого также идеологическую функцию государства.

Функция партий по “производству людей” проявляется в их деятельности по политической социализации. Партии стремятся:

          a.    воспитывать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов;

         b.    выработать чувство причастности к  формированию и проведению в жизнь определённой политической линии партии;

          c.    привлечь к себе широкий круг сторонников и сочувствующих;

         d.    приобщить население, и прежде всего молодёжь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.

Естественно, что вся эта деятельность определяется конечными целями партий и интересами представляемых ими социальных групп. Правящие партии стремятся проводить такую социализацию, которая бы обеспечивала позитивное восприятие оставляемых ими ценностей, широкую социальную поддержку их курса.

В случае, когда руководству партии удаётся разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину, расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический или концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем. Например, идеология и стратегия неоконсерватизма, взятая на вооружение рядом партий (консервативной в Великобритании, республиканской в США, христианами демократами в ФРГ и т. д.), обеспечила им лидирующее положение в 80-е годы, тогда как восточноевропейское коммунистическое движение в этот период не смогло разработать новую привлекательную и рациональную доктрину применительно к условиям постиндустриальной эпохи, что привело его к утрате позиций.

Весьма важным для любой партии является представительство интересов соответствующих социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путём аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоёв и групп, во-вторых, посредством овладения органами государственного контроля над ними, либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объём и эффективность выполнения этой функции зависит от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями в этой сфере обладают правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы. Степень участия партии в выработке политической линии, объём и эффективность реализации этой функции является показателем положения партии в наличной политической системе.

Организаторская функция партии выражается в определённой кадровой политике, т. е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий политологи называют функцией политического рекрутирования — подбора кадров политических руководителей. Подбор и выдвижение кадров руководителей может осуществляться двумя путями: а)через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы; б) через назначение преданных делу правящей партии кадров на те или иные государственные посты. Причём в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения и продвижения являются их политические и профессиональные качества. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет своё политическое влияние в других институтах политической системы. Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласие партийных рядов, на выработку ценностей и норм сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов.

Важными направлениями деятельности политической партии является: а) выявление, формулирование и обоснование интересов соответствующих социальных групп (функция политической артикуляции), их активизация и интеграция; б) создание политических доктрин и программ; в) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ деятельности государства, в осуществлении государственной власти; г) политическое воспитание общества в целом либо его определённой части (группы, класса, слоя), формирование общественного мнения; д) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций; е) внутрипартийная организационная деятельность.

 3. Типология партий и партийных систем.

Политические партии во всём их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определёнными общими чертами. Это позволяет классифицировать их по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как классовая природа, происхождение, внутренняя структура, особенности отношений членства, политические цели, положение в политической системе и др.

Одна из наиболее распространённых типологий партий: кадровые — массовые, была разработана в начале 50-х годов известным французским политологом и социологом М. Дюверже. Кадровые партии возникли в процессе эволюции в середине XIX века из электоральных комитетов и парламентских групп. Они отличаются сравнительной немногочисленностью, достаточно свободным членством и опираются прежде всего на профессиональных политиков, финансовую элиту, способную обеспечить партии материальную поддержку. Эти партии ориентированы на электоральные функции. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитного характера они размещены от центра к правому крылу и обычно представлены либеральными и консервативными партиями. Кадровые партии, деятельность которых нацелена прежде всего на выборы, ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить актив, представителей социальных элит. Партии стремятся привлечь их на свою сторону, поскольку они пользуются влиянием у избирателей или же имеют состояние, позволяющее покрыть расходы на избирательные кампании. В кадровых партиях предпочтение отдаётся качеству, а не количеству вступивших.

Массовые партии характеризуются многочисленностью и постоянным членством. Они возникли позже кадровых в связи с возникновением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения. Массовые партии отличает чёткая идеологическая ориентация, использование активных воспитательных форм деятельности, наличие тесной связи между членами и различными партийными структурами. Это коммунистические, социал-демократические, популистские и правившие в прошлом фашистские партии.

В последнее десятилетие появился новый тип партии, который политологи определяют как “электорально-массовый” или “избирательный”. В отличие от других партий эти организации больше внимания уделяют своим избирателям, чем членам партии, менее идеологизированы, чаще организуют массовые ненасильственные акции, обращаются к самой широкой аудитории и делают ставку на успех в избирательной кампании.

Широко используется социально-классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой политической партии является её социальная природа и провозглашаемые ею политические цели. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоёв она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обуславливаются её стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др. по социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять несколько основных социально-классовых типов политических партий: коммунистическую и социал-демократическую (социалистическую) — ориентированные на рабочий класс и других трудящихся; буржуазно-демократическую — ориентированную на средний класс, мелкую и национальную буржуазию; консервативную — отражающую интересы финансово-монополистического капитала. Кроме того, есть партии выражающие интересы и других социальных групп, (“крестьянские”), социальных слоёв — (“интеллигенции”) и др.

Наиболее распространённой типологией политических партий является их классификация по “лево-центристско-правой” системе координат или “лево-центристско-правой” ориентации. Эти понятия возникли в эпоху Великой французской революции: в 1789 году депутаты Учредительного (конституционного) собрания разместились в зале заседаний так, что сторонники восстановления королевской власти оказались справа, а революционеры-республиканцы — слева от председательствующего. С тех пор носитель “левых” взглядов — это индивид, настроенный решительно, революционно, радикально, выражающий интересы бедных слоёв населения; а правый — человек, реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающий за защиту интересов весьма состоятельных слоёв общества. “Левыми” партиями считаются коммунистические, социалистические; левоцентристскими — социал-демократические; центристскими — крестьянские, мелкобуржуазные, экологические и др.; правоцентристскими — партии средней, национальной буржуазии; правыми — консервативные организации. “Ультралевые” — партии или люди с левацкими, революционаристскими программами, сторонники насильственных действий. “Ультраправые” — националистические, фашистские, экстремистские организации.

