Политология в современном общественном мире

СОДЕРЖАНИЕ

          Введение  ……………………………………………………………..…………...2

  1. МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МИРЕ.

   1.1. Многообразие направлений и теорий в современной науке о политике……...3

   1.2. Место марксистской концепции политики в современной науке......................6

 

  1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ.

   2.1. Политика и политология…………………………………………………..…….10

   2.2. Основные категории политики………………………………………..………...13

   2.3. Методы исследования в политологии………………………………………..…14

   2.4. Функции политологии, и её место в системе общественных наук…...............17

          Список использованной литературы…………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ:

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концептируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения.

Разобраться в сложном лабиринте политических событий - задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение  к тем или иным политическим явлениям процессам, к различного рода политическим партиям и общественным  движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.

1.     МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРПМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МИРЕ.

            МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ О ПОЛИТИКЕ.

ХХ век - век конкретных перемен в мире. Это век революций в науке и политике, век развития демократии на Западе и её становления на востоке, Севере и Юге. Процессы политических преобразований вызвали к жизни новые теории о политике и демократии, которые сформировались на научной базе, созданной предшественниками и основателями современной политической науки в прошлом веке и в первые десятилетия современного столетия. В то же время современные концепции и теоретические системы не воспроизводят представления классиков современной мысли, а в них обосновываются и конструируются идеи, модели и правила политической игры, свойственные условиям формам жизни народов и стран. На первый взгляд политическая наука похожа на Пенелопу из греческого мифа: сегодня каждый разрушает всё, что было создано вчера, каждый политолог изобретает всё заново, начинает как бы с нуля. В действительности в этом есть своя логика постепенного, противоречивого процесса накопления объективных знаний, формирования, развития и преобразования подходов, понятий, моделей. Доказательством сему служит анализ ведущих направлений и господствующих парадигм в современной политологии.

Отсутствие общей методологии - одна из главных особенностей современной политической мысли. Добавим к сказанному: и отрицание единой системы понятий  концепций. Разнообразие направлений  и проблематики, теорий,  парадигм и подходов к изучению политики - такова общая политика современного политологического знания. Поскольку политология теснее всех других социальных наук связана с политической практикой, последняя в большей мере влияет на политические знания, его методы и концепции. Политическое и идеологическое соперничество систем и режимов, интересов и партий, доктрин и установок общественных сил, борющихся за власть и стоящих у власти, так или иначе сказывается на социальном и духовном климате, в котором живут и творят политологи. Политология не остаётся вне пространства этого соперничества, хотя объективность предполагает необходимость дистанцирования исследователя от политических и идеологических предпочтений и страстей.

Эти внутренние противоречия в политическом знании, а главное - условия и потребности политического процесса, определяли возникновение и динамику различных направлений и концепций в науке.

В условиях перестройки политической, социальной и экономической структуры американского общества, связанной с великой депрессией и Новым курсом, движимые стремлением связать научность политологии с её способностью служить демократическим ценностям, американские политологи обратили внимание на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и иных политических институтов. В русле этой тенденции зарождается бихевиоральное направление политических исследований. Суть его - изучение поведения заинтересованных групп в политическом процессе. Наиболее видными представителями были Г. Мерриам и Г. Лассуэл.

Бихевиорализм возник на волне резкой критики отвлечённых политических доктрин и стремления расширить и обогатить поле научных исследований исторической реальности. Бихевиористская методология противостояла марксистской, отдающей предпочтение глобальному и классовому подходам.

Методологическим стал принцип эмпирического редукционизма, заимствованного из философии неопозитивизма, которая строится на признании предметной областью научного анализа эмпирически достоверных фактов политического поведения индивидов. Согласно данному принципу научный смысл имеют только те положения, которые эмпирически подтверждаются. Всё остальное: абстрактные теории, понятия о сущности политики, власти и т.д. - не имеют научной ценности и выходят за пределы научного исследования. Главными инструментами исследования признаются интервью и статистические методы.

Бихевиорализм вызвал интерес тем, что отвергая отвлечённые рассуждения о политике и власти, ориентировался на получение конкретного знания о политическом поведении людей. Причём знания, по словам его последователей, нейтрального, поскольку политическая сторона поведения человек рассматривалось как естественное свойство людей, независимое от социально-классовых интересов. Например, политическая власть трактовалась в духе Ницше: в виде присущего человеческой природе признака, даже его инстинкта.

Бихевиористская методология ложилась на благодатную почву критики авторитарных и тоталитарных режимов, основывающихся на концепциях надличностного государственного или партийного интереса, на догме полного подчинения личности государстве, системе.

Бихевиорализм перекочевал в Европу.

Функциональный анализ - одна из современных методологий в политической науке. Он включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностями политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся сфере и т.д. Исследователи отмечают и ограниченность методологии функционализма, которая слишком абстрактна и мало помогает в объяснении конкретных явлений. Функциональная модель политической системы консервативна, поскольку отдаёт предпочтения равновесию стабильности системы.

