Политические права российских граждан
ПЛАН РЕФЕРАТА
1. Правовой статус личности в Конституции РФ 1993г.
2. Политические права в системе конституционных прав
и свобод человека и гражданина.
3. Система политических прав и свобод.
4. Политические конституционные права и свободы
человека и гражданина :
а) право на участие в управлении делами государства;
право на референдум ;
б) право на доступ к государственной службе;
в) право на объединение;
г) свобода манифестаций;
д) свобода слова ипечати;
е) право на петиции.
5. Значение политических прав и свобод для человека.
6. Конституционный статус личности в России в настоя-
щее время.
Правовой статус личности определяется всей
совокупностью прав человека и гражданина , отраженных
в нормах всех отраслей действующего права .
Основы правового статуса личности охватывают
конституционно закрепленные права и свободы . Понятие
же основных прав и свобод человека и гражданина можно
сформулировать следующим образом :” Конституционные
(основные) права и свободы, принадлежащие ему от рож-
дения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), за-
щищаемые государством , составляющие ядро правового
статуса личнотсти .”[1]
Перечисление в Конституции Российской Федерации
основных прав и свобод не должно толковаться как отри-
цание или умаление других общепризнаных прав и свобод че-
ловека и гражданина . Об этом говорится в ст.55 ч.2 Кон-
ституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф., посвященная правам и
свободам человека и гражданина , включает 48 статей
(с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий
осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие
сферы деятельности человека .[2] Ее классификация включала
следующие составляющие : а) социально-экономические пра-
ва ; б) равноправие граждан ; в) демократические свободы.
В дальнейшем государственно-правовая наука , используя
классификационные основы , предложенные М.П.Каревой ,
выработала систему сновных прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические права и свободы граждан ;
2) политические права и свободы граждан ;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная проблема исследуется
Л.Д.Воеводиным . Автор удачно совместил наименование
элементов системы конституцищнных прав и обязаннос-
тей с основанием приведенной классификации. Ученый
выделил следующие группы основных прав , свобод и обязан-
ностей :
1) права и обязанности граждан в сфере социально-эконо-
мической и культурной жизни ;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной
и общественно-политической жизни ;
3) права и обязанности граждан в сфере индивидуальной
свободы .[3]
Однако систему основных прав и свобод характери-
зует не только их группировка , но и те приоритеты , ко-
торых придерживается Конституция в их последователь-
ном расположении .
Последнее имеет далеко не техническое значение, а
отражает соответствующую идеологию, которой придер-
живается государство в трактовке сущности концепции
правового статуса личности .
В действующей Конституции, основанной на новой
концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен
в следующей последовательности. Сначала указаны личные,
затем политические, а за ними социально экономические.
Именно такая последовательность присуща Всеобщей Дек-
ларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН в 1948 г.
В российском законодательстве она впервые была
воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граж-
данина, принятой Верховным Советом Российской Федера-
ции 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции
Российской Федерации 1993 года .
В отличие от основных личных прав , которые по
своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения как человеку, политические права и свободы
связаны с обладанием гражданством государства . Это
различие отражает Конституция, адресуя личные права
“каждому”, политические - “гражданам” .
В соответствии с Конституцией гражданин Рос-
сийской Федерации может самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.60).
Эта норма прежде всего , касается политических прав и
свобод .
Система же политических прав и свобод граждан
состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из
них включает в себя права граждан, содержащие правомо-
чия по участию в организации и деятельности государства
и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; пра-
во на референдум; право петиций .
Вторая группа субъективных прав и свобод, входя-
щих в систему политических, состоит из правомочий ,
представляющих собой неотъемлемые права граждан,
целью реализации которых является активное участие ин-
дивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова
и печати; свобода союзов; свобода собраний .
Право участвовать в управлении делами государства
закреплено в статье 32 Конституции . Оно адресовано
каждому гражданину, а не политически организованной
совокупности граждан , ассоциированных как народ , ибо
народ не “участвует ” в управлении , а осуществляет
власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-
туции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается
в различных формах, как непосредственно, так и через
своих представителей. Непосредственными формами
являются участие граждан в референдуме, всенародном
голосовании по важнейшим вопросам государственной и
местной жизни, путем реализации права избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления .
Право на референдум включает в себя не только пра-
во на участие во всенародном (местном) голосовании , но
и право требовать выставления любого вопроса на голосо-
вание, а также право требовать, чтобы результаты обще-
народного (местного) обсуждения по этому вопросу учи-
тывались при принятии окончательного решения по дан-
ному вопросу(если решение принимается не путем рефе-
рендума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению
путем референдума или не набрал необходимого количест-
ва голосов для его постановки на референдум, а у индивида
или группы индивидов возникло желание не просто выра-
зить свое мнение по определенному вопросу, имеющему об-
щественное значение, но и воздействовать на деятельность
государственных органов по поводу данного явления об-
щественной жизни, то граждане могут воспользоваться
правом петиций, известным законодательству еще с конца
17 века .
