Политология как наука

Содержание

Вступление………………………………………………………………….3

О специфике политической науки………………………………………...7

Об актуальности политического знания………………………………….9

О задачах и приоритетах политологии…………………………………..16

Список использованной литературы ……………………………………19

Вступление

Хотя политологическая тематика всегда привлекала великих мыслителей прошлого, лишь в нашем веке возникла научная дисциплина, специализирующаяся на ее изучении. Политология изучается в университетах многих стран, где присваиваются соответствующие академические степени, проводятся теоретические и прикладные исследования.

Иногда ставят вопрос, возможно ли научное изучение политической действительности? Отмечается, что у политологии нет такого научного статуса, как у других дисциплин, что в конечном счете в ней нет ничего, кроме "политических мнений". Чтобы отвергнуть это рассуждение, следует кратко рассмотреть основные составные элементы науки.

Как правило, в науке можно выделить следующие составляющие элементы: а) научное сообщество, включающее лиц, занимающихся разработкой, обучением и применением дисциплины; б) тематическую сферу дисциплины, то есть совокупность предметов, которые она изучает; в) одну или несколько теорий, призванных объяснить природу этих предметов и подвергаемых с этой целью строгой проверке; г) методологический инструментарий, при помощи которого добывается и расширяется знание данной дисциплины.

Итак, политология, конечно же, содержит все перечисленные выше элементы. В самом деле, трудно отрицать наличие политологического научного сообщества, члены которого работают в университетах, исследовательских институтах, правительственных организациях и т.д. Очевидно также, что политическая действительность представляет собой специфическую сферу, которая может стать объектом политического исследования. Кроме того, любая книга по политологии является свидетельством наличия многочисленных теорий, призванных объяснить особенности структуры и функционирования политических систем, а также аргументов за и против выводов этих теорий с соответствующими доказательствами и опровержениями. Наконец, цели политологии достигаются не случайно, а на основе определенного методологического инструментария. Поэтому можно утверждать, что политология является научной дисциплиной в той мере, в какой она содержит перечисленные нами кратко составляющие элементы науки.

Главной целью политологии как научной дисциплины является исследование структуры и функционирования политических систем. Это общественная наука, формулирующая для достижения своей цели теории, логическая непротиворечивость и эмпирическая верность которых строго контролируются. Политологические теории - это не "мнения", а концептуальные инструменты, которые принимаются научным сообществом, если они благополучно выдерживают проверку фактами.

Необходимо отметить, что в политологии, как и в прочих общественных науках, имеется несколько теоретических течений, соперничающих между собой в рамках научного сообщества. Общая политологическая теория, которая формулируется в настоящей книге, призвана органично вобрать в себя то лучшее, что есть в этих течениях. Эта задача отнюдь не проста и, конечно, не нам судить об успехе или неудаче в реализации нашего намерения.

Научный характер политологии должен быть также рассмотрен в связи с политическим действием. Следует подчеркнуть, что политология стремится дать агентам политического действия (отдельным людям и организациям) общее объяснение политических явлений, для чего использует разработанные ею теории. Политология представляет собой попытку достичь систематического, обоснованного и обладающего объективной ценностью знания о политической действительности, и поэтому она является важным орудием обеспечения эффективности политического действия. Однако она не может указать агентам политического действия те цели, к которым им следует стремиться, поскольку они соответствуют оценочному плану. Политология не указывает людям, что они должны быть монархистами, республиканцами, либералами или социалистами. Этот идеологический выбор основывается на системе ценностей, коренящихся в определенном мировоззрении. Понятно, что мировоззрение и связанные с ним ценности тесно связаны с тем местом, которое агенты политического действия занимают в обществе.

Нужно отметить, что политология формулирует теории, объясняющие особенности структуры и функционирования политических систем, и поэтому ее не следует смешивать с политическими идеологиями и доктринами, предлагающими программы действия, основанные на ценностях, которые выражают определенное мировоззрение. Необходимо четко различать научное знание о политической действительности (политологию) и политическое действие как таковое.

