Безопасность туров на ездовых собаках

Оглавление

Введение……………………………………………………………………    3

Понятие ездового собаководства…………………………………………   3

Виды туров на ездовых собаках…………………………………………..  5

Необходимое снаряжение………………………………..………………..   7

Обеспечение безопасности………………………………………………..    7

Страхование туристов……………………………………………………..  12

Библиография………………………………………………………………  13

ВВЕДЕНИЕ

Активные виды отдыха завоевывают все большую популярность среди простых туристов. В южных приморских странах это: виндсерфинг, дайвинг, вейкбординг; для стран средней климатической полосы свойственен рафтинг, каякинг, горный велосипед, парашютный спорт, спелеология. Страны северные, а так же горные регионы, предлагают привередливому туристу возможность испытать себя на склонах и в тайге: здесь популярны горные лыжи, сноубординг, кайтинг, оленьи и собачьи упряжки.

Наиболее сложными с организационной стороны являются те виды спорта, в которых помимо человека, природы и снаряжения присутствует еще один элемент – животное. Мегаполисы поглотили биологическую составляющую человека, настолько, что для ребенка встреча с собакой или лошадью превращается в событие жизни. Прикоснуться к животному, посмотреть ему в глаза, ощутить его силу – это ли не истинное удовольствие от возвращения на родину, в мир природы?

К счастью, России в ближайшее время подобной изоляции от животного мира не грозит. Но если говорить о туризме в его мировом масштабе, то интерес к турам, где за основу берется приобщение к деревенскому хозяйству или работа с животными, приобретают все большую популярность. Так как за время прохождения тура турист фактически изучает жизнь животного, его привычки и специфические особенности, можно назвать подобный туризм «животноведческим».

Так вот, расторопные туроператоры прибегнули к объединению последнего с экстремальным туризмом, чтобы получить формулу тура, в совокупности обеспечивающего потребности человека в общении с миром животных и  получении очередной порции адреналина.

В данном реферате мы рассмотрим туры на ездовых собаках, как наиболее характерный для Камчатской области вид экстремального «животноведческого» туризма. Определим особенности организации таких туров и сложности обеспечения безопасности во время их проведения.

ПОНЯТИЕ ЕЗДОВОГО СОБАКОВОДСТВА

Ездовое собаководство – одно из важнейших достижений человека, жившего на Севере. Без помощи собак, этого удивительного разумного транспортного средства, человек не смог бы освоить огромные арктические просторы, «мир безмолвия», покрытый многометровой коркой льда и снега, с полярной ночью, длящейся более восьми месяцев в году. Без собак не представляли своей жизни алеуты, инуиты, нивхи, чукчи, юкагиры, ительмены, коряки – всех не перечислить.

Археологи утверждают, что на собаках ездили уже 7 тыс. лет назад, именно такого возраста останки нарт и собак были обнаружены на Новосибирских островах. На Камчатке на месте известной ушковской стоянки древнего человека были обнаружены останки полозьев нарт и упряжи, возраст которых составляет 1,5 – 2 тыс. лет. Несомненно, собачья упряжка уступает по скорости оленям, но, в отличие от оленей, собаки неприхотливы в еде и не требуют особого ухода, способны работать в любую погоду. Если в дороге упряжку заставала затяжная пурга, собаки нередко спасали своего хозяина, согревая его своими телами. А по окончанию снегопада под толстым слоем снега безошибочно определяли дорогу к человеческому жилью. При таком списке достоинств, для коренного населения севера собаки являются незаменимыми животными в хозяйстве, а упряжку ездовых собак по праву можно считать национальным видом транспорта нашего полуострова.

На протяжении последнего столетия ездовое собаководство распространилось по всему миру. Даже, казалось бы, совсем малоснежные страны, как Япония, Корея, ЮАР, Бразилия, и то нашли возможность заниматься разведением и тренировками ездовых собак, адаптировав снаряжение к условиям местности.