Эта методология не является основой выявления и объяснения противоречий, напряжённостей, конфликтов в деятельности системы, без чего нет и развития.

Функциональный анализ в политической науке развивали американские учёные Алмонд и Пауэлл, разработав три уровня анализа: система и среда, внутреннее функционирование системы, её сохранение и адаптация.

Теоретическая политология представлена также системным анализом. С точки зрения системного анализа, политическая сфера жизни общества представляет совокупность определённым образом упорядоченных политических взаимодействий в данном обществе, посредством которых происходит волевое распределение ценностей. Данная совокупность образует политическую систему, действующую в социальной сфере, включающей другие сферы жизни общества (экономическую, биологическую, психологическую) и внешние системы.

Несомненно, что интерпретация политической сферы как динамичной системы открывает возможность объяснить политические явления через связывающие их взаимозависимости, позволят рассматривать эту сферу как целостность, где действуют не отдельные лица, а  организации и группы.

Системный анализ в сочетании с функциональным порывает с эмпиризмом, и вносит в политологию концептуальную основу объяснения политических явлений и процессов, в тесном взаимодействии со всеми другими сферами общества. Тем самым создаётся теоретическая предпосылка для демистификации политики, реалистического видения феноменов власти и государства.

Вместе с тем методология системного анализа, как и функционализма, оставляет в стороне вопрос об объективной социально-экономической основе политической системы, о действии объективных закономерностей в обществе. Она также является чрезмерно абстрактной теоретической моделью. Кроме того, ей присуща ориентация главным образом на стойкость системы, на её равновесие, что определяет консервативную установку в исследовании, ведёт к недооценке свойственных ей динамизма, конфликтности, а также кризисов или упадка. Всё отмеченное дало основание для критики концепции Д. Истона, теоретические модели которого, подчёркивал М.Дюверже, подняты на такую степень обобщения, что в конечном счёте их можно использовать повсюду и нигде они не приносят больших результатов.

В русле теоретических подходов функционального и системного анализа в современной западной политологии сформировались некоторые концептуальные парадигмы (общие модели постановки проблем и их решения). Они писаны как западными, так и советскими авторами. Это парадигмы конфликта, согласия и плюрализма.

Парадигма конфликта по сути ориентирует мысль политолога в русло анализа противоречий и политических отношений. Парадигма согласия - в русло поиска консолидации политических сил, консенсуса, понимания усилий сочетания противоречивых факторов и сил в политике для достижения согласия и стабильности политической системы, равно как и её динамизма.

Парадигма плюрализма служит обоснованию возможности согласия в обществе, отрицая противоположных классовых и социальных интересов, а также интересов иных больших социальных групп.

Все три парадигмы обеспечивают целевую установку политических исследований на изучение структуры и процессов, имеющих отношение к политической интеграции, к обеспечению равновесия политических систем. Все они отражают определённые, даже существенные, стороны социально-политических отношений. А стало быть, не могут игнорироваться политической наукой. Тем не менее, нельзя не отметить и односторонность их интерпретации. Скажем, парадигма конфликта работает в узких рамках сфер экономической и личной жизни. Отрицаются классовые конфликты; принимается во внимание только возможность разрешения любого конфликта путём всеобщего согласия.

На тех же посылках строится парадигма плюрализма. Однако какой бы ни была ограниченность названных парадигм, это не должно мешать использованию всех достижений науки в исследовании политики с диалектико-материалистических позиций. Нельзя трактовать всякое знание как только истинное или, напротив, лишь как ложное, независимо от его источника. Английский философ Поппер выдвинул иной тезис: единственно рациональная позиция - рассматривать всё знание как возможно истинное и возможно ошибочное.

Рассмотренные направления и концепции отнюдь и далеко не исчерпывают содержание современной политологической мысли. В лекции, в частности,  не затронуты такие направления, как сравнительная политология, учения о политических партиях, составляющих отдельные разделы политической науки. И всё же изложенное позволяет читателю судить о развитии политологии, её теоретической базе. Для более глубокого понимания состояния этой научной дисциплины нужно рассмотреть вопрос о месте и роли марксистского типа анализа политики.

1.2. МЕСТО МАРКСИСТСКОЙ КОЕЦЕПЦИИ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ.

Прежде всего принципиально важно подчеркнуть, что в настоящей работе  марксизм рассматривается не в традиционно-догматическом его противопостановлении «буржуазной» политологии, а как одно из направлений в истории политической мысли и современной социальной науке.

Известный критик марксизма, один из крупнейших современных зарубежных философов К. Поппер пишет: «Маркс предпринял честную попытку применить рациональные методы к наиболее насущным проблемам общественной жизни. … хотя он заблуждался в своих основных теориях - его труды не пропали даром. Он на многое открыл нам глаза и обострил наше зрение. Возвращение к домарксистской общественной науке уже немыслимо. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если этого они не осознают». И ещё. «Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства… Его главные таланты проявлялись в области теории». «Интерес Маркса к общественным наукам и социальной философии в своей основе был практическим. Он видел в знании средство обеспечения прогресса человека».