Спектр политических партий

         “ЛЕВЫЕ”                                      ”ЦЕНТР”                                    ”ПРАВЫЕ”

Левые экстремисты (троцкисты, “коммунисты-радикалы)”

Демократические партии

Демократические группы

Правые экстремисты (фашисты, “новые правые”, сионисты)

“Умеренные левые” (“коммунисты-парламентарии”, социалисты)

“Умеренные правые“ (неоконсерваторы)

“Левый центр” (социал-демократы)

“Правый центр” (либералы)

демократы

         “ЛЕВЫЕ”                                      ”ЦЕНТР”                                    ”ПРАВЫЕ”

Разумеется, любая типология условна, но она помогает лучше ориентироваться в сложных и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.

Классификация партий

 По классовой природе:

·         рабочие: социал-демократические, коммунистические;

·         буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, торгово-ростовщической буржуазии;

·         средних слоёв: демократические;

·         крестьянские;

·         межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические, конфессионные, трибалистские (племенные).

По средствам политической деятельности:

·         преимущественно парламентские;

·         преимущественно внепарламентского действия.

По отношению к существующему общественному строю:

·         революционные

·         реформистские

·         либеральные

·         консервативные

По типу организационной структуры:

·         кадровые

·         массовые: жёстко или гибко организованные

По месту и роли в политической системе общества:

·         доминирующие (правящие или неправяище) или маловлиятельные

·         левые, центристские, правые

·         оппозиционные

По отношению к форме государственного устройства:

·         унитаристские

·         федералистские

·         сепаратистские

По отношению к идеологии:

·         жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные

·         прагматические: классовые или избирательные

В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число партий может колебаться от 3 – 4 (в Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определённой степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.

Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы. Примером “жёсткой” двухпартийности может служить система руководства, сложившаяся в Великобритании. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий — лейбористской или консервативной — должны голосовать строго в заданном “русле”. Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго.

Гибкая двухпартийная система существует в США. Та конгрессмен может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному “лоббированию”, и вопрос о степени их свободы в принятии политических решений является в определённой степени проблематичным.

Существует модифицированная двухпартийная система. Её ещё иногда называют системой “двух с половиной” партий. На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов в несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной партией.

Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности.

Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, так же способствует формированию многопартийной системы. Наличие влиятельной крестьянской партии является ещё одним аргументом в пользу многопартийности.

Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности, как это ни парадоксально, может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуется коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведёт к нестабильности. Вместе с тем указанных недостатков можно в определённой степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.

Многопартийные системы с господствующей партией. Понятие “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50-70-е годы.

Достоинство данной системы состоит в том, что она может обеспечить определённую стабильность достаточно продолжительное время. Недостатки — в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранение от представительства в различных органах власти определённой части электората.

В мире наблюдается тенденция к развитию двух_ и многопартийности. В 90-е годы XX века многопартийность (двухпартийность) являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах “массового потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10% “переходных” обществ и “традиционных цивилизаций”.

Следует иметь в виду, что большее число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности общества. Для анализа этого вопроса необходим более широкий подход, увязывающий тип партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов.

Партийно-паламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика всё чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к случаю, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.

Существенное влияние на характер деятельности политических партий оказывают средства массовой информации. Современная множительная техника и компьютеризация позволяют получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащённым современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими институтами, с различными слоями общества.

В ряде стран наличествует кризис “партийной формы”. Он обусловлен тем, что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится всё труднее представить в цельной программе, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Кроме того, утверждается тенденция “секуляризации” политики, в связи с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включённости в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда — возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию партии.

Одновременно действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характера деятельности. Речь идёт об обретении партиями, их лидерами новой политической культуры, для которой характерно понимание того, что “политика не существует ради политики”; в ней особенно важны морально-нравственные детерминанты партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека как главную ценность человеческой жизни.

Осознаётся необходимость преодоления жестокого централизма и бюрократизма даже в партиях “демократического централизма”. Оценка целей и идеалов, проверка соответствия им решений и программ не должна являться прерогативой некой руководящей группы, монопольно владеющей орудиями такой оценки и проверки. Накопленный демократический и коллективный опыт может помочь найти правильное соотношение между дискуссией, ответственностью и способностью действовать в единстве.

Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи и представителей новых профессий,  воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды людей. А так же самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

4. Особенности партийной системы в России.

Формирование политической системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации.

Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на  демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из её состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говориться: “В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4 Конституции Российской Федерации отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

В конце 90-х годов Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки.

Российская многопартийность пока ещё находится на стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней с обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и поддержать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоёв и групп России.

Список литературы:

1.     Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.

2.     Политологический словарь-справочник. Под ред. Полуниной Г.В. М.,1996.

3.     Грачёв М.Н. Политическая сисетма общества. М.,1997.

4.     Политическая история России. Хрестоматия. Сост. Коваленко В.И., Медушевский А.Н. М.,1995.

5.     Политические партии современной России. Отв. Ред. Кулешов С.В. М.,1995.

6.     Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. М.,1997.