Перечислим некоторые из пород собак, относящиеся к ездовым – это, прежде всего, известная всему миру голубоглазая Сибирская Хаски, Аляскинский маламут, самоед, чукотская и камчатская ездовые собаки, а также незарегистрированные спортивные породы. О каждой из этих пород написаны отдельные научные труды, но в данном реферате мы не будем углубляться в кинологию, а лишь отметим характерные для этих собак общие черты.

Прежде всего, это густая, часто пушистая,  шерсть, окрас определяется конкретной породой и представляет собой любые вариации черного, белого, рыжего, рост средний - от 45 до 65 см, пропорционально сложенное тело. Что касается характера, то дальше речь пойдет о собаках так называемых рабочих линий. Дело в том, что в XX веке произошло окультуривание пород, и это привело к деградации в них рабочих качеств. И если для комнатной собаки трехразовая ежедневная прогулка – это норма, то для рабочей – это не приемлемо, т.к. смыслом жизни всегда был бег в упряжке. С изменением места и образа обитания, изменялись и некоторые черты и поведения, и внешности, поэтому далее будут описаны только собаки, на генетическом уровне привыкшие к труду.

Ездовые чрезвычайно добры к человеку, видимо, это одна из причин, почему собаки ездовых пород стали так популярны среди городских жителей. Отношения с собратьями складываются несколько иначе, здесь вступают в силу законы Севера: главный тот, кто сильнее. Только непоколебимый авторитет хозяина, его внимание к собакам со щенячьего возраста и пресечение «междоусобных воин» на корню заставляет собак смирится с присутствием рядом соперников и встать в одну упряжку, забыв о вражде. Стоит сказать, что у этих собак отношение к работе в упряжке буквально трепетное, как говорится, хлебом не корми, дай поработать. Если собаку не взяли по какой-либо причине на тернировку и оставили дома, для нее это выглядит, как наказание.

Обычно ездовых собак содержат в питомниках, которые могут быть нескольких типов:

·      Крытые – помещение с общим коридором по центру, с одной или с обеих сторон которого сеткой отгорожены отделения для 1-2 собак; каждое из таких отделений часто имеет собственный выход на улицу через специальную дверцу.

·      Уличные

o   Вольерное размещение – вольеры, огороженные сеткой или решеткой, внутри обычно ставится несколько будок по числу собак.

o   Цепное размещение – на специально отведенной территории для каждой собаки устанавливается будка и столб (или другое приспособление), на который вешается цепь.

Главное, что должно учитываться при выборе средства размещения собак, это комфорт и безопасность животных, климатические условия, предназначение питомника.

Питомник может быть создан с целью:

·      племенного разведения

·      занятия спортом

·      организации туризма

·      или для всего сразу

Мы остановимся на туристском направлении. План питомника должен быть спроектирован таким образом, чтобы обеспечить безопасность туристов и собак, работу инструкторов и персонала по уходу за животными. Необходимо внимательно отнестись к строительству помещений для отдыха туристов, для размещения заболевшей или щенной собаки, для хозяйственных нужд и организовать их функционирование таким образом, чтобы питомник работал как единый комплекс, что сразу повысит качество обслуживания.

ВИДЫ ТУРОВ НА ЕЗДОВЫХ СОБАКАХ

Питомник ездовых собак может быть объектом и экскурсионного туризма, и познавательного, и развлекательного, и экстремального.

Экскурсионно-познавательный.

Питомник может привлекать туристов, если:

·      он принадлежит каким-либо известным людям;

·      собаки из этого питомника занимали призовые места на соревнованиях или выставках;

·      им интересны породы находящихся в питомнике собак;

·      им хочется узнать историю ездового собаководства.

При организации экскурсионных туров следует особое внимание уделить лекционному материалу по следующим темам: история возникновения ездового собаководства, история создания питомника, родословная собак питомника, устройство питомника, его работа, тренировочный процесс, уход за животными и т.п.