В отличие от нынешних обличителей Маркса в марксизме видят метод анализа социальной действительности некоторые деятели западноевропейской демократии, в частности, М. Соареш. Он, однако, подчёркивает, что обогащение и творческое развитие марксизма возможно в «свободном обществе», где бы он не мог быть возведённым в ранг официальной государственной религии и тем самым утрачивал бы свою творческую силу и способности к практическому и теоретическому творчеству.

К марксистской теории и методу анализа политики должен быть такой подход, а именно научный, как и к другим концепциям. Он несовместим ни с возведением марксизма в ранг какой-то вечной истины, ни с попыткой некоторых теоретиков объявлять марксизм «мёртвым» и передать анафеме всякое упоминание о нём. В марксизме, как и в других учениях, зёрна истины соседствуют с субъективистскими представлениями.

Научное понимание марксистской концепции - это реализация его действительного, а не мифологизированного, теоретико-методологического арсенала и одновременно критическое переосмысление его в соответствии с историческим опытом и достижениями политологической мысли. Принципиально важно при этом учитывать, что марксистская концепция - продукт своего исторического времени, отражение определённого этапа политического развития в Европе. Только те положения имеют сегодня научную ценность, которые подтверждены исторической практикой. Не более того.

Обращаясь к марксизму как методу анализа социальной реальности, надо также отметить в виду важность разграничения в марксизме теоретических взглядов и политической доктрины. Ещё в начале века на этот вопрос обратил внимание Э. Бернштейн, подчёркнувший ошибочность сведения теории социализма к политической доктрине. Теория, отмечал он, объясняет идею социализма, характеризует его как некую модель будущего общества. Политическая доктрина - это интерпретация теоретической идеи с точки зрения цели политической борьбы социал-демократии и путей её достижения. Научная теория всегда открыта для поиска новых взглядов, подходов и решений. Социально-политические доктрины всегда имеют вид законченных систем; они подчинены «диктату определённых целей и политических мотивов».

Не будет ошибкой сказать, что для советской литературы многие годы было правилом именно то, против чего возражал немецкий социалист: отождествление марксизма как теории с революционной политической доктриной. С той именно доктриной, которая была положена в основу деятельности Коммунистической партии.

Такой подход к марксизму был заложен лидерами большинства. Л. Троцкий в своё время писал, что метод Маркса служит «преимущественно, почти исключительно, для политических целей».

К чему привело безоговорочное сведение научно-теоретической стороны марксизма к его политическому аспекту, известно. Политизированный марксизм в конечном счёте превратился в инструмент коммунистической апологетики.

Теперь о существе концепции политики, составляющей сердцевину марксистского анализа. Центральная идея марксизма - обоснование социально-экономической детерминации политической жизни сферы общества. Она конкретизирована в положениях о классовой природе государства, политической власти партий. В одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философии права» Маркс подчёркивал зависимость государства от гражданского общества  как феномена реальной социальной жизни людей. Политическое государство есть абстракция от гражданского общества - классов, сословий, форм организации семьи, материальных жизненных отношений. Политическая жизнь - абстракция от гражданской жизни. Государство определялось Марксом как политическое бытие гражданского общества. Эти положения не потеряли своей научной значимости и могут рассматриваться в качестве элемента метода анализа политической реальности.

Как известно, доминирующей идеей марксизма является обоснование и раскрытие классово-экономической основы политической власти, её институтов. Политическая власть, по Марксу, есть лишь порождение экономической власти; класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть. В марксистских теоретических работах раскрывается прямая связь политического с противоречиями между материальными интересами классов и внутриклассовых групп. Причём на первый план ставятся большие интересы. Именно с ними сопрягается понятие политики. Политика есть не то что иное, как отношение классов, связанное с интеграцией общих интересов, с их защитой и реализацией. По Марксу, политическое движение - это движение класса, стремящегося осуществить свои интересы в общей форме. Общеклассовые интересы суть интересы политические. Идея о классовом характере государства и целом политики была отправной для В.И. Ленина и всех марксистских теоретиков. Политика «есть область отношений всех классов и слоёв к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами».

Обозревая политические процессы, происходящие сегодня в ряде районов России и других бывших советских республик, приходится констатировать схожесть ситуаций с той, которую описывал К. Маркс почти сто сорок лет тому назад. И здесь действие некоторых политических сил опирается не на политическое просвещение, а на националистические и шовинистические суеверия определённых слоёв населения.

Идея относительной самостоятельности политики позволяет прояснить некоторые проблемы современного мирового политического процесса. Например, тот факт, что на одном и том же типе экономического базиса (например, капиталистического) существуют и развиваются разнообразные формы политического устройства общества. Или, - что у одинаковых по своей социальной базе политических партий может существенно различаться политическая стратегия и тем более тактика.