Таким образом, формулирование планов деятельности, фиксирующих цели политических агентов, не является функцией политологии. Это функция политических идеологий и доктрин. Однако, хотя политология не занимается составлением подобных планов, она весьма полезна для их объективного анализа. Как отмечал Макс Вебер, "единственное, что может показать своими средствами эмпирическая дисциплина, это: 1) необходимые меры; 2) неизбежные последствия". Иными словами, политология полезна для политического действия в той мере, в какой она способна указать адекватные средства для достижения поставленных целей, а также выявить последствия определенных форм деятельности. Например, политологический анализ может показать, что при данных обстоятельствах некоторые цели недостижимы, что избранные для их достижения средства неадекватны, и что конкретный вид политического действия может иметь неожиданные для тех, кто его использует, объективные последствия. Однако этот анализ не говорит нам, что мы должны стать приверженцами той или иной конкретной доктрины или идеологии, поскольку подобный вывод относится к сфере ценностей, основывающихся на различных мировоззрениях.

Итак, политология не составляет программы действий, однако способствует их эффективности в той степени, в какой обеспечивает объективно значимые знания о политических системах. Политическое действие, основанное на этих знаниях, может быть более реалистичным и, следовательно, эффективным, действие, осуществляемое в отрыве от таких знаний.

Естественно, что члены научного сообщества, занимающиеся политологией, состоят, как и прочие люди, из плоти и крови, живут в определенном обществе, принадлежат к конкретному социальному классу, придерживаются каких-то ценностей и имеют мировоззрение. Это обстоятельство может решающим образом сказаться на выполнении ими научных функций, если они будут избирать в качестве объекта исследования некоторые аспекты политической действительности в ущерб другим, а предлагаемые ими теоретические объяснения станут не столько отражением этой действительности, сколько выражением конкретных интересов и предрассудков.

Задачи политологии трудновыполнимы не только вследствие описанных причин, но и потому, что, будучи эмпирической наукой, она дает знания, представляющие лишь временную ценность. Очевидно, однако, что в настоящее время политологические теории позволяют нам понять структуру и функционирование политических систем более глубоко и широко. И это несмотря на то, что данные теории не являются завершающими и окончательными. Как пишет Карл Поппер, "наука - это не система бесспорных н устойчивых утверждений", а ряд смелых предположений, которые должны пройти серьезное испытание, прежде чем быть принятыми.

Итак, оценка научного вклада политологии должна даваться с учетом указанных ограничений.

Обобщая все сказанное выше о политологии как научной дисциплине, можно утверждать: а) политология дает обоснованные знания о структуре и функционировании политических систем; б) эти знания не имеют решительного и окончательного значения; в) политологические знания испытывают влияние оценок и мировоззрения исследователей.

В начале введения мы упомянули о различных теоретических источниках настоящей книги. Необходимо, однако, добавить, что наша работа основывается не исключительно на теоретических, источниках. Кроме них, огромное значение для нас имел непосредственный опыт исследования различных современных политических систем. Эти исследования проводились в полевых условиях и служили, в частности, средством проверки и критической оценки основных тезисов данной книги.

О специфике политической науки

Основу политологии составляет собственно политическая наука, которая включает геополитику и международные исследования. К ней примыкают дисциплины, развившиеся в рамках других наук, - политическая социология, политическая психология, политическая антропология и т.п. Помимо перечисленных дисциплин с политологией тесно связаны имеющие глубокую собственную традицию политическая философия и политическая история, а также политическая экономия.

Центральная тема политологии - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, ресурсы, политические институты, проблемы разделения властей и т. д. Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество. Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители. Четвертый - политические партии и движения. Пятый - современные избирательные системы. Шестой - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений. Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие.

Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:

- исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества - состоит из его политических институтов, отношений, процессов;

- анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их урегулирования;

- аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;

- выработка практических рекомендаций по созданию стабильного развития политической системы общества.

Переходя из области теоретических рассуждений в реальную жизнь, следует заметить одну очень важную тенденцию, наметившуюся в последние десятилетия. Имеются в виду протекающие повсеместно процессы глобализации и интеграции. Классическими примерами того являются Европейский союз, многочисленные экономические союзы. Сближение государств идет как в экономике, так и политике. Возникают и увеличиваются влиятельные межправительственные, международные общественные организации, входят в практику многосторонние международные соглашения.