Граждане Российской Федерации имеют равный
доступ к государственной службе, право участвовать в
осуществлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).
Это право является новой для российской Конституции
нормой . Право на равный доступ к государственной служ-
бе означает равенство исходных возможностей и отсут-
ствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не
следует толковать это право буквально. Во всем мире су-
ществует система конкурсов,тестирования,собеседований.
Так ,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря
1993 года Положение о федеральной государственной
службе предполагает прием на государственную службу
либо в порядке назначения ,либо в порядке конкурса(пункт
22) , а также регулярные аттестации государственных
служащих(пункт 30). Участие граждан России в отправ-
лении правосудия долгое время имело форму выборов на-
родных судей и народных заседателей либо участия в рабо-
те суда в качестве судей и народных заседателей. В нас-
тоящее время в России осуществляется поэтапное введе-
ние института присяжных заседателей, назначаемых пу-
тем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела
и вынесения решения по существу (“виновен - невиновен”)
как основы приговора суда.
Важным правом , имеющим тесное отношение к учас-
тию граждан в управлении делами государства , является
закрепляемое за каждым право на объединение , включая
право создавать профсоюзы для защиты своих интересов,
никто не может быть принужден к вступлению в какое-
либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-
ции РФ).
Это право дает гражданам возможность использо-
вать в указанных целях различные формы совместной ор-
ганизованной общественной деятельности, объединять
свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют развитию
политической активности и самодеятельности граждан,
удовлетворению их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как российские граж-
дане, так и иностранцы и лица без гражданства (см. часть
третью статьи 62), исключением являются политические
партии, права на создание которых и участие в которых
имеют только граждане России.
Право на объединение не является абсолютным пра-
вом и может подвергаться определенным ограничениям.
Ограничения на пользование правом на объединение уста-
навливаются Конституцией и федеральными законами. На-
пример, на основании статьи 56 Конституции РФ отдель-
ные ограничения права на обьединения могут устанавлива-
ться в условиях чрезвычайного положения.
Одной из политических свобод, входящих в правовой
статус советского гражданина, является конституцион-
ная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демон-
страций. Что понимается под этими терминами .. Еще в
начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал,
что, ” право собираться есть не что иное, как результат
взгляда судов на индивидуальную свободу личности и инди-
видуальную свободу слова”[4] .
Свобода манифестаций как важный элемент правово-
го статуса гражданина представляет собой взаимосвязан-
ное с другими правами, свободами и обязанностями граж-
дан субьективное право, имеющее целью воздействовать на
государственные и общественные органы путем согласова-
ния и формирования мнения граждан и его выражения по
различным вопросам общественной жизни, участия их в
управлении жизнью общества и решении конкретных воп-
росов повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев)
Правовое регулирование механизма реализации права
граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстри-
рует нелегкий путь юридической науки и практики от
формально-догматического подхода к обьективно-реалис-
тическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конститу-
ция РСФСР 1978г. в первоначальной радакции не устанавли-
вали каких-либо ограничений на способы реализации назван-
ной свободы. При формальном закреплении политических
прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял
о том, что граждане могут реально воспользоваться этим
правом. Если же и происходило нарушение традиции, винов-
ного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестрой-
ки" манифестации, проводимые по инициативе граждан,
приняли массовый характер, исполкомы местных Советов
Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и облас-
тей поспешили принять временные правила организации и
проведения собраний, митингов, уличных шествий и демон-
страций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой
вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешитель-
ный порядок реализации этой субьективной свободы, воз-
никло противоречие между нормой Конституции и поло-
жениями указанных актов.
25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О поряд-
ке организации и проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и пикетирования ". В нем установлено, что
впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения
этих мероприятий следует исходить из положений Декла-
рации прав и свобод человека и гражданина , принятой
Верховным Советом РФ, о праве граждан собираться сво-
бодно и без оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия при условии предварительного уведомления
властей. Осуществление этого права не должно нарушать
свободы и права других лиц. Не допускалось использование
его для насильственного изменения конституционного
строя, разжигания рассовой, национальной, религиозной
ненависти, для пропаганды насилия и войны.