Эта идея - ключ к обоснованию границ свободы государства по отношению к экономической системе, что составляет необходимое условие осуществления им своих функций.

Определение современного правового, демократического государства, в частности, в доктрине социал-демократов, увязано с признанием его относительной автономии в обществе. С точки зрение раскрытия сущности марксистской концепции, актуален вопрос о соотношении политики и насилия. Здесь не рассматривается практическая сторона, а имеется в виду лишь теоретико-методологический аспект.

Политическое насилие, согласно марксизму,  - историческое явление, сопутствующее существованию государственной власти. Политическому насилию предшествует экономическое принуждение: эксплуатация одних групп людей другими. Всякое политическое насилие коренится в конечном итоге в экономических предпосылках.

Таким образом, социально-классовый, классово-экономический подход в анализе политики - основополагающий для марксистского метода. Он не разделялся многими политическими мыслителями - современниками Маркса, не является общепризнанным в политологии и в настоящее время.

Рискуя попасть под огонь критики как доктринеров от марксизма, так и тех, кто последний полностью отвергает, я сделал бы акцент на возможности синтеза альтернативных концепций. В принципе возможно найти точки соприкосновения объективного марксистского подхода к определению политики и понимания политики заданными теоретиками как только специфической формы человеческой субъективности. Ведь сфера политики - это сфера целенаправленной деятельности людей, что постоянно подчёркивают марксисты и политологи других школ. В политике всегда в конечном итоге реализуются какие-то замыслы, общие цели и стремления социальных групп, их лидеров.

Поскольку в работах классиков марксизма первоисточником политического насилия рассматривается эксплуататорское буржуазное государство, то и борьба за его свержение признаётся основным вопросом революции. Отсюда приоритетность насильственных методов борьбы. Но лишь как неизбежной формы революционной борьбы пролетариата в условиях политического и экономического господства капитала, характерного для исторической эпохи, в котором они жили. Преувеличенные роли насилия в борьбе против старого мира, переросшее в широкомасштабный террор (что связано со сталинщиной, маоизмом и т.д.), объясняется другими социально-историческими условиями революций, а не теоретическими принципами марксизма.

Если говорить о признании насилия как средства политики, так это было характерно для многих теоретиков и политологов ХVIII-ХХ вв., прежде всего вождей Великой французской революции, а также западных политологов, включая М. Вебера. Последний, в частности, определял государство как «отношение господства людей над людьми, опирающееся на насилие как средство». Небезынтересно отметить, что к началу ХХ века в России 70% партий и движений (из 244) допускали террор, насилие.

Критикам марксизма следовало бы иметь в виду и концепции ряда современных западных политологов.

Насилие рассматривается непременным инструментом политики. «Думать, что политическая власть может основываться исключительно на консенсусе - значит впадать в иллюзию». Насилие «в его разнообразных формах является неотъемлемой составной частью политических систем», - отмечает испанский политолог Л.С. Санистебан.

Итак, марксистский метод анализа политики основывается на признании её детерминированности классовыми социально-экономическими отношениями, противоречиями и конфликтами и вместе с тем - относительной самостоятельности политики. Этот постулат материалистической концепции не охватывает всего многообразия факторов, влияющих на политические процессы и структуры, и поэтому не может быть признан исчерпывающим в анализе. Однако он отражает глубинную сторону в общественно-политических связях и составляет суть субстанционалистской  концепции политики. Последняя не только не исключает, а напротив, предполагает такое дополнение, как объяснение политике через взаимодействие различных связей и выявление сложного переплетения многочисленных нюансов влияния. Эта концепция в литературе названа «взаимовлияющей». Она реализуется в функциональном и системном типах анализа.

Подчёркивая значение материалистической концепции анализа политики, следует напомнить, что её создатели не оставили науке единое, законченное целостное учение о политической жизни общества. В их взглядах, как уже говорилось, абсолютизировался классовый подход, содержались и некоторые другие положения, не подтвердившиеся исторической практикой. Главное же в том, что марксизм даёт исходную теорию анализа глобального общественно-политического процесса. Это суждение французского философа Альтюссера едва ли вызовет возражение у тех, кто к политической теории марксизма подходит с научных позиций.

2.     ПРЕМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ.

            ПОЛИТИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ.

Политика - довольно сложное явление, определить её сущность и выявить её содержание не так-то просто. До сих пор нет общепринятого определения, понятия политики. Можно встретить десятки разных вариантов. Политика - означает государственные и  общественные дела, сферу для деятельности, связанную с властными отношениями. Можно указать следующие наиболее существенные свойства политики:

Ø Она содержит в себе динамичное, деятельное начало. Прежде всего она выступает как политическая деятельность, направленная на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов.

Ø Политика заключает в себе, как правило, две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона политики - это не зависящее от сознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер, - это субъективная сторона политики - политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в нём политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным по направленности - демократическим, авторитарным, лояльным, бунтарским и т.д.

Выделяются также массовое и специализированное политическое сознание.