Одной из разновидностей познавательного туризма является семинар. Обычно проводится несколько дней, и в зависимости от цели упор делается на организационную структуру питомника или подготовку команды к соревнованиям, организацию туризма и прочие аспекты ездового собаководства.

Развлекательный

Обязательно включает в себя непосредственное общение с животными: фотографирование с собаками, прогулки и игра со щенками, катание на упряжке. Лекционный материал дается в ограниченном объеме.

Экстремальный

Предполагает самостоятельное управление собачьей упряжкой. Этот вид туризма является наиболее сложным с точки зрения организации, так как обязательным условием является прохождение инструктажа, получение теоретических знаний и практических навыков обращения с собаками и снаряжением. Тур может быть как индивидуальным, так и групповым, но число людей в группе должно быть небольшим: мы рекомендуем до 5 человек.

Однодневный тур для человека, не имеющего опыта езды на собаках обычно включает:

  1. Знакомство с собаками, питомником и его устройством.

2.      Теоретическая часть, которая объясняет суть управления собаками, особенности их поведения.

3.      Инструктаж, в ходе которого демонстрируется снаряжение, подготовку собаки к запряжке.

4.      Выезд на упряжке в сопровождении инструктора.

Многодневный тур также обязательно включает в себя программу однодневного, но обучение происходит с ориентировкой на предстоящий маршрут, по которому будет проходить основная часть тура.

НЕОБХОДИМОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Нарта – специально сконструированные сани, могут быть спортивные, грузовые (для перевозки тяжелых или объемных грузов, для катания сразу нескольких человек), туристические (на 1-2 человек), национальные (традиционной для аборигенов конструкции). Оборудована якорем (для длительного удержания собак на месте) и тормозом (для регулирования скорости нарты на спусках, кратковременной остановки).

Алык – (иначе – щлейка) упряжь, одеваемая непосредственно на собаку.

Отправляясь в длительную поездку, с собой необходимо иметь стандартный туристический набор на случай, если случится пурга, если турист отстанет или потеряется. Обычно включает в себя: спальный мешок, запас еды на 1 день для себя и собак, запасные алыки, компас, спички, топорик, телефонную или радийную связь, навигационную систему типа GPS, ракетницу, индивидуальные сменные вещи.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. Туры на ездовых собаках относятся к экстремальному виду туризма, а значит, участие в них может представлять опасность для туриста. Согласно Статье 6, главы III, Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» турист имеет право на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. В соответствии с текстом статьи 14 главы VII  «туроператор и турагент обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а так же об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов».

Специализированные туристско-спортивные туры с активными способами передвижения относятся к турам с повышенной группой риска. Путешествиям на собачьей упряжке свойственны такие факторы риска, как:

·           Воздействие окружающей среды – пурга, резкое похолодание или потепление в силах испортить трассу до такой степени, что дальнейшее движение будет невозможно и необходимо будет сделать вынужденный привал. В связи с этим перед выездом на маршрут важно убедиться в том, что турист одет достаточно хорошо, так как холодная или короткая куртка и слишком маленькая обувь приведут к быстрому охлаждению организма. К тому же должно быть предусмотрено наличие у гида палатки, ремонтного набора на случай поломки, суточного запаса еды на собак и туристов, аптечки и т.д. Это условие должно выполняться даже в том случае, если на маршруте каждая ночевка предполагается в подготовленных для этого домиках. Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:

o   информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на здоровье человека;

o   использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок; кремов; одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов; солнцезащитных очков).

·      Геологические факторы – часто маршрут пролегает по горным районам в лавиноопасных участках, и чтобы пресечь возникновение ЧП следует перед выходом на маршрут, а также непосредственно в день прохождения опасного участка, уведомить МЧС о своих планах и получить добро на проведение тура в той местности. Соблюдение правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования обеспечит безопасность путешествия. И в первую очередь требования предъявляются к состоянию нарт, их соответствию особенностям намеченного маршрута. Помимо элементарной исправности должны быть учтены и такие факторы, как размер и конструкция. Выше уже было указано, что нарты различаются в зависимости от назначения, например, использовать спортивную нарту для экспедиций по бездорожью нельзя. При выборе нарты учитывается:

o   длинна дистанции;

o   местность, где будет пролегать трасса (лес, тундра, горы);

o   сложность маршрута: наличие резких (более 90 градусов) поворотов, мостов, переправ, льда, наста, крутых подъемов и спусков.

o   количество туристов;

o   необходимый к перевозке груз;

o   количество запрягаемых собак.

