Безопасность жизнедеятельности

1) объект и цели изучения БЖд основные понятия БЖД

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.

Основные понятия и определения БЖД.

Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных ситуациях наносить ущерб здоровью человека и окружающей среде.

Признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических систем.

Источники опасности:

1. Человек: это может быть обусловлено наследственностью, физиологическими ограничениями возможностей человека, психологическими расстройствами, а также антропометрическими показателями человека, которые могут быть непригодны для реализации конкретной деятельности.

2. Элементы среды обитания: Предметы, средства и продукты труда, микроклимат на производстве, климатические условия жизни.

В терминологии БЖД используются следующие термины:

- Ноксосфера - область или зона, в которой проявляются опасности;

- Игомосфера - область или зона, в которой пребывает человек.

Безопасность - это состояние человека, общества и окружающей среды, защищенное от опасностей различного происхождения; это - состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключена возможность реализации потенциальных опасностей.

Цели БЖД формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасности окружающей среды, в том числе производственной. Целью также является разработка и внедрение техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимального производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Объектом изучения БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек-среда обитания", негативно воздействующих на человека и среду обитания. Цель изучения дисциплины - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Учебная дисциплина БЖД включает в себя следующие научные направления: охрана окружающей среды; охрана труда; гражданская оборона; и служит методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. БЖД включает такие дисциплины как: физика, химия, физиология, гигиена, теория вероятности, теория катастроф, психология, эргономика (эргономика - наука, изучающая поведение человека и движения органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность и снижающих затраты энергии).

2) Аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности.

1. Любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома предполагает следующее: создаваемые человеком технические средства, техника и технологии, кроме позитивных свойств, обладают способностью генерировать опасности.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности. Эта аксиома декларирует возможность оптимизации любой деятельности с точки зрения ее безопасности и эффективности.

3. Естественные процессы и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости и способностью к длительному негативному влиянию на среду обитания, что называется остаточным риском. Остаточный риск - это свойство объектов быть потенциально опасными.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека, техносферу и среду обитания человека.

5. Безопасность реальна, если негативные влияния на человека не превышают допустимых норм.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых норм.

7. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах должны обладать приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режимов работы.

8. Безопасность и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется квалифицированными кадрами.

3) Принцыпы, методы и средства БЖД

 Принципы БЖД – основные направления деятельности и элементарные составляющие  процесса обеспечения безопасности.

Значение принципов БЖД: определяется уровень знаний  об опасностях окружающего мира  и формируются требования по проведению защитных мероприятий

Группы Принципов  БЖД:

1)Ориентирующаяся: 1) Профессиональный отбор 2) Принципы формирования негативного воздействия

2) Управленческий 1) Контроль 2) Принцыпы стимулирование деятельности направленные на повышение безопасности 3) Принципы ответсвенности

3) Организационные  1) регламентация времени в течении которого  допускается воздействие на человека негативных факторов . 2) Рациональная организация труда.  3) разработка рационального режима работы. 4) организация санитарно-защитных зон

4) Технические: 1) использование конкретных технических решений для повышения безопасности 2) защита с помощью организаций. 3) герметизация 4) защита расстоянием

Методы обеспечения БЖД - метод-способ достижения цели- Цель БЖД – обеспечение безопасности.

1) «А методы» - пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы.

2) «Б методы»- нормализация ноксосферы, соответствование  среды обитания под необходимые характеристики человека.

3) «В метод» - адаптация человека к ноксосфере.

4) «г метод» - сочетает в себе вышеупомянутые методы.

Средства БЖД – конкретные средства защиты человека от различных опасностей:

1) СКЗ –средства коллективной защиты : ограждения; предохранительные устройства; световая \ звуковая сигнализация; знаки безопасности.

2) СИЗ – средства индивидуальной защиты- скафандры; противогазы; респираторы; маски; защитные очки; рукавицы;

3) приспособление для организации безопасности: лестница; трапы; лесса; люльки;

 

4) человек как биологический вид. Биологические и социальные потребности человека.

Человек(лат homo) –происходит от ближайшего вида- неондерталец- человек разумный с особенностями строения скелета.

Биологические потребности: 1) стремление поддерживать жизненные способности: еда; одежда; сон; безопасность; экономия сил. 2) Социальные: общение; популярность; лидерство; признание; 3) Духовные : познание окружающего мира и самого себя; стремление к самосовершенствованию и самореализации;

Пищевой инстинкт-голод

Стадный инстинкт- общение

Инстинкт самосохранения- бегство

Среда обитания – окружающая человека среда обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических химических  биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек-среда обитания

Человек- окружающая среда

Человек- машина

Человек- производственная среда

Субъект труда- производственная среда

Человек- высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры (Бол.Сов.Энц)

Человек-это субъект культурно-социально-исторической деятельности представляющий собой единство биологической и социальной природы.  Существо обладающее даром мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими  в процессе общественного труда

Категории : человек  1) как индивид- своеобразный представитель живых существ, как особь homo sapiens

2) как личность: человек осознает свое место в общество, содержание и характеристику своих потребностей и интересов,  и содержание и сущность мировоззрения.