Ø Политика - это сфера деятельности, предполагающая отношения между большими и малыми группами и политическими партиями. Стремясь удовлетворить свои интересы, они вступают между собой в политические отношения по поводу политической власти, политических прав и свобод. В рамках данных отношений проявляются политические интересы классов, наций, социальных групп, политических партий и отдельных личностей. Политические отношения требуют регулирования. Без этого невозможно обеспечить стабильность и устойчивое развитие политических процессов и общества в целом.

Ø Одна из существенных характеристик политики - это деятельность субъектов политики, осуществляемая либо с целью удержания и упрочнения политической власти, либо с целью овладения ею теми или иными способами, либо, наконец, с целью приобретения права на участие на ряду с другими субъектами в осуществлении власти, приобретения властных полномочий. Главное для субъектов политики - это овладение в той или иной степени политической властью, приобретение права на участие в работе властных структур и осуществление таким образом властных полномочий.

Совершенно очевидно, что содержание политики сказанным выше не исчерпывается. Повседневная практика и исторический опыт свидетельствуют, что политика активно вторгается в разные сферы жизнедеятельности общества - в экономику, культуру, демографическую и социальные сферы, экологию и т.д. Однако деятельность в этих сферах жизни общества приобретает политический характер (становится политической) в том случае, если в неё включается государство как основной субъект этой деятельности или же как партнёр, к которому направлены устремления субъекта, стремящегося привлечь государство и его структуры к решению проблем, возникающих в данной сфере общественной жизни.  Достижение цели, которую ставит перед собой такой субъект, может приобрести общественно-политическое значение.

В современных условиях роль и значение политических факторов в жизни общества значительно возросли. Эти факторы оказывают значительное влияние на функционирование общества. Сегодня нет человека, находящегося вне воздействия политики. Она является своеобразным регулятором его действий и поступков, осуществляемых в различных сферах жизни.

Изложенное выше, предполагает достаточно широкое толкование политики - это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.

Как уже отмечено выше, политика не безлика, в неё вовлечены участники политической жизни общества - субъекты политики. Это участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. У них есть свои потребности интересы, осознаваемые ими. Это позволяет субъектам политики  реалистично оценивать происходящее в обществе, политике, определять цели своих действий, выбирать средства их достижений.

Выделяются такие постоянно действующие на политической арене субъекты политики, как государство, классы, политические партии, нации, общественные организации и движения, политические лидеры. Их влияние и активность на политические процессы различны. Но все они пытаются осуществить свои интересы и несут ответственность за свою деятельность. К субъектам политики относятся и такие специфические образования, как элиты и бюрократы. Нередко именно они вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируя в своих руках немалую власть. Сила и влияние этих субъектов в том, что они являются устойчивыми социальными группами со своими интересами, противостоящими интересам других социальных групп.

Политическая элита - это сравнительно немногочисленная и сплочённая группа лиц, концентрирующая в своих руках власть путём монополизации права принимать решение, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия, которая образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур; она исполнитель воли элиты и непосредственно взаимодействует с населением.

Активно воздействуя на все сферы общественной жизни, политика при этом испытывает на себе их влияние. В зависимости от объектов политического регулирования выделяют следующие основные направления: экономическая политика, социальная, демографическая, национальная, аграрная, научно-техническая, культурная, военная, экологическая, геополитика и др.

Выделяют также внутреннюю и внешнюю политику государства.

Политика изучается системой политических наук, среди них: политология, теория государства и права, политическая философия, политическая экономия, политическая история, политическая социология. В этом ряду политология занимает особое место. Она выступает как своего рода интегральная дисциплина, изучающая политику во всех её проявлениях и в тоже время как методологическая база развития других политических наук. Политология обобщает и систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления, функционирования и развития политической жизни общества и прежде всего политической власти.

Политология функционирует и развивается на двух уровнях - теоретическом и прикладном.

Теоретическая политология изучает сущность политики, её природу, значение для человека и общества, политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она выявляет и исследует закономерности, обусловливающие развитие политической жизни общества, отдельных политических процессов, явлений, событий. Эти закономерности действуют как законы-тенденции и нередко трактуются как политические. В их числе можно назвать закономерности:

Ø   Возникновения и развития политических интересов социальных субъектов, их взаимодействия с экономическими и другими социальными интересами;

Ø   Возникновения, функционирования и развития политической деятельности, политических отношений и политических процессов;

Ø   Становления, функционирования и развитие политической власти и государства.

В рамках политической политологии исследуются способы познания политических явлений, соотношений в них рационального и иррационального.

Прикладная политология исследует частные политические проблемы, формирует знания, направленные на решение каждодневных задач политической жизни общества; на анализ складывающейся в нём конкретной политической ситуации. На основе знаний вырабатываются практические советы и рекомендации участникам политических событий относительно того, какие действие предпринимать в сложившейся ситуации. Как правило рекомендации адресуются тем участникам политических событий, которые в силу своего статуса, занимаемой должности обладают определёнными властными полномочиями и тем самым оказывают существенное влияние на ход событий. Рекомендации прикладной политологии нередко направлены на повышение эффективности деятельности конкретных властных структур.