Этот Указ определил, что до принятия соответ-
ствующего российского закона упомянутый выше союзный
указ на территории России применяется в части, не про-
тиворечащей указанной Декларации.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламенти-
рует проведение следующих видов публичных мероприятий:
собрания - совместного присутствия граждан в зара-
нее определенном месте и в заранее определенное время для
коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
митинга - формы организованного выражения общес-
твенного мнения, массовой поддержки резолюций, требова-
ний и других обращений граждан, проводимой в заранее
определенном месте и в заранее определенное время ;
демонстрации - формы организованного выражения
коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу
общественной и государственной жизни ;
шествия - формы демонстрации, проводимой путем
передвижения граждан по заранее определенному маршру-
ту ;
пикетирования - формы публичного выражения кол-
лективного или индивидуального мнения, осуществляемой
без шествия и звукоусиления путем размещения граждан
у пикетируемого объекта и использования плакатов, тран-
спорантов и иных средств наглядной агитации.
В основе механизма правового регулирования любой
конституционной политической свободы граждан должна
лежать норма Конституции. Что касается свободы слова
и печати, то к сожалению, она регулируется действующей
Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в ста-
тье 29 получили закрепление права граждан на свободу
мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и
убеждений и право искать, получать и свободно распрост-
ронять информацию.
Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензу-
ры. Эта гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991
года "О средствах массовой информации". Вместе с тем в
Законе предусмотрена недопустимость злоупотребления
свободой массовой информации.
Собственно свобода печати Конституцией не урегу-
лирована.
Можно, конечно, обосновать отсутствие упомина-
ния о свободе печати тем обстоятельством, что она яв-
ляется частным проявлением свободы выражения своих
мнений. Но этот аргумент не соответствует междуна-
родно-правовым обязательствам России. Международный
пакт о гражданских и политических правах в числе спосо-
бов выражения мнения указывает использование печати
как самостоятельное правомочие граждан.[5]
Рассмотрим право на петиции. Это право на участие
также не лучшим образом урегулировано действующим за-
конодательством . Достаточно отметить, что Консти-
туция РФ даже не употребляет термин "петиции", заме-
няя его громоздким определением "личные и коллективные
обращения в государственные органы и к должностным ли-
цам"(ст.33). Что же касается текущего законодатель-
ства, то здесь до сих пор действует архаичный акт - Указ
Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4мар-
та 1980г. "О порядке рассмотрения предложений, заявле-
ний, жалоб граждан ".[6] При этом, кроме месячного срока
для рассмотрения обращений и установления запрета на
рассмотрение аналогичных писем и направление жалоб
лицу, на которое жалуется заявитель, иных принципиаль-
ных положений он не содержит.
Стоит отметить, что в России действует доста-
точно демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст-
вий и решений, нарушающих права и свободы граждан".[7]
Однако им регулируется только судебный порядок рассмо-
трения петиций, и проблема остается не решенной.
Таким образом, политические права и свободы граж-
дан можно рассматривать в качестве принадлежащих им
от рождения и обеспеченных законом основных возмож-
ностей, позволяющих гражданам в установленных пределах
как активно воздействовать на организацию и деятель-
ность государства и его органов, иных субьектов полити-
ческой системы, то есть политическую область обществе-
нных отношений, так и участвовать в социальной жизни
общества.
Конституционный статус личности в России - одно
из важнейших достижений на пути преобразования общес-
тва. Это убедительное доказательство того, что наша
страна идет по пути демократии и гуманизма , строит
правовое государство. Многое сделано в сфере политичес-
ких прав и свобод, особенно в создании предпосылок для
развития многопартийности, гласности, информации, дея-
тельности общественных организаций. Однако в целом кон-
ституционный статус личности реализуется далеко не
полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни
нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод челове-
ка, несомненно, отражает переходный характер современ-
ного этапа развития российского общества.Но "списывать"
слабости и недостатки только на это было бы неверно .
Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не-
преодоленное неуважение к правам и свободам человека, от-
сутствие строгой и неотвратимой ответственности за
их нарушения, незавершенность законодательства, страда-
ющего от декларативности, а также от слабости соот-
ветствующих государственных структур.
Исправлению неблагоприятного положения призвана
способствовать Федеральная программа действий в облас-
ти прав человека. Это скоординированный план государс-
твенных усилий, осуществляемых на основе Конституции
1993 года и международно-правовых обязательств России.
Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прог-
рессивных сил российского общества. Необходим строгий
и постоянный контроль общественности за соблюдением
прав и свобод человека в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский "Гражданин и
власть" , Москва, 1994 ,стр. 19-42.
2. Конституция Российской Федерации. Коммента-
рий. Москва, "Юридич. литература",1994.
3. Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт",1991,
стр. 24-41.
4. Е.И.Козлова О.Е.Кутафин "Конституционное
право России", Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214.
[1] См. : Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное право России. Юристъ,Москва,1995,с.196.
[2] Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148.
[3] Воеводин Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-во и право, 1982, N.4, с.210-258 .
[4] Дайси А.В. Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.
[5] Права человека. Сборник международных документов. М.,1986. с.56.
[6] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980. номер11, ст.192.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,1993,номер19,ст.685.