3) как индивидуальность: оригинальность личности, особенности делающие непохожими на других людей; особенности проявления интеллектуальной, эмоциональной и волевой личности.

4) как субъект: участник общего процесса и конкретной деятельности.

Личность и окружающая среда: мегасфера => макросреда =>  микоросреда = >  личность

5)Периоды жизнедеятельности  человека

Онтогенез- процесс индивидуального развития особи от начала ее выделения в самостоятельный организм до конца жизни.

1)     онтогенез личности  проходит  через изменения социально- психической структуры.

2)     За счет совершенствования этих структур

Этапы (периоды):

1)     Младенческий этап (до 6)- родители и родственники ответственны

2)     Детский этап (до12) –родители и родственники ответственны

3)     Подростковый этап (отрочество)  (до 15)  родители и родственники при участии самого подростка

4)     Молодежный этап ( Юность)  (15-17) –родители  и сам подросток

(Молодость) (18-30)-отвечает сам за себя

5)     взрослый  ( зрелость) (31-60) –самостоятельно

6)     Старческий ( мудрость) (61-75) самостоятельно

(Старость) (более 75) – дети и родные.

6)Роль социальной рекламы  для предупреждения и профилактики опасностей и несчастных случаев

 

Социальная реклама- реклама не конкретного товара  а отношения к миру: проявления доброй воли общества; ее принципиальной позиции  в отношении  социально значимых опасностей.

Социальная реклама направлена на привлечение внимания к социальным проблемам. Основные источники социальной рекламы  является общественная жизнь которая изобилует конкретными ситуациями и противостояние на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в существенных стимулах и процессах.

Некоммерческая реклама- спонсирующеяся некоммерческими институтами или в их интересах имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью то пользу или привлечение внимания к делам общества. Передает сообщения пропагандирующие какое либо позитивное явление.

Тематика: 1) безопасность жизнедеятельности города или в городе: этология города; профилактика преступности; профилактика ДТП; проблемы бездомных и беженцев; борьба с мусором.

2)проблемы достижения равных прав и социальных гарантий:  прав женщин и пожилых людей; профилактика семейного насилия; толерантное отношение к инвалидам;

3)экологические проблемы: профилактика и предупреждение  радиационной или химический опасности; пропаганда идей рационального природопользования.

4) тенденции развития общества: проблемы развития общества и здравоохранения; выплата налогов; планирование семьи; проблемы молодежи

5) борьба с пороками и угрозами

6) предупреждение катастроф

7) декларация ценностей

8) призыв к созиданию

9) социальная психотерапия

 

7)     факторы воздействующие на человека в процессе  его жизнедеятельности

Для каждой среды  обитания характерен определенный комплекс химических, физических и биологических факторов воздействия на человека. К ним относятся

1) Шум

2) Загазованность

3) высокий уровень электромагнитного воздействия антен, линий электро передач

4) Различные воздействия и вирусы

5) Загрязненная вода

6) наличие в воздухе ядохимикатов

7) запахи и аллергены

8) травмоопасная городская среда  (высокий травматизм)

9) профессиональные заболевания

10) любые отклонения от комфортных условий  сопровождающиеся нарушением психофизического состояния и работоспособности человека.

Любая практическая деятельность человека потенциальна опасна . потенциальная опасность заключается в скрытом характере, проявляющиеся при наличии определенных трудных условий. Условий при которых  создается возможность  возникновения  несчастных случаев  называют- Опасная Ситуация

Опасные ситуации могут привести к сильному психологическому  напряжению  при котором  человек теряет способность к принятию решений и действий.

 Экстремальная ситуация – опасная ситуация в которой  возникает реальная угроза жизни человека, его здоровья и имущества.

 

Поведение человека в экстремальных ситуациях  зависит от индивидуальных  особенностей  характера человека

3 типа поведения:

1) Паника-человек испытывает страх , стремится убежав забыть обо всем, начинает действия из стороны в сторону

2) Психологический шок- цепенеют мышцы, человек остается на месте, иногда теряет сознание

3) Осознанные действия – соответсвуют реальной обстановке, продуманы и целенаправленны

 

Типы экстремальных ситуаций:

1)     криминального характера:  угроза жизни, здоровью человека или его имуществу со стороны преступника

2)     аварийный характер – угроза жизни, здоровью,  или имущечству человека  в результате аварии транспортных средств, бытовой  техники и систем жизнеобеспечения.

3)     Экологический характер- угроза жизни  и здоровью человека в результате резкого изменения экоогической обстановки.

 

 

8)     Среда обитания: основные понятия

Среда обитания – окружающая человека среда обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических химических  биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство

Среда обитания – действуя в этой системе человек решает следующие задания:

1)     обеспечить свое существование; обеспечить потребности в пище; воде; воздухе; жилье; одежде;

2)     создать и использовать защиту от негативного воздействия со стороны среды обитания любого происхождения; средства индивидуальной защиты

3)     создать и использовать защиту от воздействия себе подобных

для решения этих задач человек преобразует среду обитания воздействуя на нее. Воздействие- негативное или позитивное в зависимости от факторов действующих на человека.

Биосфера- область  существования  жизни на земле включающие в себя Литосферу, Гидросферу, Тропосферу (Тропосфе