Формулируемые на основе прикладных политологических исследований выводы и рекомендации зачастую служат основанием для соответствующих теоретических обобщений. В то же время теоретическая политология служит методологической основой проведения прикладных политологических исследований.

2.2.ОНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ.

Политология, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Наиболее общими категориями политологии, охватывающими всю её проблематики и отражающими её специфику, выступают категории «политика» и «политическое».

Категория «политика» - это сложная категория, многомерная по содержанию. Производными от неё выступают категории: «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика», внутренняя политика», «социальная политика», «экономическая политика», «духовная политика», «финансовая политика», «национальная политика», «религиозная политика», «аграрная политика», «правовая политика», «геополитика» и т.д. Категория «политические» - также сложное понятие, оно более широко и ёмко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события к сфере политики. Эта категория конкретизируется в таких понятиях, как «политическое явление», «политическая жизнь», «политическая схема», «политическая власть», «политические отношения», «политические интересы», «политические действия», «политические ценности», «политические конфликты», «политические партии», «политическое участие», «политическое сознание», «политический режим», «политическая организация общества», «политический процесс» и т.д.

В политологии находят отражение понятия, которые характеризуют конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности. К ним относят: «политическая активность», «политическое поведение», «политическое лидерство», «легитимность», «политические установки», «избирательная система», «электоральное поведение» и т.д.

При анализе политических явлений и процессов политической жизни общества используются также понятия: общество, народ, свобода, право, патриотизм, справедливость, революция, эволюция, статус, политический строй, демократия, гласность и т.д. 

2.3.МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОЛИТОЛОГИИ.

Изучение проблем в политической науке опирается на применение различных методов исследования.

Метод - это совокупность приёмов и способов построения научного знания и его применения в исследованиях тех или иных явлений. Выбор метода обусловлен конкретными задачами исследования.

В современной политологии используются как традиционные, так и новые методы. Из традиционных издавна применяется в политологии исторический метод. Посредством этого метода описывается, например, история государства, характеризуются исторические личности; он позволяет раскрывать диалектику реальных политических процессов с точки зрения их возникновения и дальнейшего развития. С его помощью выясняются общие закономерности развития политических явлений. Этот метод позволяет также выделить конкретные особенности политических явлений и показать их роль в тех или иных исторических условиях.

К традиционным относится нормативный метод. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку путём их соотнесения с определённой нормой. Нормативный метод применяется в прогнозах всех типов, он позволяет определять оптимальные параметры изменений изучаемого объекта, оценивать степень вероятности получения идеального варианта, пути и средства его достижения. Примером такого подхода является доклад «Социальная и социально-политическая ситуация в России; состояние и прогноз», подготовленный в 1993г. Институтом социально-политических исследований РАН при участии ряда научных центров страны, представленный в вышестоящие органы власти.

К традиционным можно отнести также институциональный метод. Суть его заключается в «…реалистическом подходе к изучению институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Он позволяет понять реальность, интересуясь больше процессом, чем структурами, больше интересуясь группами, действительно контролирующими власть, чем конституциональным отправлением».

Со второй половины ХХ столетия активно применяются и другие методы исследования политических явлений и процессов. В 60 - 80-е годы одним из широко применяемых в политологии стал сравнительный метод. Он предполагает сопоставление однотипных политических событий (политических систем, партий, способов деятельности государственного аппарата в одинаковых или разных условиях и т.д.); на его основе делаются соответствующие выводы.

Сравнительный метод даёт возможность выявить и раскрыть общие черты политической жизни разных народов и стран, общие закономерности и тенденции развития политических процессов, сделать вывод о специфике политических режимов, определить факторы, повышающие эффективность действия механизмов власти, и т.д.

Весьма широкие возможности познания сравнительный метод создаёт при анализе политических систем. При этом выявляются общие и особые черты в политическом развитии различных обществ, раскрываются связи и взаимодействия политической системы с экономическими и духовными явлениями общественной жизни.

Сравнительный метод позволяет творчески использовать как отечественный, так и зарубежный опыт решения общих и частных проблем политического развития. Это особенно важно сегодня для России, стран СНГ, вступивших на путь демократических преобразований.

В современной политологии нередко применяются такие методы, как системный, структурно-функциональный, бихевиористский.

Системный метод в исследовании общественных, в том числе политических явлений был детально разработан в 50-60-е годы ХХ столетия Дэвидом Истоном (1917)-канадско-американским политологом, профессором политических наук Калифорнийского университета, и Толкоттом Парсонсом (1902-1979) - американским социологом, профессором гарвардского университета.