·      Травмоопасность – риск получить травму зависит от сложности трассы, скорости собак, физической и технической подготовленности туриста. Дабы свести эту группу риска к минимуму, необходимо провести предварительный теоретический курс и инструктаж, о которых уже говорилось в разделе «Виды туров  на ездовых собаках» (стр.5). Иногда практикуют первоначальное обучение туриста управлению нартой, пристегивая ее за снегоходом, который выполняет роль собак. В этом случае инструктор сразу исправляет неправильное положение корпуса начинающего гонщика, объясняет способы управления нартой на поворотах, спусках и при торможении. Снижение травмоопасности обеспечивается использованием средств индивидуальной защиты. При управлении упряжкой самым действенным средством защиты будет шлем, его использование обезопасит туриста при падениях, так как можно удариться головой как о стоящее близко к краю трассы дерево, так и о саму нарту. Важно соблюдать эргономические требования к инвентарю, снаряжению и даже личной одежде туриста. Одежда и обувь чересчур больших размеров приведет к неуклюжести и неповоротливости туриста, что в свою очередь чревато получением травмы.

·      Специфические факторы – к ним стоит отнести травмы или материальный ущерб, которые человек может получить при контакте с животными: собаками или дикими лесными животными. Наиболее распространенные – это царапины, укусы, порванная одежда. Но стоит заметить, что подобные казусы происходят из-за плохо подготовленной команды собак или неправильной работы туриста с упряжкой  (например, ошибка при расстановке собак может привести к драке). Встреча во время тура на упряжке с медведем (в весеннее время), лосем, волком и прочими обитателями леса и тундры не редкость. В арсенале гида должны быть простые  средства  самозащиты и защиты туристов (газовый баллончик, электрошоковое устройство), разрешенные законодательством. Следует заранее проинформировать туриста о возможности такой встречи и проинструктировать его о правилах поведения в подобной ситуации.

Меры по обеспечению безопасности туристов на маршруте принимаются на оперативном уровне менеджерами еще при разработке этого маршрута. Одним из условий выхода на маршрут становится ограничение по возрасту и степень подготовленности туриста. Наиболее оптимальными возрастными рамками мы считаем возраст от 18 до 60 лет, когда человек уже является полноправным гражданином и несет ответственность за свои действия, но в зависимости от сложности тура эти рамки могут сужаться. Дети могут принимать участие, но только в сопровождении взрослых и на основе письменного разрешения родителей и справки от врача, разрешающей ребенку физические нагрузки. Конечно, проектирование трассы маршрута должно осуществляться рационально.

Особые квалификационные требования предъявляются к гиду-проводнику. При осуществлении многодневного перехода на маршруте с туристами должно быть как минимум два гида, имеющих стаж работы в данном питомнике, как минимум в течение месяца до начала тура, и опыт работы с ездовыми собаками в общем не менее года. Инструктор(а) с туристами во время тура чаще всего находится на отдаленном расстоянии от ближайшего населенного пункта, поэтому хорошая физическая подготовка гида, доскональное знание и грамотно спланированный маршрута (с учетом состава, подготовленности и физических возможностей группы), умение оказания первой медицинской помощи до прибытия за пострадавшим снегохода или вертолета – гарантия безопасного путешествия. На нем лежит ответственность за функциональную сторону обеспечения безопасности тура, т.е. решение создавшихся опасных ситуаций на месте.