Следует отметить, что отдельно взятое государство не может полноценно существовать и самореализовываться на благо своих граждан вне этих закономерных процессов. Вливаясь в них, оно неминуемо отдает часть своего суверенитета мировому сообществу, обязуясь подчиняться коллективным решениям. Вследствие этого возрастает значение внешнеполитического направления. Наблюдается усиление описанных тенденций, на основе чего, можно прогнозировать создание в будущем всемирной державы.

Постоянно меняющаяся экономическая и политическая ситуация в мире, требует от руководителей любого государства создания института политологии. Потому что, на мой взгляд, в современном мире, для достижения стабильности в общественных сферах жизни немаловажную роль играет профессионализм политолога.

Я считаю, что профессионализм политолога и его реальная деятельность оценивается несколькими компонентами. Такими, как анализ ситуации, принятие решений и управление событиями. Для политолога важны некоторые навыки, свойственные профессии социолога, как, например, опрос общественного мнения с учетом специфики политического анализа. При принятии политических решений современному политологу понадобится профессиональное применение математических методов и умение пользоваться результатами анализа.

Профессиональный политолог должен уметь выявлять позиции основных участников политических событий с учетом их ролей, определять сложившуюся расстановку общественно-политических сил и возможные тенденции ее изменения. Профессиональному политологу важны также знания в области организационной работы, позволяющие обеспечить необходимую дисциплину и контроль, осуществлять кадровую политику.

Согласованные рекомендации экономистов, юристов и политологов, могут предотвратить нежелательные социальные проблемы. Если большинство политологов будет соответствовать выше перечисленным критериям то, наверняка, большинство современных мировых и внутригосударственных политических и экономических проблем будет решено.

Об актуальности политического знания

Последнее десятилетие, которое продемонстрировало становление отечественной политической науки, характеризуется постепенным утверждением демократической государственности. Политический демократизм, в свою очередь, стимулирует развитие теоретического политического знания, способствует повышению культуры политического дискурса, культуры гражданственности, поднимает роль политического образования. Происходящее переосмысление значения политических факторов в жизни общества делает в настоящее время проблему политического знания одной из актуальных философских тем. Политическое знание как вид социального знания тождественно с ним своим объектом, в роли которого выступает общество. Вместе с тем политическое знание имеет свой особый предмет. Говоря предельно абстрактно, предметом политического знания является политическое. Политическое - это особая система человеческих связей, духовно и предметно-нацеленных, в которых реализуется общественная природа человека: его связанность с другими людьми, его способность к совместному существованию, его интерес к устроению общей жизни в виде построения социальных форм общежития и поддержания его социальных норм. Политическое обладает исключительной важностью для человека, поскольку только оно является единственным реальным гарантом сохранения человеком себя как социального существа. Поэтому будет правильным считать, что именно к политической сфере, а не к религии, морали и даже не к экономической деятельности обращается человек, когда желает определить себя как субъекта деятельности, уточнить свой реальный статус в обществе, добиться официального признания себя и своих заслуг.

Своевременность изучения членами общества политического знания как самостоятельного феномена, на мой взгляд, определяется и явлениями, которые связаны с кризисом позитивистской политической науки Запада и стремлениями отечественных политологов и философов избежать повторения этого этапа развития политического знания.

Также теоретически актуальными становится в настоящее время и осознание того, что многие проблемы политического мира обусловливаются состоянием и уровнем развития политического знания, которое является не посторонним компонентом политики, а всегда включено в ткань политической реальности, определяя политическое действие человека и его политическое мироощущение. Поскольку политика все больше становиться силой, способной осуществить согласование разнообразных и противоречивых устремлений людей, внести единство в плюрализм целей и задач, объединить в единое целое различные подсистемы социального организма, постольку особое значение в созидании интеллектуальных основ политического консенсуса приобретает политическое знание. Именно развитие политического знания, утверждение культуры политических дискуссий и дебатов, неустанный поиск нравственных оснований политики, а не политические битвы и схватки, революционные потрясения и государственные перевороты, как мне кажется, становятся знаком современного человеческого существования.

Человек как существо политическое начинает вновь обретать свою истинную природу, состоящую не в деструктивной силе разъединения и самоутверждения, а в сопричастности и соучастии каждого в судьбе каждого. Поэтому сегодня нам нужно обратить свой взор на политическое знание и политический разум, на его созидательную и мироустроительную способность, его творческий потенциал, его устремленность в будущее и перспективную нацеленность.

Особое значение изучение политического знания приобретает в современных российских условиях. Ведь ни для кого из нас не является секретом тот факт, что уже сегодня современная история России может быть расценена как один из самых драматических периодов ее развития, сравнимых с наиболее крутыми переходными эпохами. Содержание ее и смысл будут предметом пристального внимания и острых дискуссий многих поколений исследователей. Время высветит еще новые, ныне потаенные, оттенки, тенденции, сущностные характеристики современных нам событий, расширит возможности более глубокого и всестороннего понимания исторической эпохи, в которой мы, ее современники, являемся действующими, а посему заинтересованными в том или ином повороте событий, лицами. Поэтому с задачами совершенствования политического знания в настоящее время связаны демократические ожидания граждан России, их надежды на творческое развитие политического разума, на возможности политического диалога между политиками в целях избежания новых глубинных потрясений.

Политическое знание, которое в отличие от других форм социальной действительности, сконцентрировано не столько на познании сложившихся форм социального бытия, сколько на поиске образа будущего, на разработке стратегии возможного общественного движения; политическое знание, на которое возлагаются надежды ученых и политиков в деле стабилизации политического развития и снятии политических и социальных конфликтов, должно быть осмысленно философией и стать объектом исследования его гносеологического статуса.

Я считаю, что в этой связи очень важными и чрезвычайно актуальными становятся исследования проблемы самобытности политического знания, его содержательных и функциональных возможностей и границ. Они доказывают автономность политического знания и показывают, что являясь элементом политического и в то же время фактором, творчески преображающим политику, конструирующим политическую реальность, политическое знание уникально и своеобразно не сводимо ни к одному из имеющихся в человеческом арсенале гносеологических продуктов.

Политическое знание как продукт политического познания и инструмент политики вызывало интерес философии с ранних этапов ее становления, однако его изучение, как правило, оставалось на периферии философских трудов, осуществляясь в контексте общефилософского осмысления политических явлений.

Марксизм Х1Х века сознательно выдвинул политические вопросы на передний план социально-философского исследования, подчиняя социальную философию задачам изучения сущности политики и ее роли в процессе естественно-исторического развития общества, придавая большое значение осмыслению политической идеологии, политического сознания.

В послеоктябрьской России не были сформированы ни традиции политической философии, ни политической науки как автономной научной дисциплины. Долгие годы отмечалось высокомерное пренебрежение к субъективному анализу политических реалий и проведению конкретных политологических исследований, т.к. на первом плане находился идеологический компонент политического знания. Исследования политики в советский период проводилось в основном в пределах исторического материализма как социальной философии марксизма и научного коммунизма (начиная с 60-х годов) как его политической теории. Постепенно политика стала объектом комплексного исследования различных социальных наук. К ее изучению подключилась юриспруденция, история, социология, соц. психология. Однако власти, контролировавшие идеологическую ситуацию в стране, продолжали относиться с большим подозрением к возможности признания за комплексными политическими исследованиями статуса самостоятельной науки. Но исследовательское любопытство заставило советских ученых сбросить "покрывало неведения" с политической науки. Это впервые предприняли Ф.М.Бурлацкий, А.В.Дмитриев, А.А.Галкин, Г.Х.Шахназаров и др.

В советские годы появились значимые философские работы о политике, ее сущности, ее субъективной стороне, методологии исследования политических явлений, поэтому нельзя сказать, что изучение проблем политики было только схоластическим и проводилось в жестких пределах, определяемых партийно-идеологическими установками. Политические исследования в 70-е - 80-е годы были плодотворными и накопили серьезный фактический материал в изучении политической действительности, политического сознания.