Системный подход в политологии имеет преимущества перед другими методами. Он ориентируется на то, чтобы рассматривать политическую жизнь общества не как простую совокупность её элементов, а как динамично функционирующую и постоянно изменяющуюся систему. Он позволяет определить наиболее значимые цели функционирования государств, других элементов политической системы, а также оптимальные пути и способы их достижения. Основа системного метода - построение модели аккумулирующей все факторы и взаимодействия реальной политической ситуации.

Структурно-функциональный метод исследования политических явлений предполагает расчленение сложного объекта (например, политической системы общества) на составные части, выявление и изучение связей между ними, определение их роли в удовлетворении соответствующих потребностей системы. Этот метод разработан американскими социологами Робертом Мертоном (р. 1910) и Толкоттом Парсонсом. В политологии наиболее последовательными его разработчиками являются американский политолог Гэбриэл Алмонд (р. 1911) и Дэвид Истон.

Цель структурно-функционального анализа - дать количественную оценку разного рода социальных изменений, к которым данная система, в том числе и политическая, может приспосабливаться. Такой анализ целесообразен, а иногда просто необходим для исследования способов сохранения и регулирования данной системы. Эффективность применения структурно-функционального метода в исследовании политических систем очевидна. Этот метод позволяет ответить на вопросы: что должна дать политическая система (какие функции она должна выполнять) и как система это делает (при помощи каких структур и с какой эффективностью).

В числе новых методов политологии следует назвать бихевиористский. Он стал складываться ещё в начале ХХ в., когда Чарльз Мерриам (1874 - 1953) - старейшина американской политической науки - указал на то, что определяющую роль в политической жизни общества играет политическое поведение людей.

Бихевиористский подход ориентирует на систематическое наблюдение за поведением (личности, социальных групп). Его исходные принципы:

Ø действия людей, направленные на достижение своих политических целей;

Ø исследование эмпирических фактов, объясняющих их политическое поведение.

Бихевиористский метод эффективен, в частности, при исследовании причин расхождения между устойчивыми политическими принципами поведения людей и принимаемыми ими конкретными решениями. Этот метод как бы призывает отказаться от поиска решающего влияния какого-либо одного фактора на политическое поведение людей. При этом он ориентирует на учёт роли количественных показателей их деятельности и поведения, например, при исследовании избирательных кампаний, в том числе процесса голосования, а также при анализе общественного мнения, деятельности политических партий, процессов принятия политических решений государственными органами и т.д. Моделируя заданную ситуацию, можно предугадать с наибольшей вероятностью ход будущих политических событий.

Апогей бихевиоризма в политологической науке приходится на середину ХХ столетия. Систематическое наблюдение за поведением стало модным. Рассуждения о свободе, демократии, власти отошли на второстепенные позиции, главное внимание исследователей концентрировалось на поиске данных, касающихся поведения тех или иных субъектов, а также на использовании эффективной техники сбора и анализа этих данных.

С рассмотренными выше методами связаны следующие наиболее распространённые методы прикладной политологии:

Метод экстренных оценок  (метод Дельфи). Он предполагает сбор независимых, не связанных друг с другом экспертных данных, которые обобщаются, систематизируются и сводятся в непротиворечивый прогноз.

Метод имитационного моделирования. Его стали часто применять в последние десятилетия, особенно  в связи с развитием кибернетики. Создаётся упрощенная модель  изучаемого объекта (например, модель международных отношений). Затем с помощью ЭВМ исследуется его эволюция и делаются соответствующие выводы. Этот метод позволяет рассматривать альтернативные варианты развития политических явлений, обнаруживать новые факты и тенденции.

Метод деловых игр. Суть его в том, что создаётся определённая игровая ситуация; в ней несколько действующих лиц должны принимать решения, от которых зависят результаты, ожидаемые участниками деловой игры. Этот метод позволяет исследовать проблемы обеспечения  общественной и политической стабильности, процессы политических переговоров и факторы достижения согласия. Он применяется также при анализе дипломатических и военных стратегий  крупных держав и т.д.

Составной частью метода деловых игр является принятие решений.

Количественные методы. С их помощью анализируются и измеряются различные количественные параметры политических явлений, что даёт возможность существенно повысить научную обоснованность предпринимаемых  действий. Приёмами количественного метода являются статистический анализ, позволяющий выявить те или иные процессы политической жизни общества во всём их многообразии (например, поведение участников политических событий, в том числе интенсивность их политического участия в период избирательных кампаний) и анкетный опрос. Последний используется для изучения общественного мнения: выявляются рейтинг того или иного лидера, намерения избирателей и т.п. При помощи этого метода можно выявить не только само общественное мнение и основанное на нём поведение людей, их отношение к тем или иным проблемам, но и те обстоятельства, которые их обусловливают.

Есть и другие современные «технологии» политического анализа, используемые в политологии, существуют также различные точки зрения относительно классификации методов, применяемых в современной политологии. Их разнообразный арсенал позволяет решать важную задачу - получать достоверные знания о политических процессах в современном обществе.

2.4. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ, И ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.