Повышенное внимание должно уделяться материально-техническому обеспечению путешествия, состоянию снаряжения и транспортных средств. Перед выездом на маршрут все снаряжение должно быть тщательно проверено, а к быстро изнашиваемым деталям взяты запанные. Собаки все должны пройти ветеринарный осмотр на допуск к работе на конкретном маршруте. В том случае, если упряжки выходят на маршрут в сопровождении снегохода, машина должна соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на пользование снегоходным транспортом. От качества и современности оборудования зависит уровень обслуживания и удовлетворенность туристов.

Безопасность собак – одно из важнейших условий организации тура. Упряжь должна быть подогнана строго по размеру каждой собаки. Команды собак должны быть заранее сформированы и опробованы в данном составе во время тренировок. К началу тура каждая собака должна быть хорошо подготовлена физически, что обеспечивается тренировками с учетом дистанции, которую собакам необходимо будет преодолевать на протяжении тура за один день. Корм для собак должен везтись либо на нартах вместе с остальным багажом, либо забрасываться на привалочные пункты. Питание собак должно планироваться из расчета 3000 ккал/ день на собаку (учитываются также индивидуальные особенности каждой собаки), с повышенным содержанием углеводов и жиров. Аптечка гида должна содержать помимо «человеческих» медикаментов, ветеринарные препараты, а сам гид должен уметь определить признаки различных инфекционных заболеваний, обладать навыками лечения животных и знаниями возможных проблем со здоровьем у работающих собак. К ним относятся:

·      растяжения, вывихи;

·      переохлаждение мышечных тканей;

·      обезвоживание;

·      нарушения сердечного ритма;

·      диарея;

·      расслоение, надлом или потеря когтя, стертые подушечки лап и прочее.

При эксплуатации собак должен соблюдаться температурный режим: от -35С до     -2С. Если мороз слишком сильный или солнце чересчур сильно припекает, и трасса под собачьими лапами начинает проваливаться, следует остановиться и продолжить движение лишь после того, как температура и погодные условия будут благоприятствовать этому.

Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению. Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания. Обычно, информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, содержится в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий  персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах. В первую очередь туроператоры и турагенты обязаны сообщать органам исполнительной власти, представителям МЧС и заинтересованным лицам о чрезвычайных происшествиях с туристами и о невозвратившихся из путешествий.

Для исключения недопонимания и претензий со стороны туристов существует договор на туристское обслуживание. К существенным условиям договора, касающимся обеспечения безопасности, относятся:

·      достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия;

·      даты и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

·      порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

·      права, обязанности и ответственность сторон;

·      условия безопасности туристов;

·      порядок урегулирования споров и возмещения убытков сторон;

·      порядок и сроки предъявления претензий туристом;

·      условия страхования, форс-мажорные обстоятельства.

СТРАХОВАНИЕ ТУРИСТОВ

К страховым случаям, по общим правилам страхования от несчастных случаев, относятся смерть и постоянная утрата трудоспособности, наступившие в результате несчастного случая, т.е внезапного события, происшедшего помимо воли туриста: взрыв, ожог, обморожение, утопление, действие электрического тока, удар молнии, солнечный удар, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на/или самого туриста, внезапное удушение и отравление вредными продуктами или веществами, а также происшедшие при движении средств транспорта или при их авариях, при пользовании машинами, механизмами, орудиями производства и всякого рода инструментами и т.д.

Знание перечня страховых услуг и порядка страхования, а также правил признания чрезвычайных обстоятельств, приключившихся с туристом в путешествии, страховым случаем и возмещения понесенных расходов, заставит туристов не нарушать установленных правил перемещения и проживания, быть бдительными и осторожными, что является залогом сохранения своего здоровья и имущества.

Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент)  оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествий, включая туры с повышенным риском.

Безопасность путешествия - это допустимый риск. В экстремальных видах туризма дозированный риск - это та "изюминка", которая привлекает путешественников из-за остроты ощущения.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999

2.      Поцелуева Е. «Ездовые собаки». – Рекомендации лучших специалистов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2002