Теоретиками политики было привлечено внимание к вопросу о сущности политики, политической власти и природе политических отношений (Н.И.Азаров, А.П.Бутенко, А.А.Галкин, Д.А.Керимов, В.Е.Чиркин и др.). В этот период политика рассматривалась через призму отношений власти и ее деятельности, и центральными категориями политического анализа были "политическая система", "политические отношения", "политическая организация". Категория "политическое" еще не была в центре внимания российских исследователей.

К концу 80-х годов произошло полное раскрепощение формирующейся политической науки, вышедшей из-под партийно-идеологического диктата, возник своеобразный политологический бум в области и теоретического осмысления политики, и в сфере начавшихся конкретных политологических исследований.

Напряженность исследовательского поиска в сфере политики не спадает и в конце 90-х годов. Активизируется отечественная политическая философия (работы Б.Н.Бессонова, К.С.Гаджиева, В.П.Макаренко, А.С.Панарина и др.) Современная российская политическая философия в 90-е годы ставит важнейшие философские вопросы теории политического: анализируется соотношение политической власти и знания, осваивается категория политического, раскрывается проблема смысла в политике, исследуется роль политического знака, анализируется политическая речь и политический язык. Опять и опять встают вечные вопросы политической философии: мораль и политика, политическая справедливость. Обобщение накопленного отечественной философией опыта исследования политического знания позволяет мне сделать следующие выводы.

1. Политическое знание обладает экстенсивными и интенсивными содержательными границами, где под первыми понимаются его содержательные отличия от других видов социального знания (не политического знания), а под вторыми - предел объективности и адекватности отражения политического, показывающий состоятельность политического знания, его достоверность;

2. Политическое знание многослойно и многомерно, существует в форме теоретического и прикладного знания. В первой форме оно включает в свой состав политическую философию, политологию (теоретическую и прикладную) и политическую идеологию. Во второй форме - выражается средствами политической риторики, фиксируется в политических решениях.

3. Современное политическое знание играет важную роль в установлении политической справедливости. Политическая справедливость является "истиной" политического и удерживает политику в рамках морального должного.

4. Политическое знание как отражение политического и усвоение его смысла обладает деятельной природой, рождается в процессе политической коммуникации и является публичным по форме своей представленности в обществе, волевым по своей практической нацеленности.

В современном мире не кажутся уже продуктивными апелляции к иррациональному в политике, к скупым и неуправляемым политическим инстинктам, эмоциям, чувствам, стереотипам. Рационализация политической жизни рационализирует политическое мышление, повышая уровень политического знания. Местом, где начинает рождаться политическое знание нового типа, становится рациональная дискуссия. Об этом давно мечтали политические философы, строя свои проекты политического переустройства социального мира.

Особое преимущество рациональной дискуссии отмечал недавний наш современник К.Поппер. Прогресс в познании и решении социальных проблем, снятии политических противоречий он связывал с процедурой рационального обсуждения. Раскрывая смысл политической концепции К.Поппера, я считаю немаловажным обратить внимание на следующую его идею: "Цель такого обсуждения вовсе не в том, чтобы победить противника, а в том, чтобы с помощью своего оппонента выяснить реальное положение дел, попытаться понять разные индивидуальные и групповые интересы и пути их возможного сочетания".

В такой политической борьбе не будет ни победителей, ни побежденных, не будет ни господства, ни насилия, а будет существовать лишь авторитет знания, доверие к мнению и уважение к интересам, желание к сотворчеству и соучастию. Безусловно, я понимаю, что данная картина развития политического знания не в полной мере отражает черты политической интеллектуальной реальности, однако, будем надеяться, может приобрести черты достоверности. Видимо, к этой возможности обращены в настоящее время старания многих политиков всех развитых стран, поскольку только она обладает политической перспективой и гуманистическим потенциалом.