Политология как научная и учебная дисциплина,  отображающая многообразие политической жизни общества, выполнят следующие функции: гносеологическую, мировоззренческую, практически-прогностическую.

Гносеологическая, или теоретико-познавательная, функция политологии заключается в изучении  политической реальности. Политология изучает тенденции развития политической жизни общества, происходящих в нём политических процессов, анализирует различные стороны политической деятельности людей и их политических отношений. Использование ею эмпирических исследований позволяет получать новые знания о политической действительности, расширять и конкретизировать представления о политике, её роли в обществе, понимать и объяснять политическое развитие в целом.

Мировоззренческая функция политологии тесно связана с гносеологической и выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры людей.

Сегодня наше общество особенно нуждается в повышении уровня политической культуры народа, в воспитании у каждого гражданина навыков активного участия в политической жизни общества, умения правильно анализировать происходящие события, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, самостоятельно ориентироваться в политическом мире и успешно действовать в нём. Цена ошибок в политике сегодня исключительно велика. Чтобы свести их к минимуму, необходима, в частности, мировоззренческая подготовка всех граждан нашего общества.

Практически-прогностическая функция политологии выражается в том, что, опираясь на научные знания, она разрабатывает рекомендации, касающиеся различных вариантов и способов политической деятельности, составляет прогнозы развития политических процессов для их использования в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного руководства и управления политической жизнью общества.

В настоящее время в России происходят коренные преобразования социально-экономических и политических отношений. Преобразуется политическая система общества, осуществляется становление демократического парламентаризма, правового государства, меняются сами люди, их политическое сознание, поведение. В этих условиях особое значение приобретает политическое прогнозирование. С помощью политических прогнозов можно предвидеть возможные позитивные и негативные последствия современного развития событий, разрешить возникающие противоречия и предотвратить вероятные политические столкновения классов, наций, других социальных групп.

Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки и др.

Связь политологии и истории заключается, в частности, в том, что история даёт ключ к пониманию политической жизни общества. Политология, изучая исторический опыт развития общества, постигает и опыт развития его политической жизни. Предметом политологии является также история развития самой политической мысли. На базе конкретного исторического материала политология осуществляет политический анализ исторических фактов. В отличие от истории, которая рассматривает различные события хронологически, политология абстрагируется от хронологии событий, теоретически обобщает опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющееся, типичное, закономерное. Политология отличается от истории ещё и тем, что последняя изучает все стороны жизни общества, а политология  - политическую жизнь его.

Связь политологии и философии состоит прежде всего в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений, ориентирующих на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимодействии с другими явлениями и в развитии, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует разрабатываемую в рамках философии теорию познания при исследовании собственно политических проблем. В свою очередь в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной социальной системы и места в ней различных политических явлений. Тесно взаимодействуют между собой политология и социология. В частности, социология предоставляет в распоряжение политологии многие конкретные данные, связанные с функционированием общества как целостности социальной системы. Политология использует эти данные при анализе собственно политических явлений, а также их связи  с другими явлениями общественной жизни. Так, в политическом анализе всегда учитываются данные социологии о настроении масс, мотивах поступков отдельных личностей и социальных групп, партий, классов, наций и т.д.

Взаимосвязь политологии и экономической науки отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений. Так, например, экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Степень этого влияния может быть разной (большей или меньшей)  в  зависимости от конкретных  условий развития соответствующего общества. Политика в свою очередь может воздействовать на экономику (содействовать её развитию или тормозить его). Эта взаимосвязь отражается и в политологии, и в экономической науке.

Изучение политологии с использованием данных других наук позволяет понять сложные процессы современного общественного развития, прежде всего основополагающие явления политической жизни общества, функционирование его политических институтов. Всё это очень важно для того, чтобы подготовиться к выполнению роли гражданина своей страны, быть способным научно анализировать события современной политической жизни.

Политология не только предлагает необходимую для образованного человека сумму знаний, но и помогает утверждать в обществе начала гуманизма - идеи демократии, правового государства, гражданского общества.

Список литературы:

1. Под ред. Зевелева А.К., « История политических партий России »; Москва,   Высшая школа, 1994 г.

2.Ильин М.В., « Слова и смыслы: Опыт описания. Ключ: политические партии »; Москва, РОССПЭН, 1997 г.

3.Кочетков А.П., « Политические партии и гражданское общество »; Москва, Институт Социологии, 1990 г.

4.Крылова Н.С., « Взаимодействие государства и политических партий в буржуазном обществе »;  Москва, Наука, 1987 г.

5.Авт. коллектив Клементьев Д.С. и др., « Политология: учебное пособие »; Москва, Знание, 1997 г.

6.Под ред. Лавриненко В.Н., « Политология: учебник для вузов »; Москва, Юнити, 1999 г.

7.Гаджиев К.С., « Политическая наука »; Москва, Международные отношения, 1996 г.

8.Гаджиев К.С., « Введение в политическую науку:              учебник »; Москва, Логос, 1999 г.