Мы видим, что массив политического знания не только огромен (политическая философия, политология, политическая идеология, практически-политическое знание, политические решения), существуя на протяжении тысячелетий, не только не сводим ни к одной из известных форм человеческого освоения социального мира, но и имеет гуманистическую перспективу в своем дальнейшем развитии, приближение которой позволит наконец-то политическому знанию и политической деятельности приобрести моральное измерение.

О задачах и приоритетах политологии

Всем хорошо известно, что политология имеет предназначение выявлять, систематизировать политические процессы и явления. Более того, она исследует закономерности политической системы, механизмы ее функционирования и жизнеобеспечения. Политология, если хотите, - это доктор, который обследует больного, ставит ему диагноз, прописывает лекарство.

Для саморазвития и самоусовершенствования, политическая наука постоянно вынуждена находиться в напряженном состоянии. Под этим я подразумеваю то, что она мобилизует свои силы и возможности тогда, когда политическую систему лихорадит. Именно здесь она имеет возможность выявить причину "заболевания" системы и прописать соответствующее лечение. В такое переходное время роль политической науки очень велика, ибо только она способна примирить враждующие противоположности, генерируя новые подходы к решению проблемы.

Как известно, Россия сегодня переживает не самые лучшие времена. В прошлом великая держава лихорадочно ищет пути, для того чтобы модернизировать, преподать в ином свете свое величие или хотя бы сохранить контроль над самой собой. В такой переходный момент истории России возникла острая необходимость в политической науке. Не зря ее начали преподавать в стране в 1989 году, когда кризис только разгорался. Руководство страны пришло, хоть и поздно, к тому выводу, что пожар потушить одной только идеологией нельзя: нужен был целый комплекс мер, которых как раз и объединяла политология.

К сожалению, по прошествии 10 лет особых позитивных результатов в развитии страны мы не видим. Так, значит, доктор не справился с больным? Или, может, он изначально был безнадежно болен? Наверное, нет. Как мне кажется, политология, пришедшая с Запада, страдала тем недостатком, что она не учла нашей российской психики, менталитета, культуры. А ведь важнейшими компонентами политологии как раз и являются политическая психология и политическая культура.

На мой взгляд, одно из преимуществ политологии перед другими науками заключается в том, что она, с одной стороны, рождает новые идеи, а с другой, выливает их непосредственно в практические действия. Например, политическая наука по полочкам идейно разложила различные типы избирательных технологий, но она на этом не остановилась, а пошла дальше - реализовала их на практике. Оказывается, возможно конвергировать теорию и практику!

Политология дает возможность политологу придумывать новые неординарные пути решения какой-либо проблемы. Именно с этой точки зрения политическая наука очень динамическое направление.

Политолог в современном мире - это тот, кто объединяет в себе знания предыдущих этапов развития политической науки. Политолог в современную, постбихевиористскую эпоху - это тот, кто наряду со знанием социологии и права хорошо владеет и психологией, ибо политическая культура, одна из важнейших составляющих политической науки, имеет прямое отношение к психике и сознанию человека.

Политология в настоящее время - одна из самых динамично развивающихся направлений в науке. Она приобретает особое значение и по той причине, что сегодня всем государствам и другим участникам международных отношений нужны лидеры, владеющие наукой управления, т.е. практические политологи.

Список использованной литературы:

1.     Санистебан Л. С. Основы политической науки. – М., 1992. – С. 49.

2.     Основи політології. – К.: Либідь, 1995. – 336 с.

3.     Політологія: Навчальний словник-довідник. – К.-Л., 2001. – 320 с.

4.     Циганков А. П. Політологія Роборта Даля // Соціально-політичні науки. – 1990. – № 10. – С. 88.

5.     Гравитц П. М., Пенто Р. Методы социальных наук. – М., 1972. – С. 190..

6.     Ницше Ф. Веселая наука. Соч. в 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990.

7.     Піча В. М., Хома Н. М. Політологія.: Конспект лекцій. – К.: Каравела, 1999. – 168 с.

8.     26 основоположных понятий политического анализа // Полис. – 1993. − № 1. – С. 81.

9.     История диалектики ХIV–XVІІІ вв. – М